монахам из скита св. Иоанна Предтечи. В 1860 г. Протат передал К. небольшой храм во имя преподобных Святогорских отцов (ранее Всех святых) в Карее и мастерские. В 1862-1869 гг. иером. Мелетий предпринял путешествие в Россию (в т. ч. в Сибирь) с целью сбора пожертвований ( Порфирий (Успенский). 2007. С. 898). В 1867 г. на средства, собранные иером. Мелетием, был построен 8-купольный соборный храм (кафоликон). В 1871 г. отремонтирована половина юж. корпуса, в 1885 г.- северный и половина вост. корпуса кафигум. Симеоном на средства иером. Мелетия. В 1-й пол. ХХ в. произошло сокращение численности насельников всех афонских мон-рей. Если в 1905 г. братия К. насчитывала 100 чел. ( Павловский А. А. Спутник рус. паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 7), то в 1953 г.- 40 ( Γαβριλ Διονυσιτης. 2004. Σ. 242). В 1949-1963 гг. кастамонитским игуменом был прозорливый старец Филарет (1890-1963). В 1929 г., когда он еще был иеромонахом, по его молитве на границе с К. остановился пожар, до основания выжегший леса Ватопеда ( Херувим (Карамбелас). 2002. С. 532). В 1979 г. в К. переселилась группа монахов (12 чел.) из Филофея преподобного мон-ря , община к-рого разрослась под рук. старца Ефрема Филофеита. В 1988-1990 гг. была реконструирована дорога, соединяющая монастырь с пристанью. В наст. время К. отказывается принимать займы, предоставляемые гос-вом и Евросоюзом, и поэтому сохранил облик, который имели святогорские мон-ри в 50-х гг. ХХ в. Мон-рь живет без электричества: кельи отапливаются печами-буржуйками, еда в поварне готовится на дровах. В наст. время в К. подвизается 25 монахов и 2 - на подворьях, игум.- архим. Агафон (с 1979) (Δπτυχα. 2012. Σ. 910). Э. П. А. Кафоликон мон-ря Кастамонит. 1867–1869 гг. в плане близок к квадрату. На фоне достаточно компактного объема монастырских строений выделяются высокие барабаны кафоликона и надвратного парекклисиона, а также колокольня с пирамидальным завершением и выступающее к юго-востоку башнеобразное строение с купольным покрытием, в к-ром находится 2 парекклисиона.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Большинство афонских мон-рей возводят начало своей истории к первым векам христианства. Имп. Константин Великий († 337), по преданию, переселил на Пелопоннес прежних обитателей А.- цаконов и основал храм в честь Успения Божией Матери в Карее, а также Ватопедский и Кастамонитский (Констамонитский) мон-ри. Название Каракальской обители дало повод считать ее основателем имп. Каракаллу (III в.). Строительницей мон-рей Эсфигмен и Ксиропотам считалась имп. св. Пульхерия . Мон-рь Кастамонит. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. Мон-рь Кастамонит. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. Цикл преданий связан с Ватопедским мон-рем. Согласно традиции, после того как он был построен при имп. Константине, мон-рь был разорен Юлианом Отступником . Его возобновили с большой роскошью императоры Феодосий I Великий и его сын Аркадий в память о случившемся там чуде, к-рое пересказывает Иоанн Комнин. Во время бури юный Аркадий был унесен с палубы корабля в открытое море, но когда сопровождавшие его причалили к афонскому берегу, они обнаружили в зарослях кустарника (βτος) мирно спящего царственного отрока (παιδον), откуда и произошло название Ватопед. Согласно др. версии, приводимой Стефаном Святогорцем, чудесно спасся не сын, а племянник Феодосия I, «отрок Вато» (Там же. С. 46-48, 52-53, 141-143, 146-147). Порфирий, критически разбирая эти сказания, обращает внимание на то, что о древности Ватопедского собора могут свидетельствовать сохранившиеся 4 колонны из порфирового гранита, а также священный колодец в алтаре. Тот же Иоанн Комнин приводит рассказ о посещении Ватопеда дочерью Феодосия I Галлой Плацидией († 450). Прибыв на А., она собиралась совершить поклонение в храме, но у входа в собор была остановлена гласом свыше: «Стой, не иди далее, да не пострадаешь зло». Императрица в слезах взмолилась о прощении ей греха дерзновения и построила придел во имя вмч. Димитрия (Там же. С. 65-66, 151-152). «Внутренний вид мон-ря Ватопеда на Афонской горе». Худож. Н. Ефимов. Акварель 1835 г. (ГМИИ)

http://pravenc.ru/text/77102.html

Всего только лишением сана поплатился за подобную деятельность второй из названных пластографов – пресвитер Андроник Василик, осужденный в 1392 г. синодальным судом за подлог императорской простагмы. 982 Остается, правда, неизвестным, каким образом использовалась фальшивая простагма, но сообщается, что подложность документа, который имел обычную, писаную красными буквами подпись, установлена, помимо прочего, и тем, что почерк пластографа был хорошо известен всем, так что Андронику Василику не оставалось ничего другого, как сознаться. 983 Вообще говоря, столь высокий «процент раскрываемости» пластографов не может не вызвать удивления. Так, еще один, не названный по имени подделыватель документов был выявлен в 1365 г. в ходе разбирательства в Серрах тяжбы Кастамонитского н Эсфигменского монастырей по поводу прав на церковь Св. Георгия с ее людьми, землями, зевгариями и т. д. судом смешанного состава: наряду с церковными деятелями (председатель суда – митрополит Савва, присутствуют другие клирики) в него входили и светские должностные лица (представитель чельника Родослава, зять деспины, правительницы Серр, Елены-Елизаветы, двоюродный брат деспины Алексей Асан, вселенские судьи Орест и Димитрий Комнин Эвдемоноиоанн, члены сената) 984 . В постановлении суда говорится, что кафигумен Кастамонитского монастыря выдвинул ложные утверждения, преисполненные всяческого святотатства, согласно которым спорные земли принадлежали некоему Хаварону, и предъявил хрисовул, якобы исходящий от блаженной памяти василевса Стефана Душана и подтверждающий это. Акт был фальшивым н поддельным ( ψευδς κα ππλαστον), также исполненным святотатства и хулиганства (как позднее и было признано самим кафигуменом). Предъявил он и какую-то другую грамотку ( τερν τι γραμμτιον), являвшуюся якобы копией завещания того Хаварона, имеющую внизу подпись покойного митрополита Иериссу Иакова. «Взяв се в руки и развернув, – говорят судьи, – мы увидели, что подпись на ней только что поставлена, так что и чернила еще не высохли, а изучив ее, мы определили и час, когда была поставлена подпись, и мужа, который ее написал и который был вынужден сознаться. Пристыженный и полностью проигравший, он с величайшей поспешностью бежал от нас». Дело было подробно изложено деспине, которая потребовала найти пластографа и судить за такую дерзость. Постановление завершается угрозой наказать всякого за подлог, но был ли наказан пластограф, осталось неизвестным. Во всяком случае в приказе деспины содержится намек на нечто новое – на попытку выделить дело о подлоге в особое производство с возбуждением против виновного уголовного преследования. Сомнительно, однако, чтобы этот план был реализован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справедливость этого исторического значения подтверждается и тем еще, что между частями святых мощей есть здесь кость от плеча равноапостольного царя Константина. Впрочем, монастырь посвящен имени святого Стефана Первомученика, которого часть руки остается предметом чествования и торжества на третий день Рождества Христова, то есть 27 декабря. Кастамонит назад тому лет около десяти святогорцы отдали в собственность русских, с тем чтобы они поселились в нем и строго исполняли устав киновий; но Бог не благоволил исполниться пламенному желанию русских – иметь свою обитель на Святой Горе, их собственное неблагоразумие оттолкнуло их навсегда от скромного Кастамонита, который по справедливости можно назвать единственным в отношении строгого уединения и глубокого отшельничества. Кастамонит едва ли когда бывал богат и с сильным значением в протате, его судьбы – чисто иноческие, а потому, как и всякою другою киновиею или общежитием, надобно любоваться образом жизни и поведения кастамонитской братии. Их предстоятель хром, но по душе редкий странноприимец и прекрасный друг по искренности бесед своих. Но простите, что я так увлекаюсь воспоминаниями. Пора уже к Зографу Зографский монастырь от моря остается на полчаса ходу. Здесь, то есть при море, устроена прекрасная его пристань и могучий арсенал. Вид отсюда на самый Афонский шпиль, или на возвышенный пункт горы, чрезвычайно хорош; даль на юг ограничена морем, а с запада – отдаленным рубежом врезавшейся в море Македонской губы. Путь от моря и до самого монастыря торен и очень хорошо выстлан камнем; по левой стороне его местами разведены обширные виноградники, а справа глубокий овраг изрыт быстрым потоком, шумно скачущим по направлению к морю. Там устроена монастырская мельница. Развесистые платаны оттеняют поток; местами мелкий кустарник вьется по недосягаемым высотам гранитных скал и тоскующий голос пташек жалобно воркует в их ароматной глуши. В особенности весною подобные места имеют много очарования. Каждый тогда поток, каждая роща и тень имеют своих певцов; соловьи – их единственные гости. Здешние соловьи, впрочем, менее разливаются в своих звуках и трелях, чем наши северные. Что тому причиною – не могу ничего на это сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Перенесенные на Запад во время крестовых походов мощи В. попали во мн. страны, почитание святого распространилось в Италии, Франции, Бельгии, Германии и Далмации (В. считается покровителем г. Дубровника). В Риме было по крайней мере 5 церквей во имя Власия. В 1205 г. из К-поля была привезена большая часть руки В. в мон-рь Сен-Жан-де-Винь, в 1206 г.- верхняя часть черепа святого в ц. Божией Матери в г. Суасон, в 1230 г.- часть руки В. в г. Брюгге (Бельгия), подаренная Готье Прево к-польской ц. Божией Матери Халкопратийской. В соборе Парижской Богоматери также хранилась рука В., в часовне Сент-Шапель - его глава (в числе реликвий, приобретенных в 1247 Балдуином II), в Клерво - лопатка святого. Часть мощей В. находилась в мон-ре Корвей . Согласно греч. традиции, глава В. хранится в афонском мон-ре Кастамонит , а правая рука - в мон-ре прп. Дионисия (Дионисиат). Большое количество мощей В. вызывает трудности с их идентификацией. На Руси почитание В. ассимилировалось в народном представлении с культом языческого бога Велеса , покровителя скотоводов и земледельцев. Среди реликвий, привезенных из К-поля в Новгород Добрыней Ядрейковичем (впосл. архиеп. Антоний ), была частица мощей В. (Книга Паломник. С. XCV). В 1663 г. архим. Феофан из мон-ря Кастамонит приехал без царского позволения в Нов. Иерусалим к ссыльному Патриарху Никону и передал ему грамоту от всех афонских мон-рей и часть мощей В. ( Каптерев. С. 190). В XII в. ц. во имя Власия была построена на Волосовой ул. в Новгороде. Церкви, посвященные В., существовали в Пскове, Ярославле, Костроме, Вологде и Москве. В серб. списках чина освящения дома встречается молитва В. (напр.: РГАДА. Ф. 196 (собр. Ф. Ф. Мазурина). Оп. 3. 125. Л. 1, 1-я пол. XIV в.). В ряде хорват. глаголических списков Ритуала в составе бревиариев , миссалов и сборников XIV-XVI вв., а также в первопечатном Ритуале (Сень, 1507-1508) ко дню памяти В. приурочен чин освящения плодов (яблок) или хлеба, а иногда того и другого вместе ( Tandari. N 30. S. 31-33, 35, 39, 40). Указание на благословение в этот день хлеба, целительного для недужных, дается и при службе В. в хорват. латинографичном Дубровницком миссале посл. трети XVI в. (Vatic. Neofiti. 55. Fol. 313 - Gianelli C., Graciotti S. P. 304).

http://pravenc.ru/text/155013.html

К визант. периоду относятся 3 хранящиеся в К. чудотворные иконы: Божией Матери «Антифонитрия» («Предвозвестительница»), Божией Матери «Одигитрия» и первомч. Стефана. Однажды, когда запасы в мон-ре иссякли, экклисиарх Агафон (в великой схиме Захария) начал молиться у иконы «Антифонитрия», и сосуд наполнился елеем, а кладовые - продуктами. Согласно легендарной истории К., чудо произошло накануне праздника перенесения мощей первомч. Стефана в 1020 г. в правление Константина IX Мономаха, но этот император царствовал в 1042-1055 гг. Икона первомч. Стефана (VIII в.), поврежденная, по преданию, иконоборцами (она была брошена в огонь, и ее нижняя часть обуглилась), чудесным образом прибыла из Иерусалима к имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и игум. Илариону. Она заключена в серебряный оклад в 1864 г. Икона «Одигитрия», согласно легендарной истории К., происходит из Влахернской ц. в К-поле и подарена К. Анной Филантропиной, получившей ее от византийского императора в 1351/52 г. Предполагают, что на самом деле дарительницей иконы была Елена, супруга Стефана IV Душана (ср.: Д. Св. Гора под српском Београд, 1992. С. 175. (ЗРВИ; 31); М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Св. Гори Amohckoj//Четврта казиваньа о Св. Гори. Београд, 2005. С. 72-73). Первомч. Стефан. Икона. VIII в. (кафоликон мон-ря Кастамонит) крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня, части багряницы Христа, десницы первомч. Стефана (дар имп. Феодосия II) и мч. Трифона, глава сщмч. Власия, лопатка равноап. имп. Константина Великого, частицы мощей ап. Андрея Первозванного, бессребреников Кира и Иоанна, свт. Модеста, сщмч. Харалампия, вмч. Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста, мч. Фалалея, 2 тыс. Никомидийских мучеников, вмч. Иакова Персянина, мч. Христофора, прп. Парфения, еп. Лампсакийского, прор. Захарии, ап. Луки, вмч. Прокопия, часть челюсти вмч. Артемия, челюсть св. Аглаи и др. Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 269-273.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

От монастыря Зографа один час ходу – двенадцатый монастырь, Кастамонит, во имя святого первомученика Стефана. Монастырь общежительный, стар и ветх; от святых мощей частей имеет довольно, келий имеет мало, лесу довольно, воды много холодной, хлеба, вина и масла изобильно; но постройкою весьма беден. От моря один час ходу; стоит на полугоре, в темном лесу. Святой Горы отцы всегда предлагают русским, чтобы вошли в него жить, и взяли его под свое покровительство. И ежели бы взяли его русские, то поправили бы его, и можно бы много из него добра сделать. Я от многих слышал, что его выстроили Сербские цари славянского языка, и завещали, чтобы греки в нем не жили, а проживали бы в нем всегда монахи славянского языку. Потому теперь греки в нем не многие живут, и ничего в нем не поправляют, оттого многое разрушается. Но русские еще теперь нужды не имеют, потому что все помещаются в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона. А когда русские умножатся, тогда могут взять в заведывание и этот монастырь. Кастамонит стоит в самом тихом и безмолвном месте, при больших водах. Ниоткуда его не видно, и никто мимо его не проезжает, разве кто нарочно захочет заехать. Монастырь имеет свою корабельную пристань, много хлебопахатной земли и виноградников. 135. Монастырь Дохиар От Кастамонита полтора часа ходу – тринадцатый монастырь, Дохиар, во имя святых Небесных бесплотных Сил: храм прекрасен и иконописан. Здесь есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нарицаемая «Скоропослушная», и много от святых мощей частей. Близ сего монастыря избавили Архангелы юношу от потопления; и камень, который был привязан у него на шее, доднесь сохраняется в целости. Хлеба, лесу, вина и масла монастырь имеет довольно, и воды также, общежития не имеет. Огород монастырский мал, обитель стоит близ самого моря. 136. Монастырь Ксеноф От Дохиара полчаса ходу – четырнадцатый монастырь, Ксеноф, во имя святого великомученика Георгия Победоносца: храм нововыстроен, внутри не расписан и не украшен, и иконостасу не имеет, но по устройству великолепен и прекрасен. Ежели Господь поможет украсить его, то все афонские храмы превзойдет красотою и великолепием. Много в нем от святых мощей частей, и крест с частью Честнаго Древа. Братия содержат прекрасное общежитие. Келий в заведывании немного, и те небогатые. Монастырь имеет под собой великий скит, называемый Ксенофским, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Лесу и воды много, хлеба, вина и масла изобильно, огород великий и плодородный. Монастырь стоит близ самого моря на открытом месте. 137. Монастырь Русский

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В сообщении отца Игнатия ничего не говорится о национальном составе иночествующей братии, но эти сведения можно почерпнуть из сочинения русского инока Парфения (Аггеева), побывавшего на Афоне в 1841 году: «Монастырь Кастамонит, во имя святого первомученика Стефана. Монастырь общежительный, стар и ветх, – писал инок Парфений, – Святой Горы отцы всегда предлагают русским, чтобы вошли в него жить и взяли под свое покровительство. И ежели бы взяли его русские, то поправили бы его, и можно было бы много из него добра сделать. Я от многих слышал, – продолжал инок Парфений, – что его выстроили сербские цари славянского языка и завещали, чтобы греки в нем не жили, а проживали бы в нем всегда монахи славянского языка. Поэтому теперь греки в нем немногие живут и ничего в нем не поправляют, оттого многое разрушается. Но русские еще теперь нужды не имеют, потому что все помещаются в русском монастыре святого великомученика Пантелеймона. А когда русские умножатся, тогда могут взять в заведование и этот монастырь. Кастамонит стоит в самом тихом и безмолвном месте, при больших водах. Ниоткуда его не видно, и никто мимо него не проезжает, разве кто нарочно захочет заехать» 552 . В 1858 году в Кастамоните с успехом поработал прибывший из России на Афон П. И. Севастьянов. В кастамонитском книгохранилище П. И. Севастьянов сделал фотографические снимки с некоторых славянских и молдавских рукописных актов. К сожалению, не все фотографии сохранились после возвращения П. И. Севастьянова из экспедиции на Афон. И среди утраченного, по-видимому, были и кастамонитские материалы. Тем не менее есть сведения о 5 фотографиях древних грамот, вошедших в состав архива, оставшегося после кончины П. И. Севастьянова. Кроме перечисленных грамот, П. И. Севастьянов сделал здесь также ряд снимков с листов пергаментного Евангелия-апракоса (всего 10 листов), датированного 6541 (1033) годом 553 . Этой древней рукописи в скором времени пришлось совершить путешествие из Кастамонита в Россию. Архимандрит Кастамонитского монастыря грек Симеон, прибывший в Россию в 1864 году за сбором для своего монастыря, «в чувстве признательности за разрешение Святейшим Синодом сбора подаяний в России на построение полуразрушенных зданий в означенном Костомонидском монастыре» 554 , преподнес через высокопреосвященного митрополита Исидора эту драгоценную книгу в дар Святейшему Синоду, который препроводил ее в Духовно-учебное управление для отсылки в Санкт-Петербургскую Духовную Академию в ее библиотеку (Отношение Духовно-учебного управления от 27 февраля 1865 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Заканчивая краткий обзор истории эсфигменовского рукописного собрания, следует отметить, что в настоящее время библиотека монастыря насчитывает 372 рукописи; 75 из них написаны на пергаменте и многие богато иллюстрированы. Здесь также имеется около 2-х тысяч печатных книг и еще 6 тысяч – на втором этаже северного крыла здания 537 . Кастамонит Кастамонит – это одна из самых живописно расположенных обителей Святой Горы. Монастырь удален от моря и находится в глубине афонского полуострова; обитель посвящена памяти первомученика Стефана. Говоря о рукописном наследии Кастамонита, необходимо подчеркнуть, что небольшой его архив содержит интересные материалы для истории как греческой, так и русской культуры XV–XVI вв. Это можно показать на примере одного документа, описанного греческим исследователем Н. Икономидисом в 1970 году и впервые изданного им в IX томе «Архивов Афона» 1) 538 . Этот документ является копией XVI в., снятой с изданного в марте 1047 года акта прота Феофилакта, которым монах Арсений утверждается как владелец и игумен монастыря святого Антония Неакиту. Исключительный интерес представляют строки 26–27 этой копии, из которых можно узнать, что древний документ был скопирован по просьбе насельников Кастамо-нита в 7021 (1512/1513 гг.) монахом Ватопедского монастыря Максимом. Возникающее сразу же предположение о том, что переписчик кастамонитского документа – знаменитый Максим Грек , подтверждается анализом его почерка 539 . Косвенным доказательством в пользу правильности этой идентификации могут служить следующие слова из приписки преподобного Максима Грека в кастамонитском документе: «Там же, где из-за порчи оригинала образовались пропуски и нарушилась последовательность текста, оставлено соответствующее место» 540 . «Текст акта 1047 года, – пишет современный исследователь, – был особенно важен в решении возникшего в 1512/1513 гг. спора о владениях Кастамонитского и Зограф-ского монастырей. И поэтому изготовление точной копии этого документа было поручено человеку, который был известен на Афоне как книгописец, филолог, издатель текстов и писатель и который мог прочитать и бережно скопировать древний и к тому же плохо сохранившийся оригинал» 541 . Можно с уверенностью предполагать, что в хранилищах Святой Горы имеются еще и другие невыявленные следы активной литературной и книгописной деятельности преподобного Максима Грека . Копия документа 1047 года, изготовленная «ватопедским монахом Максимом» в 1512/1513 гг., – это, по-видимому, первый известный афонский автограф преподобного Максима Грека 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010