В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после» 9 октября 2017 г. 18:10 8 октября 2017 года в Санкт-Петербурге в актовом зале храма священномученика Исидора Юрьевского прошла научно-просветительская конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после». С приветственным словом выступил настоятель храма протоиерей Феодор Любый. Он напомнил, что конференция приурочена к 110-летию основания храма, 100-летию основания Таллинской епархии и епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского, а также к 100-летию революционных событий в России. Ведущий научный сотрудник Института истории РАН Вадим Мусаев выступил с докладом, посвященным эстонским православным храмам и подворьям в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале ХХ века. Докладчик рассказал, что после отмены крепостного права началась миграция жителей остзейских губерний в другие регионы Российской империи. В основном приезжие из Прибалтики исповедовали лютеранство — в Санкт-Петербурге они группировались вокруг церкви святого апостола Иоанна на Офицерской (ныне действующий приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии); но среди приехавших в столицу Российской империи выходцев из Прибалтики было немало и православных. В надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Александро-Невской лавры был образован латышский приход. Православные эстонцы были вынуждены ездить в Кронштадт, в Андреевский собор, где иногда служили на эстонском языке. В Санкт-Петербурге отдельные богослужения на эстонском языке совершались в различных храмах, в основном в Воскресенском храме в Малой Коломне, но эстонцы хотели иметь свой храм с регулярными богослужениями. Эстонский приход был образован в 1894 году, его настоятелем стал протоиерей Павел Кульбуш. Докладчик также коснулся истории строительства Исидоровского храма и рассказал о еще одном эстонском храме Санкт-Петербурга — подворье  Пюхтицкого женского монастыря . Для подворья был пожертвован участок в Галерной гавани, богослужения совершались с 1901 года: сначала в находящемся на территории доме, потом во временной часовне. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1903 году по проекту архитектора Виктора Боброва. В послереволюционные годы храм ждала судьба всех монастырских подворий: в 1930-е он был закрыт. Перестроенное здание сохранилось, епархии оно не передано.

http://patriarchia.ru/db/text/5031520.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после» 10.10.2017 8 октября 2017 года в Санкт-Петербурге в актовом зале храма священномученика Исидора Юрьевского прошла научно-просветительская конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после». С приветственным словом выступил настоятель храма протоиерей Феодор Любый. Он напомнил, что конференция приурочена к 110-летию основания храма, 100-летию основания Таллинской епархии и епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского, а также к 100-летию революционных событий в России. Ведущий научный сотрудник Института истории РАН Вадим Мусаев выступил с докладом, посвященным эстонским православным храмам и подворьям в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале ХХ века. Докладчик рассказал, что после отмены крепостного права началась миграция жителей остзейских губерний в другие регионы Российской империи. В основном приезжие из Прибалтики исповедовали лютеранство — в Санкт-Петербурге они группировались вокруг церкви святого апостола Иоанна на Офицерской (ныне действующий приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии); но среди приехавших в столицу Российской империи выходцев из Прибалтики было немало и православных. В надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Александро-Невской лавры был образован латышский приход. Православные эстонцы были вынуждены ездить в Кронштадт, в Андреевский собор, где иногда служили на эстонском языке. В Санкт-Петербурге отдельные богослужения на эстонском языке совершались в различных храмах, в основном в Воскресенском храме в Малой Коломне, но эстонцы хотели иметь свой храм с регулярными богослужениями. Эстонский приход был образован в 1894 году, его настоятелем стал протоиерей Павел Кульбуш. Докладчик также коснулся истории строительства Исидоровского храма и рассказал о еще одном эстонском храме Санкт-Петербурга — подворье Пюхтицкого женского монастыря. Для подворья был пожертвован участок в Галерной гавани, богослужения совершались с 1901 года: сначала в находящемся на территории доме, потом во временной часовне. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1903 году по проекту архитектора Виктора Боброва. В послереволюционные годы храм ждала судьба всех монастырских подворий: в 1930-е он был закрыт. Перестроенное здание сохранилось, епархии оно не передано.

http://drevo-info.ru/news/22861.html

В Эстонской Православной Церкви прошли торжества по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле Москва, 3 декабря 2007 г. В Таллине прошли праздничные мероприятия, посвященные 90-летию учреждения архиерейской кафедры в Ревеле (Таллине). Торжества по поводу 90-летия кафедры приурочены ко дню празднования Собора Святых земли Эстонской — 1 декабря. По приглашению митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия на праздник приехали гости из России, Латвии, и Финляндии: архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, епископ Даугавпилсский Александр (Латвийская Православная Церковь), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), настоятель православного Успенского собора в Хельсинки протоиерей Вейкко Пурмонен, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд), секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным связям и заграничным учреждениям протоиерей Николай Балашов. 29-30 ноября состоялись праздничные богослужения в Таллинском Александро-Невском соборе. Всенощное бдение и Литургия прошли при большом стечении богомольцев, на Литургию приехали верующие из Нарвы и Тарту, утром, кроме соборного хора, прихожан порадовал своим пением детский хор «Радуга», сообщает официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. После Божественной литургии был совершен молебен всем Святым земли Эстонской, затем владыка Корнилий поздравил всех гостей и прихожан с праздником. Митрополит Корнилий, обращаясь к сослужившим ему архипастырям, клиру и мирянам, рассказал о празднуемом событии, обозначив в своем слове роль святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и свщмч. Платона, епископа Ревельского, в становлении самостоятельности Православной Церкви на Эстонской земле в лоне канонической принадлежности к Русской Православной Церкви. Владыка Корнилий подчеркнул, что рад совершать архипастырские богослужения с жезлом, который принадлежал священномученику Платону (Кульбушу), и поблагодарил гостей за участие в памятном для Эстонской Церкви торжестве, передает сайт Латвийской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/25077.html

Епископ Нарвский и Причудский Лазарь выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность «наглядно показать жизнь православной Эстонии». «Церковная жизнь в Эстонии развивается: строятся храмы, рукополагаются священники, паства умножается, приходит креститься много людей, в том числе эстонцев», отметил владыка Лазарь. Он подчеркнул, что выставка открывается в дни, когда вспоминаются революционные события 1917 года, и именно в то трудное время по благословению избранного на Поместном Соборе Святейшего Патриарха Тихона был хиротонисан первый эстонский епископ Платон (Кульбуш). Епископ Лазарь напомнил слова святителя Тихона о новопоставленном епископе: «Никто не может в это безбожное время оторвать его от веры». «И Патриарх был прав», сказал в заключение управляющий  Нарвской епархией . Чрезвычайный и Полномочный посол Эстонской Республики в Российской Федерации Арти Хилпус напомнил собравшимся, что данная экспозиция уже третий проект, рассказывающий россиянам о религиозной жизни Эстонии, в последние годы прошли две выставки , посвященные архитектуре эстонских православных храмов и русским староверам в Эстонии. Член Синода ЭПЦ МП Сергей Мянник рассказал, что из его коллекции в экспозицию вошли снимки широкого хронологического диапазона: начиная с середины XIX века и заканчивая июлем 2017 года, когда был проведен Поместный Собор Эстонской Православной Церкви. «Здесь фотографии более чем за сто лет это мало для истории, но много для нас», добавил С. Мянник. Он также представил памятную медаль, которая была отлита специально к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша). Викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий наградил этой медалью тех, кто способствовал развитию Православия в Эстонии: митрополита Калужского Климента, председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина , исполнительного директора Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Леонида Севастьянова, заместителя исполнительного директора Фонда Григория Богослова и куратора выставки Игоря Лапшина, а также сотрудника Отдела внешних церковных связей  Андрея Хошева.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

Несмотря на то, что в то время в Петербурге было немало квалифицированного, образованного духовенства, органы церковной власти сочли необходимым определить его законоучителем сразу в два учебных заведения - во 2-е и 4-е Коломенские женские начальные городские училища. Наряду с этим, диакон-педагог преподает Закон Божий в эстонской церковно-приходской двухклассной школе. Впоследствии, в 1914 году, его приглашают быть законоучителем в образцовый приют барона А.А.Штиглица, который обучал около 200 петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Таким образом, в бытность свою в Петербурге диакон Карп преподавал одновременно в четырех учебных заведениях столицы, причем в двух из них - в приюте и в эстонской школе - обучал безвозмездно. Его педагогическая деятельность неоднократно была отмечена правительственными наградами. 13 февраля 1902 года он был награжден серебряной медалью с надписью " За усердие " для ношения на груди на Александровской ленте, 6 мая 1904 года за отлично-усердную службу преподано ему было благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты, а в мае 1911 года отец Карп за труды на поприще народного просвещения был представлен к ордену св. Анны третьей степени. С 25 февраля 1903 года он состоял членом и делопроизводителем комиссии по построению Исидоровской церкви. Зачастую, в силу обстоятельств, он оставался фактически главным распорядителем всех строительных работ. Во время длительных отлучек настоятеля отца Павла Кульбуша диакон Карп являлся доверенным лицом последнего и нес полноту ответственности за возведение здания храма и церковного дома при нем. Уезжая из города, настоятель целиком и полностью полагался на исполнительность, расторопность и трудолюбие своего диакона, не сомневаясь в том, что он справится лучше других с возникающими проблемами. Между тем, приближался 1917 год, до неузнаваемости изуродовавший жизнь России - величайшей державы мира. В этом году православный эстонский приход в Петрограде остался без настоятеля. Прот. Павел Кульбуш - славный основатель, строитель храма и первый его незабвенный настоятель - по рукоположении его 31 декабря в сан епископа отбыл в Эстонию, на новое место своего служения. За день до этого события, 30 декабря, состоялось собрание прихода Исидоровской церкви, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить диакона Карпа Эльба во иереи с оставлением его в Исидоровской церкви вторым священником. 8 января 1918 года диакон Карп Эльб был рукоположен священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, во пресвитера. Наступал новый этап в жизни о. Карпа - период пастырских трудов, который продлился без малого двадцать лет и завершился мученической кончиной.

http://pravicon.com/info-2638

В одно время с братской церковью в Полюстрове Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения был воздвигнут новый храм за Нарвской заставой, также деревянный. 24 января 1910 года освятили его главный алтарь – в честь преподобного Серафима Саровского . А через две недели, 6 и 7 февраля, владыка Вениамин положил начало своим регулярным службам в этом рабочем районе, совершив в Серафимовском храме воскресное всенощное бдение и литургию. Перед литургией он возглавил освящение престола Пантелеимоновского придела. Храм был переполнен так, что молящиеся стояли даже в ограде и на улице. Слово о мытаре и фарисее произнес председатель совета Общества митрофорный протоиерей Философ Орнатский , а в числе сослуживших был протоиерей Павел Кульбуш (впоследствии – священномученик Платон, епископ Ревельский) и студент III курса С.-Петербургской духовной академии священник Борис Клеандров 330 . Через полтора года, по окончании академического курса, о. Борис получит назначение в эту церковь и будет плодотворно трудиться здесь вплоть до мученической кончины в дни «красного террора» 1918 года. Он восстановит ее из пепла после пожара 1912 года, организует приходское женское училище, приравненное в правах к епархиальному, начнет подготовку к строительству здесь каменного храма. Святителю Вениамину о. Борис был всегда дорог как один из его лучших питомцев по Самарской семинарии. В том же 1910 году за Нарвской заставой, в Серафимовской церкви, владыка служил всенощную с крестным ходом на литии накануне престольного праздника – 18 июля 331 . Осенью, 10 октября, им же был освящен третий престол храма в честь преподобного Иоанна Рыльского. Имя этого святого носил кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев, который благословил постройку храма, подав пример жертвователям своей щедрой лептой. Первая литургия в новом приделе имела запоминающуюся особенность: за ней была провозглашена «вечная память» о. Иоанну 332 . С первых месяцев архиерейства епископ Вениамин регулярно приезжал служить и в другие церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его, но с условием, чтобы оно использовалось под храм, и для исполнившего это условие делалась уступка в цене. Кронштадтский купец Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Однако это благое намерение вызвало противодействие духовенства Андреевского собора, рассматривавшего появление в непосредственной близости другого храма как некий ущерб для собора, и оно обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян. 4 июля 1902 года здание было продано купцу Николаю Туркину, и через два дня он передал его эстонскому приходу. 1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня. На литургии после освящения отцу Иоанну сослужили девять священников и пять диаконов, богослужение совершалось на русском и эстонском языках. Протоиерей Иоанн Кронштадтский и священник Николай Симо На обеде, устроенном в честь освящения храма благотворителем-купцом, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии священник Павел Кульбуш, тонко чувствовавший особенности русской религиозной культуры, чуждой религиозному рационализму, открытой к щедрому благотворению до самопожертвования, сказал: «Мы празднуем сегодня торжество победы доброго русского сердца, благодаря коему кронштадтский эстонский приход отныне имеет свой храм и твердой ногой пойдет по пути дальнейшего внутреннего преуспеяния и роста... Хвала и благодарение тем, кто это сделал... от души желаю, чтобы всякий эстонец всем сердцем искренне усвоил себе то, чем жив каждый русский человек». Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора. «Отец Иоанн осведомился сегодня, служу ли я каждый день и, получив утвердительный ответ, пожелал, чтобы я и в будущем ревновал о службе Божией. Очевидно, ему уже жаловались, иначе бы он не спросил. Но раз он сочувствует ежедневным нашим службам, нам и бояться нечего», — писал отец Николай своему благочинному о событиях приходской жизни. Со временем служение отца Николая стало вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

http://foma.ru/pastyir-dobryij-i-skromny...

На вечере была представлена новая награда Эстонской Православной Церкви юбилейная медаль «100-летие епископской хиротонии священномученика Платона», выпущенная к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского (Кульбуша). Этой наградой отмечаются люди, внесшие значительный вклад в развитие Эстонской Православной Церкви. В ходе презентации состоялось награждение юбилейной медалью С.Б. Чаплыгина. Вручая награду, владыка Сергий отметил, что последние 25 лет Эстонская Православная Церковь переживала сложный период, однако продолжала свое служение на Эстонской земле. В течение этого периода было выстроено немало храмов. Около трети всех церквей вновь построенные храмы, и один из храмов был возведен не на народные сборы или церковные средства, а на пожертвования четы Чаплыгиных-Азовых это дар семьи в память о своем отце Борисе Чаплыгине. Вечер завершился традиционным чаепитием. Первые православные богослужебные книги, изданные на эстонском языке, были выпущены в середине XIX века. В 1854 году в Санкт-Петербурге был напечатан «Требник», позднее при Рижской консистории был создан комитет по выпуску необходимой православной литературы на латышском и эстонском языках. Издание богослужебной литературы продолжалось с образованием Эстонской Республики, но было прервано после Второй мировой войны. С восстановлением независимости Эстонской Республики возобновилась издательская деятельность Православной Церкви. В 2008 году был создан Издательский отдел Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, который занимается подготовкой и изданием литературы на русском, эстонском и английском языках. Были выпущены альбомы «Православная икона Эстонии», «История Православия Эстонии в фотографиях», «Архипастыри земли эстонской», «Таллинский кафедральный собор Александра Невского». Для православных людей, находящихся в заключении, был издан толковый молитвослов «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое». В сотрудничестве с Издательством Московской Патриархии была переведена и издана на эстонском языке книга  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  «Православие в Эстонии», а также книги  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  «Слово пастыря» и «Свобода и ответственность: в поисках гармонии».

http://patriarchia.ru/db/text/5073393.ht...

В первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковно­го искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию. В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша) , временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства. В конце девятнадцатого года произошла смена властей. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило лет­нюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Риж­ском духовном училище . Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому православному братству. Тяжелая участь постигла кафедральный Рижский Рождественский собор . Он был объ­явлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государствен­ных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь . У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилвс», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано. Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве вла­стей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом - резиденцией главы Рижской епархии - заняла католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община». Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, ут­верждая, что она вообще не является латвийской.

http://drevo-info.ru/articles/2858.html

Церковь блгв. кн. Александра Невского (1914-1915, строитель - инженер-архит. П. Никитин; восстановлена в 2003, принадлежит ЭАПЦ) в р-не Карлова Тарту - наиболее выразительный сохранившийся образец неорусского стиля в странах Балтии и единственный пример обращения к нему Л. В стилистике модерна преломлены мотивы московской и псковской архитектуры; отмечалось, что храм построен в «стиле старинных русских (суздальских) церквей XVII в.». Сложная объемно-пространственная композиция сооружения, напоминающего древнерусские белокаменные постройки, симметрична и отличается устремленностью ввысь. Это подчеркнуто расположением храма на высоком подцерковье и повышенным размещением оконных проемов на плоскости стен, оформленных ступенчато расположенными валиками. Трехступенчатую композицию, сформированную вокруг близкого в плане к квадрату центрального ядра храма, образуют треугольные фронтоны, завершающие фасады боковых трансептов (1-й ярус) и повышенного основного четверика (2-й ярус), а также вторящий их очертаниям центральный шатер. Каждый фронтон и шатер увенчаны луковичной главкой на круглом барабане. Алтарная часть представляет собой протяженный прямоугольный объем в 7 осей, чуть более низкий, чем боковые трансепты, с выступающей полуциркульной в плане центральной частью в 3 оси. Одноярусный притвор продолжает с запада крыльцо с сенью, завершенное луковичной главкой на звоннице-постаменте. Полуциркульные окна заключены в рамочные наличники, 3-частные окна боковых ризалитов разделены столбиками с дыньками, крыльцо украшают столбы с кубышками, при этом основную эстетическую нагрузку несут нерасчлененные плоскости стен. Священник церкви Антоний Лаар придавал постройке особое значение. В записке, поданной 10 апр. 1916 г. обер-прокурору Синода, он высказал свою т. зр.: «...православие перестало привлекать и осталось чуждым большинству народа», немцы, в первую очередь через проповедь лютеранства, сделали германизм «высшим идеалом эстонцев». Первым средством возвращения эстонцев в Православие и укрепления национально-гос. интересов России автор считал храмостроительство ( [Лаар Антоний, свящ.]. «Добрые люди...» (воззвание). Юрьев, 1914. С. 1). Нижний Покровский придел освящен 27 мая 1914 г., главный престол храма - единственный, освященный еп. сщмч. Платоном (Кульбушем) 21 апр. 1918 г. Придел нижнего храма был освящен во имя прп. Серафима Саровского (1914), верхнего - во имя равноап. кнг. Ольги (1915) и сщмч. Исидора Юрьевского.

http://pravenc.ru/text/2110891.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009