Комнина выслушала все стороны и решила, чтобы Полей судились в том месте, где сами захотят. В назначенный день все родственники Полей были налицо в деревне Панарет и судились в присутствии домохозяев этого села, которые и поставили свои подписи под документом. По рассмотрении дарственной Полея и приговора крестьян села Аврилия было вынесено решение об отказе родственникам в иске. Кроме подписей свидетелей в акте имеется подпись хартофилакса Смирнской митрополии, выдавшего приговор ответчикам. В нем сказано, что приговор составлен по почину митрополии жителями Мантеи, уроженцами села Панарет 236 . Таким образом, из документа следует, что приговор составлен самими крестьянами в присутствии «домохозяев» Панарета, причем не последнюю роль играла и смирнская митрополия, выдавшая документ. В то же время очевидно, что крестьяне считают Комнину Врану высшей инстанцией в решении спора. В другой раз мы встречаем прониара Сиргариса при рассмотрении документов, связанных с процессами по поводу имения Сфурну. Монастырские акты показывают нам историю этого имения. До покорения региона латинянами оно принадлежало константинопольскому монастырю Руфиниан, но было приобретено знатной госпожой Кастамонитиссой, которая взимала через одного парика монастыря по имени Геге десятину с близлежащих земель. Затем имение получил в приданое за Кастамонитиссой смирнский прокафимен Георгий Калоида, который и пожертвовал его монастырю Лемвиотиссы в 1234 г. Это пожертвование было подтверждено императорской простагмой, которая гарантировала монастырю полную свободу от налогов и повинностей с имения, каковой Сфурну пользовалось, еще находясь в собственности Калоиды 237 . В 1235 г. Михаил Фока, проводя перепись владений монастыря Лемвиотиссы, нашел в Сфурну париков села Потаму, которое находилось в пронии Сиргариса, и выселил их оттуда 238 . Через некоторое время последовало обращение игумена Павла с сообщением о том, что парики Сиргариса продолжают пребывать в Сфурну. Тогда император поручил дуке фемы Иоанну Ангелу прибыть на место и рассмотреть дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II КСИФИЛИН [греч. Γεργιος Ξιφιλνος], патриарх К-польский (10 сент. 1191 - 7 июля 1198). Согласно сведениям, содержащимся в «Истории» Никиты Хониата , Г. К. был клириком собора Св. Софии в К-поле; в 1182 г. участвовал в переговорах претендентов на регентство при малолетнем имп. Алексее II Комнине - протосеваста Алексея и буд. имп. Андроника I Комнина . Вероятно, хорошо знал каноническое право; накануне вступления на Патриаршество занимал пост вел. скевофилака. После отречения патриарха Досифея Г. К. был поставлен патриархом по выбору имп. Исаака II Ангела , утвержденному синодом. Избрание Г. К. позволило разрешить конфликт императора с епископатом, вызванный нарушениями канонов при возведении на престол Досифея (1189; был одновременно патриархом К-поля и Иерусалима), к-рого часть епископов отказывались признавать. Г. К. разделял стремления К-поля с помощью уступок сохранить политическую поддержку местного епископата, в 1191 г. он издал распоряжение о переводе всех ставропигиальных мон-рей империи под управлением епархий, тем самым отказавшись от контроля над ними. В период политического кризиса 1195 г. Г. К. поддерживал имп. Исаака II; после его отречения короновал имп. Алексея III Ангела , сохранил престол, но был вынужден отменить прежние постановления о монастырском управлении. Ок. 1198 г. под давлением императора Г. К. вопреки канонам позволил влиятельному придворному Константину Месопотамиту, бывш. митрополиту Фессалоники, занимать одновременно светские и церковные должности. Однако вскоре вслед за этим Константин попал в опалу при дворе и был низложен с митрополичьей кафедры. В период Патриаршества Г. К. в к-польских церковных и придворных кругах активизировалось обсуждение богословского вопроса о нетленности Св. Даров. Это мнение ранее уже высказывалось неким Мироном Сикидитом (возможно, Михаил Глика , сер. XII в.) и было признано еретическим, но при Г. К. вопрос вновь подняли митр. Халкидонский Иоанн Кастамонит и дидаскал Иоанн Каматир. Видимо, в нач. 1198 г. Г. К. издал синодальное определение, вновь осудившее учение Сикидита и его последователей. Традиционно считается, что под давлением оппозиции Г. К. был вынужден отречься от престола в 1199 г. и удалиться в основанный им мон-рь Фригана на Босфоре. Патриархом стал Иоанн X Каматир . Согласно исследованиям В. Грюмеля, Г. К. оставался на престоле до кончины в июле 1198 г.

http://pravenc.ru/text/164291.html

Ситуация для Алексея I Комнина осложнилась еще и тем, что, используя отсутствие василевса в столице, семья Анемадов решила в 1105 г. организовать новый заговор с целью убийства императора и захвата царской власти. К ним присоединились такие знатные аристократы, как семьи Антиохиев, Эксказинов, Дуков, а также Никита Кастамонит, Куртикий и Георгий Василаки. Из членов синклита заговорщиков поддерживал Иоанн Соломон, которого и прочили будущим Римским императором. По счастью, «избранник судьбы» оказался чрезмерно болтлив, и Комнину вскоре стало известно о грядущих событиях. Соломона доставили в царский шатер, где севастократор Исаак Комнин предложил изменнику добровольно рассказать все о заговоре. Вскоре все заговорщики были арестованы и сосланы, а их имущество конфисковано 364 . В то чрезвычайно насыщенное событиями время предавали самые близкие друзья, а непримиримые враги могли стать союзниками, что подтвердили, в частности, события в Трапезунде. После того как дука Трапезунда Феодор Гавр погиб, император направил туда своего верного полководца Григория Таронита, который смог отразить все атаки турок и попутно вел переговоры о выкупе Боэмунда из турецкого плена. В 1103 г. полководец вернулся в Константинополь, но лишь затем, чтобы, убедив василевса в необходимости своего пребывания в Трапезунде, вернуться туда с новыми полномочиями и... создать собственное царство. Подавить мятеж удалось лишь в 1106 г., причем это было поручено двоюродному брату узурпатора Иоанну Тарониту. Григорий оказался в плену, был доставлен в Константинополь, где его обрили наголо и поместили в темницу. Там неугомонный полководец ежедневно осыпал своих врагов проклятиями, пугал стражников мрачными предсказаниями и пророчествами, за что, между прочим, срок его содержания в тюрьме был продлен. Но затем Таронит внезапно раскаялся, получил прощение от императора и был даже возвращен во дворец, где занимал должность протовестиария 365 . Заговоры не смогли отвлечь Комнина от норманнской угрозы. Желая продемонстрировать всем, кто забыл, силу своего характера, император призвал Исаака Контостефана, назначил его дукой флота и отправил в Диррахий, предупредив, что если тот не успеет к городу до начала переправы Боэмунда, он прикажет выколоть ему глаза. Расшатавшейся столичной аристократии царь был вынужден напомнить, что не всегда бывает милостивым. Но в данном случае угроза и демонстрация силы не подействовали благотворно – Контостефан явно оказался ниже уровня предъявляемых ему требований и едва не потерпел поражение от Боэмунда. Только храбрость отдельных отрядов позволила в последнюю минуту вырвать победу в безнадежно складывающемся сражении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 1988 2. Σ. 680-689; Oikonomid è s N. Introduction//Actes de Kastamonitou. P., 1978. P. 1-21; idem. A Collection of Dated Byzantine Lead Seals. Wash., 1986. P. 147-148; Nasturel P. S. A propos d " un document de Kastamonitou et d " une lettre patriarcale inconnue de 1411//REB. 1982. T. 40. P. 211-214; Kastamonitou Monastery//ODB. Vol. 2. P. 1110; Zachariadou Е. A. The Worrisome Wealth of the elnik Radi//Studies in Ottoman History in Honour of Prof. V. L. Ménage. Istanbul, 1994. P. 383-397; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству: XV-XVII в. Београд, 2000; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001. P. 78-80; idem. Σλβοι μοναχο στ Αγιον Ορος π τν Ι ς τν ΙΖ ανα. Θεσσαλονκη, 2002. Σ. 49-57; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007p. 2 т. Ф. М. Панфилов Связи К. с Дунайскими княжествами В авг. 1517 г. кастамонитский игумен отправился в Арджеш к валашским господарям, основным донаторам афонских монастырей в этот период. Однако о результатах этой поездки не сохранилось никаких сведений ( Nâsturel . 1964. P. 114). Самая древняя дошедшая валашская грамота с пожалованием К.- хрисовул на слав. языке (25 апр. 1531) господаря Влада VII Инекатула, к-рый в ответ на просьбу мон. Евгения, рассказавшего о тяжелом положении братии, предоставил обители ежегодную помощь в сумме 6 тыс. аспр с дополнительными 600 аспрами, покрывающими издержки на поездку представителей монастыря в янв. каждого года для ее получения (Documenta Romaniae Historica: B. ara Româneascã. Bucur., 1975. Vol. 3: 1526-1535. N 113. P. 179-182; Nsturel . 1986. P. 281-282). В тексте оговорено, что преемники господаря должны сохранять эту монастырскую привилегию. Михня II Турчитул грамотой (сент. 1582 - 14 июля 1583) подтвердил права К. на скит Маламуч с ц. свт. Николая Чудотворца близ Гергицы и со всеми принадлежащими ему владениями и скотом. Это пожалование было сделано по просьбе мон. Парфения, высказанной от имени братии и основателей скита свт.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

(Actes de Kutlumus. 1945. N 9; Actes d " Esphigménou. 1973. N 12). В хиландарском акте 1338 г. фигурирует игумен К. Варлаам, однако аутентичность этого документа вызывает сомнения (Actes de Chilandar. 1975. N 128). Не являются подлинными акты от дек. 1347 и апр. 1348 гг., содержащие имя игум. Паисия (Ibid. N 136, 137). Тем не менее есть основания утверждать, что еще до сер. XIV в. К. получил статус и привилегии имп. монастыря (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 1, В. P. 77). Видимо, одновременно с усилением позиций мон-ря увеличивались и его владения. Важнейшим источником сведений об экономическом состоянии К. для этого периода является неподлинный хрисовул имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), содержание к-рого, по мнению Н. Икономидиса, основывается на настоящем указе императора (Ibid. P. 3, 78). Вероятно, между окт. 1362 и 15 июня 1363 гг. К. присоединил обитель прп. Антония Великого (Неакиту), известную с X в. Приобретение Неакиту было подтверждено утраченным хрисовулом имп. Иоанна V Палеолога. Согласно неподлинному документу (Ibid. Append 1, Г), Неакиту был передан К. «владычицей Сербии». В легендарной истории К. серб. царица названа Анной (возможно, подразумевалась дочь валашского воеводы Александра, в 1360 вышедшая замуж за серб. кор. Стефана V Уроша), а в варианте мон. Досифея - Анной Филантропиной (неизвестной по др. источникам). Исследователи предполагают, что обитель Неакиту была приобретена в 1362/63 г. и передана К. Еленой, вдовой Стефана IV Душана, управлявшей Серрами и Афоном в 1355-1365 гг. От Неакиту не сохранилось к.-л. существенных следов, уже в XVII в. обитель можно считать исчезнувшей. Она была расположена к северу от К., от к-рого ее отделяло русло реки - возможно, на том месте, где в наст. время находится домик с часовней св. Андрея. Известно также, что в 1365 г. Констанций, игумен К., претендовал на владение, оставленное по завещанию некоего Каппадокса мон-рю Эсфигмен . Для обоснования своих притязаний игумен использовал поддельный хрисовул Стефана IV Душана и подложное завещание некоего Хаварона.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

На расстоянии немного менее 3 км от К. расположена монастырская пристань (по соглашению построенная на территории мон-ря Дохиар) с купольным парекклисионом свт. Николая Чудотворца. От древней пристани, находившейся западнее, остались руины башни, первоначально принадлежавшей обители Ксирокастр. Э. П. А., Л. К. Масиель Санчес Библиотека Значительная часть книжного собрания К. (в т. ч. слав. рукописи, подаренные Радичем) утрачена: «Книг же тамо в то время излишных, учительных не бяше, точию место иногда бывшей библиотеки, и в ней малие некие останкы; егда бо монастир обнища, тогда и книги расточишася» ( Григорович-Барский. 1887. С. 271-272). В каталоге, составленном С. Ламбросом, числится 111 рукописей (15 пергаменных, 1 на бомбицине, остальные бумажные), позднее к ним было присоединено еще несколько манускриптов из типикарницы, в т. ч. Ath. Konstamon. 114, содержащий легендарную историю мон-ря и рассказ о событиях на Афоне в 1821 г. Древнейшие манускрипты - «Лествица» прп. Иоанна Лествичника и «Сотницы» прп. Максима Исповедника Ath. Konstamon. 7 (XI в.), Апостол Ath. Konstamon. 101 (XI в.), Евангелие-тетр Ath. Konstamon. 105 (XI в.), Евангелие-апракос Ath. Konstamon. 100 (XII в.), а также листы из рукописи Х в. Ath. Konstamon. 111. Рукопись Ath. Konstamon. 99 представляет собой палимпсест: нижний слой текста - жития святых на латинском языке XII в., верхний - Евангелие XIV в. ( Lampros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 36-42). Владения К. принадлежали подворья в Каламарии и на п-ове Ситония (Лонгос) возле сел. Партенонас, деревни Низва близ г. Серры и Цинцос, строения в Фессалонике. В наст. время в подчинении у К. находятся подворье - жен. мон-рь первомч. Стефана в Перее близ Фессалоники, келлия в Карее с храмом во имя преподобных Святогорских отцов, которая является представительством (конаком) мон-ря, а также 2 кафизмы - Св. Троицы и Палиомилос (дословно «Старая мельница») на верхнем этаже водяной мельницы напротив входа в мон-рь. Иконы

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Киновией управляет игумен, избираемый пожизненно членами священного кинота и ими же увольняемый, в случае неисполнения обязанностей, налагаемых на него монастырским канонисмом или уставом. Избрание игумена совершается весьма торжественно. Из рук первенствующего члена священного кинота, антипросопа лавры св. Афанасия, новый игумен получает патерицу (жезл) со словами: «Приими патерицу» и т. д., а следующий в порядке старшинства антипросоп Ватопеда или Халандаря надевает на него архиерейскую мантию с источниками, на которой, вместо скрижалей, вышиты золотом изображения Богоматери и икона храмового святого, а также вручает посох, а затем новоизбранный возводится на игуменский трон среди храма при пении клиром ξιος. На этом троне игумен стоит и в торжественные дни во время богослужения. Игумен киновии является начальником, главой и духовным отцом монастыря. Он безапелляционно распоряжается всеми его делами. Воля игумена – закон для всей братии, которая беспрекословно исполняет все его предписания и словесные приказания. Он властвует не только над телом живущих в киновии монахов, но и над их душой, т. е. думами, мыслями и чувствами. От него ничто не скрывается монахом киновии, самый отдалённый тайник его души открывается для духовного взора чадолюбивого, опытного отца игумена. Дела вне монастырские, но касающиеся всего Афона, игумен киновии доверяет вести опытному и способному антипросопу, т. е. заместителю, который и занимает приличествующее ему место в карейском киноте или синоде, называемом также протатом. К общежительным монастырям на Афоне принадлежат: Кутлумуш, Каракалл, в. Павла, Дионисиат, Григориат, Симонопетра, св. Пантелеймона, Ксенофонта, Кастамонит, Есфигмен и Зограф. Пантократорский монастырь на Афоне Идиоритмами же называются такие монастыри, в которых нет ни общей жизни, ни общего имущества, ни равенства прав и обязанностей, ни единоличной власти прота. Иноки своежительного монастыря делятся на два разряда – старших или проистаменов и младших или пангениотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Здесь живёт до двух тысяч монахов по уставу общежительному, из них до 50 греков. Пред монастырём сделана весьма удобная гавань, выше которой находятся обширные и прекрасно устроенные гостиницы для многочисленных русских поклонников. Самый монастырь представляет группу зданий и храмов, имеющих величественный вид. Соборный храм весьма богат драгоценными иконами, священными одеждами и утварью. Монастырь имеет два скита, четыре кельи и несколько метохов на Афонском полуострове. Русский монастырь весьма богат и имеет большое влияние на течение иноческой жизни на Афоне, тем более что русские монахи подвизаются и в других монастырях св. Горы; общее их число доходит до пяти тысяч. Прилив русских иноков на Афон особенно усилился с 1840 года и создал им здесь мало-помалу численное, материальное и даже нравственное превосходство пред монахами греческими. Это возбудило к русским большой антагонизм со стороны греков, которые, опасаясь полного господства наших иноков на Афоне, захотели совсем вытеснить их со св. Горы и, в частности, из монастыря св. Пантелеимона, принадлежавшего русским инокам с 1169 года. В 1874–1875 года на Афоне происходил громкий судебный «русско-греческий пантелеимоновский процесс», ведённый русскими иноками Пантелеимоновского монастыря с греками из-за права пребывания в нём. Процесс поделил весь Афон на два враждебных лагеря: монахов-греков и монахов-русских. Лишь немногие из греков имели смелость поддерживать русских. Благодаря энергии и настойчивости, с коими русские монахи отстаивали свои права на монастырь, с документами в руках, и сильной поддержкой русского посла при Порте графа Н.П. Игнатьева, этот процесс окончился победой русских. Монастырь Ксенофонта населен 120 монахами-иноками, часть коих живёт в 9 кельях монастыря; монастырь имеет несколько метохов на Афонском полуострове и Благовещенский скит. Монастырь Дохиар населён 80 монахами; у него нет ни келлий, ни скита; метохи его расположены только на Афоне. Киновия Кастамонит имеет до 50 иноков; у ней нет ни келий, ни скита, а метохи очень невелики, поэтому монастырь очень небогат.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Построенная Афанасием Великая лавра получила особый статус: она была объявлена императорским монастырем. По уставу, данному императором Иоанном Цимисхием 82 (971/972 г.), обители Афона были выведены из-под юрисдикции не только местного епископа, но даже патриарха. Все вопросы, касающиеся урегулирования жизни монахов, решало ежегодное собрание представителей монастырей во главе с избранным протом, а апелляционной инстанцией выступал непосредственно император. В 1312г. афонский протат был передан под юрисдикцию патриарха Константинопольского, а монастыри получили статус патриарших ставропигий. Так назывались монастыри, пользовавшиеся автономией от местных церковных властей и подчиненные непосредственно Константинополю (греч. σταυροπηγα, от σταυρς – крест и πγνυμι– устанавливать, водружать; букв. «водружение креста», которое от имени патриарха совершалось в таких монастырях). Впоследствии на Святой горе (как с XI в. стал называться Афон) возникли и другие большие монастыри, объединявшие монахов со всего мира (в том числе из Грузии, Руси, Болгарии, Италии, Сербии, Валахии и даже бенедиктинский монастырь амальфийцев). После турецкого завоевания афонские обители обнищали и пришли в упадок, но не исчезли, благодаря щедрой поддержке со стороны православных государей (прежде всего, из Валахии и России). В настоящее время на Афоне действуют 20 «священных императорских и патриарших ставропигиальных монастырей»: Великая лавра св. Афанасия, Ватопедский, Иверский, Хиландарский, Дионисиев, Кутлумушский, Пантократор, Ксиропотамский, Зографский, Дохиарский, Каракальский, Филофеев, Симонопетра, Свято-Павлов, Ставроникита, Ксенофонтов, Григориев, Эсфигменский, Русский и Кастамонитский. Расцвету Афона способствовали исторические обстоятельства: прежние «Святые горы» Малой Азии (Олимпа Мизейского, Галесия и горы св. Авксентия) пришли в упадок в связи с турецкой экспансией, и монахи оттуда переселялись, в частности, и на Афон. Множество монастырей находилось в византийских городах, где их организовывали богатые аристократы (обычно в своих дворцах). Наиболее известным из константинопольских монастырей, своего рода эталоном был монастырь св. Иоанна Студита, основанный еще в V в. и возрожденный в IX в. Феодором Студитом (при нем в обители было более 1000 насельников). Как отмечают исследователи, в этой общине со времени игуменства Феодора «обрело свой законченный вид византийское киновиальное общежительство». Составленный Феодором Студийский устав – «наилучшее и наидостойнейшее правило, которое воистину свободно как от крайностей, так и от несообразностей», – стал образцом для византийского общежительного (киновиального) монашества. Его отличительными чертами являются умеренный аскетизм и особое внимание к общей молитве и физическому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

538 Oikonomides N. Actes de Kastamonitou. Paris, 1978 («Archives de l " Athos», IX, pp. 56–59, pi. I, X). 539 Работа по изучению греческих рукописей отечественных хранилищ привела в последние годы к открытию многочисленных автографов переписчиков греческих книг XV–XVI вв. Все эти автографы определены путем идентификации по почерку. См.: Фонкич Б. Л. Греческие писцы эпохи Возрождения//Византийский Временник, 42, 1981. С. 126. 542 Публикуемый Е. Денисовым по рукописи Дионисиева монастыря текст двух эпитафий патриарху Нифонту II признается издателем автографа ошибочным. (См.: Denisoff Е. Maxim le Grec et l " Occident. Contribution " a l " histoire de la pens?e religieuse et philosophique de Michel Trivolis. Paris-Louvain. 1943, pi. V1I1). 550 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 675. 551 Описание путешествия отца нашего Игнатия в Царьград, на Афонскую Гору, во Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию//Православный Палестинский сборник. Т. 12. Вып. 3. СПб., 1891. С. 12. 552 Парфении (Аггеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и св. Земле. Часть 4-я. М., 1885. С. 163–164. 554 «В 1864 и 1865 гг. игумен Кастамонита Симеон собирал обильные подаяния во всей России и наипаче в Сибири, где был даже в Кяхте, и тут входил в молельню монгольскую и видел идолов». Цит. по: Успенский Порфирий, еп. Восток христианский. Афон. История Афона, часть III. Афон монашеский. СПб., 1892. С. 371. 555 А. Р. Греческое рукописное Евангелие первой половины XI века, хранящееся в библиотеке СПб. Духовной Академии (под Б ?). Христианское чтение, 1892, январь–февраль. С. 91. 556 «Этот император Роман (111. – Авт.) (Агрира) – он при императоре Константине (VI11. – Авт.) был патрицием, а по смерти Константина (15 ноября J028 г.) тотчас вступил на престол; скончался насильственной смертью 11 апреля 1034 года». (Скабаллаиович. Византийское государство и Церковь в XI в. СПб., 1864. С. 14, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010