Таким припевом служит песнь «Честнейшую», в которой с особой выразительностью Пресв. Дева исповедуется настоящей, действительной (τν ντως) Богородицей и с великим дерзновением веры поставляется выше высочайших Ангельских чинов. По преданию (у Никифора Каллиста, XIV b.), Богоматерь, явившись составителю песни (св. Косме), с веселым лицом сказала: «приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они сию новую песнь твою»; и способные к тайнозрению неоднократно видели потом Богоматерь благословлявшею певших эту песнь [ 752 ]. История Студийский и Евергетидский уставы не указывают образа исполнения для песни Богородицы, давая этим основание думать, что здесь не было разницы с другими библейскими песнями, т. е. что песнь пелась, как и другие. Ничего не говорят об образе исполнения песни и древн. ркп. Иерус. уст. — груз. и греч. в чине воскресной утрени; только поздн. греч. под 8 сентября замечают: «Честнейшую не стихословим» [ 753 ]. На воскресной утрене о «стихословии Честнейшей» впервые упоминает «Чин» патр. Филофея и все слав. ркп. Иерус. уст., начиная с древнейших. «Чин»: «и стихословится Честнейшая»; ркп. XIV b.: «начинает десная страна стих: Величит душа… Честнейшую… Паки стваряет другая страна… По 9 песни совокупляются оба лика, поют Достойно есть» (ныне только на будничной утрене) [ 754 ]; ркп. XV–XVI b.: «на 9 песни поющим Честнейшую». Песнь «Честнейшую» — ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы «К Тебе утренюю», следовательно, принадлежит св. Косме Маюмскому, воспользовавшемуся для нее выражением св. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая Херувимов и без сравнения всех небесных воинств» [ 755 ]. По преданию (Никифора Каллиста), песнь составлена в самую Великую пятницу [ 756 ]. Что касается судьбы на Западе «Величит» («Magnificat», свободный перевод греч. Μεγαλνει, сослагат. вместо изъявит.), то прежде всего нужно отметить, что нек. лат. ркп. Евангелия и нек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   Общепринятое обращение у греков: кир — к мужчине, кира — к женщине.    У святого Космы фраза звучит так: «вносить смерть в их сердца».    Этот рассказ — яркая иллюстрация одного из основных педа­гогических приемов, используемых святым Космой, — воспи­тания на собственном примере. Святой со свойственным ему смирением фактически называет себя маловером и делает это с единственной целью — показать слушателям силу Гос­пода, который может творить любые чудеса. Также святой Косма объясняет нам этим примером, чем истинные чудеса, творимые Благодатью Божией, отличаются от «чудес» диа­вола и его приспешников.    Именно так слушатели часто обращались к святому Косме во время проповеди.    В XVIII в. в греческих сёлах под влиянием исламских тради­ ций укоренился обычай хоронить усопших в день кончины.    Пс. 2:9.    Эту переносную кафедру, обитую бархатом, подарил свято­му Косме Курт-паша. С ней связано одно из пророчеств Свя­того, который часто говорил: «И скамейка моя не принадле­жит мне, но изображает мою смерть». Конечно, смысл этих слов был тогда непонятен слушателям проповедника: дей­ствительно, как могла быть скамейка связана со смертью? Однако, когда Курт-паша был подкуплен иудеями и предал святого Косму на смерть, смысл этого пророчества уже не вызывал более сомнений и кривотолков.    Греческая школа — школа, обучающая греческому языку (языку Церкви).    Здесь Святой обращается к многочисленным разбойникам, державшим в страхе не только турецких завоевателей, но и своих соотечественников — жителей горных районов Бал­канского полуострова.    Стасидия — высокое кресло с небольшим откидным сиденьем, в котором можно и сидеть и стоять. Стасидии устанавли­ваются в греческих храмах вдоль стен. В России в некото­рых храмах и монастырях также встречаются стасидии. На­ пример, на Валааме.    По призыву Святого слушатели пожертвовали храмам более четырёх тысяч купелей.    Святому редко удавалось проповедовать в больших горо­дах, он встречался с противодействием ростовщиков и зна­ти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предполагается, что часть стихир Постной Триоди также принадлежит свят. Косме. В службе свят. Косме есть данные о его полемических сочинениях против иконоборцев, но эти сочинения не сохранились до нашего времени. §3. Содержание 1.      Гимнографические творения свят. Космы легко узнаваемы, благодаря их строю и содержанию. Для них характерны особенная возвышенность и лиричность. Песням присуща мерная фраза, неторопливость, музыкальность. Размер стиха успокаивает и утешает слушателя. Стиль святителя отличается изяществом. 2. В своем поэтическом творчестве свят. Косма любит использовать образы видимого мира, природы, для изображения природы Божией. Так, он приводит образы огня, света, воды, дождя, тихих капель, облаков. Дабы передать полноту восторга верующей души перед Живым Богом – Господом Иисусом Христом, свят. Косма привлекает к сорадованию с человеком водные источники, горы, холмы, деревья, небо и землю. 3. Смысловым стержнем творений является мысль о той величайшей милости Божией, о том промышлении, которые Господь имеет о душе человеческой. Автор глубоко понимает и переживает падение человечества и в то же время радостно уверяет слушателей в том, что мудрый Творец и Спаситель наш вновь обновляет людей. Свят. Косма проникновенно раскрывает сущность домостроительства Христова в мире. 4. Значимо и догматико-богословское содержание гимнографических творений свят. Космы. Он касается главных догматов христианской веры: говорит о догмате Пресвятой Троицы, обращается к тайне Богочеловечества Христа, рассматривает учение о Пресвятой Богородице и о Церкви. Остановимся на двух последних догматах. Песнословствуя о Матери Божией, свят. Косма именует Ее «земным небом», ублажает сосуд Ее девства, называет «светлым светильником невещественного Света», «кадильницей, стамной, жезлом, богописанной скрижалью, святым ковчегом, трапезой Слова жизни». Достойно внимания обращение свят. Космы к догмату Церкви, ибо эта тема не так часто встречается в богослужебных текстах песнописцев. Свят. Косма называет Церковь «некасаемой горой» и «градом Живого Бога», – это именно та Святая Соборная и Апостольская Церковь , где вместе с духоносцами-апостолами все верующие во Христа могут отныне стяжать жизнь вечную. В теме Церкви, слышны отголоски борьбы автора и его сподвижников за догматическую истину, за святыя иконы. Глава пятая. Преподобный Иосиф Песнописец

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Не токмо же сие единой сотвори святый народу, но и по вся дня обретаху пищу молитвами святого, овогда лося, иногда же еленя». Сборн. солов. библ. 826. Святые считались стражами домашняго скота и вообще всякого вещественного имущества. В случае потери чего-нибудь, они помогали отыскивать. Напр. в житии Зосимы и Савватия соловецких есть повести о том, как эти чудотворцы отыскивали потерявшихся лошадей. Такое поверье существует и теперь. Напр. в Казани нам рассказывал один крестьянин из села Кавалей, как другой крестьянин – из дер. Тарлыши, Ондреян Александров Сазанов, по случаю падежа или потери 20 лошадей, ходил в седмиозерную пустынь молиться святым; строитель пустыни, как передавал крестьянин, говорил ему: попостись две недели – потинью, «т. е. с эпитимией, Господь тебе возвратит 20 лошадей». В старину даже по случаю потери пуговицы, призывали святого. Так в житии Даниила переяславского читаем: бысть тогда (ок. 1540 г.) в Переяславе наместник князь Ондрей Олександрович, зовомый Оленин. Некогда же у сего князя Ондрея изгибе от пристежия срачицы его златая пуговица с драгим жемчугом, и неверие имея на малые отроки своя, и хотяху нецыи мучими быти, и воспомяну князь святого Даниила, и призва его в молитве глаголя: о преподобне Даниле, молитвой си помози нам и о погибшей пугвице смущение мое утоли, да не постраждут нечто домочадцы мои. Чудотворец помог найти пуговицу и рабов избавил от побоев и пыток князя. Сборн. солов. библ. Наконец, самый дар грамоты и ученья технического и всякого испрашивали у особых святых. Патронами каллиграфиии и всякого полезного учения признавались Иоанн Богослов, бессребреники Косме и Домиану и особенно пророк Наумь. В одном азбуковнике XVII века сказано: «есть обычай многим (учащимся) совершати молебная святым бессребникам Косме и Домиану, и святому пророку Науму, и ангелу своему, его же святого тезоименитство имать». (Чтен. моск. общ. истор. и древн. рос. 1861 кн. IV, стр. 23). В прописях азбуковников XVII в. находится такой стих: Святый апостоле и евангелисте Иоанне богослове, На тайной вечери возлегий на персе Христове, Вразуми мя и научи добре писати, Якоже оного Гусаря на песце образ твой изображати.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, очень высоко оценивает деятельность преподобного Иоанна Дамаскина как церковного песнописца и говорит, что еще с юных лет Иоанн обнаружил «счастливые дарования». Критически оценивая влияние диалектики Аристотеля на преподобного Иоанна, вследствие чего последний не имел тех основ, которые были усвоены великими отцами IV века в изучении философии Платона, преосвященный Филарет вместе с тем свидетельствует о Дамаскине, что это был «такой песнописец Церкви, которого выше ни прежде, ни после не было в Церкви». Он говорит о том, что высокие созерцания Иоанна «находили место в душе его, быв возбуждаемы творениями великих отцов». Это влияние отцов преосвященный Филарет признает достаточно сильным, способствовавшим раскрытию в душе Иоанна стремления к духовной деятельности. Кроме того, в Иоанне Дамаскине архиепископ Филарет отмечает способность к наблюдениям, владение познаниями о Вселенной, историческими сведениями о Церкви и, наконец, глубокими постижениями души человеческой. Последнее качество Иоанна Дамаскина всегда подчеркивается профессором Е. И. Ловягиным, опытным переводчиком на русский язык канонов великих праздников Православной Церкви . Все изложенное очерчивает место преподобного Иоанна Дамаскина в православной гимнографии, причем имеет определенный смысл вся сумма мнений о песнотворческой деятельности Преподобного. Мнения эти свидетельствуют о том, что значение личности и творчества Дамаскина не потеряло своей силы до последнего времени. Еще более отчетливо вырисовывается это значение при ознакомлении с основными этапами биографии преподобного песнописца. Жизнь преподобного Иоанна Преподобный Иоанн родился в Дамаске в 676 году в семье Сергия, министра при дворе дамасского халифа. Сергий долго искал для своего сына достойного учителя и нашел его в пленном иноке Косме, которого выкупил на свободу. Этот выкупленный из плена инок из Калабрии обладал обширными познаниями в риторике, диалектике, астрономии, физике, философии, богословии и музыке. Иноку Косме было поручено воспитание Иоанна вместе с приемным сыном вельможи Космой, впоследствии епископом Маиумским. Отмечается, что Иоанн обладал очень большими способностями в усвоении преподаваемых ему различных наук. Святитель Димитрий Ростовский в своих Четиих Минеях указывает, что в постижении наук «Иоанн бе, аки орел, по воздуху паряй, тако высоких достизаше во учении таинств; духовный же брат его Косма, аки корабль, по морю веющу ветру скоро плаваяй, тако скоро постизаше премудрости пучину». По слову святителя Димитрия, способности Иоанна были настолько исключительными, что «в некиих премудростех» он превосходил своего учителя .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В последующих песнях канона Преподобному прославляются отдельные его праздничные каноны. Так, в песни 5–й читаем: Песни дивныя сладостно поя, воспел еси неизреченное Владычне, еже из Девы Пречистым рождество, священнейше . В песни 6–й: Словеса твоя яко сот сладкий явишася, благочестивых сердца веселяща, поющих Крещение Спасово, Сретение же Симеоново и отпущение . Особо отмечен канон Вербного воскресенья: Не словесы, но вещми ты представил ecu востание, блаженне, Лазарево из мертвых, и детей хваление, и зависть иудейскую в песнех . Чтобы не перечислять все, изображенное в каноне преподобному Косме, отметим, что изъяснено в нем каждое из его творений и все чувства как бы суммированы в возгласе тропаря: Воистинну язык твой трость книжника скорописца, отче, бысть Святаго Духа, писавший великая чудеса слова . Поистине слова преподобного Космы — великая чудеса слова! Об этом необходимо сказать в нашем анализе творчества Преподобного. Канон Преподобному венчается следующими определениями кондака: Украшен добродетельми, Космо богодухновенне, Церкве Христовы украшение был еси: песнъми бо украсил еси сию, блаженне . Воистину преподобный Косма — украшение Церкви, ибо и самое имя его, помимо того, что знаменует КОСМОС, МИР, означает также и УКРАШЕНИЕ. Богу угодно даже посреди смут и смятений сохранять отдельные души, которые являются утешением, украшением, утишением, умирением мира и Церкви. Таким человеком был преподобный святитель Маиумский Косма. Исследователи последнего времени, из которых должны быть названы профессор Московской Духовной Академии А. П. Голубцов; упоминавшийся нами выше автор обширного труда об отцах Церкви Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский; профессор Санкт–Петербургской Духовной Академии Е. И. Ловягин; И. А. Карабинов и ряд других, говорят о преподобном Косме как о выдающемся гимнографе. А. П. Голубцов указывает, что преподобный Косма вместе с Иоанном Дамаскиным возглавил группу песнописцев, принадлежащих Иерусалиму и находящихся в «особенно близкой связи с Лаврою святого Саввы Палестинского». Эта группа песнописцев известна под именованием иерусалимской, или савваитов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

песнопений на неделю Ваий, воскрешение Лазаря и страданий Христовых, по справедливости считающихся самыми лучшими и торжественными творениями сего замечательнейшего песнопевца православной христианской Церкви, от св. Космы сохранились вдохновенные каноны на Успение Богоматери, Рождество Христово, Воздвижение Креста Христова, Сретение Господне (со стихирами), Крещение Спасителя, Преображение Господне (со стихирами), Пятидесятницу, трипеснцы на понедельник, вторник, среду и пятницу страстной недели. При сем известный церковный историк XIV в. Никифор Каллист пишет, что святой Косма первый начал писать трипеснцы «во образ Св. Троицы». Св. же Косме Маиюмскому принадлежит составление вдохновенной песни в честь Богоматери: «Честнейшую херувим», канона на великий четверток, четверопеснцев на великий четверток, икоса и 14 кондаков на Успение Богоматери, канонов Иосифу обручнику, Давиду царю, великомученику Георгию, Григорию Богослову, и некоторых других церковных песнопений. По поводу известнейшего Богородичного песнопения: «Честнейшую херувим» сохранилось церковное предание, по которому Пречистой весьма благоугодна была сия песнь, и Она, явившись преподобному, с радостным лицом сказала: «приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столько близка не бываю к ним, как когда поют они сию новую песнь твою». При этом Никифор Каллист замечает, что способные к созерцанию духовных предметов, неоднократно видели потом Пречистую благословлявшею певших песнь сию. Предание сие оправдывается и тем вседневным употреблением, какое предписывается в устах касательно сей песни. Во всех песнопениях св. Космы Маиюмского речь всегда полна мысли и вместе сжата, благогласна, исполнена торжественного величия, благоговения и высокохудожественного христианского вдохновения. В греческой службе св. Косме читаем: «Вот духовная цитра, лира священная, созывает всех к тайной трапезе: Косма священный и славный предлагает медоточные, священнозвучащие песни… Начальника песнопевцев, равного учителям, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, прекрасный исток песней мелодических, ревнителя песнопения ангельского, Косму песньми хочу я украшать». Песнопения св. Космы Маиюмского издревле всегда были в самом высоком и глубоком уважении Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Чем заслужил этот святой всенародное почтение, какие из его пророчеств уже сбылись, а какие еще ждут своего часа? 9 февраля в просветительском лектории портала «Правмир» прочитал свою лекцию «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)» кандидат исторических наук Афанасий Георгиевич Зоитакис. Предлагаем нашим читателям текст этой лекции, а также её видеозапись. Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец» (научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций. Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество. – Добрый вечер, уважаемые братья и сестры, дорогие слушатели и зрители. Сегодня речь пойдет о святом равноапостольном Косме Этолийском. Годы жизни этого святого 1714–1779. Этолийским он назван, потому что родился в Этолии, одной из областей Центральной Греции. У этого святого есть еще много разных имен, его называли и Новым, и Афонским, и Албанским. Наименование «Этолийский» появилось уже во второй половине ХХ века, под этим именем он был канонизирован. Также он был прославлен как равноапостольный, но при этом раньше, до прославления, во многих письменных источниках он упоминался и как священномученик, и как преподобномученик, а официальное прославление состоялось в начале 1960-х годов. Прежде чем начать рассказ о святом Косме, надо сделать небольшое отступление и сказать о том, какая ситуация сложилась на Балканах к началу XVIII века. Когда родился святой Косма и когда он начинал свою просветительскую деятельность, жизнь Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация, причем массовая добровольная исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Климент, еп. Ахридский, † 916 г. (Болланд.). Житие, написанное в конце X в., и неправильно приписанное св. Феофилакту Болгарскому (Ehrhard, стр. 199). Издано у Migne, P.G., 126, 1194−1240. Память 27 июня. Константин и Елена. Легенды о них с сюжетами, взятыми из церковной истории. Изданы в «Mνημεα γιολογικ», 164−229, в «Rendiconti della Accademia dei Lincei», 1907, 306−340 и 637−680, и в «Studi e document di storia e diritto», 1897 г., 89−131. Память 21 мая. Косма, еп. Майумский, песнописец, † 787 г. (Сергий), наставник Иоанна Дамаскина . Житие, изданное Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, IV, 271−302. Сообщает ряд подробностей об Иоанне Дамаскине , которые идут вразрез с установившейся традицией. Так в этом житии, Иоанн является сыном дамасского эмира, агаряне подчинены ему. Его отец умирает некрещёным. Он подвергается преследованию персидского царя Хозроя по наущению Константина V (280−282) и др. Всё это заставляет видеть в житии пр. Космы совершенно спутанную запись популярных сирийских легенд об Иоанне и Косме. Тем не менее, точная хронология жизни Космы (стр. 301), и обстоятельные сведения о его поэтической деятельности, могут быть признаны вероятными, и как таковые представляют ценное пополнение краткого рассказа о Косме, брате Иоанна Дамаскина , который имеем в житии последнего, написанном Меркуропулом. Память 12 октября. Косма и Дамиан, мучч. Чудеса их, имевшие место в Константинополе в разное время, и записанные в целом ряде сборников, вплоть до окончательной обработки диаконом Максимом около 1300 года. Изданы L. Deubner’oм («Kosmas und Damian», 1907 г. стр. 97−208). Представляют богатый материал для истории столичного быта, и особенно религиозного врачевания путём инкубации. Креста обретение и воздвижение. Самая пространная редакция легенд, принадлежит Александру монаху, писавшему в V–VI вв. (ему ещё неизвестно пленение Св. Древа персами). Издана у Migne, P.G., 87, 4016−4076. Другие, более краткие изложения отдельных эпизодов о С. Кресте, имеющиеся в массе вариантов, изданы Olivrieri (в Anal. Boll. XVII, 414−420 и Nestle (в «Byz. Zeitsch.». 1895, стр. 319−345).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рукописи же Келаря Симоиа есть достопримечательное сказание о том, каким образом известный подвижник за Отечество Нижегородский гражданин Косма Минин введен был в подвиг, превышающей его звание. Косма был человек благочестивый и имел обычай по временам, отлучаясь от супруги своей, уединяться в особой храмине для молитвы. Однажды в сей храмине явился ему Преподобный Сергий и повелевал собирать казну для военных людей, и идти для очищения Государства Московского от врагов. Пришед в себя, Косма был в великом страхе: но ни на что не решился, думая, что устроение войска не его дело. Видение повторилось, но он опять остался в бездействии. По кратком времени Преподобный явился ему в третий раз; возобновил свое повеление с прещением, и присовокупил, что есть изволение праведных судеб Божиих помиловать Православных Христиан, и от великого смятения привести в тишину; что старейшие в городе не столько войдут в поручаемое Косме дело, сколько младшие, и что начинание их приведется к доброму окончанию. Сие последнее видение оставило Косму не только в трепете, но и в некоторой болезни: почему он раскаялся в своем небрежении, решился приступить к исполнению повеленного, и думал, как начать дело. Вскоре избран он всем городом в земские старосты. Приняв сие за мановение провидения Божия, Косма утвердился в уповании на Бога и на предстательство Преподобного Сергия; и начал в земской избе со слезами говорить о бедствиях Отечества, и о недеятельности своих сограждан. Некоторые от сих речей отходили с насмешками, а некоторые, особенно из младших, были тронуты оными, и говорили своим отцам: что теперь наше богатство, разве только поощрение врагам? Есть ли придут и возьмут наш город: не также ли разорят, как разорили другие? Устоять ли одному городу? Положим лучше все житие свое и богатство в волю Божию, станем употреблять оное на ратных людей; и есть ли из нас кто может идти в воинство, мы также готовы положить головы свои за избавление Христианской веры. Следствием сего возбуждения был приговор всех Нижегородских граждан данный Косме Минину в том, чтобы его слушать. Он усилил данное ему полномочие тем, что принес Отечеству почти все свое имение; и, преуспевая в ревности и могуществе, сделался одним из первых споспешествователей спасению Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010