В неделю вторую поста. На хвалитех, слава, гл. 6-й: «Во темне греховней ходящи» – знаменного распева, с бемолем на ми и фитами, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. – Только в ирм. 1652 г. В неделю Крестопоклонную. На стиховне, Слава, гл. 4: «Пособивый Господи кроткому Давиду» – знаменного распева с бемолем на ми и фитой, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. Только в ирм. 1652 г. В ирм. Головни (л. 363) имеется еще стихира 40 мученикам, с перечнем их имен: «В песнопениях восхвалим» – во глас 6 знаменного распева, в обыкновенной тональности гласа. А у г. Малашкина (ор. 48, стр. 3) ирмосы во глас 1: «Божественнейший прообрази» – сокращение знаменного распева 13 . Служба преждеосвященная «Да ся исправит (исправится) молитва моя» – киевского распева. Имеется во всех ирмологах. Напев почти буквально сходен с изложенными в Синод. Обиходе (л. 179 об.). Тоде в ирм. Головни (л. 310 об.), но здесь имеется тоже песнопение и греческого распева (л. 311), который ошибочно назван «знаменным» и изложен почему-то на секунду ниже Синод. Обихода (см. Син. Обих. л. 169 об.). У г. Малашкина тоже песнопение греческого распева (ор. 44, стр.12), с обычными разностями редакции; хоровое же «Да исправится» распето бесцветным речитативом. Ектенья – того же знаменного распева. Который изложен и в Синод. Обиходе (л. 171 об.). Имеется в ирмол. 1652, 1674 и 1709 г. Тоже в ирм. Головни (л. 312) и у г. Малашкина (ор. 44, стр. 9). Ныне силы небесные – того же киевского распева, который изложен в Синод. Обиходе (л. 171 об.). Имеется во всех ирмологах. Напев этот есть не что иное, как особая редакция знаменного распева того же песнопения (Срв. Син. Обих. (л. 167 об.), на кварту ниже, а в ирм. 1652 г. с бемолем на ре и на терцию ниже. «Аллилуйя», здесь изложено пространнее, так же, как «аллилуйя» по стихе: «Вкусите и видите». Срв. Синод. Обих. (лл. 168–169). В некоторых южнорусских ирмологах замечательно повторение слова: «бу-будем». Тоже в ирм. Головни (л. 312) в одной тональности с Син. Обиходом (л. 171 об.). У г. Малашкина (ор. 44, стр. 9) тот же напев, но изложен пространнее, с повторениями слов, и ближе к знаменному распеву (срв. Син. Обих. л. 167 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

72. В ту же неделю Иже хощет по мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет Мф.16:24 Надлежало бы каждому христианину, желающему себе вечного спасения, с большим вниманием вслушиваться в ныне прочтенное Евангелие и стараться уразуметь оное; ибо в нынешнем Евангелии Господь говорит нам о спасительном кресте, который каждый из нас должен в жизни нести; говорит о произвольных, но необходимых для нашего спасения страданиях; потому-то и неделя сия третья Великого поста называется: Крестопоклонная неделя. Все мы, по-видимому, сделали для вечного своего спасения: и постились, и молились, исповедью очищали грехи и приносили плоды покаяния – подавали милостыню; казалось бы, что мы все уже сделали; но вот Христос Господь предлагает, так сказать, предназначает нам еще крест: «Полюби крест, христианин, поклонись ты Моему кресту, на котором Я страдал; бери и свой на себя крест и иди за Мною. Ничего лучшего не мог даровать Мне Отец Небесный, по любви ко Мне, как допустить Меня понести крест, пострадать на кресте; ибо крестом только и можно было спасти род человеческий; но такой крест надлежит полюбить и понести и каждому верующему в Меня: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», – сказал Господь. Хочешь ты, христианин, спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, а живи страдальчески; не щади себя, не жалей себя, а со смирением переноси все скорби, в жизни посылаемые; убегая всяких выгод в жизни, всех удобств, всех предприятий, которые доставляют пищу страстям и всякие удовольствия; бегай роскоши, пьянства, всякого широкого и пространного пути для своеволия приятного; а избирай путь узкий в жизни, прискорбный, тесный, страдальческий: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Бог всякому человеку, по любви к нему, посылает крест или тяжелый или легкий, но верно всегда спасительный; этот-то крест ты должен понести. Ты не можешь знать, который для тебя крест спасителен, но верно тот спасительнее всех крестов, который посылает тебе Сам Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Во время некоторых божественных служб иереи бывают не только в епитрахили и фелони, но в полном облачении. В полном облачении бывают все иереи, сколько бы их ни служило: 1) При совершении литургии – всегда (Служебн.). 2) При служении утрени в св. Пасху 154 . Один Настоятель облачается во все одежды: 1) При служении вечерни в день Пасхи 155 . 2) При выносе на главе креста в день Воздвижения (Тип., 14 сент.), в неделю крестопоклонную и 1-е августа. 3) В Страстной пяток вечером, при выносе Плащаницы, подобно тому, как в Великую субботу на утрени 156 . 4) При великом водоосвящении в день навечерия Богоявлени, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Тип., послед. 6 янв.), или после вечерни (в субботу и Неделю). Архиерей облачается в полное облачение кроме литургии также для молебного пения, для панихиды, для отпевания умершего. На всенощном же бдении он на литию выходит в мантии, а к полиелею в полном облачении. Собственно архиерейские одежды суть следующие: Саккос (σkκος). – Саккос (слово еврейское) означает вретище, рубище, и есть одежда печали, смирения, покаяния ( Иер.48:37 . Лк.10:13 ). Саккос формою своею похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь 157 . и при облачении Архиерея в саккос диакон произносит слова молитвы, читаемой иереем при облачении в фелонь, только обращенной к чину архиерея: «Архиерее Твои Господи облекутся в правду, и преподобнии Твои радостью возрадуются, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Звонцы у саккоса означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. Омофор (ω=μοφριοn). – Омофор (от μος – плечо и φρω – несу) есть одежда, носимая па плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи, рамена архиерею сверх других одежд. Омофор, лежа на плечах архиерея, опускается концами спереди и сзади (Сим. Сол. Нов. Скр., ч. II, гл. 6, § 17 158 . Омофор носит название «трехскладный», потому что, как объясняет св. Софроний, служит Св. Троице (Христ. Чт., 1855, т. I, стр. 271).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место». В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по «Отче наш...» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Примечание. На вторник 4-й седмицы (8 марта) со среды 4-й седмицы (9 марта) переносится полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 2-й – 3 (см. в Минее 9 марта). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая...» (см. первую стихиру Минеи), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, глас мой...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Услыши ны, Боже...», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси...» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-20/

Праздники Рождества, Пасхи, принося много труда, приносили сами в себе и свою духовную, отчасти даже и телесную праздничную радость, поздравления, лакомства, свои праздничный игры. Но вакация – это было время самого усиленного певческого ученья. Бывало, мы еще в постелях, еще спим крепким утренним сном, а в комнате, где спевались обыкновенно, – уже раздаются резкие звуки скрипки регента. За это время мы, певчуры, выучивали всю массу концертов, трехголосных, четырехголосных и осьмиголосных, какие пелись во весь год, и множество других пьес, – херувимских, Милость мира, задостойников, ирмосов и т. д. А мы на каждый воскресный и праздничный день готовили и пели свой особый концерт. Было множество концертов, которые приурочивались только к одному дню в году, напр., рождественские концерты, крещенский, на день Православия, на крестопоклонную неделю, на Благовещение, на неделю Ваий и т. д. Все это мы выучивали, а кто знал, те повторяли все это с недоучками, за летнюю вакацию. Выучивали мы это так, что ничего в жизни так твердо я не изучал, ничего не знаю и не помню так твердо, как нотные пьесы! Я и до сих пор могу пропевать наизусть целые концерты почти по всем голосам, по развитию модуляции, и такие концерты, которые певал только в детстве, а затем далее и не слышал никогда. Многое на своем веку, впоследствии полагал сам и на ноты наизусть, по памяти из того, что изучал и певал в детстве. Вот 80–ти–летний старец о. Страхов положил по памяти наизусть на ноты, кроме прочего простейшего, двухорное: Тебе, Бога, хвалим, которое 40 лет тому назад мы пели в Могилеве, а затем нигде и не слыхивали, так как оно оставлено и забыто. Так, всю речь эту веду я к тому, что положение наше, как детей, в архиерейской певческой было подневольное – крепостное, трудовое, неестественно оторванное от семьи в нежном детстве и потому глубоко–грустное, отражавшееся на всю жизнь даже на наших характерах, да и на судьбе. По крайней мере, эта оторванность от семьи в детстве, для службы в архиерейской певческой, и в ранней юности, для воспитания в образцовой санкт–петербургской семинарии, имела глубокое влияние и на развитие моего смысла, и на склад характера, и на весь уклад всей дальнейшей моей судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Патриарх Илия: Бог поможет, и мы сможем перенести эту тяжесть Тбилиси, 4 апреля 2016 г. В Крестопоклонную Неделю Патриарх Илия II обратился к пастве со словом, в котором сказал о крестноношении и о том, что ни при каких обстоятельствах не нужно отчаиваться.      «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим», – этими словами Святейший Патриарх начал свою проповедь. « Сегодня мы еще раз задумываемся над тем, что каждый человек является носителем креста, – каждый несет свой крест. Кому-то дается крест в виде личных проблем, другим – в виде ношения тягот народа Очень часто бывает, что человек думает, что его крест очень тяжелый. Крест дает Господь. И Господь дает такой крест, который человек сможет понести. Кому-то дается крест в виде личных проблем, другим – в виде ношения тягот народа. Но Господь подает утешение. Вот, было написано песнопение [ патриархом Илией – прим. переводчика ] – «Я устал .... устал ... Господи, приди ко мне» Песнопение, написанно Патриархом Илией «Человек, у которого тяжелый крест, бывает, падает под его тяжестью и не может больше идти дальше. И как будто все уже кончено для него, и он думает, что этим и закончится его жизнь. Но … Человек должен собрать силы и попросить Господа. И тогда Господь Сам приходит и помогает человеку в несении креста. Жизнь человека составляет крест. Человек должен составить крест из своей жизни. Вертикаль – это стремление к Богу, а горизонталь – стремление к человеку. Две эти линии, два стремления образуют крест . Ни при каких обстоятельствах человек не должен отчаиваться. Бог поможет ему, и он сможет перенести эту тяжесть И счастлив тот человек, который составит крест из своей жизни. Пусть Господь подаст вам силу и Свою благодать. Благодать Святого Духа, которая исцеляет немощных и наполняет несовершенных. Есть множество примеров в жизни, – и из наших дней, и из прошлого: какой тяжелый крест был у некоторых людей, но по милости Божией они смогли донести его до конца. И мы тоже попросим Господа, чтобы и нам донести свой крест до конца. Мы должны будем предстать с этим крестом пред Лицом Божиим». «Человек не должен впадать в отчаяние. Очень часто бывает, когда люди падают под тяжестью креста и кончают жизнь самоубийством. Ни в каком случае и ни при каких обстоятельствах человек не должен отчаиваться. Бог поможет ему, и он сможет перенести эту тяжесть»... «Я еще раз поздравляю вас с празднованием Креста. Крест – это сила Божия. Пусть сила Креста хранит вас и Грузию. Пусть сила Креста подаст вам свою благодать перенести все тяготы. С нами Бог. Пусть Господь благословит вас и дарует вам радость» Рейтинг: 10 Голосов: 667 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92156.html

Изложение служб по уставу типографскому у г. Одинцова начинается, как и в книге архимандрита Сергия, службою в неделю крестопоклонную. Это сходство в начале, в порядке самого изложения служб этого устава и их особенностей, повторение одних и тех же ошибок, какие замечаются в книге архимандрита Сергия, невольно наводит нашу мысль на то предположение, что первоначально автор излагал особенности типографского устава по книге архимандрита Сергия, а потом, побывав в Москве, после «личного ознакомления» с этим уставом, он подставил по нему только цитаты, не проверив даже, насколько подробно сделан анализ в известной ему книге, и верно ли архимандрит Сергий читал этот памятник. Типик типографский начинается службою в середу сырной недели, которая имеет свои особенности при сравнивании её со службою по уставу иерусалимскому. Утреня и первый час совершаются без пения псалтирного, часы же, наоборот, с Псалтирию. На вечерни пения псалтирного не было. После стихир «на Господи воззвах» совершался выход с кадилом, за которым следовали прокимен и чтение паремий. «Да исправится молитва моя» не пели, но вместо этого положено: «да уповает Израиль на Господа» 12 . В неделю сыропустную воспоминается память святых архиепископов Константинаграда Флавиана и Леонтия, благоверных царей Маркиана и Пульхерии 13 . На литургии стихиры «на блаженных» положены из Октоиха и из Триоди 3 песнь. Вечером в этот день стихир на «Господи воззвах» положено четыре. Повечерие читалось великое 14 . Относительно времени совершения службы в понедельник первой недели в уставе делается замечание: «предварившего дне утешения, встают поздее, начинающу семому (часу) нощи и бывает пение – три кафизмы – просто. Первый же час оприсн заутрени, уже свитающи дни, а прочая часы клеплют сице: третий убо третиюму начинающу, а шестый пятого имущю начало, а девятый в начало семаго. Вечерняя же клеплется, чтению бывающу на девятем часе... По скончании её. входят братия на трапезницу в начаток десятого часа... По встании же их от трапезы и мало поседети, клеплют павечерницю, прежде захода солнца. Тот устав часом же и прочей службе во весь пост да бывает. Во вторник, в среду и четверг клеплют заутреню в конец 3-го часа нощи... и кончается заутреня в начаток десятого часа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Приведенный нами чин самого обряда пещного действия, совершавшийся в церкви Софийской Константинопольской и вообще на православном греческом востоке, хотя и носит сразу двоякое наименование: «κολουθα» и «Διταξις τς καμνου», с которыми в византийских памятниках литургической письменности соединялись вполне определенные и далеко не одинаковые понятия 93 ), тем не менее, даже и при поверхностном его обозрении, нельзя не заметить, что оба эти наименования явились здесь случайно. В «Διταξις’е τς καμνου» резко бросается в глаза полное отсутствие, или, вернее, умолчание о духовенстве и в частности об архиерее или даже патриархе, котораго видел, при совершении настоящего обряда во св. Софии Константинопольской, наш паломник XIV в., инок Игнатий Смольнянинов. 94 По Иверской рукописи, главными участниками обряда являются доместик, два хора и отроки; ни о духовенстве, ни о халдеях, присутствие которых вызывается в чине настоятельною потребностью, нет и помина. Собственно говоря, даже и отроки, по этому чину, исполняют свою роль большею частью молча, простирая лишь руки, возводя очи горе и делая круговыя хождения внутри печи. Все это не согласуется с библейским рассказом у пророка Даниила об изображаемом собьггии, но все это станет вполне понятно, если мы примем во внимание, что рукопись, по которой мы издаем греческий чин пещного действа, не есть обыкновенная богослужебная книга, отдельное изложение чина, а рукопись нотная, назначенная главным образом для употребления певцами правого и левого хоров и доместиком, принимавшими, при совершении пастоящего обряда, живое и видное участие. Все уставные замечания, заимствованные из подробного διταξις " а или κολουθα, к сожалению, и доселе еще нам неизвестного 95 , являются здесь случайно и суть ни более ни менее, как указатели того, когда, в какое время, или после чего должен петь тот или иной стих доместик, или правый и левый хоры.Рассматривая данный чин пещного действия с этой точки зрения, мы прежде всего констатируем тот весьма любопытный факт, что настоящий чин принадлежит к тому роду песненных последований или чинов (σματικ κολουθα) 96 , которые в древности пользовались широким употреблением 97 в церкви св. Софии Константинопольской, продолжали существовать в XIV столетии в церквях кафедральных православного востока, как свидетельствует о том литургист Симеон Солунский 98 , и в виде обломков сохраняются в нашем современном богослужении – в чинах утрени в великую субботу, на воздвижение, в неделю крестопоклонную и в чине вечерни в неделю пятидесятницы. Это с одной стороны. С другой, имея в виду указанное обстоятельство, мы должны быть весьма осторожны в суждении по вопросу о происхождении особенностей нашего чина пещного действия, при сопоставлении особенностей этого чина с чином, известным нам по Иверской рукописи, чтобы в выводах своих и заключениях быть по возможности близкими к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

2 . освящение в праздник Богоявления, когда имеют случайные доходы и дьяконы; 3 . за записи молебнов на 15 и на 40 дней; 4 . за молитвы о роженицах и в сороковой день; 5 . случайные доходы за панихиды на кладбищах. Кроме того, настоятель получает для себя то, что быть может, дадут ему испрашивающие удостоверение о неимении препятствий для брака, причем плата не должна превышать десяти гросиев. Взамен жалованья клиру, киот удерживает для себя доходы за крещение, браки, погребения и поминовения, за цветы в неделю Крестопоклонную, в праздник Воздвижения Честного Креста и от плащаницы, в неделю Ваий, за запись поминовений, от св. копия, за молебны, водоосвящения и исповедь и тарелочный сбор в первое и второе воскресенье. Священники, совершая на домах молебны и водоосвящения, должны выдавать двойную квитанцию на получаемую сумму; в отношении же взносов христиан за поминовения, молебны в храмах, за св. копие и исповедь должна соблюдаться система сбора посредством кружек, вместо блюда. Ни настоятелю, ни священникам не позволяется никакое в свою пользу удержание, какого бы то ни было рода, всякого дохода из поименованных в двух предыдущих пунктах, но все обязаны передавать в общую кассу всякое свое получение. Все лица приходского клира должны быть преданы исключительно священным своим обязанностям и не могут иметь никакой другой платной или бесплатной службы, причем только клирикам-богословам, с разрешения Центральной ефории, позволяется обучать закону Божию в школах кинота за жалованье 396 . В таком же роде духовенство обеспечивается материально и в других больших и малых городах Константинопольского патриархата, т. е. имеет от кинотов небольшое жалованье, а потом получает случайные доходы за указанные богослужения и требы, причем оно всецело предано службе в приходах, не имея ни права, ни возможности приобретать какие-либо посторонние платные или бесплатные занятия, кроме законоучительства, иногда платного, а большею частью бесплатного. В большинстве же городов и в селах приходское духовенство не получает от своих кинотов постоянного жалования, а содержится на случайные доходы от епитрахили ( κ τν τυχηρν το πιτραχηλου), т. е. за совершение различных богослужений и треб для удовлетворения религиозных нужд православного греческого народа, который и в настоящее время любит освящать молитвою и благословением Церкви всякое более или менее выдающееся событие из своей жизни – личной, семейной и общественной. Главными доходами большинства приходского духовенства, то общими для него, то частными и местными, являются следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

И в жизни византийского императора эта коллизия должна была бы разыграться, и император волею-неволею должен был бы выйти из своего невольного затвора, покинуть дворец и явиться на улицах Константинополя. Мы разумеем случай редкий, но периодически повторяющийся – это стечение праздников вербного воскресенья с благовещением. По издавна установившемуся придворному этикету, в праздник благовещения император всегда неопустительно совершал пышный выход на литургию в Халкопратийский храм, праздновавший свой храмовой праздник, а, по окончании ее, давал обед духовенству и чинам двора во дворце близ этого храма. Не мог император, и при указанном стечении, избежать строго обусловленного этикетом выхода. «De ceremoniis» или «Обрядник» предусматривает этот случай и дает указания в таких, ничего не говорящих словах: τελε παν κολοθως ν τρπον νωτρω ν τ προελεσαι το εαγγελισμου π λεπτ ξεθμεθα. 6  Очевидно, ссылка направляет внимание читателя на 30 гл. «Обрядника», где изложен действительно π λεπτ случай совпадения праздника благовещения с крестопоклонным воскресеньем. Но напрасно он стал бы искать там разъяснения, как в неделю ваий император встречался с патриархом на празднике благовещения в Халкопратийском храме, и совершался ли в этот день обряд шествия патриарха на жребяти из Софийского храма. «De ceremoniis» хранит на этот счет полное молчание. Ответ на этот любопытный вопрос даёт нам памятник X–XI века, Типикон Великой Церкви, в такой короткой фразе, при изложении указанного совпадения праздников: σατως ν ςτν βασιλες (Ркп., Дрезд. библ. л. 165). Итак, царь несомненно был на празднике в Халкопратийском храме и выполнял все, что ему предписывал придворный установленный церемониал. Естественно является теперь вопрос: как же произошла встреча императора с патриархом, в каком месте и как избежал император необходимости участвовать в обряде шествия патриарха на жребяти? Придворная камарилья, ловко в «Обряднике» отмежевав царя от патриарха и игнорировав последнего совершенно в день недели ваий, несомненно помогла ему и выйти из затруднений создавшейся коллизии, при указанном стечении праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010