Закрыть itemscope itemtype="" > Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность 05.12.2013 466 Время на чтение 41 минут Доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин посвятил свою статью личности и деятельности представителя Константинопольской Церкви в СССР архимандрита Василия (Димопуло). Данный материал является докладом, представленным на XII Кадашевских чтениях « Москва и Россия: между прошлым и будущим» (Москва, 13-14 декабря 2012 г.). В многовековую историю непростых взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей 1920-1930-е гг. вошли как один из самых мрачных периодов. Важную роль в этом сыграл представитель Константинополя в СССР архимандрит Василий (Димопуло). Автор не располагает данными о начальной биографии будущего архимандрита Василия. Известно, что в Москве он появился в качестве спутника своего дяди и предшественника на посту представителя Константинопольского Патриарха архимандрита Иакова. В ноябре 1917 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Тихона, этот архимандрит (дядя) произнес по-восточному цветистую приветственную речь. «Мы, скромные представители святейших Церквей Востока, с которого воссиял спасительный свет Христовой веры, преисполнены радости от того, что на нашу долю выпало редкое счастье лично присутствовать и быть, так сказать, свидетелями великого события [...]. Ты будешь иметь [...] братскую помощь и любовь маститых Святейших Патриархов Востока», - торжественно обещал тогда Патриарху Тихону архимандрит Иаков . Обещания грека стоили недорого. Уже в августе 1922 г. архимандрит Иаков присутствовал в качестве почетного члена президиума на съезде обновленческой «Живой Церкви» в Москве, на котором было выдвинуто требование «лишения священного сана патриарха Тихона как главного виновника современной церковной разрухи». Еще одним участником съезда «Живой Церкви» стал другой видный грек - представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Михаил Керулларий – патриарх Константинопольский. Часть 1 К 950-летию кончины Патриарх Михаил Керулларий. Хроника Иоанна Скилицы В начале 1059 года отошел ко Господу выдающийся Константинопольский патриарх Михаил Керулларий. Он вошел в историю главным образом как один из участников конфликта между Римской и Константинопольской Церквами, который привел, как считают, к окончательному разделению Церквей. Последние дни патриарха проходили в удалении от своей паствы, в ожидании суда, затеянного императором Исааком Комнином. Боясь вспышки народных волнений, император хотел провести суд над патриархом в каком-нибудь отдаленном городе Херсонеса Фракийского. Путь туда лежал через город Мадит, в котором почивали мощи угодника Божия святителя Евфимия, епископа и чудотворца Мадитского, прославившиеся благовонным мироточением. Ночью святой явился Керулларию во сне и возвестил его о скором отшествии в небесные обители, о чем, пробудившись, патриарх рассказал караулившему его солдату и другим спутникам. Действительно, патриарх Михаил Керулларий не дожил до суда человеческого. До последней минуты он молился за свой народ, сохранивший ему преданность: рука святителя так и застыла в жесте благословения. Его смерть потрясла императора. «Гордый Комнин, предвкушающий победу при жизни патриарха, был им побежден после смерти», – пишет профессор Н. Скабаланович . Раскаявшийся император публично выступил перед народом, оплакивая свой грех. Останки почившего патриарха с подобающими почестями были погребены в том же монастыре, в котором несколькими месяцами ранее он был арестован по приказу императора. Так закончился скорбный жизненный путь этого стойкого борца за Православие, за Церковь, за народ. Сам император не на много пережил патриарха. В ноябре того же года он тяжело заболел и, оставив престол, удалился в монастырь, где 31 мая 1060 или 1061 года преставился. Михаил Керулларий родился в Константинополе в богатой аристократической семье, приближенной к императорскому двору. Отец его занимал важную финансовую должность, дед и прадед также были знамениты при дворах предшествующих императоров.

http://pravoslavie.ru/28997.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, сделал первое заявление по поводу ареста игумена монастыря Ватопед   Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, сделал первое заявление по поводу ареста игумена монастыря Ватопед       Афины, 11 января 2012 г. Опубликован протест афонских монахов против содержания под арестом Ватопедского игумена Ефрема. В нем решение членов апелляционного суда названо несправедливым и неприемлемым, оно также характеризуется как враждебное действие по отношению ко всей Церкви, монашеству и Святой Горе Афон . Мнение афонских монахов разительно отличается от неопределенной позиции, занятой Синодом Константинопольского Патриархата в вопросе о заключении в тюрьму отца Ефрема, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на греческое агентство «Ромфея». Ранее стало известно, что во вторник, 10 января, Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, сделал первое заявление по поводу ареста игумена монастыря Ватопед Ефрема, в котором призвал Русскую Православную Церковь не вмешиваться в это дело, сообщают РИА Новости. Вселенский патриархат по поводу сделанных заявлений со стороны братской православной церкви по указанной теме (арест игумена Ефрема) напоминает, что Святая Гора , ее каноническая территория, хотя и состоит из православных монахов разных национальностей, но это нисколько не придает ей всеправославного характера, который бы позволял какое-либо вмешательство на этой территории со стороны автокефальных церквей, - говорится в заявлении Священного Синода Константинопольского патриархата. " Вселенский патриархат... уважая независимость правосудия, избегает всякого вмешательства в текущее судебное дело, в особенности учитывая то, что патриархат не знает содержания дела " , - так же заявляет Священный Синод. 11 января 2012 года     Опрос, проведенный нашим порталом, показывает, что дело о. Ефрема считают внутренним делом Греции лишь 3,5 процента опрошенных. А 96,5 % считают это делом всей Православной Церкви.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=938

О ситуации в УПЦ накануне визита Патриарха Кирилла. Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым Источник: Радонеж – Василий, давай поговорим о ситуации в УПЦ после прошлогодних визитов в Киев Константинопольского и Московского патриархов и накануне визита Патриарха Кирилла. Что-то изменилось в отношении власти к Церкви? – А с твоей точки зрения, что должно было измениться? – Почти все. Ведь юбилей продемонстрировал единство Церкви, а самое главное – все увидели, где правда, истинная Церковь, а где – самозванство, раскол. – Юбилейные торжества в Киеве это продемонстрировали для народа, общественности, но не для власти. Она не ставила задачу узнать правду. Когда-то мне рассказывали любопытный случай из глубинки. В одном селе была наша община, а власть решила создать раскольничью, привезла филаретовского священника, ну и, как водится, начался конфликт, разделивший село. Каждый отстаивал свое, дело дошло до драк. Тогда старушки собрались, посовещались и написали письмо Иерусалимскому Патриарху, рассказали о ситуации и просили объяснить, кто прав. Нашли каких-то знакомых, и через них доставили письмо в Иерусалим. От Патриарха пришел ответ, в котором указывалось, какой священник законный, а какой – самозванец. Письмо зачитали на сельской сходке, филаретовца выгнали из села и помирились. Я понимаю, что в этом случае люди запутались и хотели знать правду. У нас же Константинопольского Патриарха везли для правокации против Церкви, которая сорвалась. – А почему она все-таки сорвалась? – В первую очередь благодаря Святейшему Патриарху Алексию, который, несмотря ни на что, прибыл на торжества, стойкости Блаженнейшего Митрополита Владимира, активности православных братств и позции общественности. Ведь лидеры всех основных партий Украины – и Янукович, и Тимошенко, и Симоненко, и Литвин, и Мороз, и Витренко – не только отказались от участия в президентских церковных играх, но и дали им нелицеприятную оценку. Если бы мы еще отказались от участия в акции под названием «первый визит Константинопольского патриарха в Украину», то кроме рекрутированных властью бюджетников никто бы в ней и не участвовал. Так что поле для провокации было очень узким, поэтому на нее и не решились. Правда, сегодня анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) утверждает, что это он сорвал учреждение Константинопольской юрисдикции в Украине.

http://pravoslavie.ru/37482.html

Настоящая заметка имеет целью содействовать разъяснению одного из тех вопросов, которые поставлены издателем и переводчиком подлинной грамоты константинопольского патриарха Паисия I к московскому патриарху Никону 1 ; она покажет более точные даты для истории этой грамоты. Сообщаемые здесь исторические сведения заимствованы из рукописных связок греческих дел, находящихся в московском главном архиве министерства иностранных дел и вращаются, главным образом, около описания личности и деятельности грека Мануила в сношениях России с востоком. В греческих делах по сношению России с востоком в половине XVII в. встречаются указания на двух послов с именем грека Мануила, но оба они имеет разные фамилии. Один известен под именем Мануила Матвеева, другой под именем Мануила Константинова. Первый прибыл в Москву в июле 1623 года с целью поступить на русскую службу и тогда же подал челобитную на имя царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича, в которой просил отдать его для научения русской грамоте. По этой челобитной он был отправлен в Печерский монастырь в Нижнем Новгороде; здесь он научился русской грамоте и отсюда опять просил московское правительство взять его в Москву и определить на службу 2 . О последующей судьбе Мануила Матвеева мы не имеем сведений до 1653 года, когда опять застаем его в Москве в качестве доверенного посла от константинопольского патриарха Паисия I, который прислал с ним известительную грамоту к царю Алексею Михайловичу о своем возведении на патриаршество 3 . Личность грека Мануила Константинова для нас более интересна; через него ведена переписка Москвы с Цареградом по занимавшим тогда московское правительство вопросам; и об нем сохранилось более известий. Едва ли не в первый раз он становится известным в Москве с 1651 года, когда он прибыл в русскую столицу в качестве посла от цареградского патриарха Парфения II 4 . С этого времени он переходит на русскую службу, становится верным холопом государевым и ему даются поручения самого деликатного свойства не только как отличному купцу, знающему – где и как можно отыскать и приобрести драгоценные товары, но и как искусному дипломату, умеющему разведать тайны и точно исполнять важные поручения по делам политическим и церковным; такие поручения возлагаются на него и русским государем и русскими и восточными патриархами. Первым и таких, известных нам, важных поручений была отправка его в Константинополь в конце 1652 года, по государеву делу, для закупки драгоценностей для царского обихода и, главным образом, для заказа и приготовления саккоса и митры только что поставленному тогда в Москве патриарху Никону . Мануил Константинов постарался в точности исполнить данное ему поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 146 1996 г. 19 июля. – Письмо председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла генеральному секретарю Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Филадельфийскому Мелитону 181 Ваше Высокопреосвященство! Письмо Ваше от 17 июля 1996 г., как, вероятно, Вы догадываетесь, не могло не вызвать у нас тяжелых чувств досады и обиды и не повергнуть в глубокое уныние. Что с Вами, дорогой и возлюбленный мой собрат? Неужели Вы не видите, что происходит в действительности, как и кем нарушаются с таким трудом достигнутые нами соглашения по эстонскому вопросу? Факт написания Вашего грубейшего письма говорит либо о том, что Вас кто-то намеренно вводит в заблуждение и всячески настраивает к провалу наших богоугоднейших согласованных намерений, либо Вы сами почему-то изменили своему решению о достижении с трудом восстанавливаемого церковного мира. Как известно, мир между людьми достигается взаимным пониманием человеческих слабостей друг друга и взаимным прощением совершенных друг против друга проступков. Только поэтому мы покрывали молчанием те неблаговидные действия, которые совершаются под прикрытием омофора Константинопольского Патриархата в Эстонии, несмотря на совместное решение Священных Синодов обеих святейших Церквей от 16 мая с. г. Представители Константинополя в лице архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна, протоиерея Хейкки Хуттунена при активной помощи Хенна Тоссо и в сотрудничестве с Департаментом по делам вероисповеданий развернули активную деятельность как в спорных приходах, так и в уже определившихся в своей верности Московскому Патриархату. Прибывшие из Финляндии представители братской Поместной Церкви свободно ведут целенаправленную работу: посещают приходы, совершают службы, раздают гуманитарную помощь, финансируют ремонтные работы, распространяют церковную литературу (на эстонском языке), развивают связи с местными органами власти, убеждают прихожан, что если последние примут константинопольскую юрисдикцию, то получат в собственность церковные здания, другую недвижимость, сразу появятся финансы, приглашают в гости и на обучение в Финляндию. Многие священники константинопольской ориентации имеют автомобили и радиотелефоны. Есть все основания полагать, что все это делается на деньги финских налогоплательщиков, целенаправленно и избирательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Фанар собирает предателей Запрещенный в служении священник Андрей Кордочкин перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата Редакция РНЛ   15:17 13.12.2023 1497 Время на чтение 3 минуты Бывший секретарь Испано-Португальской епархии Экзархата Западной Европы Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Кордочкин, которого в Москве запретили в служении и перевели за штат, объявил в Фейсбуке о переходе в юрисдикцию Константинопольского патриархата, сообщает СПЖ. «Для меня принципиально важно продолжать священнослужение вне зависимости от изменения политической картины в России и её проецирования на церковную жизнь. В сложившейся ситуации статус заштатного клирика РПЦ МП этого не гарантирует, скорее наоборот. Поэтому я принял решение перейти в клир архиепископии Бельгии и экзархата Нидерландов и Люксембурга Вселенского патриархата. Это позволит мне продолжать служение, продолжая быть в единстве и общении со всеми православными поместными Церквями», – написал запрещённый в служении священник. Напомним , что запрещённый священник неоднократно заявлял в западных СМИ, что считает Россию фашистским государством. Это тот самый клирик за хамские высказывания которого в адрес ВС РФ и СВО была оштрафована «Новая газета», где суд объявил, что «Новая газета» таким образом дискредитирует Российскую армию. Россию протоиерей Кордочкин христианской страной не считает. По его мнению единственная христианская страна – это Ватикан, которая одновременно является центром Католической церкви (это та, где на минуточку у клириков колоссальные проблемы с педофилией, где иерархи и клирики приняли участие в целом ряде протестов и гос. переворотов за последние 10 лет, а бывшего понтифика Ионна Павла II обвиняют в том, что он покрывал от правосудия священников-педофилов). Естественно, Кордочкин заявил своё крайне негативное отношение к СВО, подписав обращение, осуждающее действия российской Армии по искоренению нацизма на Украине. Напомним , в ноябре 2022 года прихожане храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде жаловались Святейшему Патриарху Кириллу о антироссийской деятельности о.Андрея.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/fa...

Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. – Партии игнатиан и фотиан – главный предмет деятельности этих последних соборов. – Происхождение партий игнатиан и фотиан: споры и разногласия при патриархе Тарасии, в чем они состояли и отчего возникли. – Споры и разногласия при патриархе Никифоре: условия их появления («ересь прелюбодейная»), деятельность партии большинства, или господствующей и, в особенности, партии меньшинства в это время. Церковные смуты и разделения при патриархе Мефодии. Отношение всех этих споров и смут к вопросу о происхождении партий игнатиан и фотиан. – Подробная характеристика партии игнатиан и такая же характеристика партии фотиан. – Собор Перво-второй, или Двукратный (861 г.), – замечание об источниках истории собора. – Деятельность его по вопросу о патриархе Игнатии и об иконоборчестве. – Правила собора и их содержание. – Отношение к собору Запада и Востока. Один иностранный ученый в таких словах определяет характер древних соборов Восточной Церкви: «...соборы составляли как бы пульс, по которому можно судить относительно общецерковной жизни. На них заметнее, чем где-либо, проявлялся господствующий дух времени, мера здоровых сил века или характер его болезней». Мнение справедливое. Многие древние соборы Восточной Церкви были действительно таковы. На них выражалось со всем блеском то богатство религиозно-умственных сил, какими обладали представители Церкви; на них происходила многосторонняя, самая тщательная и беспощадная оценка болезней христианского общества данного века и указывались наилучшие средства ко врачеванию открывшихся болезней; но иногда, хотя и редко, сами соборы, к сожалению, самым характером своей деятельности показывали, какие болезни и недостатки внедрились и пустили корни в среде членов христианского oбщecmba.(i) Это должно сказать не только о временах наибольшего развития соборной деятельности Восточной Церкви, от IV до конца VIIIbb., когда происходили великие соборы, но и о второй половине IX в., о которой у нас будет речь. (ii)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Константинопольский патриарх Варфоломей укрепляет «вертикаль власти» в своем патриархате 25 апреля, 2011. Редакция " Правмира " На одной из последних сессий Священного Синода Константинопольского патриархата были совершены перестановки в составе синодальных комиссий, ответственных за тот или иной аспект церковного служения. Патриарх Варфоломей продолжает активно устранять неугодных ему иерархов из администрации патриархата и заменять их своими людьми. Стамбул. 25 апреля. ПРАВМИР — На одной из последних сессий Священного Синода Константинопольского патриархата были совершены перестановки в составе синодальных комиссий, ответственных за тот или иной аспект церковного служения. Последний раз состав синодальных комиссии существенно менялся только в 2002 г. Напомним, что в 2008 г. константинопольский патриарх Варфоломей начал активно устранять неугодных ему иерархов из администрации патриархата и заменять их своими людьми. Так, были отправлены в отставку патриарший протосинкелл Феолипт, митр. Иконийский, архиграмматевс Синода Мелитон, митр. Филадельфийский и глава патриаршей канцелярии Димитрий, митр. Севастийский. На их место были назначены молодые клирики – архимандрит Элпидифор на место архиграмматевса, диакон Стефан – на место протосинкелла, а глава патриаршей канцелярии не замещен до сих пор. В прошлом месяце архиграмматевс Элпидифор и протосинкелл Стефан были рукоположены в архиерейский сан, причем на место архиграмматевса был назначен архимандрит Варфоломей (Самарас). В новом составе синодальных комиссий основные позиции заняты двумя митрополитами – Афанасием Халкидонским и Эвангелом Пергским. Важную роль играют молодые архиереи – протосинкелл Стефан, бывший архиграмматевс Элпидифор, а также патриаршие клирики – новый архиграмматевс архим. Варфоломей, великий архимандрит Афинагор и великий архидиакон Максим. Бывшие противники патриарха Варфоломея митрополиты Мелитон Филадельфийский, Димитрий Севастийский и Феолипт Иконийский хотя и сохранили места в некоторых комиссиях, однако заметно отодвинуты на второй план. Создана также новая синодальная комиссия по биоэтике во главе с Иоанном, митр. Пергамским.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион: Сегодня состоялось решение, которого требовали церковные каноны По завершении заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, которое прошло 15 октября 2018 года в Минске, состоялся брифинг для журналистов. О принятых решениях представителям СМИ рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион: «На сегодняшнем заседании было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Это вынужденное решение, но иного решения наш Священный Синод не мог принять, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского Патриархата. Несколько дней назад на заседании Синода Константинопольского Патриархата было решено, что он восстанавливает в священном сане отлученного от Церкви лидера украинского раскола Филарета (Денисенко) и лидера еще одной раскольнической группировки. Принято решение «отменить» акт Константинопольского Патриархата от 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского Патриархата, а также учредить ставропигию Константинопольского Патриархата на Украине. Все эти решения являются беззаконными и канонически ничтожными с точки зрения Русской Православной Церкви, которая их не принимает и не будет им следовать. Раскол остается расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола, а Церковь, которая, признав раскольников, вступает с ними в общение, тем самым исключает себя из канонического поля Православной Церкви. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским Патриархатом, полностью идентифицировавшим себя с расколом. Хотел бы сказать о том, что это не первый случай подобного рода в истории Православной Церкви. Был случай, например, когда Константинопольский Патриарх впал в ересь; эту ересь осудили на III Вселенском Соборе, а Патриарх Константинопольский Несторий был низложен. Был случай тысячу лет спустя, когда Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом. Это деяние осудили главы других Поместных Православных Церквей. Оно было осуждено также в Русской Православной Церкви. Именно потому, что на тот момент в Константинополе не было канонического Патриарха, а был патриарх-униат, Русская Православная Церковь самостоятельно избрала своего митрополита; и с этого момента Русская Церковь начала свое бытие как Церковь автокефальная.

http://mospat.ru/ru/news/47055/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010