Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Надвратная церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1811. Архитектор:Ф.К. Соколов Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, Преображенский вал, д. 25 стр. 1 Координаты: 55.79106, 37.71626 Проезд:1. Метро " Преображенская площадь " . 2. От станции метро " Семеновская " трамваи 11, 36, 46. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Пятиглавый храм Воздвижения Креста Господня построен в 1801 году над западными воротами. Теплый, центральная часть всего здания 2-этажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля. Храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом московским, 19 декабря 1854 года. Церковь была устроена из бывшей федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни в связи с открытием в 1866 году на территории мужского отделения беспоповщинского Преображенского богадельного дома монастыря. Именовался Московский Никольский единоверческий монастырь. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже располагалось мужское начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 году на средства монастыря. С 1883 года в примыкающем к церкви двухэтажном здании находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А.И. Хлудовым. После закрытия монастыря храм какое-то время был действующим. После декрета об отделения Церкви от государства и школы от церкви, бывшая приходская школа перешла в ведение государственного образовательного комитета и храм был закрыт в середине 1920-х годов. Некоторое время храм использовался как помещение для существовавшей в пристроенном здании школы. В дальнейшем и храм, и пристроенное к нему здание, использовались как общежитие, все пять глав были сломаны. А в 1960-е годы внутри закрытого храма помещались жилые квартиры, ограда была сломана, за исключением небольшого фрагмента с северной стороны храма. В 1980-е годы в здании храма находился трест " Росдорстройматериалы " , в 1990 году - одна из организаций " Росдориндустрии " Минавтодора РСФСР.

http://sobory.ru/article/?object=03449

Память о Владыке Николае живет и в следующем поколении его современников В Петергофе Владыка Николай начал свое служение простым иеромонахом с 1918 г. В эти голодные годы мой дедушка отправил свою семью в Великий Устюг. Из Петергофа он писал: «К нам прислали чудного пастыря, какие проникновенные ночные исповеди он проводит!» Служили тогда в Крестовоздвиженской церкви, что на Правленской улице. Когда эту церковь закрыли, служба возобновилась в нашем придворном соборе. В храме было очень холодно и сыро, сыпалась краска. Но всех согревала молитва пастыря. Прихожане сразу полюбили о. Николая. На день его Ангела ему подарили поярковые валенки. Первое время он ездил из города и часто шел пешком до храма в своем монашеском одеянии. Шел он мимо бывшей гимназии Павловой. Моя мама – Лена Усанова, с подружками старались в перемену выбежать, чтобы получить его благословение. Мама с 15 лет пела в соборном хоре: пела и ее сестра – Наташа, моя тетя. Хор всегда с радостью ездил с Владыкой по окрестным церквам Петергофа. Позже Владыка жил некоторое время в Петергофе, в доме 40 по Красному пр. (рядом с собором). Он занимал две комнаты на втором этаже. Летом по вечерам, мама с подругой Галей Корольковой, бегали мимо этого дома забирать с пастбища своих коз и часто видели, как Владыка в белом подряснике сидел у окна и что-то писал, и он всегда их благословлял. И им так хотелось пропеть ему «Испола эти деспота». Первая дочь мамы была с рождения тяжело больна. Каждое воскресенье мама ее причащала. И Владыка Николай говорил: «Она у Вас вся пропитана Святыми Тайнами». Владыке Николаю пришлось много пострадать от безбожной власти. Петергофцы в своих молитвах всегда были с ним. В этом небольшом воспоминании мне хотелось показать, как горячо любила его Петергофская паства. Прихожанка вновь открытого собора св. апостолов Петра и Павла в Петергофе. Валентина С. Господь сподобил меня увидеть Владыку Николая, когда мне было 20 лет, в первый год Отечественной войны, в Церкви Св. Илии пророка, что в Обыденском переулке г. Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская Александр Щипков: " Священство Юрия Шевченко требует канонической оценки " Пока мы можем говорить о Юрии Леонидовиче только как о главе клиники, где совершаются аборты " Петербургская молодежная организация " Воины жизни " обвиняет священника и хирурга Юрия Шевченко в том, что содержит абортарий в бывшем домовом храме. Директор центра " Территория Церкви " Александр Щипков считает, что прежде, чем выдвигать обвинения, необходимо разобраться в канонических обстоятельствах. – Александр Владимирович, как такое могло произойти? Абортарий в помещении домового Крестовоздвиженского храма принадлежит структуре, которой заведует священник. Театр абсурда... – Давайте обо всем по порядку. Действительно, речь идет о здании, в котором располагается Национальный Медико-хирургический Центр им. Н.И.Пирогова. Здание в Петербурге, на Фонтанке, построенное по инициативе знаменитого хирурга Николая Пирогова , предназначалось для сестер милосердия, которые работали на полях Крымской войны. В этом госпитале лечили и выхаживали раненых. Сам Пирогов был глубоко религиозным человеком, и здешние сестры милосердия фактически представляли собой сестричество, православную общину. Подобные сестричества, к слову, сегодня активно возрождает владыка Пантелеймон (Шатов). – Как же в таком месте мог появиться абортарий? – Да, факт вопиющий. Он вызвал страшное возмущение православных жителей Петербурга. Те обращались в Законодательное собрание Петербурга, которое возглавлял господин Тюльпанов, ныне сенатор Совета Федерации. Никакого результата! Жителей города поддержал Сергей Миронов. Он требовал изменить ситуацию, направлял письма Валентине Матвиенко. Она ничего не сделала. Взывали и к нынешнему губернатору Георгию Полтавченко. Безрезультатно. – А что говорит руководство медицинского Центра? – Отмалчивается. Всё по-прежнему остается на своих местах. – Но ведь Юрий Шевченко – священник. И вот это сознание любого верующего человека вместить не в состоянии. Отсюда и резонанс.

http://religare.ru/2_93323.html

Покровский храм и народ-строитель Бабушки в юбках сидят на крыше, забивают гвозди 6 августа, 2016 Бабушки в юбках сидят на крыше, забивают гвозди В любую погоду идти по неверному весеннему льду, чтобы попасть на Литургию. Начать строительство храма, каждый день рискуя своей свободой. Носить кирпичи в подоле. Работать по ночам при отблесках пламени костра. Как они выдержали? Почему не сломались? «Правмир» рассказывает о Покровском храме города Энгельса и тех невероятных людях, что его построили. Покровский храм Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Энгельсе Саратовской области с виду скромный, небольшой, даже не в центре города. Но у него невероятная история. Даже митрополит Лонгин отмечает, что верующий человек не может пройти мимо этой церкви: – Для меня Покровский храм был дорог с первых дней моего служения на саратовской земле, потому что он является памятником вере, твердости, мужеству православных верующих людей России. В этом году у храма юбилей – 60 лет. Вроде бы совсем маленький срок, и с формальной точки зрения его история короткая. Но она является свидетельством того, как вера творит чудеса и на какие мученические подвиги готовы пойти верующие ради Господа даже в наше, далекое от значительных свершений, время. «Архитектурные достоинства Покровского храма весьма различны с церквями, выстроенными в XIX или в начале XX века. Но эта церковь драгоценна не роскошью архитектурных форм, не изысканностью убранства. Само открытие ее было едва ли не чудесно: оно совершилось в середине 1950-х годов, когда исподволь стала подниматься новая, так называемая хрущевская волна «борьбы с религией». Покровский храм – это вещественное свидетельство Промысла Божия и мужества верных Христу, явленных в России XX века, во времена самого длительного и жестокого гонения за всю историю Русской Церкви». Из статьи священника Алексея Мурылева Покровский храм 1781 года постройки (см. справку) просуществовал ровно до октябрьской революции. Лихие годы не оставили верующим Покровска ни одного шанса на место для молитв. Все храмы были разрушены: Вознесенский, Крестовоздвиженский, Петра и Павла, Александра Невского. Уцелел только Свято-Троицкий собор, его просто закрыли. В нем в разное время были то библиотека, то кружок юных техников, то просто склад. А прямо по тому месту, где недавно был алтарь Покровского храма, были готовы нестись поезда.

http://pravmir.ru/pokrovskiy-hram-i-naro...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники. Источник: Сайт " Глобус Беларуси " Кресто-Воздвиженский собор – крестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В.Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.

http://sobory.ru/article/?object=04903

Прихожане Благовещенской церкви совершили паломничество в Тихвинский монастырь ноября 2014 Отправляясь в путь, никто из паломников не думал о том, что Тихвинская обитель может быть духовно связана с Благовещенским храмом.  Но, оказавшись в монастыре, они стали делать открытие за открытием. Первый монастырский храм, где оказались паломники, - знаменитая церковь " Крылечко " .  Здесь находится большая чудотворная фреска Божией Матери - копия явленной Тихвинской иконы. Обращают на себя внимание очи Божией Матери: вместо строгости и печали в них угадывается улыбка. Эта фреска была написана на внешней стене монастыря в XVII веке. К стене здесь было пристроено крылечко, и поэтому в народе образ стали называть " Богородицей на крылечке " . В XIX веке, после исцеления перед этим образом тяжко болящего тихвинца Александра Боровского, здесь был построен храм, и фреска Божией Матери оказалась внутри него.   В храме " Крылечко " паломников встречали певчие архиерейского хора, которые пропели песнопения " Помилуй мя, Боже " и " Отче наш " .  Прикладываясь к чудотворному образу, паломники обратили внимание на то, что слева от нее находится еще одна фреска. Оказалось, что на ней изображен святитель Тихон Задонский - небесный покровитель Благовещенской церкви на Васильевском острове: он освящал Благовещенский храм в 1762 году, и он же теперь встречал его прихожан в Тихвинской обители.  После главного события - молебна перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Успенском соборе - паломников встретила экскурсовод Галина Соколова. Это был первый по-настоящему морозный день, и долго находиться на воздухе было трудно. Поэтому паломники вместе с экскурсоводом вошли в Крестовоздвиженский храм и именно здесь услышали рассказ о явлении Тихвинской иконы Божией Матери и основании обители. Явление чудотворной иконы Богородицы на скромной речке Тихвинке произошло в 1383 году - через три года после Куликовской битвы. А в то же самое время в Константинополе из Влахернского храма исчезла икона Богородицы, по преданию, писанная апостолом и евангелистом Лукой. Через семьдесят лет после этого  Константинополь был взят турками… Рухнула Византия - великая православная держава, Второй Рим, в то время как на северо-востоке укреплялся Третий. Именно сюда Божия Матерь пожелала перенести Свой чудотворный образ. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Вместо предисловия Она лежала и плакала неслышно. Эти слезы были для нее — «радостными и светлыми». Ей «все вдруг осветилось, как в откровении». Ей открылось, что — все — живое, все — есть: «будто пропало время, не стало прошлого, а все — есть!» Для нее стало явным, что покойная мама — с нею, и Шура, мичман, утопленный в море, в Гельсингфорсе, единственный брат у ней, — жив, и — с нею; а все, что было в ее жизни, и все, что она помнила из книг, из прошлого, далекого, — «все родное наше», — есть, и — с нею; и Куликово Поле, откуда явился крест, — здесь, и — в ней! Не отсвет его в истории, а самая живая его сущность, живая явь. Она страшилась, что сейчас забудет это чудесное чувство, что это «дано на миг»… боялась шевельнуться, испугать мыслями…но «все становилось ярче… светилось, жило…» И. Шмелев. Куликово Поле От корени свята (Воспоминания Александры Ростилавовны Зубковской) Девичья фамилия моей матери Натальи Сергеевны — Толгская. Ее отец, протоиерей Сергей Васильевич Толгский, происходил из семьи священнослужителей. Добрую память о себе оставил его отец Василий Григорьевич Толгский, соборный протоиерей города Бронницы. У отца Василия было четверо сыновей: Сергий, Александр и Николай удостоились священнического сана; Василий, обладавший красивым голосом, стал регентом хора. Коренные москвичи хорошо знали и любили моего дядю — протоиерея Александра Толгского, который был долгое время настоятелем храма Илии Обыденного на Остоженке. При отце Александре был введен добрый обычай петь акафист перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», великой московской святыней. Эту службу в старинном храме очень любил посещать покойный патриарх Пимен. Молебен этот и по сей день совершается каждую пятницу, утешая, радуя, умиряя скорбящие души: Пресвятая Богородица дает силы всем притекающим к ней понести личный крест и крест быть современником многих трагических событий нашего времени. Младшим сыном о. Василия Толгского был отец Николай, родившийся в 1886 году, мой дедушка, Сергий, о котором я расскажу далее, был его восприемником при Таинстве Крещения, тогда ему было 14 лет. Много даров получил от Господа о. Николай, главным из них был дар слова; близкие называли его Златоустом. О. Николай окончил Духовную Академию, был прекрасно образован. Служение свое начал в Крестовоздвиженской церкви в селе Алтуфьево, затем был настоятелем храма во имя прп. Сергия Радонежского на Сретенке, в Колокольниковом переулке, нес обязанности благочинного Сретенского Сорока. Его лично знал и ценил Святитель и исповедник Тихон, патриарх Московский. О. Николаю Господь уготовал мученический путь: он пережил ссылку и лагерь. Протоиерей Николай был расстрелян в 1937 году под Чимкентом, в местечке «Лисий Яр». Архиерейским Собором протоиерей Николай Толгский причислен к лику новомучеников Российских.

http://azbyka.ru/fiction/spasennyj-ot-be...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) мая Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского. В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Княгинин Дубенского уезда , а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе. Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро. Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе. 9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря. 15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома. 18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя. 16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.

http://fond.ru/foto/415/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1 (14) марта Священномученик Вениамин Фаминцев Священномученик Вениамин родился 19 января 1873 года в городе Коломне Московской губернии в семье священника Иоанна Фаминцева и его супруги Марии. Образование Вениамин получил в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 году. В 1894 году он поступил псаломщиком в храм в городе Клин Московской губернии. В 1901 году Вениамин Иванович был рукоположен во диакона ко храму в селе Карпово Богородского уезда, а в 1906 году – во священника к Троицкому храму в селе Троицком Бронницкого уезда Московской губернии. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в городе Коломне. С 1919 года он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Мещерино Коломенского уезда. В 1925 году отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, в 1931 году награжден крестом с украшениями. В семье у него было двое детей, сын и дочь. Сын Серафим, будучи больным от рождения, скончался в 1934 году в возрасте двадцати пяти лет, дочь жила отдельно, супруга отца Вениамина давно умерла, и он жил один, все свое время и всего себя посвящая служению Господу. В 1936 году Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить с молебнами по домам прихожан. До этого, чтобы ходить с молебнами, нужно было получить справку из мещеринской амбулатории, что в селе нет эпидемических заболеваний; с 1936 года работники амбулатории отказались давать церковному совету такие справки, а без справки сельсовет не давал разрешения на молебны в домах. Приходской совет все же обратился в сельсовет с просьбой: если нельзя ходить с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то разрешите ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и в которую прихожане могут доброхотно опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что в селе эпидемия скарлатины, хотя всем было известно, что это всего лишь несколько жителей болели ангиной.

http://fond.ru/kalendar/289/veniamin/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 1 (14) Священномученики Александр Смирнов , Феодор Лебедев Священномученик Александр родился в 1875 году в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году Александр Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. В 1903 году он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда. Храм был построен в 1754 году тщанием графа Александра Ивановича Шувалова. В 1913 году стараниями местного помещика Шлиппе при храме был выстроен дом для псаломщика, а священник жил в помещении, принадлежавшем тому же помещику, бесплатно. Храм находился в четырнадцати верстах от города Вереи и полуверсте от Ризоположенской церкви. У прихода была церковноприходская школа в деревне Паново и земская школа в деревне Сотниково. В 1903-1904 годах отец Александр был законоучителем в Сотниковской земской школе, а с 1904 года – законоучителем и заведующим Пановской церковноприходской школой. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета. За простоту в обращении и милосердие отец Александр был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов. В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, подобный антихристианским эдиктам языческих императоров Рима, ставивших своей целью уничтожение Церкви. Декрет советской власти запрещал любую форму проповеди, что подразумевало даже и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали.

http://fond.ru/index.php?menu_id=370&men...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010