Лучшая между песнями Космы – на неделю Ваий: – «Духи праведников восклицают радостно: ныне новый завет постановляется для мира; да обновляется народ через окропление Божественной кровью. Веселись, Иерусалим! торжествуйте, любящие Сион! Вечно царствующий Господь сил предстал. Благоговей, вся земля, перед лицом Его, восклицай: славьте Господа, все создания. Воссев на осла юного, явился Христос, Царь твой, Сион! Он пришёл истребить бессмысленное заблуждение идолослужения и укротить необузданные порывы язычников, дабы они пели: славьте Господа, все создания! Язычники! почто вы возмутились? книжники и священники, к чему земное замыслили? Кто Сей, вопрошаете вы, Которому дети восклицают?.. Сей есть Бог наш и нет равного Ему!.. Упорные! Зачем вы полагаете нам преткновения? Ноги ваши спешат пролить кровь Владыки. Но верьте: восстанет Он для спасения вопиющих: благословен грядый Господь Спаситель наш!» «Первый из человеков вкусил от древа и подвергся тлению, – изображает Косма в каноне св. Кресту, – осуждённый на бесславную утрату жизни, он сообщил болезнь, подобно губительной для тела язве, всему потомству. Но мы земнородные обрели врачевство в древе Креста. Подземные силы, враги трепещут, видя знамение начертавшимся в воздухе, где их жилище... Древо возносится, окроплённое кровью воплощённого Бога Слова. Воспевайте торжественно, небесные силы, восстановление смертных! Поклоняйтесь, народы, кресту Христову! От него воскресение миру во веки!» В трипеснце на четыре дня Страстной недели Косма изображает последнее предостережение любви небесной ученикам и Петру. «Смотрите, други! говорил Ты, не ужасайтесь. Уже близок час... Оттрясите сон от веждей, бдите и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение и особенно тебе, Симон! На слова Петра ответ: человек! ещё не всю глубину Божественной премудрости и ведения ты исследовал; ещё не постиг ты бездны судеб Моих; не хвались ты, плоть! трижды отречёшься от Меня, Которого вся тварь славит во веки» ... Песнь Божией Матери: «Честнейшую херувим» приписывается также св. Косме (Никифором Феотокием). Каллист прибавляет известие, дошедшее до него через других об этой песни, что 1) она была сочинена в Страстную пятницу и 2) что Матерь Божия, явясь преп. Косме, сказала ему: «приятны Мне песни твои, но эта – приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В каноне Минеи, посвященном преподобному Косме на день его преставления 12 октября, имеются также красноречивые свидетельства качества духовных песен Преподобного. «Песньми красными,– читаем мы в 3-й песни канона,– к песнословию Христову возвеселил еси Не­весту (т. е. Церковь ), ясно изложив Христовы Божественныя тайны». В 4-й песни эта высказанная мысль детализируется в ряде тропарей: «Предочистив око твоего сердца страстнаго смущения, Космо иерарше, пение воспел еси красное и спасительное и Церковь просветил еси»; «Недугующую, всеблаженне, Церковь хульными веленьми Копронимовыми и буесловными, исцелил еси писаньми, имиже сладкопесненно песнопел еси». В последующих песнях канона Преподобному прославляются от­дельные его праздничные каноны. Так, в песни 5-й читаем: «Песни дивныя сладостно поя, воспел еси неизреченное Владычне, еже из Девы Пречистыя рождество, священнейше». В песни 6-й: «Словеса твоя яко сот сладкий явишася, благочестивых сердца веселяща, поющих Крещение Спасово, Сретение же Симеоново и отпущение». Особо отмечен канон Вербного воскресенья: «Не словесы, но вещьми ты представил еси востание, блаженне, Лазарево из мертвых, и де­тей хваление, и зависть иудейскую в песнех». Чтобы не перечислять излишне всё, изображенное в каноне препо­добному Косме, отметим, что изъяснено в нем каждое из его творений и как бы суммированы все чувства в возгласе тропаря: «Воистину язык твой трость книжника скорописца, отче, бысть Святаго Духа, пи­савший великая чудеса слова». Поистине слова преподобного Космы- " великая чудеса слова». Об этом необходимо сказать в нашем анализе творчества Преподоб­ного. Канон Преподобному венчается следующими определениями конда­ка: «Украшен добродетельми, Космо богодухновенне, Церкве Христовы украшение был еси: песньми бо украсил еси сию, блаженне...» Воистину преподобный Косма – украшение Церкви, ибо и самое имя его, помимо того, что знаменует «космос, мир», означает также и «украшение». Богу угодно, даже посреди смут и смятений, сохранять отдельные души, которые являются утешением, украшением, утишением, умирением мира и Церкви. Таким человеком был препо-добный святитель Маиумский Косма.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Продолжили конференцию выступления гостей от Фонда сохранения духовно-нравственной культуры " ПОКРОВ " . Большой интерес представлял доклад доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки – Константина Михайловича Долгова, который был лично знаком со старцем Паисием Святогорцем. Тепло гости конференции встретили режиссера фильма " Паисий Святогорец " Александра Олеговича Куприна и продюсера картины Викторию Владимировну Лебедеву. Перед участниками и гостями конференции выступил мужской хор школы Византийского пения “Псалтика”. В программе прозвучали песнопения посвященные игумении Святой Горы Афон – Пресвятой Богородице и другие песнопения. Впервые на русском языке были исполнены недавно переведенные с греческого языка кондак, тропарь и величание равноапостольному Косме Этолийскому. После небольшого перерыва режиссером Константином Харалампидисом были исполнены фрагменты концерта-реквиема «Исповедники Православия после гибели империи». Константин прочитал отрывки из поучений Космы Этолийского и Паисия Святогорца и рассказал о непростой судьбе тайных христиан в Османской империи. По окончании культурной программы перед гостями и участниками конференции выступил афонский иеромонах отец Максим. Он подчеркнул огромное значение миссии Космы Этолийского для греческого народа и всего православного мира. По словам отца Максима, “Деятельность святого Космы Этолийского – яркий пример того, как один человек в одиночку способен изменить судьбу целого народа”. Следующим докладчиком стал Евгений Иванов, научный руководитель «Центра молодёжных программ и проектов», выступивший с интереснейшим сообщением на тему «Проблемы современной молодёжи в свете поучений старца Паисия Святогорца». Максим Злобин из Царицынского Православного Университета (г. Волгоград) рассказал о “Значении Духовного Предания Паисия Святогорца для современных христиан”. Завершали программу конференции доклады ученых из МГУ имени М.В. Ломоносова. Профессор Ольга Евгеньевна Петрунина выступила с сообщением на тему «Афон и греческое национально-освободительное движение». Ее доклад представлял большой интерес, так как был основан на малоизвестных исторических источниках.

http://pravoslavie.ru/74927.html

или Иоанну, монаху, и 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, нач.: Ο Παλαις μερν νηπισας σαρκ (        ), атрибутируется Г. или Анатолию). Из вошедших в печатные Минеи канонов именем Г. надписан канон прп. Иоанну Постнику, патриарху К-польскому (2 сент.), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа; в рукописях сохранилась более полная версия этого канона, в к-рой прославление прп. Иоанна совмещено с прославлением свт. Маманта и в к-рой есть 2-я песнь (AHG. T. 1. P. 72 ff). Еще 3 канона печатных Миней могут надписываться именем Г., но атрибуция ненадежна, это каноны на предпразднство Воздвижения Креста Господня (13 сент.; 4-го гласа, с алфавитным акростихом, атрибутируется Г. или Иосифу); на предпразднство Сретения Господня (1 февр.; 4-го гласа, в печатных Минеях канон не атрибутирован, но в рукописях сохр. более полная версия канона, посвященного изначально успению прав. Симеона Богоприимца (3 февр.) и атрибутируемого Г. или Андрею (AHG. T. 6. P. 88 ff)); Нерукотворному образу Спасителя (16 авг.; 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, акростих: Σς κσφργισμα Στερ ψεως σβω (Твоего лика отпечаток, Спасе, почитаю)). Архиеп. Филарет (Гумилевский) отстаивал первоначальное авторство Г. для этого канона, хотя признавал, что канон был изменен в X в. ( Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 201-202), но нехарактерное для канонов Г. наличие акростиха и ирмосы указывают на др. автора. В Analecta Hymnica Graeca по рукописям опубликованы еще 17 канонов Г., не вошедшие в печатные богослужебные книги. Со 2-й песнью: 1 прп. Пелагии (8 окт.); 2 мц. Зинаиде (11 окт.); 3 бессребреникам Косме и Дамиану (1 нояб.); 4 свт. Павлу К-польскому, исповеднику (6 нояб.); 5 вифлеемским младенцам (29 дек.); 6 сщмч. Поликарпу Смирнскому (23 февр.); 7 на обретение главы Иоанна Предтечи (24 февр.); 8 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску (3 марта); 9 сщмч. Пионию, пресв. Смирнскому (15 марта); 10 прп. Марии Египетской (1 апр.); 11 сщмч. Василию Амасийскому (26 апр.); 12 мч. Мелетию Стратилату (24 мая); 13 бессребреникам Косме и Дамиану (1 июля); 14 прп.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Когда начинается служба, он встает с зажженной свечей возле аналоя. Мы с супругой весьма взволнованы таким поведением маленького сына. Деспина и я верим, что это неспроста, что когда он вырастет, то непременно станет служителем Господа нашего Иисуса Христа и Его Церкви». Иподиакон Апостолос рассказал мне сон одного из жителей своего села, теперь живущего в Бутумбе: «Произошло это в нашем селе. Как-то обратился ко мне некто Кипазулла, не крещеный. Он хотел рассказать, как видел во сне отца Косму: “Отправился я как-то на рыбалку. Вернувшись домой, слег больной в кровать. Лежал пластом, не мог даже пошевелиться. Снится мне: какая-то машина резко останавливается возле дома. Выходит европеец с длинной бородой, одетый во все белое, в руках чемоданчик. Я очень испугался. Он открывает чемоданчик, вынимает платок и спрашивает: – Не узнаешь меня? – Нет. – Я – православный батюшка, отец Косма, тот, что скончался несколько лет тому назад. Иди в православный храм и скажи, чтобы батюшка с паствой помолились за тебя – и ты выздоровеешь. А вновь заболеешь, обратись ко мне – я тебе помогу”. И я задался вопросом, – говорил иподиакон Апостолос, – как это некрещеный сподобился во сне увидеть отца Косму? И я начал рассказывать ему об отце Косме и его делах в Конго. Потом он рассказал мне еще вот что: “Однажды я возопил к отцу Косме. Моя жена ждала ребенка. Ей требовалось кесарево сечение, которое сделать не было никакой возможности. Она была обречена, и я взмолился: " Косма, Косма, Косма, помоги мне! " Наступила ночь. Он явился ко мне, как в прошлый раз, во сне и ответил: " Иди в храм, проси молитв… " Супруга благополучно родила сына. Мы крестили дитя и назвали его Космой. Я же стал готовиться к крещению. Когда отец Мелетий вернулся в Бутумба, он крестил меня с именем Фома”». Город Луэна расположен в 300 километрах от Колвези. С тех пор как к нам в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы направили отца Иоакима, жизнь прихода стала насыщенней. Последний раз архимандрит Мелетий, руководитель миссии, приезжал в наш храм в октябре 2002 года. У него здесь было много дел: он хотел посмотреть, как обстоят дела в недавно открывшемся богословском училище, как идут работы по строительству катехизаторской школы, а также побеседовать с теми, кто только готовится к крещению.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ибо я видел на нем омофор, и он держал в руке своей Евангелие”. По пророчеству старца спустя пять лет авва Григорий поставлен был патриархом града Божия Антиохии» 33 . Преподобный Косма скопец (память 3 августа) жил в VI веке и подвизался в лавре Фаранской. В этой же лавре он безмолвствовал, когда ею управлял вышеприведенный Григорий игумен. Дивным подвижником был преподобный Косма. «Пришел я однажды к авве Косме в лавру Фаранскую, – рассказывал Василий, инок, пресвитер монастыря Византийского, Иоанну Мосху и Софронию, странствовавшим по святым местам в конце VI и в первой четверти VII века, – и сказал мне старец: «Пришел мне некогда помысл, что значит изречение Господа ученикам Его: имеющий одежду, пусть продаст ее и купит нож и пр. ( Лк. 22:36–37 ). Будучи не в состоянии понять этого изречения Господня, я отправился в лавру Пирги к авве Феофилу вопросить его о смысле изречения. Это было в самый полдень. Когда я шел по пустыне и находился близ лавры Каламони, то увидел огромного змея, спускавшегося с горы в Каламони. Змей был так велик, что извивавшийся длинный хвост его представлял собою огромную комнату, и я, идя по дороге, вдруг очутился как бы в какой комнате и прошел через нее без всякого для себя вреда. Тотчас же я понял, что это диавол хотел преградить мой путь и воспрепятствовать моей благочестивой ревности, но молитвы старца помогли мне. Я пришел к авве Феофилу и вопросил его о сказанном изречении. Он сказал мне: “Два ножа означают делание и видение – деятельность и созерцание: если кто это исполнит, тот совершен”». Тот же пресвитер Василий, пробывший в Фаранской лавре десять дней, рассказывал, что авва Косма говорил о спасении души. Приведя одно место из сочинений св. Афанасия, патриарха Александрийского, он сказал: «Если ты встретишь где изречение св. Афанасия и не имеешь бумаги, напиши его на своей одежде». Такое уважение имел старец к святым отцам и учителям. Рассказывали еще об авве Косме, что он каждую ночь с вечера до утра стоял в своей келье и читал и пел, а в церкви никак не позволял себе сидеть и, когда заканчивал канон, садился и читал Евангелие, пока все братия соберутся на пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение. Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины – 4/17 мая. Тем не менее, богослужения в храме не прекращались, несмотря на многочисленные попытки добиться его закрытия. В 2001 г. 1-й этаж здания бывш. Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы. В 2001 г. восстановили обезображенную больничную часовню на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек, построенную в 1915-м. Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили. Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей. В настоящее время болшевский Космодамианский храм отреставрирован и посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде.. В храме находятся частицы мощей святых Римских бессребреников Косьмы и Демиана, чтимая иконы святых безсребреников и чудотворцев Косьмы и Демиана Асийских. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим. В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

http://sobory.ru/article/?object=01550

Сразу после смерти Космы Этолийского в его честь строится множество церквей, пишутся иконы. Знаменитый Али–паша (1740–1822), железной рукой управлявший Янинским пашалыком на рубеже 18–19 вв. так, что слава о его жестокости (в частности, благодаря его европейскому гостю английскому поэту–романтику Дж.Г. Байрону) дошла до Западной Европы, почитал Коему как великого пророка и после его мученической смерти приказал построить в честь него большой монастырь и греческую школу (кстати, тот же Байрон говорит о греческом культурном подъеме в Янине при Али–паше). Не исчезла память о Косме и на Афоне. Помимо особого почитания святого, сохраняются материальные свидетельства его пребывания на Святой Горе: в монастыре, где он подвизался, – епитрахиль, которая, по преданию, принадлежала Косме, и аналой, сохранившийся со времени его пребывания в монастыре. Вещественные источники дошли до нас практически от всех участников традиционно–просветительского движения 18–19 вв. Так, в афонском скиту Иоанна Предтечи Иверского монастыря хранится посох Макария Коринфского; в музее монастыря Иоанна Богослова на Патмосе хранятся две фелони и кадило, подаренные обители святителем Макарием. На родине Никодима Святогорца , острове Наксос, помимо богатой устной традиции, связанной с его именем, сохранился дом его родителей. Очень почитают Никодима Святогорца на Афоне: во многих монастырях, где он побывал, хранят рукописи и записи, сделанные его рукой, а в его родной обители (Дионисиат) можно увидеть стул, на котором, по преданию, работал Святогорец. (Хотя для протестантизма подобная «вещная» память не очень характерна, отметим попутно, что в Женеве в часовне при кафедральном соборе сохранился стул Ж. Кальвина.) От более близких к нам по времени старцев таких вещественных источников сохранились тысячи. Впрочем, не всегда они имеют такое значение, как в случае с Космой Этолийским . Важность и необходимость использования вещественных источников оценивается в контексте конкретного исследования. Вещественные источники позволяют судить о масштабе деятельности некоторых носителей православной традиции. Их использование дает возможность проверить данные письменных документов, охарактеризовать масштаб и результаты их деятельности. Часто в использовании ненарративных источников заложен глубокий исследовательский потенциал. С одной стороны, они позволяют проверить и существенно дополнить данные письменных источников, с другой – способны служить постановке и решению отдельных значимых исследовательских задач.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 «Не сказал ли я тебе, – грозно обратился к Косме Преподобный Сергий, – что изволение праведных судеб Божиих таково, чтобы помиловать православных христиан, и от многого мятежа в тишину привести. Поэтому я и сказал тебе казну собрать и ратных людей наделить, чтобы очистили с Божиею помощью Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков. К тебе же я обратился потому, – прибавил Преподобный Сергий, – что старейшие на такое дело не пойдут, но только юные начнут делать, и дело их начинания будет во благо и придет в доброе совершение» (29, с. 34). 27 Вот как описывает келарь Симон Азарьин дальнейшую деятельность Космы Минина: «Косма же, познав начало Божия Промысла, положив упование на Бога и на Преподобного Сергия, был обнадежен и начал простирать свой ум на дело Божие, говоря пред всеми в земской избе и где были люди, со слезами плача и рыдая: «Московское государство и прочие города, большие и меньшие, все разорены от безбожных, и люди благородные от вельмож и до простых все посечены, жены их и дочери пред лицом опозорены и в плен отведены, и невозможно высказать всю ту беду. Как слышим, и ныне Москва и прочие города заняты еретиками, и одолели поганые без малого чуть не всю землю Российскую. Только благодатию Божиею град наш один Богом храним, и пребываем, как безбоязненные. А враги наши поляки и литва, с ними же и русские клятвопреступники, как свирепые волки, зияя открытой пастью, хотят расхитить нас, как овец, не имеющих пастыря, и город наш разорению предать. Мы же об этом нимало не печемся и ничего не делаем». Многие же, услышав все это, начали приходить в умиление; прочие же отходили, ругаясь. И как сказал святой Сергий: «Юные прежде возьмутся за дело», – так и было. Те, юные, со сладостью внимали и скоро стали послушны и говорили своим отцам: «Что толку от нашего богатства? Только поганым на зависть, а если придут и город наш возьмут, не то же ли самое сотворят, как и прочим городам? И нашему одному городу устоять ли? Но возложим всю жизнь свою и богатство на Божию волю и начнем собирать богатство и ратным людям давать. Так же и из нас, если кто может выйти на брань, то будем готовы за избавление христианской веры головы свои положить». Слышав же это, все люди нижегородские положились на Божий Промысл и на человеколюбие Его, и как начали с Богом, так и сделали. Приговор всего города, чтобы во всем слушать Косму, был подписан собственноручно горожанами и передан ими Косме» (29, с. 34–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

§2. Творения Сочинения свят. Космы носят литургический и полемический характер. Свое литургическое творчество свят. Косма начал, по всей видимости, с творения на Успение Богоматери, состоявшего из 14 кондаков и икоса, то есть относящегося к роду сочинений, введенных в богослужение преп. Романом Сладкопевцем. Возможно, существовали и другие сочинения свят. Космы такого же рода. Однако, вскоре свят. Косма вместе с преп. Иоанном Дамаскиным начали писать гимнографические сочинения в форме канонов и трипеснцев, то есть пошли по стопам их старшего современника, свят. Андрея Критского . Этими двумя нареченными дамасскими братьями и сподвижниками по монастырю было окончательно закреплено использование новых форм богослужения в Октоихе, над составлением коего они трудились. Кроме богослужебных текстов и системы их использования, преп. Косма сочинял богослужебные мелодии и напевы и в этом смысле именуется «начальником песнописцев». Святитель довольно ревностно относился к точному исполнению его мелодий, о чем свидетельствует следующий эпизод. Однажды, придя в Антиохию, где творения святителя уже получили распространение, он заметил, что его канон Воздвижению Креста неверно поется. Свят. Косма сделал замечание, но его не слушали, сомневаясь в том, что он и есть тот самый известный песнописец. Тогда свят. Косма, в доказательство своего авторства текста и мелодии канона, здесь же переписал 9-ю песнь канона на прежний напев и на те же буквы акростиха. Известно двенадцать полных канонов со стихирами, принадлежащих свят. Косме, но, безусловно, это только часть из написанных им канонов. Каноны свят. Космы посвящены, в основном, двунадесятым праздникам. Особенно выделяются своей торжественностью каноны на неделю Ваий, на Успение Богоматери и на Воздвижение Честного Креста. Три канона из двенадцати посвящены прославлению святых: два – святым палестинским – великомученику Георгию Победоносцу и праведному Иосифу Обручнику, третий – свят. Григорию Богослову . Далее свят. Косме принадлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы: Великие понедельник, вторник, среду и пяток; полный канон на Великий четверток и четверопеснцы на субботу Ваий и Великую субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010