#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Христианство не ограничивает нас, а защищает Проповедь в Неделю Крестопоклонную Роман Овчаренко   09:00 08.04.2024 101 Время на чтение 3 минуты Фото: poembook.ru Казалось бы, совсем еще недавно мы вступили на путь Великого поста, а уже добрались до его половины. Всякое начатое дело страшно только до середины. Но едва мы ее переступим, то уже точно знаем, что завершим начатое. Мы привыкли представлять себе христианство исключительно как религию ограничения. Но ведь это не так. Христианство не ограничивает нас, а защищает. Вы только подумайте, нас просят отказаться от сладости, от чрезмерного употребления пищи, воздержаться от алкоголя, табака, просмотра телевизора?! Да, действительно жестоко! Вера призывает нас к воздержанию и здоровью, а мы ропщем и желаем себе сладкой и скорейшей погибели. Может быть мы чего-то не понимаем в постном делании? Давайте разбираться. Пост – ограничение как физических, так и душевных удовольствий человека для достижения более серьезных целей, а именно, роста духовного и беседы с Богом. И речь здесь не в списке конкретных вещей, каждый выбирает для себя нужное, а в том, чтобы воспитать в себе силу отказаться от того, что стало твоей зависимостью. Для кого-то это еда, а для кого-то телевизор, или телефон. У каждого своя слабость. Так вот пост дает тебе возможность показать, кто в доме хозяин: ты или кто-то (что-то) еще? И это очень тяжелая борьба. Глупо говорить, что это легко. Совсем нелегко, но ведь и мы не такие уж простые. Достичь результата можно лишь терпением и молитвой. Посмотрите на наших атлетов, через что они проходят ради достижения олимпийской медали? Неужели же наше спасение не стоит того, чтобы за него бороться и даже чуточку страдать? Помните, как говорил Господь наш Иисус Христос: «Претерпевший же до конца, тот спасен будет» (Мф. 10, 22).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/hr...

На воскресном бдении Евангелие не должно читаться на середине храма; оно всегда должно читаться в алтаре. Лишь потом, во время чтения 50-го псалма, оно должно износиться на середину храма, священник должен держать его на персях и братия должна по двое подходить и целовать Евангелие. У нас все это происходит по-другому. А вот в этот день Евангелие читается так, как должно быть по Уставу, древний чин в этот день удержан. Наконец, когда приходит время пения Трисвятого, в конце великого славословия, то старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении других священнослужителей, свещеносцев, дьяконов, и стоя в Царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». И здесь трижды поется тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя. Крест полагается на середине храма и совершается особенное поклонение Кресту: сначала поется тропарь 6-го гласа «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Потом все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особенных стихир: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и пр. И затем поются те стихиры, которые мы слышали на Крестовоздвижение. В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен». Так является несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим. После поклонения Кресту воскресная всенощная кончается своим чередом: ектеньи и обычный конец. Надо сказать, что с седмицами и неделями Великого поста получается некая трудность со счетом. Обычно мы привыкли, что неделя, – воскресный день, – начинает седмицу. Так, например, глас начинается в неделю и действует всю седмицу. А в Великом посту получается сложнее. Сначала проходит первая седмица, а потом бывает первая неделя, т.е. первое воскресенье. Проходит вторая седмица, потом бывает вторая неделя. Счет недель и седмиц идет по другому, чем в обычное время. Однако нельзя сказать, что обычная логика строения седмицы не действует в Великом посту. Неделя, т.е. воскресный день, воскресная литургическая память, конечно же, имеет влияние на ход седмицы. В некоторых седмицах это заметить сложнее, но на Крестопоклонной это совершенно ясно. Надо сказать, что такое двойственное положение воскресений, возможно, определено положением первого дня Пасхи, к которому ведет вся Страстная и за которым следует Светлая седмица, составляющая с днем Пасхи как бы один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И во всё это время ему предстояли: преосвященный Петры с правой стороны, я с левой и прочие клирики и 50 воинов с ружьями (со штыками), пока не прошёл весь народ, поклоняясь и лобызая его десницу. После сего с великой церемонией и копьеношением мы поднялись в патриархию, хваля и прославляя Бога. На следующий день, в субботу мы, все архиереи, служили с патриархом за упокой души во блаженном успении бывшего приснопамятного отца нашего и патриарха Афанасия, поскольку в этот день приходилась четверть года по его кончине. Подобным образом мы служили вместе с патриархом во св. кувуклии и в неделю крестопоклонную. Посланные же в Константинополь возвратились в Иерусалим 24 марта, т. е. два архимандрита с дружиной; с ними прибыл из Константинополя святой архимандрит кир Митрофан и грамматикос кир Георгий Византий, они привезли митру покойного, мантию, патерицу и ещё кое-что. А после прибыли два иеродиакона, кир Кесарий и кир Филимон, и одного из них патриарх произвёл в иерея, а другого в архимандрита. Некоторые из возвратившихся из Константинополя отправились 11 июня во Влахобогданию 261 . II Папистане францисканцы постоянно хлопочут по своему обыкновению и нападают коварно на православных для того, чтобы обмануть их и привлечь к своей ереси, изобретению папскому. Таким образом, в 1839 году они наняли дом в деревне Бетжале, поставили в нём алтари для священнодействия, завели училище и обратили в свою ересь более, нежели до пятидесяти семейств. Принявших их они обольстили раздачей золота и серебра и другими разными новыми и суетными обещаниями, равно коварными и гнусными. Подобное же беззаконное и низкое дело учинили богомерзкие и в деревне пастырей, распространяя ложь, обманы, как и в Бетжале. Мы, видя такое их коварство и еретическую дерзость, донесли правительству, что иноподданные обольщают православных турецко-подданных и делают их франками; тогда султан издал высокий фирман в 1842 г., повелевая иерусалимскому Тагиар-паше силой устранить и выгнать франков из обеих деревень, и кто из православных уже сделался католиком, пусть обратится в прежнее своё состояние, в противном же случае такового наказывать жестоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Не единство, конечно, только плотского происхождения у Христа с нами спасает нас, хотя, будучи обложены немощною плотью ( Рим. 8, 3 ), мы не могли войти в общение с Богом, пока Сын Божий не явился во плоти. Единение по плоти временно и не существенно, посему и вводит нас Бог чрез Сына Своего в духовное с Собою единение, теснейшее и существенное, уподобляемое единению виноградной лозы с ветвями своими. «Аз есмь лоза истинная, – говорит об этом единении Сам Господь, – и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю; и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Будите во Мне, и Аз в вас. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15, 1–5 ). Но такое единение Христа с нами совершается чрез Его страдания. Ибо то общий закон, что болезни и скорби душ наших врачуются чрез сострадающую любовь других. Итак, должно было Христу, Искупителю нашему, низойти в самые глубины душ, пораженных болезнью греха, в самые мрачные обиталища скорби и отчаяния, «исходища смертная» ( Пс. 67, 21 ), чтобы, претерпев «болезни адовы», возвести с Собою всех к Богу. Если сострадающая любовь другого человека исцеляет болезнь нашей души, вселяя в нашу душу надежду на возможность ее уврачевания, то какую надежду может вселить всеобъемлющая любовь Сына Божия? Ибо в Его Промыслительной Деснице все скорби и радости наши. Поистине, Он привлек всех к Себе, когда вознесен был на Крест, и есть Тот Единый Пастырь душ наших ( Иез. 34, 23 ), Который пасет овец стада Своего «жезлом благоволения» и «жезлом уз» любви, по слову пророка ( Зах. 11, 7 ), «возвестивший мир ближним и дальним» ( Деян. 2, 39 ; Еф. 2, 17 ). Он уничтожил средостение, бывшее дотоле между иудеями и язычниками, «приведши обоих во едином Духе к Отцу» ( Еф. 2, 18 ). Он заключенные во аде до Его пришествия души извел оттуда. На Него уповали и будут уповать люди всех времен, когда, познавши бессилие любви человеческой уврачевать все мучительные скорби и болезни души, обращаются к Нему. Ибо где найдет утешение скорбная, всеми отвергнутая душа человека, кроме сладостной и неизъяснимо утешительной, все прощающей и все объемлющей любви Христовой?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Не поется ли когда еще чего вместо трисвятого? Так в праздник Воздвижения и в неделю Крестопоклонную, как во дни, посвященные св. Кресту, вместо трисвятого, поется стих: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим . Что такое прокимен , который поется перед Апостолом на литургии? Это – краткий стих, взятый большей частью из Псалтири. Прокимен обыкновенно показывает содержание чтения Апостола, отчего и название прокимен, т. е. с греческого: предлежащий, напр. в день Вознесения прокимен: Вознесися на небеса, Боже. (Прокимен поется и пред Евангелием, напр. на утрени и молебнах). Какими словами предваряется и сопровождается чтение Евангелия и Апостола? Словами: Премудрость! вонмем! предваряется чтение Апостола, а пением: Аллилуиа сопровождается оно. Словами: Премудрость, прости услышим святаго Евангелия. Мир всем. И духови твоему. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Вонмем, предваряется чтение Евангелия; а словами же: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе , сопровождается оно. Что значат слова: Премудрость! вонмем. Прости, услышим? Слово: премудрость указывает на важность апостольского и евангельского чтения, т. е. что в них содержится божественная премудрость; а слово: вонмем внушает то, как должно стоять при этих чтениях: вонмем , т. е. будем внимательны к чтениям. Прости услышим , т. е. будем стоять просто – прямо и благоговейно, и будем внимать чтению в простоте сердца. Что значит слово: Аллилуиа? Хвала Богу. Что значат слова: Мир всем. И духови твоему? Мир всем , – это говорит священник народу. И духови твоему , т. е. духу твоему, душе твоей, – это слова священнику от народа на его слова: мир всем . Слова эти суть слова, которыми желают священник народу и народ священнику душевного мира, необходимого при слушании чтения. Для чего чтение Евангелия предваряется и сопровождается пением слов: Слава Тебе, Господи, слава Тебе? Этими словами показывается, что для нас не может быть более радостной вести, как весть, проповедуемая в Евангелии, – о Спасителе и о спасении нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

До самого XVI в. не встречается ни одного письменного свидетельства, прямого и ясного, о том, чтобы в Греции, или в России, или где-либо на Востоке крестились двумя перстами; то есть ясные свидетельства, что в Православной Церкви употребляюсь троеперстное крестное знамение, относящиеся к XIII и даже к XII в. Таковы свидетельства Греч. философа Никифора Панагиота (1256 г.) о еще прежде папы Иннокентия III (1198 г.). Вот эти свидетельства: «и чему не якоже мы крестимся, гов. Панагиот Азимиту, прообразующе истинного креста тремя персты, на главе и на сердце, и на правом плече, и на левом, в силу его облачимся... вы же (латиняне) творите крест двумя персты на земли». Так читаются слова Панагиота в Сборнике Рум. Музеума конца XV в. М 358, и 277; только слово тремя, очевидное по смыслу речи, выскоблено здесь о на месте его не написано ничего. Подобное же чтение находится в Макарьевской Чети-Минеи за мес. Декабрь под 13 числом (Бес. к глаг. стар. стр. 202, изд. 3). А по другим, более полным спискам, Панагиот сказал Азимиту: «почто не слагаеши три персты, и крестишась десною рукою, о не полагаеши на челе твоем и на десную грудь... но твориши крест с обоими персты, о вображение креста твоего зрит вон» ... Так слово в слово в Новг. СОФ. Мак. Чети-Минеи (писанной прежде 1544 г.) за Июль под 31 числом, на л. 327, об., и в Моск. Синод. Мак. Чети-Минеи под тем же числом на л. 672. Заметом, что такое чтение принимают и сами раскольники (Кириллов. кн. 236 и. об.). «Знамение креста, гов. папа Иннокентий III, по случаю отступления Латинян от прав. троеперстия, должно изображать тремя перстами, так чтобы оно с верху шло к низу о от правой руки к левой» (De mysteriis missae lib. 11, с. 45, т. е. во 2-й кн. о тайнах Литургии гл. 45). Этого свидетельства не отвергает о Л. Алляций в кн. о пост. согласии Греч. Ц. с Римскою. Подобное свидетельство находится в слове на неделю крестопоклонную, принадлежащем Фессалоникийскому Иподиакону Дамаскину Студиту, жившему до взятия (т. е. прежде 1453 г.) Константинополя турками (см. скрыж. изд. Патр. Ник. стр. 773). По-Гречески это свидетельство см. у Л. Алляция (de cons. occid. et orient. eccles. 111, с. 18, n. 15, p. 1358).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Вспоминаю такой случай: наступил Великий пост 1962 года – последнего года жизни Владыки. В это год он как-то особенно делал всякого рода назидания. Наступила первая неделя поста. Обычно в понедельник и во вторник Владыка ничего не разрешал, кроме одного стакана чая с кусочком хлеба в 4 часа дня. В среду после 4-х часов разрешалось сварить картошку, но всю неделю полагалось сухоядение и только в субботу – суп с маслом. В четверг сварила я картофель очищенный, и что-то мне захотелось водички из-под этой картошки, но самовольно взять я, конечно, не смела, подала я на стол, а сама говорю: – Владыка, а водички из-под картошки нельзя немного? Владыка строго посмотрел на меня, казалось – пронзил меня взглядом (этого взгляда я никогда не забуду) и ничего мне не сказал. Стал читать молитву и благословил трапезу. Неудобно мне было, но Владыка и вида не подал: опять благостный, добрый, и я больше об этом случае не поминала. Наступила четвертая, Крестопоклонная, неделя, на которой все так же строго соблюдалось, как и на первой неделе Великого поста. Наступил четверг. Накрыла я на стол, Владыка выходит из своей комнаты, посмотрел на стол, а потом так ласково обращается ко мне и говорит: – Нина Сергеевна! А водички из-под картошечки не хотите? – Спаси Господи, преосвященнейший Владыка. Нет, не хочу. Улыбнулся Владыка, ласково посмотрел на меня и ответил вопросом: – Не хотите? Ну и слава Богу,– и начал читать молитву перед трапезой. Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена». Хочется еще отметить один случай. Как-то, примерно за месяц до кончины Владыки, за утренним чаем я что-то подала на стол, приготовленное мною (не помню сейчас что), и вдруг высказала: – Владыка! А как все же вкусно! Я ем с удовольствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   Затем хор поет отпустительный тропарь. Тропарь воскресный в недели 1, 3, 5 и 7 гласов    Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость. Тропарь воскресный в недели 2, 4, 6 и 8 гласов    Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же Себе апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве.    Если воскресенье совпадает с двунадесятым Господним праздником, а также 1 августа и в Неделю Крестопоклонную, поется тропарь празднику.    Если двунадесятые праздники, Господний или Богородичный, а также отдания их приходятся на седмичные дни, поется только тропарь празднику.    В седмичные дни, совпадающие с праздником святого (святых), сначала поется тропарь святому (святым), а затем на «Слава, и ныне» поется отпустительный Богородичен воскресный по гласу тропаря святому (отпустительный Богородичен содержится в Минее).     Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй!     Хор: Господи, помилуй (трижды).    Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Алексии, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем (митрополите или архиепископе или епископе имя рек) и всей во Христе братии нашей.     Хор: Господи, помилуй (трижды).    Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.     Хор: Господи, помилуй (трижды).    Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.     Хор: Господи, помилуй (трижды).    Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предисловие к странному празднику, или О ценностях подлинных и мнимых Десяток разгульных подвыпивших молодцев с грязными засаленными волосами в коричневых полотняных рубашках и клетчатых килтах с гоготом задирают подолы, позволяя всем желающим лицезреть нижние части своего тела, не прикрытые даже намеком на нижнее белье. Их молоденькие простоволосые спутницы в длинных платьях лишь смущенно хихикают, не выражая никакого удивления или порицания. Если читатель предполагает, что эта сцена происходила в средневековье, где-нибудь на сельском празднике в глухой деревушке Горной Шотландии, то он ошибается. Все описанное имело место в марте прошлого года в центре Москвы, в самом начале улицы Новый Арбат, и называлось празднованием дня святого Патрика (далее – ДСП). Наблюдать шокирующее зрелище могли тысячи горожан, которые, откликнувшись на активную рекламу предстоящего действа, пришли на него целыми семьями. Конечно, формально программа праздника не включала в себя группового эксгибиционизма, наоборот, все выглядело вполне пристойно: парад с участием клубов любителей средневековой истории и поклонников кельтской культуры. К сожалению, проявление любви к кельтам и их истории вылилась в нечто иное, культуре прямо противоположное. О ДСП, прочно вошедшем в реестр столичных массовых мероприятий, уже говорилось и писалось много. Дискуссия о целесообразности его проведения, поначалу шедшая весьма бурно, понемногу стихает. Не нашли поддержки призывы его запретить, не получила широкого отклика и идея «оцерковить» это празднество посредством служения православного молебна просветителю Ирландии. В итоге, когда приходится слышать или читать о том, что москвичи в очередной раз отпраздновали ДСП, возникает ощущение некоей раздвоенности. С одной стороны, апостольский подвиг святого древней неразделенной Церкви вызывает благоговейное почитание. С другой – для верующего человека однозначно неприемлемо Великим постом, который в это время идет и у православных, и у католиков, увеселительное зрелище, а именно в таком формате нам предлагается отмечать ДСП. В нынешнем году, кстати, «патричный» парад приходится и вовсе на Крестопоклонную неделю. Конечно, далеко не все отмечающие ДСП жители столицы и примкнувшие к ним энтузиасты из других городов считают себя православными. Рискну предположить, что католиками эти люди себя считают еще в меньшей степени. Процент этнических ирландцев среди участников московского ДСП ничтожно мал: ирландская диаспора в Москве составляет, по разным данным, не более 2000 человек, а с нарастанием экономического кризиса, вероятно, еще уменьшится.

http://pravoslavie.ru/29629.html

Мы имеем ввиду, в первую очередь, практику использования в службе Новгородской Софии двусторонних икон-таблеток, исполненных в 90-е годы XV в. 213 . Эта практика зафиксирована, как известно, архиерейским чиновником, получившим окончательную редакция в 1626–1634 гг., но составленному по более древним записям 214 . Это уникальный пример, когда на протяжении служб года отмечаются иконы на аналое храма и определенный ритуал вокруг них. Состав новгородских таблеток близок синайским диптихам: праздничный цикл, цикл сюжетов Евангельских Чтений основных триодных служб, цикл святых, расположенных по чинам святости, цикл местночтимых праздников и святых 215 . Последний мы встречаем в синайских полиптихах уже поствизантийского времени. Особо обращает на себя внимание присутствие в синайских сериях (гексаптих XI в.) и новгородском комплекте таких редких в иконописи сюжетов, как «Страшный Суд» (таблетка со «Страшным Судом», указанная в Чиновнике, не сохранилась) и «Воздвижение креста» (на Синае – диптих конца XI – начала XII в.). Характерен и книжный формат новгородских таблеток, отмеченый в синайской серии, и близость их стиля миниатюрному письму. Естественно предполагать и функциональную близость новгородских таблеток и синайских серий. Первое, очень важное обстоятельство, которое уточняют для нас в синайских сериях новгородские таблетки, – это правильное их определение как икон proskynesis, ибо таковыми являются и софийские таблетки. В Чиновнике они названы по-разному: полотенца (по материалу), выносные (по действию, с ними производимому) и поклонные – то есть proskynesis. Характерно, что последнее определение употреблено в Чиновнике лишь дважды, в одинаковых местах текста, когда описывается поклонение кресту в праздник Крестовоздвижения и в Крестопоклонную неделю 216 ; то есть поклонение кресту вызывает в памяти, видимо, полузабытое к XVII в. название софийских иконок. Второе, очевидно, общее обстоятельство, важное для икон этого типа, которое сообщает Чиновник относительно таблеток, – это определенная регламентация служб с помощью аналойных икон, когда начало лразднуемого дня обозначается появлением на аналое полотенца с праздником, начало службы – знаменованием священника и диакона перед праздником, а окончание праздничной литургии завершается проводами митрополита на его двор «с праздником».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010