Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству: (1764-1869). СПб., 1869. С. 138-140; Игнатьев Р. Г. Мон-ри Уфимской епархии//Памятная кн. Уфимской губ./Сост.: Н. А. Гурвич. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 29-30; Желателев П., прот. Мон-ри Уфимской епархии//Справ. кн. Уфимской губ. Уфа, 1883. Отд. 2. С. 30-37; Зверинский. Т. 1. С. 9, 13, 32, 213; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 51, 107-108; Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и мон-рей Рос. империи. СПб., 1900. Ч. 4. С. 31; Ведомость муж. и жен. мон-рям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 112-113; Игум. Филарета, настоятельница Мензелинского Пророко-Ильинского жен. мон-ря. Уфа, 1905; Денисов. 1908. С. 885; Первоначальницы Мензелинского Пророко-Ильинского жен. мон-ря игум. Евгения и Филарета//ЖПодв. Сент. С. 231-236, 239; ППБЭС. Т. 2. С. 1564; Жевахов Н. Д. Воспоминания. [Мюнхен], 1923. М., 1993. Т. 1. С. 146-148; Ведомость о муж. и жен. мон-рях и общинах за 1915 г. Пг., 1915; Белокопытов В. И., Остроумов Я., Сафин М. Мензелинская быль. Каз., 1970. С. 76-78. Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России: (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 157; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. М., 1996; Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: Жертвы гражданской войны//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. и др. Жития священномучеников Уфимской епархии//ЕжБК, 1998. М., 1998. С. 223-238; Респ. Татарстан: Правосл. памятники: (сер. XVI - нач. XX в.). Каз., 1998. С. 206; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 136-137; Зимина Н. П. Общерос. правосл. святые Респ. Башкортостан//Русские Башкортостана: История и культура. Уфа, 2003. С. 244-250; Мохов А. В. Мон-ри и монашество в Уфимской земле: (1799-1917): Канд. дис./МДА. Серг. П., 2005. Ркп.; Уфимская епархия РПЦ: Справ.-путев. М., 2005. С. 381, 437-438; Бедарева А. Г. Мензелинский Пророко-Ильинский мон-рь и его игум. прпмц. Маргарита//Рус. мон-ри: Приуралье. М., 2006. С. 456-460; Мензелинский край: История и современность/Сост.: Ю. Ю. Юсупов, М. Н. Сафиуллин. Мензелинск, 2006. С. 233; Сергеев Ю. Н. Пророко-Ильинский мо н-рь//Башкирская энцикл. Уфа, 2009. Т. 5. С. 204; Елдашев А. М. Игум. Маргарита Мензелинская: (1865-1918). Каз., 2013; он же. Правосл. культура в Казанском крае: (XVI-XX вв.): Очерки истории. Каз., 2013. С. 166-170, 203-210.

http://pravenc.ru/text/2562980.html

На Афон прп. Иоанн-Торникий прибыл с группой грузин, желавших подвизаться на Св. Горе, и тогда появилась необходимость в основании отдельного мон-ря. Вероятно, за это ходатайствовал и груз. царь Давид III Куропалат, активно строивший мон-ри в Кларджетской пуст. в Тао-Кларджети (Ошки, Пархали, Хахули, Отхтаэклесиа). Свыше 1,2 тыс. литр золота, полученных прп. Иоанном-Торникием за победу над Вардой Склиром, были потрачены на строительство И. м. и на освоение доменов (владений) в Македонии. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы (979/80; утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32; Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 332-333), прп. Иоанн-Торникий обменял находившиеся до этого в ведении грузин мон-ри - Иверский (τς Ιβηρσσης) в К-поле и св. Фоки в Трапезунде - на мон-ри Леонтия в Фессалонике, прп. Иоанна Колова в г. Иериссе и Климента на Афоне с общей площадью земельных угодий 80 тыс. модиев. К пожалованному императором прп. Иоанну-Торникию фискальному доходу в виде 60 податных и 40 бесподатных крестьян было добавлено еще 20 и 40 крестьян. Щедрые пожертвования на основание И. м. сделал и груз. царь Давид III. Т. о., общая площадь земель И. м. уже при основании мон-ря намного превысила владения Великой Лавры не только в тот период, но и в пору ее расцвета в сер. XI в. Стремясь расположить к себе афонитов и утвердиться на Афоне, преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн делали значительные пожертвования афонским мон-рям. Так, полученный от имп. Василия II о-в Неон (ныне о-в Айос-Эфстратиос), доходы от к-рого составляли от 14 до 20 литр золота в год, а также часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. были переданы Великой Лавре в благодарность за содержание груз. братии («Книга агап»: НЦРГ. А 558 - Натроев. 1909. С. 35-37). Пожертвования не прекращались и после кончины преподобных, что, однако, не избавляло братию И. м. от тяжб с др. афонскими мон-рями. В 979/80 г. И. м. передал афонскому Протату в Карее для раздачи монахам 14 литр золота, столько же - в 982/3 г., 28 литр- в 984/5 г., в т. ч. 1 литра золота была пожертвована на освящение церкви в Карее (Протат) (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 35-36). В свою очередь афониты гарантийным актом подтвердили, что не будут иметь претензий на мон-рь прп. Иоанна Колова с вотчинами в долине р. Стримон и в Иериссе и на подчиненные ему мон-ри Леонтия и Полигир, бывшие предметом долговременных разногласий и тяжб между мон-рями Афона. В 972, 976 и между 976 и 979 гг. афонские мон-ри подавали императору прошения о передаче им И. м. Однако вместе с обителью прп. Иоанна Колова к иверским монахам перешли и тяжбы, к-рые вел мон-рь в X в.: напр., с жителями деревень в окрестностях Иерисса из-за земельных владений (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 4).

http://isihazm.ru/?id=748

России), а также в соборы и храмы удела Д. И. (размеры вкладов в духовной не указаны, их должен был определить вел. князь). Укорененность Д. И. в жизни удела выразилась в преобладании в завещании местных мон-рей как по их числу (в завещании дан самый подробный в 1-й пол. XVI в. перечень угличских обителей), так и по размерам вкладов: угличский в честь Воскресения Господня муж. мон-рь получил 2 смежных сельца в вол. Кадке, угличскому Алексиевскому мон-рю досталось крупное дворцовое с. Некоуз в Рожаловском стане, а Улейминскому во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рю - обширное с. Нефёдово в Городском стане с добавлением черносошных деревень. Во все др. угличские мон-ри также были вложены села и деревни. Кроме того, земельные вклады по завещанию Д. И. получили: в Зубцовском у.- московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мон-рь (с. Дубки) и Иосифов Волоколамский мон-рь (с. Фаустова Гора), в Угличском у.- Кириллов Белозерский монастырь (с. Кобаново), близ Углича - переславль-залесский во имя вмч. Никиты мон-рь (сельцо Микитино). По завещанию князя во мн. храмы и мон-ри его удела поступили денежные вклады: во все храмы Углича и уезда, в церкви в Зубцове, Опоках, Хлепене, в храмы той половины Ржевы, к-рой правил Д. И. Кроме того, денежные вклады предназначались 3 крупнейшим жен. мон-рям и 3 муж. обителям в Москве, Варлаамиеву Хутынскому в честь Преображения Господня мон-рю под Новгородом, соборам в Звенигороде и Дмитрове, нек-рым подмосковным, центральным и сев. обителям (уникально упоминание Никольского мон-ря в дворцовом с. Братошине под Москвой). Обращает внимание отсутствие в завещании вкладов в московские кремлевские соборы, в нек-рые известные московские мон-ри, а также в церкви и мон-ри юж. части удела Д. И. Завещанием Д. И. постарался защитить интересы служивших ему бояр и детей боярских (прежде всего людей его двора), а также несвободных дворовых (князь отпустил на свободу «людей приказных, и полных, и кабальных»). Д. И. просит Василия III отдать угличским боярам и детям боярским поручные записи, фиксировавшие их служебные обязательства, вернуть им «безденежно» купленные у них Д.

http://pravenc.ru/text/178609.html

в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и мон-рей. Х., 1905; Серафим (Кузнецов), иером. Первый всерос. съезд монашествующих 1909 г.: Воспоминания участника. М., 1999; Козлов В. Ф. Трагедия мон-рей. Год 1929-й//Моск. журн. 1991. 1. С. 32-41; он же. Монастыри в России в первые годы после революции//ЖМП. 1993. 4. С. 26-33; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997; Монастыри в жизни России: Сб. ст. Калуга, 1997; Смолич И. К. Русское монашество, 988-1917. М., 1997; Церковь в истории России. М., 1997. Сб. 1: Монашество и мон-ри в России; Голубцов С., протодиак. Троице-Сергиева лавра за последние сто лет. М., 1998; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 19982; Зырянов П. Н. Русские мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 1999; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки/Отв. ред.: Н. В. Синицына. М., 2002; Назарий (Лавриненко), архим. Городское монашество: Совр. свидетельство//Церковь и время. М., 2002. 1. С. 210-219; Букова О. В. Женские обители преп. Серафима Саровского. Н. Новг., 2003; Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2005; Яременко М. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; Водарский Я. Е., Истомина Э. Г. Православные мон-ри России и их роль в развитии культуры (XI - нач. XX в.). М., 2009; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; он же. Монастырская культура в России в XI-XXI вв. М., 2010; Астэр И. В. Современное рус. правосл. монашество: Соц.-филос. анализ. СПб., 2010; Кириченко О. В. Женское правосл. подвижничество в России (XIX - сер. XX в.). М., 2010; Kenworthy S. M. The Heart of Russia: Trinity-Sergius, Monasticism and Society after 1825. N. Y., 2010; Андрианов А. Ю. Причины и обстоятельства ухода в муж. правосл. мон-ри в России XIX - нач. XXI в. Владимир, 2011; Овчинников В.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Одной из ключевых фигур, связанных с леринским монашеством, является прп. Иоанн Кассиан, уроженец Востока, переселившийся на Запад и осевший в Массилии (ныне Марсель). Он известен прежде всего фундаментальными трудами «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования», в к-рых систематически изложены аскетические наставления и принципы устроения монастырской жизни. Через него в лат. традицию перешло учение Евагрия Понтийского о молитве, борьбе со страстями и созерцательной жизни (подробнее см. в ст. Иоанн Кассиан Римлянин ). Воплощением предписаний прп. Иоанна Кассиана на практике и своеобразным итогом 1-го этапа развития лат. монашеской традиции стало появление общежительного мон-ря Кондадискон, сведения о котором содержатся в «Житиях Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда». В этом мон-ре впервые на Западе был введен общий дормиторий вместо отдельных келий для каждого монаха (см. в ст. Евгенд ). Несмотря на конфликт леринских монахов с папским престолом, влияние леринской традиции в нач. VI в. было заметно и в Италии. Эннодий, еп. Тицина, написал «Жизнь монаха Антония Леринского». Согласно повествованию, Антоний был учеником странствующего аскета св. Северина, жизнь к-рого описал друг Эннодия Евгиппий . Св. Северин в 3-й четв. V в. основал 2 мон-ря в пров. Норик: в Фавианисе на Дунае (большой мон-рь) и в Бойотро (небольшой мон-рь). Когда монахи бежали от варваров в Италию, мощи Северина были перенесены в поместье Лукуллан под Неаполем, где был основан новый мон-рь, 2-м аббатом к-рого стал Евгиппий. От Леринского мон-ря линия преемственности ведет также к свт. Кесарию Арелатскому, к-рый в юности жил в этой обители, а затем основал женский мон-рь в Арелате для своей сестры Кесарии Старшей. Свт. Кесарий составил «Правила для дев» - один из первых нормативных уставов, которым вводился полный затвор для монахинь (право выхода из мон-ря по необходимости закреплялось только за настоятельницей). Этот устав и зависящие от него «Правила для монахов» впосл. были приняты в ряде мон-рей Галлии, напр. в мон-ре Св. Креста, основанном в Пиктавии св. Радегундой. Эта обитель, один из ранних примеров королевских мон-рей, находилась на попечении королевской фамилии. В меровингскую эпоху мон-ри стали рассматриваться как места, в которых сохраняется память о предках и возносятся молитвы за правящую династию и семьи знатных благотворителей. Мон-ри также стали служить хранилищами родовых богатств и убежищами. В мон-рях стали накапливаться значительные материальные богатства, появились земельные пожертвования. Поэтому в конфликтах между мон-рями и местными епископами правители часто вставали на сторону мон-ря. Вопрос об автономии мон-рей приобрел политическое значение.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Иерусалимская патриаршая библиотека Изла (Изала) гора Индийская литература Индийский Департамент (India Office, London) Индия, индийцы Иннив близ Азаза Иоанна (Ионы?) мон. близ Мосула Иоанна бар Афтонии, мон. Иоанна из Далиаты Иоанна св. мон. в Амиде Иоанна Уртайи, мон. Ионы мон. – см. Иоанна мон. близ Мосула Иордан Ирак Ирбил – см. Арбела Италия Иудея Йаунана (Иова) мон. близ Мосула Йемен Каир Каирская библиотека Кайсум – см. Кайшум Кайшум (Кишум, Кайсум) Кайшумская епископия Калат-Семан Каллиник (Ракка) Каллиникская епископия Каракалла Карду Кария Каркаф, мон. Каркафта, 47 мон. близ Ришаина Картаминский мон. близ Мардина Карфаген, каноны Собора Карха 48 в Бет-Селох Карха в Ладене Каршуни (арабские рукоп. сирийским письмом) Касра (Басра?) Катар – см. Бет-Катрайе Кафра в Бет-Гевае Кашкар (Васит) Кваррийский мон. – см. Песильтский мон. Кембриджская библиотека Кеннешре, 49 мон. Кеннешрин (Киннесрин) Кеннешринская епископия Кесария Палестинская Кефар-Авдин Кефар-Мари Киннесрин – см. Кеннешрин Кипр Киприана св. мон. в Марге Кир(Фи) Киркукская библиотека Китай Кишум – см. Кайшум Константина – см. Телла-де-Маузелат Константинополь Константинопольский патриархат Коптские переводы Ктесифон см. также Селевкия-Ктесифон Кулпана – см. Куфлана Куртаи Куфлана Лаврентианская библиотека Ладан (Карха-де-Ладан) Лаодикия Ласим – см. Лашом Латинские тексты сирийским письмом Латинский язык и литература; переводы Лашом (Ласим) Лашомская епископия Лейденская библиотека Ливан Литарба (Литарг, ал-Атариб), близ Алеппо Лунд, библиотека Маалтайа (Маалта) Маббуг (Иераполь, Манбидж) Маббугская епископия Майперкат (Мартирополь, Мединат-Сахде, Майяфарикин) Майперкатская епископия Майферкат, Майяфарикин – см. Майперкат Македония Малабар Манбаг, Манбидж – см. Маббуг Манчестерская библиотека Map Авраама Великий мон. – см. Великий мон. на горе Изла Map Анании мон. – см. Зафаранский мон. Map Bacca мон. в Хариме Map Бассимы мон. Map Гавриила школа в мон. Дайра-Эллайта Map Закхея мон. в Каллинике Map Иакова мон. в Кайсуме

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 114-130; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 492-536; Петров К. М. Муромский мон-рь: (в Пудожском у.)//Олонецкий сб.: Мат-лы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. Отд. 1. С. 99-117; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые: Их жизнь и церковное почитание: (Агиол. очерки)//Олонецкие ЕВ. 1903. 8. С. 286-290; Ол-н. Муромская обитель: Впечатления паломника//Олонецкие ГВ. 1905. 8. С. 3; Валк С. Н. Начальная история древнерус. частного акта//Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст.. М.; Л., 1937. С. 301-303; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XIV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966; Литвинова Н. Н., Прохоров Г. М. Житие Лазаря Муромского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 288-290; Барминская Н. Н. Повесть о Муромском о-ве//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 129-149; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991; Нилов Е. Г. Муромский мон-рь. Пудож, 1993; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998; Орфинский В. П. Древнейший деревянный клетский храм России - ц. Воскрешения Лазаря из Муромского мон-ря//Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1999. С. 115-122; Мусин А. Е. К проблеме подлинности данной грамоты посадника Ивана Фомина прп. Лазарю Муромскому//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2000. Вып. 14. С. 315-324; Пашков А. М. «Житие Лазаря Муромского» в истории культуры Карелии XVIII-XX вв.//Кижский вестн. Петрозаводск, 2003. Вып. 8. С. 3-19; Кораблёв Н. А. Пудожское купечество (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.)//Ист.-культурные традиции малых городов Рус. Севера: Мат-лы регион. науч. конф. (7-9 сент. 2006 г.). Петрозаводск, 2006. С. 149-157; Иванов В. И. Мон-ри и монастырские крестьяне Поморья в XVI-XVII вв. СПб., 2007; Амелина Т. П. Мон-ри южной Карелии и границы их земельных владений//Православие в Карелии: Мат-лы 3-й регион. науч. конф. Петрозаводск, 2008. С. 66-77; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010; Новый Олонецкий патерик. СПб., 2013.

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Ф. 236, 280. Оп. 3 472 [«Офицерская» опись мон-ря 1763/1764 гг.], 281; ГВСМЗ. Отд. ркп. и старопечатных книг. 113 [Синодик Б. м.]. Ист.: Летопись Боголюбова мон-ря с 1158 по 1770 год, сост. по монастырским актам и записям настоятелем оной обители игум. Аристархом в 1767-1769 гг.//ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-24; Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961. Ч. 3; ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Лит.: Доброхотов К. Древний Боголюбов город и мон-рь с его окрестностями. М., 1852; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50-65; Торжество освящения соборного храма во имя Божией Матери Боголюбской, в Боголюбовом мон-ре//Владимирские ЕВ. 1866. 11. Ч. неофиц. С. 621-626; Островзоров Н. Ист. описание Боголюбова мон-ря от начала его основания до наст. времени. Владимир, 1880; Боголюбов мон-рь и приписные к нему мон-ри: Покровский и Николаевский Волосов. Вязники, 1891 ; Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1906. Вып. 2. С. 148-155; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 21-32; Воронин Н. Н. Новые памятники русской эпиграфики XII в.//Сов. Арх. 1940. 6. С. 309-315; он же. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1961. Т. 1. С. 201-261; он же. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский. М., 1958; М., 1965; Вагнер Г. К. Четырехликая капитель из Боголюбова//Славяне и Русь. М., 1968. С. 365-393; Лисова Л. С. Город камен именем Боголюбивый...: Исслед. лестничной башни Боголюбовского архитект. ансамбля//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 165-175; Маслов В. М. Археологическое изучение Владимира и Боголюбова с 30-х гг. XIX в. до наст. времени//Там же. С. 15-31; Петрова Л. А. Из народно-поэтической антиклерикальной сатиры: Стих о мон-ре Боголюбовском//Проблемы формирования и раскрытия фондов БАН СССР. Л., 1985. С. 112-123; Св.-Боголюбов мон-рь/Сост. и изд. Св.-Боголюбова мон-ря. Владимир, 1997, 2002; М., 2000; Тимофеева Т.

http://pravenc.ru/text/149505.html

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010