Свободный доступ к ковчегу для поклонения возможен только один раз в месяц (третья суббота каждого месяца). В этот день благоговейно открываются не только железный засов часовенной решетки, но и сам стеклянный саркофаг, а также маленькие дверки реликвария. К мощам Космы и Дамиана часто приходят с молитвами о помощи православные верующие из числа местных жителей: греки, сербы и русские. Вот и подошел священник Бенрхард Пааль, который, узнав о предмете моего интереса, сразу разочаровал меня, сказав, что ему «ничего не известно о мощах святых Кира и Иоанна». А вот о святых Косме и Дамиане он сам написал в одной из своих книг, которую и предложил в качестве подарка (3). К какой конкретно из существующих трех двоиц этих целителей они принадлежат, ему тоже неведомо: – У вас существует не одна двоица, а даже – три? Тогда Бенрхард Пааль предложил продолжить разговор в его келье, расположенной на первом этаже здания ордена иезутов. Поискав в своих многочисленных книгах и бумагах, он достал несколько припрятанных документов-копий на латинском и немецком, с готическим шрифтом, а также фотографии и около десятка брошюр, посвященных известной христианской святыне Мюнхена – реликварию с мощами святых Космы и Дамиана. Вручив все это во временное пользование, он пожелал успешных поисков: – Скопируйте, потом мне все возвратите. Но документы не на русском языке. А если будете использовать фото – не забудьте, что каждое из них имеет автора-исполнителя Романа фон Гётца, – были слова патера Пааля. Если бы не эти документы об истории появления в Мюнхене мощей и детальном их описании, а также не консультативная помощь священника-иезуита Бенрхарда Пааля, то вряд ли через несколько месяцев после первой с ним встречи удалось бы установить, что в Михаэльскирхе почивают мощи именно Аравийских (Киликийских) святых бессребреников. На немецкой земле, особенно в Баварии, издавна отмечается день памяти этих святых. Ныне их память немецкие католики совершают 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический литургический календарь). Осенью 2010 года впервые в истории Мюнхена по инициативе католического кардинала Фрайзинга и Мюнхена Райнхарда Маркса состоялся первый праздник, посвященный святым Косме и Дамиану. Церковь особо призывает этих святых целителей и бессребреников в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены на исцеление души и тела.

http://bogoslov.ru/article/1428021

Ерманская или Германовская икона Эта икона Богоматери явилась в Константинополе св. патриарху Герману в 732 году, и ныне православная церковь воспоминает самое явление этого образа. Явление Богоматери прп. Косме Маюмскому Св. Косма известен как ревностный защитник иконопочитания во время иконоборческой ереси в VIII веке. Он приобрел также славу знаменитого составителя церковных песней на Господские и Богородичные праздники. Им написан и канон-трипеснец на Великую Пятницу. Историк Никифор Каллист говорит, что девятая песнь этого канона «Честнейшую херувим» написана была Космой Маюмским на Великий Пяток, день скорбный, особенно для Матери Иисуса, и поэтому Пречистой Деве особенно благоугодна эта песнь. Богоматерь явилась однажды к Косме с радостным и блистающим лицом и сказала: — Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда они поют сию новую песнь твою. При этом Никифор Каллист сообщает, что многие тайнозрители неоднократно видели Пречистую Деву благословляющей воспевающих эту песнь. 13 октября Смоленская Седмиезерная икона Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья. В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии родился в небогатой семье Евфимий. С юных лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим — Смоленской иконой Богоматери — перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В 17 верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили имя «седмиезерных». Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

В конце своей земной жизни, сильно ослабев, Святой вернулся в келлию своих возлюбленных скуртейских братий, где был окружен заботой и любовью. Близился его исход из этого мира. Его здоровье из–за непомерных трудов было совершенно подорвано, его организм был полностью истощен. Готовясь расстаться с этой жизнью, Святой исповедался, испросил и получил елеосвящение, ежедневно причащался Святых Таинств. 30 июня/13 июля 1809 года ему стало плохо. Почти неслышным голосом, иногда ненадолго прерываясь, он горячо молился Христу. Тем, кто был рядом с ним, он сказал: «Отцы мои, я не могу молиться умом, поэтому я молюсь устами». Он постоянно благодарил братий за все их труды для него. Ночью его состояние совсем ухудшилось. Он вновь попросил Святого Причастия. Причастившись, он сложил руки и вытянул ноги; он стал тихим и спокойным, но продолжал непрерывно молиться. Когда братия спросили его: «Учитель, ты покоишься?», он ответил: «Я причастился Христу, как же мне не быть в упокоении?» 1/14 июля 1809 года, в возрасте 60 лет, окруженный своими возлюбленными братиями, пребывающий душой в Боге и небесных благословениях, святой Никодим Святогорец предал свою блаженную душу в руки Бога Живаго, Которого он возлюбил от юности своей и Которому отдал всего себя. Святое тело боговдохновенного учителя было похоронено в келлии Скуртеи — там, где он умер. Его святая глава и сейчас хранится там, источая Божественное благоухание святости и освящая тех, кто прикладывается к ней с верой. Кончина св. Никодима исполнила глубокой скорби не только монахов Святого Афона, но и всех благочестивых христиан по всему миру. Все оплакивали уход всеобщего учителя и утешителя. Блаженный Никодим прославлен в лике святых как преподобный, богослов и учитель. И он уже наслаждается вечным блаженством в свете Божественной славы.       Перевод с английского Лидии Сикорской и Барбары (Варвары) Джонсон По изданию «St.Macarios of Corinth». Первое издание — 1972 г. СВЯТОЙ МАКАРИЙ КОРИНФСКИЙ Святой Макарий (Нотарос) Коринфский, подобно равноапостольному св. Косме Этолийскому, сыграл значительную роль в духовном возрождении Греции во второй половине XYIII века. Св. Макарий начал свое служение в 1765 году, через пять лет после начала миссионерства св. Космы. Будучи рукоположен в архиепископа Коринфского, он много потрудился над улучшением церковной ситуации в своей епархии. Подобно св. Косме, св. Макарий видел особую значимость школ в отношении Церкви. До своего рукоположения он шесть лет преподавал бесплатно в коринфской школе, а став архиепископом, построил много школ по всей коринфской провинции. Он также придавал большое значение образованию клириков, посылая их на обучение в монастыри.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И в заключительной, 9-й песни канона: Иже древним новорожденных горличищ супруг, двоица же бяше птенцев, в нихже место Божественный старец и целомудренная Анна пророчица, от Девы рожденному и Сыну Единородному Отчу, в церковь приносиму, служат величающе 57 . От начала и до конца этого канона Христос – Бог и Человек, Бог и Младенец, Бог и Отроча. Воздадим похвалу таланту великого Божия песнописца! В своем замечательном каноне на Неделю ваий святитель Косма весь погружен в созерцание грядущего на осляти Сына Божия, глубокого смирения Его и – в связи с этой глубиной смирения – судьбы будущего Царства Христова. Здесь он уже не богословствует о Его Богочеловечестве, а свидетельствует, что Он – Камень, на котором утвердилась Его Церковь . Сладкопение ирмосов и дивная мелодия тропарей воистину достигают в этом каноне своей вершины. В каноне на Преображение Господне преподобному Косме наиболее близка мысль не столько о принятии Христом человеческой плоти, сколько о том, что Он, Христос, есть Отчее Сияние. Во Мне Отца познайте, – говорит Христос ученикам Своим уже в первом тропаре 1-й песни канона. Весь этот канон обильно пронизан образом света; преподобный песнописец всюду приводит ссылки на образ света и сияния в Ветхом Завете, но опять возвращается к основной своей идее – Отеческого Сияния – и восклицает в 5-й песни: Тя, Присносущное Сияние, во Отечестей славе ученицы яко видевше возсиявша, Христе, Тебе вопияху: во свете Твоем пути наша направи 58 . И воистину, по преподобному Косме, свет этот обоживает человека, как он и проповедует об этом в 8-й песни: Неприступною славою на горе явлься неизреченно Фаворстей, неодержимый и незаходимый Свет, Отчее Сияние, тварь уяснив, человеки обожи 59 . Ниже, в той же песни, сказанное развивается дальше: Божественныя начертание ясно Ипостаси видевше, Христа во Отечестей облиставша славе, воспеваху 60 . Вся идея завершается в 9-й песни: Отец бо светов, Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Апостолом вопияше, Того послушайте 61 . Преподобный Косма счел необходимым особенно воспеть в этом каноне Божественную Ипостась Христову, Его рождение от Бога Отца, как и печатлеется в Символе нашей веры, изложенном святыми отцами: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Знатный господин не спеша прошелся по торговой площади, и взгляд его остановился на Косме. Начальник торгов подбежал к вельможе и, подобострастно кланяясь, затараторил: — О, господин великий логофет, какой сегодня для меня счастливый день! И чем я заслужил милость Всевышнего, что мои очи зрят твое великолепие! Да благословит тебя Бог богатством и долголетием! Вельможа, не обращая внимания на пустословие торговца, подошел к Косме и, глядя ему прямо в глаза, спросил: — Я вижу, что ты монах. Как тебя зовут, откуда ты родом и как ты попал в рабство? — Я действительно монах, родом из Калабрии. Зовут меня Косма. Я направлялся по морю в Иерусалим поклониться святым местам и попроситься на поселение в лавру Саввы Освященного. Нас захватили разбойники, и вот я здесь. — Я выкуплю тебя, брат Косма, и отправлю и Иерусалим, а ты будешь молиться там обо мне, грешном, и о моей семье. — Нет, — покачал головой Косма, — если Богу было бы угодно направить меня в Иерусалим, то Он бы не допустил нападения разбойников, благодаря которым я прибыл в этот город и увиделся с тобой. Я согласен, чтобы ты выкупил меня, но я должен буду послужить тебе за это доброе дело. Правда, не знаю, чем я могу быть тебе полезен. Никакому ремеслу я не обучен, так как с юных лет занимался лишь познанием наук, таких как риторика, диалектика, музыка, астрономия, философия и богословие. А теперь, завершая свой земной путь, я с грустью думаю: кому передам я все это богатство знаний, которое копил долгие годы? — О, преподобный Косма, если бы ты знал, как сейчас возрадовалось и утешилось мое сердце этим известием! Меня зовут Сергий Мансур. При дворе халифа я, милостью Всевышнего, исполняю должность логофета, начальствую над христианами, находящимися, по Божьему попущению, под властью агарян. У меня два сына, имя одного, как и твое, — Косма, ему девять лет, а второй сын — Иоанн, ему семь лет. Они пришли в ту меру возраста, когда им надо преподавать надлежащее знание всех полезных наук. Все последнее время я был озабочен тем, чтобы подобрать им учителя. Да непросто сыскать наставника, который преподал бы им не только человеческую, но и Божественную мудрость. Вот и стал я молить Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь Деву Марию, чтобы указали мне такого учителя. А сегодня, когда я утром стоял на молитве, в мою душу вложилась мысль идти сюда на торги, чтобы приобрести нечто очень важное. Теперь я вижу, что обрел для своих сыновей хорошего наставника.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Этот же пресвитер Василий передает о преподобном Косме и другой рассказ: «Я пришел к нему в лавру, и старец рассказал мне о себе, что однажды ему пришла на ум мысль, — что означают слова Господа, обращенные к ученикам: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк.22:36), и ответ Его: «довольно» , когда они сказали: «вот, здесь два меча» (Лк.22:38). Долго размышлял старец над этими изречениями Господа и, не придя ни к какому решению, отправился в полдень в лавру Пирга к авве Феофилу, чтобы попросить у него объяснения. Во время дороги, пролегавшей по пустыне, приближаясь к Каламону, он увидел громадного змея, спускавшегося с Каламонской горы, змей был так велик, что своею тяжестью оставлял на земле глубокий след, а изгибы тела его образовывали большие дуги, он как раз пересекал путь старца. Уразумев козни дьявола, хотевшего заставить преподобного отказаться от своего намерения, старец вооружился молитвою и безбоязненно продолжал свой путь: хранимый силою Божией, он без всякого вреда, точно сквозь ворота, прошел чрез изгибы тела змея. Придя к авве Феодору, он предложил ему свой вопрос и услышал от него такой ответ: — Два ножа означают два вида богоугодной жизни, — деятельность или труд и созерцание или погружение ума в богомыслие и молитву, кто обладает двумя этими добродетелями, тот совершенный человек». К своим сообщениям о преподобном Косме пресвитер Василий добавил еще следующее: «Во время моего десятилетнего пребывания в лавре Фаранской у преподобного Космы, к которому я пришел в самом начале своей иноческой жизни, он постоянно наставлял меня своими боговдохновенными беседами; однажды, рассуждая со мною о спасении души, он привел одно выражение из слов святого Афанасия Великого [ 4 ] и при этом заметил: — Когда или услышишь, или найдешь в книге какое-либо выражение святого Афанасия, то, если не имеешь хартии, запиши его на твоей одежде». Такое уважение имел преподобный Косма к великим отцам и учителям церкви: с ними и он, по окончании своей богоугодной жизни здесь на земле, получил часть в вечной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и ныне и присно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Житие Космы Этолийского (ВИДЕО) Икона из монастыря Филофей Афон Житие Космы Этолийского (Фелофеитиса, как его называют на Афоне, то есть из монастыря Филофей) 6 сентября (24 августа по старому стилю) Житие Космы Этолийского составлено на портале - Святая Гора . Фильм содержит уникальные съемки 70-х годов. О прп. Косме рассказывают старички, которые знали его по рассказам! Им самим тода было по 100 и более лет. Показаны места, где он жил, учился, быт и народные песни.     Косма родился в Греции в 1714 году в семье ткачей. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский). Оставшись на Афоне в Филофеевской на Святой Гор е обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Его очень тревожило то, что греки за 300 лет господства турок одичали. По словам историков, в то время в стране процветали безграмотность и дикость. Все восстания топились турками в крови. Происходила массовая исламизация христиан. В одном только Северном Эпире мусульманами стали более полумиллиона человек. Косма сокрушался: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане!». И он отправился с проповедью.   Афанасий Зоитакис пишет в житии Космы Этолийского, что поначалу соотечественники встретили проповедника враждебно. Святому пришлось перетерпеть злобные насмешки и неприкрытую иронию людей, бесконечно далеких от Церкви и относившихся к ней с презрением.Многие люди впервые слышали слова евангельской проповеди. Косма крестил людей, объяснял им значение Таинств, строил церкви, часовни и школы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=784

Церковь Кирилла была впервые возведена в 1585-1587 годах, уже после того, как в монастыре было поставлено семь других каменных церквей. Известен горький упрек, высказанный Иваном Грозным в послании 1573 года кирилловскому игумену Косме с братией: " А вы се над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чюдотворцом нет, Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью " . Однако и после получения послания кирилловские старцы не спешили со строительством каменного храма и заложили его спустя двенадцать лет, уже после смерти Грозного. Может показаться, что к могиле преподобного было проявлено более чем странное небрежение. Но так ли это в действительности? Прежде всего отметим, что могила святого отнюдь не была заброшенной. Уже в середине XV века над ней была установлена рака. К 1515-1520 годам относится рассказ одного из иноков Иосифо-Волоколамского монастыря о том, как он " прииде в гробницу святого великаго чюдотворца Кирилла, идеже лежит честное и святое тело его " . Речевой оборот " в гробницу " , а не " к гробнице " означает, что речь идет о каком-то замкнутом помещении, где стояла рака и где над гробом святого могли читаться молитвы. Что это было за сооружение - неизвестно. Наиболее близкую аналогию ему можно увидеть в каменной палатке (скорее всего, предназначенной для раки), примыкавшей к южному фасаду Спасского собора Воротынского монастыря, остатки которой недавно были раскопаны Л. А. Беляевым. Палатка была выстроена вместе с собором, который обычно датируется второй половиной либо концом XVI века. Свидетельство о гробнице Кирилла в любом случае значительно более раннее и отстоит от времени строительства каменного Успенского собора всего на два десятилетия. Не исключено, что она была возведена вместе с собором. Необходимо также учесть, что придельные храмы над гробом местных святых появляются в больших общежительных монастырях относительно поздно, и Никоновский придел Троице-Сергиева монастыря 1548 года, вероятно, можно считать в этой серии первым. Следовательно, устройство " гробницы " над могилой Кирилла вполне отвечало представлениям своего времени о том, как следует чтить память основателя монастыря. К тому же храм, посвященный преподобному Кириллу, существовал в монастыре уже с 1534 года, только размещался он не над его могилой, а в другом месте, входя в объем церкви Иоанна Предтечи как ее придел. Место это не было случайным, так как Ивановская церковь поставлена рядом с деревянной часовней Кирилла, там, где было его " первое прихождение " . Таким образом, память Кирилла и его могила отнюдь не были в монастыре в небрежении.

http://sobory.ru/article/?object=05138

Рассказал об этом отцу Борису. (Сон был со 2 на 3 октября.) 4 октября. Воскресенье. Завтра день памяти святителей Московских и всея России чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Но служба им правилась сегодня. 10 октября. Суббота. Сегодня годовщина памяти в Бозе почившего старца иеросхимонаха Амвросия. С вечера вчера было бдение в Скиту и в монастыре, а сегодня – обедня. После ранней и поздней обедни служили панихиды. Бог помог поставить на могилке Батюшки памятник, который обошёлся до 700 рублей. На панихиду выходили: 1 архимандрит, 24 иеромонаха и протоиереи (последних было 3). Скитяне ходили к панихиде после своей обедни и напившись чаю. На трапезе было утешение. Народу было не так много по случаю перемены погоды. 17 октября. Память чудного избавления от смерти Государя. Всенощная была в монастыре, а вечерня у нас на правиле, т. е. повечерие, обедня была в Скиту. Желающие ходили в монастырь к молебну после поздней обедни. 22 октября. Празднование Казанской Божией Матери. Повечерие накануне было в Скиту: читался акафист Божией Матери Казанской отцом Иосифом. Всенощная была в монастыре в тёплом Казанском соборе, а также обедня, после которой был молебен. Трапеза была в монастыре – скоромная. Приехал о. Анатолий, скитоначальник, и будто говорил, что к нам в Скит поступает какой-то миллионер. 23 октября. Сегодня полиелей – св. апостола Иакова. 31 октября. Суббота. Сегодня совершалось поминовение воинов, на брани убиенных; поминовение это приходилось на прошлую субботу, но было перенесено. Сегодня после трапезы лёг отдохнуть; проспал с час и слышу сквозь сон голос моей матери за дверью, которая стучит в неё и зовёт меня: «Павел! Павел!» Проснулся в смущении. Отец Борис говорит: «Не умерла ли она?» Сохрани её Господь. Ноябрь 1 ноября. Воскресенье. Сегодня правилась служба святым бессребреникам Косме и Дамиану. За обедней приобщился Святых Таин князь Оболенский, флигель-адъютант. Он сопутствовал Государю-Наследнику в последнюю его поездку вокруг света. Он в отпуске, и имение его вёрстах в семи от нашего монастыря 427 . Помоги ему Господь!

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В Константинополе учёные занятия сотрудников Миссии обрели новое качество. Архимандрит Порфирий составил для Священного Синода Русской Православной Церкви краткие заметки о Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквах. Под его руководством иеромонах Феофан завершил перевод трёх греческих рукописных памятников из кодекса Иерусалимской Патриархии, выявленного в библиотеке константинопольского подворья Святогробского монастыря: «Деяния об архиепископе Синайском Косме» (1702) и двух посланий Константинопольского Патриарха Хрисанфа (1721). Получив рекомендательное письмо от Вселенского Патриарха, русские миссионеры намеревались посетить открытое в 1844 г. греческое богословское училище на о. Халки. Это один из девяти Принцевых островов в Мраморном море в 20 вёрстах от Константинополя. На самом высоком холме острова, в северной его части, располагался греческий монастырь Пресвятой Троицы, в котором и разместилось духовное училище, ставшее главным образовательным учреждением для высшего и низшего духовенства в Константинопольском Патриархате. За годы существования училища, вплоть до его закрытия в 1971 г., дипломы об окончании учебного курса получили 930 слушателей. Но слабость здоровья архимандрита Порфирия и зимняя непогода помешали русским миссионерам посетить остров Халки. «Это дело может исполнить будущий священнослужитель здешней посольской церкви» 118 , – писал архимандрит Порфирий К.С. Сербиновичу. Так и произошло. Позднее, на Пасху 1857 г., уже в сане архимандрита и как настоятель русской посольской церкви в Константинополе, в халкинском училище побывал Феофан (Говоров) и убедился, как замечательно все в нем устроено. Халкинская богословская школа и в последующие годы привлекала к себе внимание и возбуждала в русских людях стремление помочь благородному делу воспитания православных юношей на Востоке. В 1861 г. на выпускных экзаменах присутствовал архимандрит Антонин (Капустин) , описавший свои впечатления в очерке «С Востока». Протоиерей Серафим Серафимов посвятил этому учебному заведению аналитическую статью «Несколько слов о преподавании славянского языка в Богословском Халкийском училище в Константинополе».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010