Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 17. Л. 423-434 [Опись 1702 г.]; Ф. 281, 1209. Оп. 1. 953, 15398, 15406, 15410; ГА Владимирской обл. Ф. 556, 573. Ист.: Владимирские ГВ. 1847. 30. Ч. неофиц. С. 132; 31. С. 137-138; 32. С. 143-144; 39. С. 180-182; 40. С. 184-185; Владимирский сб. М., 1857. С. 167-168, 175-179, 184-185; ДАИ. 1867. Т. 10. 32. С. 92; ЖМП. 1994. 7/8. С. 3. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 125; ИРИ. Ч. 3. С. 752; Тихонравов К. Н. Николаевский мон-рь в г. Гороховце//Владимирские ГВ. 1847. 29. Ч. неофиц. С. 129; он же. Ист. заметка о г. Гороховце//Там же. 1854. 12. Ч. неофиц. С. 87-88; он же. Николаевский мон-рь в г. Гороховце//Владимирский сб. М., 1857. С. 109-110; [Ростиславов Д. И. ] Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 77; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 115-122; Соболев Н. Никольский мон-рь в г. Гороховце Владимирской губ.//Древности: Тр. МАО. М., 1912. Т. 4. С. 301-307; Столетов А. В. Памятники архитектуры Владимирской обл. Владимир, 1958. С. 204-205; Тиц А. А. По окраинным землям Владимирским: (Вязники, Мстера, Гороховец). М., 1969. С. 89-97; Везарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. М., 1975. С. 82; Андреев Н. И. , Скворцов А. И. Гороховец. Ярославль, 1988. С. 48-52; Казаков М. Никольские страдальцы//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1992. 44. С. 2; Неживой В. За каменными стенами возродился муж. мон-рь//Призыв: Газ. Владимир. 1994. 21 окт.; Праздник св. обители: Св.-троице-Никольскому мон-рю 350 лет//Новая жизнь: Газ. 1994. 103. С. 3; О, Пресвятый и Пречудный Отче Николае...//Там же. 1997. С. 1, 3; Что ни страница - открытие//Там же. 59/60. С. 2-3; Св.-Троице-Никольский мон-рь: К 5-летию со дня возрождения//Там же. 97-98. С. 1, 2; Памятники истории и культуры Владимирской обл. Кат. Владимир, 1996. С. 161; Андреев Н. И. Гороховецкая ист. хроника: Сб. краевед. ст. Владимир, 2002. С. 90-92. |
В Спасо-Евфимиевом монастыре находился ряд произведений лицевого шитья с изображениями Е., в т. ч. вклады князей Пожарских, покровительствовавших обители и почитавших ее основателя. Среди них выделялся надгробный покров (Там же. С. 20), отличавшийся особенно сложной иконографией, к-рая не имеет прямых аналогий среди покровов др. русских святых: кроме храмового праздника Преображения Господня, представленного над главой преподобного (ср. изображения Св. Троицы на покровах преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского), по сторонам (в медальонах?) размещались фигуры Богоматери и свт. Николая. Выбор сюжетов соответствовал посвящению основных престолов мон-ря (Преображенский собор с Никольским приделом, трапезная ц. Успения Пресв. Богородицы, храм Похвалы Богоматери), продолжая традицию сопоставления изображений Е. и свт. Николая и создания икон преподобного с фигурами Иисуса Христа и Богородицы по сторонам. Сходный принцип был положен в основу композиции сударя с изображением Преображения Господня, предстоящими свт. Николаем и Е. и Деисусом вверху (Там же. С. 28). Сохранилось неск. шитых произведений XVII в.: надгробный покров Е. традиц. иконографии (кон. XVII - нач. XVIII в., ГВСМЗ); пелена, или сударь, с изображением Е. в рост и образом Еммануила в сегменте (ГВСМЗ, этот памятник можно отождествить с сударем, упомянутым в описи 1660 г.; в описи 1758 г. он фигурирует как подвесная пелена - Косаткин. Мон-ри. 1906. С. 48); шапка архимандрита (ГИМ; очевидно, именно эта шапка упом. в описи 1660 г. как отданная Суздальскому архиеп. Стефану: Описная книга. 1878. С. 29), вложенная кнг. Ф. А. Пожарской между 1635 и 1651 гг., возможно уже после смерти мужа, кн. Димитрия Пожарского, в 1642 г. (Е. изображен в составе 9-фигурного Деисуса в паре со свт. Алексием, митр. Московским); епитрахиль (Музей икон в Рекклингхаузене, Германия - см.: Haustein-Bartsch E. «Nicht nur vom Himmel gefallen…»: Ankäufe und Schenkungen für das Ikonen-Museum Recklinghausen seit 1983. Recklinghausen, 2004. N 125; упом.: Описная книга. 1878. С. 32) - вклад княгини в 40-х гг. XVII в. (Е. изображен в нижней части в паре с прп. Феодорой; выше - Спас Вседержитель, образ Божией Матери «Знамение», свт. Николай и 3 Московских святителя). Е. также представлен на одной из чеканных дробниц архимандритской шапки, вложенной кнг. Пожарской (ГВСМЗ), и на обороте серебряного креста, сделанного для обители в 1629 г., при архим. Порфирии ( Косаткин. Мон-ри. 1906. С. 44). |
Нам остается присоединиться к духоносным отцам Русской Православной Церкви в молитве ко Господу нашему Иисусу Христу о судьбе Отечества. М.Н.КУЗНЕЦОВ, доктор юридических наук профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, С.П. ШТИН 1 ПСЗ РИ. Собр. первое. Т. 24. 17910, Акт о наследовании Всероссийского Престола от 5 апреля 1797 г. 2 СЗ РИ Т. 1 1906 г. ОГЗ, ст. 58. Прим. 2. 3 СЗ РИ Т. 1 1906 г. ОГЗ, ст. 57. 4 СЗ РИ Т. 1 1906 г. ОГЗ, ст. 4. 5 СЗ РИ Т. 1 1906 г. ОГЗ, ст.ст. 4, 7, 10, 22. 6 ПСЗ РИ. Собр. первое. Т. 24. 17910, Акт о наследовании Всероссийского Престола от 5 апреля 1797 г.; СЗ РИ Т. 1 1906 г. ОГЗ, ст. 64. 7 СЗ РИ Т. 1.1906 г. ст. 64. 8 Об этом принципе: Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. М., 2007 г., с. 496-497. 9 Зызыкин М.В. Указ. соч., с. 133. 10 СЗ РИ Т. 1 ст. 37. 11 Подр. Об этом П. Мультатулли. Николай II: отречение от сатаны. http://rusk.ru/st.php?idar=42081. 12 Об этом подр. см.: Сайт Свящ. В. Бабицына. Эл. адрес: 13 По закону наследовать Престол должен первородный сын Императора и далее по нисходящей линии. См.: СЗ РИ Т. 1, ст. 28. 14 СЗ РИ Т. 1, ст.39. 15 ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1.Д. 2100а. Л. 5. + Собр. Узак. 1917. Марта 6, отд. I. ст. 334. 16 Собр. Узак. Марта 6, Отд 1, ст. 345. Об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского. http://www.rv.ru/content.php3?id=10035 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta |
89) От библиотеки студентов Академии – 40 названий Епархиальных Ведомостей 1906 и 1907 г. 90) Получались в дар следующие периодические издания в 1906 и 1907 г: 1) Allgemeine Bibliographie (1906 и 1907 г.); 2) Monthly Gasette of current Literature (1906 и 1907 г.); 3) Wöchentliches Verzeichniss (1906 и 1907 г.); 4) Pareistizigo Latweeschu Wehstnesis (1907 г.); 5) Српски Сион (1906 и 1907 г.); 6) Вера и Церковь (1906 и 1907 г.); 7) Американский Православный Вестник (1906 и 1907 г.); 8) Церковно-Общественная Жизнь (1906 и 1907 г.); 9) Братский Листок и Россиянин (1907 г.); 10) Руководство для сельских пастырей (1906 и 1907 г.); 11) Душеполезное Чтение (1906 и 1907 г.); 12) Духовный Вестник Грузинского Экзархата (1906 и 1907 г.); 13) Саратовский Духовный Вестник (1906 и 1907 г.); 14) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник (1906 и 1907 г.); и Епархиальные Ведомости: 15) Архангельские (1906 и 1907 г.); 16) Благовещенские (1906 и 1907 г.); 17) Волынские (1906 и 1907 г.); 18) Екатеринбургские (1906 и 1907 г.); 19) Кишиневские (1906 и 1907 г.); 20) Оренбургские (1906 и 1907 г.); 21) Орловские (1906 и 1907 г.); 22) Ставропольские (1906 и 1907 г.); 23) Тверские (1906 и 1907 г.); 24) Уфимские (1906 и 1907 г.); 25) Якутские (1906 и 1907 г.) и 26) Ярославские (1906 и 1907 г.). Справка: По § 52 инструкции библиотекарю Академии: «Ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников Академии, назначаемых Советом в начале или конце каникул. Впрочем Совет может назначить и другое время, необходимое, по его усмотрению, для освидетельствования». Определили: 1) Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки экстраординарному профессору Π. П. Соколову и исправляющему должность доцента Ака- —330— демии А. П. Орлову. – 2) Жертвователям выразить от лица Совета Академии глубокую благодарность. IX. Отношения: а) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры от 8 октября за 1681 с препровождением рукописи за 736 на двухнедельный срок. б) Правления Вологодской духовной семинарии от 10 октября за 990 с препровождением рукописей XVI в. в одном кожаном переплете за 1887. |
Лит.: Иноходцев П. [Корнилиево-Комельский мон-рь]//Собр. соч. выбранных из месяцеслова на разные годы. СПб., 1793. Ч. 10. С. 318-319; Корнильев мон-рь//Вологодские ГВ. 1839. 13. Ч. неофиц. С. 100-103; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Корнилиево-Комельский мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1883. 1. С. 1-9; 2. С. 21-30; 3. С. 51-59; 4. С. 71-79; 5. С. 87-96; 6. С. 105-112; 8. С. 129-137; 9. С. 155-162; 10. С. 163-170; Открытие церковно-приходской школы в Корнилиево-Комельском мон-ре//Там же. 1889. 21. С. 380-381; Степановский И. К. Корнилиево-Комельский мон-рь// Он же. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; 400-летие Корнилиево-Комельского монастыря//Вологодские ГВ. 1897. 26. С. 6; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря: (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897, 1900; Корнильево-Комельский Введенский мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 19045; Сойкин П. П. Корнилиев-Комельский мон-рь в Грязовецком у.//Православные русские обители. 1910. С. 81-82; Корнилиево-Комельский мон-рь//ИИАК. 1915. Вып. 59. С. 178-179; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 280-300; Кожевникова Н. А. Закрытие мон-рей в Грязовецком у.//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 85-88; Седов В. В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского мон-ря: Утраченные памятники архитектуры XVI в.//ИКРЗ, 1993/1994. С. 102-109; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 244-246; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 477-492; Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI-XIII вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 13-24; Шамина И. Н. Из истории вологодских монастырей: Состав насельников//Отеч. история. М., 2003. 1. С. 141-148; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; Кузьминых А. Л., Старостин С. И. Спецлагеря для бывш. военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника//Российская история. М., 2010. 3. С. 48-53; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей, XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. |
Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) На протяжении XVII в. Валахия продолжала оказывать помощь афонским мон-рям. Большей частью она осуществлялась через преклоненные мон-ри, скиты и церкви. Мон-рю Ивирон были дарованы неск. мон-рей: Раду-Водэ в Бухаресте вместе с его подворьями - скитом Тутана в Арджеше и храмом с. Бэлтени в у. Ильфов, мон-ри Главачок в Арджеше и Стеля в Бухаресте. Дарителем мон-ря Ивирон был господарь Раду Шербан (1602-1611). 3 авг. 1607 г. Раду Шербан даровал также мон-рю Ксенофонт поместья Рацка и Силиштя и сделал вклад в 9 тыс. аспр. Храму Успения Богородицы в Карее был дарован мон-рь Котрочени в Бухаресте, возведенный Шербаном Кантакузино (1678-1688). Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Известным покровителем Церкви и ктитором мн. мон-рей был господарь Матфей Басараб . Дарственные грамоты 1641 и 1649 гг. и др. лет, полученные в его правление мон-рями Ксенофонт, Ивирон, Дохиар, св. Дионисия и Кутлумуш, свидетельствуют о значительности недвижимого имущества, к-рым владели преклоненные мон-ри в Валахии с настоятелями из греков. Тщанием господаря в Вел. Лавре была возведена новая ц. св. Михаила Синадского, в ее росписях присутствуют изображения господаря и его супруги Елены. Им же были дарованы храму 2 служебных Евангелия. Миниатюра одного из Евангелий изображает коленопреклоненных пред св. Михаилом Матфея Басараба и Елену. В 1642 г. Лавра получила от господаря значительное денежное пожалование за присылку в Валахию главы св. Михаила Синадского, что чудесным образом предотвратило нашествие саранчи. Однако им же в 1639 г. был принят указ, запрещавший даровать А. или др. св. местам Востока целый ряд древних и крупных мон-рей Валахии, среди к-рых были такие мон-ри, как Тисмана, Козия, Арджешский и др. В следующем году появился еще один указ: в дополнение к 22 мон-рям, упомянутым ранее, добавился запрет на «преклонение» еще неск. |
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 367; [Протопопов Я. Е.] О Космине мон-ре и Золотниковской пуст.//Владимирские ГВ. 1842. 8. С. 34; Миловский М. Козьмин мон-рь//Там же. 1848. 24. С. 135-137; Тихонравов К. Н. Замечательное Евангелие в Козьмине мон-ре//Там же. 1855. 1. С. 7; Владимирский сб.: Мат-лы для статистики [и др.]/Сост.: К. Н. Тихонравов. М., 1857. С. 116; С(ервиц)кий [А. И.]. Космин мон-рь и училище при нем: Из путевых записок//Владимирские ЕВ. 1870. 5. С. 206-210; Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всерос. митрополитов, патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 224; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 71, 78, 240, 245 (То же: Рязань, 2010); Павлинский Ф. Краткая история Космина мон-ря//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 257-260; Извольский Н., свящ. Приложение к краткой истории Космина мон-ря Владимирского у.//Там же. 1886. 18. С. 479-489; [Конобеевский И. А.] (псевд.: И. А. К.-С.). Прп. Косьма и Яхромский мон-рь//Рус. паломник. 1894. 9. С. 129-130; [Косаткин В. В.] Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 109-114; Николай Михайлович, вел. кн. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 438; Водарский Я. Е. Церковные орг-ции и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-94; Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского [Яхромского]//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 426-430; Справ. по фондам Гос. архива Владимирской обл. Владимир, 1979. С. 50-51; Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина мон-ря на р. Яхроме//ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 326-336; Щенникова Л. А. Богоматерь Яхромская: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVII вв.//РиХВ. 1997. Т. 1. С. 49-63; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7: Мон-ри России: Мат-лы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. С. 165-176; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Образ прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах//Кадашевские чт. М., 2014. Сб. 15. С. 246-265; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 443-445; Ефимова А. И. Успенский Козмин мон-рь на р. Яхрени в док-тах XV-XVIII ст.//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; она же. Икона «Прп. Косма Яхренский с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея//Там же. 2003. Вып. 7. С. 178-183; Св.-Успенский Космин мон-рь в с. Небылое: Старинные фотографии/Космин мон-рь. [Б. м.], 2008; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского мон-ря XIV - нач. XX в./Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013. |
Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству: (1764-1869). СПб., 1869. С. 138-140; Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии//Памятная кн. Уфимской губ./Сост.: Н. А. Гурвич. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29-30; Желателев П., прот. Мон-ри Уфимской епархии//Справ. кн. Уфимской губ. Уфа, 1883. Отд. 2. С. 30-37; Зверинский. Т. 1. С. 9, 13, 32, 213; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 51, 107-108; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и мон-рей Рос. империи. СПб., 1900. Ч. 4. С. 31; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 112-113; Игум. Филарета, настоятельница Мензелинского Пророко-Ильинского жен. мон-ря. Уфа, 1905; Денисов. 1908. С. 885; Первоначальницы Мензелинского Пророко-Ильинского жен. мон-ря игум. Евгения и Филарета//ЖПодв. Сент. С. 231-236, 239; ППБЭС. Т. 2. С. 1564; Жевахов Н. Д. Воспоминания. [Мюнхен], 1923. М., 1993. Т. 1. С. 146-148; Ведомость о муж. и жен. мон-рях и общинах за 1915 г. Пг., 1915; Белокопытов В. И., Остроумов Я., Сафин М. Мензелинская быль. Каз., 1970. С. 76-78. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 157; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. М., 1996; Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: Жертвы гражданской войны//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. и др. Жития священномучеников Уфимской епархии//ЕжБК, 1998. М., 1998. С. 223-238; Респ. Татарстан: Правосл. памятники: (сер. XVI - нач. XX в.). Каз., 1998. С. 206; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 136-137; Зимина Н. П. Общерос. правосл. святые Респ. Башкортостан//Русские Башкортостана: История и культура. Уфа, 2003. С. 244-250; Мохов А. В. Мон-ри и монашество в Уфимской земле: (1799-1917): Канд. дис./МДА. Серг. П., 2005. Ркп.; Уфимская епархия РПЦ: Справ.-путев. М., 2005. С. 381, 437-438; Бедарева А. Г. Мензелинский Пророко-Ильинский мон-рь и его игум. прпмц. Маргарита//Рус. мон-ри: Приуралье. М., 2006. С. 456-460; Мензелинский край: История и современность/Сост.: Ю. Ю. Юсупов, М. Н. Сафиуллин. Мензелинск, 2006. С. 233; Сергеев Ю. Н. Пророко-Ильинский мо н-рь//Башкирская энцикл. Уфа, 2009. Т. 5. С. 204; Елдашев А. М. Игум. Маргарита Мензелинская: (1865-1918). Каз., 2013; он же. Правосл. культура в Казанском крае: (XVI-XX вв.): Очерки истории. Каз., 2013. С. 166-170, 203-210. |
На Афон прп. Иоанн-Торникий прибыл с группой грузин, желавших подвизаться на Св. Горе, и тогда появилась необходимость в основании отдельного мон-ря. Вероятно, за это ходатайствовал и груз. царь Давид III Куропалат, активно строивший мон-ри в Кларджетской пуст. в Тао-Кларджети (Ошки, Пархали, Хахули, Отхтаэклесиа). Свыше 1,2 тыс. литр золота, полученных прп. Иоанном-Торникием за победу над Вардой Склиром, были потрачены на строительство И. м. и на освоение доменов (владений) в Македонии. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы (979/80; утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32; Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 332-333), прп. Иоанн-Торникий обменял находившиеся до этого в ведении грузин мон-ри - Иверский (τς Ιβηρσσης) в К-поле и св. Фоки в Трапезунде - на мон-ри Леонтия в Фессалонике, прп. Иоанна Колова в г. Иериссе и Климента на Афоне с общей площадью земельных угодий 80 тыс. модиев. К пожалованному императором прп. Иоанну-Торникию фискальному доходу в виде 60 податных и 40 бесподатных крестьян было добавлено еще 20 и 40 крестьян. Щедрые пожертвования на основание И. м. сделал и груз. царь Давид III. Т. о., общая площадь земель И. м. уже при основании мон-ря намного превысила владения Великой Лавры не только в тот период, но и в пору ее расцвета в сер. XI в. Стремясь расположить к себе афонитов и утвердиться на Афоне, преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн делали значительные пожертвования афонским мон-рям. Так, полученный от имп. Василия II о-в Неон (ныне о-в Айос-Эфстратиос), доходы от к-рого составляли от 14 до 20 литр золота в год, а также часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. были переданы Великой Лавре в благодарность за содержание груз. братии («Книга агап»: НЦРГ. А 558 - Натроев. 1909. С. 35-37). Пожертвования не прекращались и после кончины преподобных, что, однако, не избавляло братию И. м. от тяжб с др. афонскими мон-рями. В 979/80 г. И. м. передал афонскому Протату в Карее для раздачи монахам 14 литр золота, столько же - в 982/3 г., 28 литр- в 984/5 г., в т. ч. 1 литра золота была пожертвована на освящение церкви в Карее (Протат) (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 35-36). В свою очередь афониты гарантийным актом подтвердили, что не будут иметь претензий на мон-рь прп. Иоанна Колова с вотчинами в долине р. Стримон и в Иериссе и на подчиненные ему мон-ри Леонтия и Полигир, бывшие предметом долговременных разногласий и тяжб между мон-рями Афона. В 972, 976 и между 976 и 979 гг. афонские мон-ри подавали императору прошения о передаче им И. м. Однако вместе с обителью прп. Иоанна Колова к иверским монахам перешли и тяжбы, к-рые вел мон-рь в X в.: напр., с жителями деревень в окрестностях Иерисса из-за земельных владений (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 4). |
(Вишневец, Бердичев, Каменец-Подольский и Купин), из которых была создана отдельная Русская пров. В кон. XVIII в. при нек-рых обителях К. открылись приходские школы. Наиболее влиятельным был виленский мон-рь св. Терезы, в к-ром хранилась чудотворная Остробрамская Виленская икона Божией Матери . После включения по решению Венского конгресса большей части Варшавского герц-ства в состав Российской империи (1815) в ней оказались также мон-ри К. в Варшаве, Люблине и Закжеве. В 1818-1819 гг. власти Царства Польского закрыли жен. мон-ри в Люблине и Варшаве. Численность насельников в монастырях сокращалась (108 монахов в 1785, 70 - в 1832). В 1819 г. был построен каменный жен. мон-рь в Дубно (в 1890 передан правосл. монахиням). 19 июля 1832 г. имп. Николай I Павлович подписал указ о ликвидации лат. мон-рей созерцательных и нищенствующих орденов; было закрыто 6 муж. мон-рей Литовской пров. ордена (в Антолептах, Гудогае, Мядзёле, Пинске, Пошумени, Вильно за р. Вилией) и 2 обители Русской пров. (в Вишневце и Купине), в объединенной Литовско-Русской провинции осталось 113 монахов. Власти ввели ограничения на прием послушников - для зачисления одного кандидата (только из дворянского сословия) требовалось разрешение министра вероисповеданий. В 1842 г. было введено разделение мон-рей на классы с определением штата и гос. дотаций. Все обители оказались заштатными, только Бердичевский мон-рь был объявлен мон-рем 1-го класса. Указ 1843 г. запрещал всем орденам принимать послушников, все заштатные мон-ри, насчитывающие менее 8 насельников, подлежали закрытию. В 1844 г. был закрыт мон-рь св. Терезы в Вильно, в 1846 г.- обители в Гродно и Ковно, в 1862 г.- мон-рь в Глубоком, в 1866 г.- мон-ри в Бердичеве и Каменце-Подольском. Кампания по ликвидации мон-рей не проводилась в Царстве Польском, в 1864 г. Польская пров. насчитывала 45 монахов в 4 мон-рях, из к-рых 3 были на территории Российской империи. После Польского восстания 1861-1862 гг., в к-ром приняли участие католич. монахи, 27 окт. |
| |