Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Иоанн (Чулибрк) - «Тут моя жизнь имеет смысл...» 15.12.2013 646 «Косово: вчера, сегодня, завтра» - этой теме был посвящён Круглый стол в Российском институте стратегических исследований. В нём приняли участие люди, знающие ситуацию в Косово не понаслышке. Епископ Липлянский Иоанн (Чулибрк), викарий Белградской епархии Сербской Православной Церкви, много лет занимается переговорами - как с представителями международных сил, так и с албанцами, живущими в Косово. По окончании конференции епископ Иоанн ответил на вопросы корреспондента «Русского Дома». Корр.: Какова сегодня роль Православной Церкви в Косове и Метохии? Епископ Иоанн: По аналогии с Ближним Востоком, где ничего нельзя понять о конфликте, не говоря о Храмовой горе, так же нельзя понять происходящее на Балканах без понимания того, что Косово и Метохия являются священной землёй. Она и сейчас подтверждает это крайне необычным путём: даже люди, не родившиеся православными, начинают понимать, что это священная земля. Они чувствуют это. Чувство того, что это святая земля, полностью овладевает ими. Я говорю не только об албанцах, часть которых по своему происхождению являются сербами, но и о представителях международных сил, которые прибыли сюда, по сути дела, как оккупанты. Если уж говорить об албанцах, то надо иметь в виду, что традиционное патриархальное албанское общество сейчас находится под большой угрозой. С одной стороны, радикальный ислам, а с другой - агрессивная секуляризация, обмирщение, которое принёс западный мир. Патриархальный мир сейчас распадается у многих народов Европы, но у албанцев этот процесс особенно силён. Православная Церковь им сегодня может поведать о самом главном, о том, что Христос - краеугольный камень жизни для каждого человека на Земле. Если мы можем это свидетельствовать, значит, мы и есть настоящая Церковь. Потому что Христос даже с креста мог прощать своих врагов, это касается и многих европейцев, американцев, представителей международного сообщества, которые пребывают в Косово. Именно в Косово они узнают то настоящее, первоисконное христианство, которое во многом потеряло свои силы, свои духовные соки в западных вариантах христианства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Мониторинг СМИ Косово - боль сербского народа Интервью епископа Моравичского Антония, представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском, и иеромонаха Игнатия (Шестакова) корреспонденту Седмицы.Ru Марии Розинской 02.03.2008 23:30 17 февраля 2008 г. автономный край в составе Республики Сербия Косово и Метохия провозгласил государственную независимость. Многие государства уже признали Косово независимым, несмотря на то, что сербское сообщество резко отрицательно оценивает албанский сепаратизм, в Белграде и центрах сербской диаспоры в разных странах проходят акции протеста, практически во всех сербских православных храмах во всех уголках мира служатся специальные молебны о спасении косовских сербов. В воскресенье 24 февраля в Москве на сербском подворье, в храме Петра и Павла у Яузских ворот, был также отслужен молебен о спасении народа Косова и Метохии. Мы попросили епископа Моравичского Антония, представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском, и иеромонаха Игнатия (Шестакова), редактора сайта «Православие.Ру», преподавателя курса Истории Поместных Церквей Сретенской семинарии, автора статей «Православной энциклопедии» по истории Сербской православной, Церкви прокомментировать позицию Сербской Православной Церкви по поводу независимости Косова. Корр.: – Ваше Преосвященство! Какова позиция Сербской Православной Церкви по проблеме провозглашения косовской независимости? Епископ Моравичский Антоний: – Священноначалие Сербской Церкви полностью поддерживает руководство страны по этому вопросу. Целостность границ является важным принципом международного права и его столь грубое нарушение обязательно приведет к серьезным последствиям не только в Сербии и Балканах, но и во всем мире. Косово — это священное для любого серба место, это его духовная колыбель. Косово никогда не являлось независимой частью Сербии, а наоборот, на протяжении многих веков ее центром — ее неотъемлемой частью. Автономный статус края был во многом искусственным, да и появился он лишь при Иосипе Броз Тито, который крайне негативно относился к сербам и всему сербскому.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

4. Найдется ли, по вашей оценке, достаточное количество людей, способных пожертвовать, как велит Евангелие, всем, даже своей жизнью для спасения Родины? Евангелие положило высокоценный принцип: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн, 15:13). На днях был случай, о котором хочется поделиться с Вами и с российской общественностью. Один молодой человек, студент из Баня-Луки, приехал в Приштину и развернул сербский флаг перед зданием т.н. «парламента Косово». Это равно тому, как если бы какой-то русский молодой человек во времена коммунизма развил российский имперский флаг перед зданием коммунистической Думы в Москве . Конечно, молодого человека албанские полицейские избили, но потом его выпустили. Такая новость с видео-роликом воодушевила всех сербов, и устыдила сепаратистов, так как этот молодой человек проявил большую моральную силу в отношении к оккупантам. Я с гордостью могу сказать, что он - наш знакомый, и после того, как опубликовали ролик (он на «Голос Косово и Метохии» послал это видео, чтобы этот случай был распространен через СМИ). Такие люди есть, но мы должны воевать с апатией, которую сеют государственные учреждения предательской власти в Сербии, сепаратистские власти на Косово и Метохии, и другие организации поддерживаемые НАТО. Тогда, когда преодолеем пораженчество, мы сможем сказать о том, какое число таких людей. Пораженчество из героя делает слабака. Сербы, в общем, народ храбрый. С помощью Бога, православных братьев и правдивых людей в мире стоит бороться, пока есть возможностей для этого. 5. Ваши мысли о сегодняшнем положении, сложившемся на Косово: не оставят ли сербы свои дома, ища убежища в большой Сербии? Косово и Метохия - это сердце Сербии. Это не какой-нибудь пропагандистский лозунг, а научно доказуемый факт. Нынешняя власть в Сербии, вместе с некоторыми раболепными представителями сербской Церкви делают все, чтобы не дошло до такой развязки, т.е. чтобы сербы были заставлены либо выселяться, либо интегрироваться в тоталитарное государство, в котором господствует специфичный албанский фашизм. Я думаю, что НАТО и власть в Сербии больше хотят того, чтобы эта не выгнанная треть сербов с КиМ интегрировалась в «государство Косово» и стала «косоварами» - частью новой нации, и новой идентичности. В этом помогает им епископ Теодосий, участвовавший недавно, в мае 2013-го, в конференции, которую открыла сепаратистский лидер Атифете Яхьяга. На этой конференции еп. Теодосий сказал, что он хочет создание новой, более «широкой» идентичности, которая охватывала бы сербов с албанцами.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Мой отец воспитывал меня на Горном венце” (Горный венец” – произведение владыки Черногории Петра II Негоша – С.Л.), Косово с детства у меня в крови. Это вертикаль нашей жизни, моей жизни. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого и Черногории, под давлением, конечно, при насилии, невиданном в истории, отказались от Косово. И это тоже последствие бомбардировок 1999 года. Никогда в истории не было, чтобы 19 вооруженных стран, такая мощная армада, двинулись на маленький народ, маленькую страну, на Косово и Метохию, Сербию и Черногорию. И до такой степени это насилие дошло, что добились сначала отказа властей Черногории от Косова и Метохии! Церковь хранит историческую память о Косово. Что есть Косово и Метохия, если не Церковь? И народ, оставшийся там, – Церковь. Не я – Церковь и не Патриарх Ириней, мы просто несем особую службу в Церкви. И я, как человек, принадлежащий этой Церкви, этому народу, могу ли промолчать? Заглушить свой вопль?! Я не вмешиваюсь в политику и в их выбор, но я обязан, как хранитель вековой памяти народа, сказать: Подожди, кто дал тебе право отказываться от того, ради чего ты был избран на этот пост?!”» Косово. Митрополит Амфилохий хоронит своих чад церковных Исполненный любви и одновременно бесстрашный воин По определению владыки Афанасия (Евтича): «Сердце – синоним личности». Он весь был сердце, милосердное, глубокое. Вот несколько свидетельств об этом. Он весь был сердце, милосердное, глубокое «...Я слушаю курс по истории Балкан в Средние века, постоянно спрашивая преподавателя, что почитать. Среди большого количества литературы мне попадаются работы А. Риго о богомилах, скрывавшихся на Афоне и маскирующихся под исихастов. Поражённая этой информацией, начинаю копать дальше, мне встречается фрагмент книги владыки Амфилохия о св. Григории Паламе, и тут собственно исихазм, который казался мне заумной византийской схемой, становится не только намного более понятным, но и намного более привлекательным и полезным. ...Спустя несколько лет мой будущий муж рассказывает мне о своей учебе в Болгарии: ...к нам в семинарию на Прощёное Воскресенье владыка Амфилохий приезжал, и мы знали, и видно было, что человек он крайне занятой, но он нашел время для всех, от семинаристов до поварихи из Гагаузии, каждому уделил внимание, благословил всех нас, до сих пор эту встречу помню, и икону Петра Цетинского храню”.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/20/rab_bo...

– Довольно странно: в наше полное издевательской «критики» всего и вся время наши храмы полны молодежи, и все больше молодых паломников приезжают именно в Косово. Как это можно объяснить? Что ищет молодежь? – Да вообще в Сербии храмы полны молодежи. И – да, вы правы: все больше приезжают в Косово и Метохию. Люди ищут смысл. А какой сербу смысл без Косово? Так и со мной было в свое время: вроде бы никаких родственников здесь нет, а чувствую, что это мое, родное. В этом смысле Косово и Метохия – что-то совершенно надмирное, необъяснимое, здесь дух благого неповиновения, соблюдения завета, живое ощущение того, что есть нечто гораздо большее, более важное, чем мы, может быть, привыкли думать. То, что выше нас, но то, без чего мы не можем чувствовать себя людьми: святой царь Лазарь, Милош Обилич, Милан Топлица, косовская девушка, святой король Стефан Дечанский, Грачаница, святой король Милютин. Каким-то образом Косово зовет к себе нас, людей XXI века, потерявшихся в хаосе суетливого и злобного мира. Косово помогает нам прорваться сквозь этот злобный хаос, помогает увидеть источник подлинного света. Почувствовав его, ты начнешь понимать, что вернулся – к себе. Все остальное, что может предложить (и настойчиво предлагает) нам современный мир, источает смерть. Все настолько вторично, все эти социальные прогрессы, проекты, «как бы духовность», «борьба за права и равноправие», вся эта сиюминутность, возводимая в культ, не дает и никогда не даст ответа на главный вопрос, за которым мы идем в церковь: «Зачем я живу?» Поняв это, ты по-настоящему услышишь весть Церкви о Христе, о невиданном и неслыханном в истории – приходе Бога в мир ради нашего спасения. О распятом Боге, об Истине – что Воскресения не бывает без смерти, что радости не бывает без Голгофы. Это парадокс, но в глубине сердца мы все чувствуем его правоту. И когда мы узнаем Церковь, когда мы идем в храм, то понимаем, что нашли то, что искали, даже, может быть, не умея еще четко сформулировать вопроса. Потому что человек – сложное существо: если бы он мог объяснить себе, что ищет, то пошел бы в первый магазин и купил что надо. Только, оказывается, нет у нас таких магазинов. И слава Богу, что нет.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/12/otec_h...

В ходе создания новой «нации косоваров», стратеги этой программы по «строительству нации» поставили для себя цель разрушить как можно больше сербских духовных и культурных сокровищ, а остальное приспособить к своим интересам с помощью различных квазиисторических теорий, получающих государственную поддержку на самых высоких уровнях. Так, например, православный собор Богородицы Левишка в Призрене объявляется «старейшей римо-католической церковью в Косове и Метохии», монастырь Дечаны якобы был построен членами некого «клана Гази», а Патриархия и Грачаница будто бы построены на месте разрушенных католических церквей. Конечно, все эти лжеисторические теории не имеют ни малейшего основания, но в обстановке общей политизации истории дети этнических албанцев Косово усваивают эту ложь, и завтра они будут экстремистскими сторонниками этих идей. Поэтому и делается попытка превратить Косово, которое никогда не было единым географическим, этническим или политическим целым, в новое государство. Чтобы это сделать, необходимо создать историю Косово, культуру, нацию так называемых косоваров, новый флаг и т.д. Этот процесс совершается на основе рекомендаций целого ряда экспертов, в первую очередь из США, которые видят независимое Косово в качестве главного оплота американских интересов в этом регионе. Поэтому в самом последнем отчете госдепартамента США упоминаются «сербские косовары». Слово «косовар» - албанский перевод сербского имени «косовач», и сегодня в Косово, когда кто-нибудь произносит «косовар», он обычно имеет в виду косовских албанцев. Для нас, православных сербов, нашим отечеством была и есть Сербия, которой Косово и Метохия принадлежали веками. Эта провинция - лишь географическая концепция, которую можно рассматривать в более широком аспекте, и любая форма «косоваризации» сербского этноса, культуры и духовности в этом регионе является абсолютно неприемлемыми. Сербская Православная Церковь, будучи главным стражем и хранителем сербской и православной христианской самобытности, подвергается жесточайшим нападкам со стороны архитекторов нового «косоварского» государства, которое хотели бы видеть в этом регионе некоторые международные круги.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Название и территория Прежде всего необходимо сказать, что само название КОСОВО, навязанное коммунистическим антиисторическим и антисербским режимом после 1968 года, вместо прежнего полного названия: КОСОВО и МЕТОХИЯ неадекватно для территории , которая под ним подразумевается. С географической и исторической точки зрения, под названием Косово понимается, прежде всего, само Косово Поле – равнина на возвышенности (520-570 м над уровнем моря) в бассейне рек Ситницы и Лаба, пролегающая с севера на юг от Звечана до Качаника. На востоке от северной части Косово находится Косовица или так называемое Малое Косово (около Подуева), а к востоку от южной части Косово расположено Косовское Поморавье, ранее носившее название Морава. Западнее Косово, от гор Чичавица, Голеша и Црнолева простирается территория, носящая название Дреница (Верхняя и Нижняя, по р. Дренице), а дальше на запад от Дреницы, до граничащих с сегодняшней Албанией высоких гор, находится равнинная область Метохия, охватывающая в основном бассейн р. Белый Дрим. Северная часть Метохии в районе Печи до Истока в средние века называлась Хвосно, а во времена турецкого владычества (XVII в.) территория около Печи, Джаковицы и части северной Албании называлась Дукаджин, но в XVIII в. вернулось название Метохия. В южной части Метохии находятся области Подрима, Рибница, Хас и Призренская Подгора. Вся территория от Призрена до Скадара в средневековье называлась Пилот. Территория Косово и Метохии в силу удобства доступа к ней с разных сторон, особенно из Поморавья, Повардарья, Шумадии и со стороны Адратического моря, по праву считается важнейшим перекрестком Балканского полуострова. Отсюда текут реки в бассейн трех морей: Эгейского, Адриатического и Черного. Тут проходили континентальные пути между христианским Востоком и Западом, и с севера на юг, и с моря на восток. По плодородию и пригодности для скотоводства и земледелия, выращивания зерновых, фруктов, овощей и винограда Косово и Метохия принадлежит к числу наиболее плодородных областей на Балканах. Необходимо особо подчеркнуть, что в Косово находится много полезных ископаемых (серебро, золото, медь, никель, уголь), добывавшихся еще в средние века, и сейчас западные страны НАТО очень заинтересованы в производстве никеля в рудниках Трепча в Косово.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью Патриарха Сербского Иринея телеканалу «Спас» 13.08.2013 425 Время на чтение 6 минут Ваше Святейшество, все мы уже не один десяток лет следим за тяжелейшей ситуацией в Косово и Метохии. На этой священной для любого серба земле оскверняются православные святыни, изгоняются люди, жившие там на протяжении многих столетий. Как Вы думаете, что необходимо предпринять для того, чтобы ситуация в многострадальном крае изменилась? Косово и Метохия - это огромная и незаживающая рана нашего сербского народа. Косово колыбель нашей истории, нашей Православной церкви. Здесь находятся наши самые большие и самые древние монастыри. В городе Призрен находилась столица сербских королей. К огромному несчастью, сейчас Косово и Метохия это место, где сербы страдают больше всего. Не знаю, как сейчас в Сирии, но мы пережили в Косово, то сейчас происходит в Сирии. С лета 1999 года мы пережили огромную трагедию на Косово, массовое изгнание сербов из края, их унижения и убийства. Все это делали албанцы. И сейчас в Косово практически не осталось сербов. Особенно в Призрене, Джаково, Пече и Приштине. Там нет ни одного серба. В свое время в Скопье была столица Королевства Сербии. К сожалению, за эти годы из Косово и Метохии было изгнано двести пятьдесят тысяч сербов. Их дома и имущество разрушены и разворованы. Многие дом, которые уцелели, заняты албанцами. Причем, многие албанцы, занявшие эти дома, скорее всего, переехали в Косово из Албании. И даже, если бы сербы захотели вернуться в Косово и Метохию, уже никогда этого сделать не смогут. Вся эта трагедия сербского народа на Косово и Метохии происходит на глазах Европы, на глазах Соединённых Штатов Америки и всего мира. При этом никто из этих стран ничего не делает для того, чтобы сербы могли вернуться к своим родным очагам. Я считаю, что это был бы первый шаг для нормализации ситуации в регионе. И это огромная проблема, которую мы сейчас с трудом пытаемся каким-то образом решить. Желание Приштины и все её действия ведут к тому, чтобы отобрать и отделить Косово от Сербии навсегда. Делается все, чтобы появилось еще одно государство (албанское) кроме самой Албании. Я считаю это абсурдом. К сожалению, эту борьбу за албанское Косово, которое началась с так называемой Призренской лиги в 1887-1888 гг, сейчас осуществлена при поддержке Запада и других стран. (...)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Именно здесь в 1389 году произошла знаменитая битва на Косовом поле, в которой сербы, несмотря на героическое сопротивление были разбиты турками-османами. В середине XV века край был окончательно захвачен турками, осуществлявшими систематический геноцид христианского населения. Начался постепенный вынужденный отток сербов. В конце XVII века на непродолжительное время Косово было освобождено войсками Австрийской империи, но в 1690 году турки вновь перешли в наступление, значительная часть сербов покинула край вместе с отступающими австрийскими войсками. Одновременно с вынужденным оттоком сохранившего православную веру сербского населения, происходило заселение сербских земель албанцами, большинство которых после османского завоевания с выгодой для себя перешли в ислам. В результате, когда в начале XIX века освободительное движение добилось восстановление Сербского княжества и его автономии, Косово и Метохия (то есть коренная, исконная Сербия) оказались вне границ нового сербского государства. В ходе Балканских войн 1912-1913 годов Косово и Метохия оказались разделены между Сербией и Черногорией (Косово отошло преимущественно Сербии, и Метохия - Черногории). Осенью 1918 года в результате распада Австро-Венгрии возникло Государство словенцев, хорватов и сербов, к которому вскоре присоединилось Королевство Хорватия и Славония, а уже в декабре того же 1918 года это государство объединилось с Королевством Сербии под властью сербского короля в единое Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, которое впоследствии было переименовано в Югославию. Таким образом, в состав единого, на тот момент унитарного государства вместе с присоединением Черногории автоматически вернулась и Метохия. Стоит отметить, что уже тогда осевшие во времена турецкого завоевания на исконно сербских землях албанцы начали вооружённый мятеж с целью отторжения Косово и Метохии от Югославии, однако не имели успеха. После Второй Мировой войны и восстановления Югославии в форме федеративного социалистического государства регион Косово и Метохия получил статус сначала Автономной области, потом Автономного края и, наконец, Социалистического автономного края в составе Социалистической Республики Сербии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/...

Едва только распалась Югославия, сразу признали все эти новые государства 6 . Все действия международных комиссий были предвзяты. Просто заранее решили уничтожить Югославию. Зато Боснию хотели сохранить единой. Если бы и Босния разделилась, то было бы лучше. Летом 1990 года там было 18 процентов хорватов, 35–37 процентов сербов и 42 процента мусульман. Сербам не хотели дать автономию в Хорватии. Потом их перебили с помощью американцев и выгнали, а сейчас будто бы позволяют возвращаться, но это очень трудно происходит, как и в Косово. До 1941 года сербов в Косово было большинство. Албанцы, как мусульмане, всегда были орудием турок против нас. К тому же 30 процентов албанцев в Косово – сербского происхождения. Их раньше под давлением превратили в мусульман, это происходило с 1750 года, когда усилилось давление на православных. То же самое было и в Боснии. Потом из этих мусульман сделали албанцев. Во время Второй мировой войны они были за немцев. Тогда в Косово было убито 40 тысяч сербов, а 100 тысяч изгнано. Когда в 1945 году к власти пришел Тито, то он дал албанцам полную автономию в этом крае, а 100 тысячам сербов вернуться запретил. К тому же албанцы во времена правления Энвера Ходжи 7 массами приходили из Албании и селились в Косово и Метохии 8 . Косово – это восточная часть, а западная – Метохия. Там, в Метохии, большие участки плодородных монастырских земель. Коммунисты запрещали само название – Метохия, все называли – Косово, но это Косово и Метохия. На этой территории в 100–120 км по диагонали 1300 православных храмов и монастырей. В общем, антисербской была австрийская политика, и ватиканская в то же самое время, затем – коммунистическая, а теперь и американская. – Каково Ваше отношение к Милошевичу и проводившейся им политике? Какова его роль в событиях последних лет в Югославии? – Милошевич пробовал что-то делать, но все его дела оказывались медвежьей услугой и даже хуже. Он хотел удержать коммунизм и продлить ему жизнь. Все время говорил, что он коммунист. Выходило, будто Сербия защищает коммунизм, а ведь именно Сербия больше всех пострадала от коммунизма! Как и русские в России. Так что роль Милошевича оказалась пагубной, а кроме того, он, как агрессивный трус, действовал против своих! Если бы он был хорошим дипломатом, то не стал бы решать судьбу народов Боснии один, без Караджича, но он позволил его убрать 9 . И в Косово все один он решал. Надо было сербов спросить в первую очередь! Он не должен был решать проблему сербов один, никак!

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010