Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Находился в Минске. Основан в 1872 г. как первоклассный необщежительный. Располагался в зданиях бывшего жен. бенедиктинского мон-ря, закрытого в 1871 г. К XIX в. в бенедиктинской обители находились 2-башенный костел (1633), обращенный алтарем на юг, и пристроенный к зап. стороне нартекса кляштор, представлявший собой небольшой корпус, а также хозяйственные постройки ( Слюнькова. 2002. С. 188). Указом Синода в М. м. были переведены сестры Свято-Троицкого мон-ря (упразднен в 1872) с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. и пинского Варваринского мон-ря. После 1872 г. башни костела были разобраны, к нему пристроена шатровая колокольня, над центральным нефом возведен барабан с большим куполом и 4 малыми куполами по бокам. 2 февр. 1874 г. в бывшем костеле был освящен престол в честь Преображения Господня с небольшим приделом на хорах во имя вмц. Варвары (1876). Иконостас для Преображенского собора пожертвовала настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игум. Мария (Давыдова; 1822-1889). В 1892-1899 гг. собор был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. 1899 г. освящен Минским и Туровским еп. Михаилом (Темнорусовым) . Среди чтимых святынь в храме находились копия Толгской иконы Божией Матери, присланная из Ярославля, и частица мощей (кость руки) вмц. Варвары. В М. м. помимо каменного корпуса, в к-ром проживали настоятельница и сестры, имелись 3 деревянных флигеля. К кон. XIX в. на месте обветшавшего флигеля был построен одноэтажный каменный трапезный корпус, в 1894 г. вместо деревянной ограды - каменная. После открытия М. м. возглавляла бывшая настоятельница пинского Варваринского мон-ря Назарета (Томашевская). С 1874 г. игуменией М. м. была Михаила (Максимова; † 1891), из дворян Тульской губ., постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря; с 1882 г.- Аполлинария (Сергеева), из дворян Тверской губ.; с 1884 г.- Елисавета (Шутеева; † 1891); с 1892 г.- Корнилия (Кубенская), из дворян Вологодской губ. До 80-х гг. XIX в. в М. м. сестры из Вольнянского монастыря конфликтовали с насельницами, переехавшими из Варваринской обители, из-за чего игумении Михаила и Аполлинария были вынуждены удалиться на покой. К нач. XX в. в мон-ре проживали 32 монахини и 62 послушницы, к 1908 г.- 20 монахинь и 50 послушниц. Насельницы занимались подготовкой к крещению и переходу в Православие из старообрядчества женщин; мон-рь бесплатно предоставлял им жилье и питание. При М. м. действовали детский приют и школа грамоты, в к-рой обучались 12 девочек на монастырском содержании. Обучение длилось 4 года. Богатая монастырская б-ка была открыта для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/2563288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в. Разрез. Гавит мон-ря Аствацнкал. XIII в. [арм. ], сооружение церковно-гражданского назначения перед входом в арм. храм, служившее местом для погребений (после запрета хоронить в церкви, согласно канону католикоса Саака Партева (387 или 388-425)), залами для монастырских и светских собраний, обучения и, возможно, проведения особых служб, т. к. в нек-рых были апсиды у вост. стены, а также алтарные возвышения (мон-ри Гегард , Кечарис). Г. приписывается в т. ч. функция помещения для оглашенных, однако в отличие от нартекса визант. церквей наличие Г. при арм. храмах не являлось обязательным и его нередко пристраивали позднее. Трехнефный гавит мон-ря Санаин. 1211 г. Трехнефный гавит мон-ря Санаин. 1211 г. Наиболее ранние из известных Г. являлись простыми сводчатыми залами перед церквами в мон-рях X в. (Ваанаванк, Гндеванк). Ок. 1038 г. был возведен 4-столпный Г. в мон-ре Оромос (см. ст. Армения ); такой тип стал основополагающим для архитектурных композиций XII-XIII вв., когда Г. строили почти во всех мон-рях. Обычно Г. имел площадь большую, чем церковь, но уступал ей по высоте. Пространство 4-столпного Г. было разделено приземистыми круглыми или гранеными столбами и системой арок на 9 почти равновеликих ячеек, перекрытия к-рых отличались разнообразием решений и богатством декора. Центральные (реже др. ячейки) были перекрыты шатрами в виде усеченной пирамиды или сомкнутого 8-гранного свода со световым фонарем. Грани шатра украшали рельефными изображениями крестов, рипид (Сагмосаванк), иногда сюжетными композициями (сцена прославления Бога и Церкви в Г. мон-ря Оромос). В нач. XIII в. распространение получили каменные «сталактитовые» шатры, набранные из ступенчато нависающих рядов скульптурных элементов. Угловые и боковые секции перекрытий Г. были плоскими или сводчатыми. Нек-рые части перекрытий раскрашивали белым и красным цветом. Снаружи объем Г. был решен посредством крупных плоскостей, не отражающих внутреннего деления. Гладкие стены включали редкие окна, но имели богато оформленные порталы, иногда высотой во всю стену ( Гандзасар , Нораванк). Над световым проемом в центре кровли помещалась ротонда на колонках. Иногда эти проемы и соответствующие им ротонды были широкими и служили звонницами (Ованаванк). В XIII-XIV вв. распространение получили 2-колонные и бесстолпные Г. со сводами на перекрещивающихся арках, сооружались отдельные образцы с сомкнутым сводом (Нораванк) и 3-нефные Г. ( Санаин ).

http://pravenc.ru/text/161231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАМАНД [араб.   , в лат. графике - Balamand; скорее всего от старофранц. Бельмон, Belmont - прекрасная гора, на что указывает др. вариант этого топонима Valmont,  ; греч. этимология, возводящая его к παλαι μνδρα - старый мон-рь, гораздо менее вероятна], правосл. муж. мон-рь Антиохийской Православной Церкви , основанный в Ливане, к юго-востоку от Триполи, на побережье Средиземного м. в нач. XVII в. на месте цистерцианского аббатства (сер. XII - кон. XIII в.). Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Вскоре после провала 2-го крестового похода Бернард Клервоский призвал монахов созданного им ордена цистерцианцев идти в Св. землю и молитвой наставлять крестоносцев на путь истинный. Во исполнение его воли 11 мая 1157 г. монахами аббатства Моримон был заложен храм Богоматери Бельмонской, вокруг к-рого сложилась цистерцианская обитель. Утверждения о том, что на этом месте существовал правосл. мон-рь, якобы захваченный крестоносцами, не имеют под собой серьезных оснований, но, вероятно, католич. монахи застали какие-то руины визант. построек. Хотя первоначальный план аббатства, возведенного между 1157 и 1169 гг., в основном следовал цистерцианским канонам, его центральное здание - храм, сохранившийся с незначительными изменениями,- довольно резко отступает от них как по своему расположению (в частности, из-за ориентации по оси северо-восток - юго-запад), так и по типу колокольни. Последняя представляет собой характерный образец провансальской готики. Ансамбль мон-ря сооружен из местного сорта твердого известняка малики, в орнаментах использован мрамор. Основу экономического благосостояния Бельмона составляло земледелие, поэтому значительная часть его построек была предназначена для сельскохозяйственных нужд. Процветанию обители способствовало покровительство, к-рое оказывали цистерцианцам имп. Фридрих I Барбаросса и Антиохийский лат. патриарх Петр II. Бельмонское аббатство редко упоминается в хрониках времен крестовых походов и в документах из архивов цистерцианцев. Известно, что оно подчинялось епископу Бейрута и поддерживало постоянные связи с др. цистерцианскими мон-рями Сирии и Кипра. С сер. XIII в. для обители наступили тяжелые годы. В 1269 г. Бельмон назван среди разрушенных арабами аббатств, монахи к-рых нашли приют в мон-ре Больё на Кипре. Возможно, после заключения десятилетнего мира с мамлюками в 1271 г. какая-то часть бельмонской братии вернулась на пепелище: в лат. надгробной надписи из Б. речь идет о 1280 и 1282 гг. Последнее упоминание о Бельмонском аббатстве восходит к 1287 г., однако к тому времени оно, вероятно, уже полностью обезлюдело. После взятия Триполи мамлюками в 1289 г. и не позже 1291 г. цистерцианская обитель Бельмон окончательно прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/77414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Красностокская икона Божией Матери. XVII–XVIII вв. (Свято-Крестовоздвиженсий собор Спасо-Евфросиниевского мон-ря) Красностокская икона Божией Матери. XVII–XVIII вв. (Свято-Крестовоздвиженсий собор Спасо-Евфросиниевского мон-ря) (Ружаностокская, Рожаностокская), (празд. 7 окт.), чудотворный образ, получивший название по месту обретения и пребывания в кон. XIX - нач. XX в. в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в урочище Красносток (до 1663 Кривосток) Сокольского у. Гродненской губ. (ныне дер. Ружанысток (рус. Красносток) Подлясского воеводства, Польша). Т. к. икона почитается православными и католиками, реконструкция ее ранней истории имеет неск. версий. Правосл. историография связывает К. и. с кн. Урусовым, воевавшим в Литве в XVI в.; в качестве протографа указывается закрывающийся складень ([ Орловский.] 1901. С. 15). Икона являлась родовой святыней Урусовых, переданной по женской линии семье Тышкевичей; у себя Урусовы сохранили копию древнего образа ( Семеняко. 1908. С. 6, 7). Однако, согласно генеалогии Урусовых, начало роду было положено только в 1615 г., когда Касим-мурза из ногайских князей принял крещение с именем Андрей. Вероятно, в преданиях отражены более поздние события русско-польск. войны 1653-1667 гг., когда воевода царя Алексея Михайловича кн. Семен Андреевич Урусов (ок. 1610-1657) в нояб. 1655 г. сражался с войсками Великого княжества Литовского на западе Белоруссии. Историк Православия на Подляшье свящ. Григорий Сосна полагает, что чтимый образ Божией Матери, списки которого известны в неск. храмах этого региона, существовал уже в нач. XVII в. в каменной церкви, построенной в Кривостоке в сер. XVI в. Хрептовичами. От этого образа иконографически могла происходить чудотворная К. и. из дома Тышкевича, написанная на кипарисовой доске и вставленная в 2-створчатый «походный складень». Она упоминается впервые при передаче Красностокского храма православным. Эту икону жена Тышкевича Евфросиния «благословила брать мужу в военный поход» ( Sosna. 2001. S. 247). В доме же осталась др. К. и., написанная по заказу Евфросинии в Гродно (возможно, худож. Иоганном Шреттером), вскоре проявившая чудесные свойства.

http://pravenc.ru/text/2458961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. [греч. Ιερ Μον Αϒου Ιεροθου], жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара. Основан в XI в. как муж. мон-рь. Возможно, его основателем был прп. Мелетий Киферонский, о котором известно, что он построил неск. мон-рей в окрестностях горы Киферон. В небольшом крестово-купольном монастырском соборе (кафоликоне), освященном в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Иерофея , еп. Афинского, сохранились сильно закопченные фрагменты росписей в куполе («Небесная литургия»), барабане (8 пророков), парусах (4 евангелиста), апсиде (Пресвятая Богородица с Младенцем на троне и поклоняющимися архангелами), своде вимы («Вознесение Господне») и в верхней части сев. стены («Благовещение»). В 1978 г. были расчищены фрески купола, к-рые исследователи датировали кон. XII в. В центре композиции «Небесная литургия» представлен Христос Пантократор, восседающий на троне. Вокруг размещены 4 медальона с изображениями Этимасии, Пресв. Богородицы и 2 ангелов. По сторонам Этимасии и Богоматери представлены коленопреклоненными 2 пары архангелов. Эта композиция получила распространение в визант. монументальной живописи с XII в., фреска в И. м. является одним из ранних примеров. Стиль росписи И. м. близок к классицизирующему направлению позднекомниновского искусства. Отсутствие бурной динамики и напряженности отличает эти фрески от большинства произведений монументальной живописи данного периода в Греции и славянских землях. Для росписей И. м. характерны спокойные движения фигур, правильные благородные черты лиц, плавная пластическая моделировка объемов в сочетании с изящной декоративной стилизацией рисунка. В качестве аналогий можно указать ряд пелопоннесских памятников этого периода, таких как росписи церквей Евангелистрии в Ераки (см. Гераки ), Живоносного Источника разрушенного мон-ря Самарина близ Андрусы, Епископи на п-ове Мани (все кон. XII в.), а также росписи «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1182-1183) и в Аракос Панагии церкви (1192) близ Лагудеры на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРИМЕДОНТ Доримедонт (Чекан), еп. Единецкий и Бричанский. Фотография. 1998 г. Доримедонт (Чекан), еп. Единецкий и Бричанский. Фотография. 1998 г. (Чекан Николай Федорович; 4.03.1961, с. Петруня Глодянского р-на, Молдавия - 31.12.2006, Вена), еп. Единецкий и Бричанский. После окончания средней школы в 1978 г. проходил службу в рядах Советской Армии (1979-1981). В 1983 г. поступил в Московскую ДС. В 1986 г. принят послушником в число братии Троице-Сергиевой лавры. 7 дек. 1986 г. в Троицком соборе лавры наместником архим. Алексием (Кутеповым , ныне архиепископ) пострижен в монашество. 6 янв. 1987 г. в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира архиеп. Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона. В 1987 г. окончил ДС и поступил в МДА. 27 дек. 1987 г. митр. Серапионом рукоположен во иерея в Феодоро-Тироновском кафедральном соборе г. Кишинёва. 25 сент. 1990 г. назначен наместником вновь открывшегося Новонямецкого в честь Вознесения Господня муж. мон-ря в с. Кицкань в Молдавии. 18 окт. 1990 г. в Свято-Успенском кафедральном соборе мон-ря еп. Бендеровским Викентием (Морарем) возведен в сан игумена. В мон-ре при Д. были восстановлены летний Вознесенский собор, церкви Крестовоздвиженская, зимняя Успенская, свт. Николая Чудотворца и колокольня, приведены в порядок монашеские кельи. В 1990 г. на территории мон-ря открылось ДУ, получившее в 1991 г. статус Кишинёвской ДС. Около мон-ря были устроены скиты во имя св. мучеников Викентия и Доримедонта (1993), вмч. Георгия Победоносца (1994), началось строительство ц. во имя прп. Паисия Величковского и часовни в честь Новонямецкой иконы Божией Матери. 30 мая 1991 г. Д. заочно окончил МДА. 8 янв. 1993 г. возведен в сан архимандрита. 3 июня 1993 г. удостоен степени канд. богословия за соч. «Монастыри и монашеская жизнь Русского Православия в XIII-XIV вв.». 28 нояб. 1994 г. награжден правом ношения 2-го креста с украшениями. 29 янв. 1995 г. митр. Кишинёвским и всея Молдовы Владимиром (Кантаряном) назначен проректором Кишинёвской ДС. С 1996 г. член Богословской комиссии при Свящ. Синоде РПЦ. С 28 мая 1997 г. председатель департамента митрополии по религ. образованию и катехизации.

http://pravenc.ru/text/180231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Клементьевский Иван Андреевич; февр. 1753, с. Клементьево Ковровского у. Владимирской губ.- 24.04.1818, С.-Петербург), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский. Род. в семье священника Спасской ц. Андрея Михайлова (с 1760 служил и скончался в Москве). Буд. архиерей получил фамилию по месту служения своего отца. Обучался во Владимирской ДС и МДА, по окончании к-рой был оставлен учителем евр. и греч. языков. В 1774 г. Иван Клементьевский был пострижен в монашество с именем Ириней. С 12 сент. 1776 г. игумен московского Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , преподаватель евр. языка и префект Перервинской ДС. При И. в обители закончилась надстройка этажа над кельями для школы и семинаристов, в 1777 г. усердием московского купца И. И. Мялицына восстановлены росписи в Николаевской ц., в 1778 г. между «патриаршими» и настоятельскими кельями построены 2-этажные каменные покои над погребами, перелит большой колокол, в 1779 г. возобновлен иконостас Николаевской ц., в 1780 г. надстроена монастырская стена, в 1781 г. оборудованы кельи, в 1782 г. вызолочены главы на Николаевской и Толгской церквах, возведена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, построена конюшня с каретным сараем. В сент. 1782 г. И. был назначен настоятелем московского Крестовоздвиженского мон-ря и академическим проповедником, 9 дек. 1783 г.- игуменом московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря . 25 дек. 1784 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мон-ря близ Ростова, префектом и «профессором богословского учения» Ярославской ДС и присутствующим в духовной консистории. В ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мон-ре И. публично читал проповеди-лекции, толковал послания ап. Павла к римлянам и к евреям. Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Гравюра В. Громова. Нач. XIX в. (ГИМ) Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Гравюра В. Громова. Нач. XIX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/674015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Балабанов Игорь Анатольевич; род. 31.01.1954, г. Кашира Московской обл.), митр. Улан-Удэнский и Бурятский, глава Бурятской митрополии. Из семьи рабочих. С раннего детства посещал каширский храм во имя святых Флора и Лавра. Получал духовные наставления от псаломщицы храма мон. Ангелины (Травиной; впосл. игумения), читал на клиросе. После окончания средней школы проходил службу в армии, где не скрывал своих христ. убеждений. Демобилизовавшись, поступил в 1975 г. в Московскую ДС. За хорошую успеваемость был переведен из 1-го класса сразу в 3-й. В 1978 г. окончил семинарию по 1-му разряду и без вступительных экзаменов был принят в МДА. 5 марта 1979 г. в крестовой церкви Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря Крутицким и Коломенским митр. Ювеналием (Поярковым) пострижен в монашество с именем Иосиф в честь св. прав. праотца Иосифа Прекрасного. 9 марта того же года митр. Ювеналием рукоположен во диакона. 26 июля назначен штатным диаконом к Успенскому храму Новодевичьего мон-ря. Иосиф (Балабанов), еп. Биробиджанский и Кульдурский. Фотография. 2010 г. Иосиф (Балабанов), еп. Биробиджанский и Кульдурский. Фотография. 2010 г. 23 апр. 1981 г. митр. Ювеналием рукоположен во иерея. 30 сент. 1982 г. назначен священником в Ильинский храм Серпухова Московской обл. С 13 июля 1983 г. благочинный церквей Серпуховского благочиннического округа. 19 марта 1984 г. назначен настоятелем Ильинского храма. Организовал капитальный ремонт храма, под рук. И. при церкви был построен новый, 2-этажный дом. 22 нояб. 1987 г. возведен в сан архимандрита. Участник Поместного Собора РПЦ 1990 г. И. много сделал для возрождения церковной жизни в Серпуховском, Чеховском и Наро-Фоминском районах Московской обл., готовил священнослужителей к принятию сана, открывал новые храмы и занимался возобновлением богослужения в бывших закрытых церквах. Способствовал передаче Московской епархии комплекса Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 25 марта 1991 г. назначен настоятелем Высоцкого серпуховского мон-ря с правом совершения богослужения с жезлом. Под рук. И. в возрожденной древней обители были восстановлены Покровская, Сергиевская, Никольская и Трехсвятительская церкви, настоятельский и братский корпуса, устроены муж. и жен. гостиницы. В мон-ре стараниями И. возобновилось почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . В 1996 г. И. был удостоен права совершения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами.

http://pravenc.ru/text/578491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Княгиницкий Иван, в постриге в малую схиму Иезекииль; ок. 1550, Тысменица (совр. Ивано-Франковская обл., Украина) - 29.12. 1621, Манявский Крестовоздвиженский мон-рь (совр. Ивано-Франковская обл.)), прп. (пам. 29 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Манявский. Биография Основным источником сведений об И. является соч. «Житие и жизнь преподобного отца нашего Иова, и о сконьчании его, и о составлении святыя обители Скитския, вкратце списано», составленное современником и почитателем святого иером. Угорницкого Михайловского мон-ря Игнатием из Любартова (по-видимому, из мест. Любар (Любартов), ныне поселок городского типа в Житомирской обл., Украина). Некоторые исследователи отождествляют автора жизнеописания И. с игум. тригорского в честь Преображения Господня монастыря Игнатием (Симоновичем), участвовавшим в Киевском Соборе 13-16 авг. 1628 г., на к-ром разбирались униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Сочинение Игнатия из Любартова (вместе со списками «Завета духовного» и «Регулы», в создании к-рых, по всей видимости, принимал участие И.) было обнаружено А. С. Петрушевичем в кон. 50-х гг. XIX в. в архиве базилианского Подгорецкого Благовещенского мон-ря. А. А. Титову были известны еще 2 списка Жития И.: в собраниях И. А. Вахромеева и С. Т. Большакова (История Манявского скита с его основания до закрытия: (1611-1785 гг.)/Пер., авт. вступ. ст.: А. А. Титов. М., 1907 [оттиск из: ДЧ. 1907. 6-9]). Собор Галицких святых. Икона. 2001 г. (Георгиевская ц. во Львове) Собор Галицких святых. Икона. 2001 г. (Георгиевская ц. во Львове) В Житии И. сообщается, что он род. «от благородных родителей, в богатстве доволних суще». Род земян Княгиницких (земяне - мелкопоместные землевладельцы, владевшие землей при условии несения воинской службы), как считается, происходил из с. Княгинин близ Тысменицы. По мнению прот. Феодора Титова , родственниками И. были влиятельные галицкие шляхтичи Балабаны ( Титов. 1906. Т. 7. Стб. 220). Святой получил начальное образование в школе при Уневском Успенском муж. мон-ре (в совр. с. Унев Перемышлянского р-на Львовской обл.), позже учился в Острожском коллегиуме (с 1580 академия), куда поступил «для совершеннейших наук». По окончании коллегиума преподавал в нем и одновременно проходил службу при дворе старосты Петра Смединского, одного из близких сподвижников кн. Константина Константиновича Острожского. И. Княгиницкий пользовался благосклонностью Смединского и кн. Константина, для сына последнего - Александра - Княгиницкий переписал Псалтирь.

http://pravenc.ru/text/578152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской епархии Тверской и Кашинской митрополии), находится в дер. Николо-Малица Калининского р-на Тверской обл. на юго-зап. окраине г. Твери. Наименование происходит от названия протекающей рядом с обителью р. Малица. Основными источниками сведений по истории М. м. являются документы монастырского архива (ГА Тверской обл. Ф. 184, 1674-1919 гг.) и описания обители XIX в. (Ист. записка. 1855; Феофилакт (Виноградский). 1859). XVI в.- 1917 г. В XIX-XX вв. считалось, что М. м. основан при царе Феодоре Иоанновиче (1584-1598), о чем в челобитной к царю Михаилу Феодоровичу Романову 1615 г. упоминал строитель Феодосий: «...при Государе Царе... Феодоре Иоанновиче... устроилось наше богомолье Малицкая пустыня» (ГА Тверской обл. Ф. 184. Оп. 2. Д. 38, Л. 3). Но материалы дозорной книги 1551-1554 гг. позволяют утверждать, что М. м. существовал уже в сер. XVI в. Здесь упоминается «монастырек Никола Чудотворец на Ноугородцкой дорозе» (Писцовые мат-лы Тверского у. 2005. С. 273). Монастырь был построен на землях царя и великого князя. М. м. избежал разорения в Смутное время и при литовско-польской интервенции 1604-1610 гг. и даже укрепился после пожалования ему земель запустевших обителей. В 1613 г. к владениям М. м. были причислены земли разоренных тверских обителей: Крестовоздвиженского муж. монастыря и пустоши Мытицкого Николаевского монастыря. Первоначально в М. м. был построен деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца (или 2 храма), сгоревший в 1675 г. при игум. Иоиле. На пепелище была обретена икона свт. Николая Чудотворца с неповрежденным ликом и опаленной оборотной стороной. Малицкий мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Малицкий мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. В 1676 г. на средства царского стольника Г. Д. Овцына, имение которого находилось в с. Ивановское (Овцыных) Тверского у. (ныне дер. Ивановское Калининского р-на Тверской обл.), был возведен каменный 2-столпный 5-главый собор во имя Всемилостивого Спаса с 2 теплыми пределами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Собор, к-рый строила артель ярославских каменщиков под рук. Никиты Белоглаза, был возведен к окт. 1676 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638. Оп. 1. Д. 12. Л. 51, 52, 52 об.). Одновременно в обители были поставлены шатровая колокольня, настоятельский корпус, братские кельи и службы, ограда. В мон-ре хранилась картина, датированная 20 апр. 1677 г., на которой с южной стороны видны каменные часовня и св. врата ( Феофилакт (Виноградский). 1859. C. 23).

http://pravenc.ru/text/2561730.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010