К читателю Сочинение святейшего патриарха Константинопольского Филофея, которое мы издаем в переводе как житие святого Григория Паламы , собственно, озаглавливается так: «Святейшего и мудрейшего архиепископа Константинопольского, Нового Рима и вселенского патриарха кир Филофея похвальное слово иже во святых отцу нашему Григорию, архиепископу Фессалоникийскому, Паламе» 1 . Это похвальное слово, вместе с похвальным словом тому же святителю Григорию патриарха Константинопольского Нила, издано в Иерусалиме в 1857 году 2 , как введение, с прекрасным предисловием к беседам святителя Григория. Раньше это же самое похвальное слово патриарха Филофея под заглавием «Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы» было издано в Вене в 1784 году в переводе на разговорный греческий язык, сделанном иеромонахом Афанасием Парийским, иждивением «покровителя наук и ревнителя благочестия» Иоанна Гута Кафтанджола, в приложении к службе святителю Григорию, написанной также патриархом Филофеем, двум молебнам ему же и к молебну святому мученику Мироточивому Димитрию. Кроме того, в книге Афанасия Парийского напечатаны и следующие сочинения святителя Григория: «Десятословие», «Исповедание православной веры», а также и «Похвальное слово святителю Григорию патриарха Константинопольского Нила» 3 . Святой Григорий Палама – один из великих подвижников благочестия Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Во все время своего тринадцатилетнего святительства он был правилом веры и образцом святой жизни; его письменная деятельность была многосложна и многообразна. К сожалению, сочинения этого великого защитника православия большей частью еще не изданы в свет и хранятся в рукописях по разным библиотекам – Королевской в Париже, Императорской в Вене и других. Ибо паписты, наиболее, правда, умеренные и более осторожные, заметив в творениях святителя Григория Паламы неопровержимые улики против заблуждений западной церкви, утаили большую часть рукописных творений святителя Григория в своих библиотеках, чтобы обнародование их не посрамило многочисленных врагов его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Бывший епископ Василий Осборн лишен сана и монашества по причине намерения вступить в брак 24 февраля, 2010. Редакция " Правмира " Священный Синод Константинопольского Патриархата лишил священного сана и монашества бывшего епископа Амфипольского Василия (Осборна) по причине желания последнего вступить в брак. Об этом сообщил глава Архиепископии русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата архиепископ Команский Гавриил в письме от 20 февраля 2010 года адресованном духовенству и верующим Амфипольского благочиния этой архиепископии. Священный Синод Константинопольского Патриархата лишил священного сана и монашества бывшего епископа Амфипольского Василия (Осборна) по причине желания последнего вступить в брак. Об этом сообщил глава Архиепископии русских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата архиепископ Команский Гавриил в письме от 20 февраля 2010 года ( ), адресованном духовенству и верующим Амфипольского благочиния этой архиепископии. «В начале текущего года [епископ Василий] попросил меня обратиться к Его Святейшеству Патриарху Варфоломею с просьбой дать ему статус мирянина, поскольку, как ему стало ясно, для его блага ему необходим семейный очаг и возможность снова жениться. Я должен проинформировать вас, что Священный Синод на прошлой неделе принял решение вернуть его в статус мирянина», — говорится в письме архиепископа Гавриила. «Мы потеряли епископа, это правда, но у нас остался брат, которого мы должны любить и поддерживать», — подчеркивает архиепископ Гавриил. Он призывает паству Амфипольского благочиния не осуждать своего бывшего архипастыря за принятое решение, напоминая ей о том, что «митрополит Антоний учил нас смотреть на человека, а не на его поведение». Епископ Василий (Осборн), 1938 года рождения, в 1962 году вступил в брак, в 1969 был рукоположен митрополитом Сурожским Антонием в сан диакона, а в 1973 во иерея. В 1991 году овдовел. 7 марта 1993 по пострижении в рясофор хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Сурожской епархии. 30 июля 2003 года, незадолго до смерти митрополита Антония, назначен управляющим Сурожской епархией.

http://pravmir.ru/byvshij-episkop-vasili...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 117-154 заседания Священного Синода от 26 декабря 2006 года ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне). СПРАВКА: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна), бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года (журнал 75) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года (журнал Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ.

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегацией Константинопольского Патриархата 24 июля 2013 г. 23:38 24 июля 2013 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией  Константинопольского Патриархата , прибывшей для участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. В составе делегации — митрополит Галльский Эммануил, епископ Синопский Афинагор, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольского Патриархата архимандрит Варфоломей (Самарас), великий иерокирикс, директор Патриаршей библиотеки архимандрит Виссарион (Комзиас). Во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС священник Александр Васютин. «Мы рады, что вы участвуете в нашем общем торжестве. Для нас эта дата имеет очень большое значение, как и для вас», — сказал Святейший Патриарх, приветствуя гостей. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в нынешнем году отмечается не только 1025-летие Крещения Руси, но и еще одна важная дата: 1150 лет тому назад святой патриарх Фотий направил миссию равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в славянские страны, в том числе и на территорию нынешней Руси, где они вели христианизацию народов. Первые христиане появились на Руси в результате этой миссии. К тому времени также относится крещение киевских князей Аскольда и Дира, которые пошли походом на Константинополь, однако по милости Божией нашествие обернулось миром и последующим крещением этих князей, и хотя впоследствии их победили язычники, жизнь христиан, хотя и в малых масштабах, в Киевской Руси продолжалась. «Затем последовало огромное по важности и последствиям деяние великого князя Владимира, который сам принимает крещение и инициирует крещение всего русского народа, — продолжил Святейший Владыка. — Это событие имело огромное цивилизационное значение, оно привело к миру между росами и византийцами, укрепило восточную православную цивилизацию и расширило ее».

http://patriarchia.ru/db/text/3123535.ht...

Глава II 19 . Состояние церковного управления и иерархии § 3. Учреждение патриаршества в России В XVI в. Московская Русь представляла собою богатое, могущественное государство. Прежний великий князь в лице Ивана Васильевича Грозного получил царский титул и царское коронование. После падения византийского императорского престола (1453 г.) русский царь стал в глазах Русских наследником византийских императоров, а в глазах Греков, страдавших под властию неверных Турок, «кормителем, покровителем и ктитором константинопольской патриархии». Соответственно с этим и московская митрополичья кафедра стояла очень высоко. Богатства ее и Московского государства побуждали восточных иерархов – не исключая самого константинопольского патриарха – обращаться сюда за пожертвованиями. Пределы московской митрополии были шире стесненных пределов любого из восточных патриархатов (если из константинопольского исключить русскую митрополию, входившую в его состав); двор московского митрополита также велик, как двор государя. Московский митрополит был свободнее в проявлении своих церковных прав, чем патриархи Востока, стесняемые на каждом шагу. Под охраною православных государей митрополичья кафедра в Москве стояла тверже и обеспеченнее, чем костантинопольская патриаршая, сделавшаяся игралищем в руках султана или визиря. Власть московского митрополита в действительности была нисколько не ниже патриаршей: он правил епископами, называл себя их «отцом, пастырем, утешителем и главою, под властию и в воле которого всея Русския земли владыки суть». Он еще с XV века, по согласию константинопольского патриарха, избирался на Руси без ведома и благословения патриаршего; русская митрополия уже прекратила иерархические сношения с патриаршею кафедрою. Если оставалась какая – либо зависимость московского митрополита от патриарха, то лишь поминальная, так как русская митрополия еще числилась в составе константинопольского патриархата. Своею лестию пред московским митрополитом сами патриархи развивали в нем высокое о себе мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Варфоломей едет в Литву учинять новый раскол Группа бывших священников, отколовшихся от Церкви, рассчитывает на создание в республике структуры Константинопольского патриархата 21.03.2023 1004 Фото: Из интернет-источников Группа православных священников, отколовшихся от Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви, рассчитывает на создание в Литве структуры Константинопольской патриархии, заявил журналистам Гитарас Сонгайла, один из представителей раскольнической группы, сообщает ТАСС . «Мы и наши верующие надеемся, что в Литве будет создана каноническая структура Константинопольской патриархии», – сказал он. Как отметил Сонгайла, в ходе визита в Литву константинопольского патриарха Варфоломея для этого «могут быть созданы необходимые предпосылки». Патриарх Варфоломей прибудет в прибалтийскую республику предположительно 22 марта. На этот день в парламенте назначен международный круглый стол, посвящённый межкультурному и межконфессиональному диалогу. В связи с этим странным визитом уместно напомнить , что 29 июня 2022 года митрополит Виленский и Литовский Иннокентий своими указами лишил священного сана священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко. Церковный суд установил, что бывшие священнослужители в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата. При этом было отмечено, что суд рассматривал деяния Моцкуса, Даупараса, Ананьева и Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права. Видимо, этих бывших священнослужителей и эти три-четыре общины, стремящиеся выйти из лона Русской Православной Церкви, и пытаются представить как порождение Константинопольской «Матери-Церкви». И вот 17 февраля 2023 года Синод Константинопольского патриархата по рекомендации патриарха Варфоломея принял решение о восстановлении в прежних священных степенях клириков Православной Церкви в Литве, которых лишил сана Московский Патриархат. Грубо вмешиваясь во внутренние делами Церкви-Сестры, как называют Русскую Церковь лукавые фанариоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pa...

Заседание Синода РПЦ по Украине: онлайн — прекращается поминовение Константинопольского патриарха Пресс-конференция митрополита Илариона 14 сентября, 2018 Пресс-конференция митрополита Илариона В Москве проходит внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Его темой стал «украинский вопрос». Напомним, Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и назначил двух иерархов Констинтинопольской Церкви«экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест против данных действий Константинопольского Патриархата. 17.47 Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков прокомментировал нам итоги заседания Синода: «Прерывание евхаристический отношений — это не просто дипломатический шаг, не некий жест по подобию тех, которые употребляют политики в своём диалоге. Это серьезнейшая церковная трагедия, когда Церковь вынужденно лишает своих чад полноценной возможности братского общения. Литургия — это центр нашей жизни. Невозможность сослужения и совместной молитвы на литургии являются несомненно тем страшным итогом, к которому очень бы не хотелось приходить. Нынешнее решение Священного Синода — это внешняя форма, за которой пока что не стоит полноценного прерывания литургического общения. Мы очень рассчитываем на то, что среди мирян, духовенства, епископата Константинопольской Церкви возобладает трезвое и церковное сознание, понимание ошибочности тех шагов, что уже сделаны, и понимание необходимости возобновления диалога, необходимости церковного, а не политически окрашенного подхода в решении украинской проблемы, которая волнует весь православный мир». 17.30. Брифинг окончен. Самое главное Приняты решения: Евхаристическое общение сохраняется. В храмах РПЦ будут возноситься молитвы о единстве православных церквей. Будет обращение к главам поместных церквей с призывом начала обсуждения ситуации.

http://pravmir.ru/zasedanie-sinoda-rpts-...

Мониторинг СМИ ОМОН и аминь Константинопольский Патриарх не дал добро на церковную независимость Украины 28.07.2008 13:20 Торжества, посвященные 1020-летию крещения Руси, завершившиеся вчера в Киеве, прошли с размахом, но, похоже, не принесли того результата, на которые рассчитывали президент Украины Виктор Ющенко и его окружение. Константинопольский патриарх Варфоломей I, которого принимали на высшем уровне со всеми возможными почестями, так и не дал добро на создание украинской поместной церкви, независимой от Москвы. При этом действия г-на Ющенко явно не прибавили ему очков в глазах верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата, а таковых большинство среди украинских православных. Воскресная праздничная литургия, которую в «матери городов русских» отслужили два патриарха -- Константинопольский Варфоломей I и Московский и всея Руси Алексий II, не разрядила обстановку. На рассвете на Владимирскую горку, где должно было состояться торжественное богослужение, были стянуты повышенные силы милиции и киевского ОМОНа, которые к 8 часам утра полностью перекрыли доступ верующих. Городские власти объясняют столь ревностную заботу о безопасности тем, что вокруг помоста, на котором проходила служба, и так уже собралось большое количество народа. И во избежание давки всех остальных желающих пришлось «отсечь». Однако, как свидетельствуют очевидцы, внутри оцепления оставалось достаточно места. Реакция большинства верующих была однозначной: «нас не хотят пустить к нашему патриарху». «То, что нас, канонических православных, не пустили на службу, говорит о том, что это заранее спланированная акция, -- заявила агентству Интерфакс одна из женщин, не допущенных на литургию. -- Мы хотим видеть своего патриарха. Он приехал сюда ради нас, ради нашего праздника. Мы здесь на своей намоленной земле, а не в гостях у кого-то!». «Алексий, Алексий!» -- начала скандировать многотысячная толпа верующих, когда Константинопольский и Московский патриархи подходили к Владимирской горке. Во время самой литургии большей части присутствующих пришлось молиться прямо на проезжей части перед милицейскими и омоновскими кордонами. Многие верующие стояли на коленях, некоторые держали в руках плакаты «Автокефалии нет!». Под автокефалией (самоуправлением) имеется в виду поддерживаемый властями Украины проект создания национальной церкви под эгидой так называемого «Киевского патриархата», возглавляемого бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), которого РПЦ МП предала анафеме за раскольничество и «немонашеский образ жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Церкви до конца XVII века Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата. До середины XV столетия Русская Церковь, получившая свое начало от Греческой, не была автокефальной, а находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, академик Е. Е. Голубинский, проводя параллель между основными положениями международного права и теми нормами, которыми руководствуются поместные Церкви в своих взаимоотношениях, писал: «Частная Церковь Греческая имела совершенно такое же право подчинить себе частную Церковь Русскую, какое право имело бы государство Греческое подчинить себе государство Русское, то есть не имела права ни малейшего и вовсе никакого.» И противоправная, с точки зрения Е, Е. Голубинского, зависимость Русской Церкви от Греческой - от Константинопольского престола - явление более позднее, а прежде Русская Церковь была независима, автокефальна. «Существуют основания думать, - отмечал он, - что первоначально дело было не так, а именно, что Русская Церковь первоначально получила было самостоятельность, или независимость.» Впрочем, сам ученый замечает: «Наше предположение эпизода автокефалии не имеет особенной твердости, и мы не настаиваем на нем усиленным образом.» Настаивать на первоначальной автокефалии значило бы настаивать на совершенно беспримерном явлении в церковной истории. Ни в древности, ни в новое время не известно ни одного случая, когда бы новообразованная поместная Церковь не находилась в течение более или менее длительного времени (часто на протяжении столетий) в канонической зависимости от Церкви-Матери. Церковное предание, письменные источники, логика церковно-исторического процесса однозначно позволяют говорить о том, что и история Русской Церкви не представляла собой в этом отношении исключения. Несмотря на то, что Русь была независимым государством с огромной территорией, превосходившей в ту пору размеры Византийской империи, и более чем с 5-миллионным населением (а по тем временам это численность населения великой страны), до середины XV века она находилась в юрисдикции Церкви-Матери - Константинопольского Патриархата - как одна из его митрополий.

http://sedmitza.ru/lib/text/432410/

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинопольский гамбит: Украина готовится встретить Патриарха Варфоломея 25.07.2008 305 Время на чтение 4 минуты Завтра в Киев должен прилететь Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I. Украинские, российские и греческие средства массовой информации активно обсуждают перспективы этого визита. Что же межет ждать Украинское Православие уже в самое ближайшее время? По мере приближения Киевских юбилейных торжеств все более стремительно изменяется ситуация в Украине. Новости устаревают, не успев попасть на страницы газет. Статья, написанная неделю назад, сегодня просто теряет смысл. И все же мы рискнем подытожить события последних дней и сделать некоторые прогнозы. Вполне очевидно, что между Патриархом Варфоломеем I, с одной стороны, и Украинским государством и двумя раскольническими группировками (УПЦ-КП и УАПЦ), с другой стороны, достигнуты вполне определенные договоренности. 14 июля глава УПЦ-КП Филарет (Денисенко) и глава УАПЦ Мефодий (Кудряков) посетили Стамбул, где провели консультации с Патриархом Варфоломеем. 18 июля в Киеве состоялся архиерейский собор УПЦ-КП, который признал Константинопольский Патриархат своей Матерью-Церковью и заявил, что Вселенский Патриархат " способен помочь Украинской Церкви решить ее болезненные проблемы " . Таким образом, " епископат " УПЦ-КП во главе с Филаретом (Денисенко) фактически согласился войти в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. УАПЦ пока не сделала никаких официальных заявлений по этому поводу, однако, как сообщают источники в руководстве этой конфессии, УАПЦ практически в полном составе также готова примкнуть к структуре, которую планирует создать в Украине Константинопольский Патриархат. Весьма вероятно, что главой этой структуры станет Филарет (Денисенко). Статус этой структуры и объем прав, которые будут предоставлены ей Константинопольским Патриархом, остаются предметом дискуссий. Украинское государство продолжает активно поддерживать указанный план.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010