Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ЮРЬЕВ НОС (XVI в.), государев крестовый дьяк, распевщик. Исследователи узнали о его деятельности в 1846 г., когда было открыто «Предисловие, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» - сочинение XVII в. по истории рус. церковнопевч. искусства, написанное при участии учеников московского мастера Феодора Христианина , хорошо знавшего И. Ю. Н. (см.: [Погодин М.] Вновь найденные данные для истории церковного пения в России//Москвитянин. 1846. С. 173-174; Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 21-22). Начальный этап деятельности И. Ю. Н. связан с Вел. Новгородом, где находилось уч-ще церковного пения Саввы Рогова, одного из лучших дидаскалов в Российском гос-ве той эпохи; можно полагать, что И. Ю. Н. обучался у этого мастера в кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. В документах Иосифова Волоколамского мон-ря имеются сведения о деятельности некоего «молодого» монастырского слуги (т. е. мирянина, осуществлявшего надзор за хозяйством к.-л. монастырского села в течение строго определенного срока) Ивана Носа. Возможно, И. Ю. Н. и этот монастырский служащий - одно лицо. Первое упоминание его имени в монастырских документах относится к 26 нояб. 1548 г.: казначей Лаврентий «давал ключи» слугам, в т. ч. «в село Отчищево Ивану Носу - ключ, как было за Васильем, за иконником, срок - Николин день вешней» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 28). В апр. 1549 г. среди «молодых слуг» ему выдали жалованье - ок. 40 алтын. Впосл. он назначался в разные села (Ивановское, Луковниково, Новое). Иногда ему доверяли получение жалованья для дворника и дворницы, «истобников» (Там же. Л. 28 об., 64, 79 об., 103, 139 об.). Вероятно, служба при мон-ре приносила неплохой доход. Напр., денежные вклады монастырских слуг («поминать в повседневном списке доколе монастырь стоит») составляли 90-100 р. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 8. 141. Л. 21, 101 об. и др.). В документах Иосифова Волоколамского мон-ря буд. распевщик в последний раз упоминается в февр. 1557 г., когда в с. Новое был назначен др. слуга (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 150). В описи монастырской б-ки 1573 г. отмечен его вклад - певч. кн. «Ермолой» (Ирмологий) (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 89), но установить, когда был сделан вклад, невозможно (более ранняя опись датируется 1545).

http://pravenc.ru/text/200465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Никола; 2-я пол. XIII в.- после 1329), игумен мон-ря Студеница (ок. 1329), серб. писатель и книгописец-каллиграф НИКОЛАЙ (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695) НИКОЛАЙ (Бэлан) (1882-1955), митр. Трансильванский (1920-1955) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), богослов, церковный публицист

http://pravenc.ru/rubrics/121368_46.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Алексеевич Сретенский (15.04.1867, с. Толстиково Бежецкого у. Тверской губ.- 17.09. 1937, г. Бежецк Калининской (ныне Тверской) обл.), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1880 г. окончил Бежецкое ДУ, в 1888 г.- Тверскую ДС. Работал учителем в земской школе. 20 нояб. 1890 г. был рукоположен во иерея и назначен священником к храму бежецкого в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря . С 1906 г. состоял действительным членом Тверского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва. С 1910 г. член благотворительного Об-ва во имя вмц. Варвары для вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального жен. уч-ща. Награждался набедренником (1893), камилавкой (1905), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1915). После окончательного закрытия в 1932 г. Бежецкого мон-ря Н. стал служить в Крестовоздвиженском храме Бежецка. При мон-ре еще оставались ок. 50 монахинь, но вскоре они были изгнаны из монастырских зданий. Они жили по монастырскому уставу по частным квартирам, но по-прежнему собирались на богослужения в Крестовоздвиженском храме. Когда власти попытались закрыть оставшиеся в городе церкви, монахини воспротивились этому и начали собирать подписи верующих жителей Бежецка под прошением не закрывать храмы. Н. был арестован 5 авг. 1937 г. и в тот же день допрошен. Его обвинили в участии в «контрреволюционной группировке духовенства», возглавляемой еп. Григорием (Козыревым) , и в антисоветской агитации. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 13 сент. 1937 г. вместе со священномучениками прот. Михаилом Богородским , священниками Иоанном Василевским , Николаем Лебедевым и Павлом Васильевским . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. 21267-С. Лит.: Тверские ЕВ. 1908. 26. С. 311; 1910. 1/2. С. 28; Книга памяти жертв полит. репрессий Калининской обл.: Тверской мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 414; Дамаскин. Кн. 3. С. 174-176.

http://pravenc.ru/text/2565830.html

Петр (Дмитриев), еп. Луховицкий. Фотография. 2016 г. (Дмитриев Иван Вячеславович; род. 2.05.1979, Рязань), еп. Златоустовский и Саткинский. Из семьи врачей. В 1996 г. окончил среднюю образовательную школу 14 г. Рязани и поступил в Псковское ДУ, к-рое окончил в 1999 г. Во время обучения нес послушание пономаря в Троицком кафедральном соборе г. Пскова. В 1999 г. зачислен на 2-й курс МДС. В период учебы исполнял послушания ризничего Покровского храма МДА и помощника делопроизводителя Учебного комитета при МДАиС. 28 дек. 2000 г. принят на должность иподиакона, 12 янв. 2001 г.- на должность младшего референта Московского областного ЕУ. 6 апр. 2003 г. Крутицким и Коломенским митр. Ювеналием (Поярковым) поставлен в чтеца. 23 дек. того же года в Успенском храме Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря митр. Ювеналием пострижен в монашество с наречением имени в честь св. ап. Петра. 26 дек. того же года митр. Ювеналий рукоположил П. во диакона с назначением в клир Новодевичьего мон-ря. В 2005 г. окончил МДС и поступил заочно в МДА. С 27 мая 2005 по 9 апр. 2013 г. заведующий канцелярией Московского областного ЕУ. 19 июня 2005 г. в храме Всемилостивого Спаса Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни митр. Ювеналием рукоположен во иерея. С 19 июня 2005 по 5 мая 2008 г. и с 20 сент. 2012 по 9 апр. 2013 г. исполнял должность настоятеля Преображенского крестового храма митрополичьей резиденции в Новодевичьем мон-ре. Одновременно с 11 сент. 2007 г. настоятель Троицкой ц. пос. Назарьево Одинцовского р-на Московской обл. С 18 февр. 2008 г.- настоятель храма во имя вмч. Георгия Победоносца пос. Горки-10 Одинцовского р-на Московской обл. В 2008 г. окончил МДА. В 2008-2010 гг. преподавал литургику в Коломенской ДС. 9 апр. 2013 г. назначен временно исполняющим обязанности игумена Бобренёва в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Определением Синода от 29 мая 2013 г. назначен настоятелем Бобренёва мон-ря. 7 июня того же года возведен в сан игумена с вручением игуменского посоха. 22 дек. 2015 г. назначен членом епархиального совета Московской областной епархии, 24 марта 2016 г.- благочинным церквей Коломенского окр., 27 окт. того же года - благочинным церквей г. Коломны.

http://pravenc.ru/text/2580304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Соколов Григорий Степанович; 17.01.1843, с. Ивакино Ростовского у. Ярославской губ.- после 1926), еп. Краснослободский. Из семьи причетника. Окончил Борисоглебское ДУ (1858), Ярославскую ДС (1864) и МДА (1868). Служил в Пензенской ДС преподавателем церковной истории и практического руководства для пастырей, с июня 1869 г. преподаватель греч. языка. В февр. 1871 г. получил степень магистра богословия. 30 апр. 1872 г. рукоположен во иерея к ц. Воскресения Христова в Пензе. В 1872-1875 гг. инспектор классов Пензенского епархиального жен. уч-ща и настоятель училищного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благочинный пензенских городских церквей (1873-1882). Законоучитель 2-й пензенской муж. гимназии (1875-1894). С авг. 1875 г. настоятель пензенской ц. во имя свт. Николая. 15 июня 1885 г. возведен в сан протоиерея. С февр. 1900 г. настоятель пензенского кафедрального собора во имя Всемилостивого Спаса. 11 июня 1910 г. Высочайшим повелением по определению Святейшего Синода назначен викарием Пензенской епархии. Пострижен в монашество 26 июня в Крестовой ц. пензенского архиерейского дома, на следующий день возведен в сан архимандрита в кафедральном Спасском соборе. 11 июля хиротонисан в Троицком соборе в С.-Петербурге во епископа Краснослободского, викария Пензенской епархии; хиротонию возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Для пребывания Г. определили пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где он был утвержден настоятелем. С 30 окт. 1910 г. председатель Пензенского епархиального училищного совета. Награждался набедренником (1872), скуфьей (1876), камилавкой (1879), наперсным крестом (1882), палицей (1903), митрой (1910); орденами св. Анны 3-й (1888), 2-й (1892) и 1-й (1907) степени, св. Владимира 4-й (1895), 3-й (1898) и 2-й (1912) степени. Участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Исполнял обязанности управляющего Пензенской епархией после 10 марта 1918 г. и до приезда 30 апр. того же года нового Пензенского архиеп. сщмч. Иоанна (Поммера ; впосл. архиепископ Рижский). В это время кафедральный Спасский собор оказался захвачен сторонниками отстраненного от управления епархией бывш. архиеп. Владимира Путяты , к-рый организовал в Пензе т. н. народную церковь. 14 янв. 1922 г. Г. был уволен на покой, проживал в пензенском Спасо-Преображенском мон-ре. Позднее упоминался в числе епископов-обновленцев. Точная дата и обстоятельства смерти неизвестны.

http://pravenc.ru/text/166679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Маган Евгений Митрофанович; 25.06.1899, Чернигов - 1969 (1970?), Джэксон, шт. Нью-Джерси, США), архиеп. Бостонский и Нью-Инглендский Православной Церкви в Америке. После гражданской войны в России в 1918-1920 гг. оказался на территории, перешедшей к Польше. Присоединился к неканонически провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В июне 1924 г. принял монашество. 20 июля того же года Гродненским еп. Алексием (Громадским) рукоположен во иерея. Служил на Холмщине, в Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавре , в Свято-Духовом мон-ре в Вильно в сане архимандрита. Д. был знаком с семьей буд. еп. Митрофана (Зноско-Боровского) . С 1935 г. настоятель Жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В 1939 г. вошел в клир РПЦ. 25 нояб. 1941 г., во время оккупации Украины нем. войсками, Синодом Украинской Автономной Церкви определен еп. Черниговским. Хиротонисан в Почаевской лавре 11 июня 1942 г. С авг. 1942 г. Д. еп. Днепропетровский и Запорожский. К началу Великой Отечественной войны в Днепропетровске не оставалось ни одного действующего храма. В 1942 г. Украинская Автономная Церковь восстановила в Днепропетровске 10, а по всей епархии 318 приходов. В течение 1942 г. ремонтировался кафедральный Свято-Троицкий собор г. Днепропетровска, но средств хватило только на разбор перекрытий, расчистку закрашенных росписей, поднятие колоколов и водружение крестов на купола. На Богоявление в 1943 г. в Днепропетровске собралось ок. 60 тыс. верующих, чтобы идти крестным ходом на р. Днепр. С янв. по сент. 1943 г. Д. еп. Донецкий. При приближении советских войск выехал на Запад. 5 апр. 1946 г. принят в РПЦЗ, после войны нек-рое время жил и служил в лагере Шлейсгейм (Шлайсхайм, Германия). Затем выехал в США. В 1948 г. отделился от РПЦЗ, с 1949 г. архиепископ Бостонский и Нью-Инглендский, а также Пенсильванский в юрисдикции Североамериканской Русской Православной митрополии. Погребен на Свято-Владимирском рус. кладбище около собора Рождества Пресв. Богородицы (Джэксон, шт. Нью-Джерси).

http://pravenc.ru/text/178165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ), находится в г. Одессе (Украина). Основан по инициативе митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) решением Синода УПЦ от 19 мая 1998 г. рядом с бывш. воинской частью, известной как Школьный аэродром (в нач. XX в.- летная школа и первый одесский аэродром). Во 2-й пол. XIX в. на месте О. И. м., именовавшемся Стрельбищным (Стрельбицким) полем, в 8 верстах от Одессы, располагался хозяйственный хутор Михаило-Архангельского жен. мон-ря с небольшим храмом, к-рый в реестре 1922 г. упоминался как скит (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 2. Д. 22). В 1923 г. скит был закрыт и вскоре уничтожен. Первоначально при 2-этажном здании полуразрушенной солдатской казармы 17 марта 1998 г. был устроен скит одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 19 апр. того же года, на Пасху, состоялось 1-е богослужение. В апр.-окт. 1998 г. к торцу казармы была пристроена колокольня, на 2-м этаже здания устроен и 26 окт. того же года митр. Одесским Агафангелом освящен храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Митрополит передал в дар новой обители ризу на престол, церковную утварь, облачения и иконы из личного собрания. В мае 1999 г. при артезианском колодце, выкопанном на территории обители, был освящен Иверский источник. 26 июля 2000 г. при большом стечении верующих в О. И. м. со Св. Горы Афон была доставлена копия Иверского образа Божией Матери, написанная в Никольской келии Белозёрка. Икона установлена в монастырской деревянной часовне во имя свт. Николая Чудотворца (2000) и является главной святыней обители. В мон-ре построены храм прп. Серафима Саровского (2003-2005), братский корпус с крестовой ц. свт. Игнатия (Брянчанинова), кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», гостиница для паломников на 150 чел. Имеются пошивочная мастерская, пекарня, свечной цех.

http://pravenc.ru/text/2578185.html

(Грох Степан Михайлович; 5.09.1954, с. Галич Подгаецкого р-на Тернопольской обл.) - 17.06.2017, Киев), архиеп. Белогородский. Из крестьянской семьи. В 1971 г. окончил среднюю школу, затем работал на хлебокомбинате. В 1973-1975 гг. проходил срочную военную службу. В 1976 г. поступил в Ленинградскую ДС. На последнем курсе семинарии в марте 1979 г. был рукоположен ректором ЛДАиС Выборгским архиеп. Кириллом (Гундяевым ; ныне Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, в апр. того же года - во иерея. По окончании семинарии 25 июня того же года назначен священником Успенского храма г. Подгайцы Тернопольской обл. 14 сент. 1979 г. стал настоятелем Никольского храма в с. Алексинцы Борщевского р-на той же области. 17 марта 1986 г. назначен настоятелем храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Рыбники Бережанского р-на Тернопольской обл. С 1988 г. служил в Никольском храме в с. Мечищев и Покровском храме в с. Котов Бережанского р-на. С супругой находился в разводе. Во время массового захвата правосл. храмов Тернопольской епархии сторонниками неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) уклонился в раскол . 11 мая 1990 г. бывш. еп. Житомирский Иоанн Боднарчук , лишенный архиерейского сана и монашества, совершил «постриг» С. М. Гроха. 19 мая того же года «архиереями» УАПЦ было совершена его неканоничная «хиротония» во «епископа Луцкого и Волынского». 25 июня 1992 г. покинул УАПЦ и принес покаяние в грехе раскола перед Архиерейским Собором канонической Украинской Православной Церкви. После разрыва с УАПЦ был выселен националистически настроенными властями г. Луцка из ранее предоставленной ему квартиры. Решением Синода УПЦ от 14 июля был принят в лоно Церкви. 15 июля архим. Питиримом (Старинским) в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры пострижен в монашество с именем Николай. После возведения в сан архимандрита назначен епископом Ковельским, викарием Волынской епархии УПЦ. Хиротонию Н. 16 июля 1992 г. в лаврском Крестовоздвиженском храме возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . 29 июля того же года назначен епископом Ивано-Франковским и Коломыйским. В период служения Н. в Ивано-Франковской епархии был построен кафедральный собор в г. Коломне, при этом в Ивано-Франковске православный храм возвести не удалось из-за противодействия местных властей. 28 июля 1999 г. возведен в сан архиепископа. В 2000 г. экстерном окончил КДА. 18 окт. 2007 г. назначен архиепископом Белогородским, викарием Киевской епархии, с местопребыванием в киевском Пантелеимоновом мон-ре в Феофании.

http://pravenc.ru/text/2565970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 5.10.1853, с. Кильмезь Сарапульского у. Вятской губ., ныне Удмуртия - 20.05.1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам. В 1876 г. окончил Вятскую ДС в числе лучших студентов, в 1876-1883 гг. служил заведующим сельским Кукорским земским уч-щем, а также псаломщиком в храмах Вятской епархии. 21 нояб. 1883 г. рукоположен во диакона к академической церкви КазДА, 22 окт. 1885 г.- во священника. В 1883 г. поступил в КазДА, к-рую окончил в 1887 г. и за соч. «Святой Киприан Карфагенский и его учение о Церкви» 19 мая 1888 г. был удостоен степени магистра богословия. В 1887-1899 гг. служил законоучителем 1-й и 3-й гимназий в Казани, а также уч-ща глухонемых детей. В 1897 г. овдовел, 4 сент. 1899 г. в Вознесенской крестовой ц. принял постриг, возведен в сан архимандрита. 7 сент. 1899 г. получил назначение на должность ректора Казанской ДС, 20 июля 1900 г.- ректора КазДА. С 24 сент. 1899 г. служил епархиальным цензором. 9 сент. 1900 г. А. был хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. Являлся председателем неск. об-в и комитетов: Совета миссионерских курсов, Комитета по устройству публичных чтений при б-ке св. равноап. кн. Владимира, Комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях Казани, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам академии, член Казанского губернского комитета. С 26 марта 1905 г. епископ Таврический и Симферопольский, с 5 нояб. 1910 г. епископ Псковский и Порховский. В 1912 г. в Воронцовском Благовещенском мон-ре Псковской епархии была обнаружена секта иоаннитов , что послужило причиной перемещения А. с Псковской кафедры и назначения его 17 апр. 1912 г. епископом Тобольским и Сибирским. Прекратил дело по обвинению Г. Е. Распутина в хлыстовстве (см. Хлысты ). Со 2 нояб. 1913 г. экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский. Страдал болезнью почек и горловой чахоткой, к-рые привели к кончине. Отпевание А. совершил еп. Ереванский Пимен (Пегов) . Погребен на родине, в с. Кильмезь.

http://pravenc.ru/text/64670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГЫРЖАВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. (Гыржавка, Хыржаука) (Кишинёвской епархии), находится рядом с с. Гыржавка (Хыржаука) Каларашского (Кэлэрашского) р-на Республики Молдова. Основан в 1740 г. как скит. По преданию, первыми его насельниками были спасавшиеся от набегов татар старец-мирянин Феодосий и 2 насельника из Нямецкого мон-ря . Один из них, иером. Варсонофий, постриг Феодосия в монашество с именем Феоктист. На средства и на землях жителей близлежащих сел Сипотены и Гиришены, на вершине горы, в дубовом лесу, братия построили деревянную церковь, ниже - неск. келий. Др. местное предание связывает основание В. м. с неким мон. Хыржу, к-рому трижды являлась Пресв. Богородица, повелевавшая устроить обитель. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. В нач. XIX в. из-за труднодоступности скит был переведен с вершины к подножию горы. Стараниями игум. Тарасия здесь был построен новый деревянный храм, а старый в 1821 г. с вершины горы перевезли в с. Гиришены. В 1813 г. скит был преобразован в мон-рь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. По бессарабской переписи 1817 г., в мон-ре проживали 29 насельников. В 1818-1846 гг. настоятелем В. м. был уроженец Черногории архим. Спиридон (Филипович), к-рый благоустроил обитель. При архим. Спиридоне были построены каменные 2-этажный келейный корпус, трапезная, гостиница, зимняя ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского (1836) при настоятельских покоях, а также летний однокупольный крестовый Вознесенский собор с колокольней (1820-1836) в стиле классицизма. Позже рядом с храмом свт. Спиридона построили келейный корпус, соединенный с церковью галереей; к нач. XX в. был возведен каменный храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1845 г. решением Святейшего Синода РПЦ В. м. был приписан к кишинёвскому архиерейскому дому, управлялся наместниками, наиболее деятельными из них были игумены Пантелеимон, Иларион, Серафим. К нач. XX в. в мон-ре находилась богатая б-ка, была открыта приходская школа.

http://pravenc.ru/text/155110.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010