Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Миртийского мон-ря Успение Пресв. Богородицы. Роспись собора Миртийского мон-ря. Кон. XII в. Фрагмент [греч. Εσοδων Θεοτκου], муж., действующий; принадлежит Этолийской и Акарнанийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен в 20 км к востоку от г. Агринио, на берегу оз. Трихонида. Получил название Миртийского (Μυρτις) от одноименного соседнего сел. Миртия, иногда именуется мон-рем во имя Богородицы Фанеромени по хранящейся в нем чтимой иконе. К первоначальной постройке XII в. (к-рая теперь служит алтарем) в 1491 г. был пристроен наос (основной храм), представляющий собой крестово-купольную двухстолпную церковь. В поствизант. период были пристроены нартекс и придел в честь Преображения Господня. В монастырском соборе сохранилось неск. слоев живописи: фрагменты фресок кон. XII в. (композиция «Успение Богородицы», изображение первомученика Стефана и др.), росписи 1491 г. Ксеноса Дигениса из Мореи (напр., «Рождество Богородицы») и 1539 г. анонимного художника, чья живопись близка критской школе (напр., «Воскресение Христово»). Росписи нартекса выполнены в нач. XVIII в. В годы тур. господства в крипте этого мон-ря действовала тайная греч. школа. В сер. XVIII в. в В. нек-рое время подвизался равноап. Косма Этолийский . В 1943 г. монастырские постройки были сожжены немцами, уцелел только собор. Большой вклад в восстановительные работы внес игум. Софроний (Варузас). В мон-ре находятся 2 чтимые иконы Божией Матери, 1659 г. и более древняя, визант. периода. В наст. время в обители 2 монаха, игумен - архим. Феоклит (Раптис). Престольные праздники - Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.) и Преображение Господне (6 авг.). Лит.: Ορλνδος Α. Η ν Ατωλ μον τς Μυρτις//Αρχεον Βυζαντινν Μνημεων Ελλδος. 1961. T. 9. Σ. 74-112; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. . Σ. 231-234; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 75-77; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 128; Δπτυχα, 2003. Σ. 431. Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)

http://pravenc.ru/text/149987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-ВОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КИРИКА И ИУЛИТТЫ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на склоне гор Чернатица в Зап. Родопах, близ г. Асеновград. Был основан в XIV в. Изначально располагался недалеко от источника, в 500 м от совр. местонахождения. В XVII в., возможно в 1666 г., турки разрушили мон-рь с целью обратить правосл. население в ислам, но он был восстановлен на новом месте и освящен во имя прп. Параскевы (Петки). 1696 г. датирована ктиторская плита в фонтане, сделанная мастером Николой. В 1808 г. над источником была построена часовня. В 1810 г. мон-рь был полностью сожжен керджалиями. В 1819 г. была реконструирована часовня над источником, а к 1850 г. мон-рь был полностью отстроен в сохранившемся ныне виде. Церковь расписана зографом Алексеем Атанасовым, к-рый особое внимание уделил теме мученичества и христ. самопожертвования. Роспись храма завершилась 13 окт. 1850 г., о чем гласит надпись над входом. Вскоре настоятель иером. хаджи Иероним освятил ц. во имя святых Кирика и Иулитты. После учреждения Болгарского экзархата и поставления в Пловдиве болг. иерарха Г.-В. м. долгое время был резиденцией Филиппопольского (греч. название Пловдива) иерарха К-польской Православной Церкви. В 1906 г. партизаны изгнали греч. духовенство из обители. В 20-30-х гг. при мон-ре было открыто богословское уч-ще. Г.-В. м. сильно пострадал при пожаре 1924 г. и при землетрясении 1928 г. С 1943 - по сент. 1944 г. в обители находился концлагерь. После войны мон-рь нек-рое время был в запустении, затем был обращен в психиатрическую лечебницу. С 1983 г. здесь размещается творческая база Союза болг. архитекторов. Г.-В. м.- это комплекс из 4 двухэтажных братских и хозяйственных корпусов, замкнутых в квадрат, с церковью в центре. Вост. жилой корпус, являющийся центральным фасадом мон-ря, украшен рядом окон, массивными деревянными воротами и эркером над ними. Церковь обители близка по архитектуре к церкви Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) афонского крестово-купольного типа с 3 алтарными апсидами и 4 закомарами, с обширным псевдобазиликальным притвором и сводом в виде слепого купола. По стилю и технике строения можно сделать предположение, что ее архитектором был мастер Васил Димов, построивший в 40-х и 50-х гг. XIX в. неск. храмов близ Асеновграда. В церкви находятся иконы, написанные Захарией Зографом : «Спаситель», Богородицы «Живоносный Источник», св. Иоанна Предтечи, св. Афанасия, храмовая икона святых Кирика и Иулитты. Г.-В. м. является памятником культуры. Церковь действует как приходская. В братских корпусах располагается гостиница. Лит.: Bulgarian Monasteries. Sofia, 1997. S. 190-197; Димитров Б. Христианство в болгарских землях. София, 2003. С. 174-175. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛОССА БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Иконостас Старой церкви с чудотворной иконой Божией Матери «Живоносный Источник» (мон-рь Богородицы Глосса, Кипр) Иконостас Старой церкви с чудотворной иконой Божией Матери «Живоносный Источник» (мон-рь Богородицы Глосса, Кипр) Глосса Богородицы монастырь [греч. Παναϒα Γλωσσ], жен., действующий, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Расположен на Кипре, в 3 км от с. Келаки, на вершине горы Листовуно (Разбойничья гора). В средние века здесь находилось селение, и в 1161 г. был построен небольшой храм с тем же посвящением, т. н. Старая церковь. Когда в XVII в. жители переселились севернее, в совр. с. Келаки, в Старой церкви стал подвизаться мон. Сильвестр из с. Прастио. За храмом ему помогал следить Христофис Хаджи-Симеон из Келаки. Каждый год в пятницу Светлой седмицы священник и жители Келаки приходили в эту церковь для совершения Божественной литургии. В 1975 г. здесь был образован жен. мон-рь по решению Лимасольского митр. Хрисанфа и с согласия Кипрского архиеп. Макария III. Первоначально община насчитывала 8 сестер. Были возведены большой крестово-купольный храм в визант. стиле во имя Св. Троицы (1980-1981), ц. Всех святых (в подвале к-рой находится усыпальница), гостиница, корпуса, была расписана Старая церковь. Для храма Св. Троицы был куплен старинный иконостас из дерева грецкого ореха (работы Евтихия Киприота, 1880), прежде находившийся в старом кафедральном соборе Лимасола. Хранящаяся в обители икона Божией Матери «Живоносный Источник» прославилась благодаря многочисленным исцелениям, к-рые получают от нее немые, глухонемые, косноязычные, страдающие от различных заболеваний горла и полости рта. Вслед. этого икона получила название «Глосса», от греч. слова ϒλσσα - язык. Чудотворная икона находится в иконостасе Старой церкви. Она написана в 1909 г. старцем Дионисием (Христидисом), игум. мон-ря Ставровуни , к-рый преобразовал эту обитель по образцу афонских мон-рей. Икона увешана дарами исцеленных - металлическими языками; в мон-ре хранятся многочисленные благодарственные письма, в т. ч. отмечены случаи исцеления от бесплодия, рака, болезней сердца. В наст. время в обители 10 монахинь, 3 послушницы, игумения - Феоктиста (πτυχα. 2005. Σ. 1141). Лит.: ΜΚΕ. 1990. T. 13. Σ. 159-160; Κοκκινφτας Κ. Χωρι κα μοναστρια τς Ντιας Μαραθσας. Λευκωσα, 1995. Σ. 183-185; Καππας . Τα μοναστρια της Κπρου. Λεμεσς, 1998. Σ. 116; Ραπτπουλος Ζ. Κ. Η Ιερ Μον τς Ζωοδχου Πηϒς (Παναϒας Γλωσσ). Λεμεσς, 1999. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТАЗ [арм. ], арм. мон-рь в честь ап. Фаддея (Сурб Тадеиванк), в обл. Артаз пров. Васпуракан Армянского царства (совр. Иран, пров. Зап. Азербайджан). По преданию, основан в I в. на месте мученичества ап. Фаддея (см. Иуда Иаковлев ). Первые исторические сведения об А. относятся к V в. А. пережил многократные разграбления, сильно пострадал от землетрясения 1319 г., перестраивался в период между XIII-XVII вв., в 1680-1685 гг. (при настоятеле Сааке Макуеци) и в 1811-1820 гг. (при настоятеле Симеоне). В период средневековья в А. располагался крупный скрипторий. Наиболее ранняя из сохранившихся построек - крестово-купольная церковь, к-рая датируется XII-XIV вв. В ее юго-вост. пастофории находится усыпальница ап. Фаддея. В результате перестроек XIX в. церковь составила вост. часть нового собора, представляющего собой четырехстолпный крестово-купольный зал с вынесенными апсидами,- уменьшенную копию Эчмиадзинского кафедрала. Купол храма имеет пирамидальное покрытие, опирается на двенадцатиугольный снаружи барабан; апсида перекрыта сомкнутым сводом, украшенным большим рельефным крестом. Необычным для позднесредневек. арм. архитектуры является богатое убранство фасадов храма с развитой структурой декоративных поясов. Нижний пояс составляет сплошная аркатура с изящными орнаментальными композициями в поле каждой арки. В аркатуре верхнего пояса представлены изображения святых, сюжеты из ВЗ и НЗ, а также сцены из иран. поэм (Фирдоуси, Низами) и кавк. мифологии. В рельефных сюжетах А. заметна аналогия с памятниками Ахтамара и стилистическое воздействие позднеиран. искусства. В кладке стен, в скульптурных композициях на фасаде использовано сочетание серого туфа с белым камнем - метод, характерный для XVII в. Мон-рь обнесен мощной крепостной стеной, имеет развитую структуру жилых и хозяйственных построек. В 70-х гг. XX в. в мон-ре проводились реставрационные работы. Лит.: Kleiss W. , Seihoun St. S. Thadei " vank. Mil., 1971. (Documenti di architettura armena; 4); Ахназарян А. Монастырь св. Фаддея//Эчмиадзин, 1985. С. 53-58 (на арм. яз.); Thierry J. -M. , Donabedian P. , Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987. P. 493. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБАШВИЛИ [груз. ] Закария [Захарий Николаевич] (1707-1783), груз. церковный деятель. Род. в семье священнослужителя, получил теологическое и философское образование. Рукоположен во иерея в Дманиси. С 1746 г. духовник и советник царя Теймураза II, возведенного на престол по правосл. обряду. Г. возглавлял традиц. крыло в Грузинской Церкви, находился в конфронтации с Католикосом-Патриархом Антонием I (Багратиони) , к-рый покровительствовал миссионерской деятельности католиков. В политических кругах Грузии надеялись на поддержку Рима и Французского королевства против мусульм. окружения. По инициативе Г. Антоний I в 1755 г. был низложен. После смерти царя Теймураза II Католикосом-Патриархом Грузии в 1764 г. вновь становится Антоний, начавший преследования Г. 18 окт. 1764 г. Собор груз. духовенства осудил деятельность Г., лишил его духовного сана и выдворил из страны. В 1767 г. Г. с целью найти поддержку и реабилитироваться в глазах церковной власти предпринял поездку в Кизляр - главный политический, экономический и культурный центр юга России в XVIII в., где с 1735 г. обосновалась груз. колония и где с 1746 г. в Крестовоздвиженском мон-ре подвизался свт. Иоанн Манглисский. Затем Г. отправился в Астрахань к еп. Мефодию и в С.-Петербург, где он представил на суд Святейшего Синода РПЦ соч. в 6 ч. «Помыслы» (Кекел. H-1228). 7 июня 1770 г. Синод оправдал Г. Постановление подписали С.-Петербургский архиеп. Гавриил (Петров), Тверской еп. Гавриил (Кременецкий) и архим. Троице-Сергиевой лавры Платон (Левшин). Г. похоронен в Гелатском мон-ре. Лит.: Хаханов А. С. Очерки по истории груз. словесности. М., 1901. Вып. 3: Лит. XIII-XVIII вв.; ., . . , 1958. Т. 1. М. Кавтария Рубрики: Ключевые слова: АНТОН (Глонистависдзе), архиеп. Чкондидский Грузинской Правосл. Церкви, гос. и духовн. деятель, глава гос. канцелярии,( XII-XIII в.) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/161195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПА (Кириллов Антон Петрович, 3.08.1870, с. Братки Борисоглебского у. Тамбовской губ. – 7.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), иером. Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу. В 1898 г. поступил в один из афонских мон-рей. В 1912 г. причислен к братии Новоспасского мон-ря в Москве. Пострижен в монашество на Афоне или в Новоспасском мон-ре. В 1917 г. вернулся в родное село, служил псаломщиком в местной церкви. В 1929 г. рукоположен во священника к Боголюбской ц. с. Елань-Козловка Борисоглебского р-на Тамбовской обл. В 1931 г. переведён в Крестовоздвиженскую ц. с. Татаринцева Бронницкого р-на Московской обл. А. был арестован 16 февр. 1938 г. по обвинению в «контрреволюционной агитации, оскорбительных высказываниях о сталинской конституции, клевете на советскую власть»; виновном себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 27 февр. того же года. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 23027. Лит.: Монастыри и храмы Московской епархии. М., 1999; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 1. С. 85-89; ЖНИР. Февр. С. 373-376. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/392446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Бартошевич Андрей Георгиевич; нояб. 1910, С.-Петербург - 3.10.1993, Женева), архиеп. Женевский и Западноевропейский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Отец, полковник российской армии Георгий Владимирович Бартошевич, и мать Ксения (урожд. Тумковская), будучи верующими людьми, дали детям строго правосл. воспитание. В начале революционных событий 1917 г. отец эвакуировался в Белград, мать вместе с сыном переехала в Киев, где мальчик учился до 1924 г. В 1924 г. А. Бартошевич переехал с матерью, братом и сестрой к отцу. После окончания русско-серб. гимназии в 1931 г. поступил на технический фак-т Белградского ун-та, через 3 года перешел на богословский фак-т, окончил его. Духовником А. в эти годы был иеросхим. Мильковского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Амвросий (Курганов; † 17.05. 1933), окормлявший также мон. Антония (Медведева), буд. еп. Мельбурнского, с к-рым А. был дружен в течение всей последующей жизни. В 1941 г. в Мильковском мон-ре А. Г. Бартошевич был пострижен в монашество с именем А. В том же году председателем Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским ) рукоположен во иеродиакона, затем - во иеромонаха и служил в рус. Троицком храме Белграда. Одновременно являлся законоучителем в рус. кадетском корпусе в г. Бела-Црква. С апр. 1945 по 1949 г. состоял в каноническом подчинении МП РПЦ, служил в рус. Троицком храме в Белграде, в февр. 1946 г. возведен в сан архимандрита. С 1949 г. клирик РПЦЗ, служил во Франции, Бельгии, Швейцарии. Антоний (Бартошевич), архиеп. Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич), архиеп. Женевский и Западноевропейский В 1957 г. А. был хиротонисан во епископа Брюссельского и в том же году переведен викарным епископом на Женевскую кафедру. В 1963 г. назначен правящим архиереем с титулом «епископ Женевский и Западноевропейский», в 1965 г. возведен в сан архиепископа. В 1981 г. награжден бриллиантовым крестом на клобук. В 1987 г. стал первым заместителем предстоятеля РПЦЗ. Отпевание А. совершалось 7 окт. 1993 г. в Крестовоздвиженском соборе в Женеве. Погребен в склепе собора, рядом со своим младшим братом еп. Леонтием (Бартошевичем; † 1956). А.- автор ряда духовных сочинений, председатель об-ва «Православное дело», осуществлявшего переписку с верующими в России. Будучи прекрасным иконописцем, расписал храм в Лионе (Франция). Соч.: О загробной жизни души человека//Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 5. С. 15-18. Лит.: Церковная жизнь в Швейцарии//Правосл. Русь. 1959. 3. С. 12; Кончина Антония, архиеп. Женевского//Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 1993. 5. С. 12-14. А. С. Буевский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_180.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание И АЛЕКСИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. путем выделения из состава Тульской епархии. Включена в состав Тульской митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Белевский и Алексинский. Объединяет приходы на территории Белевского, Алексинского, Заокского, Ясногорского, Дубенского, Суворовского, Одоевского, Арсеньевского, Плавского, Щекинского, Каменского, Тепло-Огаревского и Чернского районов Тульской области. Решением Свящ. Синода от 27-28 декабря 2011 г. на новообразованную Белёвскую кафедру назначен еп. Каменский и Алапаевский Серафим (Кузьминов) . Кафедральный город - Белёв, кафедральный собор - во имя святой Троицы. Епархия разделена на 9 благочиний: Алексинское, Арсеньевское, Белёвское, Заокское, Каменское, Плавское, Суворовское, Щёкинское, Ясногорское. В Б. и А. е имеется 67 приходов, 4 мон-ря (3 мужских, 1 женский), в клире епархии состоит 71 священник (по сведениям на 2013 г.). При ДУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию с вооруженными силами и казачеством, по взаимодействию с правоохранительными органами и пенитерциарным учреждениям, социального служения, паломнический, информационный, издательский. Епархиальные СМИ включают: Официальный сайт Б. и. А. епархии (http://belev-eparhia.ru), ежемесячную газету " Белёвские ЕВ " , видеоканал на хостинге " YouTube " . Святыни В Макариевом Жабынском в честь Введения Пресвятой Богородицы монастыре под спудом в храме в честь прп. Макария Жабынского почивают его св. мощи. Здесь же находится святой колодец, названный Жабынец. По преданию, колодец появился в 1615 г. по молитве прп. Макария. В Казансков жен. мон-ре в с. Колюпаново находятся мощи св. блж. Евфросиньи Колюпановской и святой колодец блаженной. Монастыри В 2018 г. в Б. и А. е. было 4 монастыря (3 мужских и 1 женский): Белёвский в честь Преображения Господня мужской монастырь (основан ок. 1525 г., в 1921 г. закрыт, в 2008 г. возобновлен, в 2010 г. переименован в Спасо-Преображенский-Крестовоздвиженский муж. монастырь в связи с включением в его состав комплекса зданий бывшего Крестовоздвиженского жен. мон-ря; Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь основан в XVI в., в 1764 г. упразднен, в 1776 г. возобновлен, в 1921 г. закрыт, в 1991 г. открыт); Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь в с. Анастасове (основан в XVI в., в 1931 г. закрыт,в 2002 г. возобновлен; Казанской иконы Божией Матери женский монастырь в с. Колюпанове (основан в 1995 г.). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 4. С. 6. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/385462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИСУРСКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Клисурски манастир], жен., во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, Видинской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 9 км от г. Берковица, в предгорьях Стара-Планины. Монастырь (первоначально был посвящен свт. Николаю Чудотворцу) возник ок. 1240 г. В XV в. был разорен турками и долго находился в запустении. В 1742 г. восстановлен, в 1789 г. вновь разрушен, но вскоре обновлен. В 1862 г., в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, по указу берковицкого паши Юсуфа храм был сожжен дотла, ок. 120 чел., монахов и мирян, замучены. В 1867 г. по благословению Софийского митр. Дорофея (Спасова) восстановление обители начал архим. Анфим (Дамянов), к-рый на личные средства приобретал для нее земельные участки (в кон. 80-х гг. XIX в. ей принадлежало 8,5 тыс. кв. м полей и 4 тыс. кв. м лесных угодий). В мон-ре архим. Анфим основал школу, мн. выпускники к-рой стали священнослужителями. В память о погроме 1862 г. новый храм в 1891 г. был освящен во имя слав. просветителей. В 2008 г. по благословению митр. Видинского Дометиана (Топузлиева) К. м. из мужского был преобразован в женский. В 2014 г. в нем проживают игумения мон. Таисия и 6 насельниц. В обители действует иконописная мастерская, иконописцы придерживаются традиции охридской иконописной школы. В монастыре создан музей церковной истории, большинство экспонатов к-рого посвящено служению Болгарского экзарха и митр. Видинского Анфима I (Чалыкова) и истории Видинской епархии. Большая 3-нефная крестово-купольная ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (1887-1890), увенчанная куполом на 8-гранном барабане, расположена в центре двора, образованного хозяйственными строениями. Она имеет украшенный портиком открытый притвор, к углам которого примыкают 2 колокольни. В храме находится резной иконостас работы Стойчо Фандакова, иконы письма Николая Образописова. В 1936-1937 гг. храм был расписан художниками Г. Богдановым и Г. Желязковым. В 1998 г. перестроена небольшая часовня во имя свт. Николая Чудотворца (1867). К. м. является 4-м по величине монастырем в Болгарии, объявлен памятником культуры. Лит.: Стойчев С. П. Историята на Клисурския манастир св. Кирил и Методий. Враца, 1913; Неофит (Караабов), митр. Видинска епархия: Историческо минало и съвременно състояние. София, 1924; Павел (Стефанов), архим. Клисурският манастир и неговият възстановител//Църковен вестн. София, 1990. Бр. 36. 4 окт. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841449.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010