Линия Филарета. Сможет ли «почетный патриарх» подсидеть главу ПЦУ А Вселенский Патриархат – добиться хотя бы частичного признания новой «церкви» 12 февраля, 2019 А Вселенский Патриархат – добиться хотя бы частичного признания новой «церкви» Проект «Православная церковь Украины» (ПЦУ), возникший по воле Администрации украинского президента (АПУ) и Константинопольского Патриарха, с трудом становится на ноги. При том что его оформление продолжается, в том числе в законодательном поле, занять место, которое ему готовили нынешние власти Украины, пока не получается. По задумке АПУ, эта церковная организация, образованная на базе «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», с первых дней своего существования должна была стать реципиентом парафий и целых епархий канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с митрополитом Киевским Блаженнейшим Онуфрием. Но даже под давлением властей переходы не стали массовыми. Нет и массового признания в православном мире, на которое очевидно рассчитывали лоббисты ПЦУ. Вселенский Патриархат посылает двусмысленные сигналы, которые игнорирует «почетный патриарх», бывший митрополит Киевский Филарет. Что такое положение вещей сулит ПЦУ – в нашем анализе. Игры в болезнь Если у Вселенского Патриархата и были планы через проект ПЦУ зайти в чужую для греков Украину и по-хозяйски развернуться здесь, этого не выйдет, пока бывший митрополит Киевский Филарет в силе. Не потому, что он принимает позицию канонической Украинской Православной Церкви насчет грубого попрания Фанаром (район Стамбула, где находится резиденция Константинопольского Патриарха Варфоломея) церковных границ и наконец раскаялся в расколе. 90-летний Филарет не возглавляет ПЦУ, но хочет ею руководить из-за спины формального главы новой церковной организации «митрополита» Епифания. «Почетный патриарх ПЦУ» так долго мечтал об автокефальной церкви (пусть даже это псевдо-независимость) и теперь не намерен делиться властью ни с греками, ни с президентской администрацией.

http://pravmir.ru/liniya-filareta-smozhe...

Мелетий Метаксакис В июне 1924 г. Патриарху пришлось столкнуться опасностью, связанной с политикой Вселенской Патриархии. В Православном мире Константинопольский Патриарх традиционно считается первым среди равных, что, однако, не означает, что он имеет какие-либо права в отношении Поместных Православных Церквей. В начале 1920-х гг. политика патриархов Константинопольских резко изменилась и начала расходиться с православной традицией. Особенно резко это проявилось в годы патриаршества Мелетия (Метаксакиса) (1923-1924 гг), который был сторонником радикальных нововведений в церковной жизни, сродни тем которые вносили российские обновленцы. Кроме того, патриарх Мелетий открыто вмешивался в юрисдикцию Московского Патриархата, неканонично объявив автокефальными части Российской Церкви в Финляндии, Польше и Эстонии. Патриарх Мелетий в мае-июле 1923 г. созывал свой «Всеправославный собор», который прошел в Константинополе. На этот «Всеправославный собор» собралось едва ли больше десятка человек, из которых ни один не представлял официально какой-либо из Патриархатов. «Собор» заменил юлианский календарь григорианским, он постановил переменить пасхалию, навеки установленную в Православной Церкви определением I Вселенского Собора, дозволил клирикам стричь волосы и отменил обязательное ношение ряс; ввел неканонический брак и двоебрачие священниковрасстроив тем самым порядок и единство, преобладавшее в автокефальных Православных Церквах. Патриарху Мелетию был на руку тот факт, что в России укрепилась обновленческая «Живая церковь» с очень похожей на его собственную программой модернистских реформ. И, по случаю его избрания патриархом Александрийским, синод «Живой церкви» написал Мелетию: «Священный Синод (обновленцев. – Д. С.) с искренними наилучшими пожеланиями воспоминает моральную поддержку, которую Ваше Блаженство оказало нам, когда Вы были еще патриархом Константинопольским, войдя в общение с нами, как единственным законным правящим органом Российской Православной Церкви» . Более того, его преемники Григорий VII и Константин VI остались в общении с «Живой церковью» (общение было прервано лишь в 1929 г.), и Григорий даже призывал к отставке патриарха Тихона.

http://pravoslavie.ru/57498.html

Поздравительные послания Предстоятелей Поместных Православных Церквей Москва, 29 января 2009 года Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей I направил Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу послание, в котором поздравил его с избранием Предстоятелем Русской Православной Церкви.Текст послания приводится ниже полностью. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси господин Кирилл! По случаю Вашего сегодняшнего достойного избрания на пост нового Предстоятеля Святейшей Сестры и избранной Дочери Русской Церкви направляем Вам всесердечное братское целование Константинопольской Церкви, Вселенского Патриархата и лично нашей Мерности, поздравляя верующий народ, благоговейный клир и просвещенную Святым Духом иерархию Вашей Церкви, что они с завидным единодушием избрали Патриархом Ваше достойное, авторитетное и возлюбленное Блаженство. Убеждены, что в период Вашего Патриаршества, которое да будет долгим и славным, мы будем гармонично сотрудничать во славу Божию и во имя общего свидетельства Православия в сегодняшнем беспокойном мире. Ожидая Вас в ближайшие месяцы в пределах Матери-Церкви, чтобы начать священным сослужением наше совместное шествие в будущее, целуем Вас, Блаженнейший и честный Брат, целованием святым и восклицаем вместе с нашими о Христе братьями: Аксиос! +Варфоломей, Патриарх Константинопольский   Святейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IVhanpabuл поздравительное послание Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу с избранием и наречением Предстоятелем Русской Православной Церкви. Текст послания приводится ниже полностью. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу, избранному и нареченному Патриархом Московским и всея Руси Ваше Высокопреосвященство! Мы сердечно поздравляем Вашу Святыню с избранием на Московский Патриарший Престол и молитвенно возносим благодарение Пастыреначальнику Христу за единодушное определение Поместного Собора Русской Православной Церкви о Вашем избрании. Зная Ваше многолетнее истовое служение делу всеправославного единства, Вашу ревность и принципиальность в отстаивании евангельских духовных идеалов в жизни современного общества, Мы уверены, что Вы станете достойным преемником Ваших именитых предшественников, особенно приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, соработником которого Вы являлись многие годы.

http://pravoslavie.ru/29101.html

Резиденция Вселенского Патриарха в Стамбуле ЖМП 5 май 2019 /  28 октября 2019 г. 16:17 В чем заблуждается Патриарх Варфоломей О СУТИ, ПРИЧИНАХ И ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА МЕЖЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ «Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея. В апрельском номере за 2019 год мы познакомили читателя с исторической фабулой происходящих ныне событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам.   PDF-bepcuя.   Стойте и держите предания…   (2 Фес. 2, 15) Последние месяцы православный мир переживает кризис, подобного которому, вероятно, не было со времен Великого раскола тысячелетней давности. Сходство событий налицо. Так же как и тогда, первенствующая кафедра (в то время — Римская, ныне — Константинопольская) выступила с неприемлемыми для православного сознания притязаниями на исключительность своего положения и властное главенство над другими Поместными Церквами. Тогда это привело к отпадению от Православия Римских пап, ныне на этот путь встала Константинопольская Патриархия. Первый без равных? Украинский церковный вопрос, оказавшийся в эпицентре произошедшего столкновения, имеет далеко не местное значение. Он обнажил проблему особого масштаба и выявил такие искажения экклезиологии со стороны Фанара, которые трудно квалифицировать иначе как ересь. Константинопольский Патриарх прямо ­объявил себя главой всех православных Патриархов и Предстоятелей, причем уже не в порядке частного мнения, а более чем официально — в Томосе о «даровании автокефалии» так называемой Святейшей Церкви Украины. Утверждая по давнему примеру Римских пап, что вся Православная Церковь возглавляется им, какое место Константинопольский Патриарх оставляет Христу, Которого с апостольских времен Церковь исповедовала как своего Главу (Еф. 1, 22)?

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_varf...

Секретное оружие Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 сентября – 6 октября. – Завершение эстонского визита. – Подведение итогов. – Объединение без упреков. – Черный октябрь. – Политизация сект. – Раскрученный брэнд. – Борьба с депопуляцией. – Храм в Антарктиде. – Макарьевская премия. – Век преподобного Серафима. На прошлой неделе продолжился визит Патриарха Московского и всея Руси в Эстонию. Поэтому тема патриаршего визита была в центре внимания, как православных, так и светских средств массовой информации. Так, в сообщении сайта « Newsru.com » внимание уделено «нескольким важным заявлениям», сделанным Святейшим Патриархом Алексием на эстонской земле: «Патриарх Алексий II выразил надежду, что его визит поможет ускорить решение вопроса об имуществе, принадлежащем Эстонской православной церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП). «Необходимо полностью передать приходам этой Церкви имущество, которое они сейчас арендуют у государства», - сказал Патриарх в интервью местному телевидению... Патриарх Алексий II отметил, что считает появление на территории Эстонии церкви Константинопольского Патриархата компромиссом, и параллельное существование двух Православных Церквей «возможно лишь при условии их полного равноправия». В другом сообщении этого же сайта отмечается, что в настоящее время «с эстонскими властями обсуждается вопрос о возвращении под юрисдикцию Московского Патриархата церковных объектов в Эстонии, отданных в середине 90-х годов в ведение созданной при поддержке государства Эстонской православной церкви Константинопольского Патриархата »: «…эстонские власти обещали решить вопрос о возвращении четырех церковных объектов, находящихся в ведении Константинопольского патриархата». В течение года будет решен вопрос о еще «тринадцати объектах». Автор издания «Время новостей» Владимир Дзагуто утверждает, что «Патриарх всея Руси и президент Эстонии нашли общий язык» . В статье кратко излагается суть имущественной проблемы, возникшей между Константинопольским и Московским Патриархатами на территории Эстонии, а также отмечается, что договоренность на официальном уровне с властями Эстонии не является окончательным решением проблемы, так как необходимо будет достигнуть договоренности и с третьей заинтересованной  стороной – Константинопольским Патриархатом: «Но фраза Алексия II о том, что параллельное существование двух Православных Церквей «возможно лишь при условии их полного равноправия», дает шанс на то, что теперь, когда обе ЭПЦ находятся в равном юридическом положении, удастся достичь какого-то компромисса».

http://pravoslavie.ru/4853.html

Шестой день. Поучение 3-е. Св. Евтихий, патриарх Константинопольский. (Смирение – путь к возвышению). I. Св. Евтихий, которого ныне воспоминает церковь , родился в мало-азиатской области Фригии. Родителями его были – Александр, званием воин и Синерия, дочь священника Исихия, В доме деда, священника Исихия, Евтихий получил первоначальное образование, а для довершения его отправился в Царьград. Постепенно в нем воспиталась наклонность к духовному просвещению и иноческой жизни. Когда он достиг зрелых лет, его взял к себе митрополит Амасийский, сделал клириком, посвятил потом во священника и имел в виду возвести его в сан епископский. Но смиренный Евтихий, по склонности своей к безмятежной иноческой жизни, в сане пресвитера удалился в один амасийский монастырь и здесь принял иночество. За строго-подвижническую жизнь и благочестие он скоро возведен был в сан архимандрита и поставлен главным начальником всех монастырей Амасийской митрополии. В то время, при императоре Иустине, созывался в Константинополе 5-й вселенский собор (в 553 году). Амасийский митрополит по болезни не мог ехать на собор сам и вместо себя послал архимандрита Евтихия. Прибыв в Константинополь за несколько времени до открытия собора, Евтихий был ласково принят здесь патриархом Константинопольским Миною, жил в его доме и снискал себе такое его расположение, что престарелый и больной патриарх, чувствуя приближение смерти своей, желал видеть Евтихия своим преемником в сане патриарха Константинопольского и предсказывал ему об этом. Он дал об Евтихии самый лучший отзыв и пред императором. Действительно, Мина скоро скончался, и на его место был избран Евтихий. С открытием 5-го вселенского собора Евтихий председательствовал на нем. В сан патриарха Евтихий поставлен был 40 лет от роду. 12-ть лет он управлял Константинопольскою церковью, и после того, за обличение императора Иустиниана в его покровительстве некоторым еретикам, был оклеветан и незаконно осужден собором единомысленных с императором епископов. Вооруженные воины вывели его силою из церкви, сняли с него святительские одежды,и он сослан был в изгнание в Амасию. На место его был поставлен другой патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3. Около 1160 г. Грамота константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к великому князю владимирскому Андрею Боголюбскому Известна в двух редакциях: краткой, имеющей все признаки подлинности, и пространной – с различными добавками в содержаниии подновлениями в языке. Единственный, к сожалению, не полный список первой открыт и издан преосвящ. Макарием в Ист. Русс. Церкви, т. III, прим. 33, стр. 251; изд. I. Списки второй редакции обыкновенно помещаются в так наз. Никоновой летописи. Настоящее издание представляет первую половину грамоты по тому же списку, которым пользовался и автор Ист. Русс. Церкви (именно – в сборнике XVII в. кирилло-белозер. монастыря, ныне С.-Петербург. Духов. академии, по новому каталогу 1270, л. 219–221), вторую – по Никоновской летописи изд. Археограф. Комиссии (Пол. Собр. Летопис., т. IX. стр. 220–229). Летописный текст напечатан особым шрифтом; варианты его к первой половине грамоты указаны только там, где нужно было пояснить смысл или исправить очевидные ошибки списка старшей редакции. Грамота великого патриарха Луки ко князю 542 андрею Ростовскому 543 Боголюбскому 544 Любимый о Господе духовный сыну, преблагородивый княже ростовский и суздальский. Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом 545 принесена бысть, и прочтена бысть в соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие уширяется 546 , яко многи по местом молебные дома создал еси Богу, доброе се твое почтание все похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом. И не токмо грамотой благородия твоего сия известовахом, но и от того самого 547 епископа твоего: многа и се[й благая о благородии твоем 548 свидетельствова пред нашим смирением и предбожественым собором и пред державным нашим и святым царем. 549 Сказывает же нам писание твое, иже град Володимер из основания воздвигл еси велик со многом человек, в ней же 550 церкви многи создал еси; не хощеши же его быти под правдами епископии ростовские и суздальские, но обновить е митрополией и поставить от нас в не митрополита, тамо сущего у благородия твоего Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам религиозным К оглавлению В истории внешних отношений нашей Церкви в рассматриваемый период самым замечательным событием было то, которое мы поставили во главе этого периода: разумеем избрание и рукоположение митрополита Илариона Собором отечественных иерархов. Святая вера была принесена к нам из Царьграда; первые проповедники ее приходили оттуда же и действовали по распоряжениям Константинопольского патриарха. Очень естественно, если и первые наши архипастыри — не только митрополиты, но даже епископы,— пока Церковь основывалась, были избраны и рукоположены Константинопольским патриархом: иначе быть не могло. Но, когда Церковь Русская довольно устроилась, когда в ней явилась своя иерархия, неизбежно должно было прийти к вопросу: как же смотреть на эту Церковь? Считать ли ее одною из митрополий Цареградского патриарха, совершенно такою же, какие существовали в пределах Греческой империи и были подчинены ему правилами древних Соборов и властию греческих императоров, или признавать ее Церковию самостоятельною, как образовавшуюся в народе, имевшем собственное правительство, которая не могла быть подчинена Константинопольскому патриарху ни правилами Соборов, бывших еще до основания ее, ни тем более властию греческих императоров? Великий князь русский Ярослав хотел решить вопрос в последнем смысле, хотел видеть отечественную Церковь самостоятельною и по смерти митрополита Феопемпта повелел Собору своих епископов избрать и рукоположить для России нового митрополита без сношения с Константинопольским патриархом. Попытка, как мы заметили в своем месте, справедливая и согласная с древними канонами. Но попытка, скажем теперь, преждевременная: Церковь Русская была еще так юна, так небогата средствами для самобытного существования, что не могла обойтись без пособий своей матери — Церкви Цареградской, без попечений ее первосвятителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/435825/

I. Правление § 1. Учреждение Синода С 1721 г. Русская Церковь вступила в новый период существования переменой высшего управления своего. В янв. 1721 г. собран был Собор Пастырей Церкви Русской. Под председательством, самого Царя Собор рассуждал о высшем духовном правительстве. Признано было полезным поручить высшее управление Церковью вместо Патриарха Собору Пастырей. а) Тогда как занятия одного лица, – так рассуждал Собор, – могут останавливаться то болезнями, то смертью его, Собор имеет возможность вести дела безостановочно, и ответы на важные сомнения могут быть всегда готовы. б) Легче дознать правду Собору многих, чем одному лицу. в) В решениях Собора более может иметь место беспристрастие, чем в решениях одного лица. г) Решения Собора более имеют важности и твердости, и потому охотнее будут исполняемы, чем решения одного лица. д) И влияние сильных не столько может мешать правильным определениям Собора, чем решениям одного лица. – Вследствие сего положено было, не изменяя ничего в основаниях церковного правления, открыть постоянный духовный Собор 1 . Поскольку же Церковь Христова есть единое тело Христово, где ни одна часть не существует в совершенной независимости от другой; а отмена патриаршества в России и замена его постоянным Собором тем более требовали сношения с Востоком, что учреждение патриаршества совершалось по определениям Восточных Патриархов: то в сентябре 1721 г. Петр Великий отнесся к Константинопольскому Патриарху посланием. Изложив свои расположения, с какими занимался он учреждением нового церковного управления, Петр писал: «Уповаем, яко Ваше Всесвятейшество, яко первый Архиерей Православной Кафолической Восточной Церкви, сие наше учреждение Духовного Синода за благо признать изволите, и о том прочим блаженнейшим Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому Патриархам сообщение учините». В 1723 г. Константинопольский Патриарх Иеремия писал к Святейшему Синоду: «Мерность наша, благодатию и властию Всесвятаго, животворящаго и совершенноначальствувщаго Духа, узаконяет, утверждает и провозглашает от благочестнейшаго Самодержца..., по Духу Святому нам возлюбленнаго и превожделеннаго, в Российском св. великом царства учрежденный Синод. Есть и нарицается он нашим во Христе братом, Святым и священным Синодом, и имеет власть творити и совершати, елика четыре Апостольские Святейшии Патриаршии престоли». Такое же послание прислал от себя тогда же Антиохийский Патриарх Афанасий. В то же время Константинопольский Патриарх писал, что Патриархи Александрийский и Иерусалимский не прислали от себя отзыва потому, что первый скончался, а второй лежит на смертном одре. «Имеем попечение, – прибавлял Святейший, – да и от иных подтверждение будет, аще востребуется; довлеет бо и сие» 2 . Патриаршие грамоты, полученные в сентябре 1721 г., тогда же разосланы были ко всем Архиереям 3 . Так утвердилось новое высшее управление Церкви Русской!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Москве выразили недоумение в связи с притязаниями Константинополя на территорию Украины Москва, 1 апреля 2005 г. Протоиерей Николай Балашов 24 марта на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко проживающий в Чикаго архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представитель Украинской Православной Церкви в США (Константинопольский Патриархат), заявил о канонических притязаниях Константинополя на территорию Украины. Текст заявления был распространен Религиозно-информационной службой Украины и затем опубликован на официальном интернет-сайте Украинской Православной Церкви в США. В Русской Православной Церкви выразили серьезное недоумение в связи с этим заявлением. " Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, – говорится в заявлении, – считает, что ее дочь – Московский Патриархат – имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой " . Комментируя сообщения СМИ, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил в интервью " Церковному вестнику " , что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода. Архиепископ Скопелосский Всеволод и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Встреча в июле 2004 года в Киеве. " Архиепископ Скопелосский Всеволод не раз участвовал в переговорах по украинскому вопросу и никогда не ставил под вопрос законность и каноничность Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Московского Патриархата, – подчеркнул протоиерей Николай. – Мне также известно, что во время нынешнего посещения Украины архиепископ Всеволод счел своей первой обязанностью нанести визит Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Однако официальная публикация Украинской Православной Церкви в США, к сожалению, уже не оставляет места для сомнений.

http://pravoslavie.ru/13159.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010