Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

Греческое правительство было недовольно и напугано успехом деятельности Фламиатоса и его соратников. Вместе с ближайшим окружением он был арестован и заключен под стражу. В 1852 году он скоропостижно скончался в тюрьме города Рио (по всей видимости в результате отравления. Народ сразу стал почитать его как мученика. Среди последователей Космы выделялась фигура игумена пелопонесского монастыря Мегало Спилео Игнатия Ламбропулоса, после смерти Фламиатоса продолжившего дело своего учителя. Как и Косма он подвергся гонениям со стороны государства и длительное время провел в заключении в тюрьмах городов Триполи, Навплио, Коринф, Эгио, Патра и Калаврита. После изгнания короля Отто он предпринял серию миссионерских путешествий по Пелопонессу. Ораторское мастерство, глубокие богословские и научные знания способствовали успеху его деятельности. Вокруг него сформировался круг сторонников, среди которого следует выделить Иерофея (Митропулоса) в будующем архиепископа Патрского. Успешная миссионерская деятельность Игнатия Ламбропулоса по достоинству была оценена потомками. По словам афинского архиепископа и историка Хризостома Пападопулоса: «его деятельность представляет собой первый за новейшее время удачный пример миссионерской деятельности, направленной на духовное возрождение греческого народа». Имена Ламбропулоса, Фламиатоса, Папулакоса Икономоса не случайно были связаны с обителью Мегало Спилео. Она была одним из многих монастырей, где благодаря деятельности рассеившихся по всей Греции участников афонского «филокалического возрождения» и их ученников царил исихастский дух святоотеческого предания. Именно в подобных обителях в условиях давления антиправославного правительства сохранялась православная традиция и давался богословский ответ на вызов протестантских и католических миссионеров. Святитель Нектарий Пентапольский (Эгинский) Особое значение в этот период приобрели старцы , ставшие полюсами притяжения для всех жаждущих духовного руководства и стремящихся прикоснуться к первозданной чистоте православной веры.

http://pravoslavie.ru/55488.html

К. Икономос называл К. Ф. «человеком Божиим, боголюбивым, подвижником Христовым» (ΘΗΕ. 1968. Τ. 11. Σ. 1175). Его св. жизнь и жертвенное служение стали примером для десятков учеников, к-рым он передал свою деятельную и искреннюю любовь к Церкви. Среди последователей К. Ф. выделяется фигура игумена мон-ря Мегалу-Спилеу Игнатия (Ламбропулоса), продолжившего дело своего учителя. Он также подвергся гонениям со стороны гос-ва и длительное время провел в заключении. Дружескими отношениями с К. Ф. были связаны Икономос и известный странствующий проповедник мон. Христофор Папулакос (Панайотопулос), мировоззрение к-рого сформировалось под воздействием проповедей и трудов К. Ф. Церковно-политические взгляды К. Ф. Он проявил себя не только как подвижник в миру, но и как проповедник-богослов, успешно противопоставивший свои взгляды пиетистским и схоластическим построениям зап. миссионеров. В центре мировоззрения К. Ф. лежала приверженность аскезе, он призывал к участию в литургической жизни Церкви и указывал на необходимость правильного духовного наставничества. К. Ф. полагал, что национальное возрождение возможно только через консолидацию греков вокруг правосл. Церкви. К числу врагов Церкви, ведущих сознательную политику, направленную на умаление ее авторитета, К. Ф. относил брит. власти, инославного короля Греции Оттона, католич. и протестант. миссионеров, масонов и сторонников западноевроп. Просвещения. К. Ф. выступал с критикой сложившейся в новом греч. гос-ве системы образования, вдохновляемой позитивизмом и идеями Французской революции. Кроме того, он осуждал проводимую властями политику секуляризации и насаждения западноевроп. образа жизни, разрушавшего традиц. основы греч. быта. Особые надежды К. Ф. связывал с афонским монашеством. Именно на Св. Горе, по его мнению, «благодатью Божией сохраняется подлинный образец православного образа жизни», ведь «только Афон избежал искажения и загрязнения» ( Μεταλληνς. 1992. Σ. 154). С монашеством К. Ф. связывал надежду на сохранение идентичности греков и всех правосл. христиан. Он полагал, что экспансионистская политика Великобритании и др. стран Запада, посылавших на Балканы своих миссионеров, может быть успешно реализована только после дискредитации или значительного ослабления правосл. (и прежде всего афонского) монашества.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

В 1840 г., по окончании очередной ссылки, К. Ф. прибыл в Патры. Здесь он вел активную писательскую и проповедническую деятельность, продолжая выступать с критикой масонства, политики англичан и греч. кор. Оттона Виттельсбаха. К. Ф. был тесно связан со знаменитой обителью Мегалу-Спилеу на Пелопоннесе, где благодаря деятельности рассеявшихся по всей Греции участников афонского филокалического возрождения духовная жизнь находилась на подъеме. Братия таких мон-рей не только защищала Православие, но и стремилась дать богословский отпор экспансии протестант. и католич. миссионеров. Мегалу-Спилеу стал пристанищем для К. Ф., из этой обители он отправлялся в миссионерские путешествия по городам и селам Пелопоннеса. В 1840 г. на Кефалинии была издана революционная антибрит. прокламация (ее составителем принято считать К. Ф.), тираж которой был конфискован полицией по приказу брит. администрации Ионических о-вов. В 1841 г. в Патрах К. Ф. издал 92-страничную брошюру, содержавшую новое прочтение «Откровений Агафангела», и Слово против антиправославной политики англичан на Ионических о-вах. Эта проповедь К. Ф. была зачитана во мн. храмах Кефалинии его единомышленниками из среды духовенства. С 1845 по 1848 г. К. Ф. преподавал в Патрах и возглавил местное отделение возрожденного «Филортодоксального общества», начал выпускать ж. «Православное наставление» (Η Ορθδοξος Συμβολ; с 1848). В 1849 г. в Афинах К. Ф. анонимно издал кн. «Православный глас, открывающий замысел против православных, здравомыслящий совет ради общего спасения и защиты от настоящей опасности. И о будущем положении дел» (Θων ρθδοξος κα σπουδαα ες νακλυψιν τς κατ τν Ορθοδξων πιβουλς ες ρθφρονα συμβουλν δι τν κ το πικειμνου κινδνου σφλειαν κα κοινν σωτηραν. Κα περ τς μελλοσης καταστσεως τν καθ μς πραγμτων). Сторонники К. Ф. на местах образовывали братства, в которые входили выдающиеся общественные деятели, представители клира и монашества. Греч. правительство было недовольно и напугано успехом деятельности К. Ф. и его соратников. Вместе с ближайшим окружением (более 150 священников, монахов и мирян) он был арестован в 1852 г. и заключен под стражу в тюрьму в Рионе (недалеко от Патр). Спустя нек-рое время К. Ф. скоропостижно скончался, по мнению большинства историков, он был отравлен. Незадолго до смерти он был пострижен в монахи. После того как еще один близкий соратник К. Ф. умер в тюрьме, остальные его сподвижники были отпущены на волю. Суд над ними так и не состоялся.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

Константин Икономос Активизация протестантских миссионеров натолкнулась на противодействие одного из ведущих грческих ученных и церковных деятелей - Константина Икономоса (1780-1857). С 1834 года при его участии стала появляться первая антипротестантская апологетическая литература. В книге «О семидесяти толковниках», доказывалось превосходство перевода семидесяти над протестантскими переводами. Из других полемических сочинении Икономоса отметим исследование «О трех церковных степенях иерархии», направленное против пресвитериан. Крупнейшим православно-политическим движением стало созданное в 1839 году «Филортодоксальное общество». Во главе тайного братства традиционалистов стоял легендарный герой революции 1821 года Никита Стамателопулос (прозванный «Никитарас»). Движение ставило сразу несколько задач: национальную (освобождение Фессалии, Эпира и Македонии) и религиозную (защита Церкви от западных влияний и возведение на трон православного короля). Никитарас Движение носило русофильский характер и возлагало особые надежды на помощь единоверных братьев. В этот период традиционная любовь греков к России приняла и форму политической идеологии – была создана «русская партия», в которую вошли многие влиятельные военные и представители интеллигенции. Участии в партии и «филортодоксальном обществе» дорого для них обошлась, они были обвинены в подрывной антигосударственной деятельности и организации заговора. Многие «филортодоксалы» были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Несколько лет спустя эстафету у членов «филортодоксальной группы» принял выдающийся общественный деятель и носитель традиционных филокалических идеалов Косма Фламиатос. Выходец с острова Кефалонья он был воспитан в духе исихастского святоотеческого предания (родители даже назвали мальчика в честь Космы Этолийского). Подобно своему великому тезке Фламиатос стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Особо Фламиатос боролся против врагов Церкви, к числу которых относил инославного короля, католических и протестантских миссионеров и масонов. Кроме того Косма проявил себя как настоящий подвижник в миру и выдающийся богослов, успешно противопоставивший свои взгляды пиетистским и схоластическим западным моделям. Его сторонники на местах образовывали особые братства, в которые входили выдающиеся общественные деятели, представители клира и монашества.

http://pravoslavie.ru/55488.html

В М.-С. собралось несколько тысяч женщин и детей. В дек. 1825 г. и весной 1826 г. егип. полководец Ибрагим-паша пытался осадить М.-С., но, обнаружив хорошо организованную оборону, на время отложил свои планы. Наконец, он со значительными военными силами подступил к М.-С. и отправил монахам письмо с предложением сдаться. Братия ответила отказом, посоветовав Ибрагим-паше выбрать др. объект осады, т. к. не велика слава победить черноризцев, но велик позор быть побежденным попами. 24 июня 1827 г. Ибрагим-паше не удалось взять штурмом М.-С., несмотря на значительное численное превосходство его войска (10 (или 20) тыс. турок и египтян против насельников и ок. 600 чел. из посланного Т. Колокотронисом на помощь монахам отряда во главе с Фотакосом (Ф. Хрисанфопулосом); оборону возглавлял Н. Петимезас). Мн. считали чудом Пресв. Богородицы спасение монастыря от грозного военачальника, едва не подавившего греч. восстание на Пелопоннесе. В 1829 г. на Пасху правитель независимого Греческого гос-ва И. Каподистрия и полководец повстанцев Колокотронис посетили М.-С. После убийства в 1831 г. Каподистрии Греция пошла по зап. пути развития. С М.-С. были связаны или там приняли постриг многие деятели, выступавшие за сохранение правосл. традиции при становлении нового греч. гос-ва: мон. Христофор Папулакос (Панайотопулос), Икономос, Косма Фламиатос , иером. Игнатий (Ламбропулос), Иерофей (Митропулос; впосл. архиепископ Патрский), иерокирикс Илия Влахопулос, мон. Парфений (Анагностопулос) и др. Икономос собирался открыть правосл. семинарию в М.-С. или на Афоне, к-рая могла бы соперничать в деле духовного образования с богословским фак-том Афинского ун-та. Косма Фламиатос организовал в М.-С. школу, где преподавали иеромонахи. Во время его пребывания в М.-С. среди насельников распространились идеи «Филортодоксального общества». Колоссальный ущерб монастырю нанес пожар 1934 г. Икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса» была спасена в результате героических действий диак. Каллиопия (Асимакопулоса) и Д. Мицопулоса из Като-Захлору. Благодаря исследованиям Н. Веиса, изучавшего рукописи и документы М.-С. до пожара 1934 г., известно их содержание и исторические приписки.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

207-214 214-215 КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА Никифорович Петриченко (1869-1937), свящ. , сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 215-216 КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873-1930), иером., прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА (Магда Павел Степанович; 1904-0937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 216-217 КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский 217-221 221-222 КОСМА III (II) († 1736), 3-й патриарх К-польский (1714-1716), 2-й патриарх Александрийский (1712-1714, с 1723) 222-223 223-224 224-225 КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 225-226 КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 226-250 КОСМА И ДАМИАН бессребреники Аравийские (пам. 17 окт.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Асийские (пам. 1 нояб.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Римские (пам. 1 июля) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 250-252 252-253 253-261 261-263 263-264 КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ [Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер 264-269 КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме)

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

4. В гимнографических сочинениях свят. Андрея, посвященных событиям пасхального цикла, автор часто возвращается к своей излюбленной идее: исповеданию и славословию Христа Богом и Спасителем мира. Оглядывая окружающий мир любящим взором, свят. Андрей высказывает в гимнах свое желание всем спасения во Христе. Он не смотрит на внешнее положение людей и хочет, дабы все достигли полноты духовной жизни. 5. В духовных стихах, посвященных антимонофелитским постановлениям Шестого Вселенского Собора, свят. Андрей исповедовал православное учение и прямо говорил, что во Христе два действия и два хотения. Глава четвертая. Святитель Косма Маиумский §1. Жизнеописание Свят. Косма Маиумский родился, вероятно, около 675 года в Иерусалиме. Известно, что его родители погибли в Иерусалиме в малолетство свят. Космы. Возможно, они, будучи христианами, были убиты мусульманами, господствовавшими тогда в городе. Около 676 года свят. Косма был усыновлен дамасским вельможей и сделался названным братом преп. Иоанну Дамаскину . Свят. Косма получил образование под руководством семейного воспитателя, сицилийского монаха Космы, выкупленного из плена. Завершив образование юношей, монах Косма удалился в лавру Преп. Саввы Освященного. Именно свят. Косма вдохновлял преп. Иоанна Дамаскина на составление посланий в защиту иконопочитания. Около 732 года свят. Косма, вслед за своим нареченным братом, поступил в лавру Преп. Саввы Освященного, после того, как преп. Иоанна Дамаскина постигло известное испытание при дворе дамасского калифа. В лавре свят. Косма, так же как и его нареченный брат, много занимался гимнографией. Подобно преп. Ионну Дамаскину, свят. Косма тоже был особым избранником Матери Божией. Согласно преданию, он сподобился Ее явления, после составления одного из ирмосов, особенно угодного Богородице. Около 743 года, по другим данным около 735 года, свят. Косма против своей воли, был избран Собором Иерусалимской Церкви и поставлен во епископа города Маиюма (иначе Констанции), находившегося в Палестине, близ Газы. Преп. Иоанн до конца своей жизни сохранил теплые отношения со своим нареченным братом и питал к нему глубокое уважение. Свят. Косма пережил преп. Иоанна и скончался в глубокой старости, более ста лет от роду, около 787 года. Память его совершается в день преставления, 12/25 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

И ныне, Богородичен: Владычице, приими: По сем славословие великое, час первый и отпуст. НА ЛИТУРГИИ: Служба преподобническая. Преподобный Косма Яхромский Преподобный Косма Яхромский жил в XV веке. Мирское имя преподобного Космы неизвестно. Его отец – обедневший боярин – был вынужден отдать его в детстве на службу соседнему землевладельцу Секерину, жившему в сорока верстах от г. Владимира. Секерин был благочестивым человеком и заботился об образовании и духовном воспитании бывшего у него в услужении отрока. Во время продолжительной болезни своего господина его юный служитель утешал его чтением книг. Ради излечения Секерин предпринял путешествие, взяв с собою и отрока. По дороге они остановились в лесу, на ручье Яхроме. Больной уснул. Внезапно яркий свет осветил всю местность, и таинственный голос произнес: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие Богоугодное, возжелай радости праведных, да получишь Вечные блага!». И отрок увидел на дереве икону Успения Божией Матери, сиявшую дивным Светом. Он взял святую икону и приложил ее к больному месту своего господина, который тут же проснулся исцеленным. Вскоре служба святого Космы окончилась. Повинуясь тому же таинственному голосу, повелевшему ему оставить мир ради Бога, святой Косма удалился в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Прожив там некоторое время, он удивил своей подвижнической жизнью самых опытных старцев. По повелению явившегося ему во сне Ангела преподобный Косма вернулся с иконой Божией Матери на то место, где Она явилась ему, на Яхрому. Здесь преподобный Косма при помощи добрых христиан построил храм в честь Успения Божией Матери. К нему стали собираться братия, и вскоре преподобный Косма стал игуменом основанного им монастыря. С особой любовью принимал преподобный Косма и посещал больных, и странников, и пришельцев, видя в лице их Самого Христа. Облагодатствованный Духом Святым, он в особенности умел умягчать злые сердца и вызывать покаянные слезы у закоренелых грешников, обращая их ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Косма заботился не только об открытии школ, но и об обеспечении их преподавательскими кадрами. Он назначал учителей, обеспечивал их финансами и жильём, но самое важное, смог наладить подготовку новых преподавателей. В Дриви (провинция Химарас) при патриаршей обители Стилу он организовал Высшую Школу, главной её задачей стала подготовка учителей и проповедников, которые продолжили бы дело Космы. Такую же школу он основал и в монастыре Иоанна Богослова 370 . Педагогические взгляды Космы проявляются как в личном (как проповедовал сам, какие приёмы при этом использовал для достижения поставленных целей), так и в общественном плане (какие указания давал при основании школ, какая у них должна была быть структура и задачи, какими образовательными подходами он при этом руководствовался). Оба этих плана взаимосвязаны и должны быть рассмотрены в комплексе; личная просветительская деятельность не может быть воспринята в отрыве от общественной. Между ними нет каких-либо различий, Косма во время своей проповеди служил живым примером и воплощением своей образовательной концепции. Важно помнить, что Косма был долгое время не только проповедником, но и учителем, поэтому он, естественно, передавал свой богатый опыт современникам, в том числе и слушателям его поучений. Как педагогические пособия Косма рассматривал и свои проповеди. На это указывает то обстоятельство, что Косма не только не возражал против записи своих поучений, но и сам раздавал слушателям бумагу для этих целей. Таким образом, очевидно, что Косма пользовался не только устным, но и письменным педагогическим материалом 371 . Большое внимание Косма Этолийский уделил проблеме адаптации ребёнка во взрослом обществе. Как известно, в средние века ребёнок воспринимался как взрослый человек, проблемам его воспитания и психологической и социальной адаптации не уделялось сколько-нибудь существенного внимания. Косма Этолийский обратил внимание на ребёнка, на особенности его развития и образования, связанные с его физическими и психологическими отличиями от взрослых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010