Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы: имена на плитах 06.11.2020 518 Время на чтение 17 минут В номере 2 (63) журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии» мы рассказывали о судьбах игумении и монахинь саратовского Крестовоздвиженского монастыря после его закрытия; в этом номере журнала — завершающая часть рассказа о судьбах насельниц уничтоженной обители. Прихожане Казанского храма в Петровске, откликнувшись на наши публикации, сообщили о дальнейшей судьбе монахини Ксении (в миру Ксении Петровны Орловой, иноческое имя предположительно также Ксения), о репрессиях в отношении которой мы писали. В 1931 году Коллегией ОГПУ по Саратовской области она в числе 25 бывших насельниц монастыря была осуждена за антисоветскую агитацию к трем годам высылки. Отбыв наказание, вернулась в Саратов, работала в прачечной. Второй раз была вновь арестована вместе с игуменией Антонией (Заборской) и другими сестрами и 16 июня 1942 года приговором Саратовского областного суда осуждена к лишению свободы на 10 лет с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего лично принадлежащего имущества. Дальнейшая судьба сестры Ксении (Орловой) складывалась следующим образом. Спустя три года после приговора с июня 1945 года она стала служить алтарницей (следить за порядком в алтаре) в Казанском храме Петровска. Обстоятельства ее освобождения, к сожалению, нам не известны. Храм, закрытый советской властью, в котором размещался военный склад, был возвращен петровским христианам в 1944 году. Так выяснилось, что сестра Ксения, несмотря на шесть лет в ссылке и в заключении, осталась верна Богу и вернулась к служению в Его храме сразу, когда такая возможность появилась! Известно, что за хорошую работу в 1945 году ко дню Святой Пасхи она была премирована тремя килограммами пшеничной муки. Это говорит о том, что помогать храму она стала еще не будучи штатной работницей. Сохранился документ от 28 июня 1947 года, согласно которому Орловой К. П. было выдано из кассы Казанского храма на приобретение монашеской одежды 300 руб. Неоднократно сестра Ксения награждалась денежной премией. Трудилась она в храме вплоть до октября 1959 года. Ей было уже 77 лет, когда она покинула алтарь Казанского храма — вероятно, по состоянию здоровья. Более о ней информации пока не найдено.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/sarato...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Фомич Сиков (1873, Вятская губ.- 27.06.1918, пос. Невьянский Завод, ныне г. Невьянск Свердловской обл.), сщмч. (пам. 14 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил полугодичный курс вятской центральной противораскольнической миссионерской муж. школы, предназначенной для обучения взрослых (от 25 до 35 лет) грамотных крестьян, получивших начальное образование или самостоятельно овладевших грамотой. С 1907 г. служил псаломщиком. Был рукоположен Вятским и Слободским еп. Филаретом (Никольским) во диакона. 9 сент. 1912 г. назначен на вакансию псаломщика в Иоакинфовскую ц. при поселке Висимо-Уткинского завода Верхотурского у. Пермской губ. 24 марта 1914 г. И. определен священником в Знаменскую ц. при поселке Верхнетагильского завода (ныне г. В. Тагил). 3 апр. того же года в Крестовоздвиженской ц. архиерейского дома Екатеринбургским и Ирбитским еп. Серафимом (Голубятниковым) рукоположен во иерея. И. наставлял и окормлял прихожан и паломников, которых в праздничные дни собиралось более 300 чел. В храме находилась издревле чтимая чудотворная икона Божией Матери «Знамение», именуемая также «Новгородская». В поселке проживало большое количество старообрядцев, чтивших чудотворную икону Божией Матери. К приезду И. в местной церковноприходской школе по причине плохой подготовки учащихся не проводили выпускных экзаменов, из-за отсутствия казенного ассигнования все учителя трудились бесплатно. И. был вынужден закрыть школу. Еп. Серафим объяснил И. важность работы церковноприходской школы в населенном старообрядцами поселке и упрекнул его в недостаточности принятых мер к ее сохранению. Объяснив причины, по к-рым школа была закрыта, И., возможно, удалось привлечь дополнительные средства к возобновлению деятельности церковноприходской школы. 27 нояб. 1914 г. за богослужением в Знаменском храме еп. Серафим в слове к прихожанам указал лишь на один недостаток - отсутствие своего хора (на архиерейской службе в храме пели приглашенные певчие), «впрочем у вас этот недостаток искупается усердием, с каким вы прославляете Божию Матерь» (Екатеринбургские ЕВ. 1914. 49. Отд. неофиц. С. 1096).

http://pravenc.ru/text/578425.html

Молебен в Крестовоздвиженском храме д. Селифонтово (Сидорково) Вторая жизнь Крестовоздвиженского храма КАК ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАБРОШЕННОЙ ЦЕРКВИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СТАЛО МЕДИЙНЫМ СОБЫТИЕМ Недавно мы писали о Казанском храме в деревне Курба Ярославской митрополии, который восстанавливается силами энтузиастов. К счастью, это не единственная святыня ярославской земли, обретающая сегодня вторую жизнь. Другой пример — Крестовоздвиженская церковь в селе Селифонтово. Особенность, на которую мы хотели бы обратить внимание читателя в том, что добровольцы-реставраторы в этом случае не только собирают средства на консервацию и очищают храм от мусора и выросших за годы запустения деревьев, но и подробно делятся в соцсетях живым опытом реставрации объекта культурного наследия. Крестовоздвиженский храм на погосте деревни Селифонтово (Сидорково) был построен в 1787 году на средства князя Сергея Алексеевича Козловского. Храм пережил революцию и войну, но закрылся в 1962 году. До наших дней сохранились стены, частично своды, четыре купола и колокольня. Осенью 2019 года группа энтузиастов организовала в храме первый субботник, приуроченный к престольному празднику. В их числе была и заместитель директора ООО НПО «Стройреставрация» города Ярославля Юлия Николаева. «Для меня это жизненно важное дело, - объясняет она, - в этот храм 200 лет ходили мои родственники. Здесь их крестили, венчали, отпевали. На сельском кладбище похоронены мои прабабушка с прадедушкой». Поэтому мысль восстановить этот храм у Юлии Николаевой зрела давно. С этой идей она нашла поддержку секретаря Ярославской епархии, настоятеля Крестобогородского храма протоиерея Александра Пчёлкина. Кроме того, уверенности придавало то, что ее непосредственный руководитель - опытный архитектор-реставратор и председатель Ярославского областного отделения ВООПиК Вячеслав Сафронов - пообещал свою поддержку. «Но прежде, чем приступить к работе, мы с друзьями опросили жителей Селифонтово и окрестных сел, нужен ли им храм? Собрали более ста подписей и ответ стал очевиден, - продолжает Юлия.

http://e-vestnik.ru/society/posobie_dlya...

Первое, что видит путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, – это Крестовоздвиженский собор на Зареке. С самых давних времен здесь существовало кладбище по названию Троицкой церкви, построенной в 1783 г. В XIX в. Зарецкое Троицкое кладбище было своеобразной границей города – никакого жилья за ним уже не было, только огороды и покосы. Среди частокола деревянных и редких чугунных крестов возвышались две маленькие деревянные церкви, в подклете которых даже к июлю не успевал растаять зимний лед. Поскольку в Карелии зимы долгие и холодные, на месте старинной деревянной кладбищенской Крестовоздвиженской церкви решили построить каменную. Но в бедной Олонецкой епархии строить ее было не на что, а горное правление только что закончило возведение заводского Александро-Невского храма. И все-таки 16 июля 1848 г. на месте старого Крестовоздвиженского храма заложили новую церковь, которую строили 4 года. 14 июля 1850 г. храм увенчали крестом, а в ноября 1852 г. строительство было окончено. Сооруженную церковь величали красой города. Ведь тогда каменный храм в городе был только один – Александро-Невский. Более половины требуемой суммы (16 тыс. рублей серебром) на сооружение новой каменной церкви пожертвовал петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. 29 декабря (по ст. ст.) 1852 г. Высокопреосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, освятил храм. В 1857 г. усердием бывшего церковного старосты и купца Петра Аврамова (1824 -1875 г.г.) в Крестовоздвиженском храме был устроен второй престол, а также два каменных помещения – для хранения архива и ризного имущества. В 1896 г. при Крестовоздвиженской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей зарецкого квартала. Сначала своего помещения у школы не было и она располагалась в Назарьевском братском доме специально на Соборной площади для народных чтений. В церковно-приходской школе обучалось 99 человек. Когда в 1898 г. церковный совет принял решение построить при храме школьное здание, в газеты Санкт-Петербурга было подано объявление о сборе средств. Сто рублей, а по тем временам это была достаточно значительная сумма, пожертвовал на строительство приходской школы отец Иоанн Кронштадтский. Очевидной была и молитвенная помощь известного в России пастыря о духовном просвещении края. Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен архиепископ Олонецкий Венедикт, который благословлял строительство храма, но ушел из жизни, не дождавшись его завершения. В Крестовоздвиженском храме мы можем почтить память великого сына России – Константина Ивановича Арсеньева – ученого, педагога, одного из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь тайный советник К.И. Арсеньев был похоронен 29 ноября (по ст. ст.) 1865 г. (слева, у кануна).

http://sobory.ru/article/?object=01168

До XVII века эта реликвия пребывала в Патриаршем храме древней столицы Грузии — городе Мцхета. В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля . В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В. Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя , где все верующие смогут поклониться святыне. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня — часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить президента Российской Федерации В.В. Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани. Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы. С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября, 2019 История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября – день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя неподалеку от Гефсиманского сада. Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя. Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась? В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет). В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю : «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-ikona-b...

Марта 1 (14) Священномученик Вениамин (Фаминцев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Вениамин родился 19 января 1873 года в городе Коломне Московской губернии в семье Иоанна и Марии Фаминцевых; отец Иоанн служил священником в одной из церквей города Коломны. Образование Вениамин получил в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 году. В 1894 году он поступил псаломщиком в храм в городе Клин Московской губернии. В 1901 году Вениамин Иванович был рукоположен во диакона ко храму в селе Карпово Богородского уезда, а в 1906 году – во священника к Троицкому храму в селе Троицком Бронницкого уезда Московской губернии. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в городе Коломне. С 1919 года он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Мещерино Коломенского уезда. В 1925 году отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, а в 1931 году награжден крестом с украшениями. В семье у него было двое детей, сын и дочь. Сын Серафим, будучи больным от рождения, скончался в 1934 году в возрасте двадцати пяти лет, дочь, которая была на два года его моложе, жила отдельно; супруга отца Вениамина давно умерла, и он жил одиноко, все свое время и всего себя посвящая служению Церкви. В 1936 году Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить с молебнами по домам прихожан. До этого, чтобы ходить с молебнами, нужно было получить справку из мещеринской амбулатории, что в селе нет эпидемических заболеваний; с 1936 года амбулатория отказалась давать церковному совету такие справки, а без справки сельсовет не давал разрешения на молебны в домах. Приходской совет обратился с просьбой в сельский совет: если нельзя ходить с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то разрешите ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и в которую прихожане доброхотно могут опускать деньги на содержание храма после того, как священник поздравит их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что в селе эпидемия скарлатины, хотя всем известно было, что тогда всего лишь несколько жителей болело ангиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) ЖМП 7 июль 2015 /  25 августа 2015 г. 14:07 Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) З июня на 89-м году жизни отошел ко Господу находившийся на покое митрополит Николай (Шкрумко) ( 22.05.1927–03.06.2015). Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (в миру — Николай Яковлевич Шкрумко) родился 22 мая 1927 года в селе Кизя Каменец-Подольского района Хмельницкой области УССР. Еще мальчиком он начал прислуживать в храме. Во время войны, спасаясь от голода, он недолгое время жил в Почаевской лавре, где один из старцев предсказал ему, что в будущем он станет монахом этой обители. Но 1948 году, направляясь в храм на богослужение, Николай был арестован за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей. Его сослали на восемь лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (ст. Энозеро, Печная Губа, ст. Амбарная) и на слюдяных разработках (ст. Чупа, рудник Вуат-Варовка). Последний год перед освобождением работал в Петрозаводске слесарем на строительстве здания МВД и в 1953 году был досрочно освобожден. Как вспоминал владыка, жизнь захлестнула его и он забыл о предсказаниях почаевского монаха. Однако, живя и работая в Петрозаводске, он тайно посещал Крестовоздвиженский кафедральный собор (ему это было запрещено), где его приметил настоятель (впоследствии епископ Пермский Никон) и добился отмены установленного запрета. С этого момента Николай служил в храме чтецом, певчим, иподиаконом и в том же 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Статья, по которой отбывал заключение, не давала ему возможности жить в семинарии — только за 101-м километром. Чтобы учиться, ему пришлось жить на вокзале. «Измучился, вечно спать хотел. И так целый год. Семинарии не окончил», — вспоминал архиерей. В 1954 году Николай был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Валдае Новгородской епархии. Для него это стало настоящим чудом. Владыка вспоминал, что в этом ему помог начальник паспортного стола, верующий человек. Чиновник, рискуя своим статусом и свободой, предложил инсценировать потерю паспорта и на основании справки, полученной в милиции, выписал будущему владыке новый паспорт, где не было никаких отметок о судимости и ограничении места жительства.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Нижний Новгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году. В советский период закрыта в конце 1937 года. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено в феврале 1992 года. С этой даты начинается отсчет новейшей истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Освящена в 1993 году. В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских бывший псаломщик церкви Рождества Богородицы Иаков Гортинский (+1937) и инокиня Анна (+1937), которая с 1931 по 1937 год жила при храме после закрытия Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря. В 24 км от окского устья с левого берега в Оку впадает речка Гниличка. Издавна на ее левом берегу стояло село Гнилицы. Первые достоверные сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы относятся к 1745 году. Окончательно храм был построен к 1822 году. По инициативе отца Иоанна Белякова при храме в 1894 году была открыта библиотека. К 1912 году в ней насчитывалось 210 томов духовного содержания. В 1902 году по инициативе благотворителя купца Егора Косова было начато расширение трапезной храма на тысячу человек, устроено отдельное помещение для библиотеки на 70 человек. В 1903 году перестройка трапезной была завершена. Правый придел был освящен 26 сентября в честь Смоленской иконы Божией Матери, а левый 28 сентября – во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Приход Гнилицкого храма заботился о просвещении крестьян окрестных деревень, занимался благотворительной деятельностью. Так, в 1910 году были открыты земские школы в деревнях Нагулино и Стригино. В это же время при церкви существовала богадельня для старушек – небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным (занимал должность с 1910 по 1918 год).

http://sobory.ru/article/?object=04809

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010