Этот случай окончательно его убеждает. Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии. Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви. Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия. Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма. Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию. Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию. Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего. Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне. Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

2. Своими проповедями святому Косме удалось остановить набиравшую обороты массовую исламизацию . Подтверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современников: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви…остановили стремление к принятию ислама многих жителей». «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в местах тех, не оставалось бы сейчас там не одного православного христианина» – писал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос. 3. Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых дарителей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей . Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие. Дети рисуют святого Косму 4. Стараниями Святого по всей Греции было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня , обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой. 5. Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего образования . Несомненно, это был передовой и беспрецендентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно», но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной. 6. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем.  Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века.

http://pravoslavie.ru/55900.html

Тенденция к увеличению числа работ, непосредственно посвящённых Косме Этолийскому , наметилась в 40-е годы ХХ в. Так, в 1940 году были опубликованы ещё две очень интересные работы – Л. Катафигиотиса и Ф. Михалопулоса. Исследование Л. Катафигиотиса посвящено преимущественно просветительской деятельности святого Космы. Оно также содержит достаточно подробную биографию проповедника, особое внимание при этом уделяется его связям с клефтами и арматолами 119 и пропаганде среди них идей освобождения Греции. Монография Ф. Михалопулоса « Косма Этолийский », безусловно, занимает важное место не только в греческой, но и в мировой историографии. Авторитетный греческий историк А. Вакалопулос охарактеризовал это исследование как лучшую работу 120 о Косме Этолийском 121 . При всех несомненных достоинствах работы следует отметить отсутствие глубокого текстологического анализа и излишнее доверие автора к недостоверным источникам. Михалопулос нередко пользуется мало проверенными данными, ссылаясь на некие источники, но не уточняя их происхождения. Его утверждения, что Косма открыто призывал к немедленной революции и лично участвовал в восстании Орлова 122 , плохо аргументированы и не подкрепляются серьёзными доказательствами. Михалопулос опровергает устойчивое утверждение, что «революция была счастливой случайностью, необъяснимым фактом» 123 . Он справедливо полагает, что «эти события свершились благодаря борьбе всего народа, а также благодаря поразительным стараниям выдающихся личностей» 124 . Одной из таких выдающихся личностей, по мнению Михалопулоса, стал Косма Этолийский , пожертвовавший собой ради духовного возвышения народа. В целом, несмотря на подчас весьма пафосный стиль, книга Михалопулоса и по сей день представляет определённый интерес. Высокая оценка деятельности святого Космы была также характерна для представителей социалистической и коммунистической историографии. Так, в работе Дороса Политиса «Социальные идеи Космы Этолийского » автор концентрирует своё внимание на социальных и политических аспектах его учения. Его базисными элементами, по мнению Политиса, явились приверженность идее возрождения независимого государства и социалистическим идеалам. По мнению историка, нет оснований говорить о едином, консервативном направлении греческой общественной мысли, хотя некоторые сторонники традиционных ценностей и способствовали национальному возрождению Греции: «Если что-то и объединяло консервативный подход Вулгариса и прогрессивный Космы – так это освобождение нации от турецкого владычества» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

“Теперь я сознаю себя истинно блаженным, ибо имею несомненную веру, что я приобщился Божественного света и удостоился жизни бессмертной. Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Память их празднуется 1/14 ноября Святые Косма и Дамиан были братьями. По смерти их отца мать всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Коему и Дамиана, ибо воспитала их в вере христианской, наставив на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту и ни от кого ничего не брали за это, потому что они все делали ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией и исцеляли недуги для прославления Имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько лекарствами, сколько Именем Господним, без платы и награды, во исполнение заповеди Христовой: “Даром получили — даром давайте”. Прожив так добродетельно свою жизнь, святые бессребреники Косма и Дамиан мирно и благочестиво скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти. И ныне они теплые предстатели и добрые целители наших болезней душевных и телесных. Блаженная Ксения Петербургская Память ее празднуется 24 января/6 февраля С давних пор встречались на Руси странные люди. Одетые в лохмотья, едва прикрывавшие тело от ветра и дождя, жили они лишь подаянием. Одни из них скитались по белу свету из селения в селение, из города в город. Иные жили всегда на одном месте; не жили — ютились где-нибудь под мостом или в укромном уголке на задворках… О чём-то плакали, о чём-то молились… И вели эти безумные на вид люди странные речи. Но речи эти, дивился народ, часто оказывались пророческими. Имели эти люди особый дар — видеть насквозь каждого человека и знать, что с ним случится в будущем. А иногда они предсказывали даже судьбу страны. Народ называл таких людей юродивыми, или блаженными. И было их немало.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Традиционалисты исходили из того, что религиозная и национальная идентичность тесно связаны. Именно сохранению определяющих ее факторов (религии, языка и обычаев) и была посвящена их деятельность. Фактически речь шла о восстановлении ромейской (византийской) составляющими которой были римская политическая идеология (идеология вселенской империи), христианская вера и греческий язык. Таким образом, идеалом традиционных просветителей стало не национальное государство европейского типа, а вселенская православная империя. Вот как определяет их программу сам Косма Этолийский: " Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину, и без них народ наш погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем " Как видим, святой Косма прямо указывает на веру и язык как на факторы, " определяющие родину " , и говорит о необходимости их сохранения. Такая программа определяла действия и других традиционалистов. Национальное возрождение невозможно без возрождения духовного, и поэтому традиционалисты подробно рассказывали утратившим связь с православной традицией слушателям о том, как необходимо жить в соответствии с православным вероучением, раскрывали значение церковных таинств. Например, в одном из своих поучений Косма Этолийский описывает устройство и назначение различных частей храма, рассказывает о том, как должно совершаться таинство брака, покаяния и крещения. Этому посвящено и большинство произведений других традиционных просветителей. На сходство их концепций указывает и то обстоятельство, что независимо друг от друга два представителя традиционалистского движения Косма Этолийский (на собранные пожертвования) и Макарий Нотарас (на свои деньги) покупали купели и раздавали их жителям деревень для совершения таинства крещения путем полного погружения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Косма Григориатский подчеркивал: «Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром, европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому». По апостольскому слову отец Косма «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Он стал катехизатором, проповедником, строителем, электриком, прорабом, архитектором, агрономом, сварщиком, сантехником, водителем, медиком, учителем… Он работал, не покладая рук, не давая себе отдыха. Он стал проповедником чтобы служить, согласно слову Господа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Чтобы понять масштаб служения батюшки, приведем записи из его миссионерского дневника. «1985, День Святого Духа. В 6 утра утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 км от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келью я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отъезда». Косма Григориатский      «Пятница 6/1/89. Начали Полунощницу в 5.30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 Крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания». Если отец Косма видел сломавшиеся посреди дороги автомобили, каждый раз останавливался и сам устранял поломку. Если у кого-то кончился бензин, возвращался в миссионерский центр и привозил оттуда канистру топлива. Он всегда кого-то подвозил и помогал перевезти груз, даже если ему было совсем не по пути. Чтобы профинансировать миссию, необходимы были значительные средства. Для того чтобы не зависеть от заграничных пожертвований, он организовал крупный (занимающий площадь 30 тыс. кв. м) земледельческий, животноводческий и птицеводческий комплекс.

http://pravoslavie.ru/121218.html

Однако практика когда более половины местных жителей приходило послушать поучения святого Космы, представляет собой не редкое исключение, а повсеместно распространённое правило. В пользу достоверности цифр, приводимых Мамонасом, говорит и то обстоятельство, что мы имеем дело со свидетельством незаинтересованного, независимого общественного деятеля. «Косма общался с народом не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом, устной проповедью и самим своим образом жизни. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его вклада, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним» 710 . Таким образом, реакция современников приобретает в контексте нашего исследования особенное значение. Помимо масштаба деятельности Космы Этолийского , она проливает свет на его просветительскую миссию, на реакцию, которую вызывала пропагандируемая православными просветителями традиционная идеология не только у современников, но и у представителей последующих поколений. «Куда бы ни приходил» Косма Этолийский , «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его» 711 . «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы... грешников привёл к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни воссиял новый апостол» 712 . На первый взгляд, эта цитата биографа и ученика святого Космы представляется лишь рядом агиографических штампов, однако, это не совсем так. Если отбросить свойственную житийной литературе красочность и метафоричность речи, в этой цитате мы находим свидетельство не только популярности Космы, но и убедительности его слова, силы воздействия его проповеди на современников. Одного слова святого было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в пятницу, субботу и воскресение; аскет святой Косма отменил воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по воскресным дням прекратилась» 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В одном из пророчеств святой Косма выражается не совсем политкорректно: «Придут грязные народы; когда они появятся, не бойтесь; когда будут уходить, посторонитесь». Первую часть мы комментировать не будем, а вторая часть внушает тем, кто пострадал от этих процессов, некоторый оптимизм: значит, они уйдут рано или поздно.      «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут их взять». Греции действительно дали много кредитов, потребовали их обратно, но не смогут взять – это можно трактовать в том смысле, что долг Греции только растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Такое толкование распространено в современной историографии. «Налогом обложат даже куриц и окна». “Налогом обложат даже куриц и окна” Раньше это было принято понимать фигурально. Теперь – в прямом смысле. С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могли заплатить, им отключали электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники (с учетом числа кур) – первая часть пророчества сбылась буквально. В октябре 2013 года сбылась и вторая. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включен и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше, тем налог выше). Святой Косма Этолийский      «Придет время, когда мокрые будут гореть вместе с сухими». Невиновные буду вынуждены разделить скорби и беды с виновными. Когда от Бога будут ниспосланы наказания и человечество своим бездумным поведением навлечет на себя бедствия, их претерпят и люди невиновные. Святой Косма говорил, что не надо этого страшиться. Многие боятся последних времен, сосредотачиваясь на негативных сторонах. Святой Косма предостерегает о непростых событиях: будут и войны, и беды – он не скрывал этого. Но при этом он говорил о том, что с Христом, с Церковью ничто не страшно. Даже если придется претерпеть мученичество, православный человек не должен унывать и бояться этого.

http://pravoslavie.ru/81840.html

На родине святого Космы особенно остро стояли такие проблемы, как нехватка преподавателей, литературы, учебных заведений. Именно трагическое состояние в образовательной сфере стало главной причиной, способствовавшей началу деятельности святого по основанию школ, деятельности, которая, в конечном итоге, приобрела значительный масштаб и привела к конкретным осязаемым результатам. Сложившаяся в греческих землях ситуация оказала прямое влияние на программу его действий, которая была основана на великолепном знании сложившейся обстановки и содержала в себе конкретные шаги по выходу из кризиса. По поводу места и времени рождения Космы Этолийского в историографии нет единого мнения. Большинство исследователей сходятся на том, что наиболее вероятное место рождения святого Космы – соседние деревни Таксиархис 198 или Метало Дендро 199 . Некоторые авторы, опираясь на свидетельства народных преданий, указывают на место между двух этих деревень: «родился на горной вершине между двух деревень, которая называется Проскиниси» 200 . Констас, разделяющий эту точку зрения, рассказывает, что Косма родился во время летних сельскохозяйственных работ и «единственными пелёнками для младенца стали листья дерева, под которым он родился» 201 . Других источников, подтверждающих эту версию, нет и, скорее всего, мы имеем дело всего лишь с распространённой народной легендой (тем более показательно существование похожей легенды о герое национально-освободительной войны Макриянисе). В решении этого вопроса более надёжным источником являются не народные легенды, а свидетельство первого биографа Космы Никодима Святогорца : «Сей, воистину, человек Божий, учитель и проповедник, Косма был родом из Этолии, из небольшого селения Метало Дендрон» 202 . Ещё одно подтверждение, что родиной проповедника было этолийское село Метало Дендро, мы находим у Х. Переноса и в воспоминаниях сопровождавших его учеников 203 . В соответствии с этими же источниками, святой Косма родился в 1714 году. При крещении он получил имя Констас (Констант) и в детстве носил фамилию, связанную с профессией отца – Анифантис. Родители Констаса из-за преследования турецких властей вынуждены были бежать из Эпира и обосновались в Этолии в 1700 году. Они были ткачами, отца звали Димитрий, и он был родом из деревни Грамено, мать была из Влахохори (это поселение располагалось в районе Парамифии).

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Как бы то ни было, и в своем учении о воскресении, судя по свидетельствам современников, Филопон продолжал, может быть и в рискованных формулировках, отстаивать ту же концепцию о конечности этого творения и о грядущем творении «всего нового», что и в своих ранних космологических сочинениях. Так, описывая его учение о воскресении, Тимофей Константинопольский писал, что, согласно Филопону, «все эти видимые и чувственные тела были приведены Богом в бытие из ничего. Они сотворены тленными и разрушаются и по материи, и по форме [эйдосу], и вместо этих Бог творит новые, лучшие, тела, нетленные и вечные. [Он учил] завершению этого видимого мира [космоса] и… творению нового космоса. Воскресение мертвых определяется как нерушимое единство разумной души с нетленным телом» 158 . Такое понимание главной направленности мысли Филопона подтверждается и еще одним фактом его интеллектуальной биографии. Как отмечает Карл Пирсон, Косма Индикоплов в седьмой книге своей «Христианской топографии» вступает в спор не с кем иным, как с Филопоном, по вопросу о вечности небес (Косма скорее всего имел в виду полемику Филопона с Проклом и Аристотелем), и в этом же самом контексте спорит с ним и о воскресении, хотя и не называет Филопона по имени 159 . Хотя учение Филопона о воскресении в то время еще, вероятно, не было разработано в деталях, тем не менее Косма связал один вопрос с другим. Дело в том, что, согласно представлению Космы о мироздании как двухъярусном «сундуке», небеса – это область, относящаяся ко второму ярусу, – место, где пребывает воскресший Христос и другие святые. Эти небеса не могут быть конечны. Вместо учения Филопона о новом небе, Косма выдвинул учение о том, что небо в будущем веке останется тем же (исчезнет только сфера подвижных, движимых ангелами, звезд, но не недвижное небо 160 ). Что касается тела воскресения это будет то же тело, что и сейчас, состоящее из тех же элементов и частей, вплоть до того, что с душой будут воссоединены, собранные воедино, части именно ее земного тела, распавшегося на частицы; само же тело будет идентично бывшему, только качество его изменится на лучшее – оно станет нетленным и бессмертным 161 . Вероятнее всего, именно этой теории Филопон противопоставил то самое учение о воскресении, которое он развил в своих поздних произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010