Процесс перехода правосл. храмов и монастырей Молдавии, Валахии и Бессарабии в состав Экзархата был непростым, в первую очередь вслед. сопротивления греков - настоятелей многочисленных «преклоненных» мон-рей (мон-рей, приписанных к крупным греч. обителям: афонским, Святогробскому, Синайскому мон-рям и др.- или состоявших в юрисдикции различных восточных Патриархатов; «преклоненные» мон-ри выполняли функции подворий, имели обширные владения в Молдавском и Валашском княжествах, где осуществляли управление местным духовенством). Греческое духовенство пользовалось поддержкой англ. и франц. консульств в Бухаресте. 23 дек. 1808 г. Синод предоставил митр. Гавриилу право назначить из местного духовенства новых настоятелей во все мон-ри, к-рые к тому времени были «преклонены» к заграничным мон-рям и Патриархатам. Однако это право не было реализовано, т. к. его опротестовали молдавский господарь Скарлат Каллимаки и французский вице-консул. При их поддержке юрисдикцию митр. Гавриила оспорили управлявшие «преклоненными» монастырями безместные греческие архиереи: митр. Иринопольский Григорий (настоятель Голийского Вознесенского мон-ря), митр. Евхаитский Феоклит (настоятель Арон-Водского Вознесенского мон-ря), митр. Эдесский Серафим (настоятель ботошанского Николаевского мон-ря), митр. Анамийский Паисий (настоятель ясского Галатского Вознесенского мон-ря и Михайловского собора в Кишинёве, «преклоненных» к Иерусалимскому Патриархату), а также 4 архимандрита: настоятель ясского Трёхсвятительского мон-ря Серафим, настоятель Побратского Николаевского мон-ря Анфим, настоятель ясского Свято-Саввского мон-ря Григорий и настоятель Кэприана в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря под Кишинёвом Анфим. Становление русской церковной администрации в Молдавии, Валахии и Бессарабии усложнялось еще и тем, что там оставались 2 румын. архиерея, не признавшие экзаршество митр. Гавриила: Хотинский еп. Амфилохий († 1814) и управлявший в 1780-1788 гг. Проилавской митрополией митр. Проилавский, Ренийский и всея Ханской Украины Кирилл, в 1803 г. живший в Дубоссарах. 20 дек. 1809 г. митр. Гавриил написал в Синод рапорт об окончательном упразднении Проилавской епархии и титулярного Проилавского еп-ства, основываясь на том, что проживавший на покое митр. Кирилл «стар и немощен», а поставленный в 1803 г. Проилавский митр. Парфений после начала русско-тур. войны в 1806 г. бежал в К-поль.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

мон-рях. Болг. христиане рассчитывали на помощь единоверных слав. народов, особенно рус. С XVI в. Россию регулярно посещали болг. иерархи, настоятели мон-рей и проч. духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митр. Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение К-польского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в т. ч. игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и др. мон-рей, в XVI-XVII вв. испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского мон-ря (1712), архимандрит Лясковского мон-ря (1718) и др. Помимо щедрых денежных милостыней на мон-ри и церкви из России в Болгарию привозились слав. книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болг. народа. В XVIII-XIX вв. с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования мон-рям. В 1-й пол. XVIII в. были возобновлены и украшены мн. монастырские храмы и часовни: в 1700 г. возобновлен Капиновский мон-рь, в 1701 г.- Дряновский, в 1704 г. расписана часовня Св. Троицы в мон-ре Пресв. Богородицы в с. Арбанаси под Тырновом, в 1716 г. в том же селе была освящена часовня мон-ря св. Николая, в 1718 г. возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский мон-рь, в 1732 г. обновлена и украшена церковь Роженского мон-ря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В мон-рях создавались раки для св. мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и др., что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы. Церковь в период «болгарского возрождения » (XVIII-XIX вв . ) Мон-ри сохраняли свою роль национально-духовных центров и в период возрождения болг. народа. Начало болг. национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского . Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских» (1762) явилась своеобразным манифестом патриотизма.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Богородицы (Кавтурское ущелье, в 5 км от с. Цинарехи, Каспийский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в 1989). Сенакско-Чхороцкуская, еп. Шио (Муджири). Мон-ри: Сенакский, Земо-Теклати, Рождества Пресв. Богородицы (г. Сенаки, р-н Земо-Теклати, жен., основан в 60-х гг. XIX в., закрыт в 1921, возобновлен в 1997; хранится частица перста св. Иоанна Крестителя); Менджи, во имя св. Архангелов (г. Сенаки, р-н Менджи, муж., основан в 1892 св. Алексием (Шушания), возобновлен в 1979; находятся мощи прп. Алексия (Шушания)). Степанцминдско-Хевская, еп. Петр (Цаава). Мон-ри: Сиони, Успения Пресв. Богородицы (с. Сиони, Казбегский р-н, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2005); Гергети, Св. Троицы (в 4 км от пос. Степанцминда (Казбеги), муж., основан в XIV в., возобновлен в 2004); Ачхоти, св. Николая Мирликийского (с. Ачхоти, Казбегский р-н, муж., основан в 90-х гг. XX в.); Арши, св. Нины (с. Арши, Казбегский р-н, муж., основан весной 2003); Сно, св. Нины (с. Сно, Казбегский р-н, жен., основан в 2004); Коби, св. Георгия (с. Коби, Казбегский р-н, муж., основан в 2005). Сухумско-Абхазская (Цхум-Абхазская), митр. Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Ажара, св. Георгия (с. Ажара, Кодорское ущелье, муж., основан в 2001); Ажара, св. Нины (с. Ажара, Кодорское ущелье, жен., основан 2 июня 2002). Тианетско-Пшав-Хевсуретская, архиеп. Фаддей (Иорамашвили). Мон-рь: Сионтгори, св. Арчила (с. Сионтгори, Тианетский р-н, муж., основан в 730-745 груз. царем Арчилом I, возобновлен в 2003). Хонско-Самтредийская, архиеп. Савва (Гигиберия). Мон-ри: Матходжи, св. Нины (с. Матходжи, Хонский р-н, жен., основан в XVI в., возобновлен в 1996); Хони, прп. Саввы Освященного (г. Хони, муж., основан в 1996); Самтредийский, св. Андрея Первозванного (г. Самтредиа, жен., основан в 2001); Удзлоури, Вознесения Господня (с. Ахалбедисеули, Хонский р-н, муж., основан в 2002). Цагерско-Лентехская, еп. Стефан (Калаиджишвили). Мон-ри: Цагерский, св. Максима Исповедника (г. Цагери, муж., основан до IX в., возобновлен в 2002; находится могила св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Антония, беседующего с Феодором, такие слова сожаления: «Ведь когда я стал монахом, еще не было на земле общежития, чтобы я мог жить в общежитии поэтому я стал жить в уединении; затем путь апостольский явился на земле, т. е. то дело, которое предпринял наш могучий авва Пахом; он стал гаванью для каждого, кому грозила опасность от того, кто изначально чинит людям зло…» (S5: Lef. 2. Р. 178. 5 sq.; ср.: G1. 120). К этому времени Пахомиевы мон-ри возникли уже и на севере Египта (так, в пригороде Александрии ок. 390 еп. Феофил на месте разрушенного святилища Сераписа основал «монастырь возле Канопа», позднее переименованный в «Покаяние» (Μετνοια), устроенный по Пахомиеву уставу (первое упоминание у блж. Иеронима Стридонского: Regula S. Pachomii. Praef. 1; подробно см.: Gascou. 1991). С тех пор, не в последнюю очередь под влиянием образа жизни пахомиан, общежительные мон-ри, правда уже со своими уставами, появляются повсюду в Византийской империи, постепенно вытесняя др. формы монашеской жизни (напр., общежитие Шенуте в Египте, мон-ри свт. Василия Великого в М. Азии или мон-ри прп. Венедикта Нурсийского в Италии; подробно см.: Bacht. 1950; Idem. 1952; Dunn. 2003). В 30-х гг. VI в. имп. Юстиниан I издал закон, согласно которому все мон-ри должны были быть общежительными (см.: Frazee. 1982). Хронология Первоначальное несохранившееся греч. Житие VP возникло, по всей видимости, в кон. IV в. (ср.: Chitty. 1966. Р. 8). Автором текста был анонимный двуязычный автор, живший в одном из монастырей общежития (ср. «в Тавенниси»: Heussi. 1936. S. 116). Главным источником для его сочинения помимо уже существовавших лит. образцов (напр., Житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием I Великим после 356: влияние этого сочинения на VP доходит иногда вплоть до дословных совпадений, см.: Bousset. 1923. S. 258-60; Chitty. 1954. Р. 68; D ö rries. 1966. S. 202) служили богатые устная, а затем и письменная - как греческая, так и коптская - традиции о П. В., имевшие хождение в Пахомиевых мон-рях; свидетельства этому находятся в VP.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

Хотя монахи вернулись в лавру и ок. 1612 г. даже возвели там новую башню, строительство расстроило финансы мон-ря. Посольства, приезжавшие в Москву из лавры в 1625, 1629, 1636 гг., сообщали о растущих проблемах: ветшании и разрушении обители, притеснениях бедуинов, тяжелых долгах. Вскоре после 1636 г. сербы оставили свои палестинские монастыри. Патриарх Феофан Иерусалимский выплатил серб. долги и вернул оба мон-ря во владение ИПЦ ( Муравьев. 1858. Ч. 1. С. 261, 281-299; Леонид (Кавелин). 1867. С. 53-63; Каптерев. 1895. Ч. 1. С. 14-23, 46-59; Ч. 2. С. 208). После ухода из Палестины серб. иноков опустел мон-рь арх. Михаила. Патриарх присылал туда на жительство 2-3 старцев; остальные келлии использовались для размещения паломников. Такую же роль гостиниц для паломников выполняли уже в кон. XVI в. мон-ри святых Иоанна Предтечи, Евфимия, Димитрия Солунского и с кон. XVII в.- большинство выкупленных греками груз. монастырей. В кон. XVI в. в Иерусалиме насчитывалось до 5 груз. мон-рей с 20 иноками: св. Николая Чудотворца, св. Феклы (уступлен грекам в нач. XVII в. и преобразован в жен. монастырь), святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, св. Георгия в Еврейском квартале на Сионе, св. Василия Великого. Но уже во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. грузины утратили неск. обителей, в т. ч. мон-рь ап. Иоанна Богослова, к-рый, по разным данным, был отдан в аренду францисканцам или передан им по султанскому указу после выселения католич. монахов с горы Сион в 1551-1552 гг. В нач. XVII в. обедневшая груз. община продала грекам свои права на половину Голгофы. К сер. XVII в. монахи остались только в Крестовом мон-ре и иерусалимском мон-ре св. Николая, др. груз. мон-ри были заброшены или сдавались в аренду мирянам. В 40-х гг. XVII в. архимандрит Крестового мон-ря Никифор Ирбах (Ирубакидзе-Чолокашвили) провел масштабные ремонтные работы в обители. Однако в 50-х гг. XVII в. грузины были вынуждены покинуть свои мон-ри из-за непосильных долгов. В 1682 г. патриарх Досифей Иерусалимский собрал в груз.

http://pravenc.ru/text/293788.html

При отступлении немецко-фашистских войск в 1944 г. постройки обители были заминированы и затем разминированы советскими военнослужащими. Кирилловская ц., как и весь монастырский архитектурный ансамбль, не сохранилась. При восстановлении Новгорода по распоряжению городских властей руинированные постройки Н. П. м. были разобраны, кирпич и камень использованы для строительства. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 501-507; Муравьёв А. Н. Путешествие по св. местам русским. СПб., 1846. М., 1990; Вихров П., сост. Новгородские св. места. Новг., 1860. С. 40; Строев. Списки иерархов. С. 44, 76-78; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 506-511, 269, 284; Ч. 2. (по указ.); Зверинский. Т. 2. С. 165. 866; Вихров А. В., свящ. Неск. слов о новгородском Мало-Кирилловом мон-ре//Новгородские ЕВ. 1896. 4. С. 246-247; Слезскинский А. Г. Кириллов мон-рь: (Из экскурсий в окрестностях Новгорода)//ИВ. 1901. Т. 86. 11. С. 700-716; Денисов. 1908. С. 575-576; Эвакуация Рижского жен. мон-ря//Рижские ЕВ. 1916. 5/6. С. 165-171; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 75 [Библиогр.]; Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983. 205-207. С. 327; Булкин В. А. Архитектурно-строительная ситуация в Новгороде кон. XII - нач. XIII в.//Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. Л., 1987. С. 217-223; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР. СПб., 2001. [Вып.:] Севернорусские мон-ри. С. 3-123; Петрова Л. И., Анкудинов И. Ю., Попов В. А., Силаева Т. В. Топография пригородных мон-рей Новгорода Великого//НИС. СПб., 2000. Вып. 8(18). С. 95-157 (о мон-ре - С. 142-143. 31); Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Русская икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея. М., 2004. С. 49-51; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 261-264; он же. Топография новгородских городских и пригородных мон-рей XII-XVII вв.//София. 2007. 3. С. 8-13; он же. Мат-лы к перечню описей имущества мон-рей Новгородской земли XVI-XX вв.//НовгАВ. 2013. Вып. 11. С. 233; Секретарь Л. А. Кириллов на Нелезене [мон-рь]//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: (Энцикл. слов.). СПб., 2009. С. 315-316; она же. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 493-501; Галкин А. К. Рижские сестры под покровом Саввы Вишерского//София. 2014. 2. С. 19-22.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГИЛЬБЕРТИНЦЫ [лат. gilbertines], средневек. католич. монашеский орден в Англии. Получил название по имени основателя католич. св. Гильберта из Семпрингема (1083/89-1189, канонизирован в 1202, пам. 4 февр.). Св. Гильберт, будучи приходским священником, при содействии еп. Линкольнского Александра, в 1130/31 г. основал жен. мон-рь в Семпрингеме со строгой дисциплиной и затворничеством. Исходя из хозяйственной необходимости, он добавил к 7 монахиням мирских сестер, а позднее мирских братьев по аналогии с цистерцианскими конверсами . Ок. 1139 г. еп. Линкольнский Александр передал мирским сестрам из Семпрингема часть замка на о-ве Хаверхолм (близ Слифорда, графство Линкольншир). В 1147/48 г. Гильберт на генеральном капитуле цистерцианских аббатов в мон-ре Сито (Бургундия) просил взять основанный им в Англии орден под опеку капитула. Получив отказ, он провел частичную реорганизацию Г., добавив группу регулярных каноников. Так сложилась 4-частная система «двойных монастырей» Г., к-рая в 1148 г. была одобрена папой Евгением III . Позднее в ордене появились мон-ри только для мужчин. Всего Гильбертом было основано 13 мон-рей, из к-рых 4 были только мужские. Уже при его жизни основание новых мон-рей пошло на убыль, а после смерти были основаны 1 «двойной монастырь» и 6 мужских. Наибольшее число мон-рей Г. находилось в графстве Линкольншир, по 1 мон-рю - в графствах Йоркшир, Бедфордшир и Норфолк. Помимо мон-рей орден опекал госпитали для прокаженных в Йорке, Клаттеркоте и Линкольне. Попытки основать мон-ри ордена за пределами Англии успеха не имели. Единственным исключением стал небольшой мон-рь в Шотландии. В «двойных монастырях» число женщин вдвое превышало число мужчин. Так, в приорате св. Марии (Уоттон, графство Йоркшир), основанном ок. 1150 г. Евстахием Фицджоном, могло быть 140 женщин и 70 мужчин, а в приорате св. Андрея в Семпрингеме - соответственно 120 и 60. Муж. мон-ри были значительно меньше. Число каноников в приорате Молтон (основан ок. 1150) не должно было превышать 35 чел. Иным было соотношение в госпиталях: напр., в линкольнском госпитале, опекаемом Г., служили 16 мужчин и 20 женщин (в госпиталях работали только каноники, мирские братья и сестры).

http://pravenc.ru/text/164987.html

Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря. Уже при жизни своего основателя мон-рь стал одним из крупнейших на А. (число иноков достигло 80 чел.). Для Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973-975), а также т. н. Завещание - Диатипосис прп. Афанасия (после 993) ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 102-140); мн. положения этих документов вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей. Запрет доступа женщин действовал на А., вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то что он не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в мон-ре даже самок животных (гл. 31). В Житии прп. Петра (кон. X - нач. XI в.) говорится, что, поскольку Христос даровал А. Своей Матери, др. женщинам нет места на нем ( Lake. 1909. Р. 25; см. Talbot. 1994. P. 67-68). «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) Среди др. крупных обителей на А. пользовался известностью Ватопедский мон-рь, основанный, по наиболее достоверным сведениям, в 70-х гг. X в. (ранний период истории этой обители мало изучен, уцелевшие после пожаров документы относятся к XIV в.). Также в X в. были основаны мон-ри Ксиропотам, Зограф и Фессалоникийца во имя св. Пантелеимона, позднее переданный рус. монахам. К тому же столетию относят основание прп. Павлом Ксиропотамским мон-ря, получившего впосл. его имя (возобновлен в XIV в. сербами). В кон. X или нач. XI в. был основан мон-рь прп. Ксенофонта (древнейший документ из его архивов датируется 1010). Основание Дохиарского мон-ря предание приписывает имп. Никифору III Вотаниату (1078-1081), однако известна подпись игумена этой обители, датируемая до 1030 г. В XI в. были основаны мон-ри Эсфигмен, Каракал и Кастамонит, а также мон-ри Филофея и Симонопетра (мн.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В результате подобных мер в VI в. общежительные мон-ри стали преобладать над лаврами и по количеству, и по числу насельников. В VI в. монашество И. п. достигло расцвета: в этот период известно о существовании не менее 19 лавр и 44 киновийных мон-рей, из них ок. 40 находилось в пустыне и ок. 20 - в долине Иордана. В основном они вполне соответствовали мон-рям тех же типов в др. регионах Средиземноморья, прежде всего в Египте. Наиболее древними в И. п. были лавры, существенно отличавшиеся друг от друга особенностями устава и видами работ, к-рые выполняли монахи. Как правило, лавры представляли собой конгломерат скальных пещер или небольших домиков-келлий, беспорядочно разбросанных в пустыне и соединенных тропинками. Так, в лавре прп. Саввы неск. десятков пещер занимают оба берега Кедронского ущелья протяженностью ок. 2 км. Центром лавр служили храм и трапезная, стоявшие неподалеку друг от друга, но никогда не объединявшиеся в одном или смежном здании. Такие мон-ри обычно не имели оград или к.-л. укреплений; редко вокруг келлий возводился каменный забор (лавры Марда и Гептастом). Иногда в разных частях мон-ря или вокруг его территории сооружались башни (одна или несколько), к-рые, впрочем, не могли иметь военное значение, но служили лишь неким знаком, оповещавшим о праве монашеской общины на владение занятой ею землей. Киновийные мон-ри (преподобных Феодосия, Мартирия, Евфимия), как правило, представляли собой сложные комплексы построек на относительно ровном участке местности внутри небольшого периметра стен с одними или 2 воротами. Как и у лавр, стены имели скорее символическое, чем оборонительное значение. На территории мон-ря обычно устраивался внутренний двор, в его центре находились одна или неск. церквей. По периметру стен со всех сторон возводились различные жилые и хозяйственные постройки: келлии монахов, трапезные, странноприимницы, мастерские различного профиля. В мон-ре прп. Феодосия были предусмотрены отдельные помещения для престарелых монахов, находившихся на попечении мон-ря, и даже особое место для тех членов братии, на к-рых была наложена епитимия или к-рые по разным причинам подвергались отлучению от литургии и лишались общения с остальной общиной. Иногда киновии, как и мн. лавры, устраивались на склонах вади при комплексах пещер. В этом случае все постройки мон-ря в отличие от построек лавры ставились как можно ближе друг к другу и обносились единой оградой (Хозива, мон-рь прп. Феоктиста).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010