Он учил африканцев Иисусовой молитве – действенному орудию против демонических культов Он учил православных Конго Иисусовой молитве, которую почитал действенным орудием против засилья демонических культов африканских шаманов. Сам отец Косма непрестанно творил умную молитву, а его ученики от мала до велика сами научились плести себе четки и никогда с ними не расставались, нашептывая слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Косма Григориатский подчеркивал: «Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром; европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому» . По апостольскому слову, отец Косма для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 22). Он стал катехизатором, проповедником, строителем, электриком, прорабом, архитектором, агрономом, сварщиком, сантехником, водителем, медиком, учителем… Он работал не покладая рук, не давая себе отдыха. Он стал проповедником не для того, чтобы получить какую-то выгоду, но чтобы служить, согласно слову Господа: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20: 28). Батюшка стремился проповедовать Христа не только словом, но в первую очередь личным примером. Чтобы понять масштаб его служения, приведем несколько записей из его миссионерского дневника: «1985, день Святого Духа. В 6 утра утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 километров от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келью я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отсутствия». «Пятница 6/1/89. Начали полунощницу в 5:30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания…»

http://pravoslavie.ru/119579.html

Таким образом, цифра, характеризующая количество учебных заведений, основанных Космой, как «210 греческих и 1200 общинных школ», уже не выглядит столь неправдоподобной. Если, конечно, учитывать, что не все они были основаны проповедником лично. Но даже если поставить эту гипотезу под сомнение, количество школ, о которых достоверно известно, что они были основаны самим Космой в ходе своих путешествий, впечатляет. После того как мы определим их количество, мы перейдём к предметному рассказу об основании конкретных учебных заведений. В этом нам поможет главный источник по этому вопросу – письма Космы и свидетельства современников. «Более тридцати провинций обошёл, двести десять школ в них основал» 352 , – пишет Косма в своём письме брату Хрисанфу. Написанное за несколько месяцев до мученической кончины послание – своего рода итоговый отчёт о деятельности проповедника. Если учитывать, что за оставшиеся до кончины шесть месяцев он развил потрясающую активность, то цифры, называемые в источниках и принимаемые большинством исследователей, выглядят достаточно правдоподобными 353 . Следует учитывать, что в последний год жизни Космы активизации его деятельности способствовал Кючук-Кайнарджийский мирный договор. После него большое количество богатых греков стали принимать активное участие в поддержке образовательной системы и, в частности, выделять на поддержку школ большие финансовые средства 354 . Этими средствами, безусловно, воспользовался и Косма, обладавший к тому времени не только большим влиянием, но и возможностью изменить ситуацию. «Он повсюду основал школы... как в деревнях, так и в городах» 355 , – пишет биограф Космы Этолийского . На то, что это не преувеличение и слово «повсюду» в данном случае используется как указание не только на территориальное положение, но и на огромное количество этих школ, указывает небывалое по масштабам увеличение числа учебных заведений в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века 356 . На момент начала проповеди Космы в греческих землях существовало три способа получения начального образования: в монастырях или церквях, у домашнего учителя и у образованных родственников или родителей. Косма не стал ломать существовавшую систему, а придал ей продуманный и организованный характер. Им было предпринято строительство отдельных школьных зданий и специализированных школьных аудиторий. Кроме того, он восстанавливал старые учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Образование – именно то, что отличает человека от животного: «если, брат, научишь своего сына грамоте, только тогда он становится человеком, если же не научишь, то он будет как свинья. Школа открывает церкви, школа открывает монастыри» 376 . Во всех своих проповедях Косма Этолийский подчёркивает, что только образование удерживает от распада человека, сдерживает его животные низменные инстинкты, обогащает его внутренний мир и, в конечном счёте, делает его ближе к Богу. Именно в безграмотности он видел основную причину бед, постигших нацию: «Неужели не видите, как одичал наш народ, из-за нашей безграмотности мы уподобились диким зверям. Поэтому я советую вам сделать всё возможное, чтобы открыть в ваших селениях школы, чтобы вы понимали Святое Евангелие и не пребывали во тьме» 377 . То есть образование не просто даёт сумму знаний, но и воспитывает человеческие качества, в какой-то степени несёт социальную и общественную функции. Косма был против безнравственного образования, лишённого моральных ценностей и духовных ориентиров. При этом он полагал, что христианство является единственной возможной сутью морали. Просветители отвергали такой подход, полагая, что мораль можно выстроить и вне религии, на естественных, присущих человеку нравственных свойствах и на представлении о разумности и пользе. Получив фундаментальное образование, Косма не раз использовал приобретённые в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. В частности, он неоднократно в своих проповедях ссылался не только на византийских, но и на античных авторов. Конечно, мы имеем дело не с прямым цитированием (слушатели Космы были преимущественно неграмотны и едва ли вообще были знакомы с античной традицией), а с творческим использованием этих текстов в подготовке проповедей. Один из слушателей Космы Этолийского писал: «Я слышал и другое поучение, где он показал, что не чужд естественных наук... показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звёзд» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Первый день. Поучение 2-е. Св. чудотворцы и бессребренники Косма и Дамиан. (О грехе сребролюбия). Сегодня празднуется память двух безмездных врачей, именуемых Космою и Дамианом. Два брата Косма и Дамиан были дети одной благочестивой вдовы. Воспитанные в благочестии, они получили от Бога дар исцелять болезни, и помогали не только людям, но и животным. И помогали безмездно, помня заповедь Господню: «туне приясте, туне и дадите». II. Св. бессребренники Косма и Дамиан, безмездно врачевавшие больных, «научают нас избегать страсти сребролюбия», которая, овладев нашею душею, может окончательно погасить у нас любовь к Богу и ближним и лишить нас вечнойжизни. а) Св. отцы сильно обличают порок сребролюбия . Так св. I. Златоуст говорит: «сребролюбие – ужасный зверь, великое зло! Оно сделало Иуду и святотатцем и предателем, несмотря на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел, где главы приклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд» («Сборн. бесед, стр. 255). И еще тот же святитель говорит: «сребролюбие есть страсть, ужаснейшая всех страстей. Отселе гробокопатели (раскапывающие могилы, чтобы обобрать покойника); отселе убийцы; отселе войны и битвы; отселе всякое зло» (стр. 256). «Медведи и волки, насытившись, отступают от пищи, а сребролюбцы не насыщаются никогда. Они исполнены крайней жестокости и вражды к ближним; ни страха геенны, ни стыда пред людьми, ни милосердия, ни сострадания; но бесстыдство, наглость и презрение ко всему будущему. Корыстолюбцы внутри демоны, а извне – звери и даже хуже зверей. Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему и родному, не стыдясь самой природы» (стр. 571). Вот какими мрачными красками описал св. Златоуст жажду к богатству, или корыстолюбие!.. б) Послушайте, какое сказание помещено в житии св. Андрея, Христа ради юродиваго . Один подвижник наставлял людей в благочестии и собирал от них сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Действия Космы и Никодима отличались конструктивным подходом; они не вступали в конфронтацию со светскими и церковными властями, а старались наладить сотрудничество с их достойными представителями, не порицали неграмотных священников и неквалифицированных преподавателей, а объясняли им их долг перед соотечественниками, не ограничивались констатацией общественного и образовательного кризиса, а предпринимали действия по его преодолению. Косма Этолийский и Никодим Святогорец исходили из представления, что в церковном учении содержится целостное мировоззрение, предлагающее решение насущных мирских проблем. Преодоление кризиса традиции означало бы для них выход и из образовательного и общественного кризиса. Именно поэтому они сконцентрировались на реализации обширной программы по распространению образования и традиционных ценностей среди народа. При этом православные просветители выступали за поэтапное приобщение людей к церковному учению. Они адаптировали его для простого народа, полагая, что приобщение к традиции должно проходить не только через церковную литературу, но и через осознанное участие в жизни церковной общины. Сотрудничество традиционных просветителей началось ещё на раннем этапе их деятельности. Косма Этолийский и Никодим Святогорец были лично знакомы. Вполне вероятно, святой Косма узнал о непростой ситуации в Венецианских владениях именно из рассказов Никодима Святогорца , по крайней мере, именно такая трактовка событий во многом объясняет особое внимание, которое он уделил проповеди в этом регионе впоследствии. Есть основания полагать, что группой традиционалистов было организовано тайное общество, ориентированное на повсеместное распространение знаний среди народа. Впоследствии они помогали друг другу, стремясь охватить своей проповедью возможно более широкие слои общества. Вопреки устоявшемуся в историографии мнению, Никодим Святогорец помимо писательства признавал и активно использовал другие подходы к просвещению соотечественников, при этом, в отличие от Космы Этолийского , он не рассматривал свои устные наставления и проповеди как педагогические пособия, а предпринял издание отдельных письменных работ, дополняющих его устную проповедь и обращённых к более широкой аудитории. Со временем святой Никодим стал координатором издательской программы традиционалистов, сам искал деньги на издание своих книг, а также их издателей и распространителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Свя­той раздал слушательницам более четырёхсот тысяч косынок и платков). Благодаря его деятельности, сегодня белый платок — устоявшийся элемент народной одежды Эпира. 12. Особое внимание святой Косма уделил сохра­нению греками своего родного языка. Дело в том, что в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь ис­править вопиющую ситуацию, Святой неоднократно посещал проблемный регион со своей проповедью. Ре­зультат превосходит все ожидания: жители сотен ал­баноязычных и двуязычных деревень вновь загово­рили на греческом языке и, как следствие, вернулись под омофор православной Церкви. 13. Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёхсот тысяч чёток. Именно благодаря стараниям равноапостоль­ного Космы, многие миряне творят умную молит­ву в Греции и по сей день. На это указывает и старец Паисий (Эзнепидис): «Иисусовой молитве греки нау­чились у праведного Космы». 14. Учение святого Космы востребовано и в совре­менном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически пере­издаются. «Слова» Космы Этолийского — настольная книга в каждой православной греческой семье. Кро­ме того, поучения переведены на несколько европей­ских языков (особый успех имел перевод на англий­ский язык, выполненный К.Каварносом).     Μερτζου Κ. Το εν Βενετα κρατικν αρχεον.1940. Σ. 6—9.    Сам святой Косма называл свои поучения «Словами».     Μενονος Ι. Κοσμα του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 323.    Там же. Σ. 323—324.    В некоторых областях Святой призывал слушателей не го­ворить по-албански, в других — жертвовать храмам купели, в третьих — прививать плодовые деревья. Его «Поучения» были построены таким образом, чтобы быть полезными каж­дому конкретному слушателю проповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Косма был настоящим христианином. Забота только о своём спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни. Святой Косма часто говорил: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому учёные люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою учёность, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости»5. Возрождение народного сознания в порабощённых странах Балканского полуострова, становится центральной идей святого Космы. Он начал проповедовать и поучать православный народ по благословению патриарха Константинопольского Софрония сначала в окрестностях Константинополя, потом в центральной Греции. «Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия»6, говорит Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность ситуации, он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море побывав, таким образом, практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, святой, организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи школ7. Святой Косма побуждал состоятельных людей покупать святоотеческую литературу, чётки, малые кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платки — женщинам, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове8 и жить добродетельно; чётки и кресты — простому народу, прося всех молиться за жертвователей. Вдохновлённые горячей проповедью Святого, богатые люди купили более четырёх тысяч больших медных купелей (по цене 12 грошей за каждую9) и раздали их по храмам. Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями, и даже с враждебностью местного населения. Но святой говорил с людьми не как учитель с учениками, а на равных, простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не кичился своей учёностью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=784

Педагогическую концепцию Космы Этолийского можно проследить не по его теоретическим работам, а в практической просветительской деятельности: миссионерских путешествиях и основанию новых учебных заведений. Эти аспекты просветительской активности Космы взаимосвязаны и органично дополняют друг друга: с одной стороны, проповедник стремился образовать современников устными поучениями и личным примером, с другой, полагая, что собственных усилий недостаточно, не возражал против письменного распространения своих поучений и стремился к основанию возможно большего числа школ. Выстроив хронологическую последовательность просветительских усилий Космы и определив территориальные рамки его активности, мы сможем перейти к характеристике основных принципов, которые легли в основу его взглядов в образовательной сфере. Также на материале источников мы охарактеризуем его образовательную концепцию применительно к конкретным условиям его деятельности. Итак, в конце 1760 года Косма Этолийский прибыл в Константинополь с твёрдым намерением начать деятельность проповедника. А. Ксанфопулу-Кириаку выдвигает предположение, что приезд в столицу империи был обусловлен приглашением его брата Хрисанфа, который в ту пору был преподавателем в Патриаршей Академии. Не отвергая эту точку зрения, необходимо учитывать, что это не было лишь инициативой брата, пожелавшего использовать Косму «в более действенной роли» 332 ; Косма лишь воспользовался первой же возможностью для начала своей просветительской деятельности. Следует учитывать, что «наставники школы нередко были советниками патриархов по вопросам церковного управления» 333 , поэтому мы полагаем, что именно Хрисанф помог брату добиться аудиенции у Патриарха и получить разрешение на проповедь. На пути просвещения соотечественников Косма нашёл поддержку и получил благословение тогдашнего Патриарха Серафима II 334 . Серафим был родом из Делвино, а, следовательно, хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Кроме того, до вступления на патриарший престол он был митрополитом в наиболее проблемных областях Греции: Фракии и Этолии. Патриарх был «любителем наук», заботившимся о развитии церковного образования, «интересовался обществом умных и образованных людей и охотно вёл с ними беседы» 335 . Мы можем предположить, что маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии Патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнёсся к миссии, которую тот на себя возложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Евгений Яннулис стал для Космы примером удачного совмещения учительства и священства. Во многом благодаря его примеру, святой впоследствии сам вышел в мир и затем призывал к расширенному толкованию задачи священника как педагога и объединителя разрозненных народных сил. Методика преподавания Яннулиса, особенности его образовательной концепции во многом повлияли и на Косму Этолийского , для которого также были характерны: воспитание на собственном примере, использование народного языка 211 , преданность традиции, совмещение учительства и проповедничества, основание новых школ и подготовка преподавателей. Несмотря на это, масштаб деятельности Космы Этолийского и Евгения Яннулиса были явлениями несопоставимого порядка. К середине XVIII века школы, основанные Яннулисом, пришли в упадок и фактически прекратили своё существование. Система учебных заведений, основанных святым Космой, напротив, выдержала проверку временем. Ещё одним предшественником Космы Этолийского был проповедник Нектарий Терпос, деятельность которого пришлась на первую половину XVIII века. Терпос, как впоследствии и Косма, проповедовал на народном языке и уделил особое внимание району Северного Эпира и Македонии. Его книга «Вера» выдержала три издания и, несмотря на запрет турецких властей, снискала большую популярность у православного населения империи. Поучения Терпоса, построенные на святоотеческой и античной традиции, были направлены на поддержку национального и религиозного самосознания его слушателей. Косма Этолийский жил в условиях простой деревенской жизни до двадцати лет, то есть в период формирования основных принципов и мировоззренческих установок. Общение с простыми, зачастую неграмотными, терявшими связь с традицией, терпящими лишения соотечественниками, не только предопределило его решение посвятить себя делу возрождения нации, но и помогло ему на этом пути. Косма, долгое время помогавший родителям в их ремесле 212 и ведении хозяйства, был хорошо знаком с реалиями и проблемами сельской жизни и мог общаться с соотечественниками на равных, а не как кабинетный учёный, знакомый с ситуацией лишь в теоретическом аспекте, миссия которого неизбежно была бы обречена на провал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В этой части исследования основной нашей задачей будет определение места учения Космы Этолийского и Никодима Святогорца в идейной полемике XVIII века. Такой подход представляется, безусловно, оправданным, так как позволит охарактеризовать их просветительскую деятельность в контексте эпохи, понять принципы и идейные установки, заложенные в их общественно-политической и образовательной концепции. Несмотря на то что некоторые исследователи относили Косму Этолийского и Никодима Святогорца к лагерю как сторонников 490 , так и противников 491 новогреческого Просвещения, делалось это без проведения всестороннего, глубокого исследования и подавалось как не требующая доказательств аксиома 492 . Представление о том, что Косма Этолийский обращался исключительно к простому народу и демонстративно дистанцировался от книжной традиции, и по сей день является преобладающим. Он рассматривался исключительно как проповедник, далёкий от этих споров и сознательно отказавшийся от участия в них. С одной стороны, это верно – святой Косма отдавал приоритет практической деятельности, и хотя полученное им образование позволяло ему участвовать в спорах противостоявших друг другу идейных направлений, он сознательно сделал выбор в пользу деятельности проповедника. Несмотря на то, что он не был кабинетным учёным, не выпускал научных работ и не участвовал в научных спорах, его точка зрения явно выражена в его поучениях, письмах и пророчествах. Таким образом, сделав некоторую поправку на то, что его идеи были адресованы простому народу, и учитывая специфику самого жанра проповеди, мы вполне можем дать оценку его отношению к религиозной, образовательной, общественной и национальной проблематике. Но в то же время его учение, обращённое к согражданам, содержит элементы идейно-философской концепции. И тот факт, что она совпадает с построениями других православных традиционалистов, отнюдь не делает её вторичной или менее самодостаточной. Самим своим участием в делах соплеменников Косма занял в идейных спорах конца восемнадцатого века собственную акцентированную позицию, и, отказавшись от участия в очной полемике, он самой своей активной деятельностью бросил вызов оппонентам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010