Великий Пяток – совершенный пост; Великая Суббота – сухоядение, но разрешается вкушение вина «труда ради бденнаго», что закреплено литургически в том, что по отпусте Великой Субботы совершается чин благословения вина и хлеба, но без елея, потому что в этот день устав о трапезе разрешает вино, но запрещает елей. Вино мыслится как пища более постная, нежели елей. Вино, подразумеваемое уставом, есть средство отнюдь не опьяняющее, а укрепляющее. Чистое некрепленое виноградное вино с водой (а иначе в те времена, когда редактировался устав, не пили) укрепляет силы человека и назначается в те дни, когда совершается полная Литургия, всенощное бдение и т.д. Между прочим, у святых отцов нигде не говорится о грехе пьянства как о грехе, отдельном от чревоугодия. Пьянство всегда рассматривалось исключительно как сопуствующее обжорству. В современном мире, по крайней мере в России, это не так. Пьянство выделилось в самостоятельный грех , с обжорством никак не связанный. К сожалению, каждый народ в каждую эпоху имеет те или иные свои пороки. Если говорить о России, то это пьянство, а в Византии были распространены несколько иные телесные грехи, которые в России особенного распространения не имели. Кстати говоря, в римских войсках под страхом сурового наказания (а в военное время под страхом смерти) было запрещено пить воду без вина, не закрашенную вином, потому что виноградное вино обладает дезинфицирующими свойствами. Это хорошо знали древние, которые ввели такое запрещение во избежание эпидемий. В субботу и воскресенье Великого Поста разрешается вкушение черепокожных – водных животных, не имеющих крови (в наших условиях это раки, крабы). (Вопрос: как поститься в Крестопоклонную неделю? Почему сейчас ее выделяют в смысле строгости? Ответ: Я не сказал об этом по той причине, что в Крестопоклонную неделю мы постимся точно так же, как и в прочие седмицы, кроме первой и Страстной. Другой вопрос, почему в прочие седмицы, кроме первой и Крестопоклонной, почему-то благословляют ослаблять пост. Но об этом надо спросить тех, кто благословляет так делать. Вообще-то устав никак не выделяет Крестопоклонную седмицу как особо постную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несомненно, что обетование Мк.9:1 шло вразрез с общераспространенными представлениями. С представлением о Царстве Божием был связан признак эсхатологический. Наступление Царства предполагает мировую катастрофу. И второе – наступление мировой катастрофы, как бы ни было напряженно ожидание мессианского царства в эпоху Христа, мыслилось отдаленным более или менее значительным промежутком времени. В чем же противоречие обетования Мк.9:1 общепринятым представлениям? Поскольку немногим избранникам, очевидно, противополагается большинство лишенных этого преимущества, надо думать, что исполнение обетования не означает наступления эсхатологических сроков в ближайшем будущем, т.е. не в этой точке оно противоречит общепринятому представлению. Остается другое. Господь вообще не имел в виду эсхатологических сроков, и различие между немногими и большинством не обусловливал тем временем, которое должно было протечь до исполнения обетования. Скорее всего, Он хотел сказать, что – еще прежде эсхатологического свершения – явления Царства, грядущего в силе, в каком-то особом смысле, сподобятся немногие избранники, очевидно, ученики в противоположность народу. Это – предвосхищение Царства. О предвосхищении Царства в нынешней жизни в Евангелии встречаются другие указания. Отрекшиеся от всего ради Христа наследуют в веке грядущем вечную жизнь, т.е. Царство, но еще теперь, во время гонений, получат «во сто крат более и домов, и братьев, и сестер, и матерей, и земель» ( Мк. 10:29–30 ). Сюда же, в еще большей мере, относится слово Христово, сказанное в Лк.: «Не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Мк.17:20–21 ). Как бы ни понимать «Царство Божие внутрь вас», – это понятие содержит мысль о Царстве Божием, незримо присутствующем среди людей. Заслуживает внимания, что текст Лк., параллельный нашему, имеет более общую форму, чем у Марка: «Не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. Мк.9:27 ). Мысль ясна. Последование за Христом награждается участием в славе Царства ( Мк.8:38 ). Но эсхатологическому свершению противополагается предвосхищение в настоящем ( Мк.9:1 ). Это предвосхищение – удел учеников. Выражение: «Царствие Божие, пришедшее в силе», не противоречит этому пониманию. Апостольские послания свидетельствуют о явлении силы (δναμις, ср. Кол.1:11 и др.) в древних христианских общинах. Тесная связь Мк.9:1 с Мк.8:34–38 запечатлена в богослужебном употреблении. Мы знаем, что разделение Евангелия на главы не относится к первоначальному тексту. Евангельское чтение на литургии в Неделю Крестопоклонную и в Неделю по Воздвижении обнимает весь отрывок Мк.8:34–9:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Катарсис по цене двух бургеров В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. 31 марта, 2011 В США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере. Детальный показ страданий Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» вызвал в свое время бурю обсуждения среди верующих. Одни говорили, что нельзя так подробно рассказывать о таких трагических событиях, другие – что современного человека трудно пробудить от постоянного поиска развлечений и потребительского отношения к жизни . В этих дискуссиях забывалась одна простая вещь: американцы и европейцы по-своему относятся к тем событиям, которые стоили столько страданий Спасителю и избавили человечество от проклятия смерти. Любой христианин всегда должен помнить о том, какой ценой куплена его свобода от греха – об этом писал в свое время и апостол Павел . Но в течение года Устав определяет лишь несколько дней, когда о страданиях Иисуса детально рассказывается во время богослужения. Это дни перед самой Пасхой, праздник Крестовоздвижения и Крестопоклонное воскресенье во время Великого Поста . Во все эти дни предполагается серьезная аскеза – ограничение себя и в пище, и уж тем более в развлечениях. Может, именно поэтому нам так странно узнавать, что в одних только США есть четыре религиозных парка развлечений, где посетители наблюдают театрализованные представления бичевания Христа, где актеры носят крест к месту театрального распятия и где за 20 долларов можно поучаствовать в постановочной Тайной вечере . «У местного Иисуса почти нет выходных. Шесть дней в неделю его бичуют и распинают римские легионеры; шесть дней в неделю под всхлипы впечатлительной публики он воскресает вновь. Доступный катарсис по цене двух бургеров с картошкой из ближайшего дайнера», — иронично описывает сайт журнал Forbes один из самых популярных американских парков Holy Land.

http://pravmir.ru/katarsis-po-cene-dvux-...

Ряд их начинается песнопением на Рождество Христово. Из содержания его видно, что праздник этот отделялся от сродного ему Богоявления и был посвящён воспоминанию о Рождестве Христове и поклонении волхвов. Следующие строфы в честь первомученика Стефана, хотя и надписываются в сборнике 27-м декабря, но это надписание принадлежит позднейшему собирателю и не может служить доказательством, чтобы память св. Стефана была уже приурочена к этому дню во времена Сладкопевца. Песнь о страшном суде и антихристе, из которой кондак и икос читаются теперь в службе недели мясопустной, также не дают основания предположить, чтобы они были назначены на этот день и не предполагают существования недели мясопустной. В самом кондакаре на это нет указаний, и следующая затем песнь по умершим «ς γαπτα σκηνματα σο» также не имеет непосредственного отношения к субботе мясопустной, но как видно, составлена в память какого-то умершего игумена, исполнялась в день его поминовения, а потом, с небольшими изменениями, стала употребляться и при погребении каждого монаха (см. строфы 14–30, относящиеся к монашескому быту и жизни). Песнь в славу креста, начальная строфа которой «уже пламенное оружие» составляет кондак недели крестопоклонной, в сборнике Питра надписывается «на третью неделю Великого поста и пятницу страстной седмицы»; но на эти ли именно дни была первоначально написана, остаётся неизвестным. Кондаки на неделю ваий имеют несомненное отношение к этому празднику и некоторые из них читаются в теперешней триоди. Кондакарь целомудренному Иосифу надписывается: «в святый и великий понедельник» и по содержанию своему соответствует воспоминанию, приуроченному к этому дню в триоди постной. Первые два кондака, стоящие во главе этого песнопения, могут служить положительным доказательством, что в эпоху Сладкопевца понедельник страстной недели был уже посвящён воспоминанию об Иосифе и о бесплодной смоковнице, а страстная седмица не считалась в ряду постных. Вот что говорится в первом кондаке: «всемудро прошедши поприще поста и с любовью совершая начатие страстей Господа, приидите братие, поревнуем святому усердию целомудренного Иосифа, но устрашившись бесплодия смоковницы, иссушим прелесть страстей милосердием и ревностью, дабы предварив воскресенье, принять как миро прощение свыше, потому что над всем назирает неусыпающее око». Второй кондак: «достигших страсти твоей удостой поклониться и воскресению Спаситель, неусыпающее око». В следующих икосах рассказывается история обольщения Иосифа египтянкой и в пространном диалоге между ними передаются подробности этого обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились. Мы сидим в столовой и после ужина доедаем орешки и пастилу, чтобы уже ничего не осталось на Чистый Понедельник. Стукает дверь из кухни, кто-то лезет по лестнице, тычется головою в дверь. Это Василь-Василич, взъерошенный, с напухшими глазами, в расстегнутой жилетке, в розовой под ней рубахе. Он громко падает на колени и стукается лбом в пол. – Простите, Христа ради... для праздничка... – возит он языком и бухается опять. – Справили маслену... нагрешили... завтра в пять часов... как стеклышко... будь-п-койны-с!.. – Ступай, проспись. Бог простит!.. – говорит отец. – И нас прости, и ступай. – И про... щаю!.. всех прощаю, как Господь... Исус Христос... велено прощать!.. – он присаживается на пятки и щупает на себе жилетку. – По-бо-жьи... все должны прощать... И все деньги ваши... до копейки!.. вся выручка, записано у меня... до гро-шика... простите, Христа ради!.. – Его поднимают и спроваживают в кухню. Нельзя сердиться – прощеный день. Помолившись Богу, я подлезаю под ситцевую занавеску у окошка и открываю форточку. Слушаю, как тихо. Черная ночь, глухая. Потягивает сыро ветром. Слышно как капает, булькает скучно-скучно. Бубенцы, как будто?.. Прорывается где-то вскрик, неясно. И опять тишина, глухая. Вот она, тишина Поста. Печальные дни его наступают в молчаньи, под унылое бульканье капели. Декабрь 1927 – декабрь 1931 Часть 1 Часть 1 Отец посылает Горкина на Москва-реку, на ледокольню, чтобы навел порядок. Взялись две тысячи возков льду Горшанову доставить, – пивоваренный завод, на Шаболовке, от нас неподалеку, – другую неделю возим, а и половины не довезли. А уж март месяц, ростепель пойдет, лед затрухлявеет, таскать неспособно будет, обламываться начнет, на ледовине стоять опасно, – и оставим Горшанова безо льду. Крестопоклонная на дворе, а Василь-Василич, Косой, с подлецом-портомойщиком Дениской, масленицу все справляет... – Пьяного захватишь, – палкой его оттуда, какой это приказчик! По шеям его, пускай убирается в деревню, скажи ему от меня! До Алексей-Божья человека... – сегодня у нас что, десятое...?.. – все чтобы у меня свезти, какая уж тогда возка!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1381...

Вот где по преимуществу открывается высокий долг владельца: быть не только господином своих рабов, но их воспитателем, пестуном, отцом и матерью? Не тогда, когда признавали раба не лицом, а вещью, как было в язычестве, не тогда, когда уравнивают его почти с бессловесными, как слышно в иных местах христианства, не тогда можно ожидать возвышения его нравственности; нет! Тогда это возможно, когда будет уважено в нем и нравственным воспитанием приведено ему самому в сознание достоинство человечества, его разумные и нравственные потребности: не одною внешнею силою можно исправлять грубые нравы и пороки людей: телесные раны уврачуют ли душу? Есть сила, побеждающая самое ожесточенное сердце, есть сила целебная для самых упорных страстей и пороков: то сила любви христианской! Не одними холодными требованиями холодной власти, не одною бездушною покорностью им можно сделать подвластного верным своему долгу, а скорее живыми побуждениями закона Божия, духа веры, совести, чести, которые поддерживаются собственным вниманием к нему власти, сердечным сочувствием к его трудам и нуждам, справедливостью и милосердием в его делах; не тогда можно требовать от другого всех добродетелей, когда не видим многого, чего требуем, и в тех самих, которые требуют; но конечно, и в деле нравственности человек, особенно русский человек, таков же, как в деле рук: покажите ему образец, – и он сделает! А великое дело – образец! Что если правила нравственности мы только бросаем другим, как вещи для нас самих не нужные или не ценные? Что если порок других раздражает нас только потому, что он не так образован, как наш порок, и если мы требуем от других добродетели, не ради самой добродетели, а только для хорошей услуги нам, или даже нашим страстям? . Что сказать о внешнем быте поселян? Когда в жизни людей, связанных между собою непосредственно взаимным друг на друга влиянием по внешнему состоянию, видим с одной стороны угнетающую бедность, едва удовлетворяемую в насущных потребностях и до такой степени поглощающую в них мысли и чувства человека, что едва стается ему место, время и возможность к лучшему развитию их: тогда не справедливо ли перейти на другую сторону и посмотреть, что там? И если здесь блага многа собранные на лета многа, излишества во всем, даже не нужном, даже не похвальном и не позволительном, роскошь со всеми ее прихотями, одна мысль и потребность – наслаждаться жизнью, во что бы то ни стало: то эти вихри суеты, этой злой роскоши не относятся ли также к теме засухам, непогодам и бурям, от которых так страждет труждающаяся бедность? И зачем далеко искать средств к прекращению ее, когда, как говорит Спаситель в притче, господин приставит приставника над имением своим и отъидет на страну далеко, а приставник речет в сердце своем: коснитъ Господь приити в имение свое, – предположим, что это и в самом деле, – и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися ( Лук.12:42, 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Закрыть Крест жизни Слово в Неделю Крестопоклонную Протоиерей Иоанн Толмачев   15:44 06.03.2010 359 Время на чтение 9 минут Жизнь человеческая удручена всевозможными бедствиями, и нет такой личности, которая могла бы сказать о себе, что она вполне удовлетворена и счастлива. Есть положения, которые на внешний взгляд кажутся удовлетворяющими всем условиям для того, чтобы быть счастливыми, и люди стремятся к ним с непреклонною настойчивостью, ведут между собой ожесточенную борьбу из-за них, совершают часто тяжкие преступления или попирают справедливость и чувствуют полное удовлетворение, когда, наконец, достигают своей заветной цели. Другие им завидуют, считают счастливцами и, в свою очередь, стремятся к тому же; а между тем сами " счастливцы " скоро убеждаются, что - увы - и это положение, достигнуть которого им стоило столько усилий и борьбы, не обезпечивает счастья: после первого приступа чувств самоудовлетворения неизбежно наступает разочарование, и то счастье, которого они уже думали достигнуть вполне, исчезло, как призрак, и обманчивым огоньком светит уже дальше, чтобы исчезнуть и опять, когда люди попытаются найти его там. Этот опыт повторяли миллионы людей во все времена, и счастливейшие из них в конце концов приходили к тому грустному сознанию, что полного счастья (в его обыденном смысле) нет на земле и что в действительности всё есть лишь " суета и томление духа " . Опыт, по-видимому, достаточный для того, чтобы люди, наконец, поняли обманчивость своих стремлений, не увлекались призраком земного счастья и смотрели бы на жизнь не как на поприще удовольствий, а как на подвиг, назначенный лишь служить средством для достижения цели, которая лежит уже за пределами земли. Но чувственная сторона в нашей испорченной природе постоянно берет перевес над духовной, и урок, преподаваемый целыми веками и тысячелетиями, оставляется без внимания. В древнем, дохристианском мipe только величайшие мыслители приходили, наконец, к убеждению в обманчивости земного счастья, и, так как они не имели достаточной духовной прозорливости для того, чтобы определить истинный смысл счастья как осуществления назначения человека на земле, то им оставалось одно - проповедовать самый мрачный пессимизм и в отчаянии отрицать самую жизнь, как это и делали, например, Сенека, Плиний и другие, видевшие единственное счастье жизни в способности самих людей прекращать ее в любой момент.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/06/...

В певческих книгах конца XVI-XVII в. встречаются произведения с обозначением авторства Варлаама. Ряд песнопений одного из сборников имеет правку киноварью с указаниями: «Правлено с доброво переводу», «По красному все - с Варламовсково». В другом крюковом сборнике среди несколько распевов стихиры «Возыде Бог» находится «Ино знамя Варламово». Особое место в творчестве Варлаама занимает своеобразный цикл из трех избранных стихир, исполнявшихся в Крестопоклонную неделю. Примечательно, что единственный список этого цикла найден в библиотеке государевых певчих дьяков. Цикл озаглавлен «Стихиры крестные Варламовские» и включает в себя песнопения «Христе Боже наше» (3-го гласа), «Денесе владыка твари» и «Денесе непреступеным существом» (оба на 8-й глас). На Руси распевы «стихир крестных» претерпели определенную эволюцию. Уже в сборниках XII-XIII вв. тексты стихир сопровождались сложными знаковыми оборотами. На рубеже XV-XVI вв. была создана новая версия распевов, на основе которой в последней четверти XVI в. сформировался наиболее распространенный тип нотирования данных песнопений. Этот распев во многом подготовил создание в дальнейшем авторских версий «Стихир крестных». Творчество Варлаама развивалось в рамках канонического искусства. Он изложил «дробным знаменем» сложнейшие лицевые и фитные формулы, которые ранее выпевались по памяти. В общей сложности в цикле он распел 113 формул, что свидетельствует о его обширных знаниях в области теории лицевого и фитного пения и уникальной памяти, т. к. некоторые разводы включали до 80 звуков. Сохраняя в целом особенности традиционного фитного звучания, он привнес в распевы новые интонации и выразительные приемы, основывающиеся на современном ему опыте богослужебного пения. Он расширил возможности мелодического варьирования, обогатил напевы традиционных стихир за счет богатой мелизматики. Сложность, продолжительность и исключительная насыщенность созданных им «Стихир крестных» дают основание для рассмотрения их в стиле большого распева.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

Пусть молчит всякая плоть человеческая, Потому что идет Царь царствующих И молитва моя одна: ей, гряди, Господи Иисусе, гряди благодатию Духа Святого Твоего, чтобы в моей немощи и через нее совершились судьбы Твои. Вы, Святейший Владыка, исполните предначертанное и в положенное время сотворите великое таинство моего освящения. Аминь. Москва, 16 ноября 1923 г. Слово на Крестопоклонную Неделю Вы, конечно, все хотите быть здоровыми. А рецепт вы знаете? Не грешить! Простой рецепт, преподанный Самим Христом. Не нужно ни сложных лекарств, ни денег, ни курортов. Не грешить! Вы слышали в только что читанном Евангелии повествование о том, как Христос, будучи в Иерусалиме, в купальне у Овечьих ворот, увидел расслабленного, страдающего 38 лет и исцелил его. Дальше вы слышали, как Он, встретив исцеленного в храме, сказал ему: " Вот, ты выздоровел; не греши больше... " (Ин. 5, 14). Здесь ясно устанавливается связь греха с болезнью. Более того, здесь устанавливается связь причины и следствия. Грех- причина, болезнь - следствие. Ты согрешил и заболел. Как в теле нашем? Если простудимся, будет озноб. Это для нас понятно. Так и здесь: согрешил - получилась болезнь. Очевидно, Христос, простив грехи, исцелил больного. Устанавливая связь греха с болезнью, я хочу обратить вашу мысль на появление греха, проследить, как явился грех и что из этого получилось. Как врачу необходимо знать причину болезни, чтобы лечить ее, так и здесь. Когда, говорит Библия, согрешили первые люди, Адам и Ева, и нарушили нормальное соотношение духа и тела, у них открылись глаза, и они увидели, что наги. Конечно, глаза у них и раньше были открыты, но они не видели того, что увидели теперь. Они не смотрели человеческими глазами, не замечали своей наготы. Отчего же это произошло? Оттого, что они дали перевес телу. Глаза их стали видеть по-другому, и они увидели свою наготу. Смутилась душа их, устыдились они, и потребовалась им одежда. Посмотрите, что говорит дальше Библия. Говорит Бог Еве: " То плотское, чему ты дала поселиться в душе твоей будет преобладающим во всей твоей жизни и будешь ты чувствовать влечение к мужу твоему " . Вот что получилось, когда люди дали телу перевес над природой души своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1834...

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место». В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по «Отче наш…» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Примечание. На вторник 4-й седмицы (8 марта) со среды 4-й седмицы (9 марта) переносится полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 2-й – 3 (см. в Минее 9 марта). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая…» (см. первую стихиру Минеи), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, глас мой…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Услыши ны, Боже…», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010