Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Кобранов, прот. Фотография. 30-е гг. XX в. Яковлевич Кобранов (10.05.1893, с. Благовещенье Дорогобужского у. Смоленской губ.- 31.12. 1937, Ухтинско-Печорский ИТЛ, Коми АССР), сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. Младший брат еп. Евгения (Кобранова) . В 1907 г. окончил Смоленское ДУ, в 1913 г.- Смоленскую ДС. В 1914 г. поступил на юридический фак-т Варшавского ун-та, вскоре эвакуированного в Ростов-на-Дону в связи с началом первой мировой войны. Учился в Ростовском ун-те до 1917/18 г. В 1918 г. Н. был певчим в симферопольском Александро-Невском соборе, затем иподиаконом у Таврического и Симферопольского архиеп. Димитрия (впосл. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) ). В 1920 г. Н. был рукоположен во диакона к крестовой ц. Святителей Московских при архиерейском доме в Симферополе. Во время эвакуации армии генерала П. Н. Врангеля из Крыма в нояб. 1920 г. Н. принял решение остаться в России. Служил в одной из сельских церквей Мелитопольского у. Таврической губ. В 1921 г. рукоположен во иерея. В 1922 г. оформил перевод в Московский ун-т для продолжения учебы. 5 мая 1922 г. был арестован на Троицком патриаршем подворье в Москве, куда пришел просить место священника, по обвинению в «соучастии в антисоветской деятельности патриарха Тихона», 10 мая освобожден. В том же году служил в Новоспасском мон-ре в Москве, где наместником был его брат архим. Евгений (Кобранов). Одновременно в мае-июле 1922 г. Н. работал в Центральном ин-те организаторов народного просвещения Главпрофобра Наркомпроса РСФСР внештатным сотрудником «для выполнения срочных заданий в связи с составлением отчета о деятельности Института за истекший учебный год и весенним приемом студентов». В 1923 г. был направлен служить священником в ц. Воскресения словущего в с. Воскресенском Можайского у. Московской губ. (ныне деревня Рузского городского округа Московской обл.).

http://pravenc.ru/text/2565736.html

Отец К. Степан Онуфриевич 30 лет служил диаконом и регентом в Чигиринском девичьем мон-ре, в Николаевском соборе г. Черкассы ( Беляков. 1997), мать Стефанида Овсеевна происходила из нем. рода фон Эрнст (Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии (ИИФЭ) НАНУ. Ф. 36-3. 562). К. провел детство на Черкасщине. У него рано проявилась любовь к церковному пению, и мальчик быстро освоил нотную грамоту. С 9 лет учился в Черкасской духовной школе, где вскоре был назначен субрегентом школьного хора, к-рым руководил регент Троицкий. Прекрасный голос (дискант) К. стал поводом для перевода его в Киево-Подольское ДУ. Окончив его, К. стал солистом хора КДА, певшего на богослужении в Богоявленском соборе киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . К. учился в семинарии, к-рую, вероятно, не окончил ( Вишницький. 2016. С. 146). Вскоре К. был исключен из хора КДА либо по причине мутации голоса, либо из-за частого отсутствия на службах, поскольку постоянно ходил слушать хоры в др. церквах (см.: Козицький, Kpubycib. [ок. 1920]). В поисках работы и жилья он пришел в хор Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры и стал там певцом и регентом (1871-1872). Древняя монашеская певч. традиция этой церкви (и др. церквей лавры, где пели певчие этого хора) была самобытной и отличалась от пения в лаврской Успенской церкви. В то время лишь часть напевов лавры была записана в нотах, и по поручению священноначалия, в частности экклисиарха архим. Валентина, К. полгода (согласно прот. Михаилу Лисицыну , 4 года) занимался записью на слух напевов, исполняемых старыми певцами, и делал переложения распевов для 3-4-голосного хора. Однако комиссия приняла решение не публиковать лаврский распев. Через нек-рое время, по данным прот. Михаила Лисицына, при посредничестве архим. Иринея (Орды) , ректора КДС в 1883-1888 гг. (с 1902 епископ Орловский и Севский), этими записями воспользовался Л. Д. Малашкин , отредактировавший и издавший их под своим именем без упоминания К. ( Лисицын. 1903. С. 1). Впрочем, обработки Малашкина не были признаны братией лавры из-за нетипичных для киево-печерского напева муз. оборотов, хотя иногда звучали в исполнении лаврского митрополичьего хора ( Шнуренко. 2011. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319993.html

[Авессалом, лат. Absalonus] (ок. 1130, Финнесте, о. Зеландия, Дания - 21.03.1201, мон-рь Сорё, там же), архиеп. Лундский, церковный и политический деятель «эпохи Вальдемаров», или «средневекового великодержавия» Дании (сер. XII - сер. XIII в.); основатель Копенгагена, вдохновитель и участник первых крестовых походов против прибалтийских славян. Потомок данов-викингов, из знатной зеландской семьи Виде. Друг детства, побратим и ближайший сподвижник объединителя Дании кор. Вальдемара I Великого (1157-1182), фактический правитель страны при его сыне Кнуте VI. Активный сторонник усиления и расширения Дании, сильной центральной власти и союза монархии с Церковью. Богословское образование А. получил во Франции. Еще не достигнув требуемых по канону 30 лет, был по настоянию короля избран епископом Роскилле (столица Дании в ср. века), т. е. главным пастырем Зеландии (1158). Вскоре вместе с кор. Вальдемаром возглавил крестовый поход на о. Рюген. В результате похода был разграблен г. Аркона и находившееся там главное святилище вендов - храм бога Святовита, а Рюген подчинен Роскилльскому епископату. В последующие годы А. неоднократно повторял набеги на прибалтийских славян. В 1177 г. стал архиепископом Лундским и епископом Сконе и одновременно сохранил за собой и Роскилльское еп-ство. Как церковный деятель А. боролся за укрепление Церкви в Скандинавии, за ее самостоятельность, но под эгидой Дании. Строго следил за соблюдением литургических канонов, что было крайне важно при низком уровне образования и непонимании литургии основной массой прихожан. Созывал Соборы высшего духовенства, добиваясь усиления дисциплины и порядка в церковной среде. Содействовал церковному строительству, делал богатые личные пожертвования церквам и мон-рям по всей Дании, покровительствовал мон-рю в Сорё. Одновременно усиливал нажим на податное население; непомерные поборы вызвали восстание в Сконе. А. вмешивался во внутренние дела соседних Швеции и Норвегии; в 1178 г. восстановил подчинение Упсальского архиеп-ства Лундскому. При дат. кор. Кнуте VI А. занимался гос. делами, укрепил администрацию и финансы Дании, урегулировал вассальные отношения. Во время его епископства С. Аггесен написал краткую историю дат. королей (Brevis historia regum Die, 1185). По прямой инициативе А. его приближенный, бывш. дружинник, а позднее клирик из мон-ря Сорё, Саксон Грамматик, создал сочинение на лат. «Деяния данов» (Gesta Danorum, ок. 1200) - первое произведение дат. автора, ставшее известным в Европе. Получив от кор. Вальдемара в личное владение местечко Хавн, на берегу прол. Эресунн, А. возвел там замок и пожаловал привилегии прилегающему торгово-ремесленному селению; развился город, позднее названный Копенгагеном (Купеческая гавань). Похоронен в мон-ре Сорё.

http://pravenc.ru/text/62490.html

(Азарий) († после 1674), инок Соловецкого мон-ря , один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. Прежде исполнявший должность будильщика, А. стал келарем мон-ря в окт. 1666 г., когда соловецкая братия, считавшая архим. Варфоломея нетвердым в деле защиты старой веры, решила заменить келаря и казначея др. иноками из своей среды. Время келарства А. (окт. 1666 - сент. 1669) совпадает с 1-м этапом сопротивления братии мон-ря церковной реформе Патриарха Никона . Под руководством А. 15 сент. 1667 г. состоялся монастырский Собор, рассмотревший привезенные в мон-рь новопечатные книги и отказавшийся совершать по ним богослужение. Ослушавшись Патриаршего наказа и указа царя, братия не приняла также переведенного на Соловки нового архим. Иосифа. А. участвовал в составлении 4-й (на подлиннике имеется подпись А.) и 5-й соловецких челобитных, посланных в сент. 1667 г. царю Алексею Михайловичу . 5-я челобитная, содержащая подробное и аргументированное изложение позиции соловецких иноков по вопросам церковной реформы, получила широкое распространение в старообрядческой среде в XVII-XX вв. От имени А., казначея Симона, соборных старцев, братии и трудников 16 июля 1669 г. была составлена 6-я челобитная, объяснявшая причины высылки из мон-ря противников восстания и ссыльных. В 1669 г. под руководством А., архим. Никанора и их единомышленников в осажденном Соловецком мон-ре был проведен ряд радикальных реформ, связанных с отказом от новопечатных книг и четвероконечных крестов; отменено моление за царя и Патриарха и начата подготовка к вооруженному сопротивлению окружившему мон-рь царскому войску. Большая часть братии не была готова к принятию столь смелых решений, в обители произошла смена руководства, и 37 зачинщиков восстания, принадлежавших к радикальному крылу (в т. ч. А.), 11 сент. 1669 г. были высланы из мон-ря в Сумский острог, где 5 лет содержались под стражей. В мае 1674 г. А. принес покаяние, о чем воевода И. А. Мещеринов доложил царю. В 1674 г. А. был послан «под начал» в Николо-Корельский мон-рь. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/63662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Глебов Диомид; † 17.03.1718, Москва), бывш. еп. Ростовский и Ярославский. О его жизни до 1701 г. почти ничего не известно. Происходил из дворовых людей бояр Лопухиных. С юношеских лет дружил с И. Игнатьевым (впосл. духовник царевича Алексея Петровича ), вместе они совершали паломничества по мон-рям. С 1701 г. Д. был игуменом Сновицкого Благовещенского муж. мон-ря Владимирского у. и губ., с 1709 г.- настоятелем Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мон-ря в сане архимандрита. В это время в суздальском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре в ссылке находилась мон. Елена (Лопухина), в миру Евдокия, первая супруга царя Петра I . Считая ее законной царицей, Д. оказывал ей различные услуги и моральную поддержку. 17 июня 1711 г. состоялась хиротония Д. во епископа Ростовского и Ярославского. Кафедра к этому времени вдовствовала после преставления в 1709 г. Ростовского митр. св. Димитрия (Туптало) . Придерживаясь консервативных взглядов, Д. не стал поддерживать созданную свт. Димитрием архиерейскую школу в Ростове. П. В. Знаменский писал о том, что Д. получил печальную известность по «своему суеверию и религиозным обманам» ( Знаменский. С. 23). При Д. в Ростовском архиерейском доме при крестовых палатах была устроена каменная теплая ц. во имя Всех святых, в к-рой установили золоченый иконостас, стены храма расписали (роспись частично сохр.). Д. пожертвовал в Успенский собор Ростова кипарисовую дощечку в серебряном окладе, в которую были вложены частицы мощей 100 святых. Д. благоволил к кн. А. Д. Меншикову, в 1714 г. в Москве на Чистых прудах освятил фамильную церковь Меншиковых во имя арх. Гавриила. Продолжал поддерживать отношения с мон. Еленой (Лопухиной). Поминал ее на службах как царицу Евдокию, разрешил ей носить мирскую одежду, предсказывал ей скорую кончину Петра I, восшествие на престол ее сына Алексея Петровича, освобождение ее из монастырского заточения.

http://pravenc.ru/text/180331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 6 июня 2012 г. в адм. границах Омской области . Включает Омскую и Таврическую , Исилькульскую и Русско-Полянскую, Калачинскую и Муромцевскую , Тарскую и Тюкалинскую епархии. Правящий архиерей со дня образования О. м.- митр. Омский и Таврический Владимир (Иким). Центр митрополии - г. Омск. К 2018 г. в О. м. насчитывалось 224 прихода, 8 монастырей (4 мужских и 4 женских), в клире состояли 196 священников и 29 диаконов. Старейшие храмы О. м.- Спасский кафедральный собор в г. Тара (1753-1776) и омский Никольский казачий собор (1833-1843). Раз в месяц выходят газеты «Омские епархиальные ведомости» (1898-1917, 1990-2012; издание возобновлено в 2014) и «Благовещение» (с 2002). Образовательная деятельность К 2018 г. на территории О. м. действовали: Омская ДС (с 1991 как ДУ, семинария с 2016), правосл. гимназия, Славянская школа им. святых Кирилла и Мефодия, 3 правосл. детских сада, 146 приходских воскресных школ (в т. ч. 109 в Омской епархии: 51 для детей и 58 для взрослых). Особо почитаемые святые, святыни, важнейшие крестные ходы По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) 25 мая 2015 г. учрежден Собор святых О. м. (празднование - 13(26) февр.), в к-рый включены 7 новомучеников Церкви Русской. Одними из самых почитаемых святых О. м. являются Омский архиеп. сщмч. Сильвестр (Ольшевский), мощи которого покоятся в Успенском кафедральном соборе Омска, и прот. прав. Стефан Знаменский Омский (погребен на Шепелевском кладбище Омска; кладбище и могила не сохр.). К наиболее почитаемым святыням в О. м. относятся: список XIX в. с Абалакской «Знамение» иконы Божией Матери (находится над царскими вратами омского Крестовоздвиженского собора), Ачаирская икона Божией Матери ХХ в. (находится в Успенском соборе Ачаирского в честь Животворящего Креста Господня жен. мон-ря, список - в Успенском кафедральном соборе Омска), икона свт. Николая Чудотворца XIX в. (хранится в Николая Чудотворца святителя мужском монастыре в дер. Большекулачье Омского р-на). Особо почитаются святые источники: во имя св. Иоанна Предтечи в Ачаирском жен. мон-ре, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Большекулачинском Никольском муж. мон-ре, во имя вмч. Пантелеимона в с. Серебряном Горьковского р-на. Близ дер. Тамбовки Саргатского р-на почитается место явления Божией Матери отроковице Е. Бороденко (впосл. мон. Евгения) в 1942 г.

http://pravenc.ru/text/2578401.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ДЕЧАНСКАЯ [серб. Jeлeha Дечанска], серб. прп. (пам. серб. 21 мая). Ее почитание сложилось в мон-ре Дечаны , где в наст. время находится саркофаг, в к-ром, по преданию, покоятся ее мощи. Согласно преданию, она была сестрой кор. св. Стефана Дечанского , но источники XIV - 1-й пол. XVIII в. ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, к-рая изображена на фресках дечанского собора ( Б., М. 2005. С. 61, 328, 445). Впервые Е. Д. сестрой короля названа в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником мн. легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении мон-ря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 г. в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Свящ. лиги отряд Татархана в 1692 г. осадил мон-рь, по словам летописца, «была погибель роду сербскому и народу православному». Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Е. Д. и убил осквернителей храма. Совр. исследователи считают возникновение почитания Е. Д. «интересной попыткой» братии мон-ря объяснить причины завоевания и последующего освобождения обители (Там же. С. 61). На саркофаге, в к-ром предположительно лежат мощи святой, сохранились следы вскрытия, однако об освидетельствовании мощей и их местонахождении сведения отсутствуют ( Д. Српски владарски гроб у веку. Београд, 1992. С. 104-105; Б., М. 2005. С. 61). Судя по упоминаниям о поклонении мощам Е. Д. сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 г. и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 г., ее почитание возникло во 2-й четв. XVIII в. ( Записи. 2. 3052. 5. 8116). Англ. путешественники 60-х гг. XIX в. свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы Е. Д. ( Б., М. 2005. С. 61). В нач. XIX в. в Дечанах было изготовлено 3 ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на к-рых были изображены св. Стефан Дечанский и Е. Д., именуемая «святой царицей» ( Р. Сликарска заоставштина Симеона и Aлekcuja у Републичког завода за заштину споменика културе. Београд, 1992. Бр. 24. С. 250; Б., М. 2005. С. 61). В сер.- кон. XIX в. Е. Д. неоднократно изображалась вместе со св. Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского мон-ря, в XIX в. ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

http://pravenc.ru/text/189753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Неофит (Коробов). Фотография. 30-е гг. ХХ в. (Коробов Николай Алексеевич; 15.01.1878, с. Новосёлка-Зюзина Ростовского у. Ярославской губ.- нояб. 1937, Горький (ныне Н. Новгород)), еп. Ветлужский. Род. в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Позднее с семьей переехал в С.-Петербург, где его отец занялся торговлей мясом и зеленью. Работал в лавке отца продавцом. 29 дек. 1902 г. поступил трудником в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . После посещения мон-ря Финляндским и Выборгским архиеп. Николаем (Налимовым) Николай Коробов был определен в штат Финляндского Архиерейского дома. 23 февр. 1906 г. был принят в послушники Валаамского мон-ря. 11 марта 1906 г. игум. Пафнутий (Андреев) постриг Николая Коробова в монашество с именем Неофит. 3 апр. того же года в крестовой Михаило-Архангельской ц. в Выборге Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский ; впоследствии патриарх Московский и всея Руси) рукоположил его во диакона. В мон-ре Н. находился на клиросном послушании. 20 февр. 1908 г. он приступил к исполнению обязанностей эконома в Финляндском Архиерейском доме, 1 апр. 1909 г. был утвержден в этой должности. 24 июня 1910 г. Н. рукоположен во иерея. 4 окт. 1911 г. освобожден от должности эконома по собственному прошению и возвращен в Валаамский мон-рь. В 1912 г. Н. стал 1-м священнослужителем, официально назначенным Палестинским православным обществом для сопровождения паломников на Св. землю. В поездках он вел дневник, к-рый впосл. был опубликован. За поездку, состоявшуюся в марте-мае 1912 г., он был особо отмечен Советом Палестинского об-ва. 29 апр. 1914 г. Н. назначен настоятелем Николо-Александровского Барградского храма в С.-Петербурге. 8 мая 1917 г. по рекомендации архиеп. Сергия (Страгородского) был включен в состав Комиссии при Синоде по делам мон-рей и монашества. В июне-июле 1917 г. принял участие в работе Предсоборного совета на заседаниях IX отдела «О монастырях и монашестве». В 1918 г. перешел в клир Владимирской епархии, по распоряжению митр. Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского) Н. был назначен на службу в братство епархиального Архиерейского дома. 15 июля 1918 г. определен на должность эконома.

http://pravenc.ru/text/2564992.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Николай Двали. Житийная икона. XX в. (частное собрание) [Груз. ] († 19.10.1314, Дамаск), прмч. (пам. груз. 19 окт.; 12 февр., в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви. Н. Д. род. в с. Цей в груз. пров. Двалети (ныне в Алагирском р-не, Сев. Осетия). Как прмч. Николай Туаллаг (Туальский) почитается также в Сев. Осетии. Мученичество Н. Д. в виде краткой синаксарной редакции было составлено в нач. XIV в. в Иерусалиме мон. Евфимием, подвизавшимся в груз. Крестовом монастыре , и под 19 окт. помещено в сб. Великий Синаксарь XI в. (Hieros. patr. iver. 24a). Из источника известно, что Н. Д. род. в день празднования памяти св. Иоанна Предтечи и родители посвятили мальчика этому святому. В возрасте 12 лет он принял постриг. Подвизался в одном из монастырей Кларджетской пустыни на юго-западе Грузии. Затем он отправился в Иерусалим для поклонения св. местам и остался в Крестовом мон-ре. Им овладело желание пострадать за Христа: он нашел перса-переводчика и перед кади (мусульм. судьей) исповедал Христа и осудил ислам. Его избили и заключили в тюрьму. Вопреки желанию Н. Д. братия выкупила его. Настоятель Крестового мон-ря отправил его на о-в Кипр, где Н. Д. продолжил подвижничество. Вскоре ему захотелось отправиться на Афон. Однажды, когда Н. Д. молился перед иконой св. Иоанна Предтечи, написанной по его просьбе, он услышал голос, повелевший ему вернуться в Иерусалим, найти некоего инока-грузина, к-рый «наставит его на путь спасения и в стезях веры утвердит его». Н. Д. выполнил поручение, однако не решался открыть иноку цель своего визита и лишь позже рассказал все настоятелю Крестового монастыря. Во сне настоятелю предстали Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, повелевшие отправить Н. Д. в Дамаск, где он сподобится мученической кончины за Христа. В Дамаске сюжет повторился: Н. Д. дважды приходил в молитвенный дом мусульман и исповедовал Христа, его били и сажали в тюрьму. В 1-й раз его выкупил Дамасский митрополит, во 2-й раз св. Иоанн Предтеча чудесным образом исцелил Н. Д. (он получил 500 ударов ремнями), святой 2 месяца провел в тюрьме, затем был выпущен. Дамасская христианская община намеревалась отправить Н. Д. обратно в Иерусалим, однако на улице святой встретил дамасского эмира, который задержал его и привел во дворец эмира эмиров Денгиза (в араб. источниках - Сейф ад-Дин Тенгиз (1312-1340), заместитель султана мамлюков аль-Малика ан-Насира-Мухамада ибн Калауна, известный ненавистью к христианам). Н. Д. соблазняли славой и дарами, однако святой исповедал Христа и вновь оскорбил пророка мусульман Мухаммада. Денгиз приказал его казнить. Н. Д. повернулся лицом к востоку и возблагодарил Господа. Его отсеченная голова 7 раз возгласила: «Слава Тебе, Боже!» Тело мученика сожгли, над этим местом в течение 3 дней был виден столп света.

http://pravenc.ru/text/2566100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ РЕКОНСКИЙ (Шапошников Андрей Иванович; 1740, Рига - 9.08.1865, Реконская во имя Св. Троицы пуст.), схим. Отец А. Р. служил при лютеран. кирке. Тайно от родителей ребенок был присоединен к правосл. Церкви с именем Андрей, взяв от восприемника отчество и фамилию. Служил военным, был работником у крестьян, пастухом, затем стал странником. В 1813 г., будучи 73-летним старцем, по совету блж. Бориса, встреченного им в Тихвине, А. Р. решил поселиться в опустевшей Реконской во имя Св. Троицы пуст. (в Тихвинском у. Новгородской губ.), к тому времени преобразованной в приход. Нек-рое время он жил в доме сторожа-пономаря в качестве работника. Однако, поскольку А. Р. не имел вида на жительство, его часто беспокоила полиция, и пономарь выгнал старца из дома. А. Р. поселился в ближайшем лесу на сопке Крестовой, где водрузил крест и построил землянку. После смерти сторожа он снова стал посещать Троицкий храм. В 1816 г. по ходатайству священника и местных жителей А. Р. получил должность пономаря и разрешение жить при Троицком храме. В 1822 г. в Тихвинском мон-ре он принял постриг с именем Адриан, в 1832 г.- великую схиму с именем Амфилохий. По преданию, в видении А. Р. явился прп. Александр Свирский , повелевший ему восстанавливать Реконскую пуст. Пытаясь вернуть принадлежавшие мон-рю земли, переданные тихвинским уездным судом в казенное ведомство, А. Р. 2 раза подавал жалобы на Высочайшее имя и оба раза попадал в тюрьму, поскольку не имел документов. В результате тянувшегося ок. 40 лет разбирательства А. Р. был приговорен к наказанию кнутом и ссылке в Сибирь. Благодаря заступничеству обер-прокурора гр. Н. А. Протасова приговор был отменен, и в 1860 г. Реконская пуст. была восстановлена как заштатный общежительный мон-рь, устроенный по образцу Валаамского . А. Р. прожил в Реконской пуст. более 50 лет в тяжелых трудах, постоянном посте и молитве, страдал от холода, голода, нападения грабителей. Старец мало спал и скудно питался, для усмирения плоти носил проволочную рубаху, вериги и камень на шее. Пользовался любовью окрестных жителей, приходивших к нему за духовной помощью и благословением. Стремясь к уединению, подвижник поселился в 3 верстах от пустыни, где вскоре был построен храм и образовался скит; затем переселился еще дальше - в болотистое место в 12 верстах от мон-ря. Перед кончиной в течение 40 дней старец не вкушал пищи, еженедельно причащался. А. Р. скончался в возрасте 125 лет, похоронен в Реконской пуст., над его могилой возведена часовня.

http://pravenc.ru/text/114642.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010