" Христе Божий, распятый и святый, вся Сербия летит на Косово " , - поется в косовском гимне. Вся Сербия устремляется на священное Косово поле, где 15/28 июня 1389 года произошла героическая и мистическая Косовская битва. Перед началом битвы святому князю Лазарю явился ангел Господень и спросил: " О каком царстве помышляешь, Лазарь, о земном или небесном? " Помолившись, отвечал Лазарь ангелу: " Царство земное быстротечно и суетно, Царство же Небесное - непреходящее, длящееся от века и до века " . Князь Лазарь избрал Царство Небесное и неколебимо со всем войском принял мученическую кончину за веру Христову. " Мы - потомки косовских героев, - пишет святитель Николай (Велимирович), - которые принесли себя в жертву за Крест Честной и свободу золотую. Мы - возрождающиеся и полные жизни пышные ветви народного древа, которое в Косово было срублено почти под корень. Не засыхает это древо, ибо кровь мучеников его оживотворяет. Не высох срубленный ствол, ибо Царство Небесное, которое избрали витязи Креста, даёт ему силы " . Мы передаем слово слависту, переводчику, председателю общества русско-сербской дружбы, члену Союза писателей России Илье Михайловичу Числову. - Косово для сербов - всё. Этим словом для сербов всё сказано, потому что это основа их национальной традиции, сербская Голгофа. Традиция любого православного народа неизбежно восходит к этому, но у сербов это наиболее ярко выражено. Каждый серб знает, что такое Косово. Я дерзну предположить, что для сербского сознания Косово, Косовская битва значат гораздо больше, чем Куликовская битва для русского. Самый обычный серб знает о Косове больше, чем любой русский о Куликовской битве, её героях, о значении её для русской истории. Опять же, если взять момент географический, именно Косово было когда-то центром средневековой державы Душана Сильного. Белград и северные земли находились на ее окраине. Столицей Белград стал только при наследнике князя Лазаря деспоте Стефане Лазаровиче, то есть уже в начале XV века. А Косово было всегда сердцем сербской державы. Это не только метагеографический символ, но и основа сербской традиции. Именно там, на Косове святой благоверный князь Лазарь избирает Царствие Небесное вместо краткого царствия земного. В Архангельском соборе Московского Кремля мы видим его изображение рядом с нашими святыми страстотерпцами, князьями Борисом и Глебом, первыми русскими святыми. Но есть и разница, поскольку всегда существуют различия в национальных традициях каждого народа, пусть и православного. Свою великую жертву князь Лазарь приносит на Косовом поле с мечом в руке. Вот этот героизм избрания Царства Небесного. Сербские витязи идут на смерть, но погибают с оружием в руках. Хотя, с другой стороны, многие исследователи справедливо проводят параллели между сербскими эпическими песнями косовского цикла и, допустим, таким известным европейским эпосом " Песнь о нибелунгах " . И всё же героический порыв сербов - это, прежде всего, христианский выбор, выбор героический.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Основные принципы (версия для печати)/Православие.Ru Основные принципы Православие.Ru , 15 февраля 2006 г. Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви и Комитета Священного Архиерейского Собора по Косово и Метохии по вопросу предстоящих переговоров о будущем статусе Косово и Метохии 1. Сербской Православной Церкви, ее верующему народу и святыням на территории Косово и Метохии в процессе решения будущего статуса Края необходимо обеспечить адекватную защиту и свободную жизнь, согласно основным принципам религиозных и человеческих свобод, принятых в демократическом мире. 2. Положение сербской общины в Косово и Метохии должно регулироваться особым видом децентрализации, которая обеспечит эффективную защиту жизненных интересов сербского народа, особенно в сфере образования, культуры, информации, здравоохранения и социальной политики, хозяйственных и имущественных вопросов, местной полиции и правосудия. Особенно важно, чтобы было обеспечено возвращение сербских беженцев, их безопасная жизнь и стабильное существование. В этом отношении Сербская Православная Церковь выражает всестороннюю поддержку Рабочей группе по политическим переговорам о будущем статусе Косово и Метохии, которая будет защищать интересы сербского народа и государства. 3. Наряду с заинтересованностью в институциональной, правовой и имущественной защите сербского народа на территории Косово и Метохии, Церковь жизненно заинтересована и серьезной защите своих святынь: монастырей, храмов, имущества и культурного наследия. Эти Святыни веками были и остаются верными хранителями и свидетелями духовного и культурного идентитета сербского народа на этих территориях и как таковые должны быть сохранены для будущего, так чтобы им был обеспечен особый статус в рамках будущего всеобъемлющего решения для Косово и Метохии. Важно не только защитить отдельные святые места как религиозные и культурные памятники, но и как действующие общины живого народа. 4. В сотрудничестве с соответствующими экспертами в ходе разговора необходимо определить конкретные решения, которые бы обеспечили Сербской Православной Церкви, духовный центр которой находится в Печской Патриархии, и ее Рашко-Призренской и Косовско-метохийской епархии полную внутреннюю автономию, свободную пастырскую и миссионерскую работу с верующими, защиту имущественных и других прав, защиту названий и идентитета. А также беспрепятственную связь с каноническим и административным центром Сербской Православной Церкви в Белграде. В этом отношении очень важно, чтобы для Сербской Православной Церкви в рамках будущего Закона о религиозных свободах в Косово и Метохии были обеспечены полные права, согласно Хартии Объединенных Наций и другим соответствующим международным актам о защите прав человека и религиозных свобод и прав.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Подвергается ли сербское население, священники и монахи СПЦ в Косово и Метохии дополнительной опасности в связи с создавшимся положением? Насколько серьезна угроза гуманитарной катастрофы? Хор братии Монастыря Високи Дечани События на севере Косово сказываются и на сербском населении южнее р. Ибар. Произошло несколько инцидентов, вызывающих озабоченность. Вопросы перехода границы и таможни должны быть решены в срочном порядке, в противном случае нас ожидает гуманитарный кризис, особенно в области здравоохранения, что в XXI веке абсолютно недопустимо. К югу от Ибара существует серьезная проблема в селе Прилужье (община Вучитрн): сербы из этого села не согласны со строительством на его территории моста, что приведет к превращению дороги, проходящей через село, в транзитную для жителей соседних албанских сел. При использовании этого транзита албанцами угроза жизни и имуществу жителей Прилужья неминуемо увеличится. Наши люди не против строительства моста вообще и предлагают построить его вне села. Я искренне верю, что в данном случае разум победит, и мы придем к компромиссу. И Приштина, и международное сообщество должны понимать, что сербы будут относиться к ним с оправданным недоверием до тех пор, пока не будет высказана искренняя и недвусмысленная готовность пойти навстречу их основным интересам. Две трети довоенного сербского населения Косово и далее остаются беженцами, а оставшиеся на Косово сербы живут в постоянной опасности и имеют полное право требовать защиты и соблюдения своих прав, что сейчас находится на совершенно неадекватном уровне. Сербы веками живут в Косово, и мы не можем быть здесь национальным меньшинством. Поэтому нужно создать необходимые условия для нормальной жизни всего нашего народа здесь, для возвращения тех беженцев, которые хотят вернуться к родным очагам. Можем ли и смеем ли мы согласиться с разделом Косово, которое опять предлагают некоторые местные политики? Монастырь Печка Патриаршия Раздел Косово и Метохии, который, к сожалению, крайне безответственно предлагают отдельные политики под видом «разграничения сербов и албанцев», представляет собой абсолютно неприемлемый отказ от важнейших исторических территорий, пренадлежащих нам.

http://pravoslavie.ru/49188.html

Помните, как символичен конец Содома и Гоморры? На этом месте находится Мертвое море. Это – плод такого образа жизни. ­— Кроме мира секулярного, безбожного, на Церковь наступает мир фанатичный. Расскажите, какова сейчас ситуация в Косово? Насколько тяжел там религиозный конфликт? — Сейчас там больше ощущается конфликт национальный. Но в его глубинах лежит религиозное столкновение, так как большинство косовских албанцев происходят от бывших христиан. В большинстве своем это были православные сербы. Но изменение веры изменило и национальное самосознание. И такая жестокая ненависть, которую можно наблюдать в Косово, связана как раз в том, что этот народ хочет уничтожить свою память, свои корни, которые до сих пор где-то в глубинах присутствуют. У нас есть такая поговорка: «Кто вырвал око твое? Брат. Потому и язва такая глубокая». Когда братья ненавидят друг друга – это самая ужасная ненависть, ненависть, порождающая безумие. Так вот и случилось, к сожалению, в Косово. Конечно, косовские албанцы ничего бы не могли сделать без поддержки Соединенных Штатов и пакта НАТО. США имеют свои геополитические интересы: через Косово прокладывается дорога на Украину, Россию и через Сибирь на Восток. Косово всегда было геополитически важной точкой: через него проходили такие дороги с Востока на Запад и с Запада на Восток. Символично, что сегодня, как и в XIV столетии, именно тут, в Косово, решается судьба мира. Тяжело, что в Косово уничтожены многие храмы. Сотни тысяч людей изгнаны и лишены возможности вернуться. Особенно это касается больших городов, например, Приштины. В Приштине было почти сто тысяч сербов – сейчас их осталось всего 60-70 человек, а город вырос в три раза, туда приезжают из Албании, из деревень. Вот уже десять лет идет оккупация. Албанцам помогают американцы и европейцы, а сербский народ находится на новом распятии. Кстати, у нас до Рождества должна выйти книга – «Новое косовское распятие». И уже раньше вышли две книги на тему косовской трагедии: «Крест Христов и новый косовский завет» и «Косово – глава царя Лазаря».

http://pravmir.ru/mitropolit-chernogorsk...

Через несколько дней после «провозглашения независимости» в Приштине Правительство Сербии и высшие иерархи Сербской Церкви ясно и твердо выразили свою позицию, которая означает только то, что сербы никогда никакого «независимого Косово» на своей территории не признают и полны решимости бороться за Косово и Метохию. И в такой ситуации говорить здесь в России о «независмости Косово» как о свершившемся факте или только лить «крокодильи» слезы по этому поводу по крайней мере неосмотрительно. Если конечно мы действительно хотим быть вместе с сербами и помочь им. То, о чем я говорю, к счастью, не очень широко распространено, но, тем не менее, стоит задуматься над этим. Тем более, что позиция России, мнение и любое высказывание со стороны российский политиков, общественных деятелей, представителей Русской Православной Церкви имеет для сербов большое значение и они очень внимательно и с надеждой за этим следят. С другой стороны важно учитывать исторический опыт сербов. Попытки отнять у них Косово были и раньше, и часто положение православного населения в этом крае было далеко не лучше, чем сейчас. Достаточно исчерпывающе история этой проблемы отражена в Меморандуме Архиерейского Собора СПЦ о Косово и Метохии , принятом еще в мае 2003 г. В самом начале этого документа подчеркивается: «Проблема Косово и Метохии возникла не сегодня и не вчера, она насчитывает несколько веков. Помимо многовековой турецкой оккупации и великоалбанской экспансии, проблему особенно обострили нацистская оккупация (1941-1945 годов), коммунистическая антидемократическая и антисербская власть последних 55 лет (1945-1999 годов), а в последние четыре года, грубое вмешательство в непрекращающуюся драму Косово и Метохии евро-американских сил». Однако сербы смогли выстоять, сохранить очаги своей национальной культуры, а Сербская Церковь сохранила свои святыни. И несмотря на весь трагизм положения мы не должны предаваться унынию. Напротив сейчас от всех нас требуется воля в победе, твердое упование на волю Божию, молитва и всесторонняя поддержка сербов. Источник: " Седмица " Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Существует необходимость открытия кухонь и в других местах. Эти четыре расположены в основном в Поморавском округе - это самый бедный район Косово и Метохии. Но есть необходимость открыть кухни и в других местах. Будем ли мы в состоянии это сделать, зависит от результатов этих гуманитарных акций. - Владыка, уже несколько месяцев величайшие сербские святыни епархии в Косово и Метохии, включая и резиденцию епархии монастырь Грачаницу, живут так же, как монахи жили несколько веков назад, - без электричества. Многие не понимают, в чем именно дело. Многие спрашивают, что это за счета, по которым надо платить. Объясните, пожалуйста, в чем суть нынешней проблемы отключения электроэнергии. - Дело вот в чем. Мы, естественно, не противимся тому, чтобы, несмотря на тяжелое финансовое положение, заплатить за использованную нами электроэнергию. Монастыри в состоянии заплатить. Но электроэнергия - это только один из способов принудить сербов Косово и Метохии и Сербскую Православную Церковь через подписание договоров с " Косовской энергетической корпорацией " (КЭК) молчаливо признать независимость Косово и Метохии - этого самопровозглашенного второго албанского государства на Балканах. Так как КЭК, по сути, единственная энергетическая корпорация в " государстве Косово " , как написано на их сайте, то это то, что останавливает нас заключить с ними договор. Через подписание этого договора мы, сербы, по сути признали бы так называемое " независимое Косово " , но этого мы делать не хотим. Вся проблема в этом. Мы уже обращались к нашим властям в Белграде, прежде всего к Министерству по делам Косово и Метохии, и просили, чтобы наше государство - потому что у нас другого нет, и мы не хотим другого - объяснило нам, как себя вести: или подписать этот договор, или не подписывать. За последние два месяца мы три раза обращались к нашим властям и ни разу никакого официального ответа не получили. - Почему же молчит официальный Белград? - Через СМИ Министерство по делам Косово и Метохии время от времени что-то сообщает о том, что оно рассматривает эту проблему, что ищет решение, что они не могут принять решение и что его должно принять руководство Сербской Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Последование К. 18 марта в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: кондак 1-го гласа      :, к-рый в студийских Минеях был седальном (греч.: Η γλσσ σου σφε); канон авторства Феофана с акростихом Κριλλον μν τν πρεδρον Αλας (        ) 4-го гласа, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Κοσμσας τν ψυχν, ρετν τας δαις (        ); цикл стихир-подобнов; седален. В рукописях сохранились песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак Στλη ρετν φνης τ οκουμν (Столп добродетелей явился вселенной…) (Типикон XIV в. Lesb. Leim. 88, л. 71 об.); стихира-подобен (Минея IX в. Sinait. gr. 607, л. 65 об.). А. А. Лукашевич Иконография В изобразительном искусстве визант. времени иконография К. неустойчива. Встречается по крайней мере 2 различных типа изображения К. с разной возрастной характеристикой. В ряде памятников его облик сходен с обликом свт. Кирилла Александрийского: средних лет, с темными волосами и длинной узкой бородой с непокрытой головой, иногда в островерхой шапочке (напр., на фреске в алтаре ц. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия, ок. 1337 г.,- в шапочке; на минее на март из комплекта 12 икон (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 104 об., кон. XV в.), в 2 последних примерах без головного убора). Другой тип изображения отражен в греч. подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания»: «…старец с круглою бородою» (Ерминия ДФ. С. 162) и представлен, напр., на миниатюре в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f.1. Fol. 32v, 1322-1340 гг., под 18 марта, по пояс, в серо-голубой фелони, с омофором, с Евангелием в покровенной левой руке). Свт. Кирилл Иерусалимский. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Свт. Кирилл Иерусалимский. Роспись ц. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Нынешний настоятель храма отец Трайко сказал, что даже в день печали, в день воспоминания смерти святого Иоанна Крестителя, есть место подлинной сердечной радости: храм в Урошевце полон народа. К сожалению, в остальные дни года храм по большей части пустует: в Урошевце нет больше православных сербов за исключением самого отца Трайко и его семьи. Церковь построена в 1933 году. Как и сотни других православных храмов в Косово и Метохии, была осквернена албанскими экстремистами: во время войны 1999 года, потом в 2000 году, а затем во время мартовского погрома 2004 года. В этом городе вы почти не услышите сербский язык. Оставшимся пяти сербам нелегко. Один из немногих друзей отца Трайко – имам местной мечети, что стоит неподалеку от храма. Священник не может, как это принято повсеместно в Сербии, ходить по городу в подряснике. Их с матушкой дети играют только дома, а до ближайшей сербской школы около 20 километров. Из более чем тысячи изгнанных из родных домов через 22 года после войны в Урошевац не вернулся никто. Многие святыни Косово и Метохии либо осквернены, либо уничтожены, историческое наследие Сербии и сербского народа под угрозой. Но такие встречи за литургией, общим делом, возвращают нам надежду, что Урошевац и другие сербские города и села Косово и Метохии не исчезнут с лица земли, потому что есть сила, способная воскресить их – сила Христова. Быть с Христом, жить с Ним очень важно для нас, косовских сербов. Мария Васич, Урошевац, Косово и Метохия. Подготовил Степан Игнашев P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить: Обязательна пометка: «Помощь Косово». Фото Марии Васич   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/politnews/2022/09/12/...

Нынешняя встреча стала вторым раундом этих собеседований. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП. Армянскую Апостольскую Церковь представляла делегация во главе с епископом Гегаркуника Маркосом Оганесяном. Участники собеседований были приняты Его Святейшеством Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. По окончании работы комиссии состоялась встреча участников собеседований с представителями международных и армянских правозащитных организаций.. В ходе собеседования обеими делегациями были представлены доклады, после чего состоялось их обсуждение, во время которого поднимались темы генезиса идеи прав человека, ее связи с христианской традицией и другими мировоззренческими системами, моделей церковно-государственных отношений, форм миссии Церкви в современном обществе. В результате работы было принято совместное коммюнике. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Московского Патриархата на данной встрече. ЖУРНАЛ 22 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об одностороннем провозглашении в Крае Косово и Метохии так называемой «независимости» от Сербии. Справка: Косовский парламент в одностороннем порядке провозгласил декларацию о независимости от Сербии 17 февраля. На экстренном заседании архиереев Сербской Православной Церкви, собравшихся в Сербской Патриархии 19 февраля 2008 года по поводу провозглашения независимости Косово и Метохии, было принято заявление, в котором страны, признавшие акт скупщины в Приштине, названы опозорившими себя и свой исторический путь. В заявлении констатировано, что сегодня сербы имеют поддержку со стороны великих держав братской России, дружественного Китая и ряда других стран, уважающих нормы международного права.. Ранее, 17 февраля с.г., Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви призвал косовских сербов, сербское монашество и священство в Косово не покидать родные места. Собравшийся на специальное заседание по этому поводу Синод СПЦ объявил незаконным принятый в этот день косовскими албанцами акт о независимости Косово. В принятом заявлении говорится, что Косово и Метохия были и должны оставаться неотъемлемой частью Сербии; что выделение Косово и Метохии из состава Сербии представляет собой форму насилия, сравнимую только с периодами оккупации и тирании; что в данном случае это означает легитимизацию многовекового османского насилия. Синод СПЦ выразил надежду на то, что Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности незамедлительно выступят в защиту нарушенных прав человека, принципов свободы совести и государственности Республики Сербия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

Имея в виду это трагическое положение и постоянно существующую угрозу неалбанскому населению на территории Косово и Метохии, невозможность возвращения беженцев, продолжение этнической чистки и уничтожения культурного и исторического присутствия сербского народа на этих территориях, Священный Архиерейский Собор считает своей обязанностью поставить на вид нашим властям и международным деятелям следующее: 1. Поддержка независимости как окончательного статуса Косово и Метохии означала бы не только санкционирование всех приведенных и не приведенных выше фактов изгнания, разрушений и преступлений в Косово и Метохии, но и легализацию тех оккупационных (фашистских) и послевоенных (коммунистических) преступлений, гонений (изгнаний), решений и их последствий на этих территориях, о которых речь идет в нашем Меморандуме, прилагаемом к этому 2. Сербская Православная Церковь самым решительным образом требует от Объединенных наций и ЮНЕСКО, а также от Европейского союза, помимо обеспечения возвращения всех беженцев и восстановления их домов и условий для нормальной жизни, срочного восстановления всех святынь – религиозных и культурных памятников, разрушенных на территории Косово и Метохии во время правления органов международного сообщества, УНМИК и КФОР. Косово и Метохия - единственная территория в Европе и мире, где в наши дни разрушено такое количество памятников христианской культуры и цивилизации, и сделано это в присутствии международного сообщества! Хорошо, что совместно был восстановлен мост на Неретве в Мостаре (Босния и Герцеговина). Однако Церковь ожидает и надеется, что Объединенные нации и Европейский союз окажутся наконец на высоте своей исторической ответственности и взятых на себя обязательств в деле восстановления и сохранения Косово-метохийского духовного и культурного наследия, имеющего без сомнения мировое значение. Неисполнение этого требования Церкви означало бы награждение исполнителей преступлений и террора, военного (фашистского) и послевоенного (коммунистического) и новейшего (террористического) в отношении Сербской Церкви и народа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010