С о. Кефалонии Косма переправился на о. Закинф, в сопровождении более десяти судов, наполненных кефалонянами. Но проповедь Космы не имела здесь успеха, а потому он проповедовал здесь недолго. Возвратившись назад в Кефалонию, Косма пошел в Корифы, где был с честью принят всеми жителями, особенно же тамошним правителем. Но так как сюда собралось много народа и из других селений послушать проповедь святого, то начальники города, опасаясь возмущения и смятения в народе, просили Косму удалиться из Кориф. Он перешел оттуда в область Отереи или Арваиитии, где и стал учить христиан; он посещал преимущественно те места, где было более грубого невежества, где благочестие подвергалось опасности совершенно утратиться, где люди предавались множеству пороков: убийствам, воровству и т. п. В таких-то одичавших и огрубевших сердцах христианских св. Косма посевал семя слова Божия, так что многих закосневших во грехах привел к искреннему покаянию и исправлению. Благодаря ему, везде в больших и малых селениях заводимы были училища, в которых дети бесплатно обучались читать и писать. По убеждению же св. Космы, богатые купили более четырех тысяч больших медных купелей и роздали их по церквам для крещения в них христианских детей. Всех, кто имел средства, Косма убеждал покупать священные книги, христианские поучения, четки, маленькие крестики, головные покрывала, гребни. Книги он раздавал в подарок тем, которые умели читать или обещались учиться; покрывалами наделял женщин, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал тем, которые обещались не брить волос на голове, как делают турки; четками и крестиками оделял простой народ. Блаженного Косму сопровождали до сорока или пятидесяти священников. Когда он намеревался перейти из одной области в другую, то приказывал всем христианам поститься, исповедоваться и совершать бдение при множестве зажженных свеч. Для этого у Космы были устроены деревянные подсвечники, из которых на каждом можно было поставить до ста свеч; свечи всем раздавались даром; священники совершали освящение елея, все христиане были помазуемы, в заключение Косма говорил проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

пер. Г.А. Тароняна 49. Косма Индикоплевст (VI в. н. э.) в русской передаче также – «Косьма (Козьма) Индикоплов» («плаватель в Индию»). О нем почти ничего не известно. Считают, что он в молодости занимался торговлей, объездил страны бассейна Индийского океана (Африка, Аравия, Индия, Тапробана=нын. о-в Шри-Ланка), затем поселился (или вернулся) в Александрию в Египте и наконец, постригся в монахи (Косма был приверженцем еретического учения несторианства), а во время своего монашества закончил (ок. середины VI в.) свое сочинение «Христианская топография»; не сохранились предыдущее его сочинение, о географии и сочинение, об астрономии. Его имя «Косма», как считают, дано ему переписчиками рукописей, а «Индикопловом» он был прозван его современниками. Библейская космография и космогония «Христианской топографии» противопоставляются античным представлениям (у Космы Земля – плоская и прямоугольная, в форме куба, и т. д.). Рукопись ее была с иллюстрациями (некоторые сохранились). «Христианская топография» состоит из 12 книг, но поскольку в главной, Ватиканской рукописи (VIII–IX вв.) нет XI и XII книг, то предполагают, что они представляют собой извлечение из утраченного сочинения Космы о географии, позднее добавленное к тексту. Его описания основаны на личном наблюдении и на сообщениях знакомых ему торговцев и путешественников. Однако сейчас некоторые утверждают, что Косма не был ни в Индии, ни на Тапробане (но см. XI, 21 и конец § 23). Перевод сделан по изданию: Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne/Introduction, texte critique, illustrations, traduction et notes par W. Wolska – Conus. T. I–III, Paris, 1968–1973 (в серии Sources chrétiennes. 141 и 197) Христианская топография II, 45–46 (Перед этим говорилось о том, что, согласно Священному Писанию , Землю окружает Океан, который, в свою очередь, окружен другой землей. Переплыть этот Океан невозможно, как и смертным взойти на небо. А на востоке за Океаном и за окружающей Океан землей находится Рай в Эдеме; земля за Океаном была обитаема до потопа)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Косма чрезвычайно любил его, делил с ним беседы, произнесенный против него прежний соборный приговор называл несправедливым (хотя еще в то время за склонение на сторону сего человека жестоко укорен был Собором), чуть не обоготворял его добродетели и к тому еще присовокуплял, будто Нифонт уже задолго прежде предвозвестил ему восшествие на патриарший престол. Это многим не нравилось. Посему некоторые из числа тех, которым жаль было Космы, воспользовавшись случаем, пришли к нему и говорили: «Что это значит, святейший Пастырь, что ты вверился волку? Разве не знаешь, что за то нехорошо посматривает на тебя паства? Расторгни гибельную связь с ним. Общение с человеком отверженным и само по себе есть уже достаточное обвинение». Это и подобное этому говорили они. Напротив, те, которые ненавидели архиерея, гласно кричали и требовали на него суда Божия и государева. Но этих Косма ставил ни во что, а к Нифонту привязался крепко и не хотел оставить его, если бы даже и случилось что-нибудь. И вот он, забывая себя, по излишней простоте сердца терпит немаловажные бедствия. Однажды по приказанию царя снова посадить Нифонта в темницу явились люди, долженствовавшие взять и отвести его. Патриарх сперва смутился было немного и молчал, но потом, собравшись с духом, пошел пешком к церковному двору в намерении отнять Нифонта у людей, его ведших; а так как они не отдавали, решился сам идти с ним в темницу. Отсюда произошло в церкви волнение, и причиной того был Косма. Эти смуты кончились не прежде, как с прибытием царя в Византию, ибо в то время он еще занят был военными делами. Тогда-то именно Косма лишен был престола 50 , а каким образом, сейчас скажу. Призывая к себе каждого из архиереев порознь, царь спрашивал его, как он думает о благочестии Нифонта. Когда, таким образом, каждый искренно показал, что ему представлялось, вопрос дошел наконец и до Космы. Но Косма, по обычаю, тотчас произнес Нифонту длинное похвальное слово, открыто называл его мужем благочестивым и неподражаемо добродетельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Косма стремился наладить доверительный диалог со своей аудиторией и полностью отказался от использования телесных наказаний. Вместо наказания Косма широко использовал такой педагогический приём, как похвала (позднее его стали широко применять и новогреческие Просветители) 395 . По замыслу святого Космы, образование детей должно было проходить на двух уровнях – семьи и школы. При этом нравственное воспитание органически должно было сочетаться с научным и общественным. Одно без другого было бы просто лишено смысла и не принесло бы нужного, ожидаемого эффекта: «Святой Косма был апостолом настоящего просвещения, направленного на возрождение Нации, отвечавшего первоочередным потребностям порабощённого Народа. Благодаря системе работы и её организации, самому содержанию и целям образования, тесному контакту и обмену мнениями между учителем и учениками, и, особенно, необходимым знаниям, которые предоставляет школа, греческий ребёнок восемнадцатого века мужает, формируется и готовится к национальному восстанию» 396 . Просветительская деятельность Космы Этолийского была направлена на то, чтобы нация вспомнила о своей истории, корнях и истоках. Через их осознание должно было прийти и понимание необходимости национального объединения и борьбы за освобождение: «Всему мы можем научиться благодаря школе, ведь без школы мы пребываем во тьме... Если бы не было школ, где бы я смог выучиться, для того чтобы вас учить?» 397 . Для донесения своих идей Косма Этолийский пользовался простым, народным языком, причём делал это как в своих устных проповедях, так и в письмах. Он хотел, чтобы его слово было понятно слушателям, важно было, чтобы основные положения его учения были не только восприняты аудиторией, но и признаны ею как целостная мировоззренческая парадигма. Язык проповедника не был искусственным, он сознательно пользовался народным языком. Это было вызвано не тем, что он якобы был «пламенным сторонником димотики» 398 , он просто пользовался языком, который, в отличие от книжного, был понятен слушателям. Никодим Святогорец  – первый биограф Космы, сам присутствовавший на его проповедях, писал: «Учение же его, подобно учению рыбарей, было весьма просто» 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Полемика с виднейшим представителем Антиохийской школы Феодором Мопсуестийским, христология к-рого в это время была осуждена в эдикте о «Трех Главах» (543), составляет важную часть трактата, однако главным оппонентом И. Ф., не называемым по имени, является представитель Нисибинской школы (восходящей в свою очередь к Антиохийской; см. ст. Богословские школы древней Церкви ) Косма Индикоплов, автор «Христианской топографии», который в 40-х гг. VI в. появился в Александрии и вступил в своем сочинении в полемику с И. Ф., также не называя последнего по имени (см.: Wolska. 1962). Антиохийская школа была скомпрометирована к тому времени, как колыбель несторианства, но Косма, выступавший скрытым приверженцем Феодора Мопсуестийского, попытался представить александрийца И. Ф. как человека, к-рый не преодолел влияние языческой философии. В своем сочинении Косма критикует тех, кто, отвергнув идею вечности мира, в то же время принимает учение языческой философии по др. вопросам: об устроении небес и их движении и о «форме» мира в целом. За этим противостоянием было различие в подходах к толкованию Свящ. Писания при рассмотрении вопросов космогонии, космологии и антропологии, а также к пониманию соотношения науки, философии и Библии. И. Ф. в сочинениях «О вечности мира» против Прокла и Аристотеля, хотя и критиковал последних по тем положениям, к-рые считал противоречащими христ. учению, вместе с тем сохранил ряд положений из античных и позднеантичных космологических учений. Кроме того, полемизируя с коллегами по Александрийской школе и адресуя свои сочинения образованным христианам и язычникам, И. Ф. практически не ссылается на Свящ. Писание. Косма со своей стороны в космологии не просто ссылается на Свящ. Писание, но и выводит из него представления об устроении вселенной, при этом он прибегает к типологическому толкованию. Так, основываясь на Исх 25-28 (описание ковчега Завета: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» - Исх 25. 40), Косма утверждает, что мир был создан Богом по тому же образу, что и ковчег Завета, и имеет форму двухъярусного сундука. Сверху - небеса, ниже - твердь, которая отделяет земную часть от небесной, внизу - земля (подобного представления о строении мира придерживались Диодор Тарсийский, Феофил Антиохийский, Феодор Мопсуестийский и Феодорит Кирский). Согласно этой концепции, воскресший Христос вознесся с Телом на небо, где окажутся все воскресшие, а «твердь» будет в конце мира упразднена (см.: Pearson. 1999. P. 24).

http://pravenc.ru/text/471531.html

Афанасий Зоитакис Введение Восемнадцатый век вошёл в историю греческой общественно-политической мысли как время борьбы сторонников традиционных ценностей и идей новогреческого Просвещения 1 . Православный традиционализм долгое время оставался на периферии интересов Академической науки. Поэтому многие аспекты деятельности этого движения остаются дискуссионными, или вообще ещё не были предметом серьёзного научного исследования. Спорным остаётся, в частности, вопрос о характере традиционного просветительства: было ли оно единым идейным течением, или мы имеем дело с суммой самостоятельных общественно-политических концепций деятелей, принявших весьма дифференцированное участие в просвещении соотечественников. Одними из наиболее значимых приверженцев православной традиции были рассматриваемые в нашем исследовании персоналии: Косма Этолийский и один из лидеров так называемого движения коливадов 2 Никодим Святогорец . Святой Косма Этолийский (1714–1774) – один из самых известных деятелей новогреческой истории. Родился в центральной материковой Греции 3 . По завершении своего обучения, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, святой отправился в первое миссионерское путешествие. С главной целью – укоренить православную традицию среди соотечественников и способствовать восстановлению утраченного языкового единства 4  – он посетил с проповедью почти всю территорию Константинопольского Патриархата и открыл более тысячи школ. В 1774 году Косма был схвачен турками и принял мученическую кончину. В 1961 г. Косма был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом. Святой Никодим Святогорец (1749–1809) – крупнейший православный богослов, талантливый и плодовитый писатель. Родился в 1749 г. на острове Наксос. С детства проявил выдающиеся способности, феноменальную память и тягу к знаниям. Закончив ряд учебных заведений, отправился на Афон, где принял постриг в обители Дионисиат. Изучил рукописи многих Афонских монастырей, был активным издателем и популяризатором авторских и переведённых им на народный язык святоотеческих произведений. Никодим активно сотрудничал со многими современными общественными и церковными деятелями, вёл активную переписку. Скончался в 1809 году на шестидесятом году жизни. Причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом 31 мая 1955 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Прожив недолго на святой горе, Косма удалился оттуда и, начав с селений в ее окрестностях, продолжал проповедовать в Фессалонике, в Веррии и во всей Македонии; он прошел области: Химору, Акарнанию, Этолию до Арты и Превезы, а оттуда отплыл на острова: Мавру и Кефалонию. Везде, где проходил блаженный Косма, к нему стекалось множество народа, который с умилением и благоговением внимал его проповеди. Проповедь его, подобно проповеди апостолов, была весьма проста, спокойна и кротка, вследствие чего она весьма сильно действовала на умы и сердца слушателей и сопровождалась духовною пользою и исправлением нравов. Проповедь Космы подобно тому, как и когда проповедь апостолов, сопровождалась различными знамениями и чудесами. Так на острове Кефалонии был один портной, у которого с давнего времени правая рука была суха и не действовала. Пришедши к блаженному Косме, он просил исцелить его сухую руку. Блаженный посоветовал ему с благоговением слушать проповедь, и тогда Бог умилосердится над ним. Сухорукий послушался его совета и едва выслушал проповедь святого, на другой же день совершенно исцелился. Другой расслабленный, услышав о таком чуде, велел приносить его на место проповеди блаж. Космы и через несколько дней стал совершенно здоров. Проходя в летнее время через селение Курули, святой ощущал жажду и попросил воды из находившегося там безводного колодезя. Ему сказали, что в колодезе воды нет, но, по слову святого, достали со дна несколько грязи с водою, которую и принесли. Косма выпил немного воды, и с того времени тот колодезь стал источать чистую воду и был зимою и летом всегда полон воды, даже сделался целебным от многих недугов. Местом проповеди Космы было по большей части открытое поле вне селения или города, так как ни один храм, ни одно здание не могли вместить того множества народа, которое слушало святого. Косма обыкновенно наперед объявлял, где хотел остановиться и говорить проповедь, – на этом месте ставили большой деревянный крест; святой, установив около креста свою кафедру, всходил на нее и учил; по окончании проповеди, кафедру он брал с собою, a крест оставался на месте в воспоминание его проповеди. Впоследствии, где были поставлены такие кресты, Бог являл многие чудеса. Так на о. Кефалонии, среди аргостольской площади, у одного из таких крестов открылся чудесный источник, никогда не оскудевающий водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Успех православных просветителей был во многом обусловлен традиционным сознанием народа. «Для отношения византийцев к религии было характерным, что хотя они в высшей степени уважительно относились к Патриарху и иерархии, в частной жизни они находились под более сильным влиянием отдельных монахов и святых людей» 779 . «В древние времена он (народ – авт.) слушался столпника или отшельника более, чем епископа. В позднейшую эпоху это был смиренный монах, занимающийся благотворительностью, которого он видел в повседневной жизни и который имел на него сильнейшее влияние. Такие люди понимали народ; они разделяли их чувства и руководили их взглядами» 780 . О том, что уважение к инокам сохранилось и во времена, на которые пришлась деятельность традиционных просветителей XVIII b., свидетельствует русский путешественник Леонтий Зеленский, говоривший о том, что любой «монах везде уважаем православными греками» 781 . Традиционалисты исходили из того, что религиозная и национальная идентичность тесно связаны. Именно сохранению определяющих её факторов (религии, языка и обычаев) и была посвящена их деятельность. Фактически речь шла о восстановлении ромейской идентичности 782 , состоявшей из римской политической идеологии (идеологии вселенской империи), христианской веры и греческого языка. Вот как определяет программу традиционалистов сам Косма Этолийский : «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем» 783 . Как видим, святой Косма прямо указывает на веру и язык как на факторы, «определяющие родину», и говорит о необходимости их сохранения. Такая программа стала лейтмотивом действий и других традиционалистов. Большое внимание православные просветители уделили и сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки. Сегодня белый платок (впервые введённый святым Космой) – устоявшийся элемент национальной одежды Эпира 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Иногда ему казалось, что господин, которого он с детского возраста знал как одного из добрейших и справедливейших людей, имел на своей совести какой-то страшный грех, совершенный, пожалуй, в молодости, много лет назад, еще до того, как Косма был принят в его гостеприимный дом, а может быть, и до того, как он родился. И вот этот грех, по мысли Космы, никак не оставлял несчастного, хотя, пожалуй, и был прощен, так что тот нарочно положил мучить себя и даже с тайным наслаждением позволял приблизиться к своему ложу этим бессильным шарлатанам, которых окружающие с каким-то необъяснимым для него почтением величали врачами. Косма пребывал в таких или подобных таковым мыслях, когда господин, впавший было в забытье, тихо, по-детски нежно застонал… Сколько раз юноша готов был забрать страдание своего господина себе, разделить его боль, перенять хоть малую толику той муки, которую он вынужден был безмолвно созерцать, но это было невозможно! Теперь же невольно, интуитивно (если бы кто-то ему указал на то, он испытал бы жгучий стыд) стремясь огородить свой слух от прерывистых стонов, юноша сделал еще несколько шагов в сторону поля. Здесь, по обочинам небольшой тропки, росли веселые соцветия земляники, в траве свиристели кузнечики, и легкое дуновение западного ветерка чуть колыхало прозрачные лепестки ромашек, то тут, то там мелькавших в густой траве. Юноша взошел на небольшой холм и стал вглядываться в линию горизонта: полуденное марево стирало острые очертания леса, сонные силуэты дальних гор плыли перед устремленным к ним взором. Если бы Косма поднял голову и взглянул вверх, то увидел бы парящего прямо над ним орла, который широкими взмахами крыл, казалось, готов был обнять всю поднебесную… Однако, несмотря на все усилия увидеть хоть что-то, помимо опавших ланит своего господина, его заостренного носа и лихорадочного румянца, покрывшего лицо, перед глазами юноши возникала именно эта маска, воплотившая страдание… Косма сел прямо на землю, обнял руками колени и глубоко задумался. Он думал о том, как сложится его жизнь после смерти опекуна. Мать с отцом, конечно, будут рады, если он вернется под их кров… Впрочем, не этого они ожидали от своего единственного сына, отправляя его «в люди», да и сам господин, конечно, уже сделал все необходимые распоряжения, чтобы в случае его кончины друг и наперсник смог устроить свое мирское жительство наилучшим образом. Несложно будет найти невесту (с приданым или без него), устроить свою семейную жизнь, заняться делами милосердия, продолжить то, чему он стал свидетелем в отроческие годы в дому своего благодетеля.

http://pravoslavie.ru/111176.html

На наш взгляд, устные проповеди Космы Этолийского служили своеобразной начальной ступенью для последующего изучения более развёрнутых и объёмных письменных произведений Никодима Святогорца . Для донесения своих идей до народа традиционные просветители преимущественно пользовались народным языком, причём язык их поучений и письменных сочинений менялся в зависимости от аудитории, к которой они обращались. Нам удалось установить, что они никогда не отрицали книжную традицию и использовали полученные знания в своей просветительской деятельности. В их случае мы имеем дело с синтезом святоотеческой и античной традиции, который сочетался с использованием некоторых произведений современных европейских авторов. Квинтэссенцией образования, которое предлагали Косма и Никодим, стал его всеобщий и бесплатный характер. При этом важно, что традиционалисты обеспечивали школы, которые основывали, финансами, учебной литературой и преподавателями, заложив тем самым основу для их дальнейшего развития и успешного функционирования. Форпостами распространения знаний среди народа традиционные просветители сделали монастыри: Косма Этолийский создал на их базе центры по подготовке преподавателей, а Никодим Святогорец активно их использовал для распространения издаваемой им литературы. Сочетая традиционные и новые образовательные методики, Косма Этолийский и Никодим Святогорец стремились найти подход к каждому слушателю и читателю, делали всё возможное, чтобы их учение было востребовано и доступно людям разных социальных слоёв и убеждений. Относить Косму Этолийского и Никодима Святогорца к лагерю сторонников новогреческого Просвещения нет никаких оснований. Проведённое нами исследование показало, что между взглядами представителей этого направления с одной стороны и Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем с другой, на общественную, национальную и духовную проблематику заложены непреодолимые противоречия. Как традиционалисты, так и Просветители выступали за широкое распространение грамотности среди народа, однако в их понимании задач, которые должно ставить перед собой образование, заложены существенные противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010