Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ I (II) († 19.09.997), Патриарх Антиохийский (22.01.978 - сент. 996). По происхождению араб. Будучи в сане епископа Веррии ( Халеба ), участвовал летом 976 г. в подборе кандидатур для замещения Антиохийского престола после кончины в Тарсе Патриарха Феодора (970-976). А. повез список кандидатов, куда было включено и его имя, в К-поль на утверждение имп. Василию II (975-1025). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира. Тайно вернувшись в Сирию, А. от имени василевса вошел в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За услуги, оказанные империи, А. был возведен в сан Патриарха Антиохийского (23 дек. 977; канонически утвержден Синодом через месяц). Впосл. он сблизился с доместиком схол Востока Вардой Фокой, тайно поддержав его планы овладеть имп. престолом. После поражения мятежа Фоки (авг. 987 - весна 989) А., пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее причастность Патриарха к мятежу была раскрыта, и в кон. 989 г. его вызвали в К-поль. 7 лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего Патриархата. В сент. 996 г., после настойчивых уговоров императора, А. согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Умер он через год в переданном в его управление к-польском мон-ре Пикридион. А. был не только мастером политических интриг, но и одаренным писателем. Сохранился текст его послания (дек. 978) к Александрийскому Патриарху Илии (963-1000), к-рый оспаривал каноничность избрания А. на Патриарший престол. Ответ А.- образец публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в области церковного права, истории, философии. Это произведение имело большой резонанс; правосл. араб. хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники. Ист.: Cheikho L. Annales Yahia Ibn Said Antiochensis//CSCO. Arab. Ser. 3. Beryt; P., 1909. T. 7; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечение из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 3-11, 24-26, 33-34; Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. С. 349-351, 358-359. Лит.: Schlumberger G. L " épopée byzantine à la fin du Xe siècle. P., 1896. Vol. 1. P. 410-415; P., 1900. Vol. 2. P. 27-30; Grumel. Chronologie. P. 447; Cheynet J. Cl. Pourvoir et contestation à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 31; Todt K. -P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarhat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 645-654. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63100.html

В период тур. владычества обитель оставалась действующей. Сохранившиеся документы показывают, что в XVI в. мон-рь владел неск. метохами: мон-рем прмч. Николая Нового в сел. Камбия близ Орхоменоса, мон-рем св. Власия в Панопее (ныне сел. Айос-Власиос, от мон-ря сохр. небольшая церковь) в Беотии, мон-рем вмч. Георгия и мон-рем Пресв. Богородицы «ту Стайку» около современного городка Амфиклия во Фтиотиде, мон-рем св. Луки на Эвбее и др. После 1617 г. мон-рь переживал период относительного благополучия. Во время войны за независимость Греции (1821-1832) О. Л. занимал активную позицию. 26 марта 1821 г. Исаия, еп. Фессалоникийский, благословил в мон-ре греч. повстанцев на борьбу против тур. ига. 14 июня 1822 г. турки вошли в О. Л. и разграбили его, здания мон-ря также пострадали. В 1823 г. О. Л. был центром сосредоточения войск Одиссея Андруцоса. Мон-рь оказал существенную поддержку греч. борцам за свободу, снабжая их продовольствием и всем необходимым. Во время второй мировой войны О. Л. подвергся бомбардировке (1943), в результате к-рой трапезная была разрушена, другие здания, в частности кафоликон, сильно пострадали. В 1996 г. состоялись празднования торжества по случаю 1050-летия со дня основания мон-ря. А. Н. Крюкова Архитектурный ансамбль В центре расположен кафоликон. Под ним находится крестообразная крипта (16,7×8,5 м, освящена во имя вмц. Варвары), в ней - могилы настоятелей О. Л. К северной стороне кафоликона была пристроена ц. Успения Пресв. Богородицы - 4-столпный крестово-купольный храм с 3-конховой апсидой; имеет экзонартекс и 2-ярусную открытую галерею. В XI в. в комплекс О. Л. входили подземная цистерна для хранения воды, трапезная (разрушена при бомбардировке в 1943, восстановлена в первоначальных формах XI в.), на западе и севере располагались кельи, на юго-востоке - колокольня и 8-угольная часовня с куполом и 3-конховой апсидой, также имелась больница (сохр. фрагменты госпиталя XVII в.). В XII в. мон-рь был окружен оборонительными сооружениями. Монастырская стена, образовывающая в плане квадрат, сохранилась частично. Вход располагался на северо-востоке (в наст. время - на юго-западе).

http://pravenc.ru/text/2581613.html

Бошковичем. Церковь, однонефный одноглавый триконх с большим внешним нартексом, принадлежит к группе крестово-купольных моравских триконхов т. н. типа «сжатого креста» (с пристенными лопатками вместо отдельно стоящих несущих опор), к-рый серб. архитектура позаимствовала из визант. зодчества в Рашский период (ц. свт. Николая Чудотворца в Куршумльском мон-ре, ок. 1166-1168; мон-рь Джурджеви Ступови в Расе, 1171; ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Студеница, 90-е гг. XII в., и др.). В XIII в. этот тип храма приобрел серб. специфику, проявившуюся в подчеркнуто вертикальном развитии объемно-пространственной композиции и в применении повышенных подпружных арок (ц. Спаса в мон-ре Жича, ок. 1220; ц. Вознесения в мон-ре Милешева, ок. 1228; ц. св. Ахиллия в Арилье, ок. 1295, и др.). Близкие по типу постройки получили широкое распространение в серб. архитектуре во 2-й пол. XIV в., как правило, в варианте триконха. Исследователи высказывали различные предположения о происхождении и назначении боковых конх моравских построек. В наст. время утвердилась гипотеза, объясняющая появление боковых конх влиянием афонской традиции размещения певниц, однако данное предположение не достаточно аргументированно. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в посл. четв. XIV в. триконхи становятся главным типом в серб. храмовой архитектуре. План ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич План ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич Ближайшим прототипом храма в К. является т. н. Лазарица, или ц. блгв. Стефана в г. Крушевац (70-е гг. XIV в.), одна из задужбин кн. Лазаря. Однако при большом сходстве храм в К. имеет индивидуальные архитектурно-художественные черты. Он состоит из 2 разновеликих объемов с купольным завершением - собственно церкви и пониженного относительно основного объема большого экзонартекса. Поэтому постройка заметно вытянута по оси восток-запад (длина храма ок. 16,4 м, ширина в зап. и вост. частях ок. 5,25 м, ширина в центральной части за счет выступов боковых конх, фланкирующих подкупольный квадрат, достигает ок.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Также были обезглавлены диаконы Христофор и Харитон. София похоронила их рядом с Агафангелом. Вероятно, это произошло в 304 или в 309 г., но если считать, что мучения К. продолжались 28 лет (начиная с 284), то год его смерти - 312-й, хотя известно, что начало Диоклетианова гонения не совпадает с началом его имп. правления и датируется 303 г. Т. о., можно сделать вывод, что ни хронологию Мученичества, ни хронологию, предложенную болландистами, нельзя считать безукоризненными. Визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул упоминает мучеников К. и Агафангела в «Истории Церкви», называя их величайшими из всех пострадавших за Христа, т. к. К. и Агафангел в течение мн. лет испытали все известные в то время пытки от 11 мучителей в разных городах. Кард. Ц. Бароний в примечаниях к Мартирологу пишет, что мучения К. преувеличены, вероятно, имея в виду, что у Мученичества К. была историческая основа, но до нас сказание дошло в лит., несколько утрированном виде. В К-поле существовал храм во имя К., где совершалась память К. и Агафангела 23 янв.,- в квартале Евдоксиу (нек-рые источники уточняют: «за Анаплом» (местность на европ. берегу Босфора)). Точно локализовать этот храм невозможно, поскольку нигде, кроме синаксарей, квартал Евдоксиу не упоминается. Часовня К. находилась в Большом имп. дворце, была построена при имп. Василии I Македонянине (867-886). Она находилась близ ц. св. Илии. В часовне хранилась глава К. и др. частицы его мощей ( Theoph. Contin. 330). Кроме того, по сведениям Николая Месарита, митр. Эфесского (1163/64 - после 1217), там же в серебряной раке хранились и мощи Агафангела ( Nikolaos Mesarites. Die Palastrevolution des Johannes Komnenos. Würzburg, 1907. P. 37-40). В позднейших источниках есть сведения о том, что глава К. и др. частицы его мощей находились в сокровищнице Св. Софии. Рус. паломник Стефан Новгородец сообщает, что видел мощи К. в К-поле в ц. св. Константина в 1350 г.; в 1419-1421 гг. иеродиак. Зосима свидетельствует о пребывании мощей К. в мон-ре Филантропос . Есть также сведения о том, что часть мощей К. Гавриил, митр. Анкирский, передал в 907 г. свт. Евфимию II (I) , патриарху К-польскому, к-рый положил их в основанном им Псамафийском мон-ре (близ Золотых ворот в К-поле). Вероятно, во время Крестовых походов главу К. переправили на Запад. Глава К. упомянута в грамоте Балдуина II (1247) (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М. 2006. С. 216). В XVII в. главу выставляли для поклонения в мон-ре Валь-де-Грас в Париже. В наст. время рука К. нахоится в мон-ре Петраки (Афины), есть сведения о том, что частицы его мощей хранятся в афонских мон-рях и др. мон-рях ЭПЦ (подробнее см. Meinardus O. Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 159).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Также существует предположение (И. В. Абашидзе, Б. Гасс), что население расположенного близ К. м. в Вади-эль-Вард (т. н. «Лощина роз») сел. Малха имеет груз. происхождение (внешне оно значительно отличается от араб. населения региона, жители Малхи именуют себя гурджами, до нач. XX в. они обслуживали обитель и обрабатывали земли К. м., передавая ему треть урожая). По мнению груз. историков, это косвенно может подтверждать сведения некоторых груз. источников о том, что в V в. груз. царь св. Вахтанг Горгасали поселил здесь гарнизон груз. всадников с целью охраны груз. святынь Иерусалима и, очевидно (исходя из мест их поселения), уже существовавшего к тому времени К. м. ( Гасс. 1990. С. 3). Исторически доказано присутствие в Палестине в IV-V вв. иберийских (грузинских) монахов и паломников (в особенности царского рода), однако современные тому периоду сведения о груз. мон-ре в окрестностях Иерусалима, посвященном Св. Кресту, отсутствуют. Часть груз. ученых связывают основание К. м. с именем известного груз. богослова V в. Петра Ивера , еп. Маюмского. В Житии святого, написанном Захарией Грузином, указано, что Петр и его сподвижник Иоанн Лаз до 50-х гг. V в. подвизались в мон-ре Гроба Господня в Иерусалиме, затем основали мон-рь «в пустыне» близ Иерусалима, получивший название Иверский, и еще один мон-рь на берегу р. Иордан (Житие Петра Ивера. 1896. С. 90-92; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. T. 1. 256-272; КЦ. 1955. Т. 1. С. 133-134; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 194, 261-263; Давид. 1976. Т. 1. С. 263; Иоселиани. 1978. С. 314; Лолашвили. 1989. С. 116, 262; Тархнишвили. 1994. C. 273-273). Схожая пара мон-рей упоминается в сочинении Прокопия Кесарийского, где сказано, что имп. Юстиниан I (527-565) вместе с монастырями св. Талале и св. Григория восстановил «обители иверов и лазов» ( Иона ( Гедеванишвили). 1852. С. 51-52, 58-61; Тимофей (Габашвили). 1956. С. 72-90, 014-016, 052-057, 0194-0197; Георгика. 1956. Т. 1. С. 77-78; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 22-24; Мамиствалишвили. 2002. С. 11-13). Нек-рые ученые отождествляют лазский мон-рь с К. м. ( Жанен. 1992. C. 16). О К. м. как о мон-ре «гогаренов» (грузин) писал арм. путешественник Л. Алишан ( Григорий (Перадзе). 1995. C. 19-26).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

В 1888 г. от железнодорожной ст. Гелати до мон-ря была проведена железная дорога. В 1892 г. был учрежден Комитет по возобновлению часовни над гробницей царя Давида в Гаенатском мон-ре. О плохом состоянии памятников и необходимости их ремонта, а также о разграблении монастырского имущества свидетельствует груз. периодика нач. XX в. (Мцкемси, 1900. 21; Могзаури, 1904. 7; Иверия, 1904. 174 и др.). В 1923 г. церковный инвентарь, хранившийся в Г., был передан Кутаисскому историко-этнографическому музею, а мон-рь стал филиалом музея. В 1945 г. Кутаисский музей провел расчистку и полный обмер здания академии; в 1961-1965 гг. были произведены работы по консервации памятников. В наст. время Г. передан Грузинской Православной Церкви. В мон-ре хранились древние рукописи, уникальные чеканные, живописные и эмальерные иконы, предметы церковной утвари. В памятниках искусства Г. отражена история, духовная и художественная жизнь не только мон-ря, но и средневек. Грузии. В окрестностях мон-ря расположены др. христ. памятники: небольшая жен. обитель в честь Преображения Господня, основанная царем Давидом, и на хребте выше мон-ря - 3 разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале. Н. Н. Крашенинникова Архитектурно-художественный ансамбль Разновременные постройки мон-ря, возведенные на одной оси с главным храмом и выдержанные в едином стиле, представляют собой цельный архитектурный ансамбль. Собор Рождества Пресв. Богородицы оказал заметное влияние на памятники, возведенные позже. Собор и храмы вмч. Георгия и свт. Николая имеют купольные завершения стройных архитектурных форм, сходные облицовочный материал, характер кладки, декор. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1106-1125), крестово-купольная постройка, вытянутая по оси «восток-запад», с 3 гранеными апсидами (средняя выше и шире боковых), с высоким барабаном купола, рукава креста повышены относительно др. частей здания. С юж., зап. и сев. сторон собор окружен пристройками разного времени. Основное ядро здания имеет 5 арочных входов: по одному в сев. и юж. рукавах и 3 в западном. Центральное пространство освещено высокими и широкими окнами; барабан купола, арки свода к-рого опираются на выступы стен и 2 столпа, прорезан 16 высокими окнами. Кладка храма состоит из груботесаных камней различной величины, с заполнением швов более мелкими камнями. Снаружи храм облицован квадрами экларского известняка, первоначально имевшего белый цвет, но со временем получившего темно-желтый или розоватый оттенок. Фасады рукавов креста, центральная апсида, барабан купола украшены высокой декоративной аркатурой, боковые стены рукавов креста - аркатурой из сдвоенных арок. Пониженные части здания не имеют декора, за исключением наличников окон.

http://pravenc.ru/text/161963.html

В XVIII в. настоятели К. преимущественно имели сан архимандрита. Настоятель Христофор (Палавандишвили) именовался «Джврис мама» ( - отец Креста), т. е. управитель владений Крестового мон-ря в Иерусалиме. На окладе Четвероевангелия и Деяний апостолов, переписанных на Голгофе для К., сохранился принадлежавший ему колофон ( Хуцишвили. 2007. С. 97-99). В нач. XIX в. настоятелем К. стал архим. Досифей (Пицхелаури). Он восстановил кафоликон и др. строения, собрал паству, заботился об экономическом процветании обители ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238; Иоселиани. 1973. С. 95). При нем монахи нашли монастырскую б-ку и церковную утварь, спрятанные их предшественниками во время нашествия лезгин в одной из пещер. Большинство рукописей пострадало от сырости, спасти их не удалось ( Иоселиани. 1973. С. 97). В 1809 г. архим. Досифей был хиротонисан во епископа Урбнисского, скончался в Тифлисе в 1830 г., похоронен в тифлисском Преображенском мон-ре (Там же. С. 95). После ухода архим. Досифея из К. обитель опустела, здесь подвизался иеромонах, который воспитывал и обучал Закону Божиему детей духовного сословия ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87). В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, для окормления Церкви в Грузии был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ . К. вместе с другими мон-рями Картли вошел в Мцхетско-Карталинскую епархию, в 1818 г.- Карталино-Кахетинскую епархию Грузинского экзархата. Настоятелем К. был назначен архим. Афанасий (Алексишвили). 17 окт. 1814 г. он по определению Свят. Синода РПЦ был введен в число постоянных членов учрежденной Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Ведение Святейшего Правительствующего Синода. 1873. С. 407). К., штатный первоклассный мон-рь, «достояние» Мцхетско-Карталинской епархии, упоминается в отношении обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы Е. Чиляева (Чиладзе), отправленном в Святейший Синод 28 окт. 1816 г. В документе указано, что к К. в это время был приписан мон-рь Шиомгвиме (Предложение статского советника Чиляева. 1874. С. 364). В 1820 г. К. пришел в упадок, монахи перешли в мон-рь Шиомгвиме, святыни и церковная утварь в 1821 г. были перевезены в Преображенский мон-рь в Тифлисе ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87; Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 257). Согласно документу от 4 нояб. 1921 г., заботы о К. долгое время лежали на западногруз. мон-ре Гелати, к-рый ежегодно отпускал на обитель 1700 р. (Всеподданнейший доклад. 1874. С. 420).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

рязанского во имя Св. Троицы мон-ря, 24 окт. 1852 г. собственноручно перенес икону в храм из Борисоглебской ц. Рязани. В 1856 г. Г. подготовил церковное торжество присоединения к правосл. Церкви старообрядцев г. Зарайска. По его благословению в дар единоверческой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя была передана старинная утварь из архиерейской ризницы и крестовой ц. 5 июня 1858 г. по просьбе Г. он был уволен на покой с управлением Ольговым мон-рем, 8 июня совершил последнюю литургию в Успенском кафедральном соборе. Незадолго до приезда святителя в обитель в монастырской часовне явилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. По благословению Г. ее перенесли в Успенскую ц. мон-ря, святитель любил молиться перед этим образом. При Г. в мон-ре была построена каменная ограда, настоятельские деревянные кельи, гостиница для паломников, к алтарю Троицкой ц. пристроена каменная ризница. На пожертвования рязанцев был куплен крупный колокол для монастырской звонницы. Г. активно занимался благотворительностью, жертвуя деньги на мон-ри, на содержание причта ряда храмов, на Рязанскую ДС и др. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1832), св. Анны 1-й степени, украшенным имп. короной (1836), св. Владимира 2-й степени (1840), св. Александра Невского (1848), алмазными знаками ордена св. Александра Невского (1856). После обострения болезней с 1861 г. Г. с трудом выходил из покоев, предчувствуя скорую кончину, поручил изготовить гроб. В Великий четверток 1862 г. причастился Св. Таин. Скончался накануне Светлого Христова Воскресения, при пении стиха чина погребения «Животе, како умираеши?». По распоряжению Рязанского архиеп. Смарагда (Крыжановского) погребен 13 апр. 1862 г. в Ольговом мон-ре. 12 янв. 1987 г. Г. был прославлен в лике местночтимых рязанских святых. 26 окт. 1999 г. состоялось обретение его мощей, к-рые 31 дек. того же года по благословению Рязанского архиеп. Симона (Новикова) были перенесены в рязанский Троицкий мон-рь, 3 янв. 2000 г. в этой обители состоялось торжество прославления мощей.

http://pravenc.ru/text/Гавриил ...

В 1919 г. в Б. м. провели обыск, в 1920 г. были закрыты церкви и часовня, обитель окончательно ликвидировали в 1922 г. В 1932 г. уничтожили шатровое пятиглавие Крестовоздвиженского собора, в 1939 г.- колокольню; почти все кельи были проданы частным лицам, но неск. сестер жили в мон-ре до 70-х гг. Часть инокинь переселилась в город, они работали санитарками в больнице, портнихами, прислуживали в незакрытых храмах. Монахинь Б. м. в 20-х гг. окормлял Коломенский еп. Феодосий (Ганецкий), в 1928-1931 гг.- Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) , сын монастырского свящ. А. Лебедева, проживавший на покое в Коломне. В мае 1931 г. 23 монахини были арестованы и сосланы в Казахстан, затем вернулись в Коломну. В 1937-1938 гг. были расстреляны мн. насельницы Б. м., в т. ч. преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы) , монахини Анна (Степанова) и Нимфодора (Журавлёва), стойко державшиеся на следствии, и мн. др. В 1985-1990 гг. в связи с 800-летием Коломны был отреставрирован Успенский храм, в к-ром в 1991 г. открылся филиал Коломенского краеведческого музея «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989-1991 гг. в сев. келейном корпусе начал работу общественный музей худож. К. Васильева (впосл. Культурный центр «Лига»). В эти годы были разобраны остатки колокольни и рухнувшая часть монастырской ограды, на территории обители устроили теннисные корты. В нарушение действующего законодательства отдельные здания были приватизированы, игуменский корпус продан. 3 окт. 1997 г. решением Свящ. Синода РПЦ в Б. м. возобновилась монашеская жизнь. 29 сент. 2002 г. Видновский еп. Тихон (Недосекин) совершил первое после открытия мон-ря архиерейское богослужение. К апр. 2003 г. обители переданы Крестовоздвиженский храм, зап. и сев. келейные корпуса, Успенская соборная ц., в Казанском и Златоустовском приделах к-рой совершаются богослужения. В мон-ре живут 5 монахинь и 5 послушниц, настоятельница - игумения Екатерина (Варфоломеева; с 26 дек. 2012). В мон-ре существует небольшой музей. Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 58. Л. 693-712 [опись 1701 г.]; Ф. 280. Оп. 3. Д. 693 [опись 1763 г.]; ЦГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Ед. хр. 489 [План кон. XVIII в.]; Воспоминания прихожанки Успенского храма З. И. Ильиной//Материалы комнаты-музея Брусненского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/153501.html

Первой из переданных Д. м. церквей была восстановленная Крестовоздвиженская ц., находящаяся в центре села, на торговой площади. С 1996 г. в ней совершаются богослужения. В этом же году по благословению архиеп. Амвросия (Щурова) начались реставрационные работы в расположенном недалеко от Д. м. бывш. Благовещенском жен. мон-ре. Отремонтирована Казанская ц. обители, в к-рой с 2004 г. совершаются богослужения, восстанавливаются др. храмы. Ежегодно в праздник Благовещения Пресв. Богородицы совершается крестный ход от Д. м. к Благовещенской обители, где и служится молебен Божией Матери. По благословению архиеп. Амвросия с 1992 г. при Д. м. действует гимназия-пансион для девочек. Построен благоустроенный дом в мон-ре, где девочки живут вместе с сестрами-воспитателями. Гимназия имеет лицензию Управления образования и выдает аттестаты гос. образца. В гимназии ведется расширенное и углубленное преподавание гуманитарных дисциплин, изучаются история христ. культуры, история Церкви, иконопись, пение и музыка, основы медицины, переплетное мастерство и даже золотое шитье. В 1996 г. при гимназии устроена и освящена домовая ц. во имя равноап. вел. кн. Ольги. В 1998 г. старшеклассницы, обучающиеся иконописи, получили благословение игум. Ольги самостоятельно писать иконы для иконостаса Крестовоздвиженского храма. В мон-ре также организована и золотошвейная мастерская. Сестры и ученицы гимназии вышивают иконы, плащаницы, церковные облачения. При Д. м. действует б-ка для сестер и прихожан. Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 369; Ф. 280. Оп. 5. 695. Л. 259; ГАИО. Ф. 395. Оп. 2. 3-А. Л. 9 об.- 10, 25 об.; 7. Л. 1, 8 об.- 9; 24. Л. 2; Ф. 863. Оп. 1. 3. Л. 22. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1991. 11. С. 11. Лит.: Борисов В. А. Описание г. Шуи и его окрестностей. М., 1851. С. 160-161; Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 104, 105; Ист. заметки о г. Юрьеве//Владимирский сб. М., 1857. С. 93; Сервицкий А. И. Упраздненные мон-ри во Владимирской епархии//Владимирские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. 8. С. 230-240; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 83-91, 503-505; Упраздненная Воробьевская пуст.// Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 41-45; Сурин Г. И. Город на Тезе: Очерк истории Шуи. Ярославль; Иваново, 1989. С. 75; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 22-29; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. Ч. 3. С. 595-598; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003. С. 250-264; Захарова О. И. Семья и дело Асигкрита Балина//Потарский юбил. альм. Иваново; Южа, 2007. Вып. 2. С. 44-45; Любушка: Жизнеописание блж. старицы Любови (Лазаревой): Восп. СПб.; М., 2007. С. 185-187.

http://pravenc.ru/text/180583.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010