В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому затем всю последующую неделю поклоняются верующие… Эта необыкновенная и торжественная служба всегда была для меня и памятью о смерти Спасителя, Его Жертве за нас, Орудии нашего спасения, и вместе с тем она же является своеобразным напоминанием о том, как быстротечно время и что мы уже прошли почти половину поста. Сделали ли мы что-то за это время? Дни Великого поста — это особое время. Это важное духовное упражнение, это напоминание о назначении человека, цели его жизни. Бог приходит в нашу жизнь Одним из нас, то есть Человеком, для того, чтобы на Древе Крестном, на Своих плечах поднять из мрака и смертной пустоты падшую человеческую природу, дать надежду и укрепить человека, благословив его на непростой, но спасительный путь несения своего креста. Это время удивительное, потому что за сорок скоротечных дней нам предстоит преодолеть путь от падшего Адама до ликующей о Воскресении Христовом Вселенной, славящей Торжество и Победу Бога над диаволом и смертью. Сможем ли поднять себя из своей повседневности и пережить за эти полтора месяца то, к чему ветхий человек шел тысячи лет? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) любил говорить: «Без креста не увидим и Христа». Неделя Крестопоклонная — это напоминание о нашем жизненном кресте, том, что как залог дан нам Богом в этой жизни, знак о том, что мы Христовы. Да, мы носим кресты, но несем ли мы свой крест? Можем ли мы своей жизнью свидетельствовать о том, что мы готовы терпеть скорби, переносить искушения и не роптать на жизнь, быть хоть в чем-то сострадающими Христу? Требуется ли от нас многое? Если Господь безропотно переносит муки и саму смерть ради меня, а мы верим, что Господь жертвует Собой ради каждого из нас, то что мне необходимо в этой жизни сделать, чтобы если уж не Самому Господу подражать, то хотя бы издалека быть похожим на Симона Киринеянина, который разделил тяготы Спасителя на Его пути к Голгофе, понеся Его Крест? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34, 35).

http://pravoslavie.ru/77917.html

В том же духе говорил св. Иоанн и в неделю Крестопоклонную 5 марта 1906 года: «Как относятся наши интеллигенты, некоторые учителя и неблагонамеренные писатели, учащаяся молодежь к святому и животворящему орудию нашего спасения – Кресту? Они не хотят чтить Креста и не кланяются ему, и не считают его нужным для себя, значит,  переучились,  и из света христианскаго вступили в непроглядную тьму бесовскую;  возгордились сатанинской гордостью  и забыли Того, Кто, будучи Богом,  «смирил Себе»  ради нас  «до смерти и смерти крестной»   ( Фил. 2, 8 ), чтобы дать нам образец смирения и терпения и пример послушания Богу и властям земным. Без веры, смирения, терпения и послушания никто не угодит Богу и не избежит страшнаго праведнаго суда Его – вечнаго огня и ужаснаго тартара. Впрочем, недоучки и переучки не верят в личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира, по которой будто бы произошло все само собой, верят бредням еретика Толстого и подобным ему безверов, коим нет числа, а не Богу Истинному, а потому живут и действуют так, как-будто никому не будут давать отчета и ответа в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти... По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, – ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры   (Апостасия), хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом или святынею... «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления котораго домогается известная публика) – и тогда откроется беззаконник (антихрист),  котораго Господь Иисус убиет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, котораго пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих  за то, что они не приняли любви истины   (слышите – за, что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что  они будут верить лжи,  да будут осуждены все, неверовавшие Истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду – а теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и в печати и в жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В этом отношении мы находим знаменательное указание у пророка Амоса: „вот наступают дни, говорит Господь, когда Я пошлю· на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Господня. И будут ходить от моря, до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его” ( Ам. 8, 11–12 ). Как близко к нашему времени это пророческое слово! Ныне некоторые христианские народы, утратившие истинное исповедание веры и удалившиеся от истинной церкви «ходят от моря до моря», ища правоверия, и находя только себе подобных, в отчаянии, как слышно, начинают сами сочинять новохристианскую веру. Навсегда же даны в слове Божием предостережения и угрозы противникам воле Божией, могущие пробудить всякого человека, у которого не потеряна совесть и не утрачено в плотской жизни чувство истины. Моисей говорил Израилю, вручая ему закон Божий: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” ( Втор. 30, 19 ). „Я подъемлю к небесам руку, говорить Господь, и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век! Когда изострю сверкающей меч Мой и рука Моя приимет суд, то отомщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам» ( Втор. 32, 36 ). Это дал нам понять и Спаситель наш, говоря о Галилеянах, убитых Пилатом и Евреях, задавленных при падении башни Силоамской: „не думаете ли вы, что они грешнее всех Галилеян и живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните” ( Лук. 13, 2–5 .) Указаны в книгах пророческих на все времена и пороки, наиболее возбуждающие гнев Божий на царства и народы. Это, – умножение безверия и нечестия, гордыни и самонадеянности, корыстолюбия и жестокосердия, преобладание грубой чувственности, особенно же роскошь и утонченное сладострастие. Эти признаки приближения гибели задолго указаны в царствах Вавилонском, Ассирийском Египетском и в самых царствах Еврейских, – Иудейском и Израильском. Но так как нравственное расслабление народов выражается преимущественно в распущенности изнеженности женщин, то пророки гремели против них с особенною силою: „Женщины беспечные! – говорил Исаия женам Еврейским, – встаньте, послушайте голоса моего, дочери беззаботные! приклоните слух к словам моим” ( Ис. 32. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Вернувшись домой, все еще напуганные, они пошли к сельскому священнику и рассказали ему все. Священник ублажил мужа, сказав ему: – Блажен ты человек, ибо только Дух Божий и Ангел хранитель укрепили тебя перед лицом этого искушения. Вы слышали Евангелие, которое говорит, что душа человека дороже всего мира? Если бы и весь мир он обещал вам, как он сделал это, искушая Спасителя на горе Искушения (см.: Мф. 4, 9 ), и тогда не говорите ни слова, Боже упаси, что, мол, хотите служить ему после смерти. Слава Богу, что вы не впали в это искушение. И тогда Бог, видя веру мужа, дал ему успех во всем, чтобы он крепко стал на ноги честным трудом; помогли ему и односельчане, и он в короткое время стал изрядным хозяином, в страхе и наказании Божием, и, достигнув глубокой старости, отошел туда, где Бог даровал ему богатство бесконечное ради души его правоверной и боящейся Бога. Братия мои, я рассказал вам в завершение эту историю и прошу вас не забывать об одном: Боже сохрани, чтобы душа наша решила, будто ей можно привязаться сердцем к чему-нибудь из мира сего: золоту, серебру, драгоценностям, машинам, виллам, дворцам, должностям или другому чему-нибудь. Что бы ни увидели вы в мире, знайте, что все прах и пепел. Душа – это всё. Она бессмертна. Душа остается навсегда, душа – живой образ Бога, она сокровище бесценное и дороже всего мира. Будем очень рачительны и будем иметь великий страх Божий, ибо даже если мы потеряем и весь этот мир и даже жизнь, но положим душу свою ради Бога и обретем ее ради Него, то это будет стяжание настоящее, это будет вечное блаженство наших душ. Аминь. О спасении души Проповедь в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. ( Пс. 33, 23 ) Самый первый и самый великий долг верующего в жизни – забота о спасении своей души. Ничто на свете не дороже для нас спасения души, по слову Спасителя, Который говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8, 36–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Вот, когда я обдумывал всё это, опять, в Крестопоклонную Неделю совершились медленно-обдуманные, хладнокровные убийства, взлелеянные неделями. Люди вмешались в решения Божии, отняли жизнь. Заключённых в темницу можно выпустить, связанного развязать, лишённого прав наградить правами. Но никакими раскаяниями, никакими стараниями не вернуть жизни казнённому. Свершилось дело невозвратимое и бесповоротное – человеческое предварение суда Божия – дело безбожное. Оборвана возможность покаяния, и новый грех лёг на наши головы. Сам Бог наложил знак на чело Каину, братоубийце, чтобы кто-нибудь не убил его, чтоб на убийце не отомстилось в-восмеро. И вот, когда со всех концов России говорилось об отмене казни, когда учёные и неучёные, мужчины и женщины, девушки и подростки, кухарки и барыни, мужики и писатели, все слои общества, не исключая военных, давали отголосок на готовившееся страшное дело, Церковь Православная опять не остановила кровопролития, опять – и это на Крестопоклонной Неделе! – промолчала. Церковь – самое дорогое, что есть для нас на земле, – мост к небу; и он оказался непроходимым. Зато голос крови брата кричит ко Господу. Вот за литургией выносят св. Чашу, но в неё упала тяжелая капля крови. Смотрите же, не берите на душу ещё новых грехов убитых. Церковь не отвергла их при жизни. Как же может она отвергнуть их ныне, как может она не молиться за убитых? Мы должны помолиться не раз и не два за душу убиенных, за душу казнённых. Смотрите, чтоб не сбылись над нами слова Господа Иисуса: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Да минует нас сие, Господи Иисусе! Не дай новым фарисеям вновь насмеяться над Твоею смертью, когда воспоминаются страдания Твои. С чистым сердцем дай нам «Кресту Твоему поклониться». Аминь. Слово на освящение храма 956 Разве вы не знаете, что вы – храм Божий и дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Все это известно из христианского Богословия и доступно благоговейному изучению каждого не рассеянного и заботливого о своем спасении христианина. Скажем только, что если верующий испытатель природы проникается чувством благоговения к Создателю при виде дивных и неуклонно исполняемых законов в мире вещественном: то не более ли поразительны дела Божии в восстановлении падшего, извращенного в своей свободе, погруженного в чувственность, упорного и непостоянного человека? Св. Апостол Павел, созерцая своим богопросвещенным умом эти тайны возрождения человека, в благоговейном изумлении восклицает: „о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его?” ( Рим. 11, 33 ). Не менее изумительны и неисследимы пути и средства, которыми премудрость Божия от первого обетования, данного нашим прародителям, до сегодня вразумляет, склоняет, уловляет своенравного человека к покорности званию Божию и ко спасению от меча правды Божией под кровом Искупителя. Средства эти, по указаниям слова Божия, можно разделить на постоянные или навсегда данные людям, и на временные, т. е. употребляемые по особенным потребностям того, или другого народа, и даже каждого отдельного человека. Первое из постоянных средств есть увещание к познанию и исполнению Закона Божия. Что сказал Моисей народу Израильскому во Второзаконии, то осталось заветом навсегда и разъясняется во всем священном Писании: „положите на сердца ваши все слова, которые я объявил вам сегодня и завещайте их детям вашим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего, ибо это не пустое для вас, но в этом жизнь ваша» ( Втор. 32, 46 47). И история свидетельствует, что при усердии народов к познанию и исполнению воли Божией Бог посылает им способных проповедников, правителей и руководителей народов, обладающих истинною мудростью и духом ревности о Боге и Его законе; как и наоборот, вследствие невнимания народов к слову Божию является оскудение в проповедниках истины и преобладание учителей ложных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Высота епископского служения налагает на тебя величайшую ответственность перед Богом и Его Святой Церковью. Епископ занимает в Церкви Божией место апостолов. Он кормчий церковного корабля, мудро ведущий его к тихой пристани, он должен явить себя «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Епископ должен вести народ Божий ко спасению, к жизни вечной, он одновременно и сам пастырь, и руководитель пастырей. Ты сам исповедал нам, что хотя и принимаешь призвание к епископскому служению, но сознаешь себя пребывающим «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2, 3). Да, несомненно, труден путь епископства и требует особых сил для его свершения. Решаясь идти на предстоящий подвиг, не на себя надейся, не полагайся на свой разум, на свои силы, но уповай единственно, что «Бог, богатый милостью» (Еф. 2, 4) обратит к тебе Свое слово: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Только упование на всеукрепляющую благодать Божию даст тебе право вместе с апостолом Павлом засвидетельствовать: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4). Вместе с апостолом Павлом «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе» (2 Тим. 1, 6) через наше рукоположение молитвой и благочестием, проси молитвенного содействия в предстоящих трудах преподобного Паисия Величковского, проповедью своей и подвижническим житием огласившего землю Молдовы светом Христовой истины. Сам Господь да будет твоей силой, твоей крепостью и твоим разумом. Храни святую Православную веру, которую ныне ты исповедан перед многими свидетелями. Не забывай наставление Господа, данное апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Пусть ободряет и укрепляет тебя мысль, что не один ты будешь работать на ниве Христовой, - трудиться тебе предстоит в единстве «духа в союзе мира» (Еф. 4,3) «и любви» (2 Тим. 1, 7) с епископами всей Русской Православной Церкви, в соработничестве с опытным архипастырем митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром.

http://pravoslavie.ru/21203.html

Да, для каждого из нас он вразумительно говорит, что претерпевший на Кресте мучительнейшую смерть Господь наш Иисус Христос возлюбил нас наибольшею любовью – любовью до положения за нас самой души Своей. И какая любовь человеческая, даже самая самоотверженная, может сравниться с любовью Господа нашего Иисуса Христа к нам! Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:6–8 ). Христос Свою беспредельную любовь к нам доказывает тем, что Он, будучи истинным Богом, восседающим на Престоле славы Своей, сходит с Неба на землю, делается человеком, вступает в тягостные условия жизни человеческой, терпит лишения, скорби, труды, с лишком тридцать лет носит в Себе мысль, что Он должен тяжко пострадать на Кресте, три с половиною года терпит при Себе Иуду, предателя Своего, и обращается с ним, как с другом, наконец, подверга­ется ужаснейшим унижениям, мучениям, смерти – и при всем том нимало не охладевает в Своей любви к человеческому роду, который довел Его до Креста! Напротив, Он день и ночь с полной любовью заботится о спасении людей, наставляет их с терпением и снисходительностью, благотворит им, врачует их, воскрешает мертвых, прощает людям их злобу и ожесточение, плачет об их упорстве и погибели, молится Отцу Небесному даже за Своих распинателей, прося отпустить им тягчайший грех – грех христоубийства. Жертва любви, принесенная Богочеловеком за нас, так велика, что мысль человеческая теряется, когда старается обнять и уяснить ее себе. Невозможна любовь, большая любви к нам Богочеловека, положившего душу Свою даже не за друзей, а за врагов Своих. Обыкновенно, по естественному закону и по чувству справедливости и благодарности, на любовь отвечают любовью, любовь одной стороны вызывает любовь стороны другой. Потому и мы на беспредельную любовь к нам Спасителя должны отвечать полной, готовой на все жертвы любовью к Нему. Любим ли мы Господа нашего за Его безграничную любовь к нам? Ответом на этот вопрос служит наша жизнь, наше поведение. Признаком истинной любви людей ко Спасителю Сам Он поставил исполнение людьми Его заповедей: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14:21 ). Поэтому если в жизни нашей осуществляется закон Христов, если мы исполняем Его заповеди и соблюдаем слово Его, то мы истинно любим Его. Если же мы поступаем вопреки заповедям Христа, то либо вовсе не любим Его, либо любим только словом или языком.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест – это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу. Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35). Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста. Бог и наши страдания Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога. Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог. Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста.

http://foma.ru/krest-kak-glavnyiy-obraz-...

Евр 5:4 . И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил: Евр 5:5.  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Евр 5:6.  как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». Поелику Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. Поелику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование в Неделю 3-ю Великого поста на Послание к Евреям Евр 4:14.  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем «Первосвященника», Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, — Он — Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010