Благодаря сотрудничеству с фондом этот проект был осуществлен эстонскими издателями, презентация издания в Таллине состоялась уже после кончины автора. В продолжение этого труда позднее был издан совместный двухтомник, в котором были собраны исследования и документы по истории Православия в Эстонии. В его презентации в Таллине принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, соучредитель Фонда Григория Богослова митрополит Волоколамский Иларион и руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец . Это событие отражено на выставочных фотографиях. «Мы выпустили совместно еще несколько книг, посвященных истории Православия на Эстонской земле, а также две книги Святейшего Патриарха Кирилла " Свобода и ответственность " и " Слово пастыря " в переводе на эстонский эзык. Мы работаем вместе уже около десяти лет», сказал С. Мянник, выразив надежду на продолжение сотрудничества. Он поблагодарил куратора нынешней выставки Игоря Лапшина за активное участие в ее организации, а также за многолетнее сотрудничество в реализации совместных проектов. Рассказывая об экспозиции, С. Мянник отметил, что самая старая фотография относится к середине XIX века. В качестве интересного примера он выделил фотографию «Студенты-эстонцы IV класса Рижской духовной семинарии» 1912 года. «В те годы многие крестьяне смогли, окончив православную семинарию, поступить в высшие учебные заведения: Санкт-Петербургский университет, Академию художеств, получить образование в Москве. Эстонская интеллигенция во многом вышла из православной среды. Православие показало, как оно может помогать людям разных национальностей», отметил С. Мянник. Фотовыставка будет открыта для посетителей с 10.00 до 17.00 с 6 по 20 сентября. Архиерейская кафедра в Ревеле (Таллине) была учреждена в 1917 году, когда состоялась епископская хиротония благочинного эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии протоиерея Павла (в монашестве Платона) Кульбуша. Решением Святейшего Патриарха Тихона он был назначен епископом Ревельским, викарием Рижской епархии. В январе 1918 года ему было поручено временное управление всей Рижской епархией . Епископ Платон все силы прилагал на поддержание и восстановление церковной жизни, разрушенной войной. За год своего архиерейского служения епископ Платон посетил более 70 приходов, где совершал богослужения. Был расстрелян большевиками в ночь с 14 на 15 января 1919 года. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон и погибшие вместе с ним протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий были прославлены в лике новомучеников и исповедников. Они особо почитаются в Эстонской Православной Церкви. По материалам сайта  Благотворительнго фонда святителя Григория Богослова Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

30 ноября 1939 г., когда началась советско-финская война, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи Валаамского монастыря были эвакуированы в глубь Финляндии. Лишь 7 мая 1957 г. было восстановлено молитвенное каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финляндской Автономной Церковью, Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финской Православной Автономной Церковью. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. После мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша), последовавшей 14 января 1919 г., в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен Порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 г. обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр отправился с этой целью в Стамбул и 7 июля 1923 г. получил от Патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В составе Эстонской Церкви была образована вторая, Нарвская, епархия, а Константинопольский Патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии, введен был в употребление новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Митрополит Александр настойчиво проводил эстонизацию церковной жизни, несмотря на то что большинство православных были русскими. Очагами монашеского подвижничества в Эстонии были Пюхтицкий женский и Псково-Печерский мужской монастыри; граница между Эстонией и Советской Россией по мирному договору 1920 г. прошла так, что ряд исконно русских городов и сел, включая и Печеры с древней обителью, отошли к Эстонии. Настоятелем Псково-Печерского монастыря был архимандрит Иоанн (Булин), сам по национальности сету. В 1929 г. отца Иоанна хиротонисали в викарного епископа Нарвского с сохранением за ним настоятельства в монастыре. Несмотря на свое происхождение, епископ Иоанн противился эстонизации церковной жизни, отстаивал неприкосновенность церковнославянского богослужебного языка. У эстонских властей это вызвало недовольство, и в 1933 г. Иоанн был устранен от управления Псково-Печерским монастырем и выехал за границу, в Белград. На родину он вернулся в 1941 г., после присоединения Эстонии к Советскому Союзу, но в годы массовой депортации был сослан в Сибирь и там бесследно исчез.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К. святых является одним из неотъемлемых прав автокефальной Церкви. Существует негласное правило, согласно которому причисление к лику святых совершает та Поместная Церковь, к которой принадлежал святой, а остальные лишь вносят его в свои святцы. В новейшей истории имели место случаи нарушения этого правила, что приводило к конфликтам между Поместными Церквами. Так, в октябре 2000 г. К-польский патриарх Варфоломей в ходе визита в Эстонию огласил акт о К. К-польским Патриархатом еп. Ревельского Платона (Кульбуша) , к-рый принял мученическую смерть 14 янв. 1919 г., будучи викарием Рижской епархии РПЦ, и никогда не принадлежал к К-польскому Патриархату. Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся в авг. 2000 г. в Москве, уже прославил еп. Платона в лике новомучеников. Чин К. был торжественно совершен в храме Христа Спасителя в Москве в присутствии официальной делегации К-польского Патриархата. В своем заявлении от 8 нояб. 2000 г. Свящ. Синод РПЦ квалифицирует «константинопольскую канонизацию» как «канонически недопустимую акцию». Отдельную проблему представляет собой вопрос почитания в одной или в неск. Поместных Церквах мн. святых, живших в Зап. Европе до разделения Вост. и Зап. Церквей и канонизированных Римско-католической Церковью. До наст. времени этот вопрос не имел общецерковного обсуждения и не получил богословского обоснования. Он требует не только детального изучения жизни каждого из святых, но и выработки критериев, по которым тот или иной западный святой может быть внесен в месяцеслов православной Церкви. Отдельные Поместные Церкви уже официально внесли в свои святцы имена некоторых западных святых. Ряд из них почитаются как местночтимые по благословению епархиальных архиереев разных юрисдикций в православной диаспоре Зап. Европы и США, лишь немногие упоминаются в офиц. постановлениях Синодов этих Поместных Церквей. В частности, постановлением Свящ. Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. в месяцеслов РПЦ было внесено имя св. прав. Стефана (Иштвана) I, кор. Венгрии († 1038, пам. 7 авг.), ранее канонизированного К-польским Патриархатом. На этом же заседании Синода было принято решение об установлении дня соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (пам. в 3-е воскресенье по Пятидесятнице). Имена этих святых древней Церкви будут включены в месяцеслов РПЦ после получения полных агиографических и исторических материалов, касающихся их христ. подвига, времени и обстоятельств прославления и почитания (Журналы заседания Свящ. Синода РПЦ от 21 августа 2007 г. Журнал 49).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Рижская епархия после перевода на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову) , ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 – начале 1919 г. временно Рижской епархией управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера) , по национальности латыша, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. Православный народ Латвии, русские и латыши, с радостью и любовью приняли своего нового архипастыря. В поисках компромисса с правительством архиепископ Иоанн ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви 318 . Архиепископ Иоанн (Поммер) , назначенный в начале 1921 г., в своей архипастырской деятельности стремился объединить православных латышей и русских, и ему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие православной Церкви с другими Церквами Латвии. Со времени его избрания в сейм архиепископский дом с утра до вечера переполнен был просителями, и не только православными. Люди искали его заступничества, и он всегда настойчиво отстаивал справедливость, защищал неправедно обиженных. Архиепископ Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и русском языках. Многим особенно запомнилась речь, произнесенная им в память о почившем первосвятителе Российской Церкви святом Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины Патриарха Тихона многих в Латвии раздражало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Тарту. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1776 и 1782. Apxumekmop:Paul Spekle Ссылки:   Адрес: Magasini 1, 51005 Tartu Координаты: 58.382547, 26.722411 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из возведённых в XVIII столетии в Тарту православных храмов до нашего времени сохранился только один – собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор ), построенный по проекту П. Спекле (по некоторым данным А. Павлос) и освящённый в 1783 году. Это оштукатуренная каменная церковь в стиле раннего классицизма, с колокольней и большим башенным куполом, к которому примыкают четыре наугольные башни меньшего размера, увенчанные луковичными куполами. В 1840 году конструкция церкви была дополнена боковыми крыльями (архитектор А. Адамсон). В 1858 и 1914 годах проводились ремонты и небольшая переделка здания. Частично позолоченный трёхчастный иконостас был установлен в 1880 году. В храме находится много икон, датируемых XVIII-XX столетиями. В 1860 году в южной части храма был освящён дополнительный придел во имя Святого Николая, а в 1901 году – северный придел честь великомученика Исидора Юрьевского. Приделы имеют собственные иконостасы. С Успенским приходом была связана кладбищенская церковь Святого Духа, освящённая в 1901 году, которая была закрыта в 1962 году. В церкви похоронены мученики отец Николай Бежаницкий и отец Михаил Блейве, убитые большевиками в в Тарту в 1919 году вместе с архиепископом Платоном (Кульбушем). В 2000 году эти три священнослужителя были причислены к лику святых Православной церковью. После окончания Северной войны Тарту вошел в состав Российской империи, однако в городе не было ни одного православного храма. По приказу императрицы Елизаветы (1741-1762) близ нынешнего Успенского собора была сооружена и в 1754 г. освящена православная церковь. Здание церкви было уничтожено в огне Великого тартуского пожара 1775 года. Новую церковь спроектировали первоначально крестообразно, однако при строительстве в 1840 г. было решено придать ей четырехугольную форму. Церковь венчает один большой и четыре малых луковичных купола.

http://sobory.ru/article/?object=12393

Осенью 1918 года большевики приступили к упрочению своей власти методом «красного террора». Расстреливались тысячи ни в чем не повинных людей. В Петрограде среди них оказался 84-летний протоиерей Алексий Ставровский (выпускник Академии 1861 года), а также настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский (выпускник 1885 г.), со своими сыновьями Николаем и Борисом. В Эстонии большевики зверски убили епископа Ревельского Платона (Кульбуша), выпускника Академии 1894 года. До монашеского пострига он в течение 23 лет окормлял эстонский приход в Санкт-Петербурге - Петрограде. Несмотря на лишения первых послереволюционных лет в Петрограде возникли новые формы богословского образования и духовного просвещения. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, осенью 1918 года вместо упраздненной властями Духовной семинарии открывается Богословско-пастырское училище, а в 1919 году - различные богословские курсы. Заведующим Богословско-пастырского училища стал И. П. Щербов; более двух лет в нем преподавал иеромонах Николай (Ярушевич) - будущий митрополит Крутицкий и Коломенский. Наконец, в 1920 году по инициативе И. П. Щербова, которую всемерно поддержал митрополит Вениамин, открылся Петроградский Богословский институт. Он был призван стать научнопросветительным и учебным центром Петроградской епархии. В организации Богословского института приняли участие представители десятков приходов города и его окрестностей; подготовительные вопросы решала Комиссия духовно-учебных заведений епархии под председательством настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Ректором института был избран протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий). В институте преподавали профессора прежней Духовной Академии и Петроградского Университета: Н. Н. Глубоковский, И. П. Соколов, И. А. Карабинов, А. И. Бриллиантов, академик Б. А. Тураев. Новый курс «Истории христианской мистики» было предложено читать протоиерею Павлу Аникиеву; сам ректор вел курс педагогики и дидактики Закона Божия. В институте наряду c выпускниками духовных семинарий получить образование стремились выпускники и студенты других высших учебных заведений, врачи и сестры милосердия, лица в священном сане, монахи и монахини… Учебное дело успешно развивалось, но в конце 1921 года власти повели новое наступление на Церковь, на сей раз обвинив ее в злостном саботировании помощи населению Поволжья, пострадавшему от неурожая. Большевикам удалось ловко сплести «лжу яко паучину». Они не только конфисковали церковные ценности, но сумели организовать «церковную революцию» в виде обновленчества в центре и на местах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

В 1918 - 1919 годах погибли архиепископ Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Тобольский Ермоген, Черниговский Василий (Богоявленский), Астраханский Митрофан, Вяземский Макарий (Гиевушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 года по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». В эти годы погибли также настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский, знаменитый на всю Россию московский протоиерей Иоанн Восторгов, осужденный за «антисемитскую пропаганду», протоиерей Николай Конюхов и священник Петр Дьяков из Пермской епархии, иеромонах Нектарий из Воронежа. Петроградский протоиерей Алексий Ставровский после убийства Председателя Петроградского ЧК Урицкого был арестован как один из заложников и вывезен в Кронштадт. Заложников выстроили на плацу и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Моисея Соломоновича Урицкого, а остальных отпустят». Рядом с протоиереем Алексием Ставровским стоял совсем молодой священник, на которого выпал жребий, и отец Алексий предложил ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить..., иди себе с Богом, а я стану на твое место». После расстрела тело мученика было брошено в воды Финского залива. Многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены бандитами: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях. 13 (26) октября 1918 года Патриарх Тихон обратился с посланием к Совету Народных Комиссаров, в котором он выразил свою скорбь о бедствиях, переживаемых русским народом от братоубийственной смуты, страданиях, выпавших на долю мучеников и исповедников. Послание заканчивается призывом: «Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами поливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)». Предостережение Патриарха оказалось пророческим.

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

27 февраля состоялось избрание архиепископа Волынского и Кременецкого Дионисия (Валединского) митрополитом. В Москву о результатах выборов польский Синод не докладывал, а направил материалы избирательных заседаний через правительство Польши на утверждение Константинопольскому Патриарху Мелетию IV, который утвердил их. Когда святитель Тихон вернулся к церковному управлению, он направил письмо митрополиту Дионисию с резким осуждением самочинного отделения Православной Церкви в Польше от Всероссийского Патриарха и перехода в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. После мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша) в 1919 году в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен Порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 году обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр получил от Патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В составе Эстонской Церкви была образована вторая, Нарвская, епархия, а Константинопольский Патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии, введен был в употребление новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову) , ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. Лишь после того как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера) , по национальности латыша, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. Православный народ Латвии, русские и латыши, с радостью и любовью приняли своего нового архипастыря. В поисках компромисса с правительством архиепископ Иоанн ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 года Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн глубоко чтил святителя Патриарха Тихона и свято хранил каноническое единство с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На викарную Нарвскую кафедру в 1937 г. хиротонисали вдового протоиерея, преподававшего Закон Божий в русской гимназии, Павла (Дмитровского). Одним из видных церковных деятелей Эстонии был протоиерей Иоанн Богоявленский, брат митрополита Виленского Елевферия (Богоявленского). В 30-х гг. он редактировал выходивший в Таллине русский журнал «Православный собеседник». Как и большинство православных священнослужителей и мирян, отец Иоанн (впоследствии епископ Исидор) стремился к сохранению церковно- славянского языка в богослужении и русского в проповедях, в школах и делопроизводстве. В 1938 г. он сумел открыть в Таллине богословские курсы с преподаванием по-русски. Одним из выпускников этих курсов был отец патриарха Алексия II протоиерей Михаил Ридигер. Протоиерей Иоанн Богоявленский оказал большое духовное влияние и на самого будущего патриарха Алексия II, который уже в шесть лет прислуживал в храме, помогая отцу Иоанну. В 1935 г. Собор Эстонской Церкви принял Устав, по которому она получила наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. Однако этот новый Устав не был утвержден Константинопольским патриархом. Одним из проявлений антирусского курса эстонского правительства явилось закрытие в 1936 г. кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Правда, он не был разрушен, как храм Христа Спасителя в Москве или православный кафедральный собор Варшавы. После присоединения Эстонии к Советскому Союзу, 27 декабря 1940 г. на расширенном заседании Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви было принято решение о восстановлении канонических отношений с Матерью-Русской Церковью. В марте 1941 г. митрополит Александр (Паулус) посетил Москву и дал клятву в верности Патриархии. 31 марта Эстонская Церковь воссоединилась с Русской Церковью. Она была включена в Прибалтийский экзархат, во главе которого был поставлен митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский). Рижская епархия после перевода на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову) , ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 – начале 1919 г. временно Рижской епархией управлял викарный епископ Ревельский священномученик Платон (Кульбуш). Лишь после того как на Рижскую кафедру было предложено перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера) , по национальности латыша, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. Православный народ Латвии, русские и латыши, с радостью и любовью приняли своего нового архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

30 ноября 1939 г., когда началась советско-финская война, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи Валаамского монастыря были эвакуированы вглубь Финляндии. Лишь 7 мая 1957 г. было восстановлено молитвенное каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финляндской Автономной Церковью. Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финской Православной Автономной Церковью. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. После мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша), последовавшей 14 января 1919 г., в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 г. обратился к Константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр отправился с этой целью в Стамбул и 7 июля 1923 г. получил от патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского патриарха. Константинопольский патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии. В церковное употребление был введен новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Митрополит Александр настойчиво проводил эстонизацию церковной жизни, несмотря на то что большинство православных в Эстонии были русскими. Очагами монашеского подвижничества в Эстонии были Пюхтицкий женский и Псково-Печерский мужской монастыри: граница между Эстонией и Советской Россией по мирному договору 1920 г. прошла так, что ряд исконно русских городов и сел, включая и Печеры с древней обителью, отошли к Эстонии. Настоятелем Псково-Печерского монастыря был архимандрит Иоанн (Булин), сам по национальности сету. В 1929 г. отца Иоанна хиротонисали в викарного епископа Нарвского с сохранением за ним настоятельства в монастыре. Несмотря на свое происхождение, епископ Иоанн противился эстонизации церковной жизни, отстаивал неприкосновенность церковно-славянского богослужебного языка. У эстонских властей это вызвало недовольство, и в 1933 г. владыка Иоанн был устранен от управления Псково-Печерским монастырем и выехал за границу, в Белград. На родину он вернулся в 1941 г., после присоединения Эстонии к Советскому Союзу, но в ходе проводившейся тогда массовой депортации был сослан в Сибирь и там бесследно исчез.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009