Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 ноября 2024 года 6. Вторник. Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника. Прп. Варлаама Хутынского. Свт. Германа, архиеп. Казанского. Прп. Варлаама Керетского. Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского . Служба свт. Павла, патриарха Константинопольского, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении с шестеричной службой свт. Павла, патриарха Константинопольского, и службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 18я. Примечание. Если накануне совершалась полиелейная служба свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (вариант Б ), или полиелейная служба Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов (вариант В ), то стихословится кафизма 6я (которая не была прочитана на утрене понедельника). На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1й: «Архиерейскою одеждею…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Всепетая…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4й; стих: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира святителя, глас 1й: «Преподобне отче Павле…». «Слава» – святителя, глас 2й: «Постную пучину преплыв…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Прибежище и сила наша…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 3й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Прибежище и сила наша…». Кафизмы 7я, 8я и 9я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и святителя на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

священник Евграф Овсянников Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке Источник Содержание Введение Источники и пособия для изображения жизни и деятельности. Кирилла Лукариса Часть первая (вступительная). Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Глава вторая. Отношение латинян к восточной церкви Глава третья. Отношение протестантов к восточной церкви Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Глава вторая. Кирилл Лукарис – патриарх Александрийский Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский     Введение В ряду патриархов восточной церкви после падения Константинополя Кирилл Лукарис, несомненно, занимает одно из первых мест. Его богатые природные дарования, обширное научное образование и заботы о поднятии просвещения в родной стране, особенно же его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в энергической до самопожертвования борьбе с иезуитами и мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода. Шумные же споры из-за Кирилла Лукариса, возникшие в церквах западных, восточной и русской, сопровождавшиеся очень важными результатами в истории греческой церкви, и в смысле научном не прекратившиеся еще и теперь, делают эту личность очень интересным и важным предметом исторического исследования. Современные Кириллу Лукарису писатели превозносят его ум, мудрость и любовь к науке 1 . В новое время Киммель, известный издатель памятников, имеющих большое значение в истории греческой церкви («Monumenta fidei ecclesiae orientalis»), характеризуя Кирилла Лукариса как представителя духовного просвещения, говорит о нем следующее: «Он отличался замечательною любовью к науке, по учености он стоял выше своего века и своих современников в Греции, он имел близкое знакомство с сочинениями германских ученых; это был верный страж той церкви, в которой он был предстоятелем, охранявший церковь от всякого суеверия, он был презрителем и искоренителем невежества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Украинская автокефалия: самое главное прямо сейчас Что стало известно по итогам заседания Синода 14 сентября, 2018 Что стало известно по итогам заседания Синода Сегодня прошло заседание Священного Синода по украинскому вопросу, а затем состоялась пресс-конференция митрополита Илариона, главы Отдела внешних церковных связей. Самое главное на текущий момент. Самое главное Приняты решения: — о прекращении поминовения Константинопольского Патриарха, — о прекращении сослужения с иерархами КП, — о приостановке богословских диалогов и других мероприятий с участием КП. Евхаристическое общение сохраняется. В храмах РПЦ будут возноситься молитвы о единстве Православных Церквей. Будет обращение к главам Поместных Церквей с призывом начала обсуждения ситуации. «Священный Синод принял решение о приостановлении поминовения Константинопольского Патриарха. Поминовение будет начинаться с Александрийского Патриарха», — митрополит Иларион, глава ОВЦС. «То, что мы прекращаем поминовение КП и сослужение с иерархами, не означает полный разрыв евхаристических отношений. Те миряне, которые приезжают на Афон или оказываются в храмах КП, могут причащаться», — митрополит Иларион, глава ОВЦС. «Прерывание евхаристический отношений — это не просто дипломатический шаг, это серьезнейшая церковная трагедия. Невозможность сослужения и совместной молитвы на литургии являются несомненно тем страшным итогом, к которому очень бы не хотелось приходить. Нынешнее решение Священного Синода — это внешняя форма, за которой пока что не стоит полноценного прерывания литургического общения. Мы очень рассчитываем на то, что среди мирян, духовенства, епископата Константинопольской Церкви возобладает трезвое и церковное сознание, понимание ошибочности тех шагов, что уже сделаны, и понимание необходимости возобновления диалога, необходимости церковного, а не политически окрашенного подхода в решении украинской проблемы, которая волнует весь православный мир», — пресс-секретарь Патриарха Кирилла Александр Волков. «Приняли также решения приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, приостановить наше участие во всех структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители КП, это включает епископские ассамблеи в странах так называемой диаспоры, это включает богословские диалоги и другие мероприятия с участием КП», — митрополит Иларион, глава ОВЦС. Эксперты о возможности автокефалии Буквально на глазах Фанар утрачивает признаки православности — но ничего нового в этом нет

http://pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefali...

IX. Век десятый. – Взаимные отношения Византийской и Римской церквей при Константинопольском патриарх Николае Мистике (906–925 гг.) Повод ко вмешательству римского папы в дела Византийской церкви, – император Лев VI VI (Мудрый), его четвертый брак, – борьба против этого брака со стороны патриарха Николая, – прибытие папских легатов и утверждение ими антиканонического брака императора Льва (ссылка в изгнание Николая и восстановление его на патриаршей кафедре). – Обширное послание патриарха Николая к папе Анастасию III «о четвертом браке, неправильно принятом в римской церкви»: защита в нем иерархических прав Константинопольской церкви и укоризны папам за их незаконное властительство в других церквах; – строгие правила восточной церкви по вопросу о числе дозволительных браков для одного лица, – обличение римской церкви в том же послании в потворстве её нравственной распущенности. – Два послания патриарха к папе Иоанну Х-му; патриарх Николай и папские легаты в совокупности произносят осуждение в Константинополе (по смерти Льва) против смуты, произведенной незаконным браком указанного императора. – Имеет ли важность в истории разделения церквей рассказанное пререкание между Византией и Римом по вопросу о четвертом браке? Вторжения пап с их первосвященническим абсолютизмом в дела церкви Константинопольской при достопамятном патриархе Фотие в IX веке было отражено с замечательною силою этим ревностным борцом за самостоятельность и неприкосновенность прав, принадлежащих церкви восточной. Это было великим уроком для пап на будущее время! Но прошли десятки лет и папы снова возвратились к своей политике вмешательства в дела церкви восточной, в целях господствовала над нею. Это случилось в патриаршество в Константинополе Николая, известного с именем Мистика (имя это указывает на одну из высших государственных должностей, которую проходил он прежде своего посвящения в патриархи); но это вмешательство было также отражено без всякого вреда для достоинства и самобытности церкви Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Константинопольский патриархат выпустил свои «основы социальной концепции» Евгений Иванов   09:21 16.04.2020 973 Время на чтение 3 минуты Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого Константинопольский патриархат обнародовал документ «ЗА ЖИЗНЬ МИРА. На пути к социальному этосу Православной Церкви». Текст разработан в продолжение решений Критского собора 2016 года. Документ был одобрен константинопольским Синодом в конце 2019 года. Конечно, будет проведён подробный анализ этого документа (кстати, он доступен на 12 языках, включая русский и украинский), а пока укажем несколько интересных его особенностей: 1. Явное предпочтение в пользу политической демократии. В документе сказано: « в наши дни во многих странах мира гражданский порядок, свобода, права человека и демократия – это реалии, которым граждане могут доверять», при этом « было бы неразумно и немилосердно не испытывать искренней благодарности за особый демократический дух современной эпохи». Более того, православные христиане якобы должны « работать над сохранением и расширением демократических институтов и обычаев». Фанар прямо вменяет православным конкретные политические «добродетели» далеко за новозаветными рамками. 2. Мягкая легализация содомского греха. Как мы выявили ещё в 2016 году при анализе документов Критского лжесобора, Константинополь (и персонально митрополит Галльский Эммануил) в духе «окон Овертона» протаскивает постепенное смягчение отношения к содомии, тем самым идя по пути англикан и других западных еретиков. Конечно, прямое одобрение гомосексуализма в «церковном» документе было бы совсем скандальным, поэтому в новом документе содомия описывается в обтекаемых «объективно»- описательных, нейтрально-благожелательных фразах и, что важно, без чёткой библейской и святоотеческой оценки данного греха. Так, говорится о существовании « гетеросексуальных, гомосексуальных, бисексуальных и других сексуальных «идентичностей»». Утверждается, что « фундаментальным правом каждого человека, которое ни одна государственная или гражданская власть не может нарушить, является право не подвергаться преследованиям или ущемлениям прав на почве сексуальности». «Кивок» на государственную власть — это конкретная закладка, необходимая для критики «репрессивных» режимов. Так, ярый фанариот и апологет содомии профессор Петрос Василиадис (между прочим, член попечительского совета кочетковского «Свято-Филаретовского института») критиковал Россию за её антисодомское законодательство.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/16/konsta...

Архиерейский совет Донской митрополии и собрание клира Нижегородской митрополии выразили всестороннюю поддержку решениям Священноначалия, принятым в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата 10 ноября 2018 г. 10:04 8 ноября 2018 года по окончании пленарного заседания XXIII Димитриевских образовательных чтений под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялось заседание Архиерейского совета Донской митрополии . В работе совета приняли участие епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , секретарь Архиерейского совета Донской митрополии иеромонах Артемий (Кузьмин). На заседание были приглашены председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, секретарь Шахтинской епархии иерей Александр Теличкин, исполняющий обязанности секретаря Волгодонской епархии иерей Сергий Дмитриев. В ходе заседания были рассмотрены решения , принятые Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года. Члены Архиерейского совета обсудили заявление, принятое в связи с деянием Константинопольского Патриархата , и выразили поддержку Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с молитвенным пожеланием скорейшего разрешения сложившийся ситуации. Председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков доложил о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Константина Верецкого, пострадавшего за веру в Ростове-на-Дону в 1918 году. Члены совета определили совершить акт прославления первого священномученика Дона 7 декабря 2018 года в Троицком храме Иверского женского монастыря города Ростова-на-Дону. Совет рассмотрел вопрос восстановления празднования в честь Аксайской иконы Божией Матери, воссозданный образ которой был освящен осенью этого года в Аксае. Ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов доложил о развитии духовной школы, отмечающей 150-летний юбилей, а также сообщил о текущих вопросах жизни учебного заведения.

http://patriarchia.ru/db/text/5299584.ht...

Бернацкий М. [Рец. на:] Перевод архим. Амвросия (Погодина) Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского Источник В 2007 г. в «Издательстве Олега Абышко» вышел в свет корпус гомилий Геннадия Схолария (ок. 1400 – ок. 1472) в переводе архим. Амвросия (Погодина) под редакцией Г. М. Прохорова. Архим. Амвросий (1925–2004) является крупнейшим в XX в. переводчиком святоотеческих творений на русский язык. Ему принадлежат получившие широкое распространение в России переводы «Макариевского корпуса» (слова из I собрания), свт. Софрония Иерусалимского , Михаила Пселла , свт. Григория Паламы , свт. Марка Эфесского и др. 1 В издание вошли переводы всех 15 гомилий Схолария, изданных в 1-м томе полного собрания сочинений Константинопольского патриарха 2 , а также сохранившийся фрагмент из похвального слова св. великомученику Димитрию Солунскому. Помимо переводов Схолария в книгу в качестве прибавлений включены: перевод на русский язык кондака об отречении ап. Петра прп. Романа Сладкопевца (с. 381–389), размышление архим. Амвросия о судьбах Византии и России «Крещение русского народа в огне и слезах покаяния» в связи со словом Схолария на Успение Божией Матери (с. 173–177) 3 и его же трактат «Об искуплении» (с. 447–525). В первом предисловии, которое открывается посвящением книги Г. М. Прохорову и датировано январем 1996 г., архим. Амвросий пишет, что «все эти проповеди ... принадлежат к «избранным» сочинениям святителя Геннадия, причем избрал их и переписал своей рукой сам великий святитель» (с. 10). Что хотел сказать автор, остается только гадать. Может быть, что существует какая-то рукопись «избранных гомилий», написанная самим Схоларием? Однако данное утверждение архим. Амвросия не соответствует действительности. Из описания автографов, использованных издателями для 1-го тома собрания сочинений Схолария 4 , хорошо видно, что не существует ни одной авторской рукописи, в которую бы входил весь корпус гомилий Схолария. Кроме того, 3 гомилии («О посте», «О милостыне» и панегирик святым апостолам) сохранились в единственной афонской рукописи XVI в. Iviron 248 (388) 5 , не являющейся автографом Схолария, по которой они и были опубликованы в 1-м томе парижского издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Закрыть itemscope itemtype="" > Болгарская Православная Церковь и Константинопольский Патриархат История битвы за выживание 10.01.2019 1813 Время на чтение 36 минут История отношений между Болгарской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом - история многовековой борьбы болгар за признание как народ. В болгарском общественном пространстве известно много о злоупотреблениях мусульман в течение пяти столетий Оттоманского рабства, но мало что известно о многовековых усилиях Константинопольского Патриархата лишить болгар этнического самосознания, чтобы ассимилировать их; уничтожить их как народ; уничтожить болгарскую историю и культуру, главным образом уничтожая славянскую литературу, созданную на протяжении веков. Многочисленные свидетельства из истории болгарских монастырей, к сожалению, несистематизированные, показывают, что скудость исторической памяти болгарского народа о его развитии на протяжении веков обязано не столько османскому рабству как таковому, сколько войне против болгарского духа, которую ведут греки при помощи своих религиозных учреждений. Доходят даже до парадоксов, при которых болгарские митрополиты, которые были удалены и даже преданы анафеме Константинопольским Патриархатом (например, в 1872 году), были восстановлены благодаря особым усилиям османских властей. А общий парадокс состоит в том, что даже когда мусульманская государственная верхушка признает болгар как народ, это признание отрицается братьями болгар по вере - греками. Еще многое предстоит сделать, чтобы систематизировать факты, которые показывают невероятно трудную борьбу Болгарской Церкви на протяжении веков, чтобы сохранить болгарскую этническую принадлежность, историю, достоинство. Борьба, в которой главным врагом, к нашему христианскому православному сожалению, является Константинопольский Патриархат. Предлагаемое исследование является частью этих усилий. На территории современной Болгарии и соседних ей стран христианство начинает распространяться исключительно рано, еще в апостольские времена. Согласно книге „Деяния Святых апостолов " (главы 16-17) Святой апостол Павел проповедует слово Христово в городе Филипии и городе Верии (находящихся в Эгейской Фракии) и в Салониках. Позже его ученики возглавляют епископские кафедры во Фракии, строят храмы, ведут интенсивную религиозную жизнь. Во времена гонений в III-IV веках много християн по болгарским землям становятся мучениками.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему молчит Патриарх Варфоломей? Диакон Владимир Василик о причинах «молчаливой» позиции Константинопольского иерарха по ситуации вокруг ареста архимандрита Ефрема 30.12.2011 2716 Время на чтение 3 минуты Поддержку настоятелю Ватопедского монастыря архимандриту Ефрему, арестованному греческой полицией, уже выказали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , председатель ОВЦС МП митрополит Иларион , Священный Кинот Святой горы Афон , Министерство иностранных дел России , Центр национальной славы и Фонд Андрея Первозванного , представители политической партии «Единая Россия» , Союз православных граждан России , жители Кипра . Кажется, что все встали на защиту гонимого отца Ефрема! Все, за исключением Константинопольского Патриарха Варфоломея, в ведение которого и находится Ватопедский монастырь. Предстоятель Вселенского Патриархата до сих пор так и не высказался по данной ситуации. О причинах молчания Константинопольского Патриарха Варфоломея рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный богослов доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик . Пользуясь случаем, мне хотелось бы выразить глубокое сочувствие его высокопреподобию архимандриту Ефрему и в то же время глубочайшее уважение и благоговение перед ним. Я познакомился с отцом Ефремом в 1998 году, когда был на Афоне переводчиком у тогдашнего настоятеля Валаамского монастыря, ныне епископа Панкратия. Меня поразила личность Иосифа Ватопедского ученика Иосифа Исихаста и глубоко порадовало то, что архимандрит Ефрем был его верным учеником и послушником, исполнял то, что ему заповедовал старец, и то, что Ватопед жил святоотеческим духом, молитвой и духовной жизнью, как и живет до сих пор. Меня поражало, как Ватопед последние годы стремительно развивался. Он и в 1998 был живым развивающимся деятельным монастырем и в этом огромная личная заслуга отца Ефрема. Что касается обвинения в злоупотреблении недвижимостью, которое ему сейчас предъявляют, то это типичный масонский прием, не просто вывести человека из строя, но при этом постараться опозорить его. Как говорится - «прокляты и убиты». Это типичная масонская технология по устранению неугодных. И неслучайно больше всех зверствует следователь по этому делу - известная феминистка и безбожница .

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/30/po...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх претендует на власть над самой историей Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью ежедневной сербской газете «Политика» . – Как Вы прокомментируете решения Синода Вселенского Патриархата от 11 октября? Кто теперь будет выступать для Поместных Православных Церквей в роли координационного центра, учитывая, что, как Вы сказали, Вселенский Патриархат своими последними решениями это право утратил? Кто бы, например, мог созвать Всеправославный Собор и председательствовать на нем? – Последние решения Синода Константинопольского Патриархата являются грубым нарушением церковного права. Они направлены на легализацию раскольников и вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Реакция Священного Синода нашей Церкви от 15 октября лишь отразила ту реальность, которая наступила в связи с деяниями Константинополя. Вступив в общение с раскольниками, он сам ушел в раскол. На разрыв с Константинопольской Церковью мы были вынуждены пойти с глубокой скорбью, повинуясь священным канонам. Патриарх Константинопольский, который веками занимал среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей место первого среди равных, претендует теперь на то, чтобы стать «первым без равных» – арбитром, считающим себя вправе вмешиваться во внутренние дела Поместных Православных Церквей, единолично регулируя применение в них любых канонических норм. Он претендует и на власть над самой историей, отменяя решения, принятые более трех веков назад. Если верить этой новой концепции первенства в Церкви, ни одно церковное постановление не является теперь твердым и неизменным – в любое мгновение они могут быть отменены в одностороннем порядке, исходя из политической выгоды или иных интересов.

http://mospat.ru/ru/news/46983/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010