Окончание утрени – по великопостному чину. Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны» . На 1м часе – кафизмы нет. На 3м часе – кафизма 7я. На 6м часе – кафизма 8я; тропарь пророчества (из Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 18я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1м часе после Богородична: «Что Тя наречем…» вместо «Стопы моя направи…» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2й и глас 8й: «Приидите, вернии…» и др., и совершается поклонение Кресту и целование его. В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Слово в Крестопоклонную неделю Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю. ( Мк. 8:35 ). Что значит «погубить душу свою»? Значит возненавидеть ее до совершенного от нее отречения, как и выражается в другом месте сам Спаситель: ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю ( Ин. 12:25 ). Но как возненавидеть душу свою, когда любить и ненавидеть – есть свойство самой души? Под именем души Иисус Христос убеждает возненавидеть греховный образ жизни нашей, отвергнуть преступные мысли, желания, чувствования, которые овладевают душой нашей до того, что увлекают нас на дела Богопротивные, – возненавидеть греховные наклонности, которые, господствуя в душе, погашают в нас пламень любви Божией и устремляют нашу любовь единственно к тому, что приятно нашей чувственности, что для ней одной вожделенно и сладостно, словом, – возненавидеть превратную любовь к нам самим, сросшуюся с нашей душой, и тем спасти, сохранить самую душу для жизни вечной. Каким же образом совершается в человеке эта спасительная ненависть к самому себе? Как изгнать из сердца своего услаждение греховными мыслями, желаниями и делами? Постоянным преследованием самолюбия и беспрерывным усилием любить одного Господа Иисуса Христа. В этом состоит и главный подвиг решимости впредь жить сообразно с волей Божией, требуемой от нас в таинстве покаяния. Преследование превратного самолюбия мы можем совершать постоянным усилием изгонять из сердца своего греховные мысли, желания, ощущения, при первом их зародыше, не допуская им усилиться в нас и овладеть нашей волей. Чем же и как изгонять их? Размышлением о смерти, о страшном суде Божием, о крестных страданиях Спасителя, до которых довели Его грехи наши, о бесконечном блаженстве, уготованном в царствии небесном любящим Бога, и вечных мучениях, уготованных нераскаянным грешникам в геенне огненной. Постоянное противоположение в нашем уме таких истин греховным искушениям и мыслям составляет ту тягостную борьбу, за которую в вечности ожидают победителей неувядаемые венцы. К прискорбию, в сердце нашем наследственный грех рождением нашим открывает неиссякаемый источник греховных желаний; от сердца нашего ( Мф. 15:19 ), по слову Спасителя, исходят все греховные, злые помышления; и внутренняя борьба наша с греховными вожделениями оканчивается только с нашей жизнью: потому что мы до гроба не расстаемся с нашим грехолюбивым сердцем. При всем том, для приобретения вечного спасения необходимо, чего бы то ни стоило, стараться приобрести в этой борьбе перевес душеспасительных желаний над чувственными наклонностями, не допускать себя до того, чтобы грех, поработив нас в настоящей жизни мучительству страстей, низверг нас сверх того в муки вечные!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Все работы были окончены в канун Крестопоклонного воскресенья. 15 апреля. ПРАВМИР. Поклонный крест рядом с храмом святой мученицы Татианы Римской на улице Краснодарская, 50 в московском районе Люблино, спиленный неизвестными вандалами в конце марта, восстановлен. Об этом сообщает «Фонд поддержки строительства храмов города Москвы «. Усилиями жителей близлежащих домов крест был отреставрирован буквально за неделю. Все работы были окончены  в канун Крестопоклонного воскресенья. Установка и торжественное освящение восстановленного креста состоялось 7 апреля. После праздничной Литургии в честь Благовещения и Крестопоклонной недели духовенство и прихожане во главе с благочинным Влахернского благочиния протоиереем Анатолием Родионовым совершили Крестный ход от церкви до того самого места, где раньше возвышалась святыня и где она была вновь установлена. Напомним, в ночь с 25 на 26 марта крест, воздвигнутый в сентябре 2011 года и ставший символом объединения усилий верующих в благом начинании, был спилен неизвестными и повален на землю. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 сентября, 2021 29 января, 2021 13 июля, 2020 30 апреля, 2019 18 марта, 2019 23 января, 2019 16 января, 2019 15 января, 2019 27 ноября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/spilennyj-v-lyublino-p...

§§ 125. Характер сей Триоди. 126. Разделение Служб, в ней содержащихся. 127. Службы предуготовительные. 128. Служба в неделю Мытаря и Фарисея. 129. В неделю блудного сына. 130. В Мясопустную. 131. В Субботу пред Мясопустною. 132. В Субботу пред Сыропустною. 133. В Неделю Сыропустную. 134. Службы великопостные. 135. Виды сих Служб. 136. Простодневные Службы Утрени и Часов. 137. Великий Канон на Повечерии. 138. Службы воскресные в Неделю Православия. 139. В Неделю Крестопоклонную. 140. В Субботу Лазареву, и в Неделю Ваий. 141. Службы Страстной Седмицы: в Понедельник, Вторник и Среду. 142. В Четверток, Пяток и Субботу великую. 143. Главные предметы поучений по руководству постной Триоди. § 125. Рядом за Минеею месячною в Уставе следует постная Триодь, одна из боголепнейших церковных книг, употребляемых при совершении общественных молитв. Она есть собрание Служб от недели Мытаря и Фарисея до Светлого праздника Пасхи, и вместе собрание возвышенных песней умиления, покаяния, горьких слез о глубине падения, и о нечистоте падшего духа человеческого. Выбор и расположение предметов, на которые составлены Службы молитвенной книги, их взаимное сочетание, их трогательное, унылое и вместе святым упованием растворённое выражение, их сообразность с обстоятельствами времени, и с существом дела, – всё это легко раскрывает и назидает в душе три главные мысли Триоди: а) приведение человека в сознание своей греховности, б) необходимость поста и покаяния, в) веру и надежду на Искупителя падшего человечества. В священных песнях Триоди падший дух человеческий оплакан самыми горькими и истинными слезами, представлен во многих разительнейших положениях, и – униженный пред самим собою как Мытарь, удалившийся в бездну греха и разврата как сын блудный, – он везде ищет Бога – вечного света и источника жизни своей, везде старается явиться к Нему с воплем покаяния и молитвы. Можно сказать, что в Службах Триоди собраны и выражены вздохи и стенания целого человечества, пришедшего в сознание себя, вспомнившего первобытный свой невинный вид, и томящегося желанием возвратить потерянную жизнь свою. Грешно проповеднику, если он не хочет проникаться духом Триоди, и в проповедях своих удаляется от её содержания и тона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Мы не будем полемизировать с цитируемыми В. Талиным единомышленными ему авторами, поскольку их высказывания не имеют под собой научной почвы для литургической дискуссии и представляют субъективные нюансы идеи нашего автора о возможности пения пасхальных ирмосов в Неделю крестопоклонную на основании тесной «неразрывной связи Креста с Воскресением». Остановимся только на одном моменте. Я. Зарницкий в подтверждение своего мнения сослался на современные греческий и болгарский типиконы, что там указан только канон Триоди на 8, причем к первому тропарю дан припев «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», а к прочим – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Наш автор, по-видимому, доверился Я. Зарницкому и сам не посмотрел, о каком же каноне так сказано в этих типиконах? А там сказано (в переводе с греческого): «Канон Триоди на 8, первый ирмос „Б о ж е с т в е н н е й ш и й п р о о б р а з и“ (разрядка моя. – Н. У.), затем к первому тропарю каждой песни – „Слава, Господи, святому воскресению Твоему“ и к прочим – „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе“, к двум же последним – „Слава, и ныне“; катавасии „Божественнейший прообрази“» 12 . В болгарском Типиконе сказано: «Канон само от Триода с припев на първыя тропар „Слава, Господи, святому воскресению Твоему“, на другите – „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе“, на предпоследния тропар – „Слава“ и на последния – „И ныне“; катавасии „Божественнейший прообрази“» 13 . Итак, в обоих Типиконах в Неделю крестопоклонную положен канон Триоди «Божественнейший прообрази», и греческий Типикон подчеркивает, что эти ирмосы поются не только на катавасии, но и в начале канона. А где же здесь указание на пение пасхальных ирмосов? Типиконы об этом молчат, потому что Православный Восток соблюдает древнюю традицию в отношении пасхальных песнопений, и ни греки, ни болгары в Неделю крестопоклонную «Воскресения день» не поют. Умолкаем и мы на этом, и пусть наши читатели теперь сами себе ответят, можно ли в Неделю крестопоклонную петь ирмосы Пасхального канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В казну патриарха поступали сборы за все свадьбы, похороны, крестины, совершенные в его епархии. Наконец определена была известного рода новина от естественных произведений, получаемых христианами его округа; эта новина состояла из масла, вина, меда, шелка, зернового хлеба и проч. 997 До шестидесятых годов XVIII века был в обычае следующий сбор в пользу патриарха. Пять раз в год, именно в праздник Богоявления, в неделю Православия, в крестопоклонное воскресенье, в неделю Ваий и Пасху патриарх посылал известных лиц с блюдом к архиереям (в Константинополе) и архонтам, которые все и должны были жертвовать от 10 до 4 золотых, при чем имена их точно обозначались в особых списках; простой народ на подобные блюда клал, что мог – хотя бы один пара (мелкая монета). Священники же и иеромонахи, по древнему обычаю, в заговенье пред Великим постом доставляли патриарху каждый по 20 птиц, а в сырную неделю – творог, в Благовещение и неделю Вай – больших рыб, а в Пасху – яйца и ягнят. Из этих приношений священников и иеромонахов патриарх имел обыкновенно уделять известные доли во все дома архонтов – в Фанаре – вероятно, в качестве подарка. Но патриарх Самуил I нашел эти «блюда» и эти сборы непристойными и уничтожил указанного рода сборы, за что его восхваляли все те, кто избавлен был давать деньги и жизненные продукты. 998 Большая часть патриарших доходов ясно и точно была гарантирована для него в выдаваемом ему при поставлении султанском берате. Доходы могли быть взносимы в патриаршую казну и деньгами и товарами; в последнем случае товары освобождались от всякой пошлины. Если подати сбирались через особых патриарших комиссаров, то турецкие власти не только не могли поставлять им каких-либо препятствий, но даже обязыва- —379— лись всячески им помогать. 999 Сумма доходов патриарха, по одному исчислению XVIII века, простиралась до 40,000 талеров, а по другому исчислению XIX века – до 40,000 рублей (4000 ф. стерлингов). 1000 Но мы думаем, что при этом берется не совокупная сумма ежегодных доходов патриаршей казны, а то, что составляло личное достояние патриарха, получаемое на его собственную долю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

причащения. – В Курской епархии было опубликовано распоряжение Е.Н., которым был подвергнут строгому выговору один священник за то, что он просил увольнения в город другой епархии на время первой недели Вел. поста, и один диакон за то, что он после рукоположения, не отправился прямо к месту служения и «притом на первую неделю Вел. поста, когда все члены причта должны быть на месте служения» (см. Ц.В. 1902, 15). – Новгородской Д.К. было предписано духовенству епархии, чтобы службы на первой неделе Великого поста непременно начинались с понедельника, а не с четверга, как принято в некоторых приходах, дабы говеющие имели возможность во всю неделю присутствовать при богослужениях в храме Божием и знали, что богослужение в первые дни недели отправляется для них, говеющих, о чём необходимо заранее разъяснять с церковной кафедры и при исполнении христианских треб в домах, указывая при сем на важность и спасительность для говеющих посещения храма Божия (Новг. Е.В. 1891, 6). – В Могилевской епархии было принято за общее правило, чтобы в двухклирных приходах Великим постом богослужение совершалось ежедневно чрез весь Великий пост, начинаясь с вечерни в неделю сыропустную; для одноклирных же причтов, предоставляя на их доброе изволение ежедневное богослужение в течение всего поста, было признано обязательным – ежедневное совершение богослужения в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицы, чтение канона св. Андрея Критского на 5-й неделе и открытие богослужения на остальных седмицах, на которых предполагается совершение богослужения, не позже среды, – так, чтобы преждеосвященные литургии не опускались. Тогда желающие исполнить долг исповеди и причастия не будут стеснены временем. Но в многочисленных приходах, хотя бы и одноклирных, как это ни тяжело, богослужение должно совершаться не менее шести недель Великого поста, дабы дать возможность всем отговеть и исполнить долг исповеди и св. причащения. При этом было признано, что препятствием к узаконяемому порядку не может служить отсутствие богомольцев на богослужении в первые дни седмицы, потому что это печальное обыкновение может и должно исчезнуть, если священник разъяснит прихожанам, что говеть 1–2 дня крайне недостаточно, и, несмотря на незначительность богомольцев, – будет совершать положенное богослужение; между тем, при несовершении его, нормальный порядок вещей никаким образом восстановлен быть не может; кроме того, пастырям нужно иметь в виду и то, что в положенное и нарочитое время церковной молитвы они должны совершать её, хотя бы и не было никого из их пасомых, ибо пастырь есть прежде всего молитвенник и иерей (приноситель жертвы) за свою паству, которая, будучи занята хозяйственными и домашними делами, в праве рассчитывать, что за неё совершает моление и приносит бескровную жертву их пастырь (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

179 Полиелей в праздник Воздвижения, по указанию некоторых, следует отправлять пред престолом, на котором находится крест, а не перед обычной праздничной иконой, потому что всего лучше петь величание кресту пред самым крестом, который лежит на Престоле, украшенный и уготованный к воздвижению, а затем уже по порядку читать Евангелие и т.д. (Рук. д. сел. паст. 1886, 6). 180 Воздвижение св. креста перед народом, как это совершать указывается в Уставе, в очень многих храмах опускается по своей трудности и вместе с этим опускается и лития, положенная на этот раз в Уставе. Некоторые священники обертывают крест длинным покровцем с лентами, так что при воздвижении, даже при каком наклонении головой, ленты касаются пола храма, чем яко бы выполняется требование Устава наклоняться с крестом так, чтобы касаться пола. Относительно этих порядков должно заметить следующее. В Уставе 14 сентября находится очень важное замечание, а именно: «аще ли же не в соборных храмех, и воздвижение креста не бывает, точию поклонение кресту, якоже указано в неделю 3-ю св. постов». Очевидно, Устав, предполагая прямо совершение этого обряда в храмах соборных, допускает опущение его в церквах приходских, в которых совершается лишь поклонение кресту без воздвижения и литии, как это указано в Крестопоклонную неделю Великого поста. Следовательно, опущение воздвижения креста, как имеющее свое основание в духе и букве Устава, не может быть признано погрешностью. Лития и воздвижение суть неразрывные части одного целого; то и другое указывает на известное событие из истории креста: поднятие креста при его обретении и восклицание народа. В благоустроенных хорах самый напев «Господи помилуй» с периодическими повышениями и понижениями голосов приспособлен к действиям креста: при опущении креста вниз голоса понижаются, при поднятии – повышаются. Следовательно, если опускается воздвижение креста, то вместе с тем опускается и лития. На это прямо указывает наш Устав, когда говорит, что при опускании воздвижения бывает одно только поклонение кресту, как в 3-ю неделю Великого поста, без литии. Что касается обычая привешивать к кресту ленты для указанной цели, то это есть, если дозволительно так выразиться, фальсификация обряда. В Уставе ясно говорится о низком приклонении головы священника: «таже преклонят главу, елико пядью отстояти главе от земли» (Литов. Еп. Вед. 1888, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По кафисмах седальны воскресны: и чтение во евангелии толковом. По полиелеи седальны храма два, по единожды. Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен, и чтение храма. Степенна гласа. Прокимен, Евангелие, и стихира храма. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и триоди на 4: и храма на 6. По 3-й песни, кондак триоди, и седален храма дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма, и пролог. По 9-й песни светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и храма со славным 4, с припевы его. Таже припев: Воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру триоди: Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, и ектении, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час первый: и поучение Студитово: и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак храма, и триоди, пременяем. На литургии, блаженны гласа, на 6: и храма песнь 3, на 4. Прокимен гласа и храма. Апостол, Евангелие, и причастен воскресен, и храма. [Зри] Святаго же Григориа служба поется, в четвертую, или пятую неделю постов. Глава 38. Аще случится храм святаго в неделю 3-ю поста: И поется служба храма вечер и утро все, якоже в 1-ю неделю предызъявися. Бывает же поклонение и целование Честнаго Креста по чину его, поют же ся и стихиры обычныя Креста. Глава 39. Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста, Крестопоклонную: Оставляется канон Креста, и поется в понедельник тояже седмицы. Во вторник вечерню поем без поклонов, кафисму глаголем обычну. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен дне дважды: и Креста подобны 3, и храма 5: Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. и Да исправится молитва моя: и прочая Преждесвященных. [Зри] Аще ли не будет Преждесвященныя, на Господи воззвах, стихиры в триоди Креста, подобны 3, и храма 5. Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. Таже, Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне стихиры триоди, самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Креста. По Ныне отпущаеши, тропарь храма, Слава, и ныне, Богородичен. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне, с поклоны. Таже Достойно есть: и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В особенности двум добродетелям учит Крест: а) смирению: «От Господа смирившаго Себе, даже до Распятия и смерти тебе ради, навыкши душе моя, от возношения смирения (то есть что от возношения бывает унижение), и от смирения возношения (Богом), о добродетелех (если они, конечно, есть) не возвышайся... но в разумении (сознании) низложенном (то есть уничиженном, сокрушенном до земли) прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя грешнаго, и спаси мя» 1206 . Вот такое настроение требует: ПОКАЯННОЕ СМИРЕНИЕ. Это вот по-православному. б) Второе требование – распятие страстей: «Всечестное древо всех в поклонение призывает», – кого «всех»? – «ЕЛИЦЫ СТРАСТЬМИ СВОИМИ, ХРИСТОВЫМ СТРАСТЕМ ДОСТОЙНО СПОСЛЕДУЮТ». Таковые «приидите вси вернии, поклонимся древу страшнаго таинства» 1207 . Итак, достойные поклонники – «страстоубиватели», а если нет, то и недостойны целовать... Это будет лишь в обличение, в суд как фарисейское лицемерие: устами целуем, а душою распинаем. Это – иудино лобзание... Страшно! «Желающе Божественный Пасхи причаститися... греховный квас 1208 отъимем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей... не ревнуим врагом Владычняго Креста боготворяще чрево, но последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших» 1209 . «Миру и сущим в мире радоватися прирекшии (то есть сказавши миру: «прощай» – или отрекшись 1210 ), ныне яко Христу сраспинаеми, претерпим досаду, ругание, и другая (=прочее), да с Ним (и) прославимся» 1211 . «Плотию распныйся Господи, и с Собою распный ветхаго нашего человека... пригвозди к страху Твоему плоти моя, и любовию Твоею уязви мою душу... сокрушение же сердца, и духа смирение пожру Тебе, о преждебывших моих согрешениих, от нихже мя избави» 1212 . «Пощади по милости» А грешникам осталось одно: грешник вопиет о пощаде, совершенно незаслуженной. Это особенно ясно слышится в Неделю Страшного суда (мясопустную) (говорится, и в Крестопоклонную неделю). «Тогда нас ПОЩАДИ, и части Христе сподоби спасаемых, яко благоутробен» 1213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010