А для этого, прежде всего, нам нужно смириться до зела, и тогда где-нибудь в уголке своего сердца приносить не только жертву Богу своим пением, своей службой, своими теми или иными делами, но где-нибудь в уголке сердца найти эту милость, поискать в маленьких простых делах, как этот святой угодник, о котором я говорил, что он отдал нуждающемуся скорбящему брату ручки от корзин. Это есть величайшее сострадание. У каждого из нас есть крупинка этого сострадания. Вот, когда мы сегодня выносим Честной и Животворящий Крест, когда мы прославляем Крестную Жертву, эту величайшую Жертву за наши грехи, тогда, родные мои, восчувствуем, что эта жертва была жертвой милости. Не случайны были эти крестные страдания, в которых Господь думал о нас грешных, так как нас Он любил, нами Он болел, о нас Он скорбел. И мы можем в своей мере исполнять это. И мы можем, найдя крупинки милосердия, маленькие, маленькие крошки этой милости, мы можем их раздавать, мы можем их собирать. Мы можем душу всю положить за это милосердие, за эту милость. Итак, родные мои, мало-помалу вместо жертвы Богу будем приносить милость и восчувствуем всю истинность жертвы, принесенной Господом и истинность этого Креста, на котором Он был распят, как милость Божию к нам, грешным. Тогда мы в нашей мере все больше понесем нашим ближним эту милость, крупинки милосердия, и тогда только мы будем понимать и истинность и полноту христианской жизни. Ибо Христос, распятый за наше спасение,  поучает нас, что не жертвы Он хочет, а милости. Мы приносим жертву, но страйтесь жертвоприношения сопровождать этими маленькими крупинками милосердия и, повторяю: вспомним истинный, подлинный путь христианского делания. Когда мы придем на Страшный Суд, Господь не спросит нас о том, как мы пели, как мы служили, не спросит нас о молитве, ни о подвигах различных. Он спросит, были ли мы милостивы. И только милостивым будет суд милостивый, и только милостивые будут помилованы. «Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф.5:7). Запасайтесь милостию здесь, ибо, когда придете туда, вас спросят, были ли вы милостивы. Будем же собирать эти маленькие крупинки милосердия и, придя на Страшный Суд, мы принесем, может быть, как вдовица две лепты, две маленькие крупиночки милости. И я воистину верю, что, подобно тому, как был помилован брат, о котором я говорил, отдавший несколько ручек для корзин во имя милости к другому, и мы будем помилованы, ибо неложно обещание, данное Господом: «Блаженни милоствии, яко тии помилованы будут» . Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3910...

Проходят столетия после апостолов, и слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и растет, и вот мы читаем слова св. отца Кирилла Иерусалимскаго, в которых так говорится о силе Креста и его изображения: «с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он - великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». В этих словах святаго отца видится уже и будущее еще большее прославление Честнаго и Животворящаго Креста. Во имя Креста, в защиту его и с ним в руке, народы Запада предпринимают далекие походы против неверных; народы из уважения к кресту Господню называют себя крестьянами; крестом украшают и осеняют себя самих христиане и все дорогое для них: крест украшает храмы Божии, крест согревает нашу грудь, крестом начинаем мы и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем супостата, крестом благословляем детей, крестом осеняем рождающагося и благословением крестным провожаем умершаго к месту последняго упокоения; крестом же украшаем и самую могилу человека. Слава, Господи, Кресту Твоему честному! Поразмыслим же, братия, - откуда взялась такая испытанная сила у креста, за что воздаем мы славу ему? Подумаем, чтобы наше поклонение честному Кресту было разумно, и дабы могли мы сознательно заградить уста тех нечестивцев, которые хотят возвратить нас ко времени языческаго отвращения от Креста и осмеяния его. Знайте же, православные, что Крест Христов получил свою славу не на Голгофе только, освящен не только страданиями Богочеловека на нем, нет! - он есть средоточие всей жизни Богочеловека на земле, которая крестом началась для Иисуса Христа и кончилась. Голгофский крест есть только высший пункт унижения, которому предал Себя Господь, сшедший с небес, дабы нас вознести на небо. Посему-то, хотя преимущественно на Голгофе, надо искать обяснения славы Креста, но ее видеть надо и в обстоятельствах рождения Спасителя нашего, и юности Его, и зрелаго возраста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2998...

В ином виде является правда Божия в мире разумно-свободных существ, – как бесплотяных духов, так соединенных с телами душ человеческих. И здесь законы жизни также внедрены рукою Творца в природу тварей, но они открыты их разуму и сознанию, выяснены и предоставлены свободе для исполнения в деятельности добровольной и целесообразной. Правда Божия назидает за их исполнением и, содействуя правильному течению жизни, исправляет или силою прекращает уклонение от закона. За этим само собою следует совершенствование жизни и возвышение благосостояния в исполнителях закона, а с другой стороны – истощание жизни в его нарушителях и страдания в отчуждении от источника жизни – Бога, Все это называется в слове Божием применительно к нашему разумению благословением и гневом Божиим, наградами и наказаниями. Посему здесь правда Божия, распределяющая на совершеннейших и высочайших началах справедливости качество, меру и время наград и наказаний называется правосудием Божиим. Посему Сам Бог говорит о Себе: „Я Господь люблю правосудие» ( Ис. 51,16 ). Исповедники и проповедники Его правды взывают к Нему и говорят о Нем: „праведен Ты Господи, и справедливы суды твои” ( Пс. 118, 137 ); „Господь любит праведников” ( Пс. 145, 8 ), „Господь Саваоф превознесется в суде и Бог Святый явит святость свою в правде” ( Ис. 5, 16 ). По этой святости и верности себе правда Божия должна быть неизменчива и неумолима. Весь мир святых бестелесных духов знает эту правду и ожидает ее действий над оскорбителями Создателя, ревнуя о славе Его и вооружаясь с своей стороны гневом на противников Его. Пред этим миром должна оправдать сама себя правда Божия. Не напрасно в притче о блудном сыне Господь влагает в уста его молитву: согреших на небо и пред тобою» ( Лук. 15, 18 ), т. е. я оскорбил грехами своими не только Тебя всесвятый, но и святое чувство правды в Ангелах Твоих. На каком же основании правда Божия отказывается от прав своих, милуя грешника? Здесь правда встречается с милосердием, как говорить Псалмопевец: милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася ( Пс. 84, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Трудитесь, и в самом деле будете высоко летать, – без парения. Старица та, что выше, назвала вас пламенною. – И такою будете. Теперь есть жар, но не настоящий еще. Покойный Игнатий преосвященный говаривал, что есть жар кровяной, разумея под сим свой самодельный жар, который до времени служит добре, но потом должен уступить место другому – не земному жару. Кто остается при этом одном (кровяном), тот попадает в прелесть, по коей начинает думать о себе паче, нежели что есть на деле. Письмо 60. Закон постничества. Веровать надо, что Господь внутрь нас есть – в силу крещения и причащения, по обетованиям Его. О записывании мыслей догматических или нравственных, приходящих во время молитвы. О молитвенном настроении Просите начертать вам великопостный устав. – Да на что же это?! Общий устав вам известен, а частный, келейный мне нет возможности написать; потому что не знаю ваших особенностей. Извольте сами это сделать, применяясь к общему. Скажу только: положите в сердце общий закон постнического действования, – и он будет двигать руками, и ногами, и всеми членами вашими, как требуется. И будет у вас в действии неписаный устав. Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения, – все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила. Имея сие в виду, вам нетрудно будет определить, как, когда и в какой мере что делать. Службы церковные лучше в церкви слушать, всячески напрягаясь не отходить от Господа умом, как бы долго она ни тянулась. Дома же вычитывать их только в случае крепкой болезни. Причаститься можно раза три – на первой неделе, крестопоклонной и страстной. А если придет сильное желание, можно еще прибавить. Можно и каждую неделю причащаться. Об этом вам следует поговорить с своим духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Рыбные блюда к Благовещению и Вербному: рыба в Великий пост 2013 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… 7 апреля, 2006 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… Когда можно есть рыбу в Великий пост в 2013 году Уставные послабления в Великом Посту Жизнь духовная, как и жизнь мирская, не бывает равномерной. После долгого рабочего дня мы отдыхаем, благодаря Бога за сон. После трудного дела следует передышка. Так и в посту: не все дни одинаково строги. Самый строгий пост приходится на первую (из нее выделяются первые два дня) и Страстную седмицы Великого Поста (на Страстной особо выделяется Великий Пяток, который надлежит проводить с самой большой строгостью во всем году, вспоминая страдания Спасителя). Многие стараются также построже проводить средопостную седмицу — Крестопоклонную. Церковный устав о пище предписывает послабление в субботу и воскресенье, и мы в эти дни готовим постные, но более вкусные и праздничные блюда, утешая свою семью. Каждой хозяйке при этом виднее, какое блюдо в ее семье более праздничное. Для одних это будут пироги (но это плохо подойдет для тех, кто печет пироги два-три раза в неделю), для других — блюда из хороших грибов или из более редких и дорогих овощей, или блюда, собирающие на кухне для работы всю семью: вареники или манты.

http://pravmir.ru/rybnye-blyuda-k-blagov...

е. после стихир на хвалитех, читаем мы в этой Триоди описание утрени на Пасху, " “Слава в вышних Богу”, якоже и всегда» (л. 54, 55). Если понимать это выражение в том смысле, как его понимает г. Мансветов , т. е. в смысле указания в данном случае на практику студийского устава относительно всегдашнего (якоже и всегда) или, что то же, ежедневного пения великого славословия (стр. 79), то мы будем иметь дело с новой особенностью студийского устава, о которой не знал ни Никон Черногорец, ни все те исследователи, которые занимались данным вопросом в течение 8 столетий после него. Сам г. Мансветов утверждает, как мы видели, что «великого славословия не пели в будние дни», следовательно, не «всегда» его пели, да и по иерусалимскому уставу пение великого славословия составляет отличительную особенность богослужения праздничного и дней в честь святых. Утверждать же, что великое славословие пелось по уставу студийскому, значит полагать ни на чем не основанное резкое различие между этим последним и уставом иерусалимским. Потом, автор прямо насилует факты, когда утверждает, что «в этом, по-видимому, смысле (т. е. пения великого славословия) нужно понимать указания студийского устава 330 в Неделю крестопоклонную, что вынос креста (также и на утрене 14 сентября) совершается по “Святый Боже”». Мы уже заметили, что «Святый Боже» стоит после стихир на стиховне и «Благо есть». Настоящее место в подлиннике читается так: «На утрении. по пе и и двою ка, сносят кресты. ис со удохранильница. и полагается на святей трапезе. до скончания девятыя песни. потом поставляют стол пред олтарем. и простирают на нем паволоку верху. и взимается с святыя трапезы крест и полагается на нем. двема оба полы свещама. по Святый Боже и по Отче наш отпущения не бывает. но попови рекшу возглашение яко Твое есть Царствие. абие начнут пети тре Кресту Твоему покланяемся Владыко и поклонится игумен и попове. и по тех диакон и прочии тре реченому поему и стихирам Честнаго Креста. и по покланении бывши ектении, глаголют Господи помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подпишитесь на наш Телеграм Коронавирус «Мир накрыло эпидемией коронавируса» Владимир Берхин: нет больше смысла ненавидеть тех, кто где-то там наверху якобы управляет судьбами мира. На Страшном суде все будут равны. «Рассказать Богу про коронавирус» Марина Филоник: мы надеялись, что Он избавит нас так, как мы ожидали. А Он вместо этого умер и воскрес и приходит к нам, как приходит к Луке и Клеопе. « Можно ли причащаться во время эпидемии коронавируса?» Сергей Худиев: обозначились две позиции, и обе апеллируют к Писанию и разуму Церкви… « Какую пользу можно извлечь из коронавируса. Семь плюсов эпидемии» Владимир Шалларь: религиозные, политические, экономические и другие возможные плюсы эпидемии. « Как справляться с тревогой?» Наталия Скуратовская. Подробная лекция о борьбе с тревогой от психолога Наталии Скуратовской. В мире, полном поводов для беспокойства, людям сложно защититься от тревоги. Пандемия коронавируса вынуждает нас к самоизоляции. Для тех, кто не может участвовать в Литургии, мы предлагаем  пять записей . Великий пост Тем временем мы продолжаем наши великопостные проекты: «Другие люди — как камешек в ботинке. Размышления в Крестопоклонную неделю» Тимур Щукин: то, что даже Бог стал человеком, перенеся все самое тяжелое, что могут причинять друг другу люди, доказывает: невозможно человеку быть одному. «Есть ли время на молитву, если завтра ипотека» Тимур Щукин: молитвенная жизнь принуждает человека к свободе. Даже попытка закрыть глаза и представить, что вокруг тебя ничего нет, — уже огромный шаг для всего человечества. « Живая Псалтирь день за днем. Псалом 98» Владимир Сорокин: понятие святыни в Ветхом Завете менялось. Прежде ею было рукотворное пространство Скинии и Храма, теперь же оно стало лишь вместилищем пространства нерукотворного. К Престолу славы можно было подойти, и ему можно было поклониться. «Живая Псалтирь день за днем. Псалом 111» Владимир Сорокин: молитвенные размышления Псалтири обычно связаны с темой праведности, а мудрость в них ассоциируется в первую очередь с опытом и навыками такой жизни, поскольку эти навыки доступны человеку.

http://blog.predanie.ru/article/koronavi...

Как тебе узнать: какой именно твой крест, ибо крестов много, так как и путей много на земле? Что сделал иерусалимский Патриарх Макарий, чтоб узнать, который из трех найденных на Голгофе крестов есть Спасителев крест? Ибо в числе их были еще два креста, на которых висели два разбойника. Он велел принести мертвеца, к которому прикасались теми крестами по одиночке; когда прикладывали к мертвецу кресты разбойничьи, то не воскрес покойник; а когда приложили к покойнику крест Христов, то он тотчас воскрес. Подобно сему и твой крест есть тот, который может воскресить тебя. Грех умертвил твою душу, хотя ты телом жив; чтоб ты мог душой воскреснуть, надобно тебе не только прикоснуться ко кресту Спасителя, но даже надобно взять его, поднять свой крест на себя и идти по стопам Господа. Не деревянный крест ты должен взять и нести, но тот крест, который Господь на тебя возлагает; ибо Он знает немощи наши и сверх сил не возлагает на нас креста. Если ты невинно страдаешь, а не за свои грехи, бедствуешь и страдаешь напрасно, не по своей воле, а потому, что Господь тебе дал тот или другой крест злостраданий и ты несешь его со смирением, с покорностью воле Божией; то такой крест может воскресить душу твою, может спасти тебя. А кто сам себе устрояет крест грехами, тот не спасется. Несет крест богач, который день и ночь от забот о своем имуществе и капитале, о любостяжании, о процентах, не имеет покоя никогда. Этот крест не спасет его, но еще скорее погубит; этот крест не даст жизни, как крест разбойничий не дал жизни мертвецу, к которому прикасались. Несет крест пьяница, у которого голова и все тело болит от пьянства, и этот крест губит человека. Страдает человек утробой от обжорства, объядения и сластолюбия, и этот крест губит, а не спасает. Сидит узник в темнице за свои злые и беззаконные дела или переносит тяжкое наказание: и этот крест самодельный, самочинный, умерщвляет, а не воскрешает человека. Мучится вор при граблении, гордец при честолюбии, завистник по зависти к другому; страдает развратный от преступной и беззаконной любви; все эти кресты, все эти страдания не от Бога, а от злой воли человека, от гнусных страстей, от беззаконного произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Та быстро собралась и вместе с плачущей вышла на улицу. И едва они дошли до автобусной остановки, как женщина заметалась и скрылась. Это была просто-напросто аферистка. Святитель был слишком сердоболен к несчастным, и некоторые из них злоупотребляли этим качеством души и причиняли немалую скорбь, как самому Владыке, так и его домочадцам. Печально было то, что святитель чрезмерно верил жалобным воплям несчастных, в то время как они просто-напросто притворялись и выдавали себя за больных. Была такая некая Наташа Каменская. Так это одно искушение. Придет, бывало, она к Владыке и плачет: – Отче мой, к смерти готовлюсь, вся больная. Как хочется мне умереть у ваших ножек. Владыка так и затрясется весь от жалости: – Хорошо, хорошо, бедненькая. Все сделаем. А сам жалеет ее. А она – первоклассная артистка. К Владыке приходила, едва передвигая ноги, а как только выходила на улицу, так бежала рысью. Домашние протестовали против ее прихода, тогда из уст святителя вырывались вздохи: – Жестоковыйные вы! Безжалостные! Человек едва ходит, к смерти готовится, а вы ее гоните. – Да она Вас переживет, – возражали домашние. Владыка с этим не соглашался: – Вы посмотрите на ее бледное лицо! Тень ведь одна!.. – утверждал он. Принципиальность в этой области настолько была железной, что из-за этого едва не произошел духовный разрыв между Владыкой и его келейником. Мы должны отметить, что чем больше бдел святитель над своей душой, тем сильнее вооружался враг против него и подчас создавал такую невыносимую обстановку, что, казалось, нигде не было просвета, кругом одна только безотрадная мгла жизни. Это особенно чувствовалось в Великом Посту 1958 года, когда враг так сильно досаждал, что святитель, придя от обедни в крестопоклонную неделю, с горечью заявил: – 35 лет встречал я эти дни, но такой крестопоклонной еще не видал. Вот так крестопоклонная! Незаметно для самого себя в суждениях о церковной жизни и в отношениях к достоинству окружавших его людей Владыка допустил самопревозношение и человеческую слабость. Но Господь чудесно напомнил ему об этой опасности и призвал к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

БЕСЕДА в неделю крестопоклонную О благоразумном разбойнике. «Един же от обешеную злодею хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христос, спаси себе и наю. Отвещав же другий прещаще ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко в том же осужден еси; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори. И глаголаше Иисусовü помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си. И рече ему Иисус: аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ( Лук. 23, 39 – 43 ).» Из всех примеров покаяния, представленных для нашего наставления в Священном Писании , требует нашего особенного внимания покаяние разбойника, получившего от Церкви имя благоразумного. В этом событии, по свидетельству Св. Евангелиста Луки, есть такие черты, которых мы не встречаем в других подобных повествованиях. Прежде всего мы видим здесь величайшего грешника, – разбойника, т. е. грабителя и душегубца. И этого грешника Господь помиловал, чтобы убедить нас, что нет греха, которого не простил бы Бог истинно кающемуся, и нет глубины зла, из которой не извлек бы Искупитель наш погибающего человека. Далее здесь видим нечто удивительное в самом выражении, каким Господь изрек прощение этому разбойнику. Обыкновенно Иисус Христос, прощая грешников, говорил, как например, бывшему тридцать восемь лет в расслаблении: „вот ты теперь выздоровел, не греши же, чтобы не случилось с тобой чего хуже» ( Иоан. 5, 14 ), или как жене грешнице: „иди, и впредь не греши» (Иоан, 8, 11). В этих выражениях мы видим, что Иисус Христос, прощая грешников, указывал им на их обязанность впредь хранить себя от грехов, т. е. поставлял их на путь спасения, которого они должны были достигать добродетельною жизнью, как сказано одному из десяти исцеленных от проказы: „вера твоя спасла тебя» ( Лук. 17, 19 ). Но благоразумному разбойнику, пригвожденному ко кресту, уже близкому к смерти и, следовательно, не имевшему времени для доброй жизни, прямо говорит: „истинно говорю тебе, ныне же со Мною будешь в раю». Между тем, мы знаем из учения Христа Спасителя, что жизнь в раю требует праведности, или свободно приобретенной человеком в земной жизни готовности и способности к чисто духовной и святой деятельности в раю, так как никто нечистый не может войти туда. Это указал нам Господь в притче о званных на царскую вечерю. Увидев человека, одетого не в брачную одежду, царь говорит ему: „друг! как ты вошел сюда без брачной одежды» ( Матф. 22, 11 – 13 )? Посему должно думать, что благоразумный разбойник раньше имел задатки, или зачатки добродетелей, которые мог завершить на кресте высоким подвигом покаяния, окончательно пересоздавшим его и сделавшим способным к райской жизни. Какие же это задатки могли быть в душегубце?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010