Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Когда бывш. К-польский Патриарх Анфим II посетил Вел. Лавру (1623), он нашел там всего 5 монахов, живших в нищете, преодолеть к-рую не помогли ни возвращение к общежительному уставу по инициативе Иеремии II, ни поступившие дары. Лишь с 1630 г. этот знаменитый мон-рь понемногу начал приходить в порядок, особенно после того, как там нашел приют Патриарх Дионисий III (1665), подаривший обители свое личное имущество. В XVII в. наблюдался резкий экономический упадок и запустение мн. афонских мон-рей (Ксенофонта, Русика, Кастамонита и др.). Лишь отдельные обители находились в относительно процветающем положении, напр. Иверский (в XVII в. 300 монахов проживали в самом мон-ре и 100 - за его пределами), Хиландарский, Ватопед и особенно известный особой строгостью устава мон-рь прп. Дионисия, к-рый занял 5-е место в списке афонских мон-рей, потеснив Ксиропотам. Кавсокаливитский скит Кавсокаливитский скит В XVI в. происходило возвращение нек-рых мон-рей к древнему общежительному уставу (Вел. Лавра, Ватопед), но на протяжении XVII в. мон-ри один за другим начали переходить к идиоритмии, и с 1784 г. все афонские обители стали особножительными. Др. особенностью этой эпохи, к-рая, возможно, явилась реакцией на широкое распространение особножительства, было начавшееся со 2-й пол. XVI в. появление скитов. В древности слово «скит» являлось синонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из неск. домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм - кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от мон-рей. Общиной скитских отшельников управлял дикей (δικαος, от δκαιος - справедливый) с неск. помощниками. В появлении скитов, возможно, отразилось противодействие строгих аскетов распространению идиоритмии, к-рую они считали отклонением от древних традиций и признаком упадка и обмирщения. Первым был основан скит св. Анны, принадлежавший Вел. Лавре (1572). Кавсокаливийский скит основал прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прославившийся особо суровой аскезой. В XVI-XVII вв. появились др. крупные скиты: св. Димитрия (Ватопед), Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь), св. Пантелеимона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румын. скит св. Димитрия (мон-рь Св. Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), прор. Илии (Пантократор).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Посетив в 1623 году Великую Лавру, бывший Константинопольский патриарх Анфим II обнаружил там только пятерых монахов, живших в полной нищете. 173 Что касается Русика, то постигшая Московское царство затяжная смута, народные бунты, непрерывные войны с поляками и шведами, результатом которых стали польско-шведская интервенция и даже взятие Москвы, привели к тому, что на это время прекратилась материальная поддержка и русского святогорского монастыря, столь ощутимая до упомянутых событий. 174 Отсутствие ктиторской опеки привело к скорому материальному упадку обители, что в условиях грабительской «вакуфной» политики турок грозило катастрофой для монастыря. Возможно, это была одна из причин, по которой старец Иоанн Вишенский оставил затвор и в 1604–1607 годах ездил в Украину, где встречался с князем Константином Острожским. Одной из тем переговоров мог быть и вопрос оказания материальной поддержки древнерусскому монастырю на Афоне. По этой же причине, скорее всего, в 1619 году игуменом Русика мог стать сподвижник старца Иоанна отец Киприан Острожанин. 175 Однако помощь как со стороны князя Острожского, так и запорожского казачества на ту пору вряд ли могла быть существенной, чтобы покрыть все нужды древней святогорской обители; претерпевая гонения и притеснения в составе Речи Посполитой, Православная Церковь в Украине сама нуждалась в поддержке и защите. Возобновление поддержки Русика стало возможным лишь с 1626 года, когда в Москве окончательно были преодолены последствия Смутного времени и польско-шведской интервенции. В этом году в Москву для сбора пожертвований впервые за долгое время прибывают игумен русского Пантелеимонова монастыря на Афоне отец Макарий и некий «строитель» отец Савва. 176 С собой они привезли просительную грамоту от Константинопольского патриарха Кирилла I (Лукариса) к царю Михаилу Феодоровичу, в которой подробно описывалось бедственное положение Русика. В частности, в документе сообщалось, что «монастырь, нарицаемый Русский» имеет огромные долги и заложил все свое имущество (как недвижимость, так и драгоценные облачения), а некоторые из братии находятся в долговой тюрьме: «в нынешнее время впал он в убыток и в долг, и заложил ризы церковные и монастырские, и иное строение недвижимое, и пашню и сады, все, чем питались, и ныне тем не владеют; от великого долга и самих их посажали в темницы, и там зле погибают; да и церковь их, и келлии и монастырские стены разорены; и пищи никакой не имеют, и от великого своего изнеможения и от долга не могут ничего починить». 177

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь мы видим, кто главный виновник возобновления русского монастыря, кто был сильным ходатаем за него у благочестивого царя! Таким образом и сербский царь Стефан Душан является действительным благодетелем русской Афонской обители св. Пантелеймона, которому она обязана своим благоустройством и внешним и внутренним. С этого времени начинается в жизни русской обители новая эпоха, которую можно считать за самое цветущее время в 700-летнее ее существование. Но за то обитель русская вынуждена была подчиниться вполне сербскому влиянию: судя по языку ее домашних актов, игумены поставлялись тогда преимущественно из сербов, которые, как надобно из сего заключить, составляли и большинство братства русской обители, по случаю ее «все- конечного от Русие оставления». В 1363 году владения русского Пантелеймонова монастыря увеличились присоединением к нему, по решению Афонского собора св. горы, монастырька Кацари, которого в настоящее время уже нет, но развалины Кацарские существуют еще до ныне, и находятся во владениях Русика. Земля же, приписанная тогда к Кацари, находится в области Ксенофского монастыря, но когда она отнята Ксеновцами у Русика – неизвестно. Бывало время, когда в монастыре русском было по четыре только или по шести убогих насельников, а иногда монастырь был и совсем без жителей; тогда-то чуждая рука со всею свободою и отделяла разные участки от имений Русика, так что монастырь теперь не может определенно, исторически и показать, что когда у него отнято. На бывшей Кацарской земле в 1766 г. устроился нынешний Ксенофский скит. Со смертию сына и наследника Стефана Душана Сильного, – Уроша Неманича (в 1367 году), прекратился род Неманичей в мужской линии. Убийца его, краль Вулкашин погиб в битве с султаном Амуратом в 1371 году; в этом же сражении убит и брат Вулкашинов Гойко, a третий брат его, деспота Углеша, как говорит предаение, спасся бегством и, видя непостоянство земного счастия, сделался иноком Афонской обители, по одним Симопетры (основанной при его содействии и пособиях, в признательность св. отшельнику Симону, за исцеление его дочери), а по другим, Русика, где Барский видел его хрисовулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха          23 апреля на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре уже более 190 лет из года в год свято чтут память мученической кончины покровителей Русика – священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского, и князя Скарлата Каллимаха, убиенных турками в преддверии Пасхи Господней 10/23 апреля 1821 года. Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение мы воспринимаем исключительно с чувствами радости и хвалы, что и подобает величайшему Празднику нашей веры. Но не всегда Светлая и Святая Пасха Господня приносит одни только положительные эмоции, полноту самых светлых духовных переживаний, что именуется пасхальной радостью. Иногда, по промыслительному Божию попущению, Пасха Господня приносит величайшую скорбь, подвиг и испытание. При правильном перенесении этого испытания, конец его приводит к величайшей пользе для многих и прославлению имени Господня. Так случилось 195 лет назад. Пасха 1821 года унесла жизни трех самых дорогих для афонской Свято-Пантелеимоновой обители людей. В Великую Субботу, в самое преддверии Пасхи Господней, в Дарданельской крепости по указанию турецкого султана был перехвачен драгоман Великой Порты князь Скарлат Каллимах, спешивший к Пасхе в Пантелеимонову обитель, куда вез церковную богослужебную утварь и пожертвования. Князь Скарлат был извещен о своей безвременной смерти самим великомучеником Пантелеимоном, хотя и не знал точно, когда это произойдет. Святой Пантелеимон явился ему во сне и сказал: " Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время " . Князь Скарлат все свое состояние отдал на строительство Нового Прибрежного Руссика, который стоит по сей день. В светозарную ночь, когда восставал из гроба Господь, князь Скарлат был удушен турками, а пожертвования, предназначенные для Руссика, были присвоены турецким пашой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2884

Каждая из дач Афона имеет свой арсенал, или возвышенный пирг, обстроенный несколькими келлиями и обнесенный каменной стеною в предосторожность от нападения пиратов, потому что все дачи расположены на берегу Солунского залива. Дача Русика красуется на необозримой равнине, в виду соседственных дач, и имеет церковь (во имя святого Пантелеймона). На ее строгом пирге кочуют тяжелоносые пеликаны, а кругом расселилось несколько греческих семейств, обрабатывающих по найму монастырские поля. На юго-западе от дачи, за заливом, встают заоблачные горы Олимпа: вид на них бесподобный! Человек до пяти из братии живет здесь; в числе их есть и иеромонах для всегдашней службы; по субботам и праздникам он совершает и Божественную литургию для приобщения пребывающего здесь братства. Кроме этой дачи, Русик имеет еще метох на соседственном острове Кассандре и на Сики. Последний лежит против Святой Горы, с южной стороны, и имеет только сенокос. На Каламарии остается и скотный завод Русика в летнюю пору, а на зиму скот переводится на одну из пустынных афонских оконечностей Святой Горы, лежащую вблизи уже мирских селений. Рогатого скота у Русика насчитывается до сотни голов. Но несмотря на красивую породу и на тучность здешних пажитей, ни молока, ни масла не дают коровы, потому что они дики и неподступны. В отношении к этой экономической части Русика нельзя не пожалеть значительной потери продуктов, и притом важных и необходимых для многочисленного братства. Однажды навсегда устранивши от своих рук коров, греки не смеют теперь подступиться к ним и за ничто считают трату молока, притом сыра и масла; а между русскими нет еще способных заняться этой оставленною без внимания, но весьма важною частью хозяйства. Поэтому-то во весь круглый год раз-два, не более, поставляется в трапезе Русского монастыря молоко, но и то сседшееся 4 и кислое, потому что оно достается с соседственных островов и в дороге еще свертывается и от теплоты воздуха, и от качки. Что касается до прочих продуктов, их очень довольно, в особенности яиц. Здесь несколько десятков кур остаются в полной свободе на пустынных равнинах Каламарии. Каламария и еврейские Салоники

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января Духовник Русика старец Виссарион. День памяти - 11 января 11 января н.ст. 1954 г. отошел ко Господу духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Виссарион (Хлыстов). На Святой Горе он подвизался ровно 50 лет. Был автором Летописи русского святогорского монастыря, одно время исполнял послушание библиотекаря обители, а затем и духовника братии. Последнее, самое ответственное и сложное послушание, он пронес ровно 25 лет. В самый трудный для Свято-Пантелеимонова монастыря период старец Виссарион личным примером и наставлениями сумел сохранить высокий подвижнический дух в обители. Был утешителем не только братьев монастыря, но и многих мирян — русских белоэмигрантов, с которыми вел постоянную переписку. Он непоколебимо верил, что после определенного упадка непременно настанет период нового возрождения Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе, в чем убеждал и многих отчаивавшихся братий. И эта уверенность старца оказалась пророческой... Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на светском научном поприще большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это благословение от отца Иоанна Кронштадтского. Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=28...

9) Св. великомученика Димитрия Солунского, выше Георгиевской келлии, чрез полчаса ходу от нее в гору. Возобновлена в 1863 г. – При ней виноградник. 10) Св. безсребренников Косьмы и Дамиана. Находится за старым Русиком, верстах в полутора на юго-восток от него, в местности пустынной. В этой келлии жил незабвенный для Русика известный святогорец иеромонах Серафим (в схиме Сергий), автор книги «Письма о св. горе Афонской» и других. Келлия эта с церковью им же выстроена при помощи благотворителей во вкусе русской архитектуры. Возле нее находится келлия с церковью во имя св. Саввы Сербского . Это – бывшая прежде св. безсребренников; она была очень ветха, в следствие чего возобновлена и переименована. При этих келлиях находится виноградник, сад и огород. В небольшом расстоянии от сих келлий, в лесу на винограднике, существовала келлия с церковью св. Николая чудотворца. 11) Живоносного источника Пресвятыя Богородицы (празднов. в пятницу светлой недели). Отстоит в версте от старого Русика на север, по дороге к Карее, близ хребта, чрез который перевал на другую сторону Афона. Это – одна из древнейших между келлиями Русика и самая возвышенная из них. Местность этой келлии весьма живописна по окружающим ее и спускающимся вниз холмам, пригоркам и удолиям, густо покрытым строевым лесом, большею частию каштановым. Внизу у подножия того хребта горы, на котором стоить келлия, красуется окруженный со всех сторон лесом старый Русик, a далее к югу видна равнина моря. Вероятно потому посвящена она «Живоносному Источнику», что при ней находится источник самой лучшей на св. горе воды. Келлия эта возобновлена в 1864 г. иждивением московская купца М. И. Попова . Иконостас, престол, жертвенник и проч. сооружены своеручно иеросхимонахом Иезекиилем, великим тружеником и подвижником, более 40 лет жившим в монастыре и скончавшимся в 1884 году. 12) Св. великомученика и победоносца Георгия (третия), на Карее, древнейшая, возобновлена в 1858 г. и освящена преосв. митрополитом Иосифом варнским. В ней находится конак (подворье) русского монастыря св. Пантелеимона и живет доверенный от монастыря русский иеромонах, который заседает в числе 20 членов в Протате, верховном судилище Афона, в котором разбираются все дела, касающиеся личной собственности св. горы, частные жалобы насельников ее и объявляются предписания Порты и патриарха константинопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же, по окончании политических смут восстановлен был мир на Востоке, и рассеявшиеся иноки св. горы стали собираться в свои запустелые обители, воротился и о. Герасим с братиею и драгоценностями обители. Но восстановление монастыря и устройство и всего по-прежнему было делом весьма трудным, так как он не имел никаких средств. Видя это и желая спасти монастырь от участи старого Русика, греческие иноки, по совету старца иеродиакона Венедикта, порешили; призвать к себе в сожительство русских, которые тот-час по восстановлении мира, в 1830 г., начали стекаться на Афон. Первое водворение русских в новом нынешнем русике случилось в 1835 г., с появлением на св. горе блаженные памяти иеромонаха о. Аникиты (князя Шихматова-Ширинского), который по просьбе греков поселился в Русике. С прибытием русского князя на св. гору и со вступлением его в бедный и утесненный обстоятельствами русский монастырь, все и все заговорили о князе; быстро пронесшаяся по св. горе молва привлекла к нему наших соотечественников. Тогда же заложил он храм в честь русского чудотворца святителя Митрофана Воронежского . Однако недолго пришлось оставаться о. Аниките в Русике: здешнее правительство, полагая, что русский князь будет иметь сильное влияние на ход святогорских дел и на распоряжения протата, имело виды на его удаление оттуда, и братство русика нашло свои причины к этому. Желая уклониться от неприятностей, о. Аникита удалился в Пророко-Ильинский скит, но вскоре же был назначен русским правительством в Афины, для занятия должности настоятеля при тамошней посольской церкви, где и скончался в 1837 году. Выход о. Аникиты из Русика много повредил Русику и сделал сильный переворот в судьбах его. Монастырь, придя тотчас в крайне-бедное состояние, начал продавать и закладывать свои земли и прочее имущество, и вошел в новые и тяжкие долги, не имея надежды к уплате даже процентов 22 . Такое критическое и весьма тяжелое положение заставило греческих иноков горько раскаиваться в удалении о. Аникиты и других русских, и они душевно желали опять видеть у себя русских, зная по опыту, что без них монастырю невозможно поправиться и существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамо в монастыре русском обретох тогда четыре токмо, иже пребывают иноки два от руссов, и два от болгаров, игумен болгарин бяше. Имут свою мельницу и несколько скитов, от них же мало корыстей взимают и питаются, якоже могут, и якоже их Господь управляете; тамо аз любы ради русских иноков, и сожаления ради убогой обители, промедлих три дни, таже пойдох к монастырю иному». 17 Тот же Барский, посетивши вторично св. Афонскую гору, на обратном пути из Палестины и Сирии в 1744 году, уже не нашел в Русике ни одного русского инока и говорит, что русская Афонская община, умаляясь постепенно, держалась еще кое как в соединении с болгарами до 1735 года, но с этого времени: «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны, (по случаю войны России с Турциею в союзе с Австриею, начавшейся в 1734 и окончившейся в 1739 году Белградским миром), взяша его во власть свою Греки и до днесь обладают». В этот раз Барский более подробно и яркими красками описал крайне убогое тогдашнее состояние обители св. Пантелеймона, этой alma mater русского иночества на Афоне. Всякого любознательного отсылаем к любопытному во всех отношениях описанию путешествия сего редкого путешественника 18 . Из всего этого становится понятным, почему последний период «стараго Русика», представляет лишь постепенный переход от крайнего оскудения к совершенному оставлению древней обители св. Пантелеймона Фессалоникийца насельниками ее в конце минувшего столетия. Греки, взяв в свое ведение русский монастырь в 1735 году, нашли постоянных благотворителей своей обители в лице молдавских и валахских господарей, которые в этот период обыкновенно назначались Портою из константинопольских фанариотов. Благотворение Руссику господарей сих продолжалось до греческого восстания 1821 года. Греческие иноки, овладевшие Русиком, уничтожили в нем древнее общежитие, (которого, как видим из описания Барского, до конца держались русские иноки), что, между прочим, тоже не мало содействовало к ускорению упадка обители. Эта мысль ясно выражена в грамоте (1803) константинопольского патриарха Каллиника, которою этот, приснопамятный для русской афонской обители, первосвятитель настоятельно восстановил в ней общежитие, и тем самым положил первый краеугольный камень нынешнего ее процветания. В исходе прошедшего столетия греческие иноки Русика, с одной стороны не имея в виду достаточных средств к перестройке и обновлению своей, в конец обветшавшей (как видно из описания Барского 1744 г.) обители, в которой все решительно давно требовало уже не одной только поддержки, а и капитальных исправлений и замены ветхого новым; и с другой стороны затрудняясь отдаленностию монастыря от моря, – близость к которому была, есть и будет существенным жизненным условием для каждого Афонского монастыря, – решились, оставив так называемый теперь «старый Русик», переселиться в тот маленький прибрежный монастырек, который так кстати для сего возник во владениях Русика в конце XVII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем и те несчастные, на которых не действуют убеждения старческой любви, как скоро удаляются из обители, умирают, и почти всегда скоропостижно. Я знаю несколько образцов подобного несчастья. Даже переходить из одной обители в другую на Святой Горе очень опасно , по замечанию святых отцов. В виду Русика недавно был удивительный случай, оправдывающий эту истину. Рассказ об афонском портаре Здесь жил портарь, которого помнят очень многие из старцев, потому что он не слишком еще давно умер. Этот портарь вел себя примерным образом и во всех отношениях своей жизни был истинным иноком; к сожалению, он был только чрезвычайно скуп, впрочем, не для себя, а для обители. По здешнему обыкновению каждый день раздается много хлеба и даже часть денег приходящим бедным и нищим, это-то и было тяжело для несчастного портаря. В чувстве искренней жалости к монастырю при многосложных его нуждах и крайней бедности, портарь беспрестанно бранился с трапезаре м, упрекал даже игумена за расточительность хлеба и денег по нищей братии; между тем милостыня не прекращалась; хлеб и деньги беспрерывно раздавались приходящим, что и было для портаря причиною выхода из Русика. Портарь удалился в другой монастырь, горько жалуясь на неуместную и безрассудную расточительность Русика, притом тогда, как сам он, Русик, утеснен и долгами, и множеством нужд. Впрочем, недолго несчастный выходец оставался на стороне: Русик невольно влек его в свои стены, мирные и безмятежнем, и точностью исполнения иноческих узаконений. Не прошло и полгода, портарь воротился в свой монастырь и был принят с любовию, впрочем и с условием не входить в распоряжения настоятеля, не стеснять его в действиях и не огорчать ропотом и жалобами на мнимую расточительность во всегдашнем разданный нищей братии в денег, и хлеба. Как вы думаете, долго ли выполнял портарь условие и молчал пред добрым игуменом, без различия награждавшим бедняков? Не прошло и году, несчастный опять возмутился и опять вышел из монастыря, но и в этот раз ненадолго. Тайное влечение сердца, как будто родственная привязанность к Русику, не дали ему покоя: бедный выходец опять воротился в свое место, в Русский на Афоне монастырь , опять был принят с прежним условием, и что же? Немного протекло времени, портарь опять перебранился с трапезарем, огорчил настоятеля и в смутном положении духа решился уйти из обители с тем, чтоб никогда уже не являться сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010