Как ПОЛЕМИК преподобный Иоанн Дамаскин писал слова против порицающих иконопочитание. Эти апологии в защиту святых икон очень высоко оцениваются как православными, так и инославными богословами. В эту же группу сочинений входят и труды преподобного Иоанна Дамаскина против других ересей. Кроме того, преосвященный Филарет говорит о преподобном Иоанне как об ОРАТОРЕ, оставившем несколько проповедей на различные темы, об ИСТОРИКЕ, писавшем о событиях IV века нашей эры, и о ФИЛОСОФЕ, обладающем «основательностью, силою и богатством мыслей». Свои сочинения по диалектике, о ересях и о православной вере преподобный Иоанн объединил в одну книгу, дав ей общее название «Источник знания» , или «Источник ведения». Эту книгу преподобный Иоанн посвятил другу своему, преподобному Косме, епископу Маиумскому. Перечень вопросов, которым посвящал свои труды преподобный Иоанн, представляется нам достаточно обширным и, несомненно, отвечающим насущным задачам той эпохи, в которую жил Преподобный. Многие из строк его произведений, особенно же его основного труда, переносились преподобным Иоанном в церковные песни, где, проявляя себя как поэт, он свободнее выражал наиболее близкие для него, преискренние помыслы. Песнотворческие труды Преподобного Архиепископ Филарет дает наиболее высокую оценку преподобному Иоанну именно как церковному песнопевцу и гимнографу. Преосвященный утверждает, что Дамаскин как песнопевец «более высок, чем во всех других отношениях; здесь он неподражаем» . Одной из основных заслуг Дамаскина в области его гимнографической деятельности следует безоговорочно признать создание ОКТОИХА, или Осмогласника. Преподобный Иоанн не только составил песнопения на воскресные дни (для вечернего и утреннего богослужения), разделив их на восемь гласов, но и создал для них музыку, установив определенный способ их пения. Из восьми церковных гласов первые четыре признаются основными и называются ПРЯМЫМИ; последние же четыре, называемые КОСВЕННЫМИ, вытекают из первых путем перехода в ближайший полутон. Отсюда — 1–му прямому гласу соответствует 1–й косвенный, то есть по счету 5–й; 2–му — 6–й; 3–му — 7–й, называемый у греков тяжелым, и 4–му — 8–й глас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

л. 179 об. Азбука и вскресении Христове, изложена до всех Святых. Нач. А. Аз воскресох от мертвых. Б. Боголепно от гроба и т. д. л. 181. Ины стихиры Богородици в неделю вечер на бдении поем на литии, или егда несть Минеа. Творение Павла аморейскаго. Под: Небеснымь чиномь радование. Нач. Светейшиа святыхь всехь Сил, чьстнейши всекоа твари Богородице Владычице миру спаси нас. (Листы 186–188 порожние). л. 188 об. Премудрого Георгиа Писида Похвала к Богу о створени всея твари, яко взвеличишяся дела твоя Господи, все премудростиу створил еси. Нач. От всекого дела и богоглаголиваго словесе и языкь и умь, и пища и срдце, течениа твоих и богочетных словес. О переводе сей книги см. Оп. рукоп. Царск. 404 л. 273. (Листы 218–220 порожние). л. 221. Епифаниа, иеромонаха обители Калистратовы, о житии и о вспитании и летнаго показаниа преч. и преблагосл. Владычици нашеа Богородици и Приснодевеи Мариа. См. 171 л. 390. На первом листе почерком поднего времени: Иже в маковце радонежзком Живоначалныа Троица Сергиева монастыря. 177. (1577.) Иоанна Дамаскина книга с прибавлениями, полууст., исх. XV века, в четверть, 339 листов. л. 1. Иже в святых отца нашего Ио(а)нна, архиеп. Коньстянтинаграда, Златаустаго Слово егда вне церкве обретеся Еутропий, отржен бысть, и еже предста Цариця одесную тебе в ризах позлащенах. См. 167 л. 528. л. 36. Чюдо св. мученика великого Георгиа о змии и о девици. Нач. Како нзреку страшную сию тайну и что возглаголю вам братие? Почерк начальных двух статей крупнее и моложе последуюших. л. 41. Книга св. Иоанна Дамаскина философскаа, о осмих частех слова. Грамматика. См. предыд. 176. л. 49. Послание св. Иоанпа Дамаскппа к иже в святых Косме святому и богопочтенному священноепископу маиумскому. Философия. После л. 79 чит. 113–150. л. 150 об. Иоанна Дамаскина о божественом десятословин. л. 151. Иоанна прозвитера, ексарха болгарьскаго, предсловие книзе св. Ио(ан)на Дамаскуна, иже и преложи еа. л. 154. Иоанна Дамаскина летописьца по плоти великого Бога нашего Ис. Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Однако немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост — воздержание от грехов — и творить дела любви и милосердия. «Пост, – говорится в одной древней книге,— делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища». С. 235). Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем». Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и кончая Великой субботой), обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (греч. – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов «трио» – три и «оди» – одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста. В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга — Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

По сути, празднование Воскресения Христова начинается не в пасхальную ночь, а в Великую субботу: на утрени поются воскресные песнопения, а на Литургии читается Евангелие, посвященное Воскресению 724 , и священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые 725 . Еще одним ключевым текстом великопостной службы, более древним, чем «похвалы», является канон, авторство которого приписывается трем лицам: ирмосы – Кассии (IX в.), последние четыре песни – Косме Маиумскому (VIII в.), а первые четыре – Марку, епископу Идрунтскому (IX-X в.) 726 . В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми: Господи Боже мой, исходое пение, и надгробную Тебе песнь воспою, погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему 727 . Господи Боже мой, исходные песнопения и надгробную песнь воспою Тебе, Своим погребением открывшему для меня входы жизни и смертью умертвившему смерть и ад. Да Твоея славы вся исполниши, сшел еси в нижняя земли: от Тебе бо не скрыся состав мой иже во Адаме, и погребен, истлевша мя обновляеши Человеколюбче 728 . Чтобы наполнить все славой Твоей, Ты сошел в преисподнюю земли, ибо от Тебя не скрылось мое бытие, которое во Адаме, и, будучи погребен, Ты обновляешь меня, подверженного тлению, Человеколюбец. Образы погребения Твоего показал еси, видения умножив; ныне же сокровенная Твоя богомужно уяснил еси, и сущим во аде Владыко... 729 Прообразы погребения Твоего Ты показал во множестве видений, ныне же, Владыко, как Богочеловек, ты изъяснил тайны Твои находящимся в аду. Ад Слове срет Тя огорчися, человека зря обожена, уязвлена ранами, и всесильнодетеля, страшным же зраком погибе 730 . Ад, Слово, встретив Тебя, огорчился, видя смертного обоженным, израненным, но и всесильным; от [этого] страшного зрелища он онемел 731 . Смертию смертное, погребением тленное прелагаеши, нетленно твориши бо, боголепно безсмертно творя приятие: плоть бо Твоя истления не виде Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Служба на самый праздник начинается с утрени. Особенности этой утрени следующие. На «Бог Господь...» – тропарь праздника (дважды), «Слава, и ныне» – «Егда славнии ученицы...». Затем – обычное последование чтения двенадцати страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей и величание Благовещения; затем – степенны 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. Затем сразу же читается 8-е страстное Евангелие. После 8-го Евангелия Страстей и 50-го псалма поется стихира Благовещения, и произносится молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Далее, по возгласе священника, поется канон Благовещения и дня, после 5-й, 8-й и 9-й песней катавасией служат ирмосы трипеснца. На 9-й песни (вместо «Честнейшую...») – припевы Благовещения, а после 9-й песни – светилен праздника, «Слава» – дня, «И ныне» – праздника. Далее читается 9-е страстное Евангелие и до конца служба совершается, как обычно в Великую Пятницу (на хвалитех и на стиховне – стихиры праздника и дня). Отпуст дня. После отпуста совершается 1-й час со всеми особенностями Великого Пятка, т.е. читается паремия Апостол и Евангелие, а также прибавляется тропарь праздника и кондак. Часы же 3-й, б-й и 9-й читаются так, как обычно бывает в Великий Пяток. Из песнопений праздника берутся только тропарь и кондак: тропарь праздника поется после тропарей часов, а кондак дня и праздника – попеременно. После чтения часов и изобразительных бывает полный отпуст. Затем совершается вечерня в соединении с литургией св. Иоанна Златоуста . На вечерни – вход с Евангелием, прокимен и паремии дня. После малой ектении и возгласа «Яко свят еси...» – Трисвятое. Затем – прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня, Задостойник и причастен – Благовещения. 180 Канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутскому, а остальные песни – Косме, еп. Маиумскому. Ирмосы: «Волною морскою...» – инокини Кассии (IX в.). 182 Обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую Субботу произошел из разновременных обычаев, существовавших в XI-XVI веках (Б. Моек. Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован от Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Тертуллиан , употребляя слово Пятидесятница и в значении всего пятидесятидневного времени, в другом месте выражается так: «в день Господень мы считаем неприличным поститься, или преклонять колена: тою же свободою пользуемся от дня Пасхи до Пятидесятницы (a die Paschae in Pentecostem usque). Здесь под именем Пятидесятницы, очевидно, разумеется, один определенный день, именно сошествие Св. Духа, заключение всего пятидесятидневного времени, начинающегося Пасхою. Ориген , приводя возражения язычников против праздников христианских, упоминает вместе с Пасхою и о Пятидесятнице. Собор Эльвирский (около 500 г.) в отвращение беспорядков к Испанской Церкви, между прочим, постановил праздновать Пятидесятницу, на основании Писания, не в сороковой, а в пятидесятый день после Пасхи. В IV веке у Евсевия Кесарийского , у св. Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Епифания и Златоуста, также у бл. Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св. Духа под именем Пятидесятницы. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на Апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV веке возобновлен был св. Еленою 609 . К древним христианским временам восходит начало употребляемых ныне песнопений в праздник Пятидесятницы. Из стихир вечерних первая на «Господи воззвах» и из утренних – вторая «на хвалите» заимствованы из слова св. Григория Богослова на сей праздник с некоторыми дополнениями, а третья стихира «на хвалите» взята из слова Григория Богослова о Святом Духе, или лучше – составлена из собранных в сем слове выражений Св. Писания о свойствах и действиях Святого Духа. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу , жившему в начале VI века. Из канонов на утрени первый принадлежит св. писателям VIII века – Косме Маиумскому , второй Иоанну Дамаскину . На повечерии канон Духу Святому составлен Феофаном, митрополитом Никейским (в IX веке). Одна из стихир (9) «на Господи воззвах» принадлежит Льву Владыке, т. е. императору. Важность праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Триодь, переведенная на Славянский язык и исправленная с Греческой 64 , содержит священные последования в подвижные дни Богослужения. Слово Триодь, – трипеснец, – произошло от того, что она заключает в себе каноны, состоящие из трех песней и поемые в некоторые дни последования Триоди. Распространение употребления ее обязано Косме Маиумскому VIII века, – как показывает Синаксарь в неделю Мытаря и Фарисея. Впрочем, трипеснцы были и ранее VIII века; ибо в VII столетии писал их св. Андрей Критский 65 . По Богослужению, приготовительному к Великому посту, и во время его, и по Богослужению в Пятидесятницу, изложенному в Триоди, она разделяется на Великопостную, содержащую последование приготовительное к Великому посту и в пост, и Цветную, употребляемую в Пятидесятницу. Октоих Триодь указывает на надобность Октоиха (κτηχος – осмогласника). Он состоит из восьми гласов, или напевов. Пение на каждый глас продолжается седмицу. Восемь гласов избраны для пения Церковного, вероятно как потому, что все искусство пения и музыки слагается из восьми коренных звуков, так и потому, что восемь гласов, начинаясь и оканчиваясь неделей, этим кругом, по толкованию Василия Великого , изображают вечность 66 . Посему пение Октоиха может духовно и таинственно знаменовать неумолкное молебное пение по подобию Святых, вечно ликующих на небеси пред Престолом Божиим. Действительно Октоих называется и книгой молебна. Некоторые из молебных пений для удобнейшего употребления напечатаны в особой книге, которая называется книгой молебнов. Октоих, как показывает предисловие к нему и надписание его, есть произведение св. Иоанна Дамаскина . На Славянский же язык первоначально он переведен св. Кириллом в Мефодием 67 . Ирмолог Начальные стихи Октоиха, называемые ирмосами (напевами), излагаются вместе с другими священными песнопениями в особой книге – Ирмологе (ερμολγιον), положенном на ноты иеромонахом Афонской горы Иоасафом Кукузелем, вероятно в XIV веке 68 . Причиной составления Ирмолога мог быть древний обычай Церкви петь ирмосы на клиросе, а прочие стихи канона читать среди храма. Акафисты

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ты уснул ненадолго, но оживил умерших и, воскреснув, воскресил от века усопших, о, Благой. Недр Отеческих неисходен пребыл еси Щедре, и человек быти благоволил еси, и во ад снизшел еси Христе. Пребывая неотлучным от чрева Отца, о, Милостивый, Ты возжелал стать человеком и сошел во ад, о, Христос. Ад лютый потрепета, егда Тя виде солнце славы безсмертне, и издаваше юзники тщательно. Страшный ад вострепетал, когда видел Тебя, бессмертное Солнце славы, и поспешно отдавал узников. Велие и ужасное видение ныне зрится: живота сый виновный, смерть подъят, оживити хотя всех. Великое и страшное зрелище, о, Спаситель, сегодня бывает видимо: Тот, Кто является причиной жизни, претерпел смерть, желая оживить всех. Жизнодавче Спасе, слава державе Твоей, ад разоршей. Податель жизни, Спаситель, слава державе Твоей, разорившей ад. Востани Щедре, от пропастей адских возставляяй нас. Воскресни, Милостивый, от пропастей адских воскрешая нас. Сразу же по окончании «похвал» поются воскресные тропари Октоиха, из которых один посвящен сошествию во ад: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша» (этот тропарь уже приводился нами выше). Прочие тропари посвящены собственно Воскресению Христову: их исполнение на утрени Великой субботы знаменует постепенный переход от погребального настроения к «пасхальному». По сути, празднование Воскресения Христова начинается не в пасхальную ночь, а в Великую субботу: на утрени поются воскресные песнопения, а на Литургии читается Евангелие, посвященное Воскресению  , и священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые  . Еще одним ключевым текстом великопостной службы, более древним, чем «похвалы», является канон, авторство которого приписывается трем лицам: ирмосы — Кассии (IX в.), последние четыре песни — Косме Маиумскому (VIII в.), а первые четыре — Марку, епископу Идрунтскому (IX-X в.)  . В тропарях канона, обращенных к погребенному и воскресшему Сыну Божию, с особой силой выражена мысль о гибели ада благодаря сошествию в него Христа, о прекращении власти ада над людьми:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Все эти данные показывают, что Рождественский канон мог быть создан в конце VI –начале VII века, точнее – между 590 и 603 годами, до начала ирано-персидской войны, когда политика Хосрова II по отношению к христианам и христианству резко меняется . В пользу изменения традиционной датировки косвенно свидетельствуют и палеографические данные – прочтение палимпсеста VI века РНБ 7, содержащего Богоявленский и Сретенский канон, которые традиция приписывает святому Косме Маиумскому . Не исключая возможности использования автором более ранних источников, в том числе и гимнографических, тем не менее, целесообразно поставить вопрос о пересмотре традиционной датировки и атрибуции как минимум трех этих канонов, приписываемых Косме. В случае разрешения этого вопроса в историю иерусалимского богослужения и византийской литературы придется внести серьезные коррективы. Временами, благодаря языку. Итак, из этих кратких экскурсов можно сделать вывод, что, несмотря на целый ряд ограничений, гимнографические тексты способны давать серьезную информацию историко-географического характера. Но, помимо нее, в этих памятниках раскрывается мировоззрение византийцев, их видение окружающего мира, окрестных народов и стран, «Господней земли и исполнения ея, Вселенной и всех живущих в ней» (Пс. 23: 2). См., в частности: Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origines de la poésie religieuse à Byzance. Paris, 1977; Μιτσκης Κ. Βυζαντιν μνογραφα. Αθηναι, 1986. О герменевтическом подходе см.: Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. О применении его в исторической науке см., в частности: Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Регион Докса. Источниковедение культуры. М., 2005; Кром М.М. Историческая антропология. СПб., 2004; Филюшкин А.И. Методологические инновации в современной российской науке//Actio Nova 2000: Сб. науч. ст. М., 2000. С. 7–50; Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский. СПб., 2007. С. 163–197. См. о нем: Пиккио Р. Функция библейских тематических ключей в литературном коде православного славянства//Slavia Orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. С. 431–466.

http://pravoslavie.ru/50858.html

Священник Александр (Шишкин), возглавляющий календарный отдел издательства Московской Патриархии, подчеркнул, что выход книг о равноапостольном Косме Этолийском и старце Паисии Святогорце «стал великим событием в книгоиздательской деятельности начала XXI в.». Отец Александр отметил «важность наследия Космы Этолийского для современного мира. Его опыт по основанию национальных школ может быть применен и в современной России». Завершая свое выступление о. Александр сказал: «Промыслительно, что конференция проходит в день памяти великого русского святого святителя Афанасия Ковровского, о котором современники говорили – “такие люди рождаются раз в несколько столетий”. Эти слова вполне можно отнести и к равноапостольному Косме Этолийскому и старцу Паисию Святогорцу. Сегодня также греческий национальный праздник (День Охи) поэтому я бы хотел завершить свое выступление словами старца Паисия Святогорца: “Во время войны с фашистской Германией ты становился героем, если не приветствовал немца. Сейчас ты становишься героем, если не приветствуешь диавола». Большой интерес у гостей конференции вызвал доклад Василия Васильевича Семенцова из Санкт-Петербурга (к.п.н., доцента каф. искусствознания ГУКИТ): «Обращения к сердцу и уму в “Словах”1 св. Космы Этолийского». По словам ученого “в современных условиях гностического образования, построенного на культе знаний и остроте ума, живое слово становится в высшей мере востребованным. Избыток ума и чрезвычайное обилие потока информации имеют свою оборотную сторону: недостаток живоносной силы слов, исходящих не от большого острого ума, а от чистого любящего сердца. Как жившему в 18 веке равноапостольному Косме Этолийскому (1715-1779) удавалось «глаголом жечь сердца» многих тысяч людей, возрождая в них любовь к новой жизни во Христе? – Ответ на этот методический вопрос чрезвычайно важен сегодня, в 21 веке». Василий Васильевич назвал поучения святого Космы Этолийского «надежным источником живых образцов для исправления образа жизни и мировоззрения современного русского человека. Ученый полагает, что наставления святого Космы «смогли и теперь могут изменить образ жизни и человеческие отношения для тысяч слушателей, почитателей и последователей святого Космы. Его любовь к Богу и людям, чистота сердца, простота ума, образ жизни, «Слова» служат образцом действенного воспитания не только для монашествующих и священнослужителей, но и для мирян: родителей, воспитателей, политиков, руководителей, ученых и учителей».

http://pravoslavie.ru/74927.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010