В Храме Христа Спасителя в Москве открылась выставка «История Православия Эстонии в фотографиях» 8 сентября 2017 г. 16:40 5 сентября 2017 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное открытие выставки «История Православия Эстонии в фотографиях», приуроченной к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла нынешней осенью отмечается 100-летие учреждения Ревельской епархии. Фотовыставка подготовлена Издательским отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова. В экспозицию вошли фотографии из архивов церковного управления Эстонской Церкви и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , а также частных коллекции Александра Дормидонтова и Сергея Мянника. Куратор выставки Игорь Лапшин. Выставка рассказывает об истории Православия в Эстонии, начиная с XIX века: ее открывает галерея портретов архиереев и священнослужителей; подробно отражены революционные события столетней давности. Часть фотографий посвящена жизни священномученика Платона (Кульбуша) его пастырскому служению в качестве настоятеля эстонского православного прихода и создателя эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге, епископской хиротонии в конце 1917 года и недолгому пребыванию на Рижской кафедре, а также похоронам святителя, зверски убитого большевиками в январе 1919 года. Цветные фотографии рассказывают о возрождении Православия в Эстонии, восстановлении старых храмов и строительстве новых церквей. Часть экспозиции посвящена священнослужителям, в разное время служившим в разных уголках Эстонии. На выставке можно увидеть фотографии, на которых отражен визит Святейшего Патриарха Алексия II на свою родину в 2003 году, а также визит  Святейшего Патриарха Кирилла в Эстонию в 2013 году. Церемония открытия выставки началась с пения молитв «Царю Небесный» и «Отче наш» на эстонском языке. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент  передал собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

Первый эстонский Епископ Рижской епархии мученик Платон (Кульбуш) зверски замучен красногвардейцами. Его арестовали в алтаре храма в Юрьеве, вместе с ним были арестованы протоиерей Николай Бежаницкий, протоиерей Михаил Блейве, сослужившие Владыке, и еще 15 человек. Их допрашивали с 8 января, а расстреляли 14 января 1919 года. Очевидец событий вспоминает: после того, как отступили красные отряды из Тарту, «в подвале Дворянского кредитного банка лежали убитые, была гора трупов, окровавленных, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых застыл ужас… Вынесли отца Николая Бежаницкого, пастора Хаана, отца Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была выпущена в затылок… Одним из последних вынесли епископа Платона. Он был страшно изуродован, но персты были сложены для крестного знамения. На теле Епископа обнаружили одиннадцать ран от штыка и четыре — от пуль. Отпевали убитых в Тарту». Светлый, любвеобильный владыка Платон (Кульбуш) похоронен в Таллине. В 1937 году был расстрелян в Ленинграде уроженец Эстонии протоиерей Карп Эльбе. История Православия на земле Эстонской достаточно драматична. Современные эстонцы по вероисповеданию лютеране, но семена христианства были принесены на эту землю в начале XI столетия, после Крещения Руси. Уже в XIII столетии началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял крестовый поход на земли эстов и ливов. Немногочисленное православное население подверглось гонениям, которые продолжались вплоть до Реформации, когда в XVI столетии в Эстонии утвердилось лютеранское вероисповедание. Но Православие в Эстонии не исчезло, благодаря подвижничеству православных на приграничных территориях Руси. В знаменитой битве с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в апреле 1242 года Благоверный князь Александр Невский защищал не только русские земли и княжества, но и веру Православную. Поэтому Русская Православная Церковь чтит его в Соборе эстонских святых, как покровителя Православия Эстонии и всего Прибалтийского края.

http://patriarchia.ru/db/text/167097.htm...

14 января Сщмч. Платон, епископ Ревельский 1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). 20 декабря 1918 г . красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма. Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г . его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон. Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919) В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве). 1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти. Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г ., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». Лжемитрополит Феофил (Булдовский) 1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского. Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г . Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

http://pravoslavie.ru/5326.html

В дек. 1918 г. в Перми был казнен (утоплен) Соликамский еп. сщмч. Феофан (Ильменский) . В янв. 1919 г. были расстреляны священномученики Белгородский еп. Никодим (Кононов) в Белгороде и Ревельский еп. Платон (Кульбуш) в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). В июле 1919 г. в Астрахани казнили Астраханского митр. сщмч. Митрофана (Краснопольского) и Енотаевского еп. Леонтия (Вимпфена) . В окт. 1919 г. в Саратове был казнен Вольский еп. сщмч. Герман (Косолапов) . В этот период, по неполным данным следственных органов белых войск, от рук большевиков погибли: в Пермской губ.- 51 священник и 36 монахов и послушников, в Харьковской - 70 иереев, в Воронежской - 160, в Ставропольской - 52, в Кубанской обл.- 43 священника. По всей стране, по подсчетам исследователей, во время гражданской войны было казнено ок. 15 тыс. священнослужителей и активных мирян из приходских союзов и братств. Большое количество верующих подвергалось заключению в тюрьмы и концлагеря. Мн. архипастыри и пастыри были вынуждены покинуть родину. Патриарх Тихон еще в начале гражданской войны отказался дать благословение Белому движению, осуждая братоубийство, от кого бы оно ни исходило. Патриарх видел спасение от большевизма в духовности, а не в кровавой войне. 8 окт. 1919 г. свт. Тихон обратился с посланием к архипастырям и пастырям, в к-ром заявил о несправедливости обвинений Церкви в «скрытой контрреволюции, направленной якобы к низвержению советского строя». Патриарх призвал духовенство не подавать «никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти», подчиняться «ее велениям» и отказаться от всяких политических выступлений (Акты свт. Тихона. С. 163-164). Патриаршее послание не было попыткой к.-л. приспособленчества к большевистской власти. Оно появилось в дни наибольшего успеха белых войск за все время гражданской войны - одновременного максимального продвижения войск ген. Деникина к Москве, перехода в контрнаступление адм. Колчака в Зап. Сибири и похода ген. Н. Н. Юденича на Петроград. Большевики в тот момент уже готовили эвакуацию правительственных учреждений в Вологду и создавали структуры для подпольной работы.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Немногочисленные храмы придворного ведомства, которые избежали закрытия, тоже стали епархиальными. Так была ликвидирована «чересполосица» в духовной жизни Петроградской митрополии. Искренняя лояльность митрополита Вениамина к гражданской власти, которую он требовал и от духовенства епархии, тем не менее никак не могла служить гарантией от гонений со стороны режима. В связи с угрозой нашествия на Петроград из Эстонии белой армии Юденича, в августе – сентябре 1919 года большевики вновь стали вымещать свой страх на «непролетарском элементе». По городу поползли упорные слухи «о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства, ввиду их контрреволюционности или же в качестве заложников» 876 . Эти слухи имели под собой вполне понятную основу. Именно в Эстонии, где большевики ненадолго захватили власть в конце 1918 года, они издали декрет об изгнании в 24 часа из «Эстляндской трудовой коммуны» духовенства всех конфессий. Многие из тех, кто не захотел спасаться бегством, претерпели мученическую кончину. В сонм убиенных пастырей вошел и настоятель Знаменской церкви в Ивангороде протоиерей Димитрий Чистосердов 877 , хорошо известный в Петроградской епархии. Еще больший резонанс получило известие о казни 14 января 1919 года епископа Ревельского Платона, который в иерейском сане «в течение 24 лет был выдающимся работником на ниве Христовой» в С.-Петербурге – Петрограде. Петроградский Епархиальный Совет 11 февраля (29 января) 1919 года постановил «предложить духовенству епархии вознести Господу Богу моления об упокоении его души в селениях праведных» 878 . Митрополит Вениамин с редким участием отнесся к судьбе сына погибшего архипастыря, Георгия Кульбуша. Получив от юноши ходатайство о единовременном пособии, святитель содействовал получению им «на продолжение своего образования в высшем учебном заведении» громадной суммы – 5000 рублей – из средств свечного завода 879 . Тревожную для духовенства и верующих обстановку еще больше взбудоражил визит в Петроград П.А. Красикова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29 июня 1918 года под дикий хохот озверевших палачей был сброшен с палубы парохода в воды реки Туры епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. К вывернутым рукам святителя убийцы привязали двухпудовый камень. Перед этим владыка кротко благословил своих мучителей. 3 июля 1918 года был заживо погребен в могиле, выкопанной собственными руками, архиепископ Пермский Андроник. 17 июля 1918 года совершена беззаконная расправа над Государем Императором Николаем II, его семьей и ближними, в том числе над ни в чем неповинными детьми. 5 сентября 1918 года вместе с двумя сыновьями был расстрелян светлейшей души человек, настоятель Казанского собора в Петрограде, председатель Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, организатор многих детских приютов и богаделен, протоиерей Философ Николаевич Орнатский . 5 сентября 1918 года в Москве приняли мученическую кончину епископ Селенгинский Ефрем и выдающийся проповедник и миссионер, духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского , протоиерей Иоанн Восторгов . В сентябре же 1918 года был замучен епископ Амвросий (Гудко), пребывавший на покое в Свияжском монастыре. Убеленному сединами пастырю вывернули кистевые, локтевые и плечевые суставы, а затем пронзили его тело штыком. 5 января 1919 года богоборцы зверски замучили епископа Пермского и Соликамского Феофана. В лютый мороз владыку Феофана многократно погружали в прорубь, прежде, чем утопить в Каме. 27 января 1919 года в Юрьевске был убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Останки священномученика имели на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ранений, правый глаз владыки был поражен разрывной пулей. Из подвала, где был убиенный архипастырь после ухода большевиков, было извлечено еще около 20 бездыханных тел. Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив его на кол. В декабре 1919 года в монастыре святителя Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона. К 1920 году число убиенных за веру достигло 10 тысяч человек. Это об их подвиге святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Ему (Богу) благоугодно, чтобы мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе сними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; – какими же людьми? – гнуснейшими элодеями и лицемерами. – Все мы безответные перед этой всевысшею Правдою; – или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ); «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В 1917 г. прекратилась правительственная помощь русским приходам в Эстонии, и М. стал изыскивать средства для содержания причта. Положение с продовольствием в Юрьеве становилось все тяжелее, и из Успенского собора стали уходить псаломщики в сельские храмы, потому что в селах еще сохранялись какие-то запасы продовольствия. Вместо ушедших М. нашел благочестивых верующих людей, к-рые согласились исполнять эти обязанности бесплатно, и организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу существовать. В нач. 1918 г. Юрьев был занят нем. войсками. В это время в городе располагалась резиденция Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) , временно управляющего Рижской епархией. 20 июня 1918 г. еп. Платон по ходатайству приходского совета назначил М. настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал рус. духовным центром в Юрьеве. По благословению еп. Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан, этому хору М. уделял большое внимание. С 1917 и до лета 1918 г. М. приходилось отстаивать Свято-Исидоровскую церковноприходскую школу, против существования к-рой выступали нем. власти. В дек. 1918 г. Юрьев был взят Красной Армией. Начались обыски и аресты. 2 янв. 1919 г. был арестован еп. Платон. Родственники уговаривали М. скрыться, но он эти предложения отверг. 5 янв. 1919 г. М. был арестован в алтаре Успенского собора. Вместе с ним были арестованы прот. сщмч. Николай Бежаницкий и 15 чел., известных в городе как видные религ. и общественные деятели. Они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка. 13 янв. к Юрьеву приблизились эст. войска. 14 янв. 1919 г., прежде чем оставить город, большевики жестоко убили мн. заключенных, в т. ч. М. вместе с еп. Платоном и прот. Николаем Бежаницким. Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела прот. Николая Бежаницкого и М. были погребены в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/2563482.html

Особенно тяжело приходилось тем архипастырям и пастырям, которые оставались на территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль Советов. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривалась красными как контрреволюционное преступление; пение молебнов о победе белого оружия служило основанием для вынесения смертных приговоров или зверских расправ. В октябре 1918 г. 72-летний заштатный священник Павел Калиновский, проживавший в Ставрополе, был запорот плетьми за то, что внуки его были белыми офицерами. Священника Никодима Редикульцева из села Камень Томской епархии зарезали кухонным ножом. Священника отца Александра Подольского из станицы Владимировской Кубанской епархии арестовали за то, что он отслужил молебен для казаков перед боем, сначала его водили по станице и глумились над ним, а потом зарубили. Прихожанин, пришедший за телом своего пастыря, был убит пьяными красноармейцами. Священнику села Соломенского Ставропольской епархии Григорию Дмитриевскому шашками отрубили нос и уши, а затем расстреляли. 11 декабря в Каме утопили викарного архиерея Пермской епархии епископа Соликамского Феофана (Ильинского). Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив на кол. 14 января 1919 г. в подвале Кредитного банка в г. Юрьеве был зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш) вместе с двумя протоиереями Н. Бежаницким и М. Блейве. После ухода большевиков из подвала извлечено было около 20 трупов: вместе с православными священнослужителями убиты были лютеранский пастор и несколько купцов. Останки священномученика Платона носили на себе 7 штыковых и 4 огнестрельные раны, правый глаз поражен разрывной пулей. 25 мая 1919 в Астрахани по указанию Кирова были арестованы правящий архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Енотаевский Леонтий (барон Вимпфен). Попытки православных жителей города выручить своих архипастырей успехом не увенчались. Перед расстрелом архиепископ Митрофан благословил солдат, которым приказали его казнить. Тогда командовавший расстрелом чекист ударил архипастыря револьвером по благословляющей деснице и выстрелил ему в висок. Это было 23 июня, здесь же был расстрелян и его викарий. В декабре 1919 г. в монастыре святого Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В марте 1921 г. убили епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова). Ему нанесли несколько штыковых ран, и в одну из них вонзили крест. На исходе гражданской войны в Севастополе расстреляли бывшего архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Однажды, когда ходатайствовать перед кем-либо было невозможно, он попросту скрыл у себя человека, которого искали власти. Вскоре после того, как 21 декабря 1918 г. в Юрьев вошли красные, все помещики и священнослужители были объявлены вне закона. Приказом от 29 декабря совершение богослужений воспрещалось под страхом смерти. Распоряжение от 31 декабря предписывало всем " попам " оставить город, чему православное духовенство не подчинилось. 4 января 1919 г. был обнародован приказ о конфискации всего имущества церкви. В этот же день объявлялось, что " православному попу " Бежаницкому разрешено, ввиду преклонного возраста, оставаться в городе до 20 января, однако уже на следующей день он был арестован в Георгиевской церкви . День был воскресный, и о. Николай совершал богослужение, вероятнее всего, без разрешения властей. Его отвезли в здание Кредитного банка, где к тому времени уже находились епископ Платон (Кульбуш) со своим секретарем протодиаконом Константином Зориным , протоиереи Успенского собора Михаил Блейве и Александр Брянцев . Заключение было недолгим. В камере в эти предсмертные дни много было тех, кто нуждался в поддержке и ободрении. На двухъярусных нарах, а также на немногих столах и скамьях не только нельзя было лечь, но и сесть. Большинство узников сидели прямо на полу. К 14 января в Кредитном банке находилось около 230 арестованных. 14 января 1919 г. комиссар увел сначала владыку Платона, вслед за ним отца Михаила Блейве, а затем и отца Николая. В большом серединном зале о. Николая заставили снять одежду и положить ее на стол. Босого и без верхней одежды, его вывели под конвоем ко входу в погреб банка. Через несколько минут был дан приказ спускаться вниз, затем раздались выстрелы. Протоиерей Николай Бежаницкий был причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве . Использованные материалы Редакция текста от: 16.01.2011 10:25:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14417.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009