Сортировать по Исключить новости Размышления о служебной Минее Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Зачастую богослужебная Минея кажется современному читателю и простому верующему человеку неоднородной и малопонятной книгой. Даже у опытных священнослужителей встречается подобное отношение к Минее: “В общем, я скучаю над канонами, а особенно над акафистами, и читаю их по обязанности. Выделяю только покаянные каноны Октоиха и постной Триоди” 1 . Думаю, что существует две основные причины такого восприятия Минеи. Первая — это нарушение в ходе исторического развития текстологической цельности книги, вторая — метафоричность языка, затрудняющая восприятие смысла. В данной статье речь пойдёт об отдельных аспектах исторической текстологии Миней. Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII–VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. Сильный удар по Минеям нанесло целенаправленное сокращение вторых песен. Уже в XII в. тексты Минеи были повреждены, на что указал Иоанн Мавропод, придворный книжник императора Алексея Комнина. При переходе со Студийского на Иерусалимский устав богослужения в XIII–XIV вв. непоправимый ущерб Минеям нанесла унификация списков, из-за которой канули в лету сотни песнопений безымянных и прославленных гимнографов. “Иерусалим­ские” Минеи — а именно они легли в основу печатных — представляли собой не только приведённый к общему знаменателю, но и испорченный вариант текста: “одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, опущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки” 2 . В результате процесса постепенного ухудшения на рубеже XIX–XX столетий исследователь Минеи А. И. Пападопуло-Ке­ра­мевс вынужден был констатировать: “сегодняшние Минеи подобны музею, в котором несчётные члены дивных статуй — головы, ноги, глаза, руки, части живота и груди пребывают разрозненными и неопознанными” 3 . И именно тогда архиепископ Сергий (Спасский), 4 И. В. Ягич 5 , митрополит Софроний (Ев­стра­тиадис) начали изучать списки IX–XII в. Их трудами увидели свет многие не известные из более поздних рукописей и печатных книг песнопения. Более 300 канонов из Миней, хранящихся в Западной Европе, легли в основание 12-томной антологии Analecta Hymnica Graeca 6 . В дополнение к ней Е. Папаи­лиопулу-Фотопулу составила указатель ещё приблизительно 900 канонов по кодексам христианского Востока 7 . Появились монографии о Косме Маиумском 8 и Иосифе 9 ; был изучен Тропологий по грузинскому переводу Иадгари (К. Ке­ке­­лидзе 10 , Е. Метревели, Л. Хевсуриани 11 ), древние славянские Ми­неи — Путятина, Дубровского, Ильина книга, собран большой источниковедческий материал.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

На утрене Богоявления поется два канона. Первый (начало – «Глубины покрыл есть дно») приписывается св. Косме Маиумскому (древнейшая рукопись находится в Российской Национальной Библиотеке, Греческая ориентировочная датировка VI-VIII в.), автором второго традиционно считается прп. Иоанн Дамаскин. Древнейшая рукопись, содержащая его, находится на Синае и датируется второй половиной VIII в. – началом IX в. (MG 5). Судя по стилю и богословию канона, его автором действительно может быть великий богослов и защитник Православия прп. Иоанн Дамаскин . Особенность этого канона (как и второго Рождественского, второго канона Пятидесятницы ) в том, что он составлен античным ямбическим шестистопным (или двенадцатисложным) стихом, которым в древности Эсхил, Софокл и Еврипид слагали трагедии. Но здесь назначение этого стиха совершенно другое — воспеть благодеяния Бога Слова человеческому роду и торжество Царя небес над князем тьмы: Кто прежде в твари умервщленье насадил, в природе начертанный зверя злобного Телесным ослепляется явлением в явленьи Утра, подставляет он Царю для раздробленья гнусную главу свою. Богоявление осмысляется как утро человечества и явление Солнца Правды: Явилось смертным утро светоносное И от пустыни к Иордана Ты струям, Главу подобно солнцу преклонил, о Царь. чтоб исхитить Родоначальника из тьмы И тварь очистить от любой нечистоты. Крещение Господне есть также начало преображения рода человеческого, его очищение и спасение от зла, скверны и тления: От яда мрачного и скверного врага Омывшись очищеньем Духа Божия, на необманный путь мы вышли, верные, ведущий прямо к неприступной радости Одним доступной лишь, с кем примирился Бог. Ниже предлагается поэтический перевод канона, максимально приближенный к оригиналу. Выполнен по греческой Минее Афинского издания (Μηναια Ιανουαριου. Αθηναι, 1993. Σ. 179-186). Песнь 1 Ступает по пучине бурного Израиль ныне сушею явившегося моря. Египта колесничих черная волна с главой покрыла, словно водостланный гроб десницею Владыки, силой мощною.

http://pravoslavie.ru/58866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ANALECTA HYMNICA GRAECA (AHG), 12-томная антология визант. гимнографических произведений - канонов на дни памяти святых и праздники церковного года , сохранившихся в рукописных Минеях (преимущественно южноитал. происхождения) и не вошедших в печатные служебные Минеи. Идея создания AHG возникла в 1958 г. на XI Международном конгрессе византинистов. Издание подготовлено совместно Ин-том визант. и новогреч. исследований и филологическим фак-том Римского ун-та и осуществлено в 1966-1983 гг. Над томами работали итал. и греч. ученые Д. Гонзато (1, 2), А. Коминис (3, 4), А. Проиу (5, 12), Е. Томадакис (6, 7), К. Никас (8, 9), А. Акконча (10, 11), А. Армати (13); Дж. Скиро осуществил общую редакцию. В книги вошли каноны из 610 кодексов рукописных хранилищ Гроттаферраты, Мессины, Ватикана, Афона и др. Многие каноны принадлежат выдающимся гимнографам - Андрею Критскому , Иоанну Дамаскину , Косме Маиумскому , Герману К-польскому и др. Структура комплекта книг подобна структуре служебной Минеи - каждый из 12 томов содержит каноны на один месяц (начиная с сент.), внутри месяца каноны расположены по числам. В 13-м томе помещены индексы инципитов (начал) строф ( тропарей ) канонов (Р. 1-291, 319-323), ирмосов (Р. 293-317), акростихов (Р. 325-334), имен собственных (Р. 335-410) и шифров использованных рукописей (Р. 411-435). В качестве дополнения к AHG с 1970 г. греч. исследовательницей Е. Папаилиопулу-Фотопулу, ученицей А. Коминиса, готовилась и в 1996 г. вышла в свет в Афинах книга в 2 частях, составленная на материале рукописных Миней, хранящихся в б-ках христ. Востока: Синая, Афона, Афин, Метеор, Лесбоса, Стамбула, Иерусалима, Патмоса и др. В 620 изученных кодексах, датируемых IX-XVI вв., было обнаружено 899 канонов, из к-рых ок. 450 ранее неизвестны, остальные известны лишь частично (без акростихов, фрагментарно). Открыты каноны, приписываемые гимнографам - Георгию Никомидийскому , Иосифу Песнописцу , Феофану Начертанному , Патриархам К-польским Игнатию , Мефодию , Герману, Филофею ; были выявлены новые имена песнописцев: Самон, Фалассий, Корнилий, Макарий, Евгений, Тимофей - всего 93 имени. Благодаря этим канонам стали известны имена нек-рых местночтимых святых (напр., святые Димитрий Кроталеос, Георгий Арселаит, прп. Кали), сведения о чудесах (чудо арх. Михаила, происшедшее в Александрии при Патриархе Феоне в III в.), о празднованиях (напр., Собора Богоматери Фавстины в Александрийской Церкви), не зафиксированные др. визант. источниками. Иногда даты памяти святых, указанные в этих канонах, не совпадают с теми, что даются в принятом в наст. время церковном календаре. Во 2-й части книги содержатся индексы инципитов (Σ. 289-307), акростихов (Σ. 308-320), шифров использованных рукописей (Σ. 321-331), имен гимнографов (Σ. 332-334), святых и праздников (Σ. 335-351).

http://pravenc.ru/text/ Analecta ...

Продолжается празднование Богоявления Господня . В течение 9 дней празднования, как и в самый день праздника, поется канон, который церковное предание приписывает Косме Маиумскому. Этот замечательный древний канон пронизан высоким троическим богословием и украшен удивительно емкими и яркими поэтическими образами, за которыми стоят древние и глубокие предания. Для их истолкования и рассказа о них потребовалась бы целая книга. В этом статье мы рассмотрим лишь один образ — огненную воду на Иордане. Крещение Господне      Обратим внимание на ирмос 8-й песни Богоявленского канона в поэтическом переводе с греческого оригинала: Тайну удивительную Печь показала Вавилонская, точившая росу. Ибо должен был поток Иорданский восприять невещественный огонь и покрыть Крещаемого Плотию Создателя, Его благословят народы и превозносят во все веки . Этот перевод несколько отличается от привычного церковнославянского текста, в силу того, что Элладская Церковь и восточные Патриархаты используют ныне другой греческий оригинальный текст. Тайну преславную вавилонская показа пещь, истощившая росу, яко струями имяше невещественный огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки . Так или иначе, идея ясна: Вавилонская печь показала преславную тайну, ибо поток Иордана должен был воспринять невещественный огонь и покрыть Творца, Крещаемого во Плоти. Данный ирмос построен на третьей главе книги Даниила, где рассказывается о мужественном исповедании веры в Единого Бога тремя юношами — Ананией, Азарией и Мисаилом — и об их чудесном спасении из огня. Если быть точнее, ирмос построен на Песне трех отроков, (Дан. 3:52–88) (оттуда взят припев «благословят и превозносят»), а также на предшествующем ей 49-м стихе 3-й главы («Ангел Господень сошел с тем, кто были с Азарией в пещи и угасил пламя огня и сотворил среду пещи как дух росу точащий») . Что в данном ирмосе целесообразно выделить? Во первых, мы видим четкую крещальную экзегезу: вавилонская пещь прообразует крещение — крещение огнем. С одной стороны, это естественно: в контексте праздника, а также в связи с тем, что песнь Трех отроков с раннехристианских времен входила в крещальное и в преданафоральное последование . Следы крещального употребления данной песни до сих пор прослеживаются в паримийных чтениях Великой Субботы, которые заканчиваются ею. С другой стороны, ирмос — уже не песнь: в ирмосах разрабатывается либо евхаристическая экзегеза , либо тематика Воплощения , либо прославляется мученичество трех отроков .

http://pravoslavie.ru/67824.html

преподобный Косма Маиумский († VIII в.) преподобный Косма Маиумский Преподобный Косма, епископ Маиумский (Козьма Иерусалимский, греч. Κοσμς ο Μελωδς) творец канонов, родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина вместе с их сыном и получил прекрасное образование. Когда святой Косма достиг совершеннолетия, то поступил в одну из палестинских обителей, где прославился монашескими подвигами. Во время гонения на святые иконы преподобный Косма вместе с преподобным Иоанном выступил в защиту Православия. Они написали много сочинений против иконоборцев. В 743 году Косма был поставлен епископом Маиумским. Преставился он в глубокой старости († ок. 787), оставив после себя много канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы. Тропарь преподобному Косме, епископу Маиумскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереов богодухновенное удобрение,/Космо премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобному Косме, епископу Маиумскому, глас 8 Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/Церкве Христовы украшение был еси:/песньми бо украсил еси сию, блаженне./Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим://радуйся, отче требогате.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

В 743 году Косма был поставлен во епископа города Маиумы, или Констанции, находящегося в Палестине, близ Газы. После поставления во епископа преподобный Косма не терял своих братских отноше­ний с Иоанном Дамаскиным . В «Историческом учении об отцах Церк­ви» Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского, находим указание, что преподобный Иоанн Дамаскин , посылая письмо препо­добному Косме с приложением своего «источника ведения», писал: «К пастырю преподобнейшему и богоугоднейшему отцу Косме, святей­шему епископу Маиумскому, о Господе радоватися». До последних дней жизни преподобного Иоанна Дамаскина преподобный Косма оста­вался его другом и сотаинником. Его, Иоанна, он убеждал писать в защиту православия против иконоборцев и сам писал послания. Пре­подобный Косма пережил своего друга и мирно скончался около 787 г., дожив до глубокой старости. Творчество преподобного Космы Маиумского всегда высоко оцени­валось деятелями церковными. Так, Иерусалимский патриарх Иоанн свидетельствует о преподоб­ном Косме, что он «составил для Церкви сладкие стройные песни, пред­ставляя в то же время из себя самого стройную псалтирь Духа Свя­того». В греческой службе, посвященной преподобному Косме Маиумскому , читаем следующий отзыв: «Начальника песнописцев, равного учи­телям, верный образец духовных песней стройных, трубу доброгласную... Коему песнями хочу украшать». Ссылаясь на свидетельство Свида, архиепископ Черниговский Фила­рет пишет: «Косма... муж высокий – дышит мусикийскою гармониею; песненные каноны Иоанна и Космы не имели себе равных между гим­нами других песнописцев». Сохранилось свидетельство некоего схолиаста, восклицающего: «Го­воря о Косме, разумею лиру». Таково свидетельство прежних веков о деятельности преподобного Космы Маиумского . Основное во всех этих сохранившихся мнениях – признание в преподобном песнописце великого лирического дарования, свидетельство о сладости и стройности его песнопений, утверждение, что и сам творец этих песнопений – труба доброгласная и лира.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Однако немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост – воздержание от грехов – и творить дела любви и милосердия. «Пост, – говорится в одной древней книге,– делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища». С. 235). Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем». Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и кончая Великой субботой), обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (греч. – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов «трио» – три и «оди» – одна песнь) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина . Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста. В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

«Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища», с. 235). Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся Божественного света и любви, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем» 71 . Понятие о Триоди Постной Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с Недели мытаря н фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в обшей сложности 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной. Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец – от слов: «трио» – три и «оди» – песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Своим распространением в употреблении Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре в фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина . Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, св. Андрею Критскому , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, читаемый на первой и пятой Неделе Великого поста. В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключавшая в себе около 160 служб – больших и малых. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом. Подготовительные Недели Великого поста Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно: о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная, сыропустная (сырная). В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Свидетели последнего времени, из которых должны быть названы: профессор Московской духовной академии А. П. Голубцов ; упоминав­шийся нами выше Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский, автор обширного труда об отцах Церкви; профессор С.-Петербургской духовной академии Е. И. Ловягин ; И. Карабинов и ряд других – гово­рят о преподобном Косме как выдающемся гимнографе. А. П. Голубцов указывает, что преподобный Косма вместе с Иоан­ном Дамаскиным возглавил группу песнописцев, принадлежащих Иеру­салиму и находящихся в «особенно близкой связи с лаврою святого Саввы Палестинского...». Эта группа песнописцев известна под имено­ванием иерусалимской, или савваитов. Архиепископ Черниговский Филарет свидетельствует о «торжествен­ности и священных восторгах» некоторых, наиболее прославленных канонов преподобного Космы Маиумского . «По отношению к сим пес­ням,-пишет Преосвященный Филарет,– святой Косма преимущест­венно достоин имени трубы доброгласной...». Ссылаясь на свидетельст­во византийского историка Георгия Кедрина, архиепископ Филарет называет святых Иоанна Дамаскина и Коему «сочинителями мелодий, напевов для церковных песней», а Коему еще, по слову церковной службы,– «начальником песнопевцев». Профессор Е. И. Ловягин , разбирая каноны святителя Космы Маиумского , останавливается как на подробном содержании каждого канона, так и на их строении со стороны церковной мелодии. Он ука­зывает, к примеру, что канон на Рождество Христово «писан мерною прозою» и по напеву принадлежит к первому гласу, «который по свойству своему есть самый торжественный, радостный и величественный из всех восьми гласов, употребляемых в Православной Церкви». О каноне преподобного Космы на Сретение Господне Е. И. Ловягин говорит, что «писан он языком прозаическим, размеренным и приспо­собленным к пению по третьему гласу, отличающемуся торжественной плавностью и умилительною трогательностью своего напева». А творца канона – преподобного Косму – Е. И. Ловягин именует, «мудрым писа­телем канона».· В других местах он называет Косму «вдохновенным песнописцем», «знаменитым церковным песнописцем» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

И в то же время Церковь в песнопениях Святой Четыредесятницы время поста называет не печальным, а «веселия временем». Потому что «чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно» (через истинный пост), мы приобщаемся к свету Богообщения, к «сладости жизни» во Христе, Господе и Спасителе нашем 338 . ПОНЯТИЕ О ТРИОДИ ПОСТНОЙ Службы Великого Поста, а также подготовительных к нему недель, начиная с первой подготовительной недели о Мытаре и фарисее и до Великой Субботы, составляющие период в 70 дней, заключены в книге, называемой «Триодью Постной». Богослужебная книга «Триодь» (греч. «Триодион», т. е. трипеснец) получила свое название «от большого числа заключенных в ней трипеснцев», как объясняет составитель Синаксарей Постной Триоди, церковный писатель XIV века патриарх Константинопольский Никифор Каллист (см. Синаксарь в Неделю о Мытаре и фарисее). Распространение и употребление Триоди, как указывает Синаксарь в Неделю о Мытаре и фарисее, обязано святому Косме Маиумскому (VIII в.), современнику святого Иоанна Дамаскина . Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, святому Андрею Критскому , которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды и Великого Пятка, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой неделях Великого Поста. В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много стихир и канонов собственного произведения и, таким образом, образовалась Триодь – богослужебная книга, заключающая в себе около ста шестидесяти служб больших и малых, начинающихся от Недели о Мытаре и фарисее и оканчивающихся Великой Субботой. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными святителем Никифором Каллистом. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010