Содержание От издательства Косма Этолийский – пророк Новой Греции Вступление Православие в условиях иноземного владычества (XVIII в.) Краткое жизнеописание «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди 2. Структура и состав проповедей 3. История записи и распространения «Поучений» 4. Подлинность 5. История публикации 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей «Слова» Космы Этолийского Слово первое (1) Слово второе (1) Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово первое (2) Слово второе (2) Притчи Притча 1 Притча 2 Притча 3 Притча 4 Притча 5 Притча 6 Фрагменты поучений Святого Космы Фрагмент 1 Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4     От издательства Долгое время имя равноапостольного Космы Это­лийского было незаслуженно забыто в России. Си­туация начала меняться только в последнее вре­мя. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколь­ко посвящённых ему публикаций. Вот уже третью книгу о Святом выпускает и наш Издательский Дом. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Свя­тейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православ­ной Церкви. «Слова» 1 Космы Этолийского переводились на мно­гие иностранные языки и неоднократно издавались многомиллионными тиражами. Но на русском язы­ке они публикуются впервые. Некоторые книги и проповеди не переживают своего времени и представляют интерес только в кон­тексте своей эпохи. Не таковы «Поучения» Космы Этолийского . Сегодня они не менее актуальны, чем два столетия назад. В XVIII в. боговдохновенные слова Святого изменили жизнь целого народа, сегодня они востребованы уже во многих уголках земного шара. Выдающиеся церковные и общественные деяте­ли, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому . Никодим Свя­тогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович … Име­на тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые учёные и негра­мотные крестьяне, патриархи и военачальники вы­веряли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

— В этом году юбилеи трех великих подвижников: 90 лет старцу Паисию, 700 лет преподобному Сергию Радонежскому, 300 лет равноапостольному Косме Этолийскому. На Афоне в кельях греческих монахов можно увидеть иконы преподобного Сергия, а в России пройдет конференция, посвященная старцу Паисию и святому Косме. Что вы можете сказать о вселенском характере Православия? — С раннего детства я читал житие преподобного Сергия Радонежского. Мы в Греции и на Кипре получаем огромную пользу, читая жития святых древней Руси и новомучеников. Преподобного Сергия Радонежского, так же, как и Серафима Саровского, мы очень почитаем и любим. Мы чувствуем, что он наш отец. Он отец Церкви. Эти святые принадлежат Вселенскому Православию, которое противоположно светскому глобализму. Также и Косма Этолийский – отец всех нас. Этот святой много говорил о важности образования. Именно благодаря его деятельности Балканы избежали исламизации. Святой строил школы, а затем и храмы. Косма Этолийский был мудрым человеком и отцом народа. Святые – отцы каждого из нас. Мы должны постараться стать их учениками и достойными детьми. — Как не обмануть самого себя, пытаясь соединиться со Христом? — Мы не должны смотреть на это как на что-то сложное. Наоборот — как на что-то простое. Приведу пример из Ветхого Завета: когда евреи по повелению Божию хотели захватить Иерихон, они послали разведчиков. Разведчики доложили, что очень трудно будет захватить этот город: крепкие стены, отличная и огромная армия. И евреи испугались. Бог разгневался: «Вы думаете, что своим оружием захватите город? Нет, Моим именем захватите город». Тогда, взывая к Богу, евреи семь раз обошли город и все стены разрушились. Так они захватили Иерихон. Так же и в духовной жизни: нельзя уповать только на свои силы. Мы не сначала исцеляемся, а потом идем к врачу, но наоборот! Не переживайте! Идите в лечебницу, и врач вас исцелит. Имейте доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной, он сделал ее легкой. Старец Паисий в таких случаях напоминал: «Христос — это воздух, не делай из него углекислого газа».

http://pravmir.ru/mitropolit-limasolskiy...

  Кондак, глас 2: Пощением воссиявшыя яко светила, и ереси развратившыя верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники, Того молящи о всех нас. Житие преподобного Космы, скопца отшельника В книге Лимонарь [ 1 ] передается следующий рассказ пресвитера Викантийского монастыря аввы Василия о преподобном Косме. «Во время моего пребывания в Антиохии, — говорил пресвитер, — из Иерусалима пришел к святейшему патриарху Григорию авва Косма, скопец из лавры [ 2 ] Фаранской, это был строгий постник, ревнитель веры, твердый хранитель догматов церковных, отлично знающий Святое Писание. Спустя немного дней после своего прибытия в Антиохию, старец преставился; патриарх приказал положить его честное тело в своем монастыре, где был погребен некоторый епископ. Однажды я пошел ко гробу святого старца, чтобы поклониться его праху и здесь увидел нищего, просившего милостыню у входивших в церковь. Заметив меня, он трижды поклонился при гробе и, сотворив иерейскую молитву об упокоении преставившегося, сказал мне: — Велик, господин авва [ 3 ], старец, которого вы погребли здесь два месяца назад. — Почему ты знаешь? — спросил я. Он отвечал: — Я был двенадцать лет расслабленным, — истину говорю, не лгу, — и через этого старца Господь даровал мне исцеление. Когда я нахожусь в скорби, он приходит и утешает меня, доставляя мне облегчение. Я не скрою от тебя и другого чуда о нем же: с того самого времени, как вы похоронили его, я слышу каждую ночь, как он говорит епископу: «Не прикасайся ко мне и не приближайся еретик, ты враг святой кафолической церкви». Выслушав это, я пошел к патриарху и передал ему свой разговор с нищим; вместе с тем я просил патриарха взять тело старца и положить в другом месте. Но святейший патриарх сказал на это: — Верь мне, сын мой, что ничего вредного не может причинить еретик святому Косме: всё рассказанное тобою произошло затем, чтобы от нас не была скрыта ревность по вере и добродетель старца и — чтобы обнаружилось нечестие епископа, и он не почитался бы как православный».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Похожий случай произошел с монастырским поваром Вавилой, прозванием Молодой, который тайно от игумена крал хлеб и съестные припасы и носил их к себе домой. Преподобный наказал его за это горячкой. Вместо того, чтобы раскаяться в своем грехе и просить прощения у прп. Кассиана и игумена с братией, больной стал лечиться у разных врачей, но ни один из них не мог оказать ему помощи. И вот однажды ночью он видит чудный сон: явился к нему прп. Кассиан и говорит: «Вавила! Перестань красть монастырский хлеб и припасы и носить их из монастыря в свой дом; покайся в своем грехе отцу духовному и получишь исцеление». Проснувшись, Вавила тотчас же пошел к духовному отцу, исповедал ему грех свой, обещая больше не красть, причастился Святых Таин и тотчас получил исцеление от своей болезни молитвами преподобного отца нашего Кассиана. Богатый помещичий крестьянин деревни Настасьиной Косма, прозванный Богдан, без благословения игумена рубил монастырский лес для своих надобностей, не боясь Бога и прп. Кассиана. Соседи говорили ему, чтобы он не брал насильно лес, но спросил бы у игумена позволения, пока Господь не наказал его за это. Косма же, надеясь на своего знатного господина и свое богатство, с гордостью и смехом отвечал им: «Мне ли велите бить челом и благословения просить у них. Я не таким не повиновался, а у этих и без спроса возьму, и никто мне ничего не сделает». Но через несколько времени у Космы сгорел овин, построенный из монастырского леса. Народ объяснил пожар тем, что овин построен из краденого леса и советовал Косме спросить благословения у игумена. Он же не слушал добрых советов и поставил новый овин из монастырского леса. Но и этот овин немедленно сгорел, как только начали сушить в нем хлеб, причем огонь едва не уничтожил весь хлеб Космы, стоявший на гумне. Теперь уже и домашние говорили ему: «Правду говорят люди: наши овины горят от того, что они построены из не благословенного леса. Пойди, благословись у игумена». Но Косма не послушался и домашних: построил третий овин из чужого леса и насадил его хлебом. Но и третий овин загорелся и огонь был так велик, что чуть не сгорела и вся деревня. Прибежали на пожар крестьяне из соседних деревень и все говорили Косме, чтобы он шел в монастырь и прочил прощения у Пресвятой Богородицы и прп. Кассиана, взял благословение у игумена на рубку леса. Тогда только он образумился и поспешил в Учемскую обитель. Здесь, горячо раскаявшись в своем согрешении, он просил игумена помолиться за него угоднику Божию. Игумен отслужил молебен, и Косма со слезами просил преподобного простить ему грех. Он сделал богатое приношение в церковь и обещал никогда не наносить обиды монастырю. Игумен дал ему краткое наставление и отпустил с миром. И с тех пор, благодарный за свое чудесное вразумление, Косма часто приходил помолиться в обитель, принося всякий раз богатую милостыню братии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Сразу после смерти Космы Этолийского в его честь строится множество церквей, пишутся иконы 51 . Знаменитый Али Паша Янинский 52 , почитавший его как великого пророка, после мученической смерти Космы приказал построить в его честь большой монастырь 53 . Уже в 1814 году «трудами всех благочестивых христиан, клира и народа» 54 в честь святого был воздвигнут величественный храм. Впоследствии обитель стала местом постоянного паломничества, и долгое время переживала период расцвета. В знак глубокого уважения к просветительской деятельности равноапостольного Космы, Али Паша построил возле монастыря греческую школу. Не умерла память о нём и на Афоне. Помимо особого почитания святого, сохранились и материальные свидетельства его пребывания на Святой Горе. К сожалению, библиотека монастыря Филофеу сгорела, как и школа, где обучался Косма. Однако во время нашей последней поездки на Афон братия монастыря Филофеу показала нам епитрахиль, по преданию принадлежавший святому Косме, и аналой, сохранившийся со времени его пребывания в монастыре. Эти предметы благоговейно хранятся в монастырском музее. Наряду с вещественными источниками по Косме Этолийскому , нам удалось установить наличие таких же источников по Никодиму Святогорцу 55 . Как и в случае со святым Космой, особый интерес представляет иконография этого святого. Свидетельством его раннего почитания среди народа может служить то обстоятельство, что первая икона Никодима Святогорца была написана сразу после его смерти и опубликована в 1819 году в книге «Толкование на 14 соборных посланий Апостола Павла». В этом году нам удалось посетить родину Никодима – остров Наксос. Помимо богатой устной традиции связанной с именем святого, там сохранился дом его родителей. Очень почитают Никодима Святогорца на Афоне. Во многих обителях, где он побывал, хранятся рукописи и записи, сделанные его рукой. Кроме того, в его родной обители – Дионисиат – хранится стул, на котором по преданию, работал Святогорец. Вещественные источники позволяют судить о масштабе деятельности традиционных просветителей. Их использование даёт возможность проверить данные письменных документов, охарактеризовать масштаб и результаты их деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

6 декабря). Издатели Деяний напечатали четыре вида актов страдания Босмы и Дамиана киликийских, утверждая, что основою их были подлинные записи нотариусов, но что сии записи после дополнены вставками последующих писателей. И что же? В первых двоих актах, которые, но сознанию издателей, менее интерполированы, нет упоминания о матери их Феодоте, но она встречается в других двоих актах более интерполированных, в актах же четвертого рода уже и исцеление Палладии приписывается аравлянам или киликийским же святым, что месяцесловом Василия и восточными житиями приписывается азийцам (1 ноября). Этим ясно показывается, что последующие писатели соединяли разные сказания в одно. 3. Если в римских памятниках не осталось следов празднования Косме и Дамиану, в Риме убиенным; то справедливо западные ученые замечают, что память их могла быть вытеснена памятью киликийских святых, житие которых перешло с востока, а о первых не было столь подробных сведений и это тем более возможно, что в древних римских мартирологах писались одни имена без всяких объяснений звания и места мучения. Есть святые западные, которым празднуют на востоке и которым не празднуют на западе, напр. Осия кордубский, и немало святых восточных, коим празднуют на западе и коих не знают на востоке. Первые ясные сведения о праздновании Косме и Дамиану в римской церкви восходят только к 6 веку. Папа Феликс IV (525–530) выстроил бализику во имя мучеников Космы и Дамиана. Мучениками могут быть названы и римские бессребреники, убитые по зависти. 4. Если в восточной церкви не находится не опровержимо ясных доказательств различения трех двоиц святых ранее месяцеслова Василия, то это потому, что памятники агиологии, предшествующие X веку, до нас не дошли или дошли весьма немногие. Впрочем несомненно, что в 8 и 9 веке было уже празднование святым 1 июля и 1 ноября, как это видно из месяцесловов евангелий: 42 синодального, константинопольского у Морчелли, коаленева 1. (См. выше Т. И). В синайском евангелии IX века показаны памяти святых бессребреников не только 1 июля и 1 ноября, но и 22 октября (последние аравляве).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Это сильно печалило его и родителей. Отрок стал усердно молиться Богу, прося дар премудрости. И вот однажды во сне Петр видит мужа в святительских одеждах, который, став близ него, сказал: «Чадо, открой уста твои!» Отрок исполнил приказание. Явившийся коснулся языка его и, благословив, как бы влил некоторую сладость в уста его. С тех пор юный Петр стал преуспевать в учении больше своих сверстников. Поступив на двадцатом году в иноки и пройдя все послушания, он стал митрополитом Московским. Им был основан Успенский собор, где и поныне нетленно почивают его мощи, от которых происходит множество исцелений. Не ясно ли теперь вам, что Бог покровительствует доброму намерению? Святые Божий, будучи подражателями человеколюбия Божия, также оказывают свое покровительство всем ищущим доброго познания и обращающимся к ним за помощью. Известно, что к святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану прибегают многие родители и дети пред началом учения и экзаменов. И не тщетна бывает молитва их и надежда на помощь святых бессребреников. По этому поводу в одном духовном журнале рассказывалось следующее. В 1905 году в Перми был посвящен во диакона бывший мировой судья Н. Бабин. По окончании Литургии новопосвященный рассказал о том, что побудило его совершить переход из светского звания в духовное: «Родился я больным и часто лежал чуть не при смерти; но, благодаря молитвам моего отца-священника и частому причащению Святых Тайн, исцелился. Слабость после болезни была, однако, так велика, что учить меня начали лишь на десятом году; и, несмотря на старание и прилежание, учился я плохо. Мучаясь сознанием своей неспособности, я жаловался отцу, и он велел мне молиться святым бессребреникам Косме и Дамиану, туне (даром) приявшим и туне дающим исцеления. Выслушав наставления отца и узнав, что в близлежащем селе есть церковь в честь угодников Божиих Космы и Дамиана, по собственному желанию и усердию совершил я туда, за семнадцать верст, около пяти путешествий пешком, и с теплой детской молитвой ставил свечи, служил молебны, и усердно просил святых угодников о ниспослании мне способности к учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

188 Хотя эта статья есть и в Московском синодике, но в другой редакции. См. Древн. Р. Вивл. VIII, 45. 192 Эта и две след. статьи встречены о. Никольским только в Ростовском и Соловецком списках, 165, 204, 203. 193 Приведем несколько данных: Преподобным Харитону и Кирьяку и Роману и Андронику и Евфимию, иже в Селуни, и еще Давиду (л. 89), Илариону Великому. Преподобным Стефану, Саваиту, Иоанникию Великому и Ивану Колову и Феоктисту и Феоктисту и (Феогносту?), иже в Символех, и Нилу. Архимандриту Синайския горы и преподобному Ивану, списавшему Лествицу; преподобному Саве Освященному, преподобному Ивану Рыльскому; Лазарю, Алимпию, Акакию иже в лествице; Патрекею, Ивану Дамаскину, Виссариону, Потапию, Даниилу Столпнику, Луке Новому, Арсению и Павлу, иже в Латре, Феодосию. Иже за беззакония наша Богу попущающу варваром нашедше избиенным от них преподобным отцем в Раифе. Варлааму, Саваиту, Никифору и Асафу Индейским. Павлу Фивейскому, Ивану Кущьнику, Ксенофонту, Исакию Сирианику, Исидору Пелусийскому, Луке, иже в Елладе; Антонию Великому , Макарию Египетскому , Евфимию; Ефрему Сирину , Косме Пресвитеру, Андронику, Феофану Исповеднику Никейскому, Косме Гражданину, Акакию, Маркиану, Симеону Мироточцу, Авксентию, Тимофею, иже в Символех, и т. д. Виссариону, Илариону Новому Далматским. Л. 91. Перечень Ростовских угодников и разных монастырей русских. Л. 93. Георгию Отилбею новому исповеднику, многомученному от неверных за веру хрестьянскую и Феодору новому мученику Христову исповеднику, убиенному за веру хрестьянскую в Болгарех от иноверных. Л. 98. Преподобному Антонию Римлянину, составльшему обитель в великом Новеграде в Неревском конце во имя св. Богородицы честного Ее Рождества. Преподобному Семиону Серпьскому новому чудотворцу.– Список кончается поминовением епископов Сарских и Коломенских. 195 О Болгарском синодике, или Синодике царя Бориса, была помещена статья во Временнике Общества Истории и Древностей Российских, кн. 21, 1855; в Сборнике статей по славяноведению, в честь В. И. Ламанского, с. 33 (статья Т. Д. Флоринского), в Журнале Мин. Народного Просвещения, ч. 238, отд. 2, с. 174 (статья M. С. Дринова).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он с подопечным переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике близ речки Яхромы: здесь боярин, утомлённый долгой дорогой заснул. В это время дремавший также отрок внезапно увидел свет, осиявший всё то место, и услышал таинственный голос: " Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага! " Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил её к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился ото сна совершенно здоровым, как будто не страдал своим тяжёлым недугом. Через прошествия многих лет, в новом чудном видении явился как-то повзрослевшему Косме светоносный юноша и от имени Божиего повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, к тому времени инок Киево-Печёрской обители, оставил Киев и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы. Едва только преподобный пришёл к месту обретения честного образа Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший всё то место. И тогда Косма решил непременно запечатлеть в памяти это святое место, где произошло обретение иконы Богоматери. С этой целью в 1482 (по некоторым данным в 1483 г.) Косма строит небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря. Со временем слух о подвигах распространился по округе и к Косме стали приходить монахи, желавшие подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом этого монастыря, установив порядок иноческого жития. Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Его пророчество сбылось. Многие называли Косму человеком Божиим. К его учению прислушивались албанцы и некоторые доброжелательные турки. К святому Косме благоволил и сам Курт-паша, высший правитель Албании, имеющий резиденцию в Берате. Он не раз слушал речь Космы, сидя прямо перед ним. По приказанию Курт-паши была сделана и обшита бархатом кафедра, на которой проповедовал святой. Но, получив от иудеев из Янины значительную сумму денег (ок. 1,5 млн. долларов на совр. деньги), Курт-паша приказал убить святого. Косма учил христиан подчиняться властям, которых им послал Бог, и сам имел обычай перед началом проповеди в новом месте испрашивать разрешение у местного архиерея и турецких властей, и таким образом проповедовал открыто. Перед проповедью в одном албанском селении турецкие власти задержали Косму якобы для того, чтобы отвезти его за разрешением к Курт-паше. Утром Косме объявили приказ Курт-паши о его убиении. Святой с радостью принял этот приговор и, преклонив колена, стал благодарить и славить Бога. Палачи посадили Коему возле дерева и хотели связать ему руки. Но святой не позволил им сделать этого, говоря, что не будет сопротивляться, и сложил руки крестообразно. Затем турки накинули ему на шею веревку и задушили. Было ему шестьдесят пять лет. Так святой Косма сподобился получить от Господа двойной венец: и как равноапостольный, и как преподобномученик. Святой Косма был похоронен в церкви Введения в селении Коликонтаси, при архиерейском правлении Иоасафа Велеградского, который сам лично присутствовал при погребении святого. Впоследствии над телом Космы был построен храм, освященный в его честь. Он был воздвигнут с помощью визиря Али-паши Тепеленского, которому прп. Косма предсказал победу над Курт-пашой и возвышение. Али-паша очень почитал преподобного Коему, и после исполнения пророчества он приказал построить монастырь и совершить перенесение мощей святого 236 . 102 Раздел написан на основании материалов: Польское К., свящ. Апостолы/Православная энциклопедия. – М.: Православная энциклопедия, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010