От начала и до конца этого канона Христос – Бог и Человек, Бог и Младенец, Бог и Отроча. Воздадим похвалу таланту великого Божия песнописца! В своем замечательном каноне на Неделю ваий святитель Косма весь погружен в созерцание грядущего на осляти Сына Божия, глубо­кого смирения Его и – в связи с этой глубиной смирения – судьбы будущего Царства Христова. Здесь он уже не богословствует о Богочеловечестве Его, а утверждает, что Он – камень, на котором утвердилась Его Церковь . Сладкопение ирмосов и дивная мелодия тропа­рей воистину достигают в этом каноне своей вершины. В каноне на Преображение Господне преподобному Косме наибо­лее близка мысль не столько о принятии Христом человеческой пло­ти, сколько о том, что Он, Христос, есть Отчее Сияние. «Во Мне Отца познайте»,– говорит Христос ученикам Своим уже в первом тропаре 1-й песни канона. Весь канон этот обильно прони­зан образом света; преподобный песнописец всюду приводит ссылки на образ света и сияния в Ветхом Завете, но опять возвращается к основной своей идее – Отеческого сияния – и восклицает в 5-й песни: «Тя Присносущное Сияние во Отечестей славе ученицы яко видевше возсиявша, Христе, Тебе вопияху: во свете Твоем пути наша направи». И воистину, по преподобному Косме, свет этот обожает человека, как он и проповедует об этом в 8-й песни: «Неприступною славою на горе явлься неизреченно Фаворстей, неодержимый и незаходимый Свет, Отчее Сияние, тварь уяснив, человеки обожи...» Ниже, в той же песни, сказанное развивается дальше: «...Божественныя начертание ясно Ипостаси видевше, Христа во Отечестей облиставша славе, воспеваху...» Вся идея завершается в 9-й песни: «...Отец бо светов, Сей есть Сын Мой Возлюбленный, апостолом вопияше, Того послушайте». Преподобный Косма счел необходимым особенно воспеть в этом каноне Божественную Ипостась Христову, Его рождение от Бога От­ца, как и печатлеется в Символе нашей веры, изложенном святыми отцами: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна...» Каноны и трипеенцы преподобного Космы Маиумского на Страст­ную седмицу излагают в основном Евангельские чтения этих дней, но здесь же Святитель дает опять глубокое богословское обоснование догмату Богочеловечества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

186 Bibl. Graeca Fabricii Т. X. р. а. Т. VIII, р. 773, ssq. Большая часть сих канонов и стихир надписаны именем Иоанна монаха, но сие имя означает того же Дамаскина. Ист. Обозр. книг богослуж. стр. 117. 190 Prolegomena ad Scripta Johannis Damascene См. также в Христ. Чтении 1831 г. Ч. 42: «Краткое историческое сведение о песнопениях нашей Церкви,» 2-ю статью. 192 В книге: Erhica Gregori Bar-Hebraei, Р. I с. V sect IV, читаемы «Sub religiosissimo Jacobo Edesseno et electo Arabum Episcopo Georgio Cantica, quae Graeci canones nuncupantur, excogitata sunt a. quodam Damasceno scriptore, cui nomen: Cyrinus filius Mansur (i. e. Johaunes Damascenus). et ab alio monacho, qui Abbas Cosma apud ipsos (Graecos) appellatur. Hic autem cyclicos canones (круглые) inuenit, qui prae graecis Cyrini cantibus sunt longe jucundiores» (В правление благочестивейшего Иакова Эдесского и избранного епископа Арабов Георгия, некоторый писатель Дамаскинг сын Киринов Мансур (т. е. Иоанн Дамаскин ), и другой монах, именуемый Греками Авва Косма, составляли песнопения, называемая у Греков каноны. Косма составил каноны круглые, которые несравненно приятнее песней Дамаскина. 193 Общая мысль сего канона выражена отчасти св. песнописцем в след, акростихе этого гимна: Xριστς βροτωϑες ν περ Θες μν что значит: Христос, вочеловечившись, пребывает, как и был, Богом. 194 Акростих этого канона следующий: Вπτισμα ρψς γηγενν μαρτδος, т. е. крещение есть очищение греховности земнородных. 195 Акростих его: Χριστν γεγηϑς πρσβυς γκαλζεται (Христа радостно старец объемлет.), определяет внутреннее содержание этого произведения. 196 Начальные буквы тропарей этого канона на греческом образуют акростих: ’Ωσννα Χρστς ’Ευλογημνος Θες (Осанна Христос благословенный Бог). 197 Автором этой службы можно признавать св. Иосифа Песнописца. Это 1) видно из её сходства с другими песнями Иосифа, 2) подтверждается его особенною любовью к св. Косме Маиумскому , по которой он старался подражать ему в песнопениях. Таким образом для св. Иосифа весьма естественно было выразить похвальною песнию свою любовь к своему наставнику в песнотворчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

198 См. в службе св. Косме 12-го октября стихиры на Господи воззвах 1-ю и 2-ю и канона песни: 1, 4 и 8. 203 Он написан шестистопными ямбическими стихами и имеет следующий акростих, состоящий из шестистопных героических и пятистопных элегических стихов: Θειογενς Λγε Πνεμα, Παρκλητον πλιν λλον κ Γεντου κλπων κας πιχϑονοις Οα (вм. οον) πυρς γλσσησι (вм. γλσσαις) φρον Θετητος λ, Σημα τες φτλης, κα χριν ϒμνοπλοις, что значит: Богорожденное Слово, Ты опять послал земнородным из недр Родителя иного Утешителя, Духа, приносящего в огненных языках, как знак Божеского невещественного существа, благодать и песнопевцам. 204 См. Denkwurdigkeiten Augusti Th. V S. 346. Некоторые из этих песней помещены в западных антологиях песнопения, напр. в Anthologie Gesauge Rambach’s. Altona und Leipzig 1817, 8. Th. I S. 142 ssq; 205 См. в Требнике в последованиях погребения мирских человек и священников стихиры самогласны Дамаскиновы. 206 См. тропарь св. Иоанну Дамаскину в службе ему 4 числа декабря, также надписание 5-й молитвы ко Св. Причащению. Любителям песнопений свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского можно указать издание канонов на великие празднества, сделанное в трёх текстах: греческом, славянском и русском в С.-Петербурге в 1855 году под заглавием: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кроме песней Иоанна и Космы, здесь имеются и песнопения некоторых других песнотворцев. 208 Истор. обозр. кн. богослужебных стр. 119: см. также Истор. Церк. Иннок., отд. 1. В. VIII: Состояние и учения писатели. Сей св. Феофан, проименованием Сигрианский, пострадал в 1-й четверти IX столетия при Льве Армянине, икон ради, и, изгнанный на остров Самофракию, быль здесь умерщвлен узами и голодом. Память его празднуется 12 марта. См. месяцеслов киевский под 12 числом марта. 210 От Чети-Минеи. Память свв. братьевь-певцов Феодора и Иосифа Студитов празднуется св. Церковью первого – ноября 11, второго – января 26. 213 От Чети-Минеи и Церковной Истории еп. Иннокентия Память св. Феофана Начертанного празднуется церковью 11-го октября, а его родителя и брата сентября 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Однако немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост — воздержание от грехов — и творить дела любви и милосердия.    «Пост, – говорится в одной древней книге,— делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища». С. 235).    Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем». Понятие о Триоди Постной    Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и кончая Великой субботой), обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.    Свое название «Триодь» (греч. – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов «трио» – три и «оди» – одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев.    Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста.    В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга — Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1627 г. была предпринята попытка организовать издание греческой церковной литературы в Константинополе – монах Никодим Метакса организовал здесь типографию и отпечатал несколько греческих книг, однако дело продолжалось недолго: «иезуиты с помощью турецких янычар разрушили ее и все принадлежности ее истребили» 1003 . Во второй четверти 19 в. греческое издательское дело в Константинополе возобновилось при участии ученого монаха с Афона Варфоломея Кутлумусианоса. Были отпечатаны, в частности, богослужебные Минеи (в 40–50–х гг., как отмечается – небрежно и с пропусками), в которых издатель «заменил многие подлинные речения древних составителей Миней речениями и глаголами своими не ради ясности, а ради гладкости и сладости пиитической речи», причем пытливый исследователь 19 в., сверяя эти издания с рукописями Миней иеромонаха Макария 1315–1316 гг. из афонского монастыря Есфигмен, «открыл большую разность между ними, но – не догматическую... а иноречивую, т.е. такую, что старинные речения греческие заменены новыми, другими, без малейшего нарушения смысла» 1004 . В 1927 г. Я Пападопулосом в Афинах осуществлено православное издание Великого евхология. Там же в 1935 г. профессор практического богословия Афинского университета Я.Я Трембелас (1880–1977) публикует книгу «Три литургии» (на греч. яз.). В 1962 г. о. Ж. Матеос издает Типикон Великой церкви 10 в. (по рукописи ms. Sainte–Croix, 40). Интересные историко–литургические реконструкции публиковал о. Арранц 1005 . В первой половине 60–х гг. 20 в. Энрика Фоллиери издала иниции греческих гимнографических текстов, содержащихся в Ватиканской библиотеке 1006 . Начиная с 1966 г. Институтом византинологических и новогреческих исследований и филологическим факультетом Римского университета было опубликовано подготовленное итальянскими и греческими учеными издание Analecta hymnica graeca – антологии византийских гимнографических произведений (канонов на дни памяти святых и праздники церковного года), сохранившихся в рукописных Минеях (преимущественно южноитальянского происхождения) и не вошедших в печатные служебные Минеи 1007 . В издание вошли каноны из 610 кодексов рукописных хранилищ Гроттаферраты, Мессины, Ватикана, Афона и др., многие из которых принадлежат выдающимся гимнографам Андрею Критскому , Иоанну Дамаскину , Косме Маиумскому , Герману Константинопольскому и др. Каждый том содержит каноны на один месяц (начиная с сентября), внутри месяца каноны расположены по числам. В 13–м томе помещены индексы начал строф (тропарей) канонов, ирмосов, акростихов, указатели имен собственных и шифров использованных рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Донесение Преосвященному митрополиту и великому князю о пожертвовании Громова. Письмо Громову благодарственное. 12 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать с благодерзновением совершить всю утреню, особенно канон вторничный и мученикам Прову, Тараху и Андронику и святому Косме Маиумскому ; благодарю Господа, простившего мне грех суровости и ярости на нищего старичка за усиленное прошение у меня милостыни. Я покаялся от сердца и сподобился мира. Благодарю Господа за непреткновенное совершение литургии, с умилением и за чудное, животворное причащение Святых Таин. Из всех спасительных дел Божиих в мире Святая Церковь наиболее прославляет величайшее чудо воплощения Божия и спасительные его последствия для рода человеческого и Пресвятую, Пречистую, Препрославленную Божию Матерь; равночисленны песку морскому эти похвалы Божией Матери, особенно в канонах, стихирах, догматиках, акафистах. И достойна Она того, даже мало всех этих похвал, ибо Она удостоилась быть Матерью Божией и чрез Нее Бог соединился с человеками и обожил их. (Смотри «Нескверную, неблазную» – молитва в конце Акафиста Божией Матери). И мы должны, так сказать, дышать этим таинством воплощения и жить им, умиляться им, утверждаться им. Епитрахиль священническая и архиерейская есть символ покрывающей благодати Божией. Любовь вся покрывает [ 1Кор.13:7 ]. Господи! Оставь [вола] Твоего жить в его жилище до конца его жизни или до перемены жизни (13 октября писал), да благодушно славлю Тебя до конца, аще и недостойный. Ты, даровавший мне бесконечно много, не даруешь ли сего малого, чего я прошу у Тебя? Даруй убо! Даруй мне, Господи, принести Тебе как приятную жертву всегдашнее воздержание в пище и питии, ибо от этого, по-видимому, незначительного обстоятельства – ядения и пития каждодневного, как много зависит наша духовная жизнь и преспеяние в вере, уповании и любви к Тебе, Богу нашему, и к ближнему; жадный и сытый всегда неспособен к этим добродетелям. На превысочайшем месте стоишь ты, иерей, где или откуда созерцаешь Царя твари, Господа Бога, Царицу Неба и земли, Ангельские чины и лики святых; весь мир земной и подземный, «всякое колено небесных, земных и преисподних» [ Флп.2:10 ], – на месте, где ты непрестанно молишь, благодаришь и славишь Господа, Творца всеблагого, всемогущего, всеправедного, всеведущего, премудрого, где совершаешь пренебесные Тайны, откуда раздается всегда творческое слово Евангелий. Каков же ты должен быть? Какой должен быть у тебя небесный ум, какое чистое, горе подъятое, пламенное сердце! Какую истинно совершенную любовь должен ты иметь в сердце к Богу и ближним! Как должна быть свята твоя воля! Часто размышляй о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

За этим исповеданием следуют торжественный песни о победе Пребожественного Страдальца над адом и о славе гроба Христова, после чего снова исповедуется неразлучность Божества с человечеством во Христе и вместе неразлучность Его с Отцом и Духом. Затем, объятый благоговейным чувством страха, певец воспевает погребение Господа: «Да подвигнется с трепетом небо и да поколеблются основания земли! Ибо вот сопричисляется к мертвым и в малом гробе вмещается Живущий на высотах небесных…» «О необычайные чудеса! о благость! о неизреченное терпение! Живущий на вышних небесах добровольно запечатлевается под землею, и Бог называется позорным именем обманщика. Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все века.» Заключается песнь прекрасною утешительною беседою, таинственно проглаголанною умершим Господом Своей Пречистой и Пренепорочной Матери. В этой тайной беседе Спаситель предвещает Приснодеве Свое воскресение. Каноны св. Космы составлены им так, что из начальных букв ирмосов и тропарей составляется какая либо мысль: это называется краегранесием или акростихом канона. В этом подражали Косме и другие песнотворцы, самый Иоанн Дамаскин , но в особенности Иосиф Песнописец, второй Косма по духу и тону своих песнопений. Другая особенность канонов св. Архипастыря маиумского состоит в том, что каждый тропарь песни канона оканчивается последним стихом ирмоса этой песни. От этого его каноны получили наименование круглых. Свое скудное обозрение высоких творений св. Космы предоставляем восполнить превосходно оценившему их творцу похвальной службы св. Иерарху маиумскому 197 . «Ясно возгремел еси недоуменное, страшное же и великое, блаженне, всех Царя строения таинство, поет певец и песнми красными к песнословию возвеселил еси Христову невесту, ясно изложив Христовы божественныя тайны. Предочистив око твоего сердца страстного смущения, Космо иерарше, пение воспел еси красное и спасительное и Церковь просветил еси. Целение всякого уныния бывают твоя, Космо, всехвальная любящими песненная наслаждения догматами, украшаемая и сладкогласия добротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Здесь мы видим свойственное уже следующему этапу гимнографии внесение элемента личностного, эмоционального, восприятия в изложение библейского события, песнописец, а вместе с ним и все мы, становимся участниками описываемых событий, что отнюдь не затрудняло, но скорее наоборот облегчало понимание для читающего или слушающего того или иного текста песнопения. Зачастую атмосферу ликования песнописец создаёт, как, к примеру, Косма Маиумский в каноне Недели Ваий, повторяющимися призывами всех и вся к радости: «Веселися Иерусалиме, торжествуйте, любящие Сиона» (ирмос восьмой песни), «Бог Твой, радуйся, Сионе, зело, воцарися во веки Христос» (тропарь восьмой песни), «Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящееся придите, возвеличим Христа» (ирмос девятой песни) и т.д. Сложнее эмоционального богословское истолкование Евангелия, свойственное в большей мере Иоанну Дамаскину и Косме Маиумскому . Так, к примеру, в словах стиха, предваряющего синаксарь Лазаревой субботы «Рыдаеши Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости» содержится свидетельство о двух природах Христа: человеческой, которая оплакивает умершего Лазаря, и божественной, которая его воскрешает. В канонах Иоанна Дамаскина даже простые люди, к примеру, воины, каковыми были севастийские мученики, мыслят богословскими категориями: «Мещуще одеяния вся, входяще без трепета в езеро, друг ко другу глаголаху святии мученицы: за рай, егоже погубихом, риз тленных днесь не пощадим: змия ради иногда тлетворнаго облачени бывше, совлецемся ныне за всех воскресение» (из стихиры сорока севастийских мучеников на «Господи, воззвах»), то есть святые мученики, входя бесстрашно в озеро и снимая с себя свои одежды, обращались друг ко другу с такими словами: «Ради потерянного грехопадением Адама рая, не пожалеем о тленных ризах, в которые были облечены из-за пагубного змия, снимем же их ныне ради всеобщего воскресения». Совлекая свои тленные ризы, мученики совлекали с себя «ветхого человека», то есть своё греховное естество и облекались в ризу нетления, то есть жизнь вечную: «ветхаго убо человека совлекостеся, со привременною одеждею, в одежду же нетления облекостеся» (из тропаря первой песни канона Иоанна Дамаскина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иисус Христос мой, Царь всего, чего искал Ты, когда пришел к находящимся в аду? Не освободить ли род смертных? Как вытерпит ад пришествие Твое и не будет страдать, омрачаясь, ослепляемый молнией света Твоего сияния? Когда Ты, Христос, был положен во гробе, основания ада поколебались и отверзлись гробы людей. Ты воскрес от тления, Жизнь, Спаситель мой, когда умер, пришел к мертвым и сломал вереи ада. Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада. Словно пшеничное зерно, упавшее в недра земли, Ты произрастил обильный урожай, воскресив людей, происшедших от Адама. Добровольно сойдя под землю, как мертвый, Ты возводишь от земли к небесам ниспавших оттуда, о Иисус. Хотя Ты и погребаешься в гробу и идешь в ад, но и гробы Ты опустошил, и ад обнажил, о Христос. Послушавшись, о Слово, Отца Своего, Ты сошел даже до страшного ада и воскресил род человеческий. Адам испугался, когда Бог ходил в раю, но обрадовался, когда Он сошел во ад: ибо воскрешен ныне тот, кто некогда пал. Ад, о Спаситель, вострепетал, видя Тебя, Подателя жизни, опустошающего его сокровищницы и воскрешающего от века мертвых. Сразу же по окончании «похвал» поются воскресные тропари Октоиха, из которых один посвящен сошествию во ад («Ангельский собор удивися»). Прочие тропари посвящены собственно Воскресению Христову: их исполнение на утрени Великой Субботы знаменует постепенный переход от погребального настроения к «пасхальному». По сути, празднование Воскресения Христова начинается не в пасхальную ночь, а в Великую Субботу: на утрени поются воскресные песнопения, а на литургии читается Евангелие, посвященное Воскресению ( Мф. 28:1–20 ), и священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые. Еще одним ключевым текстом утрени Великой Субботы, более древним, чем «похвалы», является канон, авторство которого приписывается трем лицам: ирмосы – Кассии (IX в.), последние четыре песни – Косме Маиумскому (VIII в.), а первые четыре – Марку, епископу Идрунтскому (IX-X вв.). В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми:  Триодь постная. Святая и Великая Суббота. Утреня. Канон. Песнь 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как мы уже говорили, сочинения Григория сыграли важную роль в формировании православного богослужения: праздничные проповеди Григория читались на службах в византийских (добавим — и древнерусских) храмах, а некоторые его тексты даже превратились в литургические и ежегодно поются за богослужением в Православной Церкви. Но и сам Григорий сделался объектом богослужебного почитания в Православной Церкви: это почитание началось вскоре после его смерти. В Православной Церкви память св. Григория празднуется дважды в год — 25 января (7 февраля по новому стилю) и 30 января (12 февраля по н. ст.): в последнем случае он вспоминается в числе трех " " великих вселенских учителей и святителей " " , наряду со свв. Василием Великим и Иоанном Златоустом. Богослужебные каноны в честь св. Григория, которые читаются в церкви 25 января, принадлежат византийским гимнографам Феофану Начертанному (IX в.) и Косме Маиумскому (VIII в.); тропарь, кондак и стихиры св. Григорию, возможно, относятся к более раннему периоду. В стихирах Григорий прославляется как " " многогласный орган " " и " " гусль мусикийская настроенная " " , как " " иерархов начальник " " , " патриархов честь " " , " таинник боговидцев " " , " богословия источник " " , " око благодати " " , " всемудрыя уста Духа Святаго " " , " светлый светильник вселенныя " " , " слава православия " " , " апостолом единонравный " " , " небогромная уста " " , " ритор церковный " " , " богослов вторый и таинник божественнаго осияния " " . Темы единства Лиц в Троице, Божественного троичного света, духовного озарения, боговидения и обожения, столь характерные для творчества св. Григория, проходят лейтмотивом через канон Феофана: Ум владыку творя, страсти плотския удержал еси, и вместителен быв божественных озарений, единаго Бога в триех Лицех, просветил еси ны чествовати, Григорие. Благочестия велегласен проповедник, и благознаменит богословия богослов, сокровище боговидения обильно предлагается, и раздает богатно нам богатство неотъемлемо. Глагол твоих божественное вещание, и догматов благодать божественная, яко скорость молнии всю обтече землю, Троице во Единице, Единице в Троице, поколнятися богослове, богословствуя, и научая нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010