Другое тоже широкомасштабное переселение сербов из Косово и Метохии произошло в 1737 г. после второй Австро-турецкой войны, при Патриархе Арсении IV Йовановиче-Шакабенде. Приведем одно письменное свидетельство современника из Печи относящееся к 1737 г. в нем говорится: «Ох, лета Господня 1737 был великий мятеж, когда немцы взяли Ниш… Тогда бежал Патриарх Сербский господин Кир Арсений Червертый. Ох, как только все не пострадал тогда род христианский, какой мукой мучен не был. Невозможно в это время писать об этом, в страхе от турок. Тогда и Косово было пленено. Что еще скажу: не было такового во дни Диоклетиана/когда было страшное гонение на христиан/как сейчас, ибо Бог попустил за грехи наши. Писал, Петар Андрейич». Между тем, тогда Косово и Метохия от сербов очищены не были. Наряду с другими свидетельствами, сообщающими о дальнейшем страдании косовско-метохийских сербов в течение XVIII и XIX вв. мы имеем ясное доказательство и о том, что в катастихе монастыря Девича и похожем катастихе монастыря Святой Троицы под Мушутиште/Сува Река/записаны имена многочисленных сербов – благотворителей этих и других монастырей. Речь идет о десятках и сотнях сел, со священниками и приходами. В одном только Девичском катастихе насчитывается по крайней мере 200 сербских сел с приходами и священством, в качестве жертвователей этой особо почитаемой в народе великой православной святыни, в которой покоится святой Иоанникий Девичский. Но сколь сербский народ ни был жизнестойким и способным к сопротивлению и сколь он не выдерживал многие насилия и страдания, все же давление и бесчинства «диких арнаутов» и беззаконных измаильтян турок продолжались и усиливались, в виду чего имели место и единичные и групповые случаи бегства с территории Косово и Метохии, о чем писалось все больше потрясающих свидетельств. Одной из особенностей сербского существования в Косово и Метохии является постоянное восстановление своих христианских святынь, церквей и монастырей после их разорения. По подсчетам историков и других ученых, в XVIII - XIX вв. из Старой Сербии выселено на территорию Сербии к северу от Косово и Метохии в другие западные сербские области, около полумиллиона человек. Наиболее крупномасштабные переселения были связаны с войнами Сербии и Турции в начале XIX в. (восстания Карагеоргия и Милоша, 1804 и 1815 гг.) и войны 1876-1878 гг. Особенно после известного Берлинского конгресса 1878 г, когда страдание сербов в Косово и Метохии было во многом схоже с событиями сегодняшних дней.

http://pravoslavie.ru/40798.html

В соответствии с официальным заявлением специального представителя генерального секретаря ООН по Косово Мартти Ахтисаари общий характер вопросов обсуждаемых на переговорах в Вене таков: сербская сторона по-прежнему готова «дать практически все, кроме независимости», албанская сторона не принимает «ничего, кроме полной независимости». Какие мотивы стоят за этими позициями? Сербская сторона, соглашаясь на самую широкую автономию края, демонстрирует свою добрую волю и стремление к миру между албанцами и сербами в Косове. В этом контексте твердое требование независимости с албанской стороны выглядит угрожающе.  Тем более что такого рода слова подкрепляются делами: только за неделю, предшествовавшую минувшему раунду переговоров 7 августа, экстремисты взорвали церковь в городе Обилич, трижды обстреливали сербские села из автоматического оружия, а также осквернили православное кладбище в предместье столицы края Приштины. Упорно несговорчивая позиция албанской делегации, в составе которой находятся по большей части полевые командиры так называемой Освободительной армии Косово, объясняется тем, что западные страны готовы сейчас поддержать требования албанской стороны без предоставления каких бы то ни было гарантий коренному сербскому населению. 2006 год объявлен годом окончательного определения статуса Косова, пока что формально находящегося под суверенитетом Сербии. Теперь официальная формула урегулирования конфликта, принятая на уровне ООН, отводит стандартам соблюдения прав и безопасности сербского населения Косова второстепенную роль. После вручения патриаршей награды Ненад Попович ответил на некоторые вопросы журналистов. – Господин Попович, насколько Косово и Метохия могут быть сегодня независимы экономически? – С экономической точки зрения Косово не имеет возможности существовать самостоятельно. Последние несколько десятилетий все республики бывшей Югославии финансировали Косово. Косово самостоятельно не жило никогда. Международное сообщество в течение последних шести-семи лет вложило в Косово несколько миллиардов долларов, а никакого экономического прогресса нет. Есть некоторые страны, которые пытаются искусственно превратить Косово в независимый остров, разорвать экономические связи, исторически сложившиеся между Косовым и остальной частью Сербии. Худший путь для развития Косова выбрать невозможно. Результаты такой политики уже сказываются: безработица в Косове достигает 60 %, большая часть безработных – это молодые люди младше 30 лет; 97 % товаров импортируется. В Косове настоящий энергетический кризис, ежедневно происходит отключение электричества на 10–15 часов, а есть регионы, где даже 20 часов в сутки нет электричества. (Наиболее часто и на длительный срок электричество отключается именно в сербских селах. –  Примеч. А. С.). Сегодня говорить о Косове как о государстве, которое может вести самостоятельную экономическую деятельность, абсурдно.

http://pravoslavie.ru/576.html

После случившегося властям Югославии и мировой общественности был направлено Обращение в защиту сербского народа и его святынь в Косово и Метохии, подписанное 21 священником и священномонахом - представителями сербского духовенства из всех краев Сербской Патриархии и в том числе с Косово и Метохии. В этом обращении с удивительной искренностью и честностью, по-христиански была изложена сербская церковно-национальная проблема Косово и Метохии. Приведем лишь заключительные слова из этого Обращения: «Свидетель нам Бог и наша совесть: мы не желаем албанцам никакого зла, а лишь хотим сберечь наш народ и наши Святыни в Косово и Метохии, ради себя и ради них… Мы желаем албанскому народу всего наилучшего, путь Бог будет нам свидетелем». Между тем, тогдашние власти не только остались глухи к этому обращению, но и преследовали за из-за него. Некоторые сербы только за то, что имели у себя текст Обращения и распространяли его, подвергались избиениям и заключению. Высшие коммунистические функционеры Белграда, Сараево, Загреба и Нови Сада, открыто нападали на подписавших это обращение и на Сербскую Православную Церковь, за то, что она «вмешивается в политику». Эта политика на Космете была антисербской и проалбанской, и получалось, что албанцы жаловались на титовскую власть коммунистического периода, от которой в Косово и Метохии больше всего страдали именно сербы. Косово и Метохия под властью Слободана Милошевича При режиме Милошевича с 1990 года, когда албанцы перестали подчиняться и оставшимся символическим государственным институтам республики Сербии. Очистка многих населенных пунктов Косово и Метохии от сербов продолжалось. Сейчас при НАТО и УНМИК этот процесс достиг небывалых размеров: из около 300 тыс. сербов и цыган, в течение июня - июля 1999 года было изгнано две трети, а оставшаяся треть постоянно подвергается нападениям, лишена права на самооборону и делает тщетные попытки добиться защиты их жизни, домов, имущества, святынь, культурных и национальных памятников. От сербов очищено множество населенных пунктов и практически все города, кроме северной части Косовской Митровицы.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Ситуация в Косово оставалась в центре внимания СМИ. В статье «Война храмов и мечетей» журналист «Новых известий» Алексей Терехов отмечает: «Уже более 60 лет православные святыни сербов в автономном крае Косово и Метохия не могут восстать из пепла. Мусульмане-албанцы с неистовой жестокостью разрушали монастыри и храмы еще во время Второй мировой войны. Тогда они действовали под прикрытием итальянских нацистов. Точное число разграбленных в те годы церквей и храмов узнать очень трудно. Во время военного конфликта 1999 года, когда в регион вошли войска НАТО, албанцы уничтожили и осквернили 107 церквей. Каждый раз православные священники своими силами заново отстраивали обители. Предстоит им это и теперь. Всего за три дня погромов, 17–20 марта 2004 года, было разграблено и повреждено более 40 сербских монастырей, храмов и церквей. «Эти церкви даже турки не трогали во время многочисленных войн в прошлые века, – рассказал «НИ» глава местного управления Косовской Митровицы Оливер Иванович. – А сейчас албанцы обратили их в руины». Для сербов Косово – это Святая Земля, поэтому ни один из них не может без слез говорить о том, что там происходит. «А что бы вы чувствовали, если бы у вас кто-нибудь уничтожил храмы во Владимире или собор Василия Блаженного в Москве, – сказал «НИ» житель Косовской Митровицы Филипп. – Албанцы просто хотят нас выжить с этих земель. Они уничтожают любое упоминание о сербах». О ситуации в Косово в этой же газете опубликована и другая статья – «Люди, бегущие от резни в Косово, доведены до отчаяния» , в которой тот же автор рассказывает о своих впечатлениях от поездки в Косово с гуманитарным грузом. На патриаршем сайте опубликована расшифровка телепрограммы «Православная энциклопедия», посвященной ситуации в Сербии: «Косово: заложник чужой геополитики» . В программе рассказывается о том, что геноцид против православных сербов в этом крае начался не вчера, идет речь о событиях в Косово, об истории Православной Церкви и многовековой духовной связи между Русской и Сербской Православными Церквями.

http://pravoslavie.ru/4893.html

Косово является для сербов не каким-то вымышленным, мифическим прошлым, а исторической действительностью, христианской истории, которая продолжается и не заканчивается сегодняшней трагедией. «Это наше святое мученическое Косово и Метохия, которое есть наш Святой Иерусалим, которое есть душа нашей души, которое наш образ, которое корень нашего бытия, которое наша судьба, без которого мы перестаем быть тем, кто мы есть, потому что в Косово и Метохии мы стали зрелым историческим народом и устами святого великомученика Косовского Лазаря раз и на всегда избрали Царство Небесное». Позиция Его Святейшества Патриарха Сербского Павла, Священного Архиерейского Синода и Архиерейского Собора, неоднократно и недвусмысленно выражавшаяся, является проявлением истинного христианского образа и чистой совести, исстрадавшегося сердца и души православного сербского народа – для всех тех, кто имеет очи да видят и уши да слышат. Письмо владыки Рашко-Призренского и Косовско-Метохийского Артемия, направленное в Великую Пятницу 1999 года официальным лицам США и государств Западной Европы выразило, в тяжелые дни оголтелой бомбардировки НАТО многострадального сербского народа и Сербского Косово, позицию всех сербов Косово и Метохии и других сербских краев. Но господа западные всемогущественные властители не хотели услышать этого голоса, как его не хотел услышать тиран Слободан Милошевич, с которым западные политики, с одним из всех сербов и от имени всех сербов всюду, все время вели переговоры и договаривались о судьбе всех сербов, и в том числе православных сербов в распятом коммунистами и албанцами Сербском Косово и Метохии. Сейчас они совершенно бессовестно обвиняют друг друга как исключительных виновников произошедшего, а страдает измученное сербское население Косово и Метохии, посреди которого Распятый Христос в сожженных и разрушенных церквях простирает свои руки, ожидая паству которой нет или еще есть, но немного. И все таки, мы верим в Божью и человеческую правду, и в добрую волю настоящих людей в международного сообщества, которые желают мира и добра всем людям и народам, и особенно на неспокойных и мятежных Балканах, остающихся частью свободной, демократической и культурной христианской Европы. Мы полагаем свою надежду на Бога Правды, Истины и Свободы, на Троического Бога евангельской любви и Крестовоскресного воскресения и спасения, и верим, что Он нам поможет в этом нашем Голгофском распятии. Бог может и хочет помочь нам, как и всем людям доброй воли. Поэтому мы, как Церковь и христианский и православный народ, не собираемся и не призываем отвечать нетерпимостью и ненавистью, но говорим с праведным Иовом: «Если мы добро принимали из рук Господних, разве не примем и зло?» И еще с десным покаявшимся на Голгофском Кресте разбойником взываем: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем!»

http://pravoslavie.ru/40798.html

О чем, по сути, идет речь, как мы это понимаем? Речь идет о том, что государство не хочет брать ответственность перед своими гражданами, а хочет перекинуть эту ответственность на другого - ответственность за де-факто признание независимого Косово. Так же было и прошлой зимой, когда начали отключать электроэнергию в отдельных сербских селах, и держали без электричества по три-четыре недели, по месяцу. При этом наш народ не увидел ответственного решения проблемы со стороны своего государства. Многие были вынуждены начать оплачивать электроэнергию КЭК, или подписав договор, или без этого. Так что сейчас, я думаю, пришла очередь принудить или сломать и Сербскую Православную Церковь. До сих пор, слава Богу, мы не пошли на это и все еще ждем от нашего государства, чтобы оно само решило этот вопрос, потому что мы граждане государства Сербии, живем в государстве Сербии, и оно обязано нам помочь в решении этой проблемы. - Почему тогда официальный Белград молчит? И как такое отношение может сочетаться с официальной позицией, что Косово и Метохия - сердце Сербии, что Сербия никогда не отречется от Косово и Метохии как своей территории? - Мне тяжело отвечать от чужого имени на вопрос, почему они молчат. Но, думаю, потому, чтобы завтра, если бы, не дай Боже, и наше государство в конце концов признало Косово, то можно было бы сказать нам: " Вы первые признали Косово! Чем вы недовольны? Не мы виноваты, а вы " . Мы не желаем быть этими виноватыми, на которых будут показывать пальцем, что мы признали независимость Косово и что из-за нас Косово пересталобыть частью Сербии. Лучше мы будем жить как в средневековье, используя свечи и лампады. - Как сейчас живут монастыри в Косово и Метохии, ведь уже холодно? И насколько монастыри без электричества уязвимы для новых нападений террористов? - Монастырям сейчас довольно тяжело. Но все же монастыри, слава Богу, располагают своими электрогенераторами. Но эти агрегаты не могут обеспечивать все потребности для нормальной жизни, появляющиеся в холодный период, к тому же они работают на горючем, которое отнюдь не дешево. Монастыри, действительно, с трудом решают эту проблему, и стоит вопрос, сколько мы еще сможем выдержать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Смело можно сказать, что тогда сербы второй раз за свою историю пребывали в согласии и единстве: первый раз это было на Видов день 1389 года, а второй раз – в тот шестисотый Видов день. Впрочем, и в тот первый Видов день, хотя все сербы и были на Косовом поле, но не у всех были одни и те же помыслы, одно и то же предназначение. Точно так же и в этот Видов день (равно как и в целом на протяжении всей нашей истории), хотя все думали и говорили о Косове, но видели и переживали Косово различно. Косово с самого начала и по сегодняшний день у сербского народа является «камнем преткновения и скалой искушения». Оно – судьбоносный водораздел в нашей истории. События нашей истории делятся на то, что было «до Косова» и «после Косова» точно так же, как события мировой истории делятся на эры до Христа и после Христа. Со времен той знаменательной битвы люди разделились на два лагеря: одни считают Косово поражением, другие – победой. Одни – событием, вследствие которого мы попали в мрачное пятивековое турецкое рабство, другие – событием, благодаря которому мы выдержали и пережили это рабство. Одни – «гробницей», в коей «все наши надежды погребены», другие – источником всех самых возвышенных побуждений и устремлений нашего народа. Наконец, одни Косово видят местом, на котором целый народ совершил массовое самоубийство, другие – жертвенником, на котором целый народ принес себя в жертву Царствия ради Небесного и таким образом стал мученическим народом. Откуда столь различные и диаметрально противоположные мнения о Косове у нашего народа? На этот вопрос сам народ отвечает: они унаследованы от того первого Видова дня шестисотлетней давности. Так было и тогда: одни были с Вуком Бранковичем, другие с честным князем Лазарем. Все зависело – как тогда, так и сейчас – от внутреннего содержания каждой души. Душа приземленная и жаждущая земного царства воспринимает Косово как поражение, душа же, наполненная вечными ценностями и устремленная к Царствию Небесному, – как победу. Для первых Косово «неслыханная трагедия», ибо, по замечанию владыки Николая, они говорят: «Косово остановило течение нашей истории; отбросило нас назад; если бы не было Косова, мы бы были сегодня великим народом» . Сам же святой владыка пишет так: «Именно Косово сделало нас великим народом. Оно – наша народная Голгофа и в то же время наше народное воскресение, духовное и моральное» .

http://pravoslavie.ru/5727.html

Мы знаем, что все это Вам не неизвестно, и мы неоднократно об этом писали многим влиятельным международным деятелям, но обращаемся снова, потому что просто не можем согласиться с тем, что сербы Косово и Метохии поставлены вне закона перед лицом всей планеты: те, кто стали беженцами, остались без элементарных жизненных условий, а те кто остались в Косово и Метохии находятся в постоянном страхе за свою жизнь. Поэтому мы еще раз апеллируем к Вам, дабы вы повлияли на органы КФОР и УНМИК, чтобы они начали на деле осуществление продекламированной цели – построения многонацонального Косово и Метохии. Для осуществления этой цели необходимо только одно – встать на пути у преступлений и террора. Потому что – мы уверены, албанское население должно знать, что счастье своих детей нельзя построить на несчастьи сербов. Точно также, мы призываем Вас содействовать тому, чтобы беженцы из Косово и Метохии и дальше получали гуманитарную помощь, столь необходимую им для поддержания жизни. В этом отношении, мы полностью поддерживаем просьбу, направленную Вам в апреле 2003 года Объединем изгнанных и беженцев «Патрия» из Берана и Объединением расселенных лиц «Космет» из Сутомора. Мы надеемся, что вы используете те возможности, которыми Вы обладаете и реально поможете существованию сербского и других неалбанских народов в Косово и Метохии…» Одновременно с этим на официальном сайте Сербской Православной Церкви были опубликованы данные о результатах деятельности миссии ООН на территории Косово и Метохии. По данным Координационного центра по Косово и Метохии результаты деятельности миссии ООН просто поразительны. За четыре года управления краем УНМИК с 10 июня 1999 года по 10 июня 2003 года совершено 6391 нападение, в результате которых 1194 человека было убито, 1305 ранено и 1138 похищено. Из числа похищенных граждан 155 было убито, 13-ти удалось бежать, 95 было отпущено на свободу, а судьба оставшихся 863 лиц остается неизвестной. Несколькими днями раньше на праздник Вознесения Господня собравшиеся в Грачанице представители сербского населения приняли обращение к международным политическим деятелям. Среди адресатов в частности указаны чрезвычайный представитель Генерального Секретаря ООН Михаил Штайнер, глава миссии ОБСЕ в Косово и Метохии Паскаль Фиши, главнокомандующий силами КФОР в регионе генерал Фабио Мини. В этом обращении сербского населения Косово и Метохии говорится:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Самой горячей темой прошлой недели оставалась ситуация в Косово. Как сообщается на официальном сайте Русской Православной Церкви , в Косове и Метохии продолжаются погромы православных святынь и убийства сербов. В Приштине не осталось ни одного серба, в местечке Косово Поле все сербские дома сожжены. «За последние два дня были подожжены четырнадцать православных храмов и монастырей», - говорится в сообщении. «По данным Сербской Православной Церкви, за время конфликта в Косове и Метохии погибло более 25 сербов, около 1000 получили повреждения различной степени тяжести. Более 350 сербских домов и квартир разграблено или полностью уничтожено. 30 храмов сожжены, а 10 имеют серьезные повреждения», - передает сайт «Епархия» . По мнению западных дипломатов и аналитиков, «последние события в Косове и Метохии имеют три основных цели: изгнание неалбанского населения из Косова, предотвращение возвращения неалбанского населения в свои дома и разрушение христианских святынь», - сообщает Информационная служба Рашско-Призренской епархии. «За последние 5 лет под «присмотром» НАТО в Косово было разрушено более 130 церквей», - отмечает «Седмица.Ru». «Об особой важности Косово как одного из форпостов Христианства на юге Европы свидетельствует тот факт, что на протяжении многих веков именно в этом крае находилась резиденция Патриарха Сербской Православной Церкви». Архимандрит Антоний (Пантелич), представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате, только что вернувшийся из Сербии, рассказал о последних трагических событиях в Косово в интервью сайту храма св. великомученицы Екатерины на Всполье. «В результате последовавших столкновений, по данным, которые приводит архимандрит Антоний, около 50 церквей и монастырей было сожжено и разрушено… Сербский священнослужитель отметил, что после ухода русских солдат из Косово случаи нападений на храмы участились». Также о ситуации в Косово можно прочитать на сайте «Регионы России» материал «Косово: расстрелянное православие» . В статье «поименно» перечислены уничтоженные и оскверненные православные святыни Косова. Автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Такого больше нет нигде в мире» пишет о том, что «Православные святыни Косово могут навсегда исчезнуть с лица земли». В материале можно прочитать беседу с историком византийского искусства Алексеем Лидовым о пока еще уцелевших памятниках культуры. Рассказывая о разрушенных или поврежденных святынях, автор отмечает, что ни по одному факту разрушения не возбуждено ни одного уголовного дела. Об этом же статья «Угольки из Печки Патриаршей» Вадима Нестерова в «Газете».

http://pravoslavie.ru/4885.html

Это, можно сказать, сердце Сербии. События, которые происходят в Косово в последние годы, очень трагичны, хотя там находятся военные НАТО, которые должны были бы обеспечить порядок и мир в Косово. Но несмотря на их присутствие были разрушены 130 православных храмов Косово, сожжены несколько памятников архитектуры мирового значения. В их числе - церковь Богородицы Левишской начала XIV в. в Призрене. Она не была уничтожена полностью, но после поджога ее уникальные фрески сильно закоптились, и их необходимо срочно реставрировать. Европейское общество хочет помочь в проведении реставрации, но только через власти Косово. А у власти в Косово сегодня находятся, можно сказать, именно те самые люди, которые и разрушали эти храмы: албанцы, исповедующие ислам и враждебные Православию. Получается такой замкнутый, трагический круг. - Как Вы считаете, могут ли Русская Церковь и Российское государство оказать какую-либо помощь в улучшении этой ситуации? - Уверен, что Российское государство может нам помочь. Когда в составе войск НАТО находился и контингент Российской армии, для тех районов, где они располагались, и их жителей, это было намного лучше. Ведь русские понимают, что такое Сербия, сербский народ, и что такое Православие. Когда Россия вывела своих солдат из Косово, это стало печальным событием для сербского народа. Солдаты армии НАТО - люди неправославные, они не понимают ни духа Православия, ни образа жизни православной страны. Американским, испанским солдатам, как и воинам других стран, - им все равно. Они просто не понимают того, что уничтожаются культурное наследие нашего народа. Хотя они и поставлены на то, чтобы наводить порядок, чтобы церкви не разрушались, но все равно допускают события, подобные тем, которые случились в Косово в марте этого года. - То, что происходит в Косово, - действительно печально. Мы все в России переживаем боль края Косово вместе с сербским народом. Наверное, именно выражением этого чувства сопереживания братьям-сербам стало возобновление в Москве подворья Сербской Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010