Однако митр. Стефану почему-то не захотелось обратить внимание на местное православное исповедничество и мученичество во время гонений со стороны инославных. Конечно, такое «политкорректное обхождение углов» со стороны владыки Стефана можно понять, но одобрить – вряд ли. Упоминая гонения начала прошлого века, митр. Стефан справедливо фокусирует наше внимание на первом православном епископе-эстонце – сщмч. Платоне (Кульбуше). Однако считаю важным отметить, что, во-первых, гонения на веру происходили не в 1920-х гг. (впрочем, если владыка Стефан имеет в виду выдворение властями Эстонии летом 1920 г. ряда православных священников в Советскую Россию, то я готов согласиться…), во-вторых, владыка Платон, в хронологическом отношении все же не является первым среди эстонских новомучеников. Он был убит 14 января 1919 г., год спустя после своей архиерейской хиротонии, состоявшейся 31.12.1917 г. (13.01.1918 г. по новому стилю). Вместе с ним красные комиссары Кулль, Оттер и Рятсепп расстреляли протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве. Однако несколько раньше от большевиков пострадали сщмч. Сергий Флоринский (30.12.1918), затем сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов (08.01.1919). Не могу отделаться от подозрения, что владыка Стефан под «эстонскими новомучениками» понимает, скажем так, «новомучеников эстонской национальности», фокусируя свое внимание на них намеренно. Может быть символичность принятия мученических венцов русским (отцом Николаем) вместе с эстонцами (владыкой Платоном и отцом Михаилом) плохо вписывается в его историческую картину? И уж совсем неудобно ему обращать внимание на этот факт потому, что в указанный исторический период эстонское православие было едино в каноническом отношении, находясь под омофором священноисповедника Патриарха Московского и Всероссийского Тихона? А вот нам представляется не лишним подчеркнуть, что все новомученики Эстонской Церкви: и эстонцы – владыка Платон (Кульбуш), отцы Михаил Блейве и Иоанн Петтай, и русские – отцы Николай Бежаницкий, Сергий Флоринский, Александр Волков и Димитрий Чистосердов – все были едины между собой в исповедании верности не только Богу и Его Церкви, но и, в частности, Русской Православной Церкви-Матери. Кровь новомучеников эстонских – семя единства эстонского православия. Попытки разрушить это единство – не что иное, как попрание их памяти.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Он прекрасно учел и понял, в чем заключается при настоящих условиях и в таком городе, как Петроград, сила архипастыря - в возможно частом и тесном общении с народом, и он и себя лично, и своих викариев направляет к тому, чтобы все более и более расширять круг своего молитвенного общения с верующим народом. И это ему удается в большой мере» (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. С. 235). На Поместном Соборе 7 дек. 1917 г. В. был избран заместителем члена Свящ. Синода. 25 сент. следующего года его вызвали для присутствия в Синоде. В Высшее Церковное Управление В. сделал неск. представлений по вопросам брака и развода, ходатайствовал об организации на местах приходских судов (последнее было признано несвоевременным и отклонено). 23 дек. 1918 г. ему было поручено представить Синоду свои соображения по вопросу об установлении однообразного порядка в отношении совершения литии на всенощном бдении или на утрени в приходских и монастырских храмах, в частности, в отношении тех облачений, в коих архиереи, священнослужители и священномонашествующие должны совершать литию. 31 дек. 1917 г. В. возглавил в Ревеле хиротонию сщмч. архим. Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского. В 1919 г. митрополит неск. месяцев временно управлял Олонецкой епархией. В нач. окт. 1919 г. он побывал в Петрозаводске, затем направил в Высшее Церковное Управление представление об утверждении настоятельницы Ладвинского мон-ря (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 105). В том же году он временно управлял частью Псковской епархии, к-рая не была занята нем. войсками. Из-за нарушения связи с зарубежными храмами, находившимися в ведении Петроградских митрополитов, он 21 июня 1921 г. в письме митр. Евлогию (Георгиевскому) выразил согласие на передачу ему управления этими приходами. Постепенно отношение гос-ва к Церкви становилось жестче. 5 окт. 1920 г. была прекращена деятельность Петроградского епархиального совета. Во время подавления Кронштадтского восстания (28 февр.- 17 марта 1921) были расстреляны неск.

http://pravenc.ru/text/150263.html

Новая игумения Алексия (Пляшкевич) энергично взялась за продолжение начатого святого дела. Возникло монастырское подворье и в Петербурге. При нем был воздвигнут новый соборный трехпрестольный храм. Освящал собор архиепископ Рижский и Митавский Агафангел. В последующие годы под мудрым управлением игумении Алексии при монастыре продолжали действовать благотворительные учреждения: детский приют, училище для детей, богадельня, лечебница с бесплатным обслуживанием неимущих крестьян. В обители насчитывалось около 200 насельниц. Пюхтицкий монастырь неизменно сохранял значение религиозного центра и продолжал играть роль связующего звена между эстонцами и русскими. В период Первой мировой войны монастырь не остался в стороне от народного горя. Раненым, инвалидам и сиротам здесь постоянно оказывали всевозможную помощь, включая продовольственную и денежную. При больнице монастыря был устроен лазарет для раненых воинов. Ежедневно в обители возносились молитвы за родину. Приближение фронта в 1917 году к Эстонии и ощущение надвигающейся разрухи и голода создало тревожную ситуацию в обители. По предложению архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского, +1928) 13 октября 1917 года игумения Алексия и часть сестер вместе с чудотворной иконой были эвакуированы в Петровский монастырь города Ростова. Управление обителью временно было поручено казначее — монахине Иоанне (Коровниковой). Чувство тревоги не покидало оставшихся насельниц из-за возможной оккупации немцами, что и произошло в начале 1918 года. На оккупированной территории были введены германские законы, и первому викарному епископу Эстонии Платону (Кульбушу) пришлось проявлять особую осторожность в своих действиях и распоряжениях, чтобы сохранить единство Церкви. Власть в годы гражданской войны менялась, и 14 января 1919 года епископа Платона расстреляли местные большевики, отступавшие вместе с «красными». В 1919 году образовалась Эстонская Республика. Церковь была отделена от государства. Монастырь лишился части своих земель и строений за оградой монастыря (больница, школа).

http://patriarchia.ru/db/text/135119.htm...

Михайлович Петтай (1.01. 1894, имение Каролен (Карула) Верроского у. Лифляндской губ.- 29.01. 1919, г. Валк, ныне Валга, Эстония), сщмч. (пам. 16 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи батрака. По окончании в 1910 г. Рижского ДУ поступил в Рижскую ДС. 1 мая 1915 г. подал заявление об отчислении в связи с эвакуацией семинарии в Н. Новгород, где из-за бедности не мог снимать жилье. В сент. того же года поступил на юридический фак-т Юрьевского (ныне Тартуского) ун-та. Был призван на военную службу и 1 мая 1916 г. зачислен юнкером во Владимирское военное училище. В окт. того же года, после ускоренного курса обучения, выпущен прапорщиком, отправлен в действующую армию. Служил в 245-м и 99-м Ивангородском пехотных полках. В июле 1917 г. ранен, отправлен в госпиталь; в дек. вернулся в Каролен. Летом 1918 г. И. обратился к Ревельскому еп. сщмч. Платону (Кульбушу) с прошением о рукоположении во иерея к Всехсвятскому храму в дер. Пенуя (Халлисте) Перновского у. Лифляндской губ. (ныне в Эстонии близ границы с Латвией). 13 окт. рукоположен во иерея. 7 янв. 1919 г., после получения письма о тяжелой болезни родителей, выехал в г. Валк, чтобы оттуда добраться до Каролена. Вечером того же дня арестован в Валке занявшими город красными войсками за нарушение комендантского часа. Содержался в валкской тюрьме. Жители Каролена обращались с просьбой об освобождении И. В его поддержку выступил и председатель Кароленского волостного совета, к-рый заверял следствие, что И. «всегда держал в слове и действиях сторону бедных и безземельных». Следователь первоначально определил содержать И. «в заключении до водворения полного спокойствия в Латвии», однако вскоре И. был расстрелян без вынесения офиц. приговора. Был похоронен в Валке. Могила на городском кладбище на ул. Тарту рядом с часовней сохранилась и почитается верующими. Имя И. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. 21 июля 2004 г. И. был также канонизирован К-польским Патриархатом.

http://pravenc.ru/text/469161.html

8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства – с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и Эстонии . 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления епархией» . Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14(1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из совета» , что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является эстонский» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства — с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14 (1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

После издания Манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) от Православия отказались только 3 тыс. чел., хотя в антиправосл. кругах прогнозировали отход от Православия не менее 50 тыс. чел. Численно небольшой, но постоянный переход местного населения из лютеранства в Православие сохранялся и в последующие годы. Накануне первой мировой войны в Рижской епархии насчитывалось 49 латыш. и более 10 смешанных русско-латыш. приходов. С началом первой мировой войны правосл. приходы взяли на себя заботу о семьях тех, кто были призваны на фронт, оказывали материальную помощь эвакуированным и беженцам, а также раненым солдатам. С наступлением герм. войск в Курляндии большинство прихожан покинули родные места. В июле 1915 г. в ходе общей эвакуации учреждений из Лифляндской губ. были вывезены наиболее ценные утварь, иконы, колокола, документы и книги из церковных архивов и б-к; были эвакуированы Рижская ДС, все высшее духовенство епархии и насельники мон-рей. После архиерейской службы в Риге (3 июля 1915) еп. Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) в сопровождении большой группы духовенства отбыл в Юрьев (Тарту). В авг. 1917 г. по просьбе депутатов от Рижского еп-ства на Всероссийском Поместном Соборе патриарх свт. Тихон и Синод разрешили предоставить управление епархией архиерею латыш. или эст. происхождения. 31 дек. 1917 г. эстонца сщмч. Платона (Кульбуша) хиротонисали в викарного еп. Ревельского, затем ему было передано управление всей Рижской епархией. А. В. Гаврилин 1918-1940 гг. После заключения перемирия с Германией 18 нояб. 1918 г. была провозглашена Латвийская демократическая Республика (ЛР). Главой Народного совета избран Я. Чаксте, главой Временного правительства - К. Улманис. В ходе наступления из России красных латыш. стрелков 17 дек. 1918 г. в г. Валке было объявлено о восстановлении советской власти, а 13 янв. 1919 г., после занятия ими Риги (3 янв.), была провозглашена Советская Латвийская Республика. Борьба за власть между большевиками и национально-демократическими силами на большей части Л. продолжалась до лета 1919 г. Красная Армия советской Л. включала части латыш. стрелков и рабочей гвардии. На стороне ЛР выступали создаваемые части национальной армии, герм. войска, оставленные в Л. по решению Антанты, и отряды «ландесвера» в основном из прибалт. немцев. Правительство Улманиса, находясь в Лиепае и контролируя небольшую территорию в Курземе, начало раздачу земли крестьянам и проведение др. социальных реформ. Советское правительство Стучки пошло по пути полной национализации всех промышленных и ремесленных предприятий, торговли, медицинских учреждений и т. п., а также создания сельскохозяйственных коммун, жестко подавляя сопротивление крестьян, желавших получить землю в собственность. Многие латыш. стрелки после установления советской власти посчитали свою миссию выполненной и разошлись по домам, что было воспринято как дезертирство, каравшееся революционным трибуналом. Это также настраивало население против советской власти.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

1 декабря Русская Православная Церковь вспоминает святых мучеников Эстонской земли 30 ноября 2007 г. 18:26 Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Настоятель храма св. великомученицы Варвары в Печерах, в котором служат часть Литургии на эстонском языке для сету (православных эстонцев), протоиерей Евгений Пелешев сказал о событии: «Эстонские святые: епископ Платон (Кульбуш) — эстонец, эстонец и священномученик  Михаил Блейве,  эстонец архиепископ Николай (Вейсман) — Святая Церковь не делит православных на народности, у Бога нет этого, среди Его святых и православные эфиопы, и египтяне… С первых веков христианства они все тамошние: иерусалимские, греческие, палестинские великомученица Варвара — римлянка, и мы их не делим по национальности. Для нас главное, что они — святые угодники Божии, Богу угодили. Святой Антоний приплыл из Рима на камне в Новгород, и у нас чтится Русской Православной Церковью. Мы всех своих русских святых знаем: от Князя Владимира до новомучеников. А названия Собора Святых: эстонские, финские — не по национальности, а где человек спасался, где стяжал Святый Дух, где, на какой земле, совершал христианские подвиги веры. Нет ни эллина, ни иудея по слову Господа, а кто праведно прожил, тот святой человек. При моей памяти, когда я жил в Эстонии, ни один из эстонских святых не был прославлен. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который был Архиепископом Таллинским и Нарвским, собирали жития мучеников, свидетельства, как их расстреливали. В основном, они пострадали в 1918-1919 годах, когда коммунисты несколько месяцев управляли в Эстонии». В XX веке среди сонма мучеников и исповедников Русской Православной Церкви прославились клирики, выходцы из Эстонии, или связанные с этой землей служением Православной Церкви. Пока в Эстонии была советская власть до 1920 года, многие православные священники приняли мученическую смерть, казненные за проповедь Православия большевиками.

http://patriarchia.ru/db/text/167097.htm...

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться враждебной " рукой Москвы " » 30 листопада 2006 р. 14:04  В 1993 году в Эстонии сложилась драматичная ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата , другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. О современном положении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее взаимоотношениях с Эстонской Апостольской Православной Церковью рассказывает в своем интервью митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . — Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, — начал разговор митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. — Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви. — Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий... — Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской Православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел Кульбуш, эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских. В 1920 году Определением Патриарха Московского и всея Руси Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия. Однако все молодые самостоятельные государства хотели, чтобы в их странах были самостоятельные Церкви. В 1923 году в надежде получить автокефалию и в условиях страшных гонений от безбожной власти, обрушившихся на Мать-Церковь в России, возглавляемая митрополитом Александром Эстонская Православная Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриарха. Однако и там был подтвержден только автономный статус. Тогда, в 1935 году, Церковь приняла новый Устав, по сути своей устав автокефалии, которая, впрочем, так и осталась никем не признанной.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204075...

Епископ Маардуский Сергий привел статистические данные, характеризующие нынешнее состояние Эстонской Православной Церкви: число ее прихожан составляет примерно 150 тысяч человек (это около 10% населения Эстонии), Церкви принадлежит более 30 храмов, в которых служат порядка 60 священнослужителей, в состав эстонского епископата входят 3 епископа. По словам викария Таллинской епархии, главная особенность современного Православия в Эстонии это «налаженная богослужебная жизнь: есть некоторые эстонцы, которые присматриваются к вере и, будучи формально лютеранами, попадают на православное богослужение, которое их так впечатляет и поражает, что они понимают здесь присутствие Божие, живой разговор с Богом». Богослужение частично совершается на эстонском языке, в кафедральном Александро-Невском соборе Таллина раз в неделю совершают Божественную литургию на эстонском языке. Епископ Сергий также рассказал об оживлении молодежной работы в Эстонской Церкви, о воссоздании движения «Витязь», которое изучает историю Православия в Эстонии. Комментируя фотографии, посвященные священномученику Платону (Кульбушу), епископ Лазарь рассказал о жестокой расправе над ним: в конце 1918 года находившийся в Тарту епископ Платон был арестован большевиками. Вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве он был расстрелян в январе 1919 года отступавшими из города красными. «Епископ Платон был казнен с особой жестокостью, фактически растерзан: на его теле обнаружено семь штыковых ран, взрывная пуля в правом глазу пробила череп», поделился владыка Лазарь. Обратив внимание собравшихся на фотографии, свидетельствующие о возрождении Православия в Эстонии, епископ Лазарь отметил, что государство никогда не отказывает Эстонской Православной Церкви в субсидиях на восстановление разрушенных храмов-памятников архитектуры, новые храмы строятся за счет благотворителей. Сергей Мянник рассказал о давнем сотрудничестве Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с Фондом Григория Богослова: оно началось с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, пожелавшего, чтобы его монография «Православие в Эстонии» вышла на эстонском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009