Святой Косма посетил со своими проповедями не только Грецию, но и Болгарию, Сербию, Малую Азию. " Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия " , говорит Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность сложившейся ситуации, он побывал практически на всей территории Константинопольского патриархата. Особое внимание святой уделял районам, над населением которых нависла угроза исламизации и отрыва от национальной культурной традиции. Так, в Северном Эпире он был несколько раз, посещая одни и те же населенные пункты и поддерживая местных жителей своими пламенными Поначалу народ не всегда восторженно встречал проповедника. Дорофей Вулисмас, известный проповедник, совершивший ряд путешествий по материковой Греции, в одном из своих писем писал, что опасается проповедовать в публичных местах и около храмов, " принимая во внимание опасность, которой подвергся Косма во время своей проповеди " Вулисмас описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, говорит о недоверии и даже враждебности местного населения. Сотни проповедников и ученых предпринимали попытки просветить соотечественников. Почему же их миссии не приносили сколь-либо значимых результатов? Одни отступали перед первыми же трудностями, другие не были готовы к столь ответственному и самоотверженному служению. Не имея продуманного плана и программы действий, необходимых знаний и таланта, они вскоре отчаивались, не справляясь с первыми же трудностями. Однако святой Косма не опустил руки и самоотверженно продолжил свою просветительскую деятельность, которая была сопряжена с множеством опасностей, лишений и тяжелых испытаний. Святой говорил с народом не как учитель с учениками, а на равных, на простом понятном населению языке, а не на архаизированном книжном, который был непонятен народу, а потому вызывал у него отторжение и неприятие, что, в конечном счете, переносилось и на проповедника. Народ восторженно встречал святого, за ним следовали тысячи людей и около сорока священников. Постепенно слава о нем распространялась по всей Греции, на его проповеди стекались десятки тысяч человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Пророчества о " желаемом " Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Вклад святого Космы в будущее освобождение от турецкого владычества был огромен. Вот слова из песни, ставшей гимном греков, боровшихся против иноземного владычества: Помоги, святой Георгий, Помоги, святой Косма, Вновь нам взять Константинополь И святой Софии храм. Святой Георгий, как известно, был покровителем воинства. А святой Косма для участников национально-освободительного движения стал символом борьбы за возрождение Православия и родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду. Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова " желаемое " , " чаемое " . " Когда придет " чаемое " " ? - часто спрашивали святого. Вот как он отвечал на этот вопрос: " Это место однажды снова станет Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве " . Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощенные земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок. " Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки " Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912-1913 годов, когда еще были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством. " Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным " . Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году. Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: " Свершилось! Пророчество святого исполнилось! " И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/28/...

Святой Косма посетил со своими проповедями не только Грецию, но и Болгарию, Сербию, Малую Азию. " Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия " , говорит Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность сложившейся ситуации, он побывал практически на всей территории Константинопольского патриархата. Особое внимание святой уделял районам, над населением которых нависла угроза исламизации и отрыва от национальной культурной традиции. Так, в Северном Эпире он был несколько раз, посещая одни и те же населенные пункты и поддерживая местных жителей своими пламенными проповедями . Поначалу народ не всегда восторженно встречал проповедника. Дорофей Вулисмас, известный проповедник, совершивший ряд путешествий по материковой Греции, в одном из своих писем писал, что опасается проповедовать в публичных местах и около храмов, " принимая во внимание опасность, которой подвергся Косма во время своей проповеди " . Вулисмас описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, говорит о недоверии и даже враждебности местного населения. Сотни проповедников и ученых предпринимали попытки просветить соотечественников. Почему же их миссии не приносили сколь-либо значимых результатов? Одни отступали перед первыми же трудностями, другие не были готовы к столь ответственному и самоотверженному служению. Не имея продуманного плана и программы действий, необходимых знаний и таланта, они вскоре отчаивались, не справляясь с первыми же трудностями. Однако святой Косма не опустил руки и самоотверженно продолжил свою просветительскую деятельность, которая была сопряжена с множеством опасностей, лишений и тяжелых испытаний. Святой говорил с народом не как учитель с учениками, а на равных, на простом понятном населению языке, а не на архаизированном книжном, который был непонятен народу, а потому вызывал у него отторжение и неприятие, что, в конечном счете, переносилось и на проповедника. Народ восторженно встречал святого, за ним следовали тысячи людей и около сорока священников. Постепенно слава о нем распространялась по всей Греции, на его проповеди стекались десятки тысяч человек.

http://pravoslavie.ru/40919.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святые врачи Косма и Дамиан 1 мин., 27.06.2012 Святые братья Косма и Дамиан жили в III веке от Р.Х. в Риме. Они воспитывались своей матерью Феодотией в христианской вере, и с юности обнаружили большой врачебный талант. В то время занятия медициной были очень прибыльным делом, однако, святые не брали за свою помощь никакой платы, говоря: «Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: « Даром получили, даром о тдавайте» (Мф. 10: 8)». У братьев было много завистников, и однажды по доносу их арестовали. Но когда Косме и Дамиану удалось исцелить самого римского императора, то из с честью отпустили на свободу, и с тех пор они не оставляли врачебной практики, заботясь о людях и показывая пример христианской любви. «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы», - так учили они своих пациентов, стараясь не только исцелить тело, но и душу человека обратить к почитанию истинного Бога. Погибнуть им довелось от руки своего же учителя. Пожилой наставник Космы и Дамиана, завидуя своим когда-то любимым ученикам, однажды предложил им пойти вместе с собой высоко в горы, чтобы собирать там лекарственные травы. Косма и Дамиан, ничего не подозревая, согласились. Злодей заманил их в ловушку и предательски убил, а тела сбросил в реку. С именами и подвигом святых врачей-бессеребренников связана церковная традиция отношения к врачам и врачеванию. Сама современная система здравоохранения возникла из этих христианских принципов. В Церкви всегда считалось, что лечить нужно любого больного – независимо от того, кто он, и может ли он заплатить. Многие врачи до сих пор стараются реализовать этот принцип в своей врачебной практике. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/svyatyie-vrachi-kosma-i-d...

Наибольших успехов в этом добился Косма Этолийский. Источниками средств на развитие образовательной системы стали доля с общинных и храмовых земель и пожертвования, приносимые святому. Святого сопровождали несколько иностранных купцов, продававших платки, четки, свечи и церковную литературу. По существовавшей между ними договоренности две трети прибыли они отдавали Косме, который использовал эти деньги для поддержки открывающихся учебных заведений. Косма также призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений. Вместе с ним ехало несколько ювелиров, выкупавших продаваемые людьми украшения. Полученные средства святой Косма вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование школ в будущем. Во многих проповедях Косма говорил о том, что необходимо отказаться от работы в воскресные и праздничные дни, чтобы это время старшее поколение смогло бы посвятить самообразованию. О необходимости отказаться от работы в дни церковных праздников постоянно говорят и другие участники традиционно-просветительского движения. Он также установил практику " молока воскресения " : средства от продажи сельскохозяйственных продуктов в этот день шли на поддержку школ и церквей. Поддержка образования позиционировалась традиционалистами как долг каждого сознательного гражданина, неравнодушного к судьбе Отечества. Особенно подчеркивалась социальная ответственность богатых перед лишенными доступа к образованию согражданами. Благодаря усилиям традиционалистов, удалось укоренить ответственное отношение к поддержке школьного образования и на долгие годы обеспечить его бесперебойное финансирование (повсеместной стала практика долгосрочного вклада средств, необходимых для работы школ, которые теперь не зависели от постоянно меняющейся финансовой и политической ситуации в стране). Остро не хватало учебной и назидательной литературы. Традиционалисты по мере сил стремились восполнить ее недостачу: работали в архивах, разбирали рукописи, готовили их к изданию, занимались их распространением среди народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Создание хозяйства позволило развить благотворительное служение. Миссионеры на регулярной основе помогали заключенным, больным, престарелым, инвалидам и другим категориям нуждающихся. Сам отец Косма посещал лепрозорий в городе Казенсе, чтобы помочь прокаженным едой и лекарствами. У кого-то не было носа, у кого-то ушей, ног или рук – люди ждали не столько материальной помощи, сколь сочувствия и любви. И так как у отца Космы было много любви, он щедро делился ею с каждым. Помогая ближним, батюшка совсем не думал о себе, он даже путешествовал по ночам, чтобы выиграть время и помочь людям. Как и Косма Этолийский, отец Косма в центр своей миссионерской деятельности поставил комплексную программу духовного и научного просвещения. Подобно своему великому предшественнику, он строил школы, чтобы вырвать молодежь из гибельных суеверий и невежества. Каждые два–три года батюшка приезжал на Святую Гору помолиться и возродиться духовно, а также получить указания для дальнейшей деятельности. Во время своего последнего посещения Афона в июне 1988 г. он неожиданно позвал в келью иеромонаха Мелетия и сказал: «Ты станешь моим преемником». Действительно, спустя несколько месяцев внезапная смерть прервала его святую жизнь и многотрудное служение. 27 января 1989 г. в 55 км от города Лубумбаши произошла автомобильная катастрофа, в результате которой миссионер погиб на месте, а его спутники чудом спаслись. Тело отца Космы чудесным образом не застыло, а из ран продолжала непрестанно истекать кровь до самого часа погребения. По свидетельству врачей, вокруг тела распространялся удивительный сверхъестественный свет. Для африканцев смерть отца Космы стала огромной потерей. Могилу своего духовного наставника они превратили в символ любви, памяти и служения. По сей день люди ежедневно приходят, чтобы помолиться и украсить могилу своего наставника цветами. Они следят, чтобы над его могилой горела неугасимая лампада. В хижинах православных конголезцев рядом с иконами можно увидеть фотографию отца Космы, а большинство новокрещеных мужского пола берут себе имя Косма.

http://pravoslavie.ru/121218.html

Сознав свою вину, он пришел к Косме и испросил у него прощение в своем грехе и через несколько дней исцелился. Подобным же образом был наказан лишением употребления руки один рабочий в Парге, захотевший в воскресный день продать свою работу. Но, исповедав свой грех святому и выслушав от него наставление, он вместе с прощением получил и исцеление руки. Св. Косма окончил свою апостольскую жизнь мученическою кончиною. Это случилось при следующих обстоятельствах. Косма ни в Фессалии, ни в Кастореи, ни в Янине, ни в других местах, где были евреи, никогда не обличал их и не обращался к ним с проповедью, но учил только христиан, повелевая им хранить правду и покорность тем властям, какие дал Бог . Сами албанцы слышали это из уст его и называли его человеком Божиим. Когда такая молва дошла до Курт-паши, то он потребовал Косму к себе; беседа проповедника настолько понравилась паше, что он приказал обить бархатом ту кафедру, с которой Косма имел обыкновение учить народ. Но янинские евреи, злобствуя на Косму и не терпя, что проповедуется вера и евангелие Иисуса Христа, обвинили Косму пред пашей в сношениях с Россиею. Однако на этот раз Бог спас Косму от гибели, и христиане принуждены были только заплатить за него значительный выкуп, самого же Косму выслали из Янины. Когда же было доказано, что обвинения евреев есть не более, как выдумка и явная клевета, то он снова пришел в Янину. Здесь он начал обличать лукавство и непримиримую ненависть евреев к христианам и убедил христиан, во-первых, перенести день общего торга с Воскресенья на Субботу, что причиняло евреям значительный убыток; во вторых –называл евреев явными врагами христианства, готовыми делать зло христианам во всякое время, и в третьих – запрещал христианам носить на своих головах длинные кисти и все, что покупали они у евреев, внушая, что у богоубийц – евреев ничего не должно покупать. Евреи, раздраженные этим, пошли к Курт-паше, дали ему значительную сумму денег и просили лишить жизни св. Косму. Паша, посоветовавшись с своим домашним учителем веры (хотзою), решил умертвить Косму при посредстве хотзы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Необходимость образования как для бедных, так и для богатых детей – один из главных постулатов Космы Этолийского: «Позаботьтесь о том, чтобы ваши дети учились грамоте. Сделайте так, чтобы в вашем селении была школа, найдите учителя и платите ему, чтобы он обучал ваших детей, ведь вы совершаете большой грех , оставляя их неграмотными... Лучше пусть они будут бедными и грамотными, чем богатыми и неграмотными» 372 . Как видим, Косма Этолийский ставит ребёнка в центр образовательного процесса, отводит ему отдельную, значительную роль в социальной структуре общества. М. Мамасула справедливо оценивает значимость такого подхода; «Ребёнок – это будущий взрослый, и для Космы и его эпохи, будущий освободитель порабощённой родины. Это ребёнок должен был правильно сформироваться, научиться грамоте, взять в свои руки судьбу своего Отечества. Ради него святой и боролся, открывал школы, отправлял послания, советовал, создавал все условия для его просвещения» 373 . Большинство исследователей указывают на новаторские черты образовательной концепции Космы Этолийского , но при этом они забывают, что его подход связан с византийской образовательной традицией и имеет с ней много общих черт. В Византии высоко ценили образование и считали необразованность величайшим несчастьем. Притом, что корни византийского образования лежат в древнегреческой и римской образовательной традиции, оно во многом отличалось от них и имело свои особенности, преимущественно привнесённые новой – христианской религией. «В традиционном христианстве существует своё собственное понимание воспитания и образования, выработанное многовековой практикой, опытом и основанное на библейском видении человека и мироздания» 374 . Согласно новой (православной) традиции, главной задачей образования стало воспитание человека по образу и подобию Божьему. Похожих взглядов придерживался и Косма 375 , одним из основных положений его образовательной концепции был её нравственный, воспитывающий человеческие качества и добродетель характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На первый взгляд, может создаться впечатление, что Никодим Святогорец и другие участники коливадского движения вообще уделили национальной проблематике мало внимания. Однако то обстоятельство, что они почти не высказывались именно на тему национального освобождения, легко объясняется тем, что письменные сочинения давали им меньше свободы, чем устные проповеди 739 ’. Ведь и о «тайном учении» Космы и его контактах с клефтами и арматолами мы узнаём, прежде всего, из устной традиции, а не из рукописных текстов его проповедей. Святой Косма как проповедник имел возможность непосредственно общаться с аудиторией. Очевидно, что в ходе этого общения он не мог не отвечать на её вопросы относительно национального освобождения. На наш взгляд, этим и обусловлено появление на свет его «тайного учения» – проповеди и провозглашения грядущего национального освобождения. Таким образом, разная степень контактов с участниками повстанческого движения, равно как и мера обращения того или иного традиционалиста к национально-освободительной проблематике обусловлена не тем, что некоторые традиционалисты считали этот вопрос неважным, а спецификой используемых ими жанров. Всех православных просветителей объединяла приверженность традиции, которая легла и в основу их взглядов на освобождение греческих земель. Просто Косма Этолийский , как непосредственно общавшийся с народом, оставил собственное тайное учение, а в случае с другими традиционалистами мы имеем дело, прежде всего, не с теоретическим обоснованием, а с практическим поиском путей народного объединения. Поэтому и свои произведения они считали «необходимыми, полезными и желанными для всего рода православных греков» 740 . Отдельно в нашем исследовании стоит остановиться на одном из наиболее спорных моментов современной историографии – предполагаемом участии Космы Этолийского и Макария Нотараса в вооружённом выступлении греков, по срокам совпавшем с русско-турецкой войной 1768–1774 годов, известного в греческой историографии как «восстание Орлова» 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Косма, равно как и другие традиционные просветители, сначала был признан народом 728 и только потом официально прославлен Православной Церковью. В пользу того, что почитание традиционалистов было не просто частным мнением отдельных лиц, а общепринятой точкой зрения, говорит найденное нами в архиве Дохиара стихотворение, посвящённое Косме Этолийскому . Написанное сразу после его мученической кончины, оно не только называет его святым, «неустроенный мир украсившим словами своих поучений», но и по форме похоже на церковный тропарь, содержа в себе краткое описание его жизни и подвигов 729 . Включение этого документа в программу современных ему учебных заведений говорит о том, что точка зрения о святости Космы была воспринята и на массовом народном уровне. И в наше время, помимо вещественных источников, сохраняются и другие свидетельства популярности Космы Этолийского . День его памяти объявлен на его родине выходным днём 730 . Его жизнь и подвиги нашли отражение во многих народных балладах и стихах 731 , многие из которых стали гимном восставших против турецкого владычества греков 732 . В деревне Арнеа многие жители были под таким впечатлением от встречи с проповедником, которая изменила всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия «Космас» также получила очень широкое распространение. Практически в каждом населённом пункте, через который прошёл со своей проповедью святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанная с его именем 733 . Почитание Никодима Святогорца началось на Святой Горе сразу после его смерти, долгие годы в афонских монастырях благоговейно хранились личные вещи и рукописи святого. Сегодня день его памяти широко отмечается по всей Греции. Так, на его родине – острове Наксос – празднование памяти святого Никодима ежегодно продолжается более недели. В 1977 году было основано общество « Никодим Святогорец », развернувшее активную деятельность по популяризации Никодима и его книжного наследия. В частности, общество бесплатно распространяет житие Никодима Святогорца и некоторые его произведения – суммарный тираж этих изданий приближается к одному миллиону экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010