Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Шимкович Василий; 26.01.1841, с. Тереховка Гомельского у. Могилёвской губ.- 6.01.1926, Воронеж), митр. Воронежский. Из семьи священника. Окончил Могилёвскую ДС, в 1867 г.- КДА. 28 июля 1868 г. рукоположен во иерея, служил в Могилёве, в 1879 г. возведен в сан протоиерея. В 1870 г. назначен преподавателем в Могилёвскую ДС, в 1871 г. удостоен степени канд. богословия. В 1872 г. состоял членом Могилёвской духовной консистории. Овдовев, 20 июня 1884 г. принял монашеский постриг, после возведения в сан архимандрита стал настоятелем могилёвского Братского мон-ря. Еп. Владимир (Шимкович). Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. (РГИА) Еп. Владимир (Шимкович). Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. (РГИА) 24 апр. 1887 г. В. был назначен, 9 мая хиротонисан во епископа Нарвского, викария С.-Петербургской епархии. С 24 авг. 1890 г. епископ Сумской, викарий Харьковской епархии, с 5 дек. 1892 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский, с 12 июня 1896 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В июне 1897 г. В. был уволен на покой с местопребыванием в Корсунском мон-ре (г. Каховка, Украина), впосл. в херсонесском св. Владимира мон-ре. 31 янв. 1900 г. В. был переведен на Острогожское вик-ство Воронежской епархии с поручением настоятельства в Акатовом во имя свт. Алексия мон-ре , в марте того же года прибыл в Воронеж. Помогал Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину) в делах епархиального управления: инспектировал сельские приходы и духовные уч-ща, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе церковного историко-археологического комитета и миссионерского об-ва. По настоянию В. в Акатовом мон-ре был отремонтирован двухэтажный Алексиевско-Воскресенский (ныне Алексиевско-Владимирский) храм, освященный после ремонта 1 нояб. 1911 г. В. совместно с архиеп. Анастасием. В 1-м ярусе надвратной колокольни устроена крестовая церковь, освященная В. 27 июня 1903 г. во имя прп. Сергия Радонежского. В мон-ре начали проводиться воскресные религиозно-нравственные чтения для прихожан. В мае 1913 г. В. возглавил отпевание архиеп. Анастасия. В. был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/159084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БОРИСОВ рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре , что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в стенах взамен щелевидных окон, лишенных наличников, появились большие прямоугольные окна с наличниками над порталами (2-я пол. XVII в.), перестроены глава и барабан, позакомарное покрытие изменено на 4-скатное (70-80-е гг. XVIII в.), вместо паперти пристроен придел во имя прор. Илии (1810), надстроены 4 главки на углах (1836). В 20-х гг. ХХ в. памятник исследовал П. Д. Барановский , к-рый обнаружил скрытые под совр. кровлей 10 кокошников в основании барабана и разобрал 4 поздние главки.

http://pravenc.ru/text/166820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНЛЫКСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Казанлъшки], Стара-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится в г. Казанлык. Основан в 1828 г. мон. Сусанной (Генчевой) из Калоферского мон-ря , к-рой во сне Пресв. Богородица повелела в родном городе, Казанлыке, устроить жен. обитель. Мон. Сусанна вместе с 8 послушницами открыла в Казанлыке подворье Калоферского мон-ря и при помощи болг. торговцев в К-поле, братьев Топчилештевых из Калофера, получила необходимый для этого тур. фирман. В 40-х гг. XIX в. на собранные во время поездки в Бухарест игум. Зиновией (Станчевой), монахинями Дионисией и Варварой 1 тыс. грошей был приобретен участок земли в Казанлыке для строительства храма и сестринского корпуса. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанлыкском мон-ре. 1857–1866 гг. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Казанлыкском мон-ре. 1857–1866 гг. Игум. Зиновия и мон. Капитолина (Тодорова) неск. раз приезжали в Россию для сбора милостыни: они посетили Одессу, Киев, Москву и С.-Петербург и мн. мон-ри (в т. ч. Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Александро-Невскую лавры). На русские пожертвования в 1844 г. был построен сестринский корпус с часовней. По заказанному Синодом РПЦ проекту русских архитекторов мастер Козма из Дебара возвел в мон-ре храм (1857-1866) редкой для Болгарии архитектуры - это крестовокупольное строение без внутренних колонн. Митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) заказал в России иконостас, к-рый затем был перевезен и установлен в монастырской церкви - это единственный иконостас в болг. храме, сделанный в др. стране. Также рус. благотворители пожертвовали обители 5 колоколов, иконы, облачения и богослужебные книги, а российская имп. Мария - деньги на роспись храма. В 1871 г. Георгий Данчов, Петко Илиев Ганин, поп Павел с сыном попом Николаем из с. Шипка расписали храм. Впосл. храм и сестринский корпус были окружены высокими стенами. В 1867-1871 гг. неск. монахинь из К. м. посетили Сербию и Австро-Венгрию для сбора средств на приют для девочек, созданный по европ. образцу. В 1975 г. монастырский комплекс был объявлен памятником архитектуры Болгарии.

http://pravenc.ru/text/1319798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИДА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Давида Старца мон-рь; греч. Ιερ Μον Οσου αυδ το Γροντος], муж., действующий, принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в сев.-зап. части о-ва Эвбея (Греция), в 13 км от дер. Ровьес, у подножия горы Каваларис. Мон-рь основан в 1540 г. прп. Давидом Эвбейским, к-рого уже в молодости за необычайную мудрость и кротость стали именовать Давид Старец. В поисках подходящего места для уединения он пришел на о-в Эвбея и поселился в пещере в горах, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре к нему стали приходить иноки и он решил построить мон-рь в честь Преображения Господня. За пожертвованиями прп. Давид отправился по разным областям Греции, в Дунайские княжества и в Россию, где собрал значительные средства. После кончины прп. Давида (ок. 1600) мон-рь носит его имя. В обители находятся мощи основателя, а также нек-рые личные вещи: епитрахиль, кадило и др. В 1638 г. мон-рь стал ставропигиальным и подчинялся напрямую К-польскому патриарху. Об этом событии сообщалось в грамоте, к-рая была выдана патриархом Кириллом I Лукарисом. Кафоликон Преображения Господня (1877) в мон-ре прп. Давида Кафоликон Преображения Господня (1877) в мон-ре прп. Давида В годы тур. ига мон-рь был прибежищем жителей окрестных городов и деревень, в нем действовала греч. «тайная школа». Сохранились исторические документы, свидетельствующие об участии мон-ря в национально-освободительной войне 1821-1829 гг. Иноки во главе с игум. обители архим. Иоакимом помогали греч. войскам материально и организовали госпиталь на территории мон-ря. В 1824 г. турки напали на обитель, убили всех насельников и сожгли мон-рь. После освобождения Греции монастырь был восстановлен. От древних построек осталась лишь часть вост. крыла с ц. во имя св. Бессребреников, украшенной фресками XVIII в. В 1870 г. собор мон-ря, посвященный Преображению Господню и прп. Давиду Эвбейскому, был разрушен землетрясением и вновь отстроен в 1877 г. на средства игум. Анфима (Ангелиса). Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм с притвором, фрески отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/168540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЫЛТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии РПЦ), расположен в пос. Кылтово Княжпогостского р-на Республики Коми. Основан в 1878 г. по инициативе еп. Великоустюжского и Тотемского Иоанникия (Казанского) архангелогородским купцом 1-й гильдии А. В. Булычёвым, владельцем Серёговского солеваренного завода. Место было выбрано в урочище Крестовый Стан, между реками Кылтовка и Б. Ель, где подвизался пустынник Василий Алексеевич Пестерев († 1832), уроженец соседнего сел. Ляли (Ляй). В 20-х гг. XIX в. рядом с избой он поставил деревянный крест, от которого, по утверждению местных жителей, исходил свет. Место на берегу р. Кылтовка получило название Крестовый Стан. По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского купец Булычёв обещал построить при мон-ре богадельню для престарелых, снабжать насельниц продуктами и ежегодно жертвовать сумму в размере 3 тыс. р. Он же открыл счет в Вологодском банке на 17,5 тыс. р., чтобы на проценты от ценных бумаг содержать монастырских священников. Купец И. Г. Калашников в свою очередь пожертвовал на основание обители ок. 3 тыс. га земли. В К. м. из Варлаамиева Важского монастыря перевели неск. монахинь. Одна из них, Филарета, была возведена в сан игумении и стала 1-й настоятельницей обители. В богадельне получали уход и заботу 20 престарелых. На территории К. м. воспитывались ок. 50 девочек, которых обучали грамоте, рукоделию, домоводству. Нуждающимся ежегодно выдавалось более 10 тыс. благотворительных обедов. Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в. К 1894 г. в К. м. были выстроены ц. во имя свт. Стефана Пермского с колокольней, кирпичный сестринский корпус с 2 деревянными 2-этажными пристройками, 2 деревянных 2-этажных дома священников, гостиница, избы для рабочих, амбары, скотные дворы, конюшни, каретный сарай, мастерские, в т. ч. гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. К. м. был обнесен кирпичной стеной. К 1912 г. в мон-ре был воздвигнут кирпичный 5-главый собор во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в визант. стиле с тепловым отоплением от калориферной печи. В соборе был поставлен 11-метровый резной дубовый иконостас, украшенный серебром, золотом и бриллиантами.

http://pravenc.ru/text/2462369.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Горушке») (Ярославской и Ростовской епархии), в г. Данилове Ярославской обл. Основан в 1894 г. мон. Михаилой (Козловой Параскевой Петровной; 1842-1909). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. В кон. 70-х гг. XIX в. послушница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря П. Козлова уволилась из обители по состоянию здоровья, в 1880 г. совершила паломничество в Иерусалим, проживала в мон-ре вмц. Екатерины. На личные средства и при помощи благотворителей Козлова устроила храм во имя вмц. Екатерины, за что получила грамоты и благословение Иерусалимских патриархов Никодима I и Герасима II на пожизненное пользование кельей Екатерининского мон-ря. Но осенью 1893 г. Козлова вернулась в Россию, поступила послушницей в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , где 13 февр. 1894 г. приняла постриг с именем Михаила. По благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства мон. Михаилы в местности Горушка близ г. Данилова Ярославской губ. началось строительство Д. м. Активное участие в устроении обители принял архиеп. Ярославский Ионафан (Руднев) . 22 июля 1894 г. указом Святейшего Синода была учреждена Даниловская Казанская жен. община, настоятельницей назначена мон. Михаила. Определением Свящ. Синода от 19 янв. 1901 г. и указом царя св. Николая II от 6 февр. того же года община была обращена в общежительный нештатный мон-рь, мон. Михаила в ярославской Крестовой ц. возведена в сан игумении. С 1909 г. Д. м. управляла постриженица Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Иоанна (Скабская), с 1912 г.- бывш. насельница ростовского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря игум. Мария (Пирожкова). Ок. 1895 г. в общине было 4 монахини и неск. послушниц, в нач. XX в.- ок. 80 сестер.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс; араб.      ], ставропигиальный Антиохийской Православной Церкви. Расположен у дер. Эш-Шувайр, в хребте Ливан на высоте 1500 м, в 31 км к востоку от Бейрута. Время основания обители неизвестно, однако с большой долей вероятности может быть отнесено к XVI-XVII вв. Самое раннее упоминание об И. п. м. содержится в Евхологии 1654 г., переписанном по заказу его настоятеля свящ. Ханны. Видимо, из этой обители происходил иером. Макарий, возведенный в нач. 80-х гг. XVII в. на митрополичью кафедру Бейрута. В 1728 г. мон-рь посетил известный рус. паломник-путешественник В. Г. Григорович-Барский . По его отзыву, И. п. м. был мал и тесен, однако хорошо подходил для иноческого уединения. Монахи занимались шелководством, имели сады и виноградники. Колофоны рукописей, хранящихся в мон-ре, содержат имена некоторых настоятелей обители, в частности свящ. Софрония ас-Сайкали из Бейрута, к-рый в 50-70-х гг. XVIII в. пожертвовал в монастырскую б-ку значительное число книг. Григорович-Барский в 1728 г. застал в мон-ре 5 или 6 насельников, архим. Порфирий (Успенский) в 40-х гг. XIX в.- 8 монахов и столько же трудников. В кон. XIX в. численность монахов оставалась почти без изменений. В XIX в. Эш-Шувайр стал популярным горным курортом, где проводили лето многие христ. семьи из Бейрута и иностранцы, жившие в Ливане. После разорения патриаршей резиденции во время Дамасской резни 1860 г. в мон-ре недолго пребывал Антиохийский патриарх Иерофей . И. п. м. посещал российский дипломат и писатель К. М. Базили (40-е гг. XIX в.), а также востоковеды А. Е. Крымский (1897) и И. Ю. Крачковский (1908), оставившие колоритные описания монастырского быта и народных гуляний под мон-рем в праздник прор. Илии. В нач. 10-х гг. XX в., в момент наибольшего сближения Антиохийского Патриархата с Россией, обсуждался вопрос о передаче мон-ря во владение русским монахам афонской Крестовоздвиженской келлии.

http://pravenc.ru/text/389261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Водоча Вóдоча [македон. Водоча, Манастир Свети Лeohmuj], муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий. Расположен в 4 км к западу от г. Струмица (Республика Македония). Монастырская церковь являлась кафедральным собором Тивериопольских (Струмицких) епископов. Она была построена на развалинах раннехрист. базилики V в., раскопки к-рой ведутся в наст. время (обнаружены 2 комплекса бань, трапезная и др. постройки). Согласно местному преданию, на этом месте после битвы у горы Беласица (1014) по приказу визант. имп. Василия II были ослеплены 14 тыс. воинов болг. царя Самуила. В 1-й пол. XI в. здесь был построен из камня и кирпича крестово-купольный храм типа «вписанного креста», освященный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В нач. XII в. к нему с вост. стороны пристроили большой храм типа «свободного креста». Т. о., собор состоял как бы из 2 зданий, расположенных одно за другим, причем западное выполняло функцию нартекса. В XIV в. достроили притвор, в XVII в.- открытую галерею. В 80-90-х гг. XX в. в мон-ре возвели небольшую ц. во имя свт. Григория Паламы и прп. старца Иосифа Спилиота, за стенами мон-ря - ц. во имя мч. Трифона. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Древнейший слой росписей собора был выполнен в 1-й пол. XI в.: изображения диаконов Исавра и Евпла в алтарной части, вмч. Пантелеимона на юго-зап. столпе (сейчас находятся в Народном музее в Скопье). По мнению В. Джурича, они стилистически близки к фрескам собора Св. Софии Охридской. Судя по сохранившимся фрагментам, в диаконнике располагались сцены протоевангельского цикла («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма» и «Благовещение Иоакиму»). Возможно, цикл продолжался на юж. стене: один из фрагментов является частью композиции «Введение Богородицы во храм».

http://pravenc.ru/text/155067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ († после 1239-1242, Смоленск), прп. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), ученик прп. Авраамия Смоленского , автор его Жития, настоятель Ризоположенского монастыря в Смоленске (см. Авраамиев смоленский в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужской монастырь ). Биографические сведения о Е. скудны, содержатся в Житии прп. Авраамия. Е. пишет о своей жизни в Ризоположенском мон-ре, 1-м настоятелем которого являлся прп. Авраамий; там книжник работал над Житием преподобного. Анализ Жития дает основание считать, что Е. был рядом с прп. Авраамием в течение длительного времени. Поскольку Е. передает яркие впечатления от поучений прп. Авраамия, можно предположить, что агиограф слышал их в период, когда прп. Авраамий, подвизаясь в Успенском мон-ре на Селище под Смоленском (преподобный принял там постриг и был рукоположен во иерея при «князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа», вероятно Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197-1214), прославился своими проповедями. Поучения прп. Авраамия стали причиной его острого конфликта практически со всем духовенством Смоленска, включая еп. Игнатия . Игумен Успенского мон-ря запретил прп. Авраамию проповедовать, после чего тот был вынужден удалиться в смоленский Крестовоздвиженский монастырь. Преподобные Авраамий и Ефрем Смоленские. Миниатюра из утраченной рукописи XVII в. Преподобные Авраамий и Ефрем Смоленские. Миниатюра из утраченной рукописи XVII в. По-видимому, Е. поселился в Крестовоздвиженском мон-ре вслед за учителем. Описание жизни прп. Авраамия в этой обители, составленное Е., содержит подробности и конкретные детали, в частности, описание облика преподобного: «Кости его и състави яко мощи исщести» - как следствие аскетических подвигов (ПЛДР. С. 78). Как очевидец Е. пишет о «снеме» (публичном суде епископа над прп. Авраамием). Агиограф упоминает, что святой был «с двема ученикома», к-рые «преподобному служаща добре»; не исключено, что одним из учеников был Е. Гонения на прп. Авраамия, продолжавшиеся 5 лет, прекратились после совершенного по молитвам преподобного чуда (прекратилось «бездождье велико»). Прп. Авраамий примирился со Смоленским еп. Игнатием и по благословению последнего стал игуменом основанного на средства архиерея Ризоположенского монастыря, который отличался благодаря усилиям прп. Авраамия строгостью при приеме иноков.

http://pravenc.ru/text/182093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И В ЧЕСТЬ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И В ЧЕСТЬ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня (1896), храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873), келейный корпус (1871) в Крестовоздвиженском мон-ре. Фотография. 2004 г. Собор в честь Вознесения Господня (1896), храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873), келейный корпус (1871) в Крестовоздвиженском мон-ре. Фотография. 2004 г. ставропигиальный, в с. Лукине Домодедовского р-на Московской обл. В 1837 г. в с. Ст. Ям Подольского у. при храме святых Флора и Лавра (нач. XIX в.) свящ. Феодор Шеметов организовал богадельню на 10-12 женщин. После того как в 1853 г. ее здание разрушилось, подвизавшийся при храме юродивый Иоанн Степанович предложил свящ. Феодору построить молитвенный дом. Главной целью его учреждения являлось, как сказано в прошении священника на имя Московского митр. св. Филарета (Дроздова) , чтение Псалтири «денно-ночно лицами женского пола о здравии царствующего дома, об усмирении продолжающейся войны [Крымской.- Д. К.]... и особо об упокоении православных воинов, за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положивших». Свт. Филарет благословил начинание и передал насельницам богадельни древний список с Иерусалимской иконы Божией Матери , а Иоанну Степановичу подарил 3 Псалтири. В авг.- нояб. 1855 г. при Флоро-Лаврском храме был построен 2-этажный корпус, освященный 18 дек. 1855 г., в богадельне жили 16 женщин. С 1856 г. община официально именовалась молитвенным богадельным домом, его настоятельницей стала П. Р. Саватюгина, вдова одного из купцов - благотворителей Флоро-Лаврского храма. В молитвенный дом охотно поступали девушки из соседних деревень, а также из Орловской, Тверской, Калужской губерний, из Москвы. Это вызывало настороженное отношение властей. Московский военный ген.-губернатор А. А. Закревский в 1856-1859 гг. неоднократно предлагал Мин-ву внутренних дел закрыть молитвенный дом, ссылаясь на то, что проживание там молодых женщин не соответствует положению о богадельнях. На неск. месяцев блж. Иоанн был заключен в тюрьму, освобожден по ходатайству свт. Филарета. 15 янв. 1860 г. Святейший Синод завершил дело «о Старофлоровском молитвенно-богадельном доме», постановив, что нет «основательного повода к его закрытию». В том же году свт. Филарет посетил богадельню, освятил новоустроенный Никольский придел Флоро-Лаврского храма.

http://pravenc.ru/text/155083.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010