Третья икона святого великомученика Георгия прежде была в Молдавии, у князя Стефана в доме. Многажды святой великомученик Георгий являлся князю, и повелевал послать его икону в Святую Гору Афонскую, в монастырь Зограф. Князь послушался, и прислал икону с дарами. Ее поставили на левом клиросе, лицом к алтарю. Еще в этом монастыре находятся две чудотворные иконы Божия Матери. Первая икона – пред которой стоял и молился святой Косма Зографский, чтобы Богоматерь наставила его, как он имать спастися. Она же сказала к Сыну Своему, держимому в объятиях: «Как имать спастися раб Твой Косма?» Господь сказал: «Ежели изъидет из монастыря, и будет безмолвствовать, спасется». Услышав сие, Косма вышел из монастыря, вселился в пещере, и жил в ней до смерти своей. Вторая икона Пресвятой Богородицы – прежде стоявшая в пустынной келии. Один инок пустынножитель читал пред ней полунощницу, и слова «Радуйся, Обрадованная: Господь с Тобою!» многажды повторял. И от иконы был ему глас: «И ты, старче, радуйся, иди в монастырь, и скажи братии: аще кто немощен и страшлив, – да изъидет из монастыря; аще кто крепок, – да остается в монастыре принять мученический венец; ибо грядет зломудренный папа Римский, и распудит овцы Святой Горы». Инок сказал: «Не имут мне веры». От иконы сказано было: «Ты иди, а Я прежде тебя там буду». Пустынник послушался, пошел в монастырь, и пришедши туда, приказал всем братиям собраться в церковь . Тогда увидели внутри храма стоящую икону, и удивились. Пустынник поведал все, что слышал от иконы. Братия начали плакать. Созван был собор на Карее, и Прот Святой Горы Афонской приказал всем страшливым и немощным скрыться, и удалиться от Святыя Горы Афонской. По малом времени, зломудренный папа Римский с Греческим царем, Михаилом Палеологом, яко лютые и злые волки, пришли в Святую Гору Афонскую, вторгнулись в Христово стадо, и распудили Христовых овец: иных разогнали, иных приневолили в свою веру, иных замучили до смерти. В это время в монастыре Зографе двадцать семь человек были огнем сожжены; мучение их написано на стенах, в великом соборном храме, и во вратах монастырских. Монастырь сей – болгарский, богатый; в нем частей святых мощей довольно, и крест с частью Честнаго Древа. Общежития братия не имеют. Хлеба и вина и масла довольно, и лесу много; воды мало, огорода почти нет. Службу отправляют по русским книгам, славянским языком. Поют греческим напевом. Монастырь стоит на полугоре, от моря на один час. Имеет в заведывании скит, именуемый «Черной Вар»; выстроен русскими, во имя Рождества Богородицы. Ныне почти пуст. Зографский монастырь келий имеет мало. 134. Монастырь Кастамонит

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Фельдман Д. Феогност, богач, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Феогност, митр. Московский и Всея Руси Феогност, собирательный образ Феодор I Иванович, ц., вел. кн. Феодор Алексеевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Феодор Стратилат, св. Феодор Тирон, мч. Феодор, архим. Ивирского мон. Феодор, иг. Симонова мон. Феодор, патр. Иерусалимский Феодор, свт. Едесский, св. Феодора Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Феодосий Печерский , прп., св. Феодосий, архиеп. Новгородский Феодосий, архим. Богоявленского мон. Феодосий, иг. Спасского мон. Феодосий, иеродк., участник «дела» об отравлении патр. Никона Феодосий, иером., эконом В.Н.-И. мон., затем стрл. Астраханского Троицкого мон. Феодосий, каз., затем архим. Тихвинского мон. Феодосий, стар., доверенное лицо киевского митр. Сильвестра Коссова Феодосий, столпник, персонаж из жития свт. Феодора Едесского Феодосия Алексеевна, црн., дочь ц. Алексея Михайловича Феоктист, иг. Феофан, архим. афонского Кастамонитова мон. Феофан, патр. Иерусалимский Феофил, греческий ц. Феофилакт, архиеп. Болгарский Ферапонт, архим. Чудова мон. Ферапонт, прп. Ферапонт, ч. дк. вологодского Софийского дома Ферезей, библ. Фест, римский правитель, библ. Фетиев Гаврил Мартынович, п. ч. Филагрий, стар., крылошанин В.Н.-И. мон. Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов, бр.), архиеп. Ростовский, патр. Московский Филарет, митр. Смоленский Филарий, префект Филипп I, митр. Московский и Всея Руси Филипп II (в миру бр. Фёдор Степанович Колычев), митр. Московский и Всея Руси Филиппов Тертий Философов Василий, стр. Филофей Коккин, патр. Константинопольский Филофей Синайский Филофей, архим. Иверского мон. Филофей, митр. Трапезундский Филофей, стар. псковского Елеазаровского мон. Филофей, стар., посланный патр. Никоном к ц. Алексею Михайловичу с Воскресенского подворья Финеес, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, библ. Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор Фист, библ. Флавиан (Стрекалов) (в миру Туленин, с. б.), стар. В.Н.-И. мон. Флаер (Flier Michael S)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Неск. лет спустя овдовевший Радич стал монахом в К., приняв при постриге имя Роман. Бывший великий чельник привез в монастырь свой архив и по-прежнему продолжал управлять оттуда своими делами. В февр. 1440 г. он должен был явиться к тур. кадию в Серры и ответить на обвинения Иакова и Димитрия, «сыновей Иеремии», которые поручили ему значительную сумму денег, а затем обвинили Радича в хищении ее части. В сент. 1441 г. Радич получил от османских властей пропуск для своих посланцев, чтобы те смогли отправиться в Ново-Брдо и привезти оттуда доход от серебряных рудников. О личности игум. Василия, к-рый в янв. 1449 г., при жизни Радича, подписал на слав. языке неизданный акт из мон-ря Ватопед, ничего не известно ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 53). Однако можно утверждать, что один из сыновей Радича стал насельником К.: в 1459 г. монах, названный Мисаил ибн Радич, выступал в тур. суде представителем К. в деле о владениях монастыря в Каламарии (неопубликованный тур. акт от 14-23 апр. 1459). Если вплоть до кон. XIV в. К. по составу братии был преимущественно греч. мон-рем, то после дарений Радича ситуация изменилась. С 1449 г. все больше представителей К. ставили не греческие, а славянские подписи на актах (Ibidem). Монахи К. под тур. владычеством нек-рое время сохраняли контроль над добычей серебра, но, вероятно, достаточно быстро лишились принадлежавших им долей в рудниках, на что косвенно указывает кризис, пережитый мон-рем в 1526 г. К. старался приобрести и др. владения, что вызывало различные тяжбы. В 1455 г. возник спор с иноками Ксенофонта преподобного мон-ря из-за земельного участка в Лонгосе (неопубликованный тур. акт от 17-26 июля 1455). В 1458 г. К. получил некое дарение (неопубликованный тур. акт от 16 апр. 1458). В нояб. 1467, в 1471 и 1472 гг. игумен К. Вениамин, очевидно, добился от прота Даниила временной передачи К. заброшенной обители св. Ипатия, принадлежавшей ранее мон-рю Каракал (Actes de Dionysiou. 1968. N 32; Actes de Kastamonitou. 1978. N 7; неопубликованный тур. акт от 9-18 нояб. 1467; неопубликованный акт Ватопедского мон-ря, окт. 1471).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Филофея), которая составила подробный отчет об имуществе К., переданном игум. Ефрему: мощах, богослужебных предметах, а также мулах, лошадях и др., в т. ч. был создан перечень документов из архива К. ( Oikonomid è s. 1978. P. 19). В 1808 г. в К. насчитывалось 27 монахов ( Δωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 430). В улучшении положения К. в нач. XIX в. важную роль сыграло покровительство Василики, жены Али-паши Янинского, номинального вассала Османской империи, де-факто управлявшего Албанией и Эпиром. В 1819-1820 гг. на ее средства была построена часть монастырских корпусов. В ризнице хранится подаренное ею Евангелие в серебряном с позолотой окладе, изготовленном в 1820 г. мастером Афанасием Дзимурисом из Каларите близ Янины. В связи с греч. национально-освободительной революцией 1821-1829 гг., в ходе к-рой множество монахов поддержали восставших, на К. и афонские мон-ри обрушились гонения со стороны османских властей. Кастамонитским мон. Досифеем был составлен рассказ о трагических событиях на Афоне после подавления в 1821 г. восстания в Македонии. В нем в т. ч. говорится о 5 насельниках К., замученных в тюрьме в Фессалонике и ныне почитаемых 12 июня в сонме новых преподобномучеников-святогорцев: Тимофее († 4 июня 1822), Савве Простом († 10 июня 1821), Венедикте († 1821), Синесии († 1824) и Павле († 1824). Из них прмч. Тимофей также является местночтимым святым в Веррийской и Наусской митрополии, прмч. Савва Простой - в Иерисской митрополии, преподобномученики Венедикт, Синесий и Павел - в мон-ре К. Прмч. Павел (в миру Петр) был уроженцем Янины и обучался в этом городе в знаменитой школе Баланоса. По просьбе жены Али-паши Василики кастамонитский игум. Хрисанф и прмч. Венедикт взяли юношу на Афон. Он принял мученическую кончину в Фессалонике в возрасте 30 лет. В 1844 г. в К. поселился иером. Мелетий из мон-ря свт. Афанасия Великого «тис Сфиницис» близ Веррии, впосл. ставший помощником кафигум. Симеона Стагирита. В 1851 г. долг К. достиг 172 тыс. гроссов. В 1854 г. велись переговоры о передаче мон-ря румын.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Киновией управляет игумен, избираемый пожизненно членами священного кинота и ими же увольняемый, в случае неисполнения обязанностей, налагаемых на него монастырским канонисмом или уставом. Избрание игумена совершается весьма торжественно. Из рук первенствующего члена священного кинота, антипросопа лавры св. Афанасия, новый игумен получает патерицу (жезл) со словами: «Приими патерицу» и т. д., а следующий в порядке старшинства антипросоп Ватопеда или Халандаря надевает на него архиерейскую мантию с источниками, на которой, вместо скрижалей, вышиты золотом изображения Богоматери и икона храмового святого, а также вручает посох, а затем новоизбранный возводится на игуменский трон среди храма при пении клиром ξιος. На этом троне игумен стоит и в торжественные дни во время богослужения. Игумен киновии является начальником, главой и духовным отцом монастыря. Он безапелляционно распоряжается всеми его делами. Воля игумена – закон для всей братии, которая беспрекословно исполняет все его предписания и словесные приказания. Он властвует не только над телом живущих в киновии монахов, но и над их душой, т. е. думами, мыслями и чувствами. От него ничто не скрывается монахом киновии, самый отдалённый тайник его души открывается для духовного взора чадолюбивого, опытного отца игумена. Дела вне монастырские, но касающиеся всего Афона, игумен киновии доверяет вести опытному и способному антипросопу, т. е. заместителю, который и занимает приличествующее ему место в карейском киноте или синоде, называемом также протатом. К общежительным монастырям на Афоне принадлежат: Кутлумуш, Каракалл, в. Павла, Дионисиат, Григориат, Симонопетра, св. Пантелеймона, Ксенофонта, Кастамонит, Есфигмен и Зограф. Пантократорский монастырь на Афоне Идиоритмами же называются такие монастыри, в которых нет ни общей жизни, ни общего имущества, ни равенства прав и обязанностей, ни единоличной власти прота. Иноки своежительного монастыря делятся на два разряда – старших или проистаменов и младших или пангениотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

P. 1018); о подобных случаях в последующее время говорит факт издания К-польским патриархом Николаем III Грамматиком (1084-1111) правила, запрещающего избирать И. неграмотного, к-рый, не зная точно канонов, будет неспособен управлять монахами своего мон-ря (прав. 23 в изд.: Pitra J. B. Spicilegium solesmense. P., 1852). И. как настоятель мон-ря избирался братией, 123-я новелла имп. св. Юстиниана I предписывала избирать его не по его прежней должности, а по делам его жизни. Избранный большинством И. должен был получить одобрение патриарха и быть представлен императору, патриарх вручал ему пастырский посох - знак церковной власти ( Marin. P. 92). В отличие от общежительных мон-рей в визант. особножительных мон-рях (идиоритмах, от διος - свой, частный и υθμς - образ, способ), сохранявших в монастырской жизни начала келлиотства, свободы «своего жития», И. избирался на 1 год большинством голосов, его деятельность проверяли почетные старцы - власть его была ограниченной и непрочной; в кон. XIX в. на Афоне было 11 идиоритмов: Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар, Ставроникита, Эсфигмен, Кастамонит (Констамонит) ( Соколов. С. 339); во 2-й пол. XX в. их было 9, с 1992 г. все афонские мон-ри являются общежительными. Общежительный мон-рь подчинялся И., он был его ближайшим начальником и администратором. И. управлял мон-рем, руководствуясь уставом, т. е. сводом правил, по к-рым должна жить монашеская община. Первые уставы были составлены прп. Пахомием Великим († 348), затем свт. Василием Великим († 379). Впосл. появились уставы Иерусалимский прп. Саввы Освященного († 532), игум. Муталаскского мон-ря, Студийский, составленный игум. прп. Феодором Студитом († 826), устав игум. прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), созданный для афонского иночества, и мн. другие. Кроме того, основателям и покровителям мон-рей в Византии было дано право создавать уставы, к-рые в отличие от общецерковных назывались ктиторскими (в толковании на Двукр.

http://pravenc.ru/text/293525.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010