На все его протесты, переданные полиции УНМИК и призывы защитить церковь, дом и его самого, ни какого ответа не последовало. 20 января 2003 года Министерство образования Косово выступило перед албанской общественностью с инициативой по устранению незавершенного православного храма Христа Спасителя в центре Приштины. Рашко-Призренская епархия самым решительным образом протестовала по поводу этой компании, являющейся попыткой узаконить уничтожение православных церквей вопреки всем нормам цивилизованного общества. Храм Христа Спасителя уже долгое время является бельмом на глазу албанских экстремистов. Его строительство началось в епископство нынешнего Патриарха Сербского Павла и не было завершено до начала войны 1999 года. В настоящее время храм опоясан колючей проволокой и лишен постоянной защиты КФОР. В XIV веке во времена святого князя Лазаря в Приштине, наряду с 11 православными церквями и монастырями существовала церковь Христа Спасителя, которую турки после покорения нынешней территории Косово и Метохии разрушили, а на ее основании построили мечеть Пиринез. После протестов Церкви и развернувшейся в прессе компании УНМИК повлиял на министерство культуры, чтобы оно отказалось от своей скандальной затеи. Все последние преступления на Косово и Метохии отчетливо свидетельствуют о том, что ситуация в крае ничуть не улучшилась, а сербы и их святыни в присутствии международных сил и дальше подвергаются открытому гонению и террору. К тому времени, когда был закончен этот обзор положения в Косово и Метохии (20 июня 2003 года), перспективы дальнейшего проживания сербов в этих краях были довольно мрачными. Каких-либо серьезных изменений позиций албанцев и их руководителей в Косово и Метохии не наблюдалось, как не наблюдалось и изменений позиций так называемого международного сообщества. 10 июля 2003 года омбудсман по Косово и Метохии Марек Антоний Новицкий заявил в своем официальном отчете о правах человека и гражданских свободах предъявленном в Приштине о том, что в Косово царит правовой хаос, ответственность за который несет УНМИК. По его словам, Косово по-прежнему остается «черной дырой» Европы и всего мира в вопросе соблюдения прав человека, а УНМИК продолжает игнорировать имеющиеся этому доказательства.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Желание Приштины и все ее действия ведут к тому, чтобы отобрать и отделить Косово от Сербии навсегда. Делается все, чтобы появилось еще одно государство (албанское) кроме самой Албании. Я считаю это абсурдом. К сожалению, эта борьба за албанское Косово, которая началась с так называемой Призренской лиги в 1887-1888 гг., сейчас осуществляется при поддержке Запада и других стран. Россия, мы надеемся, и это наша самая большая надежда, видит настоящую реальность событий в Косово. Россия делает все, чтобы помочь нам сохранить Косово в составе Сербии. Она помогает нам в сохранении наших святынь в Косово, которые являются гарантом жизни сербов в Косово и Метохии. Эти святыни — смысл сохранения и жизни сербов и Православия в Косово. Ведь только благодаря этим святыням в Косово сербы и сумели выдержать османское иго. Они помогали сохранить Православие и народ среди засилья ислама в те времена. Россия делает все, но мы ожидаем еще больших действий и поддержки от Москвы, от России. Мы ждем поддержки и от руководства Сербии. По моей оценке, власть в Белграде должна больше опираться на Россию. Это наша единственная надежда и поддержка сегодня. — Ваше Святейшество, сегодня существуют вызовы, которые современный мир предъявляет Православию. Сербская Церковь, так же, как и Русская живет с большой зарубежной диаспорой. И сербские, и русские православные рассеяны по миру давно. Как Вы думаете, какие наиболее серьезные угрозы для Православия существуют сегодня? И какие советы Вы могли бы дать по работе с российской молодежью, полагаясь на Ваш опыт работы с сербской молодежью? — В последние десятилетия мы пережили много драматических событий. Особенно после развала Югославии. Для многих из нас это было настоящей трагедией. Мы пережили бомбежки нашей страны авиацией НАТО, экономическую блокаду Югославии, а затем и Сербии. Сербия за это время многое потеряла, стала намного беднее. Закрыты многие предприятия, много безработных, много людей, которые вынуждены были уехать из страны. Таких сотни тысяч, они разбросаны по всем континентам мира — в Европе, Америке, Австралии и даже в Африке. И можно сказать, что половина сербов уже не живет в Сербии, эти люди живут за пределами своей родины. Это для нас большая трагедия, огромная проблема. Утешение в том, что Сербская Церковь всегда была со своим народом, где бы он не жил. Так было и так будет всегда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3157642...

Де Пуч призвал стороны следовать нормам Совета Европы в области прав человека, прав национальных меньшинств, а также соблюдать права беженцев. «Каким бы не был статус края, Косово должно стать безопасным местом для всех, кто там проживает, независимо от этнической, религиозной принадлежности»,- подчеркнул председатель ПАСЕ. «Я сожалею, что две стороны (Белград и Приштина) так и не смогли прийти к согласию по вопросу статуса края»,- отметил глава Ассамблеи.   Синод Сербской Православной Церкви призвал косовских сербов не покидать родные места Священный архиерейский Синод Сербской православной церкви в воскресенье призвал косовских сербов, сербское монашество и священство в Косово не покидать родные места. В воскресенье Синод СПЦ собрался на специальное заседание, на котором принятый в этот день косовскими албанцами акт о независимости Косово объявил незаконным. «Священный архиерейский Синод и вся наша Церковь, в надежде на скорейшую победу правды и подлинных прав человека, призывает его преосвященство епископа Рашко-Призренского Артемия и всех, кого поставил под угрозу этот незаконный акт, оставаться у своих домашних очагов и рядом со своими святынями, сохраняя мир и уверенность в конечную победу правды Божией», — отмечается в сообщении Синода СПЦ, переданном в агентство «Танюг».     Президент Сербии Борис Тадич : «Сербия никогда не признает независимости Косово и Метохии» Президент Сербии Борис Тадич в обращении к населению страны, которое транслировалось по телевидению, заявил: «Сербия никогда не признает независимости Косово и Метохии. Сербия предпримет ответственные меры и сделает все возможное, чтобы отменить одностороннее и противоправное провозглашение независимости Косово». Сербский лидер потребовал от гражданской миссии ООН в Косово и сил НАТО в крае обеспечить наивысшую степень безопасности для косовских сербов. «Уважаемые граждане Сербии, в этот тяжелый для государства и всех нас момент, хочу призвать вас и наших соотечественников в Косово и Метохии, в эти дни руководствоваться разумом», — сказал президент. Он отметил, что в этот момент самым важным являются жизни людей и их безопасность.

http://pravmir.ru/provozglashenie-nezavi...

Эти новомученники будут молиться о своем отечестве. Сербия была награждена ими. Монахи Дечанского монастыря своим подвигом уже вписали свои имена в священную историю. Сейчас в Косово и Метохии пишется священная история. Это сюжеты уже будущих фресок. И клейма икон. Это образ того, что происходит в мире. Такое признание независимости Косово, которое мы сейчас видим в мире, это иллюстрация того, что происходит в мире. После этого проясняется, в какой ситуации, в каком мире мы живем. - Вы были в других районах бывшей Югославии? В той же республике Сербской? Что там происходит? - Косово и Метохия это 15 процентов территории сербского государства. Это, в общем-то, значительная часть, особенно, если не забывать о святынях этих земель и учитывать значимость этих мест. Вся Сербия и прилегающие провинции подвержены опасности. Причем не только - даже и в Черногории, Македонии. Наш микроавтобус проезжал по Македонии вблизи границ с Косово, и нас обкидали камнями. Только за то, что у нас на машине были сербские номера. Эта агрессивность, использующая как повод абсолютно все, она как болезнь распространяется по всем смежным территориям. И я понимаю, что вина, собственно, лежит не на албанцах. А на тех, кто показывает им, как надо себя вести. На нашей выставке есть фотография девочки, снятой на паперти храма святого Петра в Расе - несколько километров от границы Косова. В соседнем городе Новый Базар проживает большинство мусульман. Наш автобус долго плутал по удочкам и никак не мог выехать из этого города, а мы из окон наблюдали лица местных жителей. На лицах была явная неприязнь и даже агрессия порой. Они понимали, что мы - паломники по святым местам. А на следующий день мы слышали в новостях, что после нас там были перестрелки между моджахедами и полицейскими, и были жертвы. Это происходит с самой Сербии, в ближайшем расстоянии от Косово. Это и есть иллюстрация. Этот конфликт не останется внутри Косово. - Ваша выставка называется " Я слышал благовест... " . Что Вы хотели сказать этим названием?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Выброшенные из городских центров, лишенные участия в работе основных общественных институтов и раздробленные на сельские анклавы сербы, не только лишены всякой политической и экономической силы, но и основных человеческих прав, свободы передвижения и труда. Единственным реально возможным путем сохранения сербского населения является децентрализация края, по проекту кантонизации, т.е. образования двух энтитетов. В таком случае, территории, где проживают сербы, имели бы свое местное самоуправление, более крепкие экономические, политические и культурные связи с центральной Сербией, а также более существенную экономическую поддержку со стороны других стран. Главные сербские монастыри имели бы особый статус и были бы выведены из юрисдикции общин, связаны с кантонами и государственным центром. Сербы Косово и Метохии вместе со своей Церковью по-прежнему выступают категорически против идеи независимого Косово, что, по общему мнению, приведет к полному исчезновению сербского народа с этих исторических, духовных и культурных просторов. Помимо духовной деятельности, особая задача Сербской Православной Церкви состоит в том, чтобы поддерживать в своем народе и мировой общественности память о том, какое значение, как колыбель духовности, культуры и истории нашего народа, имеет Косово и Метохия. Поэтому Сербская Церковь и сербы Косово и Метохии, еще живущие здесь, изгнанные и ожидающие возвращения в свои дома и к своим святыням требуют от международного сообщества и сербского государства основных человеческих, национальных и международных прав и свобод: 1.Утверждения и отражения в новой государственной Конституции Сербии позиции сербского народа и Церкви и отражения ее в новой Конституции государства Сербия, согласно которой никто и никогда не имеет права отрекаться от Косово и Метохии как неотъемлемой части территории сербского народа, сербского государства и Сербской Церкви. Требуем также уважения принципа нерушимости и неизменяемости государственных границ, гарантированных международными государственно-правовыми актами, и резолюцией Совета Безопасности ООН 1244, гарантирующей целостность и суверенитет государства Сербии в Косово и Метохии. Никто не имеет права предавать, продавать или отторгать Косовско-метохийскую Святую Землю, ее святыни и многострадальный народ, исходя из какой бы то ни было ситуации или интервенции.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Пусть ученые работают, чтобы сохранить Косово и Метохию! Пусть люди творческих профессий в своих произведениях воспевают красоту наших Косова и Метохии! Пусть спортсмены свои достижения посвящают Косову и Метохии! Пусть слова «Косово и Метохия» будут первыми словами, которые родители шепнут своему новорожденному ребенку! Пусть каждый земледелец первую борозду посвятит Косову и Метохии! Пусть каждый работник первый час своей работы посветит и поклонится Косову и Метохии! Пусть каждый политик свою первую политическую мысль и успех на международной арене посвятит защите Косова и Метохии! Пусть каждый духовный пастырь первую молитву Богу вознесет за Косово и Метохию! Это призыв к непрестанной борьбе, которая будет мила Богу, а наши молитвы, вознесенные к Нему, будут услышаны, потому что судьбу Косова и Метохии мы не предоставим решать лживым людям с их интересами, но предоставим это Богу и Его суду. Как некогда пел Псалмовец разрушенному Иерусалиму, так и мы поем в духе косовского завета: «Если забудем тебя, Косово, если забудем тебя, Метохия, пусть забудет меня десница Господня! Пусть прилипнет к небу язык мой, если тебя забуду, Косово!». Дорогие духовные чада, мы живем в тяжелые времена глобализации, во времена попирания основных прав человека — права человека на жизнь, права ребенка быть рожденным, права родителей воспитывать и вести по жизни своих детей, права матери быть заботливой со своим ребенком и супругой для своего мужа, права человека быть человеком! Создается чудовищная глобалистическая цивилизация по меркам извращенной морали, без основы вечного смысла человеческой жизни. Такая цивилизация не сможет выжить, пока находится в противоречии с воскресшим Христом и Его благой наукой. Имея это в виду, будем мудры, осторожны, когда присоединимся к нездоровой трапезе этого мира. Возьмем с нее только то, что полезно и достойно нашего знания и достоинства. Все присущее псевдо-цивилизации, извращенное и негуманное, отвергнем, как отверг Христос предложение искусителя, стоя на Горе: «Если мне поклонишься, всё, что видишь, будет твое».

http://pravmir.ru/pasxalnoe-poslanie-pat...

Насчет «южнее Митровицы». У нас бытует печальный стереотип, что все сербы Косово и Метохии живут исключительно севернее реки Ибар, а на юге — только шиптары обитают. К слову, Метохия и находится на юге — поэтому край и называется «Косово и Метохия». Так вот, южнее Ибара сербы тоже живут, и их там немало. Другое дело — как они живут. Вот тут проблема, мягко говоря. Уже привычная процедура — смена номеров на мосту. Если едешь на юг, водитель меняет номера на «шиптарские», «независимого» Косово, если на север — на привычные сербские. Все, вроде, уже понятно — чтобы камнями не закидали, чтобы, не дай Бог, не выстрелили. Бывает, бывает. Вот и первый сербский анклав — Грачаница. Тут, вокруг древнего монастыря, многие сербы нашли себе новое пристанище, новый дом — вместо разоренных, сожженных или отнятых. Строят тут новые дома, обживаются. Сам монастырь величествен и изящен. Тут мы договорились встретиться с Драганом — он должен забрать нас к себе домой, в Пасьяне, а это еще южнее. Драган Николич — человек особый. Во-первых, именно с него и начиналось несколько лет назад мое знакомство с Сербией, и до сих пор продолжается. Во-вторых, он из тех сербов, которые не представляют свою страну без России. В-третьих, он еще и начальник Косовско-Поморавского округа. В-четвертых, он недавно приезжал в Вологду, потому что, в-пятых, он — крестный отец моей младшей дочки. Вывод: быть в Косово и не повидать кума, не дать ему, так сказать, отчет о том, как себя ведет крестница (хорошо себя ведет, между прочим) — непростительная глупость. Так что — встречай, кум. Встретил — стоит, улыбается: «Христос воскресе!» — «Ваистину васкрс!» Красивейшая земля. Холмы, реки, озера, горы. Но сербам не до смеха. Маленькая деталь, казалось бы, дорожные указатели. «Независимое» Косово поставило новые (на деньги ЕС, разумеется), на которых названия городов и сел написаны сначала по-албански, потом, как дань «толерантности», так уж и быть, по-сербски. На многих указателях сербские названия замалеваны черной краской — «толерантность» не дремлет. Какие уж тут улыбки. Но это так, незначительная мелочь. Чтобы раз и навсегда закрыть тему «Как вы тут живете?», Драган повез нас в городок Гнилане, районный центр. Когда-то сербский. Сами сербы живут в некоторых селах вокруг города, в районе. А город — что город? Вот два кладбища: мусульманское албанское и православное сербское. Первое, понятное дело, ухожено, второе представляет собой ужасное зрелище. Разбитые памятники, опрокинутые кресты, выкопанные могилы, заросли, мусор. Хоронить здесь сербам запрещено. Нет, не законом — шиптарами. Попытались однажды похоронить серба, подумали, что, быть может, успокоились «соседи» от этнического своего превосходства — как же! И могилу осквернили, и гроб с телом выкинули — «албанская земля», хороните на сельских кладбищах, там, у себя… Так что вопросов больше не возникает, когда ходишь по земле, где даже мертвых сербов не оставляют в покое. И так все понятно.

http://pravoslavie.ru/61016.html

Россия, со своей стороны, делает всё возможное, чтобы не допустить взрывоопасной эскалации напряжённости. Продолжается активная работа по дипломатическим каналам. Чего опять же нельзя сказать про наших западных партнёров, многие из которых поторопились признать самопровозглашённую косовскую " независимость " . Здесь уместно вспомнить эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя: " Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе " . На оргпреступность в Косово – европейцы и их союзники за океаном предпочитают закрывать глаза. Но, как говорится, сегодня беспредел там, а завтра он придёт к вам. Наивно полагать, что можно ужиться с бандитами; они приходят, чтобы жить не вместе с вами, а вместо вас. Вспоминаю, как год назад побывал в Косово на интронизации Святейшего Патриарха Сербии Иринея в знаменитом Печском монастыре. Мне пришлось стоять рядом с президентом Сербии Борисом Тадичем, видеть, насколько ему не по себе. Ведь интронизация патриарха его родной церкви происходила на оккупированной территории! Гости-генералы из KFOR даже камуфляж не сняли... При этом очень важно, что Печский монастырь – не только центр православия для сербов, но святое место для верующих всего мира. А расположена данная обитель в горах, где разбойники, промышляющие в Косово, действуют практически безнаказанно. Страшно подумать, что произойдёт с монастырём после того, как международные силы уйдут из Косово. Очевидно, что этой проблеме следует уделять самое пристальное внимание. Вернувшись с интронизации патриарха Иринея, я по личной инициативе решил учредить некоммерческий " Международный гуманитарный Фонд Святого Саввы Освящённого по сохранению христианских святынь Косово и Метохии " . На сегодняшний день процедура государственной регистрации фонда успешно завершена. Сегодня всё чаще в Косово раздаются голоса, что хорошо бы православные храмы превратить в музеи, чтобы зарабатывать деньги. Данная проблема, кстати, беспокоит не только Россию, но и другие страны. Например, итальянцев, которые в составе контингента международных сил тщательно охраняли вверенные им в Косово объекты. Но, увы, они в скором времени будут покидать эту территорию, передавая полномочия местной полиции. Приоритетная задача нашего фонда – привлечь к этому внимание мирового сообщества.

http://religare.ru/2_89589.html

3. Священный Архиерейский Собор выражает удовлетворение тем, что все политические партии в Сербии и Скупщина Сербии приняли план правительства Сербии о децентрализации и самоуправлении объединений национальных меньшинств в Косово как единственно реальное условие сохранения мультиэтничности Косово и защиты прав человека. Собор сердечно поддерживает этот план. Мы ожидаем от международного сообщества, получившего трагический опыт последних лет в Косово, что оно трезво и справедливо рассмотрит эту проблему и в духе этого предложения поспособствует соответственному решению о приведении в порядок общественных отношений в Косово и Метохии. 4. Церковь принципиально поддерживает всюду, и в Косово и Метохии тоже, демократическое право участия в выборах. Однако мы с сожалением вынуждены задать вопрос всем, кто настаивает на выходе сербов и объединений меньшинств на назначенные в октябре в Косово и Метохии выборы: в каком государстве мира можно требовать выхода на выборы при условиях, когда люди лишены не только элементарной безопасности и основных человеческих прав, но и самого права на жизнь? Раба необходимо, прежде всего, освободить от навязанного ему рабского положения и вывести из темницы, чтобы он мог свободно избирать и быть избираем. 5. В связи с решением этой проблемы, Церковь ждет от правительств Сербии и Черногории по отдельности, так же как и от единых высших органов Государственного объединения СиЧ, единой позиции по вопросу Косово и Метохии как жизненно важному не только для нас, но и для установления мира и порядка на всех Балканах и в Европе. Мы смотрим на позицию руководителей Европейского союза в отношении Государственного объединения Сербии и Черногории, высказанную на недавней встрече в Мастрихту, как на важный и серьезный импульс и указатель всем, кто действительно хочет включения в европейскую интеграцию, чтобы совместными усилиями, укрепляя единство и общность, подготовить все условия для приема в Европейский союз. Одновременно, таковое сотрудничество и взаимодействие Сербии и Черногории несомненно будут иметь неоценимое значение как для решения проблемы Косово и Метохии, так и для и за развития общественной, экономической и политической жизни Сербии и Черногории и Балканского полуострова в целом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Нищета, покинутость, безнадега. Для таких семей наши приезды, собранная нами (часто при поддержке читателей «Православие.Ru») помощь – свет в окне. Конечно, благодарят. Разумеется, молятся. Часто плачут. Впрочем, мы тоже слезы иногда не сдерживаем. «Как живете?» – «Нормально». «Норма» – это унизительно низкое пособие, ниже всякого прожиточного минимума, которое никто никогда не перерасчитывал и не повышал, разумеется. Вот и учи на него своих детей, покупай продукты и что там еще. «Всё нормально». В сербском анклаве С желаниями и планами сербы Косово и Метохии осторожны, научились не увлекаться фантазиями и мечтами. «Довлеет дневи злоба его» – вот, наверное, главное правило. Очень сложно сравнить жизнь людей Косово и Метохии с другими местами Сербии. Иногда такое сравнение просто раздражает – особенно тех, чье сердце осталось дома, в родном Косово: «Белград – как птица в небе, а Косово – птица в клетке, и уж совсем не золотой. Разница огромна. В сытом Белграде люди могут строить планы и мечтать; в Косово же главная задача – проснувшись, увидеть, что дом и церковь целы, скот не увели, не украли трактор. Свободно дышать – вот наш приоритет. Нас часто не понимают, к сожалению. За построением планов и мечтаний не слышат зов трубы с Косово и Метохии», – говорит Йован Зафирович. Мне кажется, что настоящая жизнь все-таки идет здесь, в Косово. Тяжелая, без воздушных замков и мечтаний, фальшивой деловитости. Но – с непостижимой часто верой, несломленным духом и терпением. Вопреки всему. Йован Зафирович родился и живет в Косово и Метохии. Журналист, автор сборников песен, посвященных родному краю. Премию, которую получил за победу в конкурсе газеты «Политика» на лучшие афоризмы, передал детскому саду в Косовском Поморавье. Главной задачей своей работы считает объективный рассказ о жизни косовских сербов, их бедах и радостях, страданиях и вере народа, который одним своим присутствием так мешает официальной версии «достойного выбора западных ценностей независимого Косова». Рейтинг: 10 Голосов: 603 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 P.S.

http://pravoslavie.ru/146385.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010