6 мая 1992 г. решением Свящ. Синода Д. м. был открыт, наместником мон-ря утвержден игум. Василий (Ожерельев), с 1998 г. иером. (с 2001 игум.) Варнава (Аверьянов). В 1996 г. в Д. м. было 12 насельников, в 2006 г.- ок. 15 насельников. 23 февр. 1993 г. Д. м. вошел в состав новообразованной Курганской и Шадринской епархии. Реставрируются сохранившиеся 2-этажная каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1707-1720), действующая каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881) с усыпальницей прп. Далмата (1896), надвратная церковь (освящена в 1917), крепостные стены с башнями (XVIII в.), братский и настоятельский корпуса. При участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) после завершения раскопок в усыпальнице 6 авг. 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата, к-рые почивают в Скорбященской ц. В мон-ре имеется небольшое подсобное хозяйство, ряд мастерских. Архив Д. м. XVII - нач. XX в. (более 3 тыс. ед. хранения) находится в ГА г. Шадринска Курганской обл. (Ф. 224). Ист.: Тихомиров Н. И. К истории Далматовского мон-ря//ЧОИДР. 1886. Кн. 4. Смесь. С. 18-24; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. Лит.: Плотников Г. С. , прот. Описание муж. Далматовского Успенского мон-ря и бывш. приписным к нему жен. Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1886, 19064; Кривощеков А. Далматовский мон-рь как оплот рус. владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности//Вестн. Оренбургского учеб. округа. Уфа, 1914. 5-7; Каптерев Л. М. Дубинщина: Очерк по истории восстания далматовских крестьян XVIII в. Шадринск, 19292; Манькова И. Л. , Шашков А. Т. Б-ка Далматовского мон-ря в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//Обществ.-полит. мысль дореволюционного Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1983. С. 47-56; Бугаева Н. И. Архитектура Далматова мон-ря и ее значение в развитии каменного зодчества Урала и Сибири XVIII вв.: Дис./ВНИИ искусствознания. М., 1986. Ркп.; Манькова И. Л. Неопубликованные мат-лы по истории Далматовского Успенского мон-ря//Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 42-43; она же. Далматовский Успенский мон-рь как место ссылки и заточения//Религия и Церковь в Сибири. Тюмень, 1991. Вып. 2. С. 21-30; она же. Братия Далматовского Успенского мон-ря в XVII в.//Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., 17-20 сент. 2004 г. Екатеринбург, 2004. С. 70-92; Нечаева М. Ю. Мон-ри и власти: управление обителями Вост. Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998; Пашков А. А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Житие служит ценным источником сведений о роли магии в быту византийцев в сер. IX - сер. X в. Хрисовалантский мон-рь (от греч. χρυσς - золото и βαλντιον - кошелек) получил свое название в связи с легендой о его основании. Согласно преданию, некий знатный человек по имени Николай или Никита, занимавший должность доместика схол, нашел кошелек с золотом и решил построить мон-рь на месте чудесной находки. Время основания мон-ря неизвестно. Главный храм обители был посвящен арх. Гавриилу (в нек-рых источниках - арх. Михаилу, а в Житии прп. И. упом. ц. Чиноначальников), др. храм - вмч. Пантелеимону. В часовне главного храма находилось погребение И. Мон-рь, по-видимому, располагался недалеко от цистерны Аспара, по словам Жития, в живописном, удаленном от многолюдных кварталов месте. Агиограф сообщает, что ранее мон-рь был мужским, но, как и мн. др. мон-ри, вслед. политики преследования монашествующих в эпоху иконоборчества пришел в упадок и опустел. Незадолго до описываемых в Житии событий обитель была восстановлена как женская. Почитание И. в XX в. Икона И. была написана на Афоне мон. Нектарием. Святая изображена между 2 кипарисами держащей в руке 3 яблока. В 1920 г. Нектарий, сопровождаемый мон. Кириллом (Лемониасом), принял мученическую кончину от турок в Смирне (ныне Измир, Турция). Икона И. была вывезена с Афона архим. Паисием (Филиокалиотакисом), духовным отцом женщины по имени Лемония. В 1926 г. 20-летняя Лемония приняла монашеский постриг с именем Мелетия и решила основать мон-рь. Был приобретен участок земли в мест. Ликовриси (ныне в черте Б. Афин). Когда началось строительство церкви, И. явилась во сне рабочему Михаилу Герасимосу. Святая указала ему др. место, где должна быть построена церковь. Такое же видение было и одной из монахинь, и план строительства был изменен. Архим. Паисий посоветовал Мелетии († 1977) освятить храм во имя И., чтобы святая стала покровительницей обители. Рядом с церковью была построена часовня, посвященная 2 великомученикам Феодорам. Строительство обители было закончено в 1930 г. Мозаики кафоликона мон-ря прп. И. выполнены мастером В. Цоцонисом в 1985-1989 гг. Эта обитель стала 1-м мон-рем, посвященным И., кроме Хрисовалантского мон-ря в К-поле. Мон-рь принадлежит старостильной «Церкви истинных православных христиан». От иконы, написанной Нектарием, происходят чудеса, что стало привлекать к ней паломников со всего мира. Описания чудес публикуются в периодическом издании, выпускаемом мон-рем.

http://pravenc.ru/text/673927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [серб. Жичка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра в мон-ре Жича близ г. Кралево (Сербия). Ж. е. объединяет приходы и мон-ри на территории Златиборского, Моравичского, Рашского и неск. общин Шумадийского округов Республики Сербии. Правящий архиерей - еп. Хризостом (Столич) , на кафедре с 2003 г. Ж. е. разделена на 15 наместничеств: Гружанское (с. Гружа), Драгачевское (с. Гуча), Жичское (г. Кралево), Жупское (г. Брус), Качерское (г. Лиг), Любичское (с. Коневичи), Моравичское (г. Иваница), Пожегское (г. Пожега), Рачанское (г. Баина-Башта), Студеницкое (г. Рашка), Таковское (г. Горни-Милановац), Трстеникское (г. Трстеник), Трнавское (г. Чачак), Ужицкое (г. Ужице), Црногорское (г. Косьерич), насчитывает 221 приход, 200 священнослужителей (2006). В епархии 34 действующих мон-ря: Жича, Студеница , Градац , Трнава , Рача , Моравци , Ковиле , Овчарско-Кабларские монастыри (Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Йоване, Николе, Преображене, Света Троица, Сретене, Успене), Ежевица , Любостиня , Ново-Павлица (см. ст. Павлица ), Каменац , Лепенац , Стьеник , Клисура , Велуче, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ г. Трстеник, основан в XIV в.), Увац, в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (близ г. Прибой, известен с XVII в.), Врачевшница, во имя вмч. Георгия Победоносца жен. мон-рь (близ г. Горни-Милановац, XV в.), Руденица, во имя прор. Илии женский мон-рь (близ г. Трстеник, основан в 1410), Вуян, во имя св. арх. Гавриила муж. мон-рь (близ г. Чачак, XVI в.), Волявча, во имя вмч. Прокопия женский мон-рь (с. Бресница, кон. XVII в.), Стубал, во имя св. Параскевы-Петки жен. мон-рь (близ г. Кралево, построен в 70-х гг. ХХ в.), Згодачица, во имя вмч. Димитрия Солунского женский мон-рь (близ г. Кралево, основан в 1980), Плеш, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана муж. мон-рь (близ г. Александровац, основан в 1997), Стрмац, во имя св. праведных Иоакима и Анны муж. мон-рь (близ г. Брус, ХХ в.), Руян, во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-рь (с. Биоска, строится); в обителях проживают 211 монашествующих. История

http://pravenc.ru/text/182329.html

Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Краткие ист. сведения о мон-рях и более замечательных церквах г. Твери//Памятная кн. Тверской губ. на 1863 г. Тверь, 1863. Отд. 3. С. 73-118; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Веригин Е. А. Оршин Вознесенский мон-рь: Ист. описание. Тверь, 1913; Справ. кн. по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914; Христофоров В. Тучи над памятником//Смена: Газ. Л., 1967. 125. С. 2-3; Звонарёва Т. Пять столетий над ним прошумело//Ленинское знамя: Газ. 1969. 3. С. 2-3; Сверкунов Л. Ровесник старины седой//Калининская правда: Газ. 1982. 174. С. 4; Беляков В. Оршинский мон-рь: Прошлое и настоящее//Ленинское знамя. 1992. 101. С. 4; Ротермель Б. Н. Оршин-Вознесенский мон-рь//ДОМовой. Тверь, 1993. 1. С. 30-31; он же. Инженер Богомолов//Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 49-57; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий//Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Вознесенский Оршанский жен. мон-рь. Пос. Орша//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 168-173; Карпова А. Две родины матушки Иулиании//Вече Твери: Газ. 1996. 95. С. 5; Воробьёв В. М. Почитание редких Богородичных икон в Тверской епархии//Великое прошлое: Тр. науч. конф. Тверь, 1998. С. 108-110; Колокольный звон над обителью//Тверской мирянин: Газ. 2000. 23. С. 1; Степанов А. Святая обитель//Тверская жизнь: Газ. 2001. 239. С. 3; Крутова Ю. Вдали от мирской суеты//Там же. 2003. 227. С. 4; Оршин Вознесенский мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2006. Ч. 2. С. 86-90; Спиридонова М. Женское возрождение: Оршин мон-рь как отражение духа времени//Тверская жизнь. 2010. 201. С. 4; Тверские клады: [Буклет]. [Тверь, 2011]; Вознесенский Оршин жен. мон-рь. [Тверь, 2013]; Феодоровская икона Божией Матери в Вознесенском Оршине мон-ре. Тверь, 2013; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель, XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 356-382; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157; Вознесенский Оршин мон-рь: Страницы истории. Тверь, 20172; Коншин Н. М. Оршин мон-рь: Древняя архимандрия. Сказание о найденных богослужебных вещах//Оршин мон-рь в трудах тверских исследователей XIX - нач. XX в. Тверь, 2017. С. 47-68; Митропольский А. А. Жизнеописание Савватия, подвижника Тверского и Оршинского//Там же. С. 7-46.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

После преобразования Варшавского вик-ства в самостоятельную епархию продолжили свою деятельность ранее созданные ДУ в Варшаве и начальное уч-ще в Яблочинском прп . Онуфрия Великого муж. мон-ре . В 1868 г. Варшавское ДУ было изъято из подчинения Волынской ДС и передано в ведение епархиального архиерея, в 1878 г. уч-ще получило новое 2-этажное здание, число учащихся возросло с 40 до 124 чел. В нач. 1875 г. униатские семинария и уч-ще в Холме были обращены в правосл. и переданы в ведение Синода, Холмская ДС была поставлена под надзор Люблинского епископа. В 1882-1887 гг. семинарию и школу причетников при кафедральном соборе в Холме преобразовали по образцу др. семинарий и уч-щ Российской империи. В 1897 г. при Яблочинском мон-ре открылась годичная школа псаломщиков, там же существовало уч-ще рисования для подготовки иконописцев. Во время первой мировой войны часть духовных учебных заведений была эвакуирована, большинство прекратили существование. Церковноприходские школы При архиеп. Иоанникии (Горском) в епархии были открыты многочисленные начальные уч-ща и церковноприходские школы. В 1886 г. начала работу школа при Леснинском жен. мон-ре с обучением по программе 2-классных церковноприходских школ. В 1877 г. в В. е. насчитывалось 33 школы и уч-ща, существовавшие при храмах, из них лишь 2 содержались за счет епархии (в Яблочинском мон-ре и при ц. св. Марии Магдалины в Варшаве), 29 находились в ведении Мин-ва народного просвещения и 2 - в ведении таможенного ведомства. В 1899-1900 гг. в В. е. действовала 81 церковноприходская школа (3 второклассных, 3 двуклассных, 75 одноклассных) и церковно-учительская школа. Монастыри В В. е. (до выделения из нее Холмской епархии) существовали мон-ри Яблочинский Онуфриевский (муж., основан в Седлецкой губ. ок. 1497-1498), Леснинский Богородицкий (жен., основан в Седлецкой губ. в 1884 как община, в 1889 преобразован в мон-рь), Вировский во имя Всемилостивого Спаса (жен., основан в Седлецкой губ. в 1894 как отд-ние Леснинского мон-ря, в дек. 1898 преобразован в самостоятельный мон-рь), Воронцово-Благовещенский (жен., основан в Люблинской губ. в 1903), Радочницкий прп. Антония Печерского (жен., основан в Люблинской губ. в XVII в. как католич. бернардинский мон-рь, с 1869 униатский приходской храм, в 1875 присоединился к РПЦ, с 1885 муж. мон-рь, с 1899 приписная к Леснинскому мон-рю жен. община, в 1901 преобразован в самостоятельный мон-рь), Теолинский в честь Преображения Господня (жен., основан в Сувалкской губ. в 1894). В 1903 г. при церкви в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. была образована жен. община во имя Покрова Пресв. Богородицы, приписанная к Радочницкому мон-рю. После образования в 1905 г. Холмской епархии в В. е. остался Теолинский мон-рь. Архиереи

http://pravenc.ru/text/150457.html

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

м. относятся к нач. 50-х гг. XVII в. Патриарх Досифей II Нотара в 1706 г. писал, что грузинские мон-ри «лежали в запустении» 40 лет, однако эта цифра не соответствует промежутку от нач. 50-х гг. XVII в. до 1685 г., когда Досифей II уплатил грузинские долги и «расконсервировал» мон-ри. Интерьер кафоликона Интерьер кафоликона Вопрос о помощи груз. мон-рю обсуждали Иерусалимские патриархи, побывавшие в Грузии: Феофан (1645), Паисий (1660) и Досифей II Нотара ( Досифей II Нотара. 1866. С. 186-190; Цагарели. 1888. С. 70). Еп. Тбилисский Иессей, игумен монастыря Цаленджиха Иларион, католикосы-патриархи Вост. Грузии Доментий IV (Багратиони) и свт. Иосиф (Джандиери) несколько раз пытались помочь мон-рям, но посылаемые деньги пропадали. В 1681 г. патриарх Досифей II и царь Картли Георгий XI заключили соглашение, согласно которому Досифей II обещал помочь грузинам покрыть долги грузинских монастырей на Св. земле. В 1682 г. он, прибавив к собранным в Грузии деньгам свою сумму, выплатил долги и проценты. Мон-ри были отремонтированы, в 1685 г. был выкуплен К. м., возобновилось богослужение ( Мамиствалишвили. 2002. С. 41). Царь Картли и его дом, католикос-патриарх Вост. Грузии Николай IX (Амилахвари) и картлийские вельможи обещали вернуть Досифею потраченные им средства (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 26-27). Патриарх какое-то время был готов безвозмездно вернуть К. м., мон-ри свт. Николая Чудотворца, святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, вмч. Георгия Победоносца в Еврейском квартале на Сионе, свт. Василия Великого присланному из Грузии игумену при условии, что у того хватит средств на содержание обителей (Грамота 1706 г. к царю Картли Вахтангу VI). В письмах патриарха Досифея упоминаются имена настоятелей К. м. того времени: Гавриила (Гегенавы), убитого турками, Иосифа (Бараташвили; 1663-1666); Мелетия (Цулукидзе), Николая (Цулукидзе; 1666-1675), Николая (Амилахвари; с 1675), Христофора (Мухранбатони; 1683-1688). Эти сведения вызывают много вопросов: как могло сохраняться преемство настоятелей К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

и затем многочисленные турецкие и персидские набеги в XV в. пагубно отразились на жизни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и груз. М. Мн. церкви и мон-ри были разграблены и разрушены. Падение нравов, особенно в высших слоях общества, привело к тому, что церковные земли и мон-ри никем не защищались, т. к. груз. знать в условиях тотального кризиса заботилась только о своих владениях. Восстановление древних святынь и монашеской жизни началось в Грузии только с XVI в. и продолжилось в следующем столетии после серии нашествий персид. шаха Аббаса I. Благодаря усилиям груз. царей Теймураза I (в Кахети в 1606-1616, 1634-1648, в Картли-Кахети в 1623-1632) и Арчила II (в Кахети в 1664-1675) были вновь отстроены или обновлены мн. мон-ри Картли и Кахети. На тот же период приходится расцвет груз. М. на Св. земле. Грузинами вновь отстраивается иерусалимский Крестовый монастырь , к-рый на долгие столетия стал важнейшим духовным центром не только Палестины, но и самой Грузии. Здесь, возможно, был похоронен знаменитый груз. поэт Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в.). В XIV-XVI вв., непростые времена для христиан, груз. царям и аристократам удалось упрочить свои позиции на Св. земле. Игумен Крестового мон-ря считался главой всей груз. диаспоры Палестины, грузинам в этот период принадлежало 15 иерусалимских церквей и монастырей, мужских и женских, а также приделы в вифлеемском храме Рождества Христова, в иерусалимской Гефсимании и в монастыре вмц. Екатерины на Синае. В XVII в. груз. мон-ри на Св. земле пережили кризис. После завоевания Палестины турками-османами (1516-1517) греч. Иерусалимский Патриархат стремился перевести в свое управление собственность др. христ. общин Палестины: грузин, сербов и эфиопов. В 1606 г. султаном Ахмедом I был подписан фирман, согласно которому грекам переходили 23 монастыря в Палестине, в т. ч. 6 грузинских. Грузины - настоятели Крестового мон-ря - упоминаются в источниках до кон. XVII в. После присоединения Грузии к России при всех трудностях синодального церковного управления стало возможным развитие в Грузии монашеской жизни и монастырского строительства.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Постройки, в т. ч. храм, кельи, трапезная, отремонтированы, устроена колокольня, возведена ограда (2005). 22 авг. 1999 г. состоялось освящение Благовещенской ц. 15 дек. 2012 г. случился пожар, причинивший значительный ущерб братскому корпусу. По завершении восстановительных работ в жилом корпусе устраивается домовая церковь. 10 нояб. 2011 г. Л. м. посетила делегация из афонского монастыря Ватопед во главе с архим. Ефремом (Куцу), которая передала в дар список иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», выполненный ватопедскими монахами. 19 апр. 2013 г. в обитель был доставлен точный список иконы Божией Матери «Всецарица», созданный также иноками Ватопедского мон-ря. 21 сент. того же года в Л. м. был привезен точный список иконы Божией Матери «Геронтисса». Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 989; Оп. 442. Д. 1084; Ф. 824. Оп. 2. Д. 113, 114, 117, 163; НИА Беларуси. Ф. 1532. Д. 1-2. 1801-1839 гг. Ист.: АВАК. 1889. Т. 16. 59. С. 99; 94. С. 130; 238. С. 563-566; 240. С. 568; 253-254. С. 591; 257. С. 592-593; 281. С. 627-633. Лит.: Зеленский И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Минская губ. СПб., 1864. Т. 15. Ч. 1. С. 563; Николай (Долматов), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 154-157; Зверинский. 1890. Т. 1. 41. С. 86; Богдановский К. Мон-ри Минской епархии с древнейших времен//Минские ЕВ. 1895. 1; Памятная книжка Минской епархии, 1901 г. Минск, 1901. С. 21-22; Товаров А. В. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии. Минск, 1903; Денисов. 1908. 430. С. 376; Квитницкая Е. Д. Мон-ри XVIII в. с безбашенными храмами в Белоруссии//Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 94-103; Збор ricmopыi i культуры Бeлapyci: Mihckaя вобл. Mihck, 1987. Кн. 1-2; Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Минск, 1993; Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная apximэkmypa белорус. Барока. Mihck, 2001; Kyлarih А. М. храмы на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001. С. 118-119; Яpaшэbiч А. А. манастыр Дабравешчання//Pэлiriя i царква на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik/Гал. рэд. Г. П. Mihck, 2001. С. 184; Фонды Нац. ист. архива Беларуси: Справ./Сост.: Г. Е. Акулович, А. Ф. Александрова, О. В. Бобкова и др. Минск, 2006. С. 196, 253; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи. М., 2010; Благовещенский Ляденский муж. мон-рь. Ляды; Минск, 2014; Борун Е. Н. Правосл. мон-ри на территории Беларуси (1839-1917): Структура и социально-культурная деятельность//Вестн. Полоцкого гос. ун-та. 2015. Сер. А. 1. С. 55, 56-63.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010