С другой стороны, ослабление римского империализма окончательно освободило вселенские притязания римских пап. До этого момента как церковный империализм Константи нополя, так и идея видимого главенства римского епископа сдерживались властью римского императора. В ослабевающей Византийской империи и церкви сквозь идею имперской церкви стала проступать идея вселенской – мировой – церкви, очень близкая к тому пониманию, которое установилось в католической церкви. По мере того как тускнели величие и блеск империи Ромеев, чем больше уменьшались пределы Константинопольского патриарха, тем сильнее выступала эта идея. «По долгу, лежащем на мне, как общем отце, свыше от Бога поставленном для всех повсюду находящихся христиан, я всегда пекусь, подвизаюсь и молю Бога о их спасении». «Ибо так как Бог поставил нашу мирность предстоятелем всех, по всей вселенной находящихся христиан, попечителем и блюстителем их душ, то все зависит от меня, как общего отца и учителя». И еще: «Я всеобщий судия вселенной, ко мне прибегает обиженный христианин и получает удовлетворение» 157 . Это писал не римский папа, а византийский патриарх на исходе Византии. Исторически это оказалось поздно. На Западе в XIII веке римский епископ прочно утвердил свои позиции. На Востоке падение Византии и усиленное развитие автокефальности в поместных церквях значительно уменьшают роль Константинополя. «Согласная множественность» восточной православной церкви рассыпается на вполне самостоятельные церковные единицы – поместные церкви. Последние замыкаются в самих себе, живут своими интересами и становятся национальными церквями. В силу же национальности поместных церквей мировой церковный империализм делается невозможным. Он имеет тем менее шансов на успех, что сам империализм теряет свою активность. Идея национальности нового времени не мирится с империализмом. Если он и вспыхивает время от времени в новой истории, то уже в иной форме. Это уже не мировой римский империализм, а измененный и приспособленный к новым условиям – национальный империализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Получив его, он, по словам сказания, не только прекратил военные действия, но и заплатил за него богатый выкуп (в 12 тыс. серебренников) и отпустил на волю 200 знатных Эдесских пленников. Перенесение Нерукотворенного образа произошло в 944 г. авг. 16. В XIII веке патриарх Константи-нопольский Герман II написал канон в честь Нерукотворенного образа, а празднование ему перешло из Греции в Россию, как видно из древних месяцесловов при евангелиях, где под 16 августа записан этот праздник и у нас. В Константинополе образ был поставлен в церкви Богоматери Фаросской и поступил в число государственных реликвий, которые выносились и показывались народу только в назначенные дни. Вместе с ним появляется здесь и собственноручное послание Христа к Авгарю, хотя в сказании о перенесении об этом документе и не упоминается. Долго ли сохранялся здесь Эдесский убрус, и какова была его дальнейшая судьба, куда он девался — на эти вопросы, к сожалению, ни историки, ни народная молва не дают положительного ответа. Одни утверждают, что он был вывезен из Константинополя крестонос-цами вместе с другими реликвиями и сохранялся в Риме в церкви св. Сильвестра. Но замечательно, что в перечне дворцовых реликвий византийских он продолжал появляться в XII и XIV веке, а отсюда следует, что или копия принималась за оригинал, или неверно известие о крестоносцах. По другим известиям, Иоанн Палеолог (1341–1391) за услуги, оказанные ему венецианцами во время династических усобиц, подарил его генуэзскому командору Леонардо Монтальдо; этим последним он был перенесен в Геную, хранился сначала в его фамильной часовне, а потом был отказан армянскому монастырю св. Варфоломея. Путем дальнейшего переселения он наконец появляется в Риме и здесь до сих пор показывается под именем св. Убруса. Наконец, существует и такой рассказ, что Нерукотворный образ потонул во время переправы его в Венецию. Где правда — решить трудно; исторический путь, каким можно было бы добраться до этой реликвии, потерян, и нам остается теперь знакомиться с подлинником по тем изображениям, которые с именем Нерукотворного образа или το αγιον μανδλιον сохранились в византийской и западной иконографии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

и 18. В Вифинии Ираклий и Павел. Это, вероятно, Ираклий, Павлин с Венедимом, происходившие из Афин и страдавшие в Афинах, что у нас 18 же мая; они в службе в минее XI и XII века и в синаксаристе Никодима и других греческих соединены с дружиною Петра, Дионисия и Христины. Петр и другие пострадали в Лампсаке от Декия, начальника Авидинского ( τς Αβυδινν πλεως), по другим греческим от Дакна, начальника Евридинского. В Римских мартирологах, есть 17 мая Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и другие, пострадавшие в Нивидуне, готорого некоторые ищут во Франции или Швейцарии. Нивидун или Новиодун (Noviodumum) Новый Дунаец город в Малой Скифии на южном берегу Дуная, где ныне Исакча. Этот город может разуметься в Сирском 25 мая и 4 июня, ибо Сирскому не было никакого отношения к Франции или Швейцарии. Но, вероятнее, Ираклий и Павел суть те, которые у нас 18 мая. Вместо Афин в Сирском ошибочно поставлена Вифиния. См. заметку в Полном Месяц. Востока Т. II 18 мая. и 19. В Константи(нополе) в Византии Исихий и другие мученики. И в Александрии Серапион мученик и другие двенадцать мучеников. (В Иеронимовом есть ныне Ефух или Евх в Константинополе. Может быть, это тот Исихий, который с другими пострадавшими значится 2 сентября в греческих синаксарях. Серапион пресвитер в Александрии с другими одиннадцатью поименованными и четырьмя непоименованными есть в Иеронимовом. У Евсевия о Серапионе VI, 44). и 20. Тимофей и Полиевкт мученики (Полиевкт 21 мая есть в Иеронимовом, с другими четырьмя пострадал в Кесария Каппадокийской, есть и 19 мая в Кесарии Полиух. Тимфеей неизвестен. Есть 21 мая в рим. мартирологах диаконы мученики Тимофей и Полиевкт, пострадавшие в Мавритании, по другому чтению Тимофей, Полий и Евкт (Евтихий). Мавритания не принадлежала к александрийской патриархии, впрочем, в этом месяцеслове есть карфагенские святые 7 марта Перпетуя и дружина ея (См. выше 7 марта). В Рим. Мартирологе и Иеронимовом 21 мая есть Полиевкт или Поликут в Кесарии Каппадокийской. и 21. В Антиохии Протерий мученик (Неизвестен. В Иероним. нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

версия. Тифлис, 1912; Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста//ХВ. 1912. Т. 1. Вып. 3. С. 325-347; Сведения груз. источников о прп. Максиме Исповеднике//ТКДА. 1912. Т. 3. 9. С. 1-41; 11. С. 451-486; Житие святых епископов Херсонских в груз. Минее/Вступ. ст.: В. Латышев; пер. груз. текста: прот. К. Кекелидзе//ИИАК. 1913. Вып. 49. С. 75-88; Историко-агиографические отрывки//ХВ. 1913. Т. 2. Вып. 2. С. 187-198; Грузинская версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 119-174; Житие и подвиги св. Иоанна, католикоса Урнайского//Там же. Т. 2. Вып. 3. С. 301-349; Из литургических трудов католикоса Антония I. Тифлис, 1914 (на груз. яз.); То же//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 126-129 (на груз. яз.); К вопросу об иерусалимском происхождении Груз. Церкви//СИППО. 1914. Т. 25. 3/4. С. 384-391; Житие Петра Нового, мч. Капетолийского//ХВ. 1915. Т. 4. Вып. 1. С. 1-71; Житие Агафангела, католикоса Дамасского//Там же. 1916. Т. 4. Вып. 3. С. 246-283; Акафист Животворящему Кресту и хитону Господню. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Чин древнегруз. епископской хиротонии. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Груз. агиографические памятники: Кимени (Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena). Тифлис, 1918. T. 1. Ч. 1: Тексты января, февраля, марта, апреля и мая/Предисл., исслед.: К. Кекелидзе; Тбилиси, 1946. Т. 2 (на груз. яз.); Отрывок из истории груз. агиографии: Житие Илариона Грузина//Моамбе (Вестник)/Тифлисский гос. ун-т. Вып. 1. С. 39-67 (на груз. яз.); Толкование еп. Митрофана Смирнского на «Экклесиаст». Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Историк Вахтанга Горгасали и его история: Ист.-лит. экскурс//Чвени мецниереба (Наша наука). Тифлис, 1923. 4/5. С. 17-57 (на груз. яз.); Лит. источники Леонтия Мровели//Моамбе (Вестник)/Тифлисский гос. ун-т. 1923. Вып. 3. С. 27-56 (на груз. яз.); Личность и Мученичество Константи Кахи. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); «Ханметные» и «хаеметные» тексты: Лит. обозрение. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); Иностранные авторы в древнегруз. лит-ре. Тифлис, 1927 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

V. Смесь Грамота Царя и Великого князя, Михаила Федоровича, Серпуховскому Протопопу с братией у Св. Троицы и по нем, о приданных пошлинах с померного, весчего, гостино-го, правого десятка, наместнича и тиуня суда и венцов женитвенных, 7132 (1625), Марта 7 дня. Сообщ. Н.П. Розанов Патриаршие выходы. С предисловием Н. Дубровского О Шведах под Полтавой и Переволочной. Перевод с рукописи, писанной Швед-ским Прапорщиком Карлом Фрисом 1714 г. Соревн. А.А. Чумикова Материалы для Истории Беспоповщинских Согласий в Москве: 1. Феодосиевцев Преображенского Кладбища. Собранные Николаем Поповым . С портретом Ильи Алексе-ева Ковылина Письмо Рижского Епископа Филарета к Иннокентию, Архиепископу Харьковско-му, о тесном положении Православия к Прибалтийском Крае Письмо Аббас-Мирзы, Наследника Персидского Престола, к Фельдмаршалу Кня-зю Варшавскому, в июне 1832 г Письмо Генерал-Лейтенанта Скобелева к Фельдмаршалу Графу Дибичу, 21-го Де-кабря, 1830 Записка Его Императорского Высочества, Великого Князя Цесаревича, Константи-на Павловича, к Командиру Литовского Корпуса, Генерал-Адъютанту Барону Розену, Ноября 27, 1830 г Протокол Заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 20-го Декабря, 1868 года Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1869. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Исследования О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афон-ского монастырей. Д. Чл. Архимандрита Леонида О времени сдачи Поляками Русским Кремля в 1612 году. Д. Члена П.С. Казанского II. Материалы отечественные Славны бубны за горами или путешествие мое кое куда 1810 года. Сочинение Кня-зя Ивана Михайловича Долгорукого (окончание) Русские народные песни, собранные П.В, Шейном. Часть 1. Песни обрядные III. Материалы славянские Очерк истории Чешского Вероисповеданного движения. Д. Члена А.С. Клеванова. С предисловием О.М Бодянского. Введение IV. Материалы иностранные Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Пер-сию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное Секретарем Посольства Адамом Олеарием. Перевод с Немецкого П.П. Барсова. Книга V, повествующая о Персидском Государстве и его обителям

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константи- нопольский († 407 г.). Не малое дело обуздать страждущую душу так, чтобы она в чем не согрешила: это равно мученичеству, это верх добродетели. Так, если ты, возлюбленный, подвергнешься болезни, горячке и ранам, и боль будетъ тебя заставлять сказать какую-нибудь хулу, но ты воздержишься, будешь благодарить и славить Бога, ты получишь такую же награду, вместо ропота произноси славословие, тогда и награда твоя будет великая, и боль сделается легче 52 Будем иметь терпение в скорби! Когда ты подвергнешься скорби, не будь нетерпелив и не спеши освободиться от нее, но расположи душу свою ко всякому терпению и тогда скоро освободишься от скорби, – ибо для того Бог и посы- лает ее, чтобы вразумить. Если ты с самаго начала переносишь скорби и не ропщешь, то Бог скоро освобождает нас от них, потому все уже сделано 53 Св. Исидор Пелусиот († около 436 г.). Кто хочет одержать блистательную победу, тому надлежит не только мужественно переносить оскорбления и обиды, но даже обижающему уступить больше, нежели сколько хочет он взять, и избытком собственной своей щедроты простираться за пределы лукавого его пожелания. 54 Св. Иоанн Лествичник , игумен синайский († 563 г.). Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничтожаем Бога ради, понуждает себя к терпению: он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать с ангелами. Если кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения; а кто принимает его со скорбью или без скорби, тот скоро получит прощение согрешений. 55 Св. Исаак Сирин , епископ ниневийский († около 600 г.). В какой мере человек добровольно лишает себя благ мирских, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает его Божие человеколюбие. Слава спасающему нас и во всем этом! Доставляющему нам способ к обретению жизни нашей! Ибо и души те, которые изнемогли в своей воле к тому, чтобы прибрести себе жизнь, невольными скорбями приводит Он к добродетели 56 Св. Федор Студит († 827 г.). Терпение есть величайшая из добродетелей; за терпение мученики украшены небесными диадемами; терпением преподобные стяжали венцы правды. Будем и мы являть терпение в послушании, в смирении, в безгневии, во всем, что требует подвига терпения, – и равное с ним получим воздаяние 57 . Д. О духовном совершенстве

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Палестинские монахи, под предводительством выходцев из Халкидона, в числе десяти тысяч напали на Иерусалим, разграбили его, выгнали патриарха Ювеналия, а на его место поставили своего, Феодосия. Только через два года (453 г.) при помощи военной силы Ювеналий занял опять Иерусалимский престол. Подобные же волнения производили монофизиты и в Александрии. Здесь и военная сила не привела ни к чему. Александрийская чернь загнала воинов в бывший храм Сераписа и сожгла живыми вместе с храмом. Усиленные военные меры повели за собой только то, что монофизиты окончательно отделились от православного патриарха Протерия, поставленного на место Диоскора, и образовали отдельное общество под управлением пресвитера Тимофея Элура. По смерти императора Маркиана (457 г.), александрийские монофизиты воспользовались этим обстоятельством, произвели возмущение, во время которого убит был Протерий, а на его место возвели Элура, который низложил всех епископов, принимавших Халкидонский Собор, и произнес осуждение на патриархов Константи-нопольского, Антиохийского и Римского. Преемник Маркиана, Лев I Фракиянин (457–474) не мог скоро подавить восстания в Александрии. Для восстановления мира в Церкви он решился на особого рода меру. Потребовал, чтобы все митрополиты империи дали ему свой отзыв о Халкидонском Соборе и о том, должно ли признать законным Александрийским патриархом Элура. Более 1600 митрополитов и епископов высказались в пользу Халкидонского Собора против Тимофея Элура. Тогда Лев низложил (460 г.) Элура и Александрийским патриархом поставил православного Тимофея Салафакиола. Благочестие и кротость этого патриарха приобрели любовь и уважение монофизитов и александрийская церковь некоторое время была спокойна. Низложен был также (470 г.) и патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. Этот, будучи еще монахом, составил в Антиохии сильную монофизитскую партию, принудил православного патриарха оставить кафедру и сам занял ее. Чтобы утвердить навсегда монофизитство в Антиохии, он в Трисвятой песне после слов «Святый бессмертный» – сделал монофизическое прибавление: «Распныйся за ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один из корецких князей, ревностный сын Православной Церкви, князь Евфимий активно защищал свое княжество от наполняющих Волынь католиков. Он видел в этом надвигающуюся угрозу Православной Церкви и решил восстановить Корецкий женский монастырь, который в самые трудные времена объединял народ. В 1571 году на руинах древней обители он закладывает новый женский монастырь. Начатое отцом строительство монастыря было завершено Иоакимом. Князь Иоаким ревностно защищал Православие от активного наступления католичества. Польский король Владислав издал указ о насильственном присоединении к унии всех православных священников и мирян, приказав строго наказывать всех ослушников его воли. Величайшие притеснения и преследования, которым подверглась Западная Русь от польских правителей, дошли до крайних пределов. Польские ханы запечатывали православные храмы и отдавали их в аренду евреям, запрещали открыто исповедовать православную веру, исполнять обряды и уставы Православной Церкви, оскорбляли и унижали православное духовенство, за малейшее неповиновение или сопротивление своим беззаконным требованиям подвергали людей жесточайшим наказаниям. Все это мешало окончанию строительства монастыря, и поэтому работы были завершены только к осени 1579 года. Так как древняя Корецкая обитель воскресла из пепла, то князь Иоаким пожелал освятить монастырский храм в честь Воскресения Христова. Так возродился из руин и начал жизнь новый Корецкий Свято-Воскресенский женский монастырь. Не прошло 16 лет, как Волынь постигло новое бедствие. В 1596 году была заключена Брестская уния. Началась польско-католическая экспансия, и в течение последующих 20 лет из 57 православных монастырей осталось лишь 9 мужских и один Корецкий женский монастырь. В духовной борьбе за сохранение Православия Корецкому монастырю помогали протоиерей Лаврентий и Стефан Тустановские. Благодаря их проповеднической и антикатолической деятельности, Корецкий монастырь становится оплотом Православия на Волыни. Православным верующим силой навязывалась уния, поэтому многие иноки и инокини бежали в обители, что дольше других хранили Православие: в Почаевский Успенский и в новооснованный Воскресенский Корецкий женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=18017

с. Колемчице Хелмского повята, известен с 1604, упразднен в 1745), Замойский Николаевский братский (мужской, в г. Замостье (ныне Замосць), основан в 1606, упразднен в 1698), Докудовский Параскевинский (с. Докудов, ныне Бяльского повята, известен с 1613, упразднен до 1696), Подгорецкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Подгорцы (ныне Подхорце Хрубешувского повята), основан в 1641), Крешовский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Крешов Белгорайского повята, известен с 1643), холмский Успенский (женский, в Холме, известен с 1654), Кособудский Крестовоздвиженский (мужской, в совр. с. Кособуды Белгорайского повята, известен с 1659), Бердыщенский (мужской, в с. Бердыще ныне Хелмского повята, известен в 1667-1709), Корховский Крестовоздвиженский (мужской, в с. Корхов Белгорайского повята, упом. в 1690-1720), люблинский Преображенский Братский (мужской, в Люблине, упразднен в 1698), Турковицкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Турковицы ныне Хрубешувского повята, известен с 1709, упразднен в 1749 униатами), Замчиский (в урочище Замчиско близ совр. с. Сусец Томашувского повята, известен с 1712), Параскевинский (женский, в совр. с. Пустельник Люблинского повята, упразднен в 1716), Щуровский (женский, ныне в с. Щурув Венгровского повята, известен с 1720), Радочницкий Антониевский (женский, в совр. с. Радечница Замойского повята, основан в 1882 как муж. община, с 1899 жен. община, с 1902 мон-рь, упразднен в 1915), Вировский Преображенский (женский, в с. Виров Соколовского у., основан в 1883 как община, с 1898 мон-рь, упразднен в 1915), Леснинский Богородицкий (женский, в с. Лесна Константиновского у., основан как община в 1884, с 1889 мон-рь, в 1915 в условиях эвакуации община распалась). Лит.: Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червонной Руси. Варшава, 1885; Кваснецкий А. В. Об упраздненных приходах и закрытых церквах б. Холмской греко-униатской епархии. Люблин, 1891; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлецкой губ.).

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Другая половина коранического рассказа неясна. К чему нужно было Анне говорить о поле новорожденной, и что значат вводные слова: «Бог лучше знал, что родила она: мужской пол не то, как пол женский?» Толковники Корана создали в объяснение этих слов целую историю, умолчанную Кораном. Анна, когда давала обет о посвящении дитяти Богу, надеялась, что у неё родится младенец мужского пола. «Когда зачала она Марию, говорит Хазин, то посвятила Богу то, что было во чреве у неё, не зная, что это было. И сказал ей муж её: горе тебе! что ты сделала! Знаешь ли, что, если находящееся во чреве твоем будет женского пола, то оно не будет пригодно для этого служения! Вследствие этого они оба впадали в глубокую печаль». 218 Поэтому-то она, как только разрешилась от бремени, так тотчас же и говорит: Господи, рожденное мною – женский пол. Этими словами она просила у Бога снисхождения себе, «чтобы Он освободил ее от прежнего обета, и она упомянула об этом в смысле просьбы снисхождения, а не в смысле донесения, потому что всевышний Бог лучше знал, что было во чреве её прежде, чем родила она». 219 Если так легко объясняет Хазин эти слова Анны, то он нерешительно говорит о следующем выражении, которое может быть отнесено и к Анне и к Богу: «Бог лучше знает, что родила она ». Он говорит: «читается с джезмой на , и в таком случае повествуется от лица Бога всевышнего. Но читается с даммой на – 220 и в таком случае это слова матери Марии, предполагая, что она, после того, как сказала: Господи! я родила женский пол, испугалась, как бы это не показалось донесением, и покрыла это маловерие словами своими: Бог лучше знает, что родила я». 221 Еще больше мусульманского измышления довелось приложить к совершенно непонятным словам Корана: «мужеский пол не то, как пол женский». Хазин поясняет: «т.е. в отношении служения церкви и людям, живущим в ней. В предложении обратная расстановка слов: не сказано: женский пол не то, как мужской, и цель такой постановки та, чтобы дать превосходство мужчине над женщиной, потому что мужчина способен к служению церкви, а женщина не способна к тому вследствие своей слабости в вследствие того, что она подвержена менструации, а также и потому, что она есть как бы нагота, и не дозволяется ей показываться с мужчиной. Некоторые, впрочем, говорят, что цель этого стиха есть указание на превосходство этой женщины сравнительно с мужчиной; как будто она так сказала: желанное мною был мужеский пол для служения в месте поклонения Богу; а это женский пол, дар всевышнему Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010