Итак, один или два Иосифа? Выше мы указывали, что факт песнотворческой деятельности прп. Иосифа Сицилийца устанавливается твердо житийными и синаксарными данными. Но не можем совершенно этого сказать о св. Иосифе, Архиепископе Солунском, Студите. Мы нарочито просмотрели целый ряд житий и синаксарей в рукописях наших книгохранилищ и монастырских библиотек Греческого Афона, и нигде не нашли никакой даже самомалейшей черточки, которая бы свидетельствовала о песнотворче­стве этого Иосифа. Это, если можно так выразиться, alibi песнотворче­ства Иосифа Студита по житиям и синаксарям прямо поразительно и странно и ничем не объяснимо, если бы оно было. Говорят, что подобное молчание допущено по скромности, ради скромности св. Песнотворца, и ссылаются на два известных жития прп. Феодора Студита , где тоже будто бы не говорится о песнотворчестве последнего, а между тем оно несомненно. Но против этого нужно сказать следующее. Во-первых, хотя в самых житиях нет прямых указаний на песнотворчество прп. Феодора Студита , но есть косвенные. В его монастыре, всецело и во всем руководимом самим святым игуменом, некоторые монахи, «посвятив себя, насколько могли, церковным песням, мелодиям и прочим употребительным в церкви псалмопениям… не только с пользою для себя прилагали к этому доброе трудолюбие, но и всех других делали участниками в их пользе». 283 Сам преподобный, несомненно, более всех других увлекал их своим примером. А что он сам участвовал в творении церковных песнопений, это подтверждается далее рассказом обоих житий о чудесном вразумлении Сардинского начальника, имевшего у себя трипеснцы св. Четыредесятницы, составленные св. Феодором Студитом . 284 Наконец, все жития и синаксари, упоминающие о песнотворческой деятельности, например, св. Романа Сладкопевца , прп. Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского, Феофана, Иосифа Сицилийца и даже, как увидим ниже, Феодора Студита и др. разве чужды скромности? Разве они нарушают скромность святых писателей, когда говорят во славу их то, чего они справедливо заслужили? Памятники так не смотрят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мон-рь Гелати. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь Гелати. Фотография. Кон. XIX в. В X в. появляется новый тип переводчика - мехели, постигшего «науку о тропарях» - дасдеблис мецниереба. Задачей мехели было перевести на груз. язык образцы ранневизант. литургической поэзии, сохраняя их ритмическую канву, и приспособить оригинальный напев - кило - к тексту перевода. Среди невмированных рукописей этого периода выделяется сборник Микаела Модрекили - невмированный Годовой Иадгари (Кекел. S 425), составленный в 977-988 гг. в мон-ре Шатберди. В нем собраны и систематизированы песнопения периода новой редакции (оригинальные и переводы). Судя по Иадгари, к этому времени грузины уже сочиняли собственные тексты ирмосов (дзлиспири) и предположительно напевы (кило) для них. Особое значение имело соблюдение при переводе точного количества слогов в строке и сохранение ладово-мелодических особенностей гласа. В одном из завещаний Микаел Модрекили писал, что «собрал эти песнопения Святого Воскресения, которые нашел на языке грузинском мехури (т. е. гласовые.- М. А.), греческие и грузинские (т. е. греч. и груз. авторов.- М. А.), полные по всему уставу по правилу церковному... с чистотою гласа и с безошибочностью знаков» (Кекел. S 425. С. 524). В сборник наряду с гимнами Микаела Модрекили включены песнопения Иоанна Минчхи, еп. Иоанна Мтбевари, еп. Чкондидского Стефана (Сананоисдзе), Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчуле и нек-рых анонимных груз. авторов. Визант. гимнография представлена произведениями преподобных Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Андрея Критского и др. авторов. В XI в. очагом груз. христ. лит-ры и духовной музыки являлся Иверский мон-рь на Афоне. С именами основателей афонской школы преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев (Мтацминдели) связан новый этап в истории гимнографии на груз. языке. Ими были выработаны новые принципы перевода, позволившие с максимальной точностью приблизиться к оригиналу. Преподобные Евфимий и Георгий перевели с греч. важнейшие гимнографические сборники, в частности Ирмологии, сложившиеся в Х в. В Иверском мон-ре на смену Годовым Иадгари приходят Минеи (Ттуени). В Минее Георгия Святогорца собраны песнопения святым разных авторов. Столь полной Минеи к тому времени не существовало даже на греч. языке. Георгий Святогорец наряду с переводами сам сочинял песнопения (как тексты, так и напевы, см.: Иоанн Батонишвили. Хумарсцавла. Т. 2. С. 524), ему же принадлежит наиболее раннее указание о применении груз. напева - аваджи (Ath. Iver. georg. 45. Fol. 249v, до 1065 г.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Вечером все христиане собираются в украшенный еловыми ветвями храм на всенощное бдение, начинающееся с великого повечерия. Торжественно возглашается песнь Исаии, в которой говорится, что Бог уже с нами, и нам нечего бояться. На утрене читается Евангелие о самом Рождении Господа ( Мф. 1, 18–25 ) и поются два величественных канона святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. «Христос рождается – славьте, – поет Церковь , – Христос с Небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пойте Господу вся земля! И в веселье воспойте, люди, что Он прославился», – этими словами выражается тональность праздника. Глубокой ночью на 7 января начинается Рождественская Литургия. Торжественные праздничные антифоны возвещают о вечном Рождении Христа от Отца. Вместо Трисвятого поется крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа», он напоминает нам о древней традиции крестить оглашенных в день Рождества и Крещения. Читаются слова об усыновлении нас Отцу через воплотившегося Сына ( Гал. 4, 4–7 ) и евангельское повествование о поклонении волхвов ( Мф. 2, 1–12 ). После Литургии причастившиеся торжествующие христиане оканчивают пост и с пением гимнов в честь Новорожденного поздравляют друг друга с днем примирения Бога и людей. С 7 января по 17 января длятся Святки (святые дни). В это время мы не поминаем умерших и радуемся Спасителю, пришедшему к нам с Небес. К слову говоря, Церковь категорически запрещает всевозможные гадания и ворожбу, которую практикуют некоторые люди. Это тяжкий грех против Самого Бога, за который Он сурово наказывает. До 13 января продолжается праздник Рождества Христова. 14 января – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , великий праздник, бывший до революции гражданским Новым годом. Ближайшее воскресенье перед Крещением (Неделя пред Посвящением) имеет свое чтение, повествующее о проповеди Иоанна Предтечи ( 2Тим. 4, 5–8 ; Мк. 1, 1–8 ). С 15 по 18 января совершается предпразднство Богоявления. На повечерии, как и перед Рождеством, читаются каноны, составленные по образцу Страстной седмицы. Ибо Крещение наше дает нам стать участниками Смерти Господа. На утрене поются стихиры преподобного Феофана, излагающие значение Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вместо «Достойно:» ирмос 9-я песни: «Сверъестественно плотию Зачавшую:» И земной поклон. Трисвятое по «Отче наш:» Кондак дня. Затем «Господи сил, с нами пребудь:» И прочее, как обычно.     ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ НА УТРЕНИ После шестопсалмия «Аллилуия», на глас 8, и трижды тропарь «Вот, Жених:» (См. в Великий Понедельник). После 1 стихословия седален, глас 3 Блудница приступила к Тебе,/мvpo со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,/и от смрада зол избавляется повелением Твоим!/Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,/ее отвергает и нечистотою покрывается,/по сребролюбию продавая Тебя./Слава, Христе, милосердию Твоему! Слава, и ныне: повторяем то же. После 2 стихословия седален, глас 4 Иуда вероломный, к сребролюбию приверженный,/замыслил Тебя, Господи, жизни сокровище, предать коварно;/потому как пьяный и спешит он к Иудеям,/говорит беззаконным: «Что вы можете мне дать,/и я предам вам Его на распятие?» Слава, и ныне: повторяем то же. После 3 стихословия седален, глас 1 Блудница с плачем взывала, Милосердный,/отирая с теплой верой пречистые Твои ноги/волосами головы своей,/и из сердечной глубины стеная:/«Не отринь меня и не возгнушайся мною, Боже мой,/но прими меня, кающуюся, и спаси/как единый Человеколюбец!» Слава, и ныне: повторяем то же. Евангелие от Иоанна, зачало 41. Ин 12: 17–50. Псалом 50. Трипеснец господина Космы Маюмского, глас 2 Его акростих: «Тетради псало», то есть «В Среду воспою». Ирмосы поем дважды, тропари же на 12. И в конце поют ирмос оба хора вместе. Песнь 3 Ирмос: На скале веры меня утвердив,/широко раскрыл Ты уста мои против врагов моих,/ибо возвеселился дух мой, воспевая:/«Нет святого, как Бог наш,/и нет праведного более Тебя, Господи!» Вотще синедрион беззаконных/с злобным намерением собирается/– осужденным объявить Тебя, Избавителя, Христе,/Которому мы воспеваем:/«Ты – Бог наш,/и нет святого, кроме Тебя, Господи!» Злое совещание беззаконников,/в душе богоборчество носящих,/как неугодного для них намеревается/умертвить праведного – Христа,/Которому мы воспеваем:/«Ты – Бог наш,/и нет святого, кроме Тебя, Господи!» Кондак, глас 4 Больше чем блудница беззаконий совершив,/слез потоков я Тебе вовсе не принес;/но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе Благой,/с любовью целуя пречистые ноги Твои,/дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,/взывающему Тебе, Спаситель:/«От дел моих нечистых меня избавь!» Икос: Прежде распутная жена/внезапно целомудренной явилась,/возненавидев дела постыдного греха/и наслаждения телесные,/в уме имея великий стыд/и суд с последующим наказанием,/которому блудники и распутные подвергнутся./Я являюсь первым из их числа,/и, хотя страшусь,/но держусь порочного обычая, безумный./Блудная же жена, убоявшись/и приложив старание, скоро пришла,/взывая ко Искупителю:/«Человеколюбивый и Милосердный,/от дел моих нечистых меня избавь!» Синаксарий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Смерть Пресвятой Богородицы, как мы о том говорили выше, была подлинной человеческой смертью (вопреки католическому догмату о Ее телесном вознесении), и тело Ее было предано законному погребению (дабы «отложить смертное» и «облечься в нетление» – Усп. I, 10). Однако живоприемное тело Богородицы покрывается смертью только на «некоторый промежуток времени», как солнце, которое заслоняется на мгновение луной в момент затмения, но не теряет своего света (Усп. I, 10). Божественное тело Ее не увидело нетления и не осталось во гробе, но посредством гроба переправляется, «как через некий Иордан», в небесный Иерусалим (Усп. I, 12). Ср. Канон на Успение св. Космы Маюмского, Песнь 6: «Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог: якоже бо в рождестве Деву сохранили, тако во гробе тело соблюде нетленно и спрослави божественным преставлением...» Это преставление тела Богоматери является плодом Воскресения Ее Сына (см. Усп. II, 14; Усп. I, 10, а также из «Последования на святое преставление Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии», Статия II, 102: «Прежде нас роди во ад Христос сниде, ныне же Дева Мариам взыде на небо, в радость и помощь нам...»), Который благоволил, чтобы «после телесной смерти Богоматерь не только бессмертной вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения» (Митр. Сергий (Страгородский) . Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви//ЖМП, 1973, 9, с. 60). Ср. у св. Григория Паламы : «Родившее тело справедливо сопрославляется богоподобной честью с Рожденным им; исовоскресает, – согласно пророческой песни, с прежде воскресшим после трех дней Христом, – Кивот Святыни Его» (PG 151, 465). 365 «Говорю же слово «надлежало» ( δει), обозначая волю творца, ибо она есть закон и постановление наиболее пристойное» (Точн. изл. II, 12). 366 В трех из четырех основных рукописей встречается написание « νυποστν» (воипостазированное), в одной « νυπστατον» (воипостасное).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

И. П. не составлял ирмосов, он брал уже готовые из произведений других песнописцев (напр., прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского ). Среди канонов И. П. есть наборы ирмосов, заимствованные из одного канона одного автора, из разных канонов одного автора, в нек-рых случаях в каноне И. П. соединены ирмосы из разных произведений разных авторов (Там же. С. 366). Каноны И. П. строятся на основании тождества слогов и ударений каждого тропаря песни с ее ирмосом. Тем не менее иногда И. П. допускает отступление от этих принципов: напр., строка тропаря по количеству слогов может не совпадать с соответствующей строкой ирмоса, но общее количество всех слогов в тропаре остается равным ирмосу. По требованию ритма, особенно если в тропарях имеются лишние слоги или их не хватает сравнительно с ирмосом, И. П. использует элизию, красис и другие поэтические приемы. Он нередко отступает от правил грамматики для сохранения тонического ритма (Там же. С. 369-375). Особое место в творчестве И. П. занимают т. н. венки канонов, т. е. циклы канонов, посвященных одной теме, каждый из к-рых написан на свой глас. Большинство канонов Минеи авторства И. П. написано на 4-й и плагальный 4-й (т. е. 8-й) гласы. И. П. писал каноны, состоящие из 8 песней (без 2-й песни) или из 9 песней (со 2-й песнью), причем первых больше. Сохранились трипеснцы и четверопеснцы И. П. для Постной и Цветной Триодей. Каноны Минеи Существуют различные гипотезы о написании И. П. минейных канонов. Возможно, он хотел заполнить недостающие дни памятей или же составлял каноны на дни освящения мон-рей, храмов и часовен, располагавшихся в К-поле и его окрестностях. Ряд канонов И. П. мог написать по частным заказам. Не исключено, что И. П. пытался реализовать крупный гимнографический проект составления Минеи (Там же. С. 296-320). Большинство дошедших до нас канонов И. П. было каталогизировано независимыми друг от друга исследователями гимнографического творчества И. П.- прот. В. Рыбаковым и Томадакисом. Прот. В. Рыбаков перечисляет 464 канона, составленные И. П. для Минеи, Томадакис - 385. На основании списков прот. В. Рыбакова и Томадакиса, а также совр. указателей можно выделить следующие каноны И. П. для Минеи (нумерация канонов носит условный характер).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Богородица именуется Приснодевой, и это означает, что Она не только до рождения Спасителя и во время Его зачатия и рождения, но и в течение всей последующей жизни оставалась Девой. Церковь прославляет Богородицу как сохранившую девство навечно: «Се исполнися Исаиино проречение: Дева бо родила еси и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси, Бог бо бе Рождейся, темже и естества новопресече. Но, о Богомати, моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Тебе, не презри, но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи, на Твоя рабы умилосердися и моли спастися душам Приснодевство Божией Матери оспаривалось некоторыми еретиками на том основании, что Рожденный Ею Богомладенец назван в Евангелии «Первенцем» ( Лк 2:7 ), а не «единородным» (то есть «первым», а не «единственным»). Такой аргумент преподобный Иоанн Дамаскин считал неубедительным: «И после родов Приснодева остается Девою, никоим образом — до смерти не вступившею в общение с мужем. Ибо, если и написано: «и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца», то должно знать, что первенец есть тот, который родился первым, хотя бы он был В Евангелии есть упоминания о братьях и сестрах Иисуса ( Мф 13:55–56 ), но, согласно традиционному пониманию, речь здесь идет не о родных братьях и сестрах. Святитель Епифаний Кипрский святитель Амвросий Медиоланский что это дети праведного Иосифа от первого брака. В Священном Писании эти братья и сестры нигде не называются детьми Девы Марии. Сам Господь, когда умирал на Кресте, поручил Свою Мать заботам Своего ученика ( Ин 19:27 ), а не «родственникам Ее или детям Иосифа, если бы они от Нее Церковь отвергает мнение о том, что «братья и сестры Иисуса» — это дети Марии и Иосифа, родившиеся после Иисуса. В богослужебных песнопениях и творениях святых отцов Богородица восхваляется в возвышенных словах. «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» — эти слова из песнопения преподобного Космы Маюмского (VIII век) часто звучат в православном богослужении. Они указывают на то, что Пречистая Дева Своим личным духовным подвигом и по благодати Божией достигла такого совершенства, что превзошла Своей святостью высшие ангельские силы и предстоит Богу выше всех тварных существ. Она предвидела Свою будущую славу еще во время земной жизни и потому сказала: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк 1:48 ), пребывая при этом в великом смирении.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Да исправится...» и поклоны (3). Евангелие – от Матф., зач. 108-е: «Иисусу бывшу в Вифании...» Ектения «Рцем вси...» и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. По перенесении Святых Даров – 3 великих поклона. По «Буди Имя Господне...» – три великих поклона 40 . С этого момента поклоны в храме отменяются 41 . Отпуст: «Грядый Господь...» (как в понедельник и вторник). Повечерие малое в Великую среду совершается по своему чину, как в Неделю. На повечерии «поем» трипеснец Великого четверга, глас 6-й. Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос. По Трисвятом кондак: «Хлеб прием...» и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее 42 . Великий четверг Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе» (трижды). Кафизмы нет. После окончания пения тропаря открываются Царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие – от Луки, зач. 108-е, от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец – псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й, творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы – по дважды, тропари – на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни – малая ектения и седален со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни – ектения малая, кондак и икос. Кондак, глас 2-й: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец». «Честнейшую» не поется, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении – ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4, глас 2-й. По «Слава, и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне, глас 8-й, с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом – тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» – «Сый благословен...» – «Утверди, Боже...» и 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010