Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 20.02.1826, с. В. Скворчье Новосильского у. Тульской губ.- 7.06. 1900, Киев), свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых), митр. Киевский и Галицкий. Род. в семье бедного сельского диак. Максима Ивановича Руднева. Впосл. отец И. принял от сына-епископа постриг с именем Макарий и в сане иеромонаха служил в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома; в 1871 г. погребен в склепе под алтарем Преображенского собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) саратовского Преображенского мон-ря. Родной брат И. свящ. П. М. Руднев служил в храмах Саратова, в т. ч. к 1878 г. в Воскресенской кладбищенской ц. По воспоминаниям И., годы детства и отрочества «были наполнены многих нужд и лишений», поэтому впосл. «во всех местах архипастырского своего служения» он «со свойственною ему энергией старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта» (50-летний юбилей. 1900. С. 3-4; Заслуги преосв. Иоанникия. 1878). Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) С 1835 по 1839 г. обучался в Новосильском ДУ, располагавшемся при Свято-Духовском мон-ре. Во 2-м классе Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья. 25 дек. 1837 г. мать мальчика скончалась. Иван очень тяжело переживал утрату. Впосл., уже будучи Киевским митрополитом, И. на личные средства построил и в 1894 г. освятил 6-престольный храм над ее могилой, выделив на вечное поминовение родных и на ремонт храма 10 тыс. р. неприкосновенного капитала. С 1839 по 1845 г. обучался в Тульской ДС. Проявил «блестящие успехи» в учебе и, еще находясь в среднем отд-нии семинарии, был приглашен инспектором обучать его детей; в высшем отд-нии давал уроки в младших классах за отсутствующих учителей. За год до окончания полного курса семинарии, как лучший ученик, был определен в КДА.

http://pravenc.ru/text/577942.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 нояб.), происходит из афонского Свято-Андреевского скита; прославилась многочисленными чудесами. Икона (не сохр.) представляла собой створчатый складень размером 40 ´ 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей архидиак. Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы» (Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»//Наставления и утешения св. веры христианской. 1898. 12. С. 1108). Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» По преданию, икона принадлежала свт. Афанасию III Пателларию , патриарху К-польскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском мон-ре. В день открытия Андреевского скита (22 окт. 1849) митр. Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В авг. 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в С.-Петербург иером. Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В нояб. он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игум. Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

http://pravenc.ru/text/155570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IX Григорий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1145 или 1147, Ананьи - 22.08.1241, Рим; до избрания папой - Уголино ди Сеньи), папа Римский (с 19 марта 1227). Происходил из графского рода. Получив образование в Парижском и Болонском ун-тах, стал регулярным каноником ц. Санта-Мария ди Рено, затем папским капелланом и аудитором Rota Romana. В дек. 1198 г., с восшествием на Папский престол родственника Уголино папы Иннокентия III , возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евстахия, был также архипресвитером собора св. Петра в Риме. В 1206 г. возведен в достоинство кардинала-епископа Остии и Веллетри. Являясь ближайшим помощником папы Иннокентия III, выполнил ряд важных дипломатических миссий: в 1207 и 1209 гг. был направлен папским легатом в Германию к претендентам на имп. престол Отто IV из дома Вельфов и Филиппу Швабскому, сыну имп. Фридриха I Барбароссы . После смерти папы Иннокентия III при поддержке кард. Уголино новым папой был избран Гонорий III , при к-ром он также выполнял роль легата в Пизе, в Генуе, в Лукке и в Вольтерре (1217), во Флоренции, в Болонье и в ломбардских городах (1218 и 1221), где добивался поддержки нового крестового похода итал. городами и заключения мира между коммунами: Пизой и Генуей в 1217 г., Миланом и Кремоной в 1218 г., Болоньей и Пистоей в 1219 г. С 1219 г. декан коллегии кардиналов. Григорий IX передает на хранение декреталии. Худож. Рафаэль. Роспись Станца делла Сеньятура. 1511 г. Григорий IX передает на хранение декреталии. Худож. Рафаэль. Роспись Станца делла Сеньятура. 1511 г. После смерти папы Гонория III 19 марта 1227 г. на Папский престол был избран кард. Конрад, однако он отказался от тиары в пользу кард. Уголино. Выборы нового папы проходили в рим. мон-ре св. Григория, в честь к-рого кард. Уголино принял имя Григорий. Интронизация Г. состоялась 21 марта в Латеранской базилике, коронация - 11 апр. в рим. базилике Санта-Мария Маджоре.

http://pravenc.ru/text/Григорий IX.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [груз. ] (Амилахвари; ок. 1705 - 9.07.1774, Москва), митр. Тбилисский (1740-1774) Грузинской Православной Церкви, типографист и дипломат. Сын груз. кн. Автандила Амилахвари, игравшего важную роль в общественно-политической жизни Грузии XVIII в. В юности подвизался в мон-ре Шиомгвиме , был приверженцем политики картлийского царя Вахтанга VI, избравшего рус. ориентацию. В 1724 г. А. вместе со своим братом Вахтангом покинул Грузию, сопровождая царя Вахтанга VI по пути в Россию. В том же году в Астрахани принял монашеский постриг и там же был возведен в сан архимандрита. В 1733 г. А. вернулся на родину и был хиротонисан во епископа на Руисскую кафедру. В мае 1740 г. Католикосом-Патриархом Доментием IV (Багратиони) возведен в сан митрополита, 7 июля того же года переведен на Тбилисскую кафедру. В кон. мая 1752 г. правившими сообща царями Картли Теймуразом II и Кахети Ираклием II с дипломатической миссией посла Симона Макашвили А. был направлен ко двору российской императрицы Елизаветы Петровны . В 1755 г. был отозван обратно, но, приняв российское подданство, не вернулся в Грузию, а поселился в Крестовоздвиженском мон-ре в Москве. А., пользовавшийся высоким авторитетом среди русского духовенства, был зачислен в штат Святейшего Синода РПЦ с правом совершения богослужений в храмах Московского Кремля. Сохраняя тесную связь с груз. общиной, А. внес существенный вклад в углубление русско-груз. культурных связей. С его именем связано начало груз. книгопечатания в Москве. В 1761 г., получив разрешение Святейшего Синода, А. с помощью груз. царевича Александра Бакаревича учредил в Москве типографию при Крестовоздвиженском мон-ре, где печатались церковные и богословские книги на груз. языке. В 1762-1764 гг. большим тиражом в свет вышли Праздничная Минея, груз. азбука, книга Псалмов, с разрешения Святейшего Синода отправленные в Грузию. А. первым ввел показатель тиража на печатных книгах. Перед смертью А. разделил свое имущество между груз. царем Ираклием II и груз. мон-рем Св. Креста в Иерусалиме. Погребен в Донском мон-ре в Москве. Ист.: . . , 1924. Т. 5. Лит.: . , 1629-1929. , 1929. С. 82-85; . (1752-1754)// . , 1952. 6. С. 85-177; . // . , 1979. 10. С. 20-22; . XIX . . , 1983. С. I-II. М. Сургуладзе, Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/76878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАСЛЕЙОС [Василий; эфиоп.  ] (1892, мест. Эмодель, р-н Мида, пров. Шоа, Эфиопия - 1971), первый Патриарх Эфиопской Церкви (1959-1971). Его отец, свящ. Вольде Цадык Соломон, и мать, Валатта Марьям, принадлежали к старинному роду местных землевладельцев. При рождении ему было дано имя Габра Гийоргис (букв.- раб Георгия). Он рано выучился грамоте в приходской школе своего отца и в 1902 г. ушел в мон-рь Дэбрэ-Либанос , где учился у знаменитого наставника Габра Иясуса (букв.- раб Иисуса) искусству составлять духовные стихи, импровизируемые во время службы, и богословию, у наставника Габра Хейвота изучал гимнологию. 30 авг. 1913 г. он принял постриг в этом мон-ре, в 1915 г. был рукоположен в Аддис-Абебе митр. Матевосом в сан иерея. Габра Гийоргис вернулся в Дэбрэ-Либанос, затем подвизался в мон-ре Ваша-Микаэль, а потом перешел в небольшой мон-рь на горе Мэннагэша, где сам начал преподавать богословие. В 1919 г. он был назначен имп. Заудиту игуменом этого мон-ря, а митр. Матевос поставил его в архимандрита (  ). Там он подвизался 13 лет, в 1932 г. Габра Гийоргис был назначен имп. Хайле Селассие I настоятелем придворной ц. св. Гавриила, но он просил отпустить его обратно в свой горный мон-рь. Однако император желал использовать способности Габра Гийоргиса и в 1933 г. назначил его главным архимандритом эфиоп. мон-рей в Иерусалиме, поставив ему задачу возвратить Эфиопской Церкви места, связанные с храмом св. Гроба Господня, утвержденные за ней еще султаном Салах ад-Дином во времена крестовых походов. В 1935 г. император призвал его на родину и назначил эччеге - главным архимандритом Дэбрэ-Либаносской лавры и всех мон-рей ее устава, 59-м настоятелем после ее основателя Такла Хайманота . Когда в окт. 1935 г. Италия напала на Эфиопию, эччеге Габра Гийоргис в своем обращении к народу призвал всех на войну с захватчиками. 2 мая 1936 г. вместе с императором он покинул Аддис-Абебу и удалился в изгнание в Англию, с ним же вернулся в Эфиопию после разгрома итал. войск и снова стал выполнять обязанности эччеге. Благодаря настойчивым усилиям имп. Хайле Селассие I в 1948 г. было достигнуто соглашение с Александрийским Патриархатом о полной автономии Эфиопской Церкви. В 1950 г. эччеге Габра Гийоргис стал 1-м эфиоп. архиеп. В 1959 г. он был избран Патриархом Эфиопской Церкви, к-рая стала автокефальной. Между Патриархом, получившим имя Б., и имп. Хайле Селассие I сохранялось полное согласие. Когда в дек. 1961 г. военные предприняли попытку гос. переворота, Б. в своем обращении к народу обвинил заговорщиков в предательстве интересов родины и измене присяге и призвал народ сохранять верность императору, что в немалой степени способствовало быстрому подавлению мятежа. В конце жизни Б. страдал от тяжелой болезни. Погребен в мон-ре Дэбрэ-Либанос. Лит.:                                   С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДА [Ида Булонская, Арденнская; лат. Ida; франц. Ide] († 1113), блж. католич. Церкви (пам. зап. 13 апр.), мать Готфрида Бульонского , одного из предводителей 1-го крестового похода и основателя Иерусалимского королевства , и Балдуина I , кор. Иерусалима. Краткое анонимное Житие И. было составлено через 20 лет после ее смерти в мон-ре Сен-Мишель-дю-Ва (Ле-Ва, близ Булони, ныне Булонь-сюр-Мер). Вероятно, агиограф опирался на свидетельства тех, кто знали И. при жизни. Род. после 1040 г. Дочь герц. Н. Лотарингии Готфрида Бородатого, представителя Арденнского дома и потомка династии Каролингов, и Воды (Доды), принадлежавшей к местной лотарингской знати. Образование и воспитание получила в мон-ре Мюнстербилзен (ныне в черте г. Билзена, Бельгия). В 17 лет вышла замуж за гр. Булонского Евстахия II, от к-рого имела 3 сыновей - буд. гр. Евстахия III, Готфрида и Балдуина. Была известна как благодетельница ряда мон-рей во Фландрии, в т. ч. аббатства Сен-Бертен. После смерти супруга (1087) получив в распоряжение крупные материальные средства, И. основала мон-рь Сен-Вюльмер в Булони, приорат Ле-Ва и бенедиктинский мон-рь клюнийского типа Нотр-Дам-де-ла-Капель близ г. Кале. Состояла в дружеских отношениях с нек-рыми деятелями клюнийской реформы и видными богословами своего времени, переписывалась с архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Почиталась как святая еще при жизни. После кончины право захоронить И. в своих стенах оспаривали мон-рь Сен-Вюльмер и ц. Богоматери в Булони, восстановленная благодаря ее стараниям. В соответствии с предсмертным распоряжением похоронена в приорате Ле-Ва. В Житии содержатся сведения о чудесах у гробницы И., однако ее почитание долгое время оставалось локальным. В 1669 г. ее мощи были открыты и перенесены в Париж, в мон-рь бенедиктинской конгрегации Вечного поклонения Св. Дарам. В период Французской революции 1789-1799 гг. мощи И. хранились у частных лиц. В 1808 г. их почитание было возобновлено, святыня хранится в бенедиктинском мон-ре Св. Троицы в г. Байё. Ист.: BHL, N 4141-4142; ActaSS. Apr. T. 2. P. 139-105; Anselmus Cantuarinensis. Ep. 18, 56, 58//PL. 159. Col. 43-44, 90, 92. Лит.: Ducatel F. Vie de S. Ide de Lorraine, comtesse de Boulogne. [Arras], 1900; Van Doren R. Ida//BiblSS. Vol. 7. Col. 636-637; Aubert R. Ide de Boulogne//DHGE. T. 25. Col. 644-646; Ide de Lorraine, comtesse de Boulogne: Une Vie sainte en des temps difficiles (1040-1113). Bayeux, 1978; Dickès J.-P. S. Ide de Boulogne. Versailles, 2004. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/293535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Анапавса в Метеорах. Нач. XVI в [греч. Αναπαυσ], муж. мон-рь во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви). Мон-рь расположен на скале высотой 85 м недалеко от с. Кастраки, в 5 км от г. Каламбака. Название А. происходит либо от имени одного из ктиторов, Никанора Анапавса, либо от греч. слова «νπαυση» (успокоение, отдых). Самое раннее письменное упоминание о мон-ре встречается в житии прп. Афанасия Метеорского (XIV в.). Соборный храм (кафоликон), освященный в честь свт. Николая, был сооружен в XIII-XIV вв. Новая ц. свт. Николая, как следует из надписи над входом из нартекса в храм, была построена в нач. XVI в. Дионисием, митр. Ларисским († 1510), и иером. Никанором, экзархом Стагонским. Крестово-купольный храм в том же веке был расписан на средства иеродиак. Киприана выдающимся живописцем критской школы Феофаном Критским . Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. В нартексе на сев. стене изображена сцена Второго Пришествия, на зап.- успение прп. Ефрема Сирина и Адам, дающий имена животным. На др. стенах представлены святые, преподобные, успение свт. Николая и сцены чудес Христовых, а также ктиторы: Дионисий Ларисский и Никанор Стагонский рядом с Богородицей и прп. Афанасием Метеорским. На территории мон-ря находятся также храмы прп. Антония Великого и Иоанна Предтечи, трапезная, кельи. Пришедший в упадок после XVI в. мон-рь долгое время оставался закрытым. С 1960 г. начались работы по расчистке фресок. В 1969 г. вновь зазвонили колокола на монастырской звоннице; в 1972 г. открыт храм свт. Николая, где совершается Божественная литургия. В 2000 г. в мон-ре подвизался 1 монах, игумен архим. Поликарп (Венетис). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 538; Νικοννος Ν. Μετωρα. Αθναι, 1992. Σ. 60-65, 102-111; Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 202-205; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 107; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 31-33. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/114772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Успения пресв. Богородицы мон-ря Вэратек. 1808-1812 гг. Вэрáтек [румын. Vratec], жен. мон-рь с главным храмом в честь Успения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви. Расположен в холмистой местности вблизи с. Пояна-Вэратек, в 12 км к юго-западу от г. Тыргу-Нямц (жудец Нямц). Основан в кон. XVIII в. мон. Олимпиадой (мирское имя Бэлаша), дочерью приходского священника ц. свт. Николая в г. Яссы. Наставником Олимпиады, до принятия монашеской схимы подвизавшейся в скиту Тополица, был прп. Паисий (Величковский) . Румын. историк Н. Йорга называет прп. Паисия ктитором мон-ря. Строительство деревянной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы началось в июне 1785 г. Через 2 года В. объединили со скитом Тополица, в нач. XIX в. в него перешли монахини из скита Дурэу. По указу митр. Вениамина (Костаки) от 10 июля 1803 г., подписанному боярами господарского совета, В. объединили с мон-рем мон-рем Агапия , открыли общеобразовательные школы и мастерские по пошиву церковных облачений. В 1811 г. там было 273 монахини. Каменная ц. Успения Богородицы, к-рую построили и освятили в 1812 г. при настоятельнице Назарии, двуглавая, с вытянутыми цилиндрическими барабанами куполов, прямоугольная в плане, с полукруглой апсидой; строгие, лишенные декора стены поддерживают 4 небольших контрфорса. Церковь расписали к 1841 г., вторично в 1882 г. В 1-й пол. XIX в. вокруг монастырских строений возвели мощные стены, над въездными вратами - двухъярусную башню-колокольню с часовней свт. Николая Чудотворца, построили трапезную и кельи, в 1817 г. на монастырском кладбище поставили деревянную ц. св. Иоанна Предтечи (с 1877 каменная). В 1839 г. В. стал самостоятельным мон-рем, отделившись от Агапии. В 1845-1847 гг. на территории мон-ря возвели Преображенскую ц. Для музея церковного искусства, расположенного в мон-ре, в 60-х гг. XX в. построили отдельные помещения. Его собрание составляют коллекции икон XVI-XVII вв., монастырского шитья, богослужебных книг, крестов. В 1962-1971 гг. в В. были проведены капитальные реставрационные работы. В 2002 г. в мон-ре проживали 504 насельницы. Лит.: Chiper-Dinograncea Gh. Mnstirea Vratec//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1958. 7/8; Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974; Ioanichie (B lan), ierom. Vetre de sihstrie româneasc. Bucureti, 1982. Свящ. Ион Викован Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЧАИРСКИЙ В ЧЕСТЬ ЖИВОНОСНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор Св. Живоносного Креста Господня. Нач. XXI в. Собор Св. Живоносного Креста Господня. Нач. XXI в. (Омской и Тарской епархии), в с. Ачаир на берегу Иртыша. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. на месте разоренного в кон. 20-х гг. XX в. Михаило-Архангельского жен. мон-ря. Место для строительства храма во имя арх. Михаила на земле ачаирского казака М. Бубенного освятил 8 сент. 1905 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский . В 1907 г. собравшаяся при храме жен. община была преобразована в общежительный Михаило-Архангельский мон-рь, обустройство к-рого осуществлялось на средства местного казачества, фонда по строительству Транссибирской магистрали и фонда имп. Александра III . В обители почиталась подаренная сщмч. Андроником (Никольским) икона прп. Евфросинии Полоцкой с частицами мощей святых. Насельницы занимались рукоделием, выращивали хлеб и овощи, имели коров, овец, лошадей. В годы гражданской войны в мон-ре находился лазарет. В кон. 20-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, имущество конфисковано, храмы разрушены. В 1937-1953 гг. на территории обители находился концлагерь, в к-ром было замучено ок. 200 тыс. чел. (в т. ч. священнослужители и монахи). Церковь во имя Иоанна Предтечи «на водах». Нач. XXI в. Церковь во имя Иоанна Предтечи «на водах». Нач. XXI в. 26 окт. 1992 г. на месте массовых захоронений заключенных был установлен памятный крест. Архиеп. Омский Феодосий (Процюк) отслужил здесь первую панихиду и совершил чин освящения земли для строительства жен. мон-ря. В сент. 1993 г. А. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Он освятил целебный источник близ мон-ря, забивший в 1993 г. Источник называют в народе святым, он широко известен на юге Зап. Сибири, в Казахстане и др. регионах. К 2002 г. в обители воздвигнуто неск. храмов: надвратная ц. во имя св. Анастасии Узорешительницы; девятикупольный собор с нижним храмом в честь Св. Живоносного Креста Господня («Сибирская Голгофа»), верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы; пятикупольная ц. во имя вмч. Димитрия Солунского; деревянный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с нижней ц. во имя Омского архиеп. сщмч. Сильвестра (Ольшевского) ; ц. во имя Иоанна Предтечи «на водах» с муж. и жен. купелями для Крещения; храм свт. Феодосия Черниговского в архиерейских покоях. В А. м. построены также 2 часовни: во имя свт. Феодосия Черниговского и св. равноап. Константина, а также звонница, архиерейские покои, монашеский и гостиничный корпуса, трапезная на 80 мест; имеется подсобное хозяйство. С зап. стороны от собора предполагается строительство пятиярусной колокольни. В Димитриевском храме мон-ря каждую субботу совершаются архиерейские богослужения. В мон-ре 9 сестер, настоятельница - игум. Вера (Бирюкова). Лит.: Ачаирский Крестовый мон-рь. Омск, 2000. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ОРМИЛИИ МОНАСТЫРЬ [греч. Εαγγελισμο τς Θεοτκου Ορμυλις], жен., действующий, ставропигиальное патриаршее подворье мон-ря Симонопетра на Афоне. Расположен недалеко от г. Полийирос, на п-ове Халкидики. Принадлежит Кассандрийской митрополии Элладской Церкви. Жен. монашеская община сформировалась к 1971 г. в небольшом мон-ре святых Феодоров в Метеорах. После перевода ее духовника архим. Емилиана, игум. мон-ря Б. Метеоры, в мон-рь Симонопетра на Афоне встал вопрос о перемещении жен. общины (ок. 40 чел.) ближе к Афону. Решением властей в 1974 г. подворье Ватопедского мон-ря в Ормилии было передано Симонопетрскому мон-рю, архим. Емилианом составлен устав. На подворье провели реставрацию старых обветшавших зданий (1977), построили новые корпуса для келий, соборный храм (1979), трапезную на 250 чел. (1983), устроили мастерские, дома для игумена и паломников (1986) и др. Собор, построенный в 1842 г., представляет собой крестово-купольный храм афонского типа с 2 приделами и баптистерием. Престолы освящены в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), во имя равноап. Марии Магдалины (22 июля) и ап. Иоанна Богослова (26 сент.). В наст. время это один из наиболее крупных духовных центров Греции. Насельницы мон-ря занимаются иконописанием, золотым шитьем, издательской деятельностью. Они также окормляют духовный центр для больных онкологическими заболеваниями, СПИДом, страдающих психическими расстройствами, основанный в 1982 г. на пожертвования семьи Хадзипатера. В обители 108 монахинь, игумения - Никодима. Лит.: Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 70-72; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι , 1997. Σ. 166; Αμιλιανς, ρχιμ. Κατηχσεις κα Λγοι. Ορμλια, 1998-2000. Τ. 1-4 ; Δπτυχα, 2002. Σ. 680. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/149275.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010