Тропарь 2. Закона и естества кроме, странное слышашеся ученик, единому во гласу гласящу, Духа благодатию, различие оглашахуся людем, племенам и языком, божественная величия, имиже Троицы разуму научающеся. Для понимания этого тропаря надо еще раз обратиться к повествованию книги Деяний апостольских. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?..» ( Деян.2:4–8 ). И далее следует довольно длинный перечень стран и местностей, языками которых проповедовали апостолы после того, как огненные языки почили на их главах. Толкователи не вполне одинаково понимали это свидетельство. Григорий Богослов , например, был склонен считать, что апостолы действительно произносили слова на иных языках. А Златоуст, и за ним Феофилакт Болгарский , полагают, что, когда апостол говорил одним языком, разноязыкие слушатели понимали его каждый на своем наречии. Хотя прп. Косма, как и Дамаскин, в своих канонах многое заимствует из слова на Пятидесятницу св. Григория Богослова , в данном тропаре, как видим, он следует толкованию Златоуста. Отнюдь не случайно, что для обозначения народов земли употреблено выражение, буквально повторяющее слова из книги пророка Даниила. Вот все это место (я привожу его по славянскому тексту Острожской Библии): «И проповедник вопияше крепостию: вам глаголется, языцы, людие, племена , в оньже час аще услышите глас трубы, свирелей же и гуслей, образия же органов и певниц согласия, и всякого рода мусикийска, падающе покланяйтеся телу златому, егоже постави Навуходоносор царь... И... падающе вси людие, племена и языцы покланяхуся кумиру златому, егоже постави Навуходоносор царь прямо им» ( Дан.3:4, 5, 7 ). В тропаре можно увидеть последовательное отрицание всего этого торжества возносящейся против Бога человеческой гордыни. Голосу глашатая, «вопиющего с крепостию», и различию звуков «всякого рода мусикийска» – противопоставляется единый голос апостольской проповеди, понимаемой разноязыкими слушателями сообразно своему наречию. И вместо бессмысленного поклонения бездушному кумиру, этому образу пустой славы, суетной власти и рабства греховным страстям, – люди становятся гражданами благословенного, вечного и неразделимого царства Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Этот же пресвитер Василий передает о преподобном Косме и другой рассказ: «Я пришел к нему в лавру, и старец рассказал мне о себе, что однажды ему пришла на ум мысль, — что означают слова Господа, обращенные к ученикам: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк.22:36), и ответ Его: «довольно», когда они сказали: «вот, здесь два меча» (Лк.22:38). Долго размышлял старец над этими изречениями Господа и, не придя ни к какому решению, отправился в полдень в лавру Пирга к авве Феофилу, чтобы попросить у него объяснения. Во время дороги, пролегавшей по пустыне, приближаясь к Каламону, он увидел громадного змея, спускавшегося с Каламонской горы, змей был так велик, что своею тяжестью оставлял на земле глубокий след, а изгибы тела его образовывали большие дуги, он как раз пересекал путь старца. Уразумев козни дьявола, хотевшего заставить преподобного отказаться от своего намерения, старец вооружился молитвою и безбоязненно продолжал свой путь: хранимый силою Божией, он без всякого вреда, точно сквозь ворота, прошел чрез изгибы тела змея. Придя к авве Феодору, он предложил ему свой вопрос и услышал от него такой ответ: — Два ножа означают два вида богоугодной жизни, — деятельность или труд и созерцание или погружение ума в богомыслие и молитву, кто обладает двумя этими добродетелями, тот совершенный человек». К своим сообщениям о преподобном Косме пресвитер Василий добавил еще следующее: «Во время моего десятилетнего пребывания в лавре Фаранской у преподобного Космы, к которому я пришел в самом начале своей иноческой жизни, он постоянно наставлял меня своими боговдохновенными беседами; однажды, рассуждая со мною о спасении души, он привел одно выражение из слов святого Афанасия Великого и при этом заметил: — Когда или услышишь, или найдешь в книге какое-либо выражение святого Афанасия, то, если не имеешь хартии, запиши его на твоей одежде». Такое уважение имел преподобный Косма к великим отцам и учителям церкви: с ними и он, по окончании своей богоугодной жизни здесь на земле, получил часть в вечной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и ныне и присно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Отец Косма был убежден, что самоотдача миссионера должна быть искренней и абсолютной, без скупости, со стремлением к самопожертвованию и самоотвержению, и с намерением сложить кости среди местных жителей. Кроме того, он понимал, что в таком духовном деле, как проповедь христианства, нельзя допустить, чтобы внешнее делание затмевало собой внутреннее, что для самого миссионера необходимы трезвение и постоянный духовный подвиг. По словам знавших его лично людей, он был настоящим аскетом и стремился передать африканцам христианство не только словом, но и в первую очередь личным примером. При этом он следовал святогорской традиции церковной акривии, внутреннего делания и Иисусовой молитвы, настаивая на необходимости передачи этой традиции новокрещаемым братьям-африканцам. Иеромонах Косма. Григориат он настолько не хотел тратить время на себя, что засыпал в ботинках Отец Косма, будто предчувствуя свою преждевременную кончину, спешил как можно больше сделать для своих братьев во Христе. Сотрудники миссионерского центра говорили, что он настолько уставал от непрестанных трудов и настолько не хотел тратить время на себя, что зачастую засыпал в ботинках. Когда его умоляли больше отдыхать, он отвечал: «Мой отдых начнется раз и навсегда тогда, когда Господь призовёт меня к Себе». Его сотрудник, Василий Верверис, писал, что отец Косма как будто чувствовал приближение этого момента. В последнее время перед кончиной он был особенно смиренным, постоянно просил прощения у всех: у сотрудников, у священников и у верующих – за все, чем он, как человек, огорчил кого-либо. Отец Косма все время говорил о смерти и вечной жизни, и его проповеди на Божественной литургии были сконцентрированы на этой теме. Он говорил нашему самому старшему священнику, отцу Герасиму (ему было 70 лет): «Я уйду из этой жизни раньше тебя». Так и произошло. Как потом рассказывал консул Дионисий Киветос, они выехали из Ликаши в Колвези в достаточно пасмурную погоду. Отец Косма поставил кассету с ораторией Вернадоса «Косма Этолийский» и тихонько подпевал. Они ехали достаточно долго. На 55-м километре, где случилась авария, консул слушал кассету и рассеянно смотрел на водителя (он не следил за дорогой), а отец Косма усилил звук и стал петь громче, потому что в этот момент звучал тропарь святому Косме. Было 20:10, вечер 27 января 1989 года. На встречной полосе появился стоящий на обочине грузовик, прицеп которого выступал примерно на 30 дюймов от кабины. Несмотря на то, что отец Косма был хорошим водителем, он не учёл габариты прицепа. В результате произошла авария, прицеп буквально снес левый бок лендровера, которым управлял отец Косма. Машина дважды перевернулась на асфальте. Отец Косма умер мгновенно.

http://pravoslavie.ru/118951.html

Обеспечивая школы всем необходимым, Косма Этолийский призывал самих местных жителей к инициативности и активной общественной позиции. Отныне они сами должны были участвовать в содержании школ и финансировать их как из общинных средств, так и на основе личных пожертвований: «Здесь, в селении вашем, видя, что у вас нет школы, дабы дети ваши читали и бесплатно учились грамоте, попросил я христиан, и они по возможности и желанию способствовали основанию школы. Но и вам самим следует всем вместе помогать вашей школе, из собственных средств или на деньги общины... чтобы получить награду от Бога и почёт у людей» 388 . Косма старался найти опору на местах, стремясь призвать людей к участию в жизни школы. Он выбирал ответственных лиц, собирал средства, стремился, чтобы школа как можно скорее вышла на автономный уровень развития. Порой Косма Этолийский предпринимал весьма нестандартные и неожиданные ходы. Во многих проповедях он призывал народ отказаться от работы в воскресные и праздничные дни, которые должны были стать временем, когда старшее поколение смогло бы посвятить собственному образованию. Он также установил практику так называемого «молока воскресения». Средства от продажи сельскохозяйственных продуктов в этот день шли на поддержку школ и церквей 389 . Косма Этолийский в своих поучениях, помимо привычного монолога, широко использовал диалогическую и риторическую формы. «Вероятно, он был знаком с современными педагогическими теориями... а также пользовался методиками, которые педагогическая наука позднее введёт в свой оборот, назовёт и предложит» 390 . Как и Песталоцци, Косма основывает свою педагогическую методику на отношениях учитель – ученик, которые в свою очередь должны базироваться на любви и взаимном доверии. Главный педагогический приём Космы – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания , творений святых отцов и житийной литературы 391 . Также он постоянно ссылается и на свой опыт, стараясь воспитывать слушателей на своём собственном примере 392 . Учение Космы построено на возврате к утерянной традиции, приобщении к опыту предков. Так как этот путь возможен только через приобщение к Евангелию, святоотеческому и античному наследию, Косма старается использовать эти тексты как учебные пособия, постоянно цитирует их в своих проповедях 393 . В то же время Косма осознаёт, что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере. Священники должны стать примером для мирян, проповедники для слушателей, родители для детей 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

По окончании училища Константин остался на Афоне, поселившись в Филофеевской обители. Там он был пострижен в монахи с именем Косма и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни. Некоторое время спустя, когда для обители понадобился священник, он, по благословению отцов Филофеевской обители, был рукоположен в иеромонаха. Еще живя в миру, святой Косма сокрушался о невежестве многих христиан. Он считал, что получившие духовное образование должны нести христианское просвещение простому народу. Он открыл свое намерение духовным отцам и, получив от них позволение, отправился в Константинополь для свидания с родным своим братом, учителем Хрисанфом, у которого стал учиться риторике. Обучившись риторике, святой Косма обратился за благословением на проповедь к архиереям и Патриарху Серафиму II. Патриарх дал ему письменное дозволение проповедовать Евангелие. Косма начал проповедовать Евангелие Царствия Небесного сперва в церквах и селениях константинопольских, потом отправился в Навпакт, во Врахори, в Мисолонги и в другие места, а оттуда снова пришел в Константинополь. Там он обратился к новому Патриарху, Софронию, за благословением на проповедь. Получив благословение, святой Косма продолжил евангельскую проповедь в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. После этого Косма возвратился на Святую Гору. Посещая монастыри и скиты, он говорил поучения отцам и провел некоторое время в чтении Божественных отеческих книг. Но так как от любви, какой сердце пламенело к пользе христиан, не мог он медлить долее, то удалился со Святой Горы и, начав с селений в окрестностях ее, продолжил проповедовать. Святой Косма повсюду находил благодарных слушателей. Учение его, подобно учению апостолов, было весьма просто, спокойно и кротко, чем и доказывалось несомненно, что оно исполнено благодати кроткого Утешителя Святого Духа. Особливо же на острове Кефалонии святой Косма произвел великий душеполезный плод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Косма был удивительно свободен в выборе языковых средств. Язык его поучений менялся в зависимости от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира 400 . Косма не был догматиком – он не стеснялся использовать иностранные слова 401 , просторечные выражения 402 и даже слова из специальной профессиональной терминологии крестьян 403 . Несмотря на то, что Косма обращался к населению на понятном ему разговорном языке, в своих проповедях он призывал к обучению древнегреческому, книжному языку, который входил и в учебную программу создаваемых им школ. Но, будучи реалистом, Косма Этолийский понимал, что жёсткая догматизированная программа, построенная на отрицании разговорного языка, обречена в данной ситуации на провал. В этой главе мы не будем подробно останавливаться на содержании проповедей и особенностях учения Космы Этолийского , эти вопросы будут рассмотрены нами в следующих главах нашего исследования. Здесь мы ограничимся лишь несколькими замечаниями, касающимися общих особенностей его образовательного подхода: Косма Этолийский действовал в рамках святоотеческой традиции, ставя в центр своего учения Священное Писание и Предание. Будучи традиционалистом, он также действовал и мыслил себя в рамках византийской (православной) традиции, при этом, однако, внося в свой образовательный метод важные, в том числе и сущностные методологические изменения. Показательно, что все они касались именно методики и практики преподавания, в остальном же, то есть в сущностных аспектах, он действовал целиком в рамках традиции, которую безусловно и безоговорочно чтил и делал всё для её возможно более широкого распространения. Именно поэтому язык его поучений менялся в зависимости от аудитории, к которой он обращался. Нам удалось установить, что он никогда не отрицал книжную традицию и использовал полученные в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. Проповедник основал множество школ, повсеместно распространил бесплатное всеобщее образование. Обеспечил школы преподавателями и финансами. Одним из главных принципов его образовательной концепции был её нравственный, построенный на воспитании человеческих качеств характер. По мысли Космы, образование должно нести общественную функцию, объединять и консолидировать народ. Сам Косма служил примером и воплощением своей образовательной концепции, его деятельность и образовательный подход стали ориентиром для его учеников и последователей, после его смерти продолживших деятельность по просвещению соотечественников. 2.2. Писательская и издательская деятельность как реализация педагогической концепции Никодима Святогорца

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Именно к этому периоду относится формирование анти-латинских настроений Никодима, проявившихся впоследствии во многих его произведениях: «Одно уже то, что мы питаем ненависть и отвращение к латинянам столько веков, – это одно уже ясно показывает, что мы гнушаемся ими как еретиками» 270 . Громадное влияние католичества, с которым он столкнулся ещё в детском возрасте, «позволило ему как бы от противного особо оценить сокровища Православия и стать впоследствии учителем и певцом Церкви, усвоившим все анти-латинские аргументы, собранные со времён схизмы вплоть до XVIII b. (факт, явствующий из написанных им позднее сочинений)» 271 . Антикатолические настроения вообще были визитной карточкой многих представителей традиционного просветительства 272 . Весьма негативно к католичеству относился и Косма Этолийский , считавший его даже более опасным для Греческой Церкви, чем ислам 273 . Такой подход мог быть отражением обычного для греческого традиционализма негативного отношения к Католической Церкви, мог сформироваться у святого Космы и под влиянием его учителя Евгения Вулгариса 274 , но не в последнюю очередь мог быть, на наш взгляд, обусловлен его непосредственным знакомством с ситуацией в венецианских владениях. Косма не раз посещал области, где имела место активная пропаганда католических и протестантских миссионеров. В ходе своего первого миссионерского путешествия он посетил в 1775 году и остров Наксос, где, по всей видимости, и состоялось его знакомство с Никодимом Святогорцем . Никодим, впоследствии ставший первым биографом Космы Этолийского , сам пишет о том, что стал очевидцем и слушателем его проповеди 275 . Кроме того, как и сам Косма, святой Никодим тоже был учеником его брата Хрисанфа Этолийского и «несомненно, множество раз слышал от своего учителя о деятельности и заслугах его брата» 276 . О целях, с которыми Косма посетил остров Наксос, в историографии нет единого мнения. А. Ксанфопулу-Кириаку ставит под сомнение факт посещения им Кикладских островов с миссионерской задачей. Она полагает, что визит был обусловлен лишь необходимостью встречи с братом Хрисанфом. Однако приводимый ею аргумент, что на этих островах не было исламизации, и, как следствие, святой Косма не рассматривал их как объект для проповеди, малоубедителен. На это указывает то обстоятельство, что Никодим стал очевидцем его проповеди, а также неоднократные миссионерские путешествия Космы в венецианские владения в будущем. Вполне возможно, святой узнал о непростой ситуации в регионе именно из рассказов своего брата или Никодима Святогорца и личного знакомства с ситуацией, по крайней мере, именно такая трактовка событий во многом объясняет особое внимание, которое Косма уделил венецианским владениям впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Святой Косма обошел почти все Додеканесские острова, затем направился проповедовать в Фессалоники и Верию. Обойдя почти всю Македонию, он подошел к пределам Химарры, Акарнании, Этолии, дошел до Арты и Превезы, оттуда отплыл во Святую Мавру и на Кефалинию. Святой Косма не довольствовался проповедями, обращенными к тысячам слушателей, но учил, сколько мог, и каждого человека в отдельности. Во время своих апостольских путешествий св. Косма заводил беседы с людьми из разных сословий и даже с иноверцами с одной – единственной целью – просветить и спасти всякую душу. Во дворцах турецких беев и пашей служили кормилицами и нянями христианки. Они находились в опасности быть соблазненными, и святой Косма смог убедить многих турок удалить от себя этих женщин. Он говорил туркам, что осквернением себя связью с женщинами чужой веры они навлекут на свой род гнев небес, и он будет стерт с лица земли. А христианам он внушал, что их женам не подобает вскармливать турецких детей, чтобы не пострадать подобно курице из басни Эзопа, высидевшей яйца змеи. По словам историка Зотоса-Молоттоса, автора «Словаря всех святых», благодаря святому Косме 1500 кормилиц и нянь – хрисгианок, служивших во дворцах пашей и беев, были освобождены и благодарили за это святого. Состоятельные люди под влиянием проповеди святого Космы начинали творить дела милосердия. В большинстве селений Эпира, Македонии и Албании не было купелей для Крещения. Косма убедил своих богатых соотечественников из Константинополя, Янины и других городов Греции пожертвовать средства на них, и в эти селения было отправлено более четырех тысяч медных купелей. Косма просил состоятельных людей закупать святоотеческие книги и сборники христианских поучений, четки, нательные крестики, платки. Книги он раздавал в дар тем, кто был грамотен, или тому, кто обещал научиться читать; платки же – более сорока тысяч – дарил женщинам, чтобы они покрывали ими свои головы. Четки и крестики – более пятисот тысяч – давал простому народу, чтобы он молился о прощении грехов людей, пожертвовавших эти подарки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще будучи мирянином, Косма издавна имел сильное желание послужить на пользу христиан всем тем, чему учился, и часто говаривал: «какую великую нужду имеют в слове Божием христиане! Ученые должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож, не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, нет, – они более всего обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости». Но при всем таком желании, при всей пламенной ревности о пользе других, Косма с другой стороны представлял и всю трудность дела апостольской проповеди, и сам собою не отваживался на это предприятие, наперед не уразумев изволения Божия. Поэтому, желая узнать, угодно ли Богу его намерение, Косма открывает книгу писания и тотчас встречает апостольское изречение: никто же своего си да ищет, но еже ближнего кийждо ( 1Кор.10:24 ), т. е. пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу ближнему. На основании этих слов, он решил привести в исполнение свое намерение. Открыв старцам свое намерение и получив от них позволение, Косма пошел в Константинополь для свидания с своим братом, учителем Хрисанфом, который обучил его искусству правильного собеседования. В Константинополе он объявил о своем намерении архиереям и учителям; все единогласно побуждали его приступить к избранному им делу Божию, а патриарх Серафим дал даже Косме письменное дозволение. Укрепленный и ободренный этим, Косма начал проповедь слова Божия. Первые места, которые огласились словом проповеди Космы, были церкви и селения, лежащие вблизи Константинополя. Идя далее от Константинополя, проповедник был в Навпакте, в Врохори, в Мисолонги и в других местах, а оттуда снова пришел в Константинополь. Испросив совета у тогдашнего патриарха Софрония и получив от него дозволение и благословение, Косма начал еще с большею горячностью и ревностью проповедовать слово Божие. Он обошел почти все княжества в пределах Турецкой империи и, научив христиан приносить покаяние и творить дела, достойные покаяния, в 1775 году возвратился на Афонскую гору. Посещая тамошние монастыри и скиты, он говорил поучения инокам и провел несколько времени в чтении божественных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выступая против образовательных концепций западноевропейских Просветителей, Косма ориентировался, прежде всего, на «классическую» византийскую образовательную традицию 379 . При этом он преобразовывал её, вносил изменения, отвечавшие духу времени, делавшие её более актуальной и эффективной. Эти изменения мы можем проследить как в концепции самого проповедника, так и в образовании, к которому он апеллировал и которое пропагандировал. Главной особенностью образования Космы Этолийского стал его всеобщий и бесплатный характер. «Вы должны все учиться грамоте» 380 , – призывал всех своих слушателей вне зависимости от социального положения и половой принадлежности Косма Этолийский . Призыв ко всеобщему и бесплатному образованию был по тем временам революционным и передовым шагом. Действительно, раньше в Византийской империи возможность получить образование имели, прежде всего, дети из обеспеченных семей (из бедных семей возможность выучиться грамоте бесплатно могли только одарённые дети). В период же турецкого владычества и они теряют такую возможность. Косма не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные, учились безвозмездно» 381 , но и сделал всё возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной. Ещё с древнегреческих времён женщины были фактически исключены из образовательной системы. Образованных женщин были единицы, да и те получали образование не в школах, а на дому. Во всех своих поучениях Косма говорит о равенстве людей, выступая против глубоко укоренившихся в народе представлений о женщине как о низшем существе, «недочеловеке»: «Следует и тебе, брат мой мужчина, не относиться к жене своей как к невольнице, ибо она тоже создание Божье, как и ты» 382 ; «Здесь как вы относитесь к женщинам? – Как к низшим существам. – Напрасно, братья мои, если хотите быть лучше, чем женщины, вы должны и делать лучшие дела, чем они» 383 . Такой подход, естественно, отразился на образовательной концепции – святой Косма, пожалуй, первым говорит о необходимости обучения девочек наравне и наряду с мальчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010